Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к галатам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 6

Евангельская истина: верность Павла и неверность Петра

  Тексты Писания: Гал. 2:1-14

  В предыдущих сообщениях мы уже отметили, что Павел служит примером для всех верующих и особенно для верующих из язычников. В частности, формирование апостольства Павла служит примером для формирования нашего апостольства сегодня. В этом сообщении мы переходим к стихам 2:1-14. В этих стихах мы видим не только рассказ о том, как Павел хранил истину, здесь мы видим пример, благодаря которому мы тоже можем научиться у Павла умению хранить истину. Рассмотрим сначала верность Павла евангельской истине. Затем мы рассмотрим неверность Петра.

I. Верность Павла

  В Послании к Галатам мы видим, что Павел был верен, честен, прям и смел. В то же время он поступает в духе кротости. Он упоминает этот дух в 6:1, где говорится, что духовные должны исправлять впавшего в согрешение в духе кротости. Своим Посланием Павел стремился поправить галатийских верующих, которые были охвачены слабостью. Иудействующие, разумеется, коварно воспользовались слабостью галатийских верующих. Поэтому Павел, проявляя дух кротости, стремился вернуть ослабевших к нормальному состоянию. С одной стороны, он был смел; с другой стороны, он был кроток духом. Нам всем нужно учиться этому у Павла.

  За многие годы моей жизни как на Дальнем Востоке, так и на Западе у меня была возможность убедиться, что за напускной кротостью часто кроются чисто дипломатические соображения. Кротость Павла, разумеется, была совершенно иного рода. Так, в 2:4 он говорит о «вкравшихся лжебратьях, скрытно приходивших подсмотреть за нашею свободою». Из этих слов ясно видно, что Павел не стремился быть дипломатичным. Он выбирал слова смело и прямо.

  Те, кто руководит в церкви, должны научиться быть честными, верными, прямыми и смелыми, однако все это должно сопровождаться кротостью. Никогда не следует заниматься дипломатией. Конечно, если в какой-то ситуации нам недостаёт благодати и мудрости, иногда бывает лучше промолчать, но никогда не нужно заниматься дипломатией.

  Пытаясь справиться с возникшей в Галатии проблемой, Павел оказался в серьёзном и весьма щекотливом положении. В 4:20 он пишет галатам, что он в недоумении о них. Он был озадачен и не знал, как лучше помочь этим отвлечённым верующим. Павел был в недоумении, но он не занимался дипломатией. Напротив, он был как всегда прям, честен и смел.

  Игра в дипломатию — это разновидность лжи. В глазах Бога играть в дипломатию ещё хуже, чем просто лгать. Именно поэтому международная политическая обстановка представляется Богу чем-то очень испорченным и очень прискорбным. Многие дипломаты и послы умеют лгать очень изворотливо. Некоторые из них специально учились этой науке. Однако церковь — это совершенно другая область, другое царство. В этой области, в области царства небес, не должно быть никакой лжи и никакой игры в дипломатию. В Евангелии от Иоанна 8:44 Господь Иисус назвал дьявола, Сатану, отцом лжи. Дипломатия ещё хуже лжи, а значит, её источником тоже должен быть отец лжи, дьявол. Именно в силу порочной и дьявольской природы дипломатии мир между народами никогда не устанавливается посредством переговоров. О каком мире между народами может идти речь, когда представители этих народов лгут и играют в дипломатию? Церковь — это земное посольство небесного царства, и в ней не должно быть никаких игр в дипломатию.

  Павел служит хорошим примером небесного посланника. По отношению к галатам он не стремился быть дипломатичным. Он говорил правду со всей прямотой. Иногда кажется, что Павел заходит слишком далеко в своей прямоте. Кто ещё, кроме Павла, решился бы назвать кого-то лжебратьями? Осмелились бы вы назвать кого-нибудь лжебратом? Написали бы в своём письме о том, что вкравшиеся лжебратья скрытно приходили подсмотреть за нашей свободой? Вероятно, никто из нас не осмелился бы высказаться настолько прямо, как это сделал Павел. Более того, в 3:1 он называет верующих «несмыслёнными галатами». Каким смелым, честным и искренним был Павел! То, что галатийские верующие были неразумны, очевидно — иначе они не обратились бы от Христа к закону. Слушаться иудействующих было неразумно с их стороны. Поэтому Павел обращается к ним смело и прямо. Будем же учиться у него быть верными, смелыми и не играть в дипломатию! Если нам не хватает благодати или мудрости, иногда лучше помолчать. Но если уж в какой-то ситуации мы начинаем говорить, мы не должны заниматься дипломатией.

