Повеление святым поддерживать хорошие отношения с правительством
Тексты Писания: Тит. 3:1-8
Когда Павел писал Послание к Титу, у него были некоторые основные мысли. Эти мысли были факторами, элементами, построения этой книги. В первой главе Послания к Титу Павел был глубоко обеспокоен состоянием церкви. Поэтому здесь он заботится о надлежащем порядке в церкви и говорит об учреждении старейшинства для управления поместной церковью, об уничтожении разных «-измов» и о необходимости держаться здорового учения апостолов. Во второй главе Павел переходит к человеческой жизни, которая, в первую очередь, связана с семейной жизнью. Затем, как мы увидели в предыдущем сообщении, он говорит об обществе, об общественном строе. В 3:1-8 Павел говорит о начальстве, то есть о правительстве.
Чтобы вести упорядоченную жизнь, нам нужно позаботиться о четырёх сторонах: церкви, семье, общественном строе и правительстве. Если мы как следует позаботимся об этих сторонах, наша жизнь будет упорядоченной во всех отношениях. Когда Павел писал Послание к Титу, он волновался об этих четырёх сторонах. Неверующие, разумеется, беспокоятся только о семье, обществе и правительстве. Даже философы и мыслители, жившие в разные века, рассматривали в человечестве только эти три стороны. Но среди нас в Господнем восстановлении самой важной стороной является церковь. Церковь для нас стоит на первом месте. Мы отдаём церкви первенство в своих помыслах, так как церковь — это дом живого Бога, столп и опора истины. Более того, церковь — это великая тайна благочестия, Бог, явленный в плоти. В этом Послании Павел рассматривает, в первую очередь, вопрос церкви, и мы вслед за ним отдаём ей первое место среди четырёх основных сторон, рассмотренных в этой книге.
После церкви самой важной стороной является семья. Наши противники пытались опорочить нас, распространяя дьявольскую ложь о том, что мы якобы не заботимся о семье. После церкви семья — это самая важная сторона в обществе. Могут ли быть здоровыми общество или страна без надлежащей семейной жизни? Основная единица, из которой строится государство, — это семья. Мы полностью осознаем, что без надлежащей семейной жизни трудно вести надлежащую церковную жизнь. Однако мы также осознаем, что без надлежащей церковной жизни трудно вести надлежащую семейную жизнь. Мы — за церковь, и мы — за семью. Кроме того, мы заботимся об обществе. Мы уважаем людей, мы почитаем своих соседей и мы заботимся о существующем общественном строе. Мы — не реформаторы общества, мы не собираемся менять общественный строй. В Господнем восстановлении наша задача — представлять людям здоровые учения о всеобъемлющем Христе и церкви как Теле Христовом.
В этом сообщении мы рассмотрим повеление Павла к святым о поддержании хороших взаимоотношений с правительством. Согласно здоровому учению в Новом Завете, мы должны уважать правительство.
В 3:1 и 2 Павел говорит: «Напоминай им подчиняться начальствам, властям, быть покорными, быть готовыми ко всякому доброму делу, ни на кого не клеветать, быть не склонными к состязаниям, мягкими, проявляя всякую кротость ко всем людям». Подчиняться начальствам — значит признавать Божью власть и уважать Его владычество над людьми (Рим. 13:1-2). Быть не склонными к состязаниям (ст. 2) — значит быть не задиристыми, мирными.
Прежде чем Павел смог учить святых уважать правительство, ему самому пришлось пережить некоторое преобразование. Когда он был Савлом из Тарса, он был патриотически настроенным иудеем, который хотел освободиться от ига Римской империи. Но здесь он учит святых подчиняться начальствам и властям. Согласно его слову в Рим. 13, правительственные чиновники назначены Богом. Павел признавал, что даже назначенные цезарем чиновники — это правители, которых Бог установил в качестве представителей Божьей власти. Если бы Павел не преобразовался из природного человека в духовного человека с духовным пониманием, ему было бы сложно давать святым такие указания.
Чтобы заботиться о церковной жизни, семейной жизни, общественном строе и правительстве, нам нужно особое снабжение. Говоря об этих четырёх сторонах, Павел также упоминает божественное снабжение. Снабжение для церковной жизни состоит из веры Божьих избранных, полного знания истины, которая по благочестию, и надежды вечной жизни (1:1-2). В особенности вечная жизнь является снабжением, которое позволяет нам вести церковную жизнь. Слово «проповеди» (1:3) — это ещё один аспект снабжения для надлежащей церковной жизни.
Есть снабжение для церковной жизни, есть снабжение и для семейной жизни. Снабжение для надлежащей семейной жизни включает в себя здоровое учение (2:1), здоровую речь (2:8) и здоровье в вере, любви и терпении (2:2). Для семьи нам необходимо снабжение в виде здорового учения и здоровой речи. Слово «речь» в 2:8 относится к нашей обычной повседневной речи, например, к разговору за обеденным столом. Если наша речь здоровая, это снабдит нас, чтобы у нас была надлежащая семейная жизнь.
Как мы увидели, в 2:9-15 Павел велит рабам хорошо себя вести в рабовладельческом общественном строе. Отсюда следует, что нам необходимо надлежащее отношение к обществу. Но что является снабжением для жизни в существующем общественном строе? Снабжением является благодать Божья, которая явилась и принесла спасение всем людям, обучая нас жить трезво, праведно и благочестиво в нынешнем веке и ожидать блаженной надежды — явления славы нашего великого Бога и Спасителя, Иисуса Христа (2:11-13). Посредством этого снабжения мы можем украшать учение нашего Спасителя Бога во всем.
Снабжение, которое позволяет нам поддерживать хорошие отношения с правительством, замечательно. Павел говорит об этом снабжении в 3:4-7. До этого он говорит в стихе 3: «Ибо и мы когда-то были неразумными, непокорными, обманутыми, служа рабами различным вожделениям и удовольствиям, проводя жизнь в злобе и зависти, ненавистными, ненавидящими друг друга». Мы должны помнить, что по природе мы были такими же, как другие, и жили в падшем состоянии; поэтому мы должны с сочувствием относиться к их жалкой жизни и молиться об их спасении (1 Тим. 2:1, 4). Мы тоже когда-то служили рабами различным вожделениям, желаниям и удовольствиям. Но сейчас у нас есть замечательное снабжение, для того чтобы иметь хорошие отношения с правительством.
В стихе 4 сказано: «Но когда явилась доброта и человеколюбие нашего Спасителя Бога…» Именно доброта и любовь нашего Спасителя Бога спасла нас и сделала нас не такими, как другие.
В стихе 5 Павел продолжает: «Не из дел в праведности, которые мы совершили, а по Своей милости Он спас нас — через омовение возрождения и обновление Святого Духа». В Тит. 2:11 говорится, что благодать Божья спасительна для человека, а в 3:7 говорится, что мы оправданы благодатью Господа. Однако в стихе 5 говорится, что Бог спас нас по Своей милости. Милость Бога простирается дальше, чем Его благодать. Из-за нашего жалкого состояния между нами и Божьей благодатью возникла широкая пропасть. Именно Божья милость стала «мостом» через эту пропасть и привела нас к Его спасению благодати.
Заметьте, что в 3:4-5 Павел говорит не о благодати, а о доброте, любви и милости. Любовь — это источник благодати. В сердце Бога Отца есть любовь. Но когда эта любовь выражается через Сына, она становится благодатью. По этой причине в 2 Кор. 13:14 говорится о благодати Христа и любви Бога. В Ин. 1:16 и 17 показана благодать, а в Первом послании Иоанна мы касаемся любви Бога Отца как источника благодати.
Что же в таком случае милость и доброта? Как мы отмечали, милость всегда простирается дальше благодати. Когда мы находимся в подобающем состоянии, к нам приходит Божья любовь как благодать. Однако мы были в жалком состоянии, и в таком же состоянии мы можем находиться и сегодня. Поэтому нам требуется, чтобы нас достигла Божья милость. Милость Божья может прийти к нам, даже когда мы в жалком состоянии.
Доброта — это Божье отношение к нам, когда Он даёт нам благодать. Можно дать человеку дар и без подобающего отношения. Например, я даю брату ценный подарок, но делаю я это грубо, бесчувственно. Но я могу сделать это и по-другому, так, что это выразит мою доброту. Бог, давая нам благодать, относится к нам с добротой.
Имея милость, любовь и доброту, мы автоматически получаем благодать. Наш Бог и Отец показал нам любовь, милость и доброту. Тем самым Он спас нас.
Согласно стиху 5, Божье спасение также происходит через определённое действие — омовение возрождения и обновление Святого Духа. Греческое слово, переведённое как «возрождение», — не то же слово, которое переведено как «возрождены» в 1 Пет. 1:23. Это слово употребляется только ещё один раз, в Мф. 19:28, где оно обозначает воссоздание в тысячелетии. Здесь оно обозначает изменение, переводящее из одного состояния в другое. Родиться заново — значит положить начало этому изменению. Омовение возрождения начинается с того, что мы рождаемся заново, и продолжается обновлением Святого Духа — процессом Божьего нового творения, процессом, который делает нас новым человеком. Это своего рода переустройство, переделка или перекройка, совершаемая с помощью жизни. Крещение (Рим. 6:3-5), снятие старого человека, облечение в нового человека (Эф. 4:22, 24; Кол. 3:9-11) и преобразование обновлением разума (Рим. 12:2; Эф. 4:23) — все это связано с этим чудесным процессом. Омовение возрождения очищает от всего, что относится к старой природе нашего старого человека, а обновление Святого Духа вкладывает в наше существо нечто новое — божественную сущность нового человека. В этом заключается переход из нашего старого состояния в совершенно новое, из старого творения в положение нового творения. Поэтому и омовение возрождения, и обновление Святого Духа работают в нас постоянно на протяжении всей нашей жизни до завершения нового творения.
В Первом послании к Тимофею акцент делается на церкви (3:15-16), во Втором послании к Тимофею — на Писании (3:15-16), а в Послании к Титу — на Святом Духе. Церковь — это дом живого Бога, выражающий Бога в плоти, а также столп и опора истины, божественной действительности великой тайны — Бога, явленного в плоти. Писание — это дыхание Бога, содержащее и передающее Его божественную сущность, чтобы, питая и снаряжая нас, сделать нас совершенными и завершёнными для использования Им. Святой Дух — это божественная личность, которая, омывая и обновляя нас в божественном элементе, делает нас новым творением с божественной природой, чтобы мы стали наследниками Бога в Его вечной жизни и унаследовали все богатство Триединого Бога.
В стихе 6 говорится, что Святой Дух был излит «на нас через Иисуса Христа, нашего Спасителя». Святой Дух, то есть Триединый Бог, достигающий человека, не только дан нам, но и богато излит на нас через Иисуса Христа, нашего Искупителя и Спасителя, благодаря чему Он вкладывает в нас все божественное богатство во Христе, включающее в себя вечную жизнь Бога и Его божественную природу, как вечную долю для нашего наслаждения.
Наследники по надежде вечной жизни
В стихе 7 Павел продолжает: «Чтобы мы, будучи оправданы Его благодатью, стали наследниками по надежде вечной жизни». Этот стих возвещает итог и цель Божьего спасения (ст. 5) и оправдания, включающих в себя омовение возрождения и обновление Святого Духа. Этот итог и цель состоит в том, чтобы сделать нас наследниками Бога по надежде вечной жизни.
Согласно стиху 7, верующие — это не просто сыновья, а наследники, которые вправе унаследовать состояние Отца (Рим. 4:14; 8:17; Гал. 3:29; 4:7). Мы рождены Богом (Ин. 1:12-13) от Его вечной жизни (Ин. 3:16). Эта вечная жизнь позволяет нам не только жить Бога и наслаждаться Им в этом веке, но также унаследовать в грядущем веке и в вечности все богатство того, чем Бог является для нас. Поэтому у нас есть надежда вечной жизни. Божья вечная жизнь — это наше наслаждение сегодня и наша надежда на завтра. По этой надежде мы становимся наследниками Бога, навечно наследующими все Его богатство. Это вершина и вечная цель Его вечного спасения Его вечной жизнью, которое дано нам благодатью во Христе.
В стихе 8 Павел завершает этот раздел Послания к Титу: «Верно это слово, и относительно этого я желаю, чтобы ты уверенно утверждал, чтобы те, кто поверил в Бога, старались заниматься достойными делами. Это хорошо и полезно людям». Верное слово, которое здесь упомянуто, было сказано в стихах с 3 по 7. Выражение «относительно того» указывает на все то, о чем говорится в стихах с 1 по 7. Утверждать уверенно — значит утверждать последовательно, неуклонно, решительно, настойчивым и исчерпывающим образом. Это же греческое слово употреблено в 1 Тим. 1:7.
Говоря о церковной жизни, семейной жизни, общественном строе и правительстве, Павел не давал пустых наставлений. Наряду с наставлениями он показывает нам источник снабжения. Для церковной жизни у нас есть вера Божьих избранных, полное знание истины, вечная жизнь с её надеждой и слово проповеди, которое приводит к проявлению вечной жизни. Для семейной жизни у нас есть здоровые слова, здоровое учение и здоровая речь. Для общественного строя у нас есть благодать Божья, которая спасла нас и которая сейчас обучает нас отрекаться от нечестия и мирских вожделений и жить трезво, праведно и благочестиво в нынешнем веке. Для хороших отношений с правительством у нас есть замечательное снабжение, описанное в 3:1-8. Таким образом, у нас есть божественное снабжение для надлежащей церковной жизни, семейной жизни, общественной жизни и отношений с правительством. У нас есть подобающие отношения со всеми этими сторонами не благодаря этическим учениям, философским наставлениям или нашей природной жизни и способностям. Напротив, у нас есть небесное, божественное и духовное снабжение для церкви, семьи, общества и правительства.