Усиленное наслаждение псалмистов Богом в Его доме и городе посредством страдающего, возвышенного и царствующего Христа
(3)
(2)
Тексты Писания: Пс. 45:9-17
Псалом 45 можно считать шестой вехой раскрытия Христа в Псалмах. Первая веха — это Псалом 2, вторая — Псалом 8, третья — Псалом 16, четвёртая — Псалмы 22—24, и пятая — Псалом 40. В этом сообщении по 45-му Псалму мы рассмотрим стихи с 9 по 17. Но прежде чем мы перейдём к этим стихам, я хочу поговорить о Библии и о том, как её следует понимать.
Библия — это очень необычная, особенная, странная и чудесная книга. Такую книгу, как Библия, невозможно понять природным человеческим разумом. У нас не будет надлежащего понимания, если мы пытаемся понять Библию согласно своему природному разуму. Разумеется, чтобы понять Библию, мы должны упражнять свой разум. Но мы должны упражнять не природный, а обновлённый, озарённый разум. Если мы хотим понять Библию, у нас должен быть обновлённый и озарённый разум, то есть разум, у которого понимание находится под божественным светом. Следовательно, когда мы изучаем Библию, мы должны молиться о том, чтобы Господь обновил наш разум и озарил его.
Без обновлённого и озарённого разума нам будет трудно изучать 45-й Псалом, особенно стихи с 9 по 15, в которых содержится хвала царя в восхвалении царицы с дочерьми царей и с девами. Нас может смутить, что у этого царя так много женщин. Библия учит, что у мужчины должна быть только одна жена, а в Новом Завете Павел говорит, что старейшина должен быть «мужем одной женщины» (1 Тим. 3:2). Но царь в 45-м Псалме похож на языческого царя, у которого множество жён и наложниц. Как мы увидим, описанное в этом псалме связано не с этикой, а с системой прообразов, и чтобы понять этот прообраз, нам нужен обновлённый, озарённый разум.
В связи с толкованием Библии, особенно Откровения, существуют две школы. С точки зрения первой школы, Откровение следует понимать буквально. Последователи этой школы утверждают, что Новый Иерусалим — это физический город. С точки зрения второй школы, Откровение следует понимать образно, поскольку некоторые положения его содержания раскрыты «знамениями» (1:1Б). Последователи этой школы утверждают, что как золотые светильники — это символы церкви, так и Новый Иерусалим — это символ, знамение.
В Библии содержится много символов и прообразов. Можно считать эти символы и прообразы картинами или «фотографиями». В Библии есть фотографии, поскольку она раскрывает много небесных, духовных вещей, и эти вещи невидимые и таинственные. Фотографии в Библии помогают нам понять их.
Примером библейского символа, или фотографии, является дерево жизни во 2-й и 3-й главах Бытия. Что такое дерево жизни? В Библии дерево жизни не является действительным деревом в буквальном смысле. Дерево жизни — это символ Бога как источника и действительности жизни. Отсюда следует, что дерево жизни — это символ Бога как жизни.
Другие символы в Ветхом Завете являются прообразами церкви. Первый из этих прообразов — это Ева, жена Адама (Быт. 2:18-23). Из 5-й главы Послания к эфесянам нам известно, что отношения между мужем и женой изображают великую тайну — Христа и церковь. Без такой картины, как Ева, которая является парой, приростом и увеличением Адама, мы бы не поняли, что церковь — это пара, прирост и увеличение Христа. Следовательно, нам нужен такой прообраз, как Ева, который символизирует, чем для Христа является церковь.
Чтобы раскрыть другой аспект церкви, Ветхий Завет также использует в качестве символов скинию и храм. Ева, скиния и храм — всё это фотографии церкви. Церковь является не только парой Христа, символом чего служит Ева, но и Божьим домом, Божьим жилищем, символом чего служит сначала скиния, а затем храм. Без этих символов мы не поняли бы многие детали о церкви как Божьем жилище. Из всего вышесказанного мы видим, что библейский путь состоит в том, чтобы использовать символы для изображения духовных вещей, и нам нужно помнить об этом, когда мы подходим к 45-му Псалму.
