(5)
Тексты Писания: 2 Пет. 3:13-18
В этом сообщении мы рассмотрим стихи 13-18 в 3-й главе. В стихе 13 мы видим ожидание новых небес и новой земли, наполненных Божьей праведностью; в стихах 14-16 — подготовку к грядущему суду, а в стихах 17-18 — заключение, в котором говорится, что мы должны быть настороже и расти в благодати и знании Господа.
В 3:13 Пётр говорит: «Но согласно Его обещанию мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность». Греческое слово, переведённое как «обитает», можно также перевести как «поселяется». Поскольку темой этого Послания является Божье правление, то в конечном итоге в нём говорится, что появится новая вселенная, в которой будет обитать праведность. Это показывает, что всё будет полностью подчинено Божьему правлению. Не будет ничего неправильного, ничего несправедливого и неправедного. Поэтому не будет потребности в каком-либо дальнейшем Божьем правительственном суде.
После того как всё материальное распадётся, обещание Бога, будучи Его непреходящим словом, по-прежнему будет существовать, чтобы Его искупленный народ полагался и опирался на него в ожидании новой вселенной. Мы должны возлагать надежду не на видимые начала, а на то, что обещает нам в качестве нашей участи слово Божье, то есть на новые небеса и новую землю, которые ещё не стали видимыми для нас.
Новые небеса и новая земля — это старые небеса и старая земля, обновлённые и преобразованные через сожжение огнём Божьего суда, так же как новый человек — это наш старый человек, обновлённый и преобразованный (Кол. 3:9-10; 2 Кор. 3:18).
Праведность — это основной фактор, на основании которого производится правительственный суд Бога над всеми тварями в Его старом творении. Поэтому в этих двух книгах о Божьем правлении на ней неоднократно делается акцент (1 Пет. 2:23-24; 3:12, 14; 4:18; 2 Пет. 1:1; 2:5, 7-8, 21; 3:13). В трудах Иоанна главное, что мы видим, — это любовь Бога, выражаемая в Его жизни; в трудах Павла — благодать Бога, раздаваемая в Его домостроительстве; а в трудах Петра — праведность Бога, поддерживаемая в Его правлении. Божьи жизнь, домостроительство и правление являются основными структурами в служении трёх апостолов. Жизнь исходит от любви, домостроительство осуществляется через благодать, а правление основывается на праведности. Эта праведность будет обитать на новых небесах и новой земле; она повсеместно пропитает Божью новую вселенную и таким образом будет полностью содержать её в Божьем праведном порядке, так что никакого дальнейшего суда никогда не потребуется.
Постараться быть найденными в мире
В стихе 14 Пётр продолжает: «Итак, возлюбленные, поскольку вы ожидаете этого, постарайтесь, чтобы Он нашёл вас в мире без пятна и без порока». Постараться, чтобы Господь нашёл нас в мире, — значит постараться, чтобы при Своём пришествии Он нашёл нас правыми в Его глазах перед Богом и человеком. Мир — это плод праведности (Евр. 12:11; Ис. 32:17). Поскольку эта книга подчёркивает праведность для Божьих правительственных мер, она повелевает верующим, которые ходят путями праведности (2:21), стремиться к миру (Евр. 12:14), чтобы они были подготовлены к пришествию Господа с судом. В 3:14 Пётр увещевает нас быть найденными Господом в мире «без пятна и без порока». Еретики, которые оставляют прямой путь и следуют пути неправедности (2:15), — это пятна и пороки среди верующих (2:13). Но верующие, которые стремятся жить в мире в Божьем правлении, должны быть без пятна и без порока подобно Господу — Агнцу без порока и без пятна (1 Пет. 1:19).
