Тексты Писания: Тит. 3:9-15
Перед тем как перейти к 3:9-15, нам необходимо вернуться к стихам с 4 по 7. В стихе 7 Павел говорит: «Чтобы мы, будучи оправданы Его благодатью, стали наследниками по надежде вечной жизни». Мы должны стать наследниками Бога — в этом цель Его вечного спасения посредством Его вечной жизни, данной нам благодатью в Христе. В стихах с 4 по 6 мы видим некоторые ключевые положения, необходимые для достижения Божьей цели. В стихах 4 и 5 мы читаем о некоторых божественных качествах: доброте, любви и милости. Если сложить эти качества, получится благодать. Бог задействовал Свои любовь, милость, доброту и благодать, чтобы спасти нас. Когда мы собираемся сделать что-то очень серьёзное, мы задействуем все своё существо. Мы задействуем свои разум, волю, чувства, сердце и даже предрасположенность. Точно так же и Бог задействовал Своё существо, чтобы спасти нас. Он задействовал Свои любовь, доброту, милость и благодать. Бог спас нас при помощи этих божественных качеств. Однако эти качества являются источником, это не действие или процесс.
Деятельность, действие, составляющее процесс, при помощи которого Бог спас нас, показано в 3:5 и 6: «Не из дел в праведности, которые мы совершили, а по Своей милости Он спас нас — через омовение возрождения и обновление Святого Духа, которого Он богато излил на нас через Иисуса Христа, нашего Спасителя». Божье спасение основывается на задействовании Его качеств и осуществляется через процесс омовения возрождения и обновления Святого Духа. Цель его состоит в том, чтобы сделать нас Божьими наследниками. Павел, безусловно, был замечательным писателем. Осознавая, что в стихах с 4 по 6 он ничего не написал об оправдании, он вставляет слова «будучи оправданы Его благодатью». Хотя оправдание в какой-то степени подразумевается в таких понятиях, как спасение и омовение, Павел в стихе 7 говорит о нем прямо. Мы были спасены, омыты и оправданы. Благодать, которой мы оправданы, — это совокупность Божьих доброты, любви и милости. Это качества Бога. Но когда они становятся совокупностью в наших переживаниях, это благодать. Доброта, любовь и милость — качества Отца, а благодать — Сына. По этой причине во 2 Кор. 13:14 Павел говорит о благодати Христа и любви Бога Отца.
В 3:7 Павел говорит, что мы становимся наследниками по надежде вечной жизни, а в 1:1 и 2 он говорит, что он стал апостолом в надежде вечной жизни. Эта вечная жизнь много значила для Павла. Для нас, верующих, она тоже много значит. Павел стал апостолом в надежде вечной жизни, а мы становимся наследниками по надежде вечной жизни. Почему, говоря о себе, Павел использует предлог «в», а говоря о нас, — предлог «по»? Тот факт, что он использует предлог «в» в отношении себя, указывает на то, что он уже переживал надежду вечной жизни. Но мы ещё не вошли в это переживание в значительной степени, поэтому он говорит, что мы наследники по надежде вечной жизни. Будучи весьма зрелым верующим, Павел уже переживал надежду. Он уже был в ней. Но нам это переживание по большей части ещё только предстоит. Поэтому мы наследники по этой надежде.
В 3:9 Павел продолжает: «А неразумных споров, родословий, распрей и состязаний о законе избегай, ибо они бесполезны и суетны». Споры, о которых здесь идёт речь, возникают из-за родословий (1 Тим. 1:4), а распри — это результат споров и родословий. Состязания — это столкновения, которые происходят вследствие различных мнений, возникающих из-за превратных и мифологических толкований закона. Под законом в этом стихе имеется в виду иудейский закон. Этот закон использовался гностическим иудаизмом, который был создан, чтобы противодействовать простоте благовестия. Все эти споры, родословия, распри и состязания суетны, то есть они бесцельны и безрезультатны.