А. Павел идёт в Иерусалим по откровению

  В 2:1-2 Павел пишет: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению». Согласно Деяниям 15, это произошло после того, как благодаря проповеди Павла в языческом мире был воздвигнут целый ряд церквей (см. Деян. 13 и 14). Это тоже показывает, что благовествование Павла, направленное на создание церквей в языческом мире, не имело ничего общего с верующими в Иерусалиме и Иудее.

  В 1:18 Павел упоминает своё посещение Иерусалима, при котором он познакомился с Кифой. В 2:1-2 мы читаем, что через четырнадцать лет он по откровению снова отправился в Иерусалим. Павел не только благовествовал по откровению от Господа, но и ходил в Иерусалим в соответствии с ним, а не в силу какого-то заведённого порядка или системы. Его передвижения и деятельность были подчинены водительству Господа в данный конкретный момент. Это ещё раз показывает, что Павел благовествовал не по человеческому учению, а по непосредственному откровению от Господа.

  Опыт Павла с посещением Иерусалима через четырнадцать лет по откровению может нас кое-чему научить. Часто бывает так, что удержаться и не сходить в какое-то место ещё сложнее, чем сходить туда. Например, я могу с лёгкостью собраться и слетать в Лондон. Но воздерживаться от этого в течение четырнадцати лет может оказаться нелегко. Это требует самоограничения. Павла что-то ограничивало, и поэтому он не пошёл в Иерусалим без откровения. Однако в определённый момент он отправился по откровению в Иерусалим с Варнавой и Титом.

  Посещение Павлом Иерусалима относится по времени к главе 15 Деяний. Иудействующие создали много проблем, убедив язычников, что для спасения им необходимо обрезание. Иудействующие сделали обрезание условием Божьего вечного спасения. Это чрезвычайно серьёзный вопрос. Павел по откровению пошёл в Иерусалим, чтобы разобраться с источником проблемы. Павел пошёл в Иерусалим не для того, чтобы получить откровение или познакомиться с какими-то новыми учениями. Нет, он пошёл туда по откровению, чтобы разобраться с источником серьёзной проблемы.

  В этом отношении Павел тоже служит образцом для нас. Нам следует учиться у него не ходить никуда и не предпринимать никаких действий без весомых причин. Напротив, Дух в нашем духе должен ограничивать нас. Когда бы мы ни пошли куда-то, мы должны идти по откровению.

Б. Павел отдельно излагает проповедуемое им евангелие знаменитым

  В 2:2 Павел также говорит: «... и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». Павел и в этом был ограничен. Если бы в Иерусалим при подобных обстоятельствах отправились мы, мы бы устроили из этого события большую шумиху. Мы бы, наверное, разослали всем объявления о том, что приезжает апостол языческого мира. Так заведено в сегодняшнем христианстве. О приезде известного проповедника или евангелиста объявляют заранее, чтобы обеспечить большую толпу слушателей. Павел, в отличие от сегодняшнего христианства, изложил своё евангелие в частной беседе и лишь определённым людям. Это показывает, что он приехал в Иерусалим как обычный человек, без намерения выступить перед большим собранием. Он просто хотел переговорить с руководящими братьями, с апостолами и со старейшинами. Это соответствует повествованию в Деяниях 15, где описываются те же события, что и в Послании к Галатам 2.

В. Даже Тит не принуждён обрезаться

  Далее, в стихе 3 Павел говорит: «Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться». Это показывает, что целью Павла, заботившегося о Господнем свидетельстве, было не соблюдение закона. Павел намеренно отказался от обрезания Тита. Целью Павла было сохранить истину. Поскольку во Христе обрезания уже нет, то обрезать верующего означало бы лишить истину чёткости, сделать её «размытой». Поэтому Павел не принуждал Тита обрезаться.

