В этом сообщении мы подходим к очень серьёзному вопросу — непоколебимому царству (Евр. 12:25-29). Царство, которое мы получаем, является непоколебимым (ст. 28). Поскольку оно непоколебимо, оно не от неба и не от земли. Это веское утверждение. Обладая догматическим образом мышления, вы возразите на это: «А как же царство небес? Разве Библия не говорит о нём?» Да, Новый Завет действительно говорит о царстве небес, но он также говорит, что небо будет поколеблено (ст. 26; Агг. 2:6). Тот факт, что небо будет поколеблено, доказывает, что получаемое нами царство не от неба. Хотя, на первый взгляд, между терминами «непоколебимое царство» и «царство небес» есть противоречие, мы позднее увидим, что на самом деле никакого противоречия нет.
I. Для старого завета земля была поколеблена в качестве предостережения для земли
Для старого завета земля была поколеблена в качестве предостережения для земли (ст. 25-26; Исх. 19:18). Когда у горы Синай был дан старый завет, земля была поколеблена. Это колебание было предостережением для людей на земле.
II. Для нового завета не только земля, но и небо будут поколеблены в качестве предостережения с неба
Однажды для нового завета не только земля, но и небо будут поколеблены в качестве предостережения с неба. Это соответствует слову в Агг. 2:6.
III. Только Господь и то, что происходит от Него, останется навсегда
Земля и небеса колеблемы. Только Господь и то, что происходит от Него, останется навсегда (ст. 27; 1:11; 13:8). Это значит, что получаемое нами царство произошло от Самого Господа. В Евр. 1:11 в связи с небесами и землёй сказано: «Они погибнут, а Ты пребываешь постоянно; и все они постареют, как одежда».
Царством на самом деле является Сам Господь как царствование внутри нас. Мы увидели, что вера — это Сам Господь как элемент веры внутри нас. По тому же принципу, царство — это Сам Господь как царствование. Чтобы этот вопрос стал понятнее, давайте прочитаем Дан. 2:34 и 35: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». Камень, оторвавшийся без содействия рук, — это небесный Христос, который был рассечён на кресте без содействия человеческих рук. В стихе 44 в связи с пальцами истукана сказано: «И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». В стихе 45 также говорится о камне: «Камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото». Эти стихи указывают, что камень, которым является Христос, в конечном итоге стал великой горой, наполняющей всю землю. Этой горой является грядущее царство. Таким образом, получаемое нами непоколебимое царство — это Христос с Его увеличением.
IV. Царство, происходящее от Господа, непоколебимо
Благовестие, которое Новый Завет проповедует нам, — это благовестие царства (Мф. 3:1-2; 4:17, 23; 10:7; 24:14). Мы покаялись для царства (Мф. 3:2). Вероятно, когда мы спаслись, мы не слышали столь ясного благовестия. В то время мы боялись попасть в геенну и хотели попасть на небо. Поэтому мы покаялись для неба. Это проповедь неправильного благовестия, так как покаяние предназначено не для неба, а для царства.
Б. Мы родились заново в царстве
Мы родились заново, возродились, в царстве. В Ин. 3:5 Господь Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто-нибудь не родится от воды и Духа, не может войти в царство Божье». Многим из нас неправильно говорили, что возрождение предназначено для того, чтобы попасть на небо. Здесь мы ясно видим, что оно предназначено для того, чтобы войти в царство Божье.
В. Мы были перенесены в царство
В Кол. 1:13 сказано: «Который избавил нас из власти тьмы и перенёс в царство Сына Своей любви». Этот стих раскрывает, что мы были перенесены из одного царства, Сатанинского царства тьмы, в другое царство, царство Сына Божьей любви.
Г. Церковная жизнь является сегодняшним царством Божьим
В церкви мы живём в царстве Божьем сегодня. Рим. 14:17 — это веское доказательство того, что церковная жизнь — это царство: «Ибо царство Божье — не еда и питьё, а праведность, мир и радость в Святом Духе». Отк. 1:9 также доказывает, что мы сегодня находимся в царстве Божьем: «Я, Иоанн, ваш брат и сопричастник в скорби, и царстве, и терпении в Иисусе». Когда Иоанн писал Откровение, он уже был в царстве Божьем. Эти два стиха представляют собой веское доказательство того, что церковь — это царство сегодня. Однако то, где мы сейчас находимся, и то, что мы сегодня видим в церкви, — это царство в его действительности, а то, что придёт с возвращением Христа в будущем, будет царством в его проявлении.
