Божье домостроительство в противоположность иным учениям
Тексты Писания: 1 Тим. 1:1-17
С этого сообщения мы начинаем серию сообщений Жизнеизучения Первого и Второго посланий к Тимофею, Послания к Титу и Послания к Филимону. В ходе предыдущих Жизнеизучений мы рассмотрели шесть книг, написанных Павлом: его Послания к Римлянам, Евреям, Эфесянам, Колоссянам, Галатам и Филиппийцам. В этих книгах раскрыты основополагающие и ключевые истины о Христе и церкви. Помимо этих книг Павел написал Первое и Второе послания к Коринфянам и Первое и Второе послания к Фессалоникийцам.
Из четырнадцати Посланий, написанных Павлом, Послания к Галатам, Эфесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Римлянам и Евреям являются основополагающими; их можно рассматривать как одну группу. Первое и Второе послания к Тимофею, Послание к Титу и Послание к Филимону тоже можно рассматривать как группу. Мы верим, что расположение книг в Новом Завете соответствует Господней верховной власти. То, что эти четыре книги, Первое и Второе послания к Тимофею, Послание к Титу и Послание к Филимону, помещены в одну группу, — это действительно верховное расположение.
У вас, скорее всего, возник вопрос: к какой группе отнести остальные четыре Послания Павла — Первое и Второе послания к Коринфянам и Первое и Второе послания к Фессалоникийцам. Первая группа, состоящая из шести книг, содержит основополагающее откровение о Христе и церкви. Вторая группа, состоящая из четырёх книг, затрагивает Божье домостроительство в отношении церкви. В этой группе рассматривается Божье домостроительство в связи с церковью. Первое и Второе послания к Коринфянам подкрепляют обе группы Посланий. В этих двух книгах мы видим дальнейшее и богатейшее откровение о Христе и церкви. С одной стороны, в Первом и Втором посланиях к Коринфянам показано дальнейшее богатство Христа; с другой стороны, эти книги утверждают домостроительство Божье о церкви. А что можно сказать о Первом и Втором посланиях к Фессалоникийцам? В этих Посланиях Павел показывает нам нашу надежду, надежду славы, то есть явление нашего дорогого Господа Иисуса Христа.
А. Первое послание к Тимофею — раскрывает Божье домостроительство относительно церкви
Первое послание к Тимофею раскрывает нам Божье домостроительство относительно церкви. Непростая задача — дать краткий, но при этом всеобъемлющий обзор этой книги. Только проникнув в глубины этого Послания, мы осознаем, что его тема именно такова. Если мы углубимся в эту книгу, мы увидим, что её можно охарактеризовать как книгу о Божьем новозаветном домостроительстве, связанном с Его церковью.
В 1:4 Павел использует замечательный термин — «Божье домостроительство». Это домостроительство представляет собой домашнюю экономику. Оно раскрыто в четырёх выражениях в 1 Тим. 3: великая тайна благочестия; Бог был явлен во плоти; церковь — это дом живого Бога; церковь — это столп и опора истины. Если сопоставить Божье домостроительство с этими четырьмя выражениями, становится очевидно, что Первое послание к Тимофею действительно раскрывает Божье домостроительство в отношении церкви.
Б. Второе послание к Тимофею — служит «прививкой» против упадка церкви
Второе послание к Тимофею служит «прививкой» против упадка церкви. С одной стороны, прививка — это что-то положительное; с другой стороны, это что-то отрицательное, так как она указывает, что нам необходима защита от болезни, которая может убить нас. Павел написал Второе послание к Тимофею с целью сделать церкви «прививку» против упадка, деградации и вырождения.
В. Послание к Титу — поддерживает порядок в церкви
Цель Послания к Титу — поддержать порядок в церкви. Оно было написано, чтобы обеспечить надлежащий порядок в поместной церкви.
Первое послание к Тимофею раскрывает нам Божье домостроительство относительно церкви, Второе послание к Тимофею служит «прививкой» против упадка церкви, а Послание к Титу посвящено поддержанию порядка в церкви. Это три аспекта одной цели: сохранить церковь как надлежащее выражение Триединого Бога, символом чего служат золотые светильники в заключительной части божественного откровения (Отк. 1:12, 20). Чтобы достигнуть этой цели, в этих трёх книгах неоднократно делается акцент на следующих основополагающих и важнейших темах:
1) Вера как содержание полного благовестия согласно Божьему новозаветному домостроительству. Это объективная вера, о которой говорится в 1 Тим. 1:19; 2:7; 3:9; 4:1, 6; 5:8; 6:10, 12, 21; 2 Тим. 2:18; 3:8; 4:7; Тит. 1:13.
2) Истина, действительность содержания веры, о которой говорится в 1 Тим. 2:4, 7; 3:15; 4:3; 6:5; 2 Тим. 2:15, 18, 25; 3:7, 8; 4:4; Тит. 1:1, 14.
3) Здоровое учение в 1 Тим. 1:10; 2 Тим. 4:3; Тит. 1:9; 2:1 здоровые слова в 1 Тим. 6:3; 2 Тим. 1:13 здоровая речь в Тит. 2:8 здоровые в вере в Тит. 1:13; 2:2. Все это связано с состоянием жизни.
4) Жизнь, Божья вечная жизнь, в 1 Тим. 1:16; 6:12, 19; 2 Тим. 1:1, 10; Тит. 1:2; 3:7.
5) Благочестие, образ жизни, являющийся выражением Бога, в 1 Тим. 2:2, 10 (богобоязненность); 3:16; 4:7, 8; 5:4 (уважение); 6:3, 5, 6, 11; 2 Тим. 3:5, 12; Тит. 1:1; 2:12. О противоположном понятии, нечестии, говорится в 1 Тим. 1:9; 2 Тим. 2:16; Тит. 2:12.
6) Вера как наше действие — то, что мы верим в благовестие, в Бога и в Его слово и дела. Это субъективная вера, о которой говорится в 1 Тим. 1:2, 4, 5, 14, 19; 2:15; 3:13; 4:12; 6:11; 2 Тим. 1:5, 13; 2:22; 3:10, 15; Тит. 1:1, 4; 2:2; 3:15.
7) Совесть, ведущая часть нашего духа, которая оправдывает или осуждает наши взаимоотношения с Богом и с человеком. О ней говорится в 1 Тим. 1:15, 19; 3:9; 4:2; 2 Тим. 1:3; Тит. 1:15.
Вера представляет собой содержание Божьего домостроительства — управления домашним хозяйством, устроения. Истина — это содержание веры, её действительность, согласно Божьему домостроительству. Здоровое учение, здоровые слова и здоровая речь — это служение истины, преподнесение людям действительности божественных истин. Вечная жизнь — это средство и сила для осуществления божественной действительности веры. Благочестие — это образ жизни, выражающий божественную действительность, выражение Бога во всем Его богатстве. Вера (субъективная) — это отклик на истину веры (объективной); такая вера принимает божественную действительность и участвует в ней. Совесть — это средство испытания и проверки, призванное сохранить нас в вере.
Г. Послание к Филимону — иллюстрация равного положения верующих в новом человеке
На первый взгляд, Послание к Филимону не связано с Первым и Вторым посланиями к Тимофею и Посланием к Титу. Многие толкователи Библии называют эти три книги «пасторскими» Посланиями, подразумевая, что в них содержатся указания о том, как пасти церковь. Я предпочитаю не использовать термин «пасторские», поскольку он очень поверхностный. Я признаю, что в этих книгах есть мысль о пастырстве. Но рассматривать их как исключительно пасторские Послания — это очень поверхностно. Если мы заглянем в глубины этих книг и осознаем, что они говорят о Божьем домостроительстве в отношении церкви, о прививке против упадка церкви и о поддержании порядка в церкви, мы поймём, что Послание к Филимону необходимо отнести к той же группе.
В Послании к Филимону мы видим иллюстрацию равного положения верующих в новом человеке. Хотя Филимон был господином, а Онисим — рабом, в новом человеке они имели равное положение. Как мы увидим ниже, Онисим убежал от своего господина, но, попав в тюрьму, был спасён через Павла. Потом Павел послал его обратно к Филимону, но уже не как раба, а как дорогого брата во Христе. Поэтому здесь мы видим иллюстрацию равного положения верующих в новом человеке. Если мы сопоставим это Послание с Первым и Вторым посланиями к Тимофею и Посланием к Титу, мы узнаем, какой должна быть надлежащая жизнь поместной церкви.