Псалом 45 был написан во хвалу царя Соломона, который был символом, прообразом, Христа с женой, состоящей из многих «дочерей», из многих верующих. Если бы Богу не потребовался царь в качестве такого символа Христа, Он не сотворил бы Соломона. Библия ясно раскрывает, что Божье намерение состоит в том, чтобы у мужчины была только одна жена, тем не менее у Соломона были сотни жён (3 Цар. 11:1, 3). Что касается 45-го Псалма, мы должны понимать это не с точки зрения этики, а с точки зрения прообразов. С точки зрения этики Соломону не следовало иметь столько жён. С точки зрения прообразов потребовался мужчина с сотнями жён, чтобы у Бога был особенный прообраз церкви, в состав которой входят многие верующие из многих народов. Соломон с его жёнами — это прообраз Христа с Его совокупной женой, женой, в состав которой входят верующие из каждого колена, языка, народа и племени (Отк. 5:9).
Соломон не последовал Божьему предписанию, согласно которому разрешалось иметь только одну жену, и многие читатели Библии осуждают его за это. Тем не менее в 45-м Псалме, написанном во хвалу Соломона, Соломон является прообразом Христа как Того, у кого есть совокупная жена. Чтобы понять это, нам нужен обновлённый, озарённый духовным пониманием разум. Именно поэтому я подчеркнул, что мы не должны приходить к этому псалму со своим природным разумом. Природный разум не поможет в понимании 45-го Псалма.
Если мы озарены и обновлены, мы осознаем, что 45-й Псалом прекрасен. Сначала в стихах со 2 по 7 этот псалом Хвалит Царя, Соломона, в его красе, в его победе, в его царстве и в сладости его добродетелей. После этого псалмист продолжает хвалить царя в хвале его царицы. Царица не одна — её сопровождают дочери царя (ст. 9) и девы, её подруги (ст. 14). Если мы рассмотрим это как прообраз, мы увидим, что царь — это прообраз Христа, царица — прообраз церкви, а те, кто окружает царицу, — прообраз верующих. Согласно прообразу, царица является не отдельной, индивидуальной личностью, а совокупной. Верующие являются составными частями, составляющими, совокупной царицы. На самом деле верующие являются как составными частями царицы, так и почётными и красивыми женщинами.
Такую же картину мы видим в Отк. 19:7 и 9А. В стихе 7 говорится: «Будем радоваться и ликовать и воздадим Ему славу, потому что наступил брак Агнца и Его жена приготовила себя». В этом стихе говорится о жене Агнца. Однако в стихе 9А сказано: «Блаженны званные на брачный обед Агнца». В этом стихе говорится о тех, кто приглашён на брачный обед Агнца. В молодости это приводило меня в замешательство — я был уверен, что женой является церковь, но не очень понимал, кто такие победители. На самом деле жена, невеста Христа, в этом стихе — это не церковь, а победители. Но кто в таком случае является приглашёнными, гостями? Гости — это тоже победители. Это означает, что, с одной стороны, победители являются невестой, а с другой стороны, они — гости. Можно сказать, что невеста состоит из гостей. Сначала победители — это совокупная невеста, а затем они же — гости. В 45-м Псалме царица — это прообраз невесты Христа, а почётные женщины вокруг царицы — прообраз Его побеждающих гостей. Поэтому невеста Христа — это в действительности группа победителей. Нам необходимо такое понимание при изучении 45-го Псалма.
В этом псалме мы видим хвалу Соломону как прообразу Христа, Царя, назначенного Богом править Своим народом и всей вселенной. Хвала здесь замечательна. Здесь воздаётся хвала Христу не только за то, что относится к Нему непосредственно: за Его красу, победу, величие, царство и сладость, но и за то, что относится к Нему косвенно через Его церковь и Его победителей. Поскольку победители — это члены Христа, то всё, что касается их непосредственно, косвенно исходит от Него и является Его славой. Поэтому краса Христа в этом псалме имеет два слоя: первый слой — это Его непосредственная краса, а второй слой — это непосредственная краса Его Тела, Его членов, то есть Его косвенная краса.
С таким пониманием в качестве основания мы переходим теперь к стихам с 9 по 17 Псалма 45.
VII. Хвала царя в восхвалении царицы с дочерьми царей среди наиболее ценимых женщин царя и с девами, подругами царицы
В стихах с 9 по 15 содержится хвала царя в восхвалении царицы с дочерьми царей среди наиболее ценимых женщин царя и с девами, подругами царицы.