Чтобы подготовиться к грядущему суду, мы должны не только быть найдены в мире, но и быть спасены от уничтожения. Вот что говорит об этом Пётр в 3:15 и 16: «И долготерпение нашего Господа считайте спасением, как и наш возлюбленный брат Павел согласно данной ему мудрости писал вам, как и во всех своих посланиях, говоря в них обо всём этом; в них кое-что трудно для понимания, что невежды и нетвёрдые искажают, как и остальные Писания, к своему собственному уничтожению». Насмешники считают долготерпение Господа по отношению к верующим промедлением, опозданием или задержкой (ст. 9). Тем самым они искажают слово Господа, сказанное пророками в Писаниях и апостолами в их учениях. Поэтому Пётр велит верующим считать долготерпение Господа спасением, а не промедлением и не искажать пророчеств пророков и учений апостолов, включая его собственные учения и учения Павла, чтобы не подвергнуться суду к уничтожению, как это будет с еретиками при пришествии Господа. Исполняя это и стараясь, чтобы Господь нашёл их в мире, верующие готовятся к пришествию Господа с судом.
Долготерпение Господа, проявляющееся в том, что он медлит относительно Своего обещания, следует считать дополнительной возможностью для верующих покаяться к спасению. Под спасением в 3:15 понимается спасение не на начальном этапе, а на заключительном. Господь медлит со Своим пришествием, желая воспрепятствовать тому, чтобы многие из Его избранников упустили высшую долю в Его полном спасении.
В 3:15 и 16 Пётр упоминает труды Павла. Пётр был не единственным апостолом, который учил, используя в качестве подтверждения пророчество пророков, что долготерпение Господа следует считать спасением, а не промедлением. Павел, ещё один апостол, учил тому же самому в своих трудах, опираясь на пророческое слово Ветхого Завета. Пётр сослался на этот факт, чтобы подкрепить свои слова.
В стихе 16 Пётр предостерегает нас, чтобы мы не искажали Писания. Мы не должны искажать ни труды апостола Павла, ни труды апостола Петра, поскольку и то и другое является частью новозаветных Писаний. Те, кто искажает Писания, подвергнутся уничтожению.
Поскольку противоядием, которое Пётр использовал, чтобы предохранить верующих от еретических учений отступничества, является святое слово, сказанное ветхозаветными пророками и новозаветными апостолами, он не мог не упомянуть написанного апостолом Павлом, то есть важнейшей части учения апостолов, составляющего Новый Завет. В обоих своих Посланиях, которые тоже являются частью учения апостолов и входят в состав Нового Завета, Пётр неоднократно ссылается на ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов (1 Пет. 1:10-12; 2 Пет. 1:12-21; 3:2). Здесь он самым определённым образом сослался на апостола Павла, сказав, что Павел во всех своих трудах говорит что-то трудное для понимания о том же, о чём говорит Пётр в своих трудах, и что искажать написанное Павлом — это то же самое, что искажать Писания, как делают еретики, что приведёт к уничтожению, то есть к тому, что Господь подвергнет их суду при Своём возвращении.
Это серьёзное предостережение и для верующих, и для еретиков в отступничестве.
Божье домостроительство с точки зрения Петра
В 3:16 Пётр употребляет выражение «всё это». В своих двух Посланиях, содержащих только восемь глав, Пётр показал всё Божье домостроительство от вечности в прошлом прежде основания мира (1 Пет. 1:2, 20) до новых небес и новой земли в вечности в будущем (2 Пет. 3:13). Он раскрыл важнейшие положения, связанные с Божьим домостроительством, о которых пророчествовали пророки и проповедовали апостолы (1 Пет. 1:10-12), с четырёх сторон:
1) Со стороны Триединого Бога:
Бог Отец в вечности согласно Своему предузнанию избрал некоторых людей (1 Пет. 1:1-2; 2:9) и призвал их в Свою славу (1 Пет. 5:10; 2 Пет. 1:3). Христос, который был предузнан Богом прежде основания мира, но явлен в последние времена, искупил Божьих избранных людей (2, 1 Пет. 1:18-19) Своей заместительной смертью (1 Пет. 2:24; 3:18) через Свои воскресение в жизни и вознесение в силе (1 Пет. 1:3; 3:21-22). Дух, посланный с неба, освятил и очистил тех, кто искуплен Христом (1 Пет. 1:2, 12, 22; 4:14). (Ангелы жаждут вникнуть в это — 1 Пет. 1:12.) Божественная сила Триединого Бога обеспечила искупленных всем, относящимся к жизни и благочестию (2 Пет. 1:3-4), чтобы оберегать их к полному спасению (1 Пет. 1:5). Бог также воспитывает их (1 Пет. 5:6) некоторыми из Своих различных правительственных судов (1 Пет. 1:17; 2:23; 4:5, 6, 17; 2 Пет. 2:3, 4, 9; 3:7), и Он усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит их Своей всякой благодатью (1 Пет. 5:10). Господь проявляет долготерпение по отношению к ним, чтобы все они имели возможность покаяться к спасению (2 Пет. 3:9, 15). Затем Христос явится в славе со Своим полным спасением для тех, кто любит Его (1 Пет. 1:5, 7-9, 13; 4:13; 5:4).
2) Со стороны верующих:
Верующие, будучи Божьим достоянием, были избраны Богом (1 Пет. 1:1-2; 2:9), призваны Его славой и добродетелью (1 Пет. 2:9; 3:9; 2 Пет. 1:10), искуплены Христом (1 Пет. 1:18-19), возрождены Богом через Его живое слово (1 Пет. 1:3, 23) и спасены через воскресение Христа (1 Пет. 3:21). Сейчас они оберегаются силой Божьей (1 Пет. 1:5); очищаются, чтобы любить друг друга (1 Пет. 1:22); растут, питаясь словесным молоком (1 Пет. 2:2); развивают в жизни духовные добродетели (2 Пет. 1:5-8) и преобразовываются и созидаются в духовный дом, святое священство, чтобы служить Богу (1 Пет. 2:4-5, 9). Они являются Божьим избранным родом, царственным священством, святым племенем и особым народом, принадлежащим лично Богу и выражающим Его добродетели (1 Пет. 2:9). Они воспитываются при помощи Его правительственного суда (1 Пет. 1:17; 2:19-21; 3:9, 14, 17; 4:6, 12-19; 5:6, 9), ведут превосходный образ жизни в святости и в благочестии, чтобы прославлять Его (1 Пет. 1:15; 2:12; 3:1-2), служат как хорошие домоправители Его разнообразной благодати для Его прославления через Христа (1 Пет. 4:10-11) (под образцовым пастырством старейшин — 1 Пет. 5:1-4), а также ожидают и ускоряют пришествие Господа (1 Пет. 1:13; 2 Пет. 3:12), чтобы быть богато снабжёнными входом в вечное царство Господа (2 Пет. 1:11). Кроме того, они ожидают новых небес и новой земли, на которых обитает праведность, в вечности (2 Пет. 3:13), а также постоянно растут в благодати и знании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 3:18).
3) Со стороны Сатаны:
Сатана — это противник верующих, дьявол, который, как рычащий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать (1 Пет. 5:8).
4) Со стороны вселенной:
Падшие ангелы были осуждены и ожидают вечного суда (2 Пет. 2:4); древний нечестивый мир был уничтожен потопом (2 Пет. 2:5; 3:6); нечестивые города были превращены в пепел (2 Пет. 2:6); лжеучителей и еретиков-насмешников в отступничестве, а также человечество в его порочном образе жизни постигнет суд к уничтожению (2 Пет. 2:1, 3, 9-10, 12; 3:3-4, 7; 1 Пет. 4:5); небеса и земля будут сожжены (2 Пет. 3:7, 10, 11), а все мёртвые люди и все бесы подвергнутся суду (1 Пет. 4:5). Затем придут новые небеса и новая земля как новая вселенная, в которой вечно будет обитать Божья праведность (2 Пет. 3:13).
Павел в своих трудах тоже говорил обо «всём этом» (за исключением новых небес и новой земли). Поэтому Пётр сослался на труды Павла, чтобы подкрепить собственные труды, особенно в том, что касается Божьего правительственного и воспитательного суда над верующими. Павел решительно и неоднократно подчёркивал этот вопрос в своих трудах (1 Кор. 11:30-32; Евр. 12:5-11, 12:29; 2:3; 4:1; 6:8; 10:27-31, 39; 1 Кор. 3:13-15; 4:4-5; 2 Кор. 5:10; Рим. 14:10). Судя по всему, именно по этой причине Пётр дал высокую оценку трудам Павла.