  Иудаизм был построен на данном от Бога законе, в котором было три столпа: обрезание, суббота и священные пищевые запреты. Все эти три составляющие были установлены Богом (Быт. 17:9-14; Исх. 20:8-11; Лев. 11) как тени будущего (Кол. 2:16-17). Обрезание было тенью распятия Христа в совлечении плоти, как это показано в крещении (Кол. 2:11). Суббота была прообразом Христа как покоя для Его народа (Мф. 11:28-30). Священные пищевые запреты символизировали различие между людьми, называемыми чистыми, и людьми, называемыми нечистыми, различие между теми, с кем Божьим святым людям следует общаться, и теми, с кем им общаться не следует (Деян. 10:11-16, 34-35). Поскольку теперь пришёл Христос, со всеми тенями должно быть покончено. Поэтому соблюдение субботы было отменено Господом Иисусом в Его служении (Мф. 12:1-12), священные пищевые запреты были отменены Святым Духом в служении Петра (Деян. 10:9-20), а значение обрезания было сведено на нет в откровении, полученном Павлом в его служении (Гал. 5:6; 6:15). Более того, закону как основе иудаизма пришёл конец; его заменил Христос (Рим. 10:4; Гал. 2:16). Таким образом, от иудаизма не осталось ничего.

Г. Павел не уступает и не покоряется лжебратьям

  В стихах 4-5 Павел продолжает: «А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились». Лжебратьями были иудействующие, которые извратили евангелие Христа, скрытно привнеся в церковь соблюдение закона, и которые смущали истинных верующих во Христа (1:7). Свобода, о которой здесь говорит Павел, — это свобода от плена закона, а рабство — это рабство под законом.

  Лжебратья, которым Павел отказался покориться, распространяли учение о том, что для спасения верующим необходимо обрезание. Павел восстал против этого и не уступил ни на час. Он не захотел подчиниться тем, кто покушался на нашу свободу во Христе и стремился привести нас в рабство. Быть свободным во Христе — значит наслаждаться освобождением от плена закона и от его обязательного обрезания. Все верующие теперь свободны от обязательств перед законом, особенно от обязанности обрезания. Для того чтобы сохранить эту свободу, Павел отказался обрезать Тита, отказался уступить и покориться иудействующим.

Д. Павел сохраняет истину евангелия

  Павел отказался уступить и покориться лжебратьям, чтобы сохранить у верующих истину евангелия. Все, что делал Павел, он делал в интересах верующих, чтобы ради них истина осталась ясной.

Е. Павел не принял ничего от знаменитых

  В стихе 6 Павел говорит: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более». Слово «возложили» является в данном случае неточным переводом. В оригинале смысл этого предложения заключается в том, что Павел не получил ничего нового от «знаменитых». Пётр, Иоанн и Иаков не могли ничему научить Павла. Наоборот, Павел мог многому научить их. Написанное Павлом в Новом Завете превышает по объёму написанное любым из них. В своём Втором послании Пётр даже признал, что в Посланиях Павла «есть нечто неудобовразумительное» (2 Пет. 3:16).

  Мы уже указывали, что в Посланиях Павла затрагивается целый ряд важных моментов, которые не встречаются больше ни у кого. Например, Павел говорит о новом человеке, на которого нет даже намёка в Евангелиях. Кроме того, в своих Посланиях Павел проводит тщательный анализ нашего возрождённого существа. Он описывает наш возрождённый дух, обновлённое сердце, преобразованную душу, обновлённый разум и состояние нашего физического тела. Ни Пётр, ни Иоанн не говорят об этом так полно. Задумайтесь над картиной, изображённой Павлом в Послании к Римлянам 8. Какое изображение нашего возрождённого существа мы видим в этой главе! Согласно этой главе, возрождённое существо подразумевает слияние божественности с нашим человечеством. Это значит, что к нашему человечеству был добавлен элемент божественности. Среди авторов Нового Завета никто не показывает это так, как Павел. Отсюда видно, что Павел мог многому научить других верующих. Однако, хотя Павел знал и имел больше других, он не гордился этим.