Это сообщение озаглавлено «Божье домостроительство в противоположность иным учениям». Мало кто из читающих Библию увидел это положение в первой главе Первого послания к Тимофею. Однако в ней есть мысль о том, что Божье домостроительство противоположно иным учениям. Каков центр Божьего откровения, средоточие Божьего домостроительства? Божье домостроительство состоит в том, чтобы раздать Самого Бога во Христе через Духа в Его избранных людей, чтобы они имели божественную жизнь и природу и стали Телом Христовым, новым человеком, церковью для выражения Бога во вселенной. Это наиважнейший момент.
Во все века у христиан была одна и та же проблема: различные учения, противоположные Божьему откровению. Кто-то из них может возразить, что, когда они учат крещению погружением, они учат согласно Божьему откровению. Возможно, они учат правильно, но погружение — это не основное положение божественного откровения. Основной момент связан не с погружением, использованием вина или виноградного сока на трапезе Господней или временем нашего восхищения — до великой скорби, после великой скорби или в течение великой скорби. Точно так же и истукан в Дан. 2 и звери в Отк. 13 не являются средоточием Божьего домостроительства. Какая жалость, что христиане спорят, какую воду использовать при крещении, но при этом полностью пренебрегают Божьим домостроительством! Нам крайне необходимо видеть, что Божье домостроительство — это раздаяние Богом Самого Себя как чудесного Триединого Бога, Отца, Сына и Духа, в Его избранных, чтобы они, получив Его жизнь и природу, стали Его многочисленными сыновьями, членами Христа, чтобы проявлять Его во вселенной. Таково центральное откровение в Писаниях; вот что Библия называет Божьим домостроительством.
Как и в наши дни, во времена Павла были люди, учившие иному. Они учили чему-то, что было противоположно Божьему домостроительству. Однако Пётр, Иоанн, Иаков, Павел и остальные апостолы проповедовали одно и то же — Христа и церковь. Хотя апостолов было много, служение у них было одно. Не думайте, что Пётр, Иоанн, Иаков и Павел учили каждый чему-то своему. Нет, все они учили Христу и церкви.
В четырёх Евангелиях с помощью четырёх биографий раскрыта одна Личность. Эти биографии написаны с разных точек зрения, но раскрывают они не четыре Личности. Все они раскрывают одну и ту же Личность — Господа Иисуса Христа. Поскольку у этой замечательной Личности есть Тело, начиная с Деяний и до конца Нового Завета мы видим Тело этой Личности. Я повторяю, проповедь и учение всех апостолов были посвящены одному и тому же — Христу и церкви.
Поскольку апостолы учили Христу и церкви и проповедовали Христа и церковь, у них было одно служение. Поэтому Павел мог сказать, что они имели «это служение» (2 Кор. 4:1). Апостолов было много, но они получили только одно служение. В первой главе Деяний мы видим дальнейшее указание на то, что все апостолы находились в одном и том же служении (ст. 17). Любое так называемое служение, отличающееся от служения Павла и других апостолов, — это на самом деле не служение, это иное учение. Согласно Новому Завету, единое служение заключается в том, чтобы преподносить Христа Божьим избранным людям для образования церкви. Таково Божье домостроительство, и оно противоположно любым иным учениям. Божье домостроительство, безусловно, не связано с такими вещами, как покрывание головы, омовение ног, пищевые ограничения или соблюдение определённых дней. Божье домостроительство противоположно этим иным учениям.
А. Павел, апостол Христа Иисуса
Павел открывает Первое послание к Тимофею такими словами: «Павел, апостол Христа Иисуса по повелению Бога, нашего Спасителя, и Христа Иисуса, нашей надежды». Именно по повелению Бога и Христа Павел стал апостолом. В своих более ранних Посланиях он говорил, что он апостол волей Божьей (1 Кор. 1:1; 2 Кор. 1:1; Эф. 1:1; Кол. 1:1). Божье повеление — это конкретное выражение Божьей воли, вытекающее из неё руководство.
«Бог, наш Спаситель» (1 Тим. 1:1 ср. 4:10; Тит. 2:13) и «наш Спаситель Бог» (1 Тим. 2:3; Тит. 1:3; 2:10; 3:4) — это особые титулы, употребляемые по отношению к Богу в трёх книгах, где Божье спасение используется как прочная основа для учений о Божьем новозаветном домостроительстве (1:15-16; 2:4-6; 2 Тим. 1:9-10; 2:10; 3:15; Тит. 2:14; 3:5-7). Павел стал апостолом по повелению именно такого спасающего Бога, Бога-Спасителя, а не по повелению Бога, дающего закон, Бога требующего.
В 1:1 Павел говорит о «Христе Иисусе, нашей надежде». Христос Иисус — это не только Божий Помазанник (Христос), который становится нашим Спасителем (Иисусом), чтобы мы были спасены и обрели Божью вечную жизнь, но и наша надежда, которая приводит нас к полному благословению этой вечной жизни и к наслаждению ей. Показанная в Тит. 1:2 надежда вечной жизни, которая была для Павла основой и условием его апостольства, и показанная в Тит. 2:13 блаженная надежда, которой мы ожидаем как явления славы великого Бога и нашего Спасителя, тесно связаны с личностью Божьего Мессии, нашего Спасителя. Поэтому Он Сам является нашей надеждой — надеждой славы (Кол. 1:27). Павел стал апостолом по повелению не только нашего Спасителя Бога, но и Того, кто спас нас вечной жизнью и кто приведёт нас в славу этой жизни. Его повеление — это повеление вечной жизни, которое исполняется вечной жизнью, в отличие от повеления Бога, дающего закон, — повеления букв, которое исполнялось человеческими усилиями, без снабжения вечной жизни.
Б. Тимофею, подлинному сыну в вере
Павел продолжает свое введение в стихе 2: «Тимофею, подлинному сыну в вере: Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа». Греческое имя «Тимофеос» состоит из двух частей: первая означает «почет», вторая — «Бог». Таким образом, это имя означает «почитать Бога». Тимофей стал подлинным сыном Павла не в результате природного рождения, а в вере, то есть в сфере и элементе веры; не физически, а духовно.
III. Божье домостроительство в противоположность иным учениям
В стихе 3 Павел говорит: «Как я и призывал тебя, когда отправлялся в Македонию, остаться в Эфесе, чтобы ты повелевал некоторым не учить иному». Павел говорит, что он «отправлялся в Македонию». Судя по всему, это произошло после того, как апостол был освобождён из своего первого заключения в Риме. Вероятно, он написал это Послание из Македонии, которая располагалась на территории сегодняшней северной Греции и южной Болгарии.
В стихе 3 Павел говорит о «некоторых». Это были некоторые несогласные, вроде тех, о которых говорится в стихе 6 и в Гал. 1:7; 2:12.
Учить иному — значит учить небылицам, бесконечным родословиям (ст. 4) и закону (ст. 7-8). Все подобное учение было пустословием (ст. 6); оно было иным, отличным от учения апостолов, которое было сосредоточено на Христе и церкви.
Послания Павла — это завершение божественного откровения о вечном замысле Бога и о Его домостроительстве (Кол. 1:25). Его служение завершает откровение о всеобъемлющем Христе и о Его вселенском Теле — о церкви, которая, будучи Его полнотой, выражает Его. В отношении церкви как Тела Христова существуют две стороны: жизнь и практика. Начиная с Послания к Римлянам и заканчивая Вторым посланием к Фессалоникийцам даётся полное откровение о жизни церкви, в том числе о природе церкви, о её обязанностях и её предназначении. Теперь, начиная с Первого послания к Тимофею и заканчивая Посланием к Филимону, излагается подробное откровение о практике церкви. Это связано с управлением и пастырством в поместной церкви. Первое, что для этого требуется, — это положить конец иным учениям несогласных, отвлекающим святых от центральной линии и конечной цели Божьего новозаветного домостроительства (ст. 4-6). Иные учения в 1:3-4, 6-7; 6:3-5, 20-21 и ереси в 4:1-3 — это то семя, тот источник, которым вызван упадок церкви, её деградация, её вырождение, о чем говорится во Втором послании к Тимофею.
В стихе 4 Павел продолжает: «И не внимать мифам и бесконечным родословиям, которые производят споры, а не Божье домостроительство, которое в вере». Слову, переведённому в этом стихе как «мифы», соответствует греческое слово «мютос». Это же слово употребляется в 4:7; 2 Тим. 4:4. Оно обозначает слова, речи и разговоры о таких вещах, как слухи, рассказы, правдивые или вымышленные истории и выдумки. Возможно, оно включает в себя иудейские истории о чудесах, измышления раввинов и т. д. Все это представляет собой скверные и старушечьи мифы (4:7) и иудейские мифы (Тит. 1:14). Иудейские мифы могли стать семенем гностической мифологии.