То положительное, на чем делается акцент в стихах с 4 по 8: наш Спаситель Бог; Иисус Христос, наш Спаситель; Святой Дух; Божьи доброта, любовь, милость, благодать и вечная жизнь; а также Его дела — оправдание, спасение, омовение, возрождение и обновление — все это следует решительно и последовательно утверждать. Это Триединый Бог с Его качествами и добродетелями, а также Его божественные действия в Его вечном спасении; все это связано с жизнью, относится к дереву жизни (Быт. 2:9) и производит наследников, которые унаследуют все, чем Бог является для них. Всего отрицательного, о чем идёт речь в стихах с 9 по 11: глупых споров, родословий, распрей, состязаний о законе и раскольников, упрямо держащихся за свои мнения, — всего этого следует избегать. Все это связано с умерщвляющим знанием, относится к дереву познания и убивает свои жертвы.
Слово Павла о неразумных спорах, родословиях, распрях и состязаниях соответствует тому, что он говорит в 1 Тим. 1 об иных учениях. В церковную жизнь начали проникать иные учения, и Павел велел Титу избегать их.
Господне служение — это не учение какого-то отдельного человека. Служение — это учение о Божьем новозаветном домостроительстве. Это означает, что Господне служение — это здоровое учение, которое доносит до нас новозаветное домостроительство. К сожалению, большинство сегодняшних христианских учителей упустили из виду Божье домостроительство. Божье домостроительство можно сравнить с ядром зерна. Большинство христианских учителей обращают внимание не на ядро, а на стебель, листья и даже на шелуху. Они часто спорят и проводят дебаты по поводу шелухи и пренебрегают ядром.
В Кол. 1:25 Павел говорит: «Служителем которой я стал по домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье». Завершить слово Божье — значит завершить божественное откровение. Завершением слова Божьего является тайна Христа. Это выражение связано как с Христом, так и с Его тайной. Тайна Христа — это церковь. Содержанием учения о новозаветном домостроительстве является всеобъемлющий Христос и церковь как Тело Христово.
Любое учение, которое уклоняется от этого центрального момента, следует рассматривать как иное учение. Предположим, один христианский учитель настаивает на том, что крестить нужно только в имени Иисуса Христа, а не в имени Отца, Сына и Святого Духа и даже не в имени Христа Иисуса. Хотя такое учение можно обосновать так, что оно будет выглядеть фундаментальным и соответствующим Писанию, это на самом деле иное учение, поскольку оно делает акцент на чем-то помимо центрального момента Божьего домостроительства и отвлекает святых от надлежащей церковной жизни. Да, Библия повелевает нам креститься. Но нас не должны отвлекать иные учения об именах, в которых верующим следует креститься. Если мы уделяем слишком большое внимание таким вопросам, мы отвлекаемся от Божьего домостроительства.
Цель Господнего восстановления не в том, чтобы восстановить догматические истины. Цель восстановления — вернуть нас к Божьему новозаветному домостроительству, которым являются Христос и церковь. Сосредоточить все наше существо на Христе — вот чего от нас хочет Господь и вот что необходимо нам самим. Мы в Господнем восстановлении должны обращать все наше внимание на Христа и церковь.
Мы должны обращать своё внимание на Божье домостроительство о Христе и церкви и мы должны избегать иных учений. Эти учения могут соответствовать Писанию, и некоторые проповедники могут говорить о них красноречиво и привлекательно. Однако мы должны видеть, сосредоточено ли это говорение на Христе и церкви, укрепляет ли оно верующих на то, чтобы жить Христа и осуществлять на практике церковную жизнь. Человек может сделать великолепное сообщение о любви в 1 Кор. 13. Но если он не получил видения новозаветного домостроительства о Христе и церкви, то даже его воодушевляющее сообщение о любви может стать отвлекающим фактором. Чем больше он объясняет 1 Кор. 13, тем больше слушатели отвлекаются от Христа и церкви. Они вместо этого обращают своё внимание на любовь.
Многие ищущие христиане были отвлечены не ересями, а хорошими учениями, основанными на их любимых отрывках Библии. Многие христиане восхищаются 1 Кор. 13, и они ценят сообщения по этой главе. Они много говорят о любви и необходимости любить друг друга, но при этом они пренебрегают церковной жизнью.