  Атмосфера в Иерусалиме не способствовала тому, чтобы Павел поделился тем, что было у него внутри. При внимательном чтении Деяний 15 чувствуется, что в то время в Иерусалиме существовала атмосфера превосходства. По крайней мере до некоторой степени иерусалимские апостолы считали себя выше Павла и Варнавы. Павел и Варнава были апостолами для необрезанных, для язычников, в то время как находившиеся в Иерусалиме были апостолами для обрезанных. С духовной точки зрения, однако, Павел стоял выше Петра, Иоанна и Иакова. То чувство превосходства, которое господствовало в Иерусалиме, было одной из причин разрушения этого города в 70 г. по Р.Х., приблизительно через пятнадцать лет после посещения Иерусалима Павлом, которое описано в Послании к Галатам 2.

  Павел видел больше, чем Пётр, Иаков и Иоанн. Они видели Господа во плоти и знали Его по плоти. Павел же знал Его духовно. Во Втором послании к Коринфянам 5:16 Павел говорит: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Нам следует стремиться познавать Христа не по плоти, а по духу. Павел знал Христа в духе, и поэтому он видел и имел больше, чем Пётр, Иоанн и Иаков.

  Это показывает, что нам не следует полагаться на возраст или старшинство. Пётр, Иоанн и Иаков были старше Павла. Когда он был ещё юношей, гнавшим последователей Господа Иисуса, они уже были апостолами. Но после своего обращения Павел увидел Христа и Божье домостроительство яснее, чем кто-либо другой. О глубине его знаний свидетельствует, в частности, Послание к Римлянам. В том, что Павел мог многому научить находившихся в Иерусалиме, нет никакого сомнения, но атмосфера была для этого неподходящей. Поэтому он не стал учить их ничему; однако он и сам не узнал ничего нового от знаменитых.

Ж. Павлу вверено евангелие для необрезанных

  Согласно стиху 7, находившиеся в Иерусалиме понимали, что Павлу «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Было ясно, что Господь вверил Павлу евангелие для необрезанных. Относительно этого Павел был прям, честен, верен и смел, но не горд. Нет, он просто понимал, что Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и ему у язычников, у необрезанных.

  Дальше, в стихе 9 Павел говорит: «И узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным». При перечислении апостолов Пётр обычно упоминается первым (Мф. 10:2; Мк. 3:16; Лк. 6:14; Деян. 1:13). Однако здесь первым упоминается Иаков. Это показывает, что тогда среди руководящих братьев в церкви на первом месте стоял не Пётр, а Иаков, брат Господа (Гал. 1:19). Это подтверждается Деяниями 15:13-21, где именно Иаков, а не Пётр, авторитетно выступает с заключительным решающим словом на совещании в Иерусалиме. Видимо, Иаков выдвинулся на передний план и принял на себя руководство среди апостолов из-за слабости Петра, проявившейся в том отступлении от истины евангелия, о котором Павел говорит в стихах 11-14. Поэтому в Послании к Галатам 2:12 и в Деяниях 21:18 об Иакове говорится как о человеке, представляющем в своём лице церковь в Иерусалиме и апостолов. Это весомое доказательство того, что Пётр не всегда был первым в руководстве церковью. Это также подразумевает, что руководство в церкви не является чем-то организованным или неизменным, оно духовно и меняется в зависимости от духовного состояния тех, кто его осуществляет. Это в корне опровергает утверждение католицизма о том, что Пётр был единственным преемником Христа в управлении церковью.

З. Павел лично выступает против Петра

  Поскольку Павел был честен, верен, прям и смел, он лично выступил против Петра, когда Пётр нарушил верность евангельской истине. В 2:11 Павел говорит: «Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию». Как мы увидим далее, Пётр не был верен видению, которое он получил относительно язычников. Когда он был в Антиохии, он не только занимался дипломатией, но и поступал как лицемер. По этой причине Павел выступил против него.

II. Неверность Петра

  В 2:11-14 обличается неверность Петра по отношению к евангельской истине. Говоря так, мы вовсе не симпатизируем Павлу в ущерб Петру; мы просто констатируем факт.

А. Пётр ест вместе с необрезанными

  Когда я впервые прочитал эти стихи, я был потрясён. Я не верил своим глазам. Но поскольку эти стихи написаны Павлом, это должно быть правдой. Мне было трудно поверить, что человек, проведший с Господом Иисусом три с половиной года и увидевший в Деяниях 10 видение об отмене пищевых запретов Книги Левит, мог поступать так лицемерно. Тем не менее, в Антиохии Пётр поступил именно так. Неудивительно, что он потерял своё руководящее положение. Он лишился его, потому что не был верен полученному им видению. Он не хранил истину согласно видению, полученному им от Господа.