A. Дочери царей — среди наиболее почётных женщин царя
В стихе 9А говорится: «Дочери царей — среди Твоих наиболее ценимых [или: почётных]». Дочери царей обозначают верующих Христа в их царственности, а наиболее почётные (или славные) женщины царя обозначают верующих Христа в их чести и величии. Не только царь обладает честью и величием — царица и женщины вокруг неё тоже обладают честью и величием. Это — прообраз, картина, церкви и верующих.
В Новом Завете у нас есть ясное слово о церкви и верующих. Павел увещевал нас вести себя согласно нашему статусу. Например, в Эф. 4:1 он умолял нас ходить достойно призвания, которым мы были призваны. Однако слово увещевания Павла несравнимо с откровением о нашем статусе в качестве верующих, приведённом в прообразе 45-го Псалма. Осознаёте ли вы, что, будучи верующим, вы являетесь одной из «дочерей царей»? Все мы, и мужчины, и женщины, являемся дочерьми царей, потому что мы родились от Царя и, следовательно, принадлежим к царской семье. Нам нужно осознать, что 45-й Псалом говорит о нас. Если у нас будет такое осознание, мы скажем: «Господь, я — одна из дочерей Царя, одна из почётных женщин. Я обладаю царственностью, честью и величием. Я не обычный человек». Таков наш статус в качестве верующих.
Если мы будем помнить о своём царском статусе, наше поведение изменится и наш характер улучшится. Мы не станем дёшево продавать себя, и мы не будем ссориться и спорить с другими, но будем вести себя более почётно. В этом случае, если мы муж или жена, станем ли мы спорить, ведя себя как «скорпионы»? Если мы осознаем, что мы царские люди, наше понимание таинственных, духовных и небесных вещей, вещей, которые относятся к невидимой сфере во вселенной, непременно отразится на нашем поведении.
В 45-м Псалме содержатся некоторые детали духовной сферы, не показанные в Новом Завете. Именно поэтому нам нужны прообразы, символы. Я хочу подчеркнуть, что в этом псалме содержится необычный и чудесный прообраз Христа — прообраз мужчины с сотнями жён. Помните, этот символ связан не с этикой, а с системой прообразов. С точки зрения прообразов требовался Соломон со многими жёнами. Поэтому Бог сотворил Соломона и назначил его царём над всеми царями. Бог также сотворил княжон, которые должны были прийти из Египта и других народов и стать жёнами Соломона. Бог приготовил всё это для того, чтобы в Библии появился такой особенный прообраз церкви, которая состоит из верующих и является совокупной женой Христа.
На основании ветхозаветного прообраза мы видим, что верующие — это пара Христа. С одной стороны, Он Царь, а мы царица, Его жена. С другой стороны, мы составные части царицы. На эти составные части указывают многие девы, подруги царицы. Поскольку в стихе 14 слово «подруги» — это приложение к слову «девы», то эти слова указывают на одну и ту же группу людей. Согласно прообразу, это означает, что царица здесь не является отдельным человеком; она совокупная, и все её подруги являются её составными частями, из которых она составлена, сложена, чтобы быть женой Христа-Царя.
Надлежащий подход к пониманию 45-го Псалма состоит в том, чтобы понимать его согласно системе прообразов. Если мы понимаем прообразы, то у нас есть ключ к пониманию всего псалма. Однако без понимания прообразов мы не можем понять этот псалом, и чем больше мы читаем его, тем больше оказываемся уведены в «лес».
Понимая 45-й Псалом согласно прообразам, мы видим, что Царь — это Христос. У Христа есть только одна царица — совокупная царица, состоящая из победителей. Составными частями этой царицы являются верующие, но это не те верующие, которые потерпели поражение. Если бы они были побеждёнными, а не побеждающими, то они не были бы почётными или величественными. Я надеюсь, что все мы будем среди победителей и, следовательно, будем составными частями невесты Христа.
Б. Царица стоит по правую руку царя в офирском золоте
В стихе 9Б говорится: «Царица стоит по Твою правую руку в офирском золоте». Царица обозначает церковь, а то, что она покрыта золотом, обозначает то, что церковь предстаёт в божественной природе. Этим золотом, которое покрывает её, является Христос. В 1 Кор. 1:30 сказано, что Бог сделал Христа нашей праведностью для нашего оправдания, чтобы мы были оправданы Богом. Будучи нашей праведностью, Христос является нашим покровом. Этот покров целиком и полностью божественный. Христос — это чистое золото, «офирское золото». Это первый слой нашего покрова.