Под упомянутыми в этом стихе «бесконечными родословиями», вероятно, имеются в виду ветхозаветные родословия, приукрашенные баснями (Тит. 3:9).
Мифы и бесконечные родословия производят споры и пустословие, а не Божье домостроительство.
Из-за небылиц и бесконечных родословий появляется пустословие, и люди в итоге совершают промах в отношении цели повеления. В стихах 5 и 6 Павел говорит: «А цель повеления — любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры; отчего некоторые, совершив промах, совратились к пустословию». Под «повелением» в стихе 5 имеется в виду повеление в стихе 3. Иные учения несогласных, о которых говорится в стихе 3, вызывали среди верующих зависть и разлад, то есть нечто противоположное любви — цели данного апостолом повеления. Чтобы исполнить повеление апостола, нужна любовь, которая исходит от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры.
Чистое сердце — это нераздвоенное сердце, не имеющее примесей, сердце, которое ищет только Господа и для которого единственной целью является Господь. Добрая совесть — это совесть без преткновений (Деян. 24:16). Нелицемерная вера, связанная с верой, о которой говорится в стихе 4, — это вера без притворства и лицемерия, вера, которая очищает сердце (Деян. 15:9) и действует через любовь (Гал. 5:6). Находясь в обстановке упадка церкви и имея дело с иными учениями, мы должны обладать всеми этими качествами, чтобы иметь чистую, истинную и подлинную любовь.
В стихе 7 Павел говорит об учителях закона: «Желая быть учителями закона, хотя они не понимают ни того, что говорят, ни того, относительно чего уверенно утверждают». Учителя закона, которые учат людей, что делать и чего не делать, — это не то же самое, что служители Христа (4:6), которые преподносят другим Его богатство. Согласно этому стиху, желающие быть учителями закона уверенно утверждают определённые вещи. Выражение, переведённое как «уверенно», можно также перевести как «категорически», «настойчиво». Это же слово употреблено в Тит. 3:8.
Согласно стихам с 8 по 10, закон хорош, если им пользуются законно. Павел говорит, что «закон установлен не для праведного, а для беззаконных и строптивых, для нечестивых и грешников, для не имеющих святости и скверных, для тех, кто бьет отца и кто бьет мать, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, похитителей людей, лжецов, клятвопреступников и всего другого, что противостоит здоровому учению».
Слово «здоровое» подразумевает связь с жизнью. Любое здоровье относится к здоровью жизни. Уча здраво, по благовестию славы Божьей, апостолы преподносят людям здоровое учение как снабжение жизни, либо питая, либо исцеляя их. Иные учения несогласных в стихе 3 делают нечто противоположное — сеют в других семена смерти и яда. Любое учение, которое отвлекает людей от центра и цели Божьего новозаветного домостроительства, не является здоровым.
В греческом языке слова, переведённые как «Божье домостроительство» в 1:4, также означают Божью домашнюю экономику (Эф. 1:10; Эф. 3:9). Это Божье управление Своим домашним хозяйством, состоящее в том, что Бог, раздавая Себя во Христе в Своих избранных людей, обрёл дом, который выражал бы Его, и таким домом является церковь (1 Тим. 3:15), Тело Христово. Служение апостола было сосредоточено на этом Божьем домостроительстве (Кол. 1:25; 1 Кор. 9:17), а иные учения несогласных использовались Божьим врагом, чтобы отвлечь Его людей от этого домостроительства. Осуществляя управление и пастырство в поместной церкви, необходимо разъяснять это божественное домостроительство святым.
Моя забота полностью сосредоточена на Божьем домостроительстве. Оно является моей заботой на протяжении более сорока лет. За те годы, что я живу в Америке, я не учил ничему, кроме Божьего домостроительства.
Божье домостроительство — это Его домашняя экономика. Согласно Библии, Богу, в первую очередь, нужно не царство, а дом, семья. Как только Он обретёт семью, она сама собой станет Его царством. Если Он не получит семью, домашних, дом, Он не сможет получить и царство. Поэтому Божье домостроительство, в первую очередь, связано с Его домашней экономикой, Его семейной экономикой.
2. Божье управление домашним хозяйством
Далее, Божье домостроительство — это Божье управление домашним хозяйством, в котором Он раздаёт Себя во Христе в Своих избранных людей, чтобы обрести дом, церковь, Тело Христово, которое выражало бы Его.
3. Средоточие служения апостола Павла
Божье домостроительство было средоточием служения апостола Павла (Кол. 1:25; 1 Кор. 9:17).
В стихе 4 Павел говорит, что Божье домостроительство — в вере. Раздаяние в нас Бога происходит целиком и полностью посредством веры. Божье домостроительство — это нечто в вере, то есть нечто в сфере и элементе веры, в Боге через Христа. Вера противопоставляется спорам. Божье домостроительство, которое состоит в том, что Бог раздаёт Себя в Своих избранных людей, находится не в природной сфере и не в работе под законом, а в духовной области нового творения посредством возрождения верой во Христа (Гал. 3:23-26). Верой мы рождаемся от Бога и становимся Его сыновьями, причащаясь Его жизни и природы, чтобы выражать Его. Верой мы оказываемся помещены во Христа и становимся членами Его Тела, разделяя все, чем Он является, для Его выражения. Таково Божье устроение, которое осуществляется в вере, согласно Божьему новозаветному домостроительству.
Мы должны глубоко проникнуться значением веры в Новом Завете. Мы много говорили о ней в Жизнеизучениях Посланий к Римлянам, Евреям и Галатам. В первую очередь, вера — это Бог как сказанное нам Слово. Через Слово Божье и благодаря Духу Божьему Бог во Христе вливается в нас. В результате в нас что-то поднимается. Это вера. Затем она работает в нас, приводя нас в органический союз с Триединым Богом. Благодаря этому органическому союзу Бог постоянно вливается и переливается в нас. В итоге мы получаем божественную жизнь и божественную природу, чтобы стать Божьими сыновьями, членами Христа и частями нового человека. Все вместе мы становимся домом Божьим, Телом Христовым и новым человеком. Таково Божье домостроительство в вере.
5. По благовестию славы блаженного Бога
Божье домостроительство происходит «по благовестию славы блаженного Бога» (ст. 11). Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение? Многие слышали о благовестии благодати, благовестии прощения, благовестии оправдания и благовестии возрождения, но они никогда не слышали о благовестии славы. Такое благовестие не только доносит до нас благую весть о прощении грехов и оправдании по вере; благовестие славы — это благовестие о Божьем домостроительстве. Слава — это Бог выраженный. Поэтому благовестие славы — это благовестие выраженного Бога; это благовестие, которое выражает Божью славу.
«Благовестие славы блаженного Бога» — это замечательное выражение. Оно обозначает Божье домостроительство, о котором говорится в стихе 4. Благовестие, которое было доверено апостолу Павлу, — это сияние славы блаженного Бога. Раздавая Божьи жизнь и природу во Христе в Божьих избранных людей, это благовестие излучает Божью славу, в которой Бог блажен среди Своих людей. Таково поручение и служение, полученное апостолом от Господа (ст. 12). В поместной церкви необходимо регулярно учить этому благовестию и проповедовать его.
В стихе 12 Павел говорит: «Воздаю благодарение Тому, кто даёт мне силу, Христу Иисусу, нашему Господу, что Он счел меня верным, назначив меня на служение». Господь не только назначил апостола на служение и поручил ему Божье домостроительство внешне — Он также давал ему силу внутренне для осуществления Его домостроительства и для исполнения Его поручения. Это целиком и полностью вопрос жизни в Духе.
6. Образец в Божьем домостроительстве
В 1:13-17 мы видим образец в Божьем домостроительстве.
Павел называет себя первым из грешников (ст. 15-16). Он был хулителем Бога, гонителем человека и оскорбителем, разрушителем церкви. В стихе 13 он говорит сам о себе: «Того, кто прежде был богохульником, гонителем, и оскорбителем; но мне была явлена милость, потому что я, будучи в неведении, действовал в неверии».