  В 2:12 мы видим, что до прибытия некоторых от Иакова Пётр ел вместе с язычниками. Это противоречило обычной практике иудеев при соблюдении требований закона. Если есть с язычниками было неправильно, тогда Петру не следовало делать этого с самого начала. Но он ел с ними, и тем самым он показал, что это было правильно.

Б. Пётр таится и устраняется, опасаясь обрезанных

  Когда прибыли люди от Иакова, Пётр «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных». «От Иакова» в данном случае значит «от церкви в Иерусалиме». Это ещё раз показывает, что в то время первым среди апостолов и старейшин в Иерусалиме был Иаков, а не Пётр. Тот факт, что Пётр стал таиться, показывает, что он был очень слаб в чистой христианской вере. Он получил совершенно ясное видение с неба относительно общения с язычниками, и он первым начал на практике осуществлять это видение в Деяниях 10. Какая слабость и падение — таиться и не есть с язычниками из-за страха перед обрезанными! Неудивительно, что он потерял руководящее положение среди апостолов.

  В стихе 12 Павел особо подчёркивает, что Пётр боялся обрезанных. Это показывает, что в Иерусалиме сложилась атмосфера горячего одобрения в отношении соблюдения обрезания. Вероятно, все иудейские верующие в Иерусалиме, включая Петра, были по-прежнему сторонниками этой практики.

В. Вместе с Петром лицемерят и прочие иудеи

  В стихе 13 Павел говорит: «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи». Когда споткнулся руководящий брат, его примеру легко последовали и другие. В это почти невозможно поверить: Пётр, ведущий апостол, поступал лицемерно по отношению к истине евангелия.

  По крайней мере дважды в Новом Завете рассказывается о том, как Пётр показывал отрицательный пример, и другие следовали ему. В Евангелии от Иоанна 21 Пётр первым отправился ловить рыбу. Его примеру последовали и некоторые другие ученики. Здесь, в Послании к Галатам 2, Пётр поступил лицемерно, и другие последовали за ним.

Г. Варнава увлечён их лицемерием

  Павел указывает, что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Варнава участвовал в первом путешествии Павла, и вместе с ним проповедовал евангелие язычникам и воздвигал языческие церкви. Даже тот, кто так много общался с языческими верующими, был увлечён лицемерием Петра. Какое отрицательное воздействие Пётр оказывал на других! Безусловно, он заслуженно утратил своё руководящее положение.

  Хотя царившая атмосфера и одобряла обрезание, Пётр не должен был идти у неё на поводу. Господь показал ему впечатляющее видение, и он не должен был забывать его. Тем не менее, хотя он и не забыл видения, он повел себя лицемерно, когда отказался есть вместе с язычниками.

Д. Пётр и другие не прямо поступают по евангельской истине

  Поскольку Пётр и другие вели себя лицемерно, Павел упрекнул Петра, когда «увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской» (ст. 14). Пётр был совершенно не прав, и Павел открыто упрекнул его. Он не хотел, чтобы пострадала ясная истина евангелия. Вероятно, Павел был единственным, кто осмелился упрекнуть такого ведущего апостола, как Пётр. Слава Господу за верность Павла! Если бы он не проявил верность в Антиохии, истина евангелия утратила бы чёткость, оказалась бы размытой.

Е. Пётр принуждает язычников жить по-иудейски

  При всех Павел сказал Петру: «Если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?» Жить по-язычески — значит есть, жить и общаться с язычниками. Жить по-иудейски, или иудействовать, — значит не есть и не общаться с язычниками.

  Мы славим Господа за то, что благодаря верности Павла была сохранена истина евангелия. Сегодня из Нового Завета совершенно ясно видно, что во Христе нет обрезания. Мы освободились от рабства под законом и от плена обрезания. Нам не нужно соблюдать закон или обрезаться. Нет, нам нужна только вера во Христа. Благодаря верности и смелости Павла эта истина была сохранена и осталась ясной для нас сегодня. Мы благодарим Господа за это.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках