Не позволять вводить себя в заблуждение и не давать уводить себя от Христа
В прообразах дети Израилевы наслаждались Христом на трёх стадиях: в Египте, в пустыне и в доброй земле. Пасха, которой они наслаждались в Египте, была предназначена не только для их искупления — она также укрепила их, чтобы они смогли выйти из Египта. В пустыне Божий народ поддерживала манна, которая позволила им построить Божью скинию и переносить её в качестве свидетельства. После того как дети Израилевы вошли в добрую землю, они начали наслаждаться обильными произведениями земли. Эти произведения дали им возможность построить храм как более прочное свидетельство. С точки зрения прообразов, храм в доброй земле представляет собой средоточие Божьего замысла на земле. Бог хочет иметь жилище среди Своих избранников для Своего выражения. Божий замысел осуществляется не тогда, когда мы наслаждаемся Христом как пасхальным агнцем в Египте, и не тогда, когда мы наслаждаемся Христом как манной в пустыне. Его замысел осуществляется только тогда, когда Его народ наслаждается Христом как своей доброй землёй.
В Первом послании к Коринфянам мы видим, что Павел обращался к коринфянам, опираясь на первые две стадии наслаждения Христом, но не на третью. В 1 Кор. 5:7 он говорит: «...ибо и Пасха наша, Христос, принесён в жертву». В следующем стихе он призывает нас «праздновать». В этих стихах говорится о наслаждении Христом как пасхой в Египте. В 1 Кор. 10:3-4 Павел употребляет выражения «духовная пища» и «духовное питье». Они обозначают наслаждение Христом в пустыне. В Первом послании к Коринфянам не упоминается третья стадия наслаждения Христом. Однако в Послании к Колоссянам Павел считал, что верующие уже достигли этой стадии наслаждения Христом.
Поскольку коринфяне не достигли третьей стадии наслаждения Христом, церковная жизнь в этой местности была церковной жизнью скинии, переносной церковной жизнью, лишённой прочного основания. Зато в Эфесе, в Колоссах и в Филиппах церковная жизнь была жизнью храма. Это была устойчивая церковная жизнь на прочном основании. При строительстве скинии камни не использовались, зато при сооружении храма использовалось очень много камней. Поэтому храм как увеличение скинии был прочным и устойчивым.
Церковная жизнь в Колоссах и в Эфесе была более прочной, потому что в этих Посланиях наслаждение Христом находится уже не на элементарном уровне. Здесь мы видим уже не просто наслаждение Христом как пасхой или манной, а наслаждение Христом как доброй землёй, как уделом святых. Сегодня некоторые церкви могут находиться на первой или на второй стадии наслаждения Христом, а некоторые — на третьей.
Если мы хотим войти в добрую землю, мы должны победить и покорить себе всех врагов, прообразами которых служат семь племён. Этими врагами являются злые начальства, власти и силы в воздухе. После победы над этими врагами у нас будет мир, и в этой мирной обстановке можно строить храм.
I. Не позволять вводить себя в заблуждение
Несмотря на то что колоссяне находились во Христе как доброй земле, они оказались введены в заблуждение, обмануты. Вот почему в 2:4 Павел сказал: «Это я говорю, чтобы никто не вводил вас в заблуждение убедительными словами».
Чтобы ввести верующих в заблуждение, требовалось что-то похожее на истину, с помощью чего можно было бы обмануть их. Так, человека можно обмануть с помощью фальшивых денег и поддельных чеков, потому что внешне они похожи на настоящие. Если с первого взгляда будет видно, что эти деньги или чеки фальшивые, ими никого не обманешь. Точно так же и колоссяне оказались обмануты с помощью обычаев и практик, напоминавших переживание Христа. Кроме того, отдельные стороны гностицизма схожи с библейскими учениями. Поэтому колоссяне и оказались обмануты.
Очень легко попасться на обман, когда подделка очень похожа на оригинал, когда фальшивое выглядит почти точь-в-точь как настоящее. Не обладая достаточной проницательностью, очень сложно уловить разницу между новозаветными учениями и этическими учениями вроде конфуцианства. В молодости я слышал, как один миссионер говорил, что этические учения Конфуция ничем не отличаются от некоторых учений в Библии. Библия учит, что жены должны подчиняться мужьям. Конфуций же учит тройному подчинению. Во-первых, женщина подчиняется своему отцу; во-вторых — своему мужу; в-третьих, после смерти мужа, — своему сыну. Что касается подчинения, то в этом учения Конфуция и учения Библии выглядят, в принципе, одинаково. Если нам не хватает проницательности, этические учения, на первый взгляд не отличающиеся от библейских, могут увести нас от Христа.
