Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к галатам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 13

Христос и Дух

  Тексты Писания: Гал. 3:1-5, 13-14; 4:6; 1 Кор. 15:45а; 2 Кор. 3:17; Рим. 8:2, 9-10

  Третья глава Послания к Галатам очень важна и в то же время исключительно сложна для понимания. Это одна из наиболее трудных глав в Новом Завете. Поэтому нелегко в нескольких словах все объяснить, что раскрыто в этой главе. Читая эту важную главу, не нужно воспринимать её, как нечто само собой разумеющееся, и думать, что мы понимаем значение всех выражений, которые использует Павел. Например, в этой главе Павел употребляет выражение «слышание веры» (ст. 2, в Синодальном переводе — «наставление в вере»). Не следует полагать, что мы понимаем смысл этого выражения.

  В 3:1—4:31 мы видим основополагающий контраст между Духом от веры и плотью от закона. В этом контрасте две пары противоположностей: одна пара — это Дух и плоть, а вторая — это вера и закон. Закон тесно связан с плотью, а вера неотделима от Духа. Поэтому мы и говорим, что Дух — от веры, а плоть — от закона.

  Первые две главы Послания к Галатам можно рассматривать в некотором смысле как внешнее обрамление этой книги. Третья же глава составляет сердцевину книги, её внутренний стержень. В этом центральном разделе Послания к Галатам показаны контраст между Духом и плотью и контраст между верой и законом. Поэтому будет правильно сказать, что темой глав 3 и 4 является противопоставление между Духом от веры и плотью от закона. Подобное понимание этих глав представляет большую ценность. Если мы не видим этот контраст, мы не в состоянии понять то, что раскрывают эти главы.

  Обращаясь к 3:1-14, мы видим, что Дух — это благословение обетования, получаемого верой во Христа. Здесь мы видим ряд слов: Дух, благословение, обетование, вера и Христос. Дух — это благословение, благословение связано с обетованием, обетование даётся по вере, а вера — это вера во Христа. Что же все это значит? Почему Дух — это благословение? Почему благословение называется благословением обетования? Почему обетование даётся по вере? Понять все это нелегко. Тем не менее именно на это следует обратить внимание при рассмотрении этих глав.

  В 3:1-5 Павел упоминает Духа три раза. В стихе 2 он спрашивает: «Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?» В стихе 3 он задаёт ещё один вопрос: «Начавши Духом, теперь оканчиваете плотию?» Затем в стихе 5 Павел спрашивает галатийских верующих, через что они получают подаваемого им Духа: через дела закона или через наставление в вере. Из этого видно, что Дух играет важную роль в 3:1-5.

  Ещё один важный момент — это наставление в вере или, в более точном переводе, слышание веры. Павел упоминает слышание веры как в связи с получением Духа (ст. 2), так и в связи с Божьей подачей Духа (ст. 5). Как получение Духа, так и подача Духа связаны со слышанием веры. С точки зрения доктрины слышание веры в данном случае имеет большее значение, чем Дух, так как Павел в первую очередь хочет показать контраст между делами закона и слышанием веры. Слышание веры жизненно важно, и все же многие, читая Послание к Галатам, либо оставляют этот момент без внимания, либо воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Редко кто стремится узнать, что же это на самом деле такое — слышание веры.

  В Послании к Римлянам 8:2 мы видим связь между Духом жизни и Христом: «Потому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Что имеется в виду, когда говорится «Дух жизни во Христе»? Традиционное учение призывает нас верить в то, что Дух и Христос — это раздельные и различные Личности. Но если Дух как Личность отделён от Христа, то как Дух может быть во Христе? Некоторые христианские учителя говорят, что Христос, Сын, вторая Личность Троицы, сидит на престоле на небе, а Святой Дух, третья Личность Троицы, работает сейчас внутри нас. Однако Библия, вопреки традиционному учению о раздельности и различности Духа и Христа, говорит, что Дух находится во Христе.

  Разобраться в этом вопросе нам поможет ответ Господа на вопрос Филиппа в Евангелии от Иоанна 14. Когда Филипп сказал Господу: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (ст. 8), Господь ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца?“ Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (ст. 9-10). Слова Господа ясно показывают, что Отец и Сын — это не две отдельные Личности. Напротив, Отец содержится в Сыне, а Сын — в Отце. Их нельзя разделить. Более того, Сын был послан от Отца и с Отцом (Ин. 6:46, см. греч.). С одной стороны, Он был послан от Бога; с другой стороны, Он всегда был с Богом. На самом деле, Сын не уходил от Отца, и Отец не отделялся от Сына. Поэтому Господь и сказал: «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:11).

  В отношениях между Христом и Духом действует тот же самый принцип, что и в отношениях между Христом-Сыном и Отцом. Тот факт, что Дух жизни содержится во Христе, означает, что между Тремя Божества существует глубокая связь. Сын — это Сын, а Отец — это Отец. Тем не менее Отец содержится в Сыне, а Сын — в Отце. Точно так же можно сказать, что Сын — это Сын, а Дух — это Дух, и все же Дух содержится в Сыне. Это показывает, что Трое Триединого Бога неотделимы друг от друга.

  Ещё одно указание на эту истину мы находим в Послании к Римлянам 8:9-10. В этих стихах Павел говорит: «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». В этих стихах мы видим следующие выражения: Дух Божий, Дух Христов и Христос. Все эти имена обозначают одну реальность — всеобъемлющего Духа. Дух Божий — это Бог, Дух Христов — это Дух Божий, а Сам Христос — это Дух Христов. Христос — это Дух Христов, Дух Христов — это Дух Божий, а Дух Божий — это Сам Бог. Все эти имена принадлежат к всеобъемлющему животворящему Духу. Он Дух Божий, Дух Христов, Дух жизни, Христос и Бог.

  В Послании к Римлянам 8:2 и 9 мы видим три обозначения Духа: Дух — это Дух жизни, Дух Божий и Дух Христов. Следовательно, Дух является Духом жизни, Бога и Христа. Очевидно, что эти обозначения относятся не к трём разным Духам. Говорить, что Дух жизни отделён от Духа Божьего или что Дух Божий отличен от Духа Христова, было бы в корне неверно. Напротив, это один и тот же Дух — Дух жизни, Бога и Христа. Жизнь, Бог и Христос — это не три отдельные сущности или субстанции. Напротив, жизнь — это Бог, Бог — это Христос, а Христос — это жизнь. Поэтому Дух жизни — это Дух Божий, а Дух Божий — это Дух Христов. Все трое представляют собой единую сущность, всеобъемлющего Духа.

I. Христос и Дух — одно

  В Первом послании к Коринфянам 15:45Б говорится, что последний Адам стал животворящим Духом. Во Втором послании к Коринфянам 3:17 говорится, что Господь есть Дух. В обоих случаях речь идёт о Христе — в Первом послании к Коринфянам 15:45Б Он назван последним Адамом, а во Втором послании к Коринфянам 3:17 — Господом. Это чётко показывает, что сегодня Христос и Дух — одно.

II. Христос распят на кресте

  В 3:1 Павел пишет, что перед глазами галатийских верующих был изображён распятый Иисус Христос. Господь был распят на кресте как Христос, а не как Дух. Мы не можем сказать, что за нас был распят Дух. Распят был Христос.

III. Христос входит в верующих как Дух

  Благодаря слышанию евангелия галаты уверовали в распятого Христа, но приняли они уже Духа (3:2; 4:6). На кресте был распят Христос, а в верующих входил Дух. Когда Он был распят для искупления верующих, Он был Христом, но когда Он входит в верующих и становится их жизнью, Он — Дух. Это всеобъемлющий животворящий Дух, который является всеобъемлющим и наивысшим благословением евангелия. Верующие принимают этого божественного Духа через слышание веры, а не через дела закона. Он входит в верующих и живёт в них не потому, что они соблюдают закон, а потому, что у них есть вера в распятого и воскресшего Христа.

  Не следует думать, что на кресте умер кто-то один, а входит в нас кто-то другой. Именно Тот, кто умер за нас, и вошёл в нас как наша жизнь. Когда Он умер на кресте, Он умер как Христос. Когда Он входит в нас и становится нашей жизнью, Он приходит как Дух. Когда Он был распят для нашего искупления, Он был Христом (3:13). Когда Он обитает в нас как наша жизнь, Он — Дух (Рим. 8:2, 9-10).

IV. Спасённые веруют в распятого и воскресшего Христа, но принимают Духа

  Мы веруем в распятого и воскресшего Христа, но принимаем мы Духа (3:2). Тот, в кого мы веруем, обозначается словом «Христос», а не «Дух». Однако, когда мы веруем во Христа, мы принимаем Духа. Христос — это Тот, кто был распят для совершения искупления и затем воскрес. Поэтому мы веруем в Него. Но когда Он приходит в нас, Он входит как Дух. В функции искупления Его обозначение — Христос, в то время как в функции жизни Его обозначение — Дух. Христос как самая важная Личность во вселенной имеет сразу несколько статусов. Христос и Дух — одно, но между ними есть разница с точки зрения функции, обозначения и статуса.