V. Действительность и проявление царства
Если мы желаем понять новозаветные истины о царстве, мы должны разобраться в двух основных аспектах царства — аспекте действительности и аспекте проявления. Сегодня в церковной жизни у нас нет царства в проявлении; у нас есть царство в действительности. Основываясь на видимости, люди не могут увидеть царства в церкви. Тем не менее царство — это действительность среди нас.
А. Действительность царства является упражнением и воспитанием в церкви сегодня
Царство в его действительности, или действительность царства, является для нас в церкви сегодня упражнением и воспитанием (Мф. 5:3, 10, 20; 7:21). Предположим, вы покупаете на улице сосиску и продавец даёт вам слишком много денег сдачи. Если вы упражняетесь в царстве и если оно правит вами, вы сразу же вернёте лишнюю сдачу. Это переживание правления действительности царства, которое является для нас и упражнением и воспитанием.
Обстановка в сегодняшнем христианстве очень жалкая, так как многие христиане были одурманены, полагая, что всё даётся по благодати и что никакого обучения, упражнения или воспитания не требуется. Но мы осознаём, что мы должны повысить уровень своей церковной жизни с помощью воспитания и упражнения царства. За прошедшие годы я видел, как Господня благодать работала во многих из нас. Я благодарю Господа, что Его восстановление сделало большой шаг вперёд. Тем не менее мы должны повысить этот уровень ещё больше. Если мы это сделаем, подбадривающие ангелы будут счастливы, так как они увидят группу верующих, которые относятся к Божьему вечному замыслу с полной серьёзностью. Как же нам необходимо воспитание для царства сегодня!
Б. Проявление царства является наградой и наслаждением в тысячелетнем царстве в грядущем веке
Царство в его проявлении, или проявление царства, будет для нас в тысячелетнем царстве в грядущем веке наградой и наслаждением (Мф. 16:27; 25:21, 23). Сегодня в действительности царства мы принимаем упражнение и воспитание. В грядущем веке в проявлении царства мы получим награду и наслаждение. Если мы прочитаем Мф. 16:27 в его контексте, мы увидим, что Господне пришествие для воздаяния каждому согласно его работе связано с проявлением царства. В Мф. 25:21-23 Господь говорит Своим верным слугам: «Хорошо, добрый и верный раб. Над малым ты был верен — над многим тебя поставлю. Войди в радость своего господина». Войти в радость Господа — значит быть в проявлении царства в течение тысячи лет.
В. Принимать упражнение от Духа и воспитание от Бога сегодня и получить награду от Господа и войти в наслаждение грядущим субботним покоем в проявлении царства в грядущем веке
Если сегодня в действительности царства мы будем принимать упражнение от Духа и воспитание от Бога, то в проявлении царства в грядущем веке мы получим награду от Господа и войдём в наслаждение грядущим субботним покоем (4:9). Если мы не будем принимать упражнение от Духа и воспитание от Отца сегодня, мы упустим грядущее царство как награду. При возвращении Господа не получим в награду проявление царства, у нас не будет права войти в славу царства, чтобы участвовать в царствовании Христа в тысячелетнем царстве, и мы потеряем своё право первородства, вследствие чего не сможем унаследовать землю в грядущем веке, быть царственными священниками, служащими Богу и Христу в Его проявленной славе, и быть царями вместе с Христом, правящими всеми народами и обладающими Его божественной властью (Отк. 20:4, 6).
Г. Упустить грядущее царство и лишиться права первородства в грядущем веке — значит потерять награду
Упустить грядущее царство и лишиться права первородства — не значит погибнуть. Это означает, что мы потеряем награду. Хотя мы можем потерять награду, мы никогда не потеряем нашего спасения (1 Кор. 3:14-15). Наше спасение надёжно навеки. Но получим ли мы награду и право первородства в проявлении царства, зависит от нашего упражнения сегодня.