Сегодня христиане ценят Псалтырь. Для многих это любимая книга Библии. Однако, если вы все своё внимание обратите на Псалтырь, это отвлечёт вас и вы вместо того, чтобы жить Христа, будете воодушевлены и укреплены на то, чтобы стремиться к набожности. Более того, отдельные верующие отвлекутся от церковной жизни и даже будут совершенно пренебрегать ей. Они начнут критиковать других братьев за то, что они не так подчёркивают набожность.
Как нам определить, какие сообщения отвергать, а какие принимать? Мы должны противостоять ереси, но мы не должны противостоять нееретическим учениям. Однако мы не должны обращать внимание на учения, которые не сосредоточены на Божьем домостроительстве, пусть даже они разумны. Нам надо избегать иных учений и сосредотачиваться на Божьем домостроительстве о Христе и церкви.
II. Как поступать с раскольником
В Тит. 3:10 и 11 говорится: «Раскольника после одного и второго вразумления сторонись, зная, что такой человек извращён и грешит, хотя осуждается самим собой». Раскольник — это еретик и сектант, который производит разделения, образуя в церкви группировки на основании собственных мнений. Судя по всему, это связано с гностическим иудаизмом, о котором говорится в предыдущем стихе. Разделения основаны на иных учениях. По этой причине стих 10 идёт за стихом 9. Некоторые верующие настаивали на учениях закона и тем самым вызвали разделение.
В стихе 10 Павел велит Титу сторониться раскольника после одного и второго вразумления. Чтобы поддерживать в церкви хороший порядок, следует сторониться того, кто производит раскол или разделение, отвергать его после одного и второго вразумления. Это делается для того, чтобы в интересах церкви прекратить контакты с человеком, от которого исходит зараза разделения.
В стихе 11 Павел говорит суровое слово: раскольник извращён, он грешит, и он осуждается самим собой. Буквально греческое слово, переведённое как «извращён», значит «свернул с пути». Это большая крайность, чем отвернуться от правильной тропы (Тит. 1:14). Извращённый человек испорчен, повреждён, разрушен в том, что касается Божьего новозаветного домостроительства.
Павел говорит, что раскольник осуждается самим собой. Когда раскольник остаётся один, глубоко внутри себя он чувствует осуждение. Он знает, что у него нет подлинного мира. Вслух он говорит, что не ощущает осуждения, но глубоко в его сердце возникают сомнения и чувство неловкости. Некоторые из покинувших Господне восстановление приводили серьёзные доводы в пользу каких-то положений. Однако глубоко внутри у них не было истинного мира. Они осуждались самими собой. Если бы они не ощущали внутреннего осуждения, они бы не пытались с таким отчаянием оправдаться и доказать всем, что они правы. Их попытки оправдать себя доказывают, что они испытывают самоосуждение.
В стихах 12 и 13 Павел говорит: «Когда пришлю к тебе Артемаса или Тихика, постарайся прийти ко мне в Никополь, ибо я решил перезимовать там. Зинаса, законника, и Аполлоса проводи старательно, чтобы у них ни в чем не было недостатка». Никополь — это город в юго-западной части Македонии, в котором было написано это Послание. Артемас и Тихик были близкими соработниками Павла; Зинас и Аполлос работали независимо от него. Однако Павел все равно повелел Титу позаботиться о Зинасе и Аполлосе, из чего видно, что между двумя группами соработников не было ревности.
Слово Павла в стихе 14 связано с тем, что он сказал в стихе 13: «И пусть наши тоже учатся заниматься достойными делами для своих необходимых нужд, чтобы не быть им бесплодными». Они должны были заботиться о нуждах Господних слуг и помогать им в их пути.
В стихе 15 Павел завершает своё Послание: «Приветствуют тебя все, кто со мной. Приветствуй тех, кто любит нас в вере. Благодать да будет со всеми вами». Здесь имеется в виду субъективная вера, вера как наше действие, которая приводит нас в органический союз с Господом (Ин. 3:15; Гал. 3:26) и действует через любовь (Гал. 5:6). Именно в элементе и действии этой веры святые, которые были едины с Господом в Его заботе, любили страдающего и верного апостола.