V. Христос в откровении Божьего домостроительства и Дух в нашем переживании жизни

  В откровении Божьего домостроительства в первых двух главах Послания к Галатам акцент делается на Христе. Но в нашем переживании жизни, показанном в последних четырёх главах, акцент делается на Духе. Вы заметили, что в первых двух главах Послания к Галатам Дух не упоминается? Зато почти в каждом стихе говорится о Христе. Начиная с 3:2, раскрывается Дух. Дух в третьей главе — это и есть Христос из второй главы. Не думайте, что Дух отделён от Христа. В главах, посвящённых откровению Божьего домостроительства, мы читаем о Христе, а в тех главах, которые раскрывают наше переживание жизни, мы читаем о Духе. С одной стороны, в Послании к Галатам нам даётся откровение Божьего домостроительства; с другой стороны, здесь нам даётся откровение о нашем переживании жизни. Первое откровение объективно, в то время как второе — субъективно. В объективном откровении Божьего домостроительства акцент делается на Христе, а в субъективном переживании жизни акцент делается на Духе.

VI. Верующие принимают Духа как всеобъемлющее и наивысшее благословение евангелия

  Мы, верующие, приняли Духа, всеобъемлющего животворящего Духа, как всеобъемлющее и наивысшее благословение евангелия. В представлении многих христиан, когда они уверовали в Господа Иисуса, они приняли просто Христа, Сына Божьего. Немногие осознают, что приняли они не объективного Христа, а субъективного Духа. Многие не имеют ясного представления о данном вопросе, и в связи с этим возникают разговоры о так называемом втором благословении или о получении Духа отдельно от возрождения. Когда некоторые христиане узнают, что кто-то уверовал во Христа, они сразу спрашивают у него, принял ли он Святого Духа. Однако быть истинным христианином — значит уверовать во Христа и принять Духа. Быть настоящим христианином — значит уверовать во Христа, а уверовать во Христа — значит принять Духа. Тем не менее те, кто рассматривает Христа как нечто отдельное и отличное от Духа, могут допускать, что можно уверовать во Христа и не принять при этом Духа. Это серьёзное заблуждение! Как мы уже неоднократно указывали в этом сообщении, мы одновременно веруем во Христа и принимаем Духа.

  Когда некоторых христиан спрашивают, приняли ли они Духа, они сомневаются и не знают, как ответить. Им нужно понять, что, когда мы уверовали в Господа Иисуса, возник органический союз. Непосредственно в момент нашего обращения образовался удивительный органический союз между нами и Господом Иисусом. Поскольку они не подозревают о факте существования такого органического союза, они не наслаждаются Духом как наивысшим благословением евангелия. Вместо того чтобы наслаждаться этим благословением, они переключаются на предписания, доктрины или изучение Библии в мёртвых буквах. Другие ищут так называемое второе благословение или излияние Духа с говорением на языках. Но в четырёх книгах, составляющих сердце божественного откровения в Новом Завете, — я имею в виду Послания к Галатам, к Эфесянам, к Филиппийцам и к Колоссянам — ничего не говорится ни о говорении на языках, ни об излиянии Духа. Вместо этого Павел делает сильный акцент на запечатлении Духа, залоге Духа и предвкушении Духа. Когда мы уверовали в Господа Иисуса, мы были запечатлены Духом. В тот самый момент, когда возник органический союз, был дан задаток Духа. Другими словами, когда мы уверовали в Господа Иисуса, мы приняли Духа, и Дух стал для нас наивысшим благословением евангелия.

  Иудействующие ничего не знали об этом таинственном органическом союзе со Христом, а галатийские верующие не имели ясного представления о нем и были отвлечены от него. То же самое можно сказать и о многих христианах сегодня. Поскольку очень многие верующие не осознают, что именно происходит в них в момент уверования в Господа Иисуса, они бывают отвлечены и поглощены чем-то другим. Поэтому для нас очень важно видеть, что именно произошло в нас, когда мы уверовали в Господа. Посредством органического союза мы были привиты к Триединому Богу. Теперь все, чем Триединый Бог является, все, что Он сделал, совершил, приобрёл, все, чего Он достиг, стало нашей долей. Поскольку иудействующие смущали верующих в Галатии, а у самих верующих не хватало понимания, Павел почувствовал заботу написать это Послание. У него была особая забота разобрать вопросы из третьей главы. Каждый верующий должен чётко осознавать, что Христос и Дух — одно. Это единство представляет собой тайну, предназначенную для нашего наслаждения.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках