Отождествление со Христом в результате прививания к Нему
Тексты Писания: Кол. 2:11-13, 20; 3:1; Кол. 1:27-28; 2:19; Мф. 28:19; Гал. 3:27; Рим. 6:3-5; 11:17; Ин. 15:4-5
В 1:27 Павел говорит о Христе в нас, а в следующем стихе — о том, что хочет представить всякого человека взрослым во Христе. Из этих стихов видно, что, с одной стороны, Христос в нас, а с другой — мы во Христе. Согласно Ин. 15:4-5, сначала мы оказываемся во Христе, а затем Христос оказывается в нас.
Эти два выражения, «Христос в нас» и «мы во Христе», подразумевают божественное двустороннее движение, представляющее собой вселенскую тайну. Какая тайна — мы в Триедином Боге, а Триединый Бог в нас! Мы можем твёрдо свидетельствовать о том, что мы вошли в Триединого Бога и что всеобъемлющий животворящий приготовленный Триединый Бог вошёл в нас.
Некоторых христиан задевает, что мы говорим «приготовленный Бог». Они говорят: «Ведь Бог вечен, бесконечен, всемогущ и неизменен! Как же вечный бесконечный Бог может быть приготовлен?» С такими людьми лучше не спорить, а просто показать им факты в Слове Божьем. Библия открывает, что однажды Бог стал плотью. В Ин. 1:14 говорится, что Слово стало плотью. Разве это не указывает на некий процесс — процесс приготовления? Если бы воплощение не включало в себя определённый подготовительный процесс, то каким образом вечный бесконечный Бог стал бы конечным человеком? Через тридцать три с половиной года этот приготовленный Бог взошёл на крест и был распят. Некоторые удивятся: разве это Бог был распят? Но нельзя забывать, что распят был именно воплотившийся Бог. После Своего распятия Христос был погребён. Затем Он прошёл через смерть и вышел в воскресение. Разве это не было частью процесса? Христос был погребён в физическом теле, таком же, как у нас. Но когда Он при воскресении вышел из гробницы, у Него было духовное тело. Физическое тело преобразилось в духовное. Это, несомненно, указывает на процесс. Поэтому можно твёрдо сказать, что Бог прошёл процесс приготовления. Он был приготовлен при воплощении, когда Он стал человеком, а затем Он был приготовлен при воскресении, когда Он стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45).
Крещение во имя Отца, Сына и Духа
Сегодня наш Бог — это уже не просто Творец, показанный в Быт. 1:1. Это приготовленный Бог, открытый в Мф. 28:19. В Мф. 28:19 все более запутано, чем в Быт. 1:1. В Быт. 1:1 просто говорится, что в начале Бог сотворил небо и землю. Но в Мф. 28:19 сказано, что мы должны крестить людей «в имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В этом стихе говорится об одном имени Отца, Сына и Святого Духа. Имя Бога, о котором здесь говорится, — это Отец-Сын-Дух. По бедности своего языка мы бываем вынуждены употреблять термин «лицо» и «ипостась» в отношении Отца, Сына и Духа и называть Их тремя Лицами или тремя ипостасями Троицы. Так, в первых строках одного из наших гимнов («Гимны», № 119) есть следующие слова:
Отец и Сын и Дух — какая тайна! Три ипостаси сущности одной...
Однако не следует злоупотреблять этими терминами, иначе можно ненароком впасть в доктрину троебожия, согласно которой Отец, Сын и Дух — это три Бога. Мы ни в коем случае не верим в троебожие — мы верим в единого истинного Бога, которого, согласно Мф. 28:19, зовут Отец-Сын-Дух. Это приготовленный Бог, в имя которого мы должны крестить людей.
Греческое слово «баптизо», которое переводится как «крестить», означает «окунать или погружать что-либо в воду». При крещении мы погружаемся в имя Отца, Сына и Духа. Но среди христиан многие спорят о том, как именно нужно проводить крещение, какую воду использовать, и при этом представляют очень слабо или вообще не представляют, какую духовную реальность обозначает вода. Наши отношения с Господом — это отношения мистические и духовные, и поэтому Библия использует крещение как физический символ, обозначающий наше единение с Триединым Богом. Погружение при крещении в воду означает, что верующий помещается в имя Отца, Сына и Духа.
Имя в Мф. 28:19 вбирает в себя все божественное Существо и равнозначно Его личности. Быть помещённым в имя — значит быть помещённым в личность. Крестить верующего в имя Триединого Бога — значит погрузить его во все, чем является Бог. Иметь имя — значит иметь личность. Крестить людей в имя Отца, Сына и Духа — значит крестить их в эту чудесную Личность. Вода, которая используется при крещении, обозначает чудесную Личность Триединого Бога. Всякий раз, когда мы крестим человека, мы должны говорить ему, что вода, в которую мы его погружаем, обозначает Триединого Бога. Когда мы погружаем его в воду, на самом деле мы помещаем его в Триединого Бога.
В Мф. 28:19 не сказано, что мы должны учить народы и крестить их в какой-то определённой воде. В Библии не указано, какую воду нужно использовать. Сказано только, что крестить нужно в воде, которая обозначает погружение человека в Триединого Бога. Насколько все меняется, когда мы понимаем, что при крещении человек оказывается помещён в Триединого Бога!
В Гал. 3:27 Павел пишет: «Ибо все крестившиеся во Христа облеклись во Христа». Христос из Гал. 3:27 равнозначен Отцу, Сыну и Духу из Мф. 28:19. Поэтому креститься во Христа — значит креститься в имя Отца, Сына и Духа.
Много лет назад один человек попытался затеять со мной спор о крещении. Он похвалил нас за то, что мы, следуя Библии, крестим людей в воде, а потом спросил меня, во имя кого мы крестим верующих: во имя Отца, Сына и Духа, во имя Христа Иисуса или во имя Господа Иисуса Христа? Затем он сказал, что очень важно, во имя кого человек крестится. Я попросил его объяснить мне разницу между Христом из Гал. 3:27 и Отцом, Сыном и Духом из Мф. 28:19. Он ответил, что Христос — это просто Сын. Тогда я сказал, что нужно не спорами заниматься, а просто наслаждаться Отцом, Сыном, Духом, Христом Иисусом и Господом Иисусом Христом. Я сказал, что Христос всеобъемлющ и что Он не только Сын, но и Отец и Дух. Ещё я сказал ему, что иногда мы крестим одного человека в имя Отца, Сына и Духа, другого — во Христа, а третьего — в Господа Иисуса Христа или во Христа Иисуса. Нет ничего плохого, чтобы крестить таким образом. Сравнивая Мф. 28:19 с Гал. 3:27, мы видим, что крестить во Христа — значит крестить в Отца, Сына и Духа. Мы не хотим спорить о терминах — для нас важна только живая Личность, всеобъемлющий оживляющий приготовленный Триединый Бог.
В Рим. 6:3 Павел пишет: «Или вы не знаете, что все мы, крещённые во Христа Иисуса, крещены в Его смерть?» Вы никогда не задумывались над тем, почему Павел говорит, что крестившиеся во Христа Иисуса крестились в Его смерть? Мы крещены в живую Личность. Как же тогда мы можем быть крещены в Его смерть? Почему мы не крещены в Его воскресение? Если бы я писал Рим. 6:3, я бы сказал, что крестившиеся во Христа крестились в Его воскресение. Если бы вам предоставили выбор: креститься в смерть или креститься в воскресение, разве вы не выбрали бы воскресение? Однако Павел чётко говорит, что крестившиеся во Христа крестились в Его смерть.
Воскресший Христос по-прежнему содержит действенность Своей смерти. В противном случае мы не могли бы, крестясь в Него, креститься в Его смерть. Тот факт, что мы крестимся во Христа и в Его смерть, показывает, что Христос и Его смерть составляют одно целое. В качестве иллюстрации можно привести чай. Когда мы пьём чай, мы выпиваем и заварку, и кипяток. Заварка и кипяток составляют одно целое. Вода содержит элемент чая, его реальность. Точно так же воскресение Христа содержит элемент Его действенной смерти. Поэтому тот, кто крестится во Христа, автоматически крестится в смерть Христа. Невозможно отделить смерть Христа от Самого Христа. Существо воскресшего Христа включает в себя элемент Его действенной смерти. Действенность смерти Христа — это одна из составляющих Его всеобъемлющего существа. Креститься во Христа — значит креститься в Его смерть.
Существует огромная разница между смертью в Адаме и смертью Христа. Я ненавижу смерть в Адаме, но дорожу сладостью смерти Христа. Его смерть дорога и прекрасна, и я стремлюсь мирно пребывать в ней. Как это удивительно, что верующий, крестящийся во всеобъемлющего Христа, оказывается также помещён в смерть Христа! Как сказано в одном гимне Альберта Симпсона: «О, как мне сладка смерть со Христом!» Покой и победу можно обрести в смерти Христа.
Мы уже увидели, что креститься — значит быть помещённым в Триединого Бога, во Христа и в смерть Христа. Почему же Христос может быть духовной водой, в которую мы погружаемся? Христос может быть этой водой, потому что в воскресении Он был приготовлен и стал «пневмой», животворящим Духом. Будучи «пневмой», Христос является небесным воздухом. Крестить в этом воздухе намного легче, чем крестить в воде. Все знают, что вода появляется в результате дождя, а дождь появляется в результате влажности воздуха. Сегодня Христос — это духовный воздух, в котором много влаги. Когда мы крестим во Христа, мы крестим в Него как в небесную «пневму», во всеобъемлющего животворящего приготовленного Триединого Бога.
Чтобы войти во Христа, нужно креститься в Него. Каждый верующий должен быть убеждён, что он крестился в Триединого Бога. Мы можем смело свидетельствовать, что мы были крещены во Христа и в Его смерть и поэтому теперь мы во Христе.
Погребены со Христом через крещение в смерть
В Рим. 6:4 Павел пишет: «Итак, мы погребены с Ним через крещение в Его смерть, чтобы как Христос был воскрешён из мёртвых славой Отца, так и мы ходили в новизне жизни». Здесь у Павла появляется мысль о погребении: он говорит, что мы погребены со Христом крещением в смерть. Что происходит сначала: смерть или погребение? В природном мире человек сначала умирает, а потом его хоронят. Но нас, судя по словам Павла, сначала погребают, и уже затем мы вступаем в смерть. Согласно Библии, мы, верующие, погребаемся в смерть. Однако это происходит не непосредственно — мы погребаемся со Христом и мы погребаемся крещением.
Предположим, человек покаялся и уверовал в Господа Иисуса. Теперь ему нужно креститься во Христа. Крестить этого нового верующего во Христа — значит поместить его в смерть Христа. Когда он крестится, он на самом деле погребается. Это погребение приводит к смерти. Вот что значит быть погребённым со Христом крещением в смерть.
Каждый желающий креститься — это человек, который находится в процессе умирания. В результате крещения этот человек умирает. Отождествляясь со Христом и с Его смертью, он погружается в воду и погребается. В результате крещения он вступает в настоящее переживание смерти со Христом.
Это погребение даёт один славный результат. Как Христос был воскрешён из мёртвых славой Отца, так и мы можем ходить в новизне жизни. Отсюда видно, что после крещения мы становимся новым человеком в воскресении. Когда нас погружают в воду, мы вступаем в смерть. Когда же мы выходим из воды, мы вступаем в воскресение. Нам всем необходимо это чудесное осознание и понимание крещения.