В иудейской религии есть много хорошего. Вспомним, например, пищевые запреты из Лев. 11 или заповедь о соблюдении субботы. Казалось бы, если Бог отдыхал на седьмой день после шести дней труда, то и человеку следует отдыхать один день после того, как он шесть дней трудился. Однако здесь есть одна проблема. Что, согласно Библии, должно быть первым: сначала труд, а потом отдых, или сначала отдых, а потом труд? Наверное, мы думаем, что если Бог сначала работал шесть дней, а уже потом отдыхал, то и мы должны делать то же самое. Но если Бог даст нам свет, мы увидим, что в Писаниях Бог сначала трудится, а потом отдыхает, но человек сначала отдыхает, а потом работает. Человек был сотворён на шестой день, в тот момент, когда шесть дней Божьего труда подходили к концу. После сотворения человека Бог отдыхал, и человек отдыхал вместе с Богом. Отсюда мы видим, что сразу после своего появления на свет человек отдыхал. Следовательно, согласно библейскому принципу, перед тем как начать работать, мы должны отдохнуть. В Новом Завете мы видим, что сначала мы получаем благодать, а уже потом работаем. Работать до получения благодати — значит жить по закону. Но если мы, прежде чем начать работать, получаем благодать, то это соответствует Божьему спасению благодатью. Если у нас нет ясности в данном вопросе, мы можем оказаться обманутыми учением адвентистов седьмого дня в отношении соблюдения субботы. Нам нужно говорить адвентистам седьмого дня, что у Бога работа предшествует отдыху, но у нас отдых предшествует работе. Согласно Новому Завету, получение благодати предшествует работе. Если мы не получим благодать в качестве начального капитала, мы не сможем работать с пустыми руками. Нельзя работать, не получив сперва благодать. Это основополагающий принцип.
Эти примеры показывают, что существуют обычаи и учения, которые в чем-то сходны с определёнными аспектами Божьего спасения. Именно поэтому верующие в Колоссах поддались на обман иудейских обычаев и языческих учений и позволили им заполнить церковную жизнь. Я озабочен тем, что молодежь может оказаться введена в заблуждение людьми, предлагающими различные учения или практики. Нам нужно чёткое понимание основополагающих принципов Нового Завета. Тогда у нас будут необходимые мудрость и знания, чтобы переубедить и усмирить тех, кто пытается ввести нас в заблуждение.
Павел начинает 2:4 словами: «Это я говорю». Здесь Павел ссылается на сказанное им в стихах 2-3 в отношении богатства полной убеждённости понимания, познания Христа как тайны Божьей и того, что все сокровища мудрости и знания скрыты во Христе. Павел сделал акцент на всех этих вещах, чтобы святые в Колоссах не дали ввести себя в заблуждение. Если мы увидели откровение о Христе в Кол. 1, то учения о водном крещении, о соблюдении субботы и т. п. не смогут обмануть нас. Мы будем знать, что всеобъемлющий Христос является средоточием Божьего домостроительства и что Он для нас — все. Если у нас будет чёткое видение Христа, никто не сможет ввести нас в заблуждение или обмануть.
В стихе 4 Павел особо упоминает «убедительные слова». Обычно те, кто обманывает людей, умеют говорить красиво и убедительно. Берегитесь красноречия. Иногда человек может говорить очень красиво, но за его словами не стоит никакой реальности. Нужно не восхищаться красноречием выступающего, а спрашивать себя, стоит ли за его словами какая-либо реальность.
Сестра М. Барбер помогла брату Ни усвоить один важный урок. В молодости брата Ни привлекали красноречие и учёность некоторых приезжих проповедников. Брат Ни восхищался красноречием выступающего, но сестра Барбер всегда отмечала, что, хотя проповедник, действительно, умеет хорошо говорить и много знает, его слова не приносят слушателям жизни. Как-то раз сообщение, сделанное одним проповедником, показалось брату Ни особенно замечательным, и он был уверен, что сестра Барбер согласится с ним. Однако сестра Барбер, как обычно, заметила, что в сообщении отсутствуют жизнь и реальность. С тех пор брат Ни перестал ценить пустословие красноречивых проповедников. Нам тоже следует научиться этому — не позволять вводить себя в заблуждение убедительными словами.
Если у нас есть видение всеобъемлющего Христа, показанное в Послании к Колоссянам, нас ничто не обманет. Самые замечательные вещи, имеющие опору в Писании, не смогут увести нас от Христа. Очень важно, чтобы у нас было такое видение Христа в Божьем домостроительстве.
Обстановка в церкви в Колоссах сильно отличалась от обстановки в церкви в Коринфе. В Коринфе нормы поведения были на низком уровне: там существовали разделения, некоторые святые подавали друг на друга в суд и даже предавались блуду. В Колоссах же эти нормы были намного выше. Как мы уже говорили, проблема в Колоссах заключалась в том, что в церковь вторглась культура, особенно гностицизм и иудейские обычаи. Эти вещи были чем-то утонченным и потому обманчивым. Поэтому сегодня нам в Господнем восстановлении нужно остерегаться людей, которые кажутся очень культурными и высокообразованными и говорят мягко и кротко. Наиболее обманчивые люди обычно кажутся очень привлекательными. Когда змей заговорил с Евой в саду, он, несомненно, говорил очень утонченно. Следите за тем, чтобы культурные люди не ввели вас в заблуждение своими убедительными словами. Только чётко представляя себе место всеобъемлющего Христа в Божьем домостроительстве, мы сможем разгадать любой обман и заблуждение.
II. Не давать уводить себя в плен
В стихе 8 Павел продолжает: «Смотрите, чтобы кто-нибудь не похитил вас своей философией и пустым обманом». Первый шаг мы видим в стихе 4 — верующего вводят в заблуждение; второй шаг показан в стихе 8 — его похищают. Слово «похитить» означает «унести что-либо в качестве добычи» или «увести кого-либо в качестве пленника». Человек, которого уносят в качестве добычи, попадает в плен.
А. Философией и пустым обманом
Нам нужно «смотреть», чтобы кто-нибудь не похитил нас своей философией. В греческом тексте перед словом, переведённым как «философия», стоит определённый артикль, выделяющий это слово. В переводе это отражено местоимением «своя». Иначе говоря, здесь речь идёт о какой-то определённой философии. Философией, которой похищали верующих в Колоссах, был гностицизм — смесь иудейской, восточной и греческой философии. Как указывает здесь Павел, гностицизм — это пустой обман. На самом деле, любой обман является пустым. То, что реально, то, что имеет реальное содержание, никогда не может быть обманом.
О философии и пустом обмане в этом стихе говорится, что они — «по человеческому преданию, по началам мира, а не по Христу». Источником гностического учения в Колоссах было человеческое предание; это учение было основано не на Божьих писаниях, полученных через откровение, а на человеческих обычаях, опирающихся на традиции. Многие культурные традиции хороши. В противном случае никто бы за них не держался. Нам нужно быть очень проницательными, чтобы традиции католичества и деноминаций не обманули нас. Мы постоянно должны следовать одному принципу — все проверять Библией. Для нас должно иметь вес только непосредственное Божье откровение в святом Слове, а не то, что «по человеческому преданию». Нам незачем принимать то, что перешло к нам от людей в виде предания, если это не соответствует божественному откровению в Библии.
Сегодняшние католики опутаны своими преданиями. Вместо того чтобы посмотреть, что говорит Библия или что говорит Бог, они зачастую опираются на то, что говорит церковь или чему учат священники и монахини. Иногда я указывал некоторым католикам, что поклоняться Марии неправильно, и объяснял им, что это не соответствует Библии. Они же возражали, что поклонение Марии соответствует учению католической церкви. Другое католическое предание учит, что нужно ставить свечки перед образами и молиться святым, чтобы сократить время, которое твой родственник должен будет провести в чистилище. Подобные обычаи не соответствуют Библии, но католики следуют им в силу традиции. Человеческие предания есть и в деноминациях, и в независимых христианских группах, где для многих верующих человеческие предания важнее, чем Слово Божье.
Философия и пустой обман не только «по человеческому преданию», но и по «началам мира». Это выражение здесь, в Гал. 2:20 и в Гал. 4:3 обозначает не элементы, а примитивные учения как иудеев, так и язычников, которые состояли из обрядовых правил, связанных с пищей, питьём, омовениями, аскетизмом и т. п. С точки зрения Павла, человеческие предания были всего лишь примитивными принципами. Эти предания представляют собой часть примитивных принципов мира.
В конце стиха 8 Павел говорит, что философия и пустой обман — «не по Христу». Христос — это определяющий принцип любой истинной мудрости и знания, реальность любого истинного учения и единственное мерило всех угодных Богу представлений. Послание к Колоссянам сосредоточено на Христе, который является для нас всем.
Быть не по Христу — значит, во-первых, не принимать Христа как свою жизнь (3:4). Во-вторых, это значит не держаться Христа как Главы Тела. Кроме того, это значит не знать Христа как тайну Божью (2:2) и не переживать обитающего в нас Христа как надежду славы (1:27). Наконец, быть не по Христу — значит не ходить во Христе (2:6).
Если мы принимаем Христа как жизнь, держимся Его как Главы Тела, знаем Его как тайну Божью, переживаем Его как надежду славы и ходим в Нём как всеобъемлющем Духе, тогда никто и ничто не сможет нас обмануть. Те, кто не переживает Христа в этих аспектах, может легко оказаться обманутым. Если вы проанализируете, что произошло с теми, кто оказался введён в заблуждение и похищен, вы поймёте, что они не переживали Христа в этих пяти аспектах. Они не понимали, что в Божьем домостроительстве Христос — это все, и они не принимали Христа как свою жизнь и как Свою Главу. Также они не переживали обитающего в них Христа как свою надежду славы, и они не жили, не двигались и не существовали во Христе. В результате они оказались беззащитны и в конце концов были введены в заблуждение и уведены в плен. Наша защита от обмана — это Христос, который есть наша жизнь, наш Глава, тайна Божья, надежда славы и добрая земля, в которой мы ходим.
Я уверен, что все эти сообщения о всеобъемлющем Христе помогут оградить нас, чтобы нас не ввели в заблуждение и не похитили. Они возводят надёжное укрепление для нас в Господнем восстановлении. Без такой защиты нас легко ввести в заблуждение и похитить. Но если мы будем переживать Христа как центр Божьего домостроительства во всех этих аспектах, мы будем защищены, и нас не введут в заблуждение и не похитят.