В. Дочь должна слушать, и смотреть, и забыть дом своего отца, и царь пожелает её красоты
Далее, в стихе 10, говорится: «Слушай, дочь, и смотри; и приклони твоё ухо; и забудь твой народ и дом твоего отца». Дочь — это царица, которая обозначает церковь, а дом её отца обозначает природные связи в церкви. Сказанное здесь о том, что дочь должна забыть свой народ и дом своего отца, соответствует сказанному Господом об отречении от природных связей (Мф. 10:37; Лк. 14:26) и о заботе о церкви. На протяжении столетий многие верующие испытывали гонения со стороны своей семьи.
Далее, в Пс. 45:11А, говорится: «Тогда Царь пожелает твоей красоты». Красота царицы здесь обозначает добродетели Христа, выраженные через церковь. Красота церкви, её красота в присутствии Христа, — это добродетели Христа, которые мы являем своим житием.
«Так как Он твой Господь, поклонись Ему» (ст. 11Б). Это означает, что, будучи Господом церкви, Христос достоин не только её любви, но и её поклонения.
Д. Дочь Тира придёт с даром, и богатые среди народа будут умолять о её благосклонности
«Дочь Тира придёт с даром; богатые среди народа будут умолять о твоей благосклонности» (ст. 12). Тир, морской порт, был процветающим центром торговли, известным своим богатством. Здесь дочь Тира обозначает людей процветающего мира. Богатые среди народа обозначают людей высшего сословия. У богатых есть большое состояние, но у них нет того, что в этом стихе названо «благосклонностью». Благосклонность, о которой они умоляют царицу, обозначает Божью благодать, которой наслаждается церковь. Настоящая благосклонность — это Божья благодать, которой мы наслаждаемся в церкви. Как следует из этого стиха, богатые придут в церковь, чтобы получить Божью благодать.
Е. Дочь царя — вся славная внутри царской обители
В стихе 13А говорится: «Дочь царя — вся славная внутри царской обители». Дочь царя — это царица, обозначающая церковь, а то, что она вся славная внутри царской обители, обозначает славную церковь, которая принимает Христа в качестве своей царской обители.
Слово «обитель» здесь обозначает то, что церковь принимает Христа в качестве своей обители. Сначала мы, верующие Христа, принимаем Христа как свою обитель, а затем мы становимся Его обителью. Это означает, что обитель становится обителью. Христос становится обителью, когда мы принимаем Его как свою обитель, пребывая в Нём, и благодаря этому становимся Его обителью в Нём. Господь Иисус имел в виду то же самое, когда сказал: «Пребудьте во Мне, и Я — в вас» (Ин. 15:4А). Отсюда следует, что, если мы будем принимать Его как свою обитель, мы станем Его обителью. Таким образом обитель становится обителью.
Эта обитель связана с переживанием Христа через церковь. Христос-Сын является обителью для Отца и Духа, и то, что Он является такой обителью, подразумевает взаимоприсутствие Троих в Божественной Троице — Отца, Сына и Духа. Но когда мы уверовали в Христа, мы вошли в Него и приняли Его как свою обитель. Затем, находясь в Нём как своей обители, мы, церковь, становимся Его обителью.
Ж. Её одежда — тканая работа, отделанная золотом
«Её одежда — тканая работа, отделанная золотом» (Пс. 45:13Б). Это означает, что Христос, который подвергся работе через многие страдания и через смерть и воскресение, является праведностью церкви, удовлетворяющей праведные требования Бога, благодаря которой церковь оправдана перед Богом. Таким образом, «тканая работа, отделанная золотом» ещё раз указывает на первый слой её покрова — Христа как нашу праведность, через которого мы оправданы, — обозначенный офирским золотом.
З. Она будет отведена к Царю в вышитом одеянии
«Она будет отведена к Царю в вышитом одеянии» (ст. 14А). Вышитое одеяние, другая одежда, второй слой её покрова, означает, что церковь будет приведена к Христу во время их брака, одетая в праведности святых, чтобы удовлетворить требования Христа для их брака.