Д. Предостережения в Послании к евреям связано с утратой награды царства и получением наказания от Бога
Как мы видели, упустить грядущее царство и лишиться права первородства — не значит погибнуть. Это означает, что мы потеряем награду и потерпим утрату, но всё равно «будем спасены, но так, как сквозь огонь» (1 Кор. 3:14-15). Это основополагающая мысль, которая лежит в основе всех пяти предостережений в этой книге и проходит через каждое из них (Евр. 2:3; 4:1-11; 6:8; 10:27, 29-31; 12:25). Всё отрицательное в этих предостережениях связано с утратой награды в грядущем царстве и с получением наказания от Бога, а всё положительное связано с наградой царства и с его наслаждением. Все семь посланий в Отк. 2, Отк. 3 завершаются той же мыслью — награда царства или её потеря. Только в свете этой мысли можно правильно понять и надлежащим образом применить сказанное в Мф. 5:20; 7:21-23; 16:24-27; 19:23-30; 24:46-51; 25:11-13, 21, 23, 26-30; Лк. 12:42-48; 19:17, 19, 22-27; Рим. 14:10, 12; 1 Кор. 3:8, 13-15; 4:5; 9:24-27; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:7-8; Евр. 2:3; 4:1, 9, 11; 6:4-8; 10:26-31, 35-39; 12:16-17, 28-29; Отк. 2:7, 10-11, 17, 26-27; 3:4-5, 11-12, 20; 22:12. Без этой мысли толкование этих стихов впадает либо в крайнюю объективность кальвинистской школы, либо в крайнюю субъективность арминианской школы. Ни одна из этих школ не признаёт награду царства, и, тем более, они не видят, что можно потерпеть утрату награды царства. Поэтому и те и другие считают, что всё отрицательное в этих стихах относится к гибели. Кальвинистская школа, которая верит в вечное спасение (то есть в то, что, если человек спасён, он никогда не погибнет), считает, что всё отрицательное здесь относится к гибели ложных верующих; арминианская школа, которая верит, что спасённый человек в случае падения погибнет, считает, что всё это относится к гибели падших верующих. Но полное откровение Библии показывает, что всё отрицательное здесь относится к утрате награды царства. Божье спасение вечно; если мы обрели его, мы уже не утратим его (Ин. 10:28-29). Но мы можем потерпеть утрату награды царства, хотя при этом мы всё равно будем спасены (1 Кор. 3:8, 14-15). Предостережения в Послании к евреям говорят не об утрате вечного спасения, а об утрате награды царства. Еврейские верующие получили царство, но им грозила опасность потерять награду в проявлении царства в том случае, если бы они отступили от Божьей благодати, от Божьего пути нового завета. Именно этим был в первую очередь озабочен автор, когда предостерегал колеблющихся еврейских верующих.
Некоторые христианские учителя утверждают, что ленивый раб в Мф. 25 — это ложный слуга. Но это совершенно нелогично. Хотя один из ваших детей может быть ленивым, это не значит, что он ложный. Поскольку некоторые христианские учителя не видят награды царства, они вынуждены говорить, что ленивый слуга — это ложный слуга. Некоторые, напротив, говорят, что ленивый слуга — это настоящий слуга, который отпал и потерял своё спасение.
Мы увидели, что Божье первоначальное намерение заключалось в том, чтобы получить совокупного человека, который бы выражал Его с Его образом, представлял Его с Его владычеством и завладел землёй. Это надлежащее человеческое житие. Поскольку человек отпал от Божьего первоначального намерения, Бог пришёл искупить и спасти нас. Это Божье спасение, в котором есть право первородства, состоящее из трёх аспектов: мы должны стать священниками, выражающими Бога с Его образом, и царями, представляющими Бога с Его владычеством, и мы должны полностью овладеть потерянной землёй для Божьего вечного замысла. Если мы будем жить согласно этому праву первородства, мы самопроизвольно будем в действительности царства Божьего, так как действительность царства Божьего — это явление права первородства своей жизнью, реализация полного права первородства. Поскольку не все христиане хотят взаимодействовать с Богом в этом вопросе, Он по Своей мудрости решил сделать право первородства наградой. Если мы примем благодать, войдём в Святое Святых и будем взаимодействовать с Богом, мы, безусловно, будем являть наше право первородства своей жизнью. Тогда всё, что мы будем являть своей жизнью, будет царством сегодня. Действительность, которую мы являем сегодня своей жизнью, станет нашей наградой при проявлении царства. Это исполнение Божьего первоначального намерения. Также это наше совершенство, прославление и обретение нашей души в грядущем веке. В результате у нас будет надлежащая человеческая жизнь с возвышенным и воскрешённым человечеством. Это ключевой момент всей Библии, и Библия говорит об этом очень последовательно. Как можно всё это осуществить? Только благодаря тому, что мы обращаемся к духу, входим в Святое Святых, переживаем Христа во всём Его богатстве и позволяем закону жизни вести нас от одной степени славы к другой, по мере того как он пронизывает, пропитывает и сообразовывает нас с Его образом.