В Рим. 6:5 Павел продолжает: «Ибо если мы срослись с Ним в подобии Его смерти, то, конечно, будем и в подобии Его воскресения». Мы срослись со Христом в подобии Его смерти, то есть в крещении, о котором говорится в стихе 4. Теперь мы видим, что наш рост продолжается в подобии Его воскресения, то есть в новизне жизни, о которой тоже говорится в стихе 4. Это важный момент. Креститься — значит расти. Крещённый человек сросся со Христом в подобии Христовой смерти, и теперь он растёт в подобии Христова воскресения.
Рост, о котором говорится в Рим. 6:5, можно проиллюстрировать на примере ветви с одного дерева, которую прививают к другому дереву. В результате прививки две жизни становятся одной. Таким образом, прививание обозначает наше духовное отождествление со Христом. Мы отождествляемся со Христом и становимся единым целым с Ним, потому что мы привиты к Нему.
В Рим. 11 Павел использует в качестве примера ветви дикой маслины, которые привили к благородной маслине (ст. 17, 24). Чтобы произошло прививание, оба дерева должны быть надрезаны. Это надрезание обозначает переживание смерти. Без этого надрезания прививка невозможна. Христос при распятии был «надрезан», и следы от этого «надреза» до сих пор на Нём. Иначе говоря, в существе воскресшего Христа есть отверстие, в которое мы, ветви дикой маслины, можем привиться. Однако, если мы хотим привиться к Нему, мы тоже должны быть «надрезаны». Тогда мы соединимся с Ним в том самом месте, где были «надрезаны» и Он, и мы. В некотором смысле эти два «надреза» смыкаются. При такой смычке происходит прививание, и два дерева становятся одним целым.
Сразу же по завершении процесса прививания ветвь с дикой маслины начинает расти в единстве с благородной маслиной. Благородная маслина, в свою очередь, растёт с ветвью дикой маслины. Оба дерева растут совместно как одно дерево, имеющее одну жизнь и одно житие. Жизнь, содержащаяся в этом дереве, — это новая жизнь, в которой слились воедино две природы.
Креститься — значит привиться ко Христу. Это крещение включает в себя рост. После того как человек покаялся и уверовал в Господа Иисуса, он сначала срастается со Христом в подобии Его смерти, а затем растёт в подобии Его воскресения. При помощи роста, который происходит при крещении, мы оказываемся во Христе.
Теперь, находясь во Христе, мы растём в Нём. В Кол. 1:28 Павел говорит, что стремится представить всякого человека взрослым во Христе. Вразумляя людей и уча их во всей мудрости, Павел помогал им расти. Сегодня мы должны делать в церковной жизни то же самое. После того как человек крестился, его нужно кормить, чтобы он возрастал к зрелости.
Мы во Христе и поэтому Христос в нас. Иллюстрацией этому тоже может служить прививание. Ветвь с дикой маслины, будучи привита к благородной маслине, становится частью этой благородной маслины и растёт в ней. Жизненный сок благородной маслины входит в ветвь с дикой маслины. Тем самым благородная маслина растёт в ветви с дикой маслины. Точно так же Христос, после того как мы были привиты к Нему, обитает и растёт в нас.
В 1:27 Павел говорит, что Христос в нас, а в 1:28 — что мы во Христе. Сначала мы оказываемся во Христе, затем Христос оказывается в нас. Чем больше мы входим во Христа, тем больше Он входит в нас; чем больше Он входит в нас, тем больше мы оказываемся в Нём. Это становится циклом, при помощи которого мы возрастаем в жизни. Когда мы возрастаем подобным образом, наша культура, включая философию, аскетизм и начала мира, отпадает сама собой.
Крещение — это реальность ветхозаветного обрезания. Согласно 2:11-12, крещение было для нас переживанием обрезания, нерукотворным обрезанием, «состоящим в снятии тела плоти, в обрезании Христовом». Посредством крещения все наше существо было обрезано. Поскольку мы пережили подобное обрезание, мы не нуждаемся в аскетизме. Чем больше Христос растёт в нас, а мы растём в Нём, тем больше аскетизм и все другие проявления культуры отходят на второй план, и мы начинаем жить не своей культурой, а Христом.