Об этом же говорится в Отк. 19:8: «Дано было ей [победителям как жене Агнца], чтобы она была одета в тонкий лён, светлый и чистый; ибо тонкий лён — это праведности святых». Слово «праведности» указывает на Христа как нашу субъективную праведность, Христа, которого мы являем своей жизнью. Праведность (Христос), полученная нами для нашего спасения (1 Кор. 1:30), объективна и позволяет нам удовлетворить требование праведного Бога, а праведности побеждающих святых субъективны (Флп. 3:9) и позволяют им удовлетворить требование побеждающего Христа. Если мы хотим иметь эти праведности, мы должны являть своей жизнью Самого Христа как свои субъективные праведности. Итак, у царицы в 45-м Псалме две одежды. Первая одежда, «офирское золото», тканая работа, отделанная золотом, соответствует Христу как нашей объективной праведности, предназначенной для нашего спасения. Вторая одежда, вышитое одеяние, соответствует Христу как нашим субъективным праведностям, предназначенным для нашей победы.
И. Девы позади неё, её подруги, будут приведены к Царю
В Пс. 45:14Б говорится: «Девы позади неё, её подруги, будут приведены к Тебе». Это означает, что побеждающие святые будут приглашены на брачный обед Христа (Отк. 19:9).
К. Девы будут отведены с радостью и ликованием и войдут во дворец Царя
«Они будут отведены с радостью и ликованием; они войдут во дворец Царя» (Пс. 45:15). Это означает, что побеждающие святые войдут с радостью и ликованием в Новый Иерусалим как дворец Христа (Отк. 3:12).
При чтении этого псалма нам нужно обращать внимание на ключевые положения о Христе и церкви. Одно из ключевых положений — это обитель и дворец. Сначала у нас есть обитель, а затем — дворец. Когда Христос становится нашей обителью, мы становимся Его обителью; это — взаимная обитель. Поскольку Христос — Царь, а мы — царица, в конце концов эта взаимная обитель становится дворцом, обозначающим Новый Иерусалим.
Что такое Новый Иерусалим? Если говорить кратко, Новый Иерусалим — это искупающий Бог, внедрённый в верующих и слитый с ними как единое целое. Таким же единым целым является сегодня церковь, так как, подобно Новому Иерусалиму, церковь — это на самом деле искупающий Бог, внедрённый в верующих и слитый с ними как единое целое. Сегодня церковь является миниатюрой грядущего Нового Иерусалима. В вечности в новом небе и новой земле Новый Иерусалим будет завершённостью церкви. Следовательно, и церковь, и Новый Иерусалим — это Сам Триединый Бог, внедрённый в нас и слитый с нами как единое целое. Это единое целое является взаимной обителью; это и наше жилище, и Божье жилище. В Новом Иерусалиме, взаимном жилище, Бог будет обитать со Своими искупленными людьми навеки.
VIII. Хвала царя в восхвалении его сыновей
На данный момент мы рассмотрели в 45-м Псалме хвалу Христа в Самом Христе и хвалу Христа в восхвалении Его церкви, Его искупленных. Теперь, в стихах 16 и 17, мы рассмотрим хвалу царя в восхвалении его сыновей, его потомков. Сыновья обозначают членов Христа. С одной стороны, будучи верующими, мы — члены Христа; с другой стороны, мы — сыновья, потомки, Христа.
A. Сыновья царя будут во дворце его отцов, и царь поставит их князьями на всей земле
«На месте Твоих отцов будут Твои сыновья; Ты поставишь их князьями на всей земле» (ст. 16). Здесь слово «отцы» обозначает праотцев Христа в плоти, а слово «сыновья» обозначает Христовых победителей. Слово «князья» обозначает Христовых победителей, которые будут царствовать вместе с Христом над народами.
Никто не может решить проблем сегодняшнего мира. Только Христос-Царь может решить эти проблемы. Когда Христос будет царствовать на земле, победители будут Его помощниками, царствующими вместе с Ним. Сыновья Христа, победители, как князья будут царствовать с Христом над народами.
Нам нужно увидеть не только красоту Христа, которая заключена в Самом Христе, и красоту Христа, которая заключена в церкви, но и красоту Христа, которая заключена во всех Его потомках, во всех Его членах, в качестве князей. Если мы увидим красоту Христа в этих трёх аспектах, у нас будет всесторонний обзор, полная картина, Его красоты.
Б. Его имя будет памятным во всех поколениях, и народы будут хвалить Его во веки и веки
Наконец, в стихе 17 псалмист говорит: «Я сделаю Твоё имя памятным во всех поколениях; поэтому народы будут хвалить Тебя во веки и веки». Отсюда следует, что благодаря побеждающим святым имя Христа будет памятным во всех поколениях и что благодаря Его святым, побеждающим и царствующим вместе с Ним, Христа будут хвалить народы.