Богохульник — это тот, кто хулит Бога, а гонитель — это тот, кто гонит человека. Савл Тарсянин, строгий фарисей (Деян. 22:3; Флп. 3:4-5), никогда не стал бы хулить Бога, но он злословил Господа Иисуса. Здесь он исповедал, что это было богохульство. Отсюда видно, что он верил в божество Христа.
Савл Тарсянин гнал церковь, оскорбляя, то есть разрушая, её (Деян. 22:4; Гал. 1:13, 23) так же, как иудеи оскорбляли Господа Иисуса, подвергая Его гонениям.
Павел также говорит, что он был в неведении и действовал в неверии. Быть в неведении — значит быть во тьме, а неверие — это следствие слепоты. Когда Савл Тарсянин противился Божьему новозаветному домостроительству, он находился во тьме и действовал вслепую.
В стихе 13 Павел свидетельствует о том, что ему была явлена милость. Сначала Савлу, богохульнику и гонителю, была явлена милость, а затем он получил благодать (ст. 14). Милость простирается дальше, чем благодать, в отношении недостойного. Поскольку Савл хулил Бога и гнал человека, Божья милость достигла его раньше, чем благодать Господа.
В стихе 14 Павел продолжает: «И благодать нашего Господа преизобиловала с верой и любовью во Христе Иисусе». Благодать Господа, придя вслед за Божьей милостью, посетила Савла Тарсянина и не только изобиловала, но и преизобиловала в нем с верой и любовью во Христе. Вера и любовь — это следствия Господней благодати. Милость и благодать приходят к нам от Господа; вера и любовь возвращаются к Господу от нас. Это духовное движение между Господом и нами. Посредством веры мы принимаем Господа (Ин. 1:12), а посредством любви наслаждаемся Господом, которого приняли (Ин. 14:21, 23; 21:15-17).
В стихе 15 Павел провозглашает: «Верно это слово и достойно всякого принятия, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, первый из которых — я». Христос пришёл в мир посредством воплощения, чтобы стать нашим Спасителем (Ин. 1:14). Он был Богом, который воплотился и стал человеком, чтобы Своей смертью и воскресением в человеческом теле спасти нас. В поместной церкви необходимо постоянно возвещать эту благую весть.
д. Верит в Христа к вечной жизни
В стихе 16 Павел говорит о тех, кто верит в Христа к вечной жизни. Несотворённая жизнь Бога — это окончательный дар и высшее благословение, которое Бог даёт тем, кто верит во Христа.
е. Чтобы показать все долготерпение Христа и быть образцом всем верующим
В стихе 16 Павел говорит: «Но ради того мне была явлена милость, чтобы на мне, первом, Иисус Христос показал все Свое долготерпение как образец для тех, кому предстоит верить в Него к вечной жизни». Савл Тарсянин, первый среди грешников, стал образцом для грешников, показывающим, что грешников может посетить Божья милость и что они могут быть спасены Господней благодатью.
В стихе 17 Павел говорит: «А Царю веков, нетленному, невидимому, единому Богу — честь и слава во веки веков. Аминь». Эти слова следует понимать в связи с упадком церкви. Пока Павел был в тюрьме, церкви начали приходить в упадок и обстановка была очень удручающей. Многие пришли в уныние. Даже некоторые из соработников Павла оставили его. Но Павел твёрдо верил и был полностью убеждён, что тот Бог, в которого он верил, Тот, кто доверил ему благовестие, — это Царь веков. Он никогда не меняется. Ни одного из земных царей нельзя назвать Царём веков. Цезарь был временным правителем, но наш Бог совсем не таков! Бог, которому служил Павел, — это поистине Царь веков. Отсюда следует, что Он Царь вечности. Он никогда не меняется. Он остаётся таким же.
Все, кроме Бога, тленно. Церковь может прийти в упадок, выродиться, деградировать, но Бог является нетленным. Павел также говорит, что Бог невидим. Бог сильный, вечный, нетленный и также невидимый. Мы не можем увидеть Его. Некоторые выражения, употреблённые в этом стихе в отношении Бога, можно найти только в этой книге. Нам вместе с Павлом следует использовать эти слова для прославления Бога. Было бы хорошо, если кто-нибудь положил бы их на музыку, чтобы мы могли спеть этот стих. Живым и высвобожденным образом нам нужно возвещать: «А Царю веков, нетленному, невидимому, единому Богу — честь и слава во веки веков. Аминь».