В Евр. 12:29 сказано: «Наш Бог есть также огонь истребляющий». Бог свят; святость — это Его природа. Всё, что не соответствует Его святой природе, будет истреблено Им как истребляющим огнём. Если бы еврейские верующие совратились к иудаизму, который был в глазах Бога обыденным (несвятым), они стали бы несвятыми, и святой Бог, как истребляющий огонь, истребил бы их. Бог не только праведен, но и свят. Чтобы удовлетворить праведность Бога, нам нужно быть оправданными через искупление Христа. Чтобы исполнить требования Его святости, нам нужно быть освящёнными, то есть нам нужно, чтобы небесный и живой Христос, Христос в настоящий момент, сделал нас святыми. В Послании к римлянам акцент делается в большей степени на оправдании (Рим. 3:24) для Божьей праведности (Рим. 3:25-26), а в Послании к евреям в большей степени подчёркивается освящение (2:11; 10:10, 14, 29; 13:12) для Божьей святости (ст. 14). Для своего освящения еврейским верующим было необходимо отделиться от несвятого иудаизма для святого Бога, который при новом завете полностью выражен в Сыне; в противном случае они осквернили бы себя своей старой, скверной религией и были бы наказаны святым Богом как истребляющим огнём. Это было бы страшно (10:31)! Неудивительно, что Павел придавал большое значение страху перед Господом (2 Кор. 5:11).
Центральный момент в Послании к евреям заключается в том, чтобы принести нас в святую природу Бога. Если мы не будем взаимодействовать с Богом в этом отношении, мы нарушим Его управление. Нарушение Божьего управления затрагивает Божье правительство. Нарушение Божьего закона не так серьёзно, как нарушение Его правительства. Бог раскрыл, что, если мы не будем взаимодействовать с Ним в Его правительственном домостроительстве, а, напротив, будем нарушать Его правительство, Он накажет нас. Это значит, что мы потеряем награду царства, с положительной стороны, и претерпим наказание, с отрицательной стороны. В Евр. 10 и Евр. 12 мы видим путь, состязание и тропу, на которые мы должны встать, по которым мы должны бежать и которые мы должны пройти. В этих главах мы также видим наказание, награду и царство. Эти три вещи представляют собой ключевые аспекты основной мысли в построении этой книги.
Ни одна другая книга Нового Завета не раскрывает центральный момент Божьего домостроительства так ясно, как Послание к евреям, поскольку ни одна другая книга не указывает нам на Святое Святых и на закон жизни в Ковчеге. Хотя в Рим. 8:2 упоминается закон Духа жизни, в Послании к евреям закон жизни разобран намного подробнее, чем в Послании к римлянам. Автор Послания к евреям предостерегает нас о том, что нам следует принять откровение о Божьем домостроительстве, показанное в этой книге. Если мы примем его, то при проявлении царства мы получим награду. Если мы не примем его, мы претерпим некоторое наказание за нарушение Божьего правительственного домостроительства. Те, кто не имеет овеществляющего чувства, или те, кто не использует его, не видят этого. Наш подход к этому вопросу крайне серьёзный и трезвый, но подход многих христиан совсем не такой. Находясь под озарением небесного откровения, которое мы видели в этих сообщениях, мы должны быть серьёзными и трезвыми в отношении бега в состязании по прямой тропе. От того, по какому пути мы бежим сегодня, зависит наша будущая судьба.
Хотя нас беспокоит наша судьба в будущем, мы должны иметь благодать, чтобы сказать Господу: «Господь, Твоей благодатью я не беспокоюсь о своей судьбе — я беспокоюсь о Твоём домостроительстве. Позаботься о моей судьбе, а я позабочусь о Твоём домостроительстве. Господь, я хочу взаимодействовать с Тобой не ради своей судьбы в будущем, но ради Твоего домостроительства сегодня. Я хочу, чтобы Твоё домостроительство, которое не осуществлялось в течение столетий, было исполнено в эти дни. Нам всем необходимо получить такое глубокое видение и идти дальше, чтобы Божий замысел был исполнен среди нас. Бог хочет ввести группу тех, кто искренне ищет Его, в Святое Святых, чтобы они переживали работу закона жизни и благодаря этому стали совокупным выражением стандартной модели, Его первородного Сына. Господне возвращение зависит от этого совокупного выражения. Господь не может вернуться, пока оно не осуществится. Получение воспроизведения стандартной модели зависит от работы закона жизни внутри нас. Как мы видели, закон жизни находится не на внешнем дворе и не в Святилище; он в Ковчеге Свидетельства в Святом Святых. Поэтому мы должны входить в Святое Святых, погружаться в ковчег свидетельства и переживать закон жизни. Мы знаем, где находится закон жизни, — он в нашем духе. Теперь нам нужно просто говорить: «Господь, Твоей милостью и благодатью я хочу взаимодействовать с Тобой. Я готов к Твоему дальнейшему движению. Господь, сделай всё, что Ты можешь и хочешь сделать. Я не беспокоюсь о своей судьбе в будущем. Я беспокоюсь только о Твоём восстановлении в сегодняшнем домостроительстве, о надлежащем восстановлении церковной жизни. Господь, пусть все Твои ищущие будут приведены на этот путь для исполнения Твоей воли!» Таково Господне восстановление в Его домостроительстве сегодня.