Сколько красоты и превосходства в этой высокой оценке! Хотя коринфяне пытались разделить Петра и Павла согласно своим разделяющим предпочтениям (1 Кор. 1:11-12), Пётр дал высокую оценку Павлу, сказав, что Павел, подобно ему, учил «всему этому» и что труды Павла нельзя искажать, а следует воспринимать так же, как «остальные Писания», относиться к ним с таким же уважением, как к Ветхому Завету. То, что Пётр дал такую высокую оценку, — это не мелочь, потому что именно его Павел укорил лицом к лицу относительно новозаветной веры (Гал. 2:11-21). Отсюда видно, что Пётр смело признал, что, хотя ранние апостолы, такие как Иоанн, Павел и он сам, и отличались друг от друга по стилю, терминологии, манере выражаться, определённым аспектам своих взглядов и тому, как они излагали свои учения, — все они участвовали в одном и том же едином служении, служении Нового Завета (2 Кор. 3:8-9; 4:1). Такое служение преподносит людям, как своё средоточие, всеобъемлющего Христа как воплощение Триединого Бога, который, пройдя процесс воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения и вознесения, раздаёт Себя через искупление Христа и посредством действия Святого Духа в Своих искупленных людей как их единую долю жизни и как их жизненное снабжение и всё для них ради созидания церкви как Тела Христова, завершающегося полным выражением Триединого Бога, Его полнотой, согласно вечному замыслу Отца.
В 3:16 Пётр говорит, что невежды и нетвёрдые искажают труды Павла, а также остальные Писания, к своему собственному уничтожению. Отсюда видно, что насмешники (2 Пет. 3:3) и их последователи, судя по всему, искажали Писания и учение апостолов.
Судя по контексту, под «уничтожением» в стихе 16 понимается не вечная гибель, а наказание божественного правительственного воспитания.
Стихи 17 и 18 в 3-й главе представляют собой заключение к этому Посланию. В стихе 17 Пётр говорит: «Итак, вы, возлюбленные, зная это заранее, будьте настороже, чтобы вам, будучи унесёнными заблуждением беззаконников, не отпасть от собственной твёрдости». Здесь Пётр говорит, что мы должны быть настороже из-за отступничества, еретических учений, которые могут унести нас к уничтожению, искажая труды апостолов или Писания. Греческое слово, переведённое здесь как «будучи унесёнными», употреблено также в Гал. 2:13 в отношении Петра, Варнавы и других верующих из иудеев. «Беззаконниками» в стихе 17, судя по всему, названы лжеучители и насмешники (2 Пет. 2:1; 3:3), то есть ранние еретики. Пётр обеспокоен, как бы святые не отпали от собственной твёрдости. Отпасть от собственной твёрдости — значит стать нетвёрдыми.
В стихе 18 Пётр говорит в заключение: «…а растите в благодати и знании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и сейчас, и до дня вечности. Аминь». Слово «растите» указывает на то, что написанное Петром в его двух Посланиях основано на жизни. Расти в благодати — значит расти посредством обильного снабжения вечной жизни, которым обеспечивает нас божественная сила (1:3-4), а расти в знании Господа — значит расти посредством осознания того, чем является Христос. Так мы растём посредством наслаждения благодатью и осознания истины (Ин. 1:14, 17).
Благодать — это Триединый Бог как жизнь и жизненное снабжение для нас. Нам нужно расти в этом жизненном снабжении, в этом питании. Таким образом, расти в благодати — значит расти в этом внутреннем источнике жизненного снабжения. В начале этого Послания Пётр говорит о благодати, а в конце он велит нам расти в этой благодати.
Кроме того, Пётр призывает нас расти в знании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Усвоение знания нашего Господа — это то же, что истина, действительность всего, чем Он является, как в Ин. 1:14, 17. Пётр повелел верующим расти не только в благодати, но и в этой истине.
Пётр заканчивает это Послание такими словами: «Ему слава и сейчас, и до дня вечности». Местоимение «Ему» относится к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. Поскольку такая хвала воздаётся нашему Богу (Рим. 11:36; 16:27), это показывает, что наш Господь и Спаситель Иисус Христос есть Бог.