В главе двенадцатой содержится пятое и последнее предостережение в Послании к евреям. У этой книги особая структура. В ней есть пять основных учений, и каждое учение сопровождается предостережением. Три из этих предостережений даны после учений (Евр. 3:7-19; 4:1-13; 10:19-39; 12:1-29), другие два вставлены в учения (Евр. 2:1-4; 5:11-14; 6:1-20). Вся двенадцатая глава является предостережением, которое следует за учением в главе одиннадцатой. В этом предостережении нас призывают бежать в состязании и не отпадать от благодати. Для состязания требуется благодать, и благодати достаточно для состязания.
Прежде чем мы перейдём к вопросу отпадения от благодати, я хотел бы сказать ещё несколько слов о состязании. В главах десятой и двенадцатой употреблены три синонима. В Евр. 10:20 говорится о «новом и живом пути», а в Евр. 12:1 говорится о состязании. Как мы видели, состязание — это путь, по которому мы бежим. Если мы идём, путь остаётся путём, но как только мы начинаем бежать, он становится состязанием. Третий синоним — тропы (Евр. 12:13). Живой путь, состязание и тропы указывают на одно и то же понятие. Путь, по которому мы идём, должен быть состязанием, в котором мы бежим, а состязание должно быть тропами. Назовём ли мы это состязанием, путём или тропами, смысл от этого не меняется.
Вероятно, у вас возник вопрос, почему слова «путь» и «состязание» стоят в единственном числе, а «тропы» — во множественном. Это можно сравнить с одним шоссе, у которого много полос. Многие полосы — это многие тропы.
Путь в 10:20 — это путь для входа в Святое Святых, а состязание в 12:1 — это состязание для достижения цели и получения награды. В 12:13 мы видим, что на этом шоссе в Святое Святых по направлению к Божьей цели есть тропы и что эти тропы должны быть прямыми, без всяких извилин. У некоторых христиан слабые колени. Если их путь не будет сделан прямым, они отпадут, потому что их колени слабы. Поэтому мы должны прокладывать прямые тропы, чтобы их колени не оказались вывихнутыми, вывернутыми, а, напротив, были исцелены.
Оставаться в Святом Святых — значит продолжать бежать в состязании. Из своих переживаний мы можем сказать, что всякий раз, когда мы упражняем свой разум и идём даже на небольшой компромисс, глубоко внутри своего духа мы ощущаем, что мы далеки от Божьего присутствия, что мы уже не в Святом Святых. Сразу же наш путь соприкосновения с Богом становится не прямым, а извилистым. Эти извилины ведут в сторону от святого святых, в сторону от Ковчега Свидетельства, скрытой манны, проросшего жезла и скрижалей свидетельства. Хотя вначале мы, возможно, совсем немного отошли от святого святых, в конце концов мы обнаруживаем, что мы оказались очень далеко от него.
В конечном итоге наше состязание должно проходить в Святом Святых. Если мы бежим только на внешнем дворе, это очень поверхностно. Мы должны бежать в своём состязании в Святом Святых. Наверное, вы думаете, что в Святом Святых мало места для бега. Да, в скинии Святое Святых было кубом длиной, шириной и высотой всего в десять локтей (Исх. 26:8, 16). В храме его длина, ширина и высота увеличились до двадцати локтей (3 Цар. 6:20). В конце концов в Новом Иерусалиме его размеры увеличатся до двадцати тысяч стадий (Отк. 21:16). Кубические размеры святого святых в скинии, храме и Новом Иерусалиме указывают на полноту Божьего вечного существа. Бог полон и совершенен со всех сторон. Его полнота и совершенство вечные, безграничные.
Чем больше мы бежим, тем больше становится Святое Святых, оно увеличивается от скинии до храма и в конечном итоге — до Нового Иерусалима. Когда мы только начинаем бежать в состязании в скинии, его размеры — десять локтей. Когда мы продолжаем бежать, оно увеличивается до двадцати локтей в храме и до двадцати тысяч стадий в Новом Иерусалиме. Когда мы будем бежать в состязании в вечности, мы обнаружим, что оно протянулось на всю вечность.
Нам не исчерпать состязания в Святом Святых. Я бегу в нём уже многие годы, и чем больше я бегу, тем длиннее, шире и выше становится Святое Святых. Для молодых людей то Святое Святых, в котором они бегут, может быть всего в десять локтей длиной, шириной и высотой. По мере того как они будут бежать в состязании на протяжении ряда лет, оно будет становиться всё больше и больше. Когда мы войдём в вечность, мы увидим, что весь город Новый Иерусалим, имея одинаковые измерения, является святым святых. Сегодня наше продолжающееся состязание проходит в Святом Святых, и тропы этого продолжающегося состязания должны быть сделаны прямыми. Чтобы сделать тропы прямыми, нам необходима благодать. Мы должны бежать в состязании и не отпадать от благодати. Нам требуется благодать, чтобы бежать в состязании.
Теперь мы должны задать важнейший вопрос: что такое благодать? Когда я был молод, некоторые из великих учителей учили меня, что благодать означает, что мы не делаем ничего, а Бог делает всё для нас. Согласно этому учению, всё, что мы делаем, — это дела, а не благодать, а всё, что Господь делает для нас, — это благодать. Например, нам ничего не нужно делать с нашими грехами. Если мы что-нибудь сделаем, это будет делами. Господь Иисус умер на кресте за наши грехи, и это благодать. Удовлетворяет ли вас такое определение? Какое-то время оно меня удовлетворяло. Но в результате размышления над некоторыми библейскими стихами я начал сомневаться в нём. В Ин. 1:17 сказано, что благодать пришла через Иисуса Христа, а в Ин. 1:16 сказано: «От Его полноты все мы получили, и благодать на благодать». В 1 Кор. 15:10 апостол Павел говорит: «Благодатью Божьей я есть то, что я есть; и Его благодать ко мне оказалась не тщетной; напротив, я в большей мере, чем все они, потрудился; впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной». Однажды, сравнив этот стих с Гал. 2:20, где Павел говорит: «И уже не я живу, а живёт во мне Христос», я понял, что благодать — это Бог в Христе, розданный в наше существо для нашего наслаждения в нашем переживании. Это не только работа, которую Господь выполняет для нас; это Сам Триединый Бог, розданный в наше существо, которого мы переживаем как своё наслаждение. Одним словом, благодать — это Триединый Бог, которого мы переживаем. Согласно всему откровению Нового Завета, благодать — это не что иное, как Бог в Христе, розданный в наше существо для нашего наслаждения. Сначала Он раздаётся в наше существо, затем, распространяясь в наши внутренние части, Он становится нашим наслаждением. Эта благодать пришла к нам через Христа (Ин. 1:14, 17), и это благодать Христа (2 Кор. 13:14; 12:9), более того, это просто Сам Христос (Гал. 6:18, ср. 2 Тим. 4:22).
II. Отпадение от благодати — это отпадение от Христа
Отпадение от благодати — это отпадение от Христа. Когда мы отпадаем от благодати, мы превращаемся в ничто, отделённые от Христа (Гал. 5:4). В связи с этим Павел предупреждал церкви Галатии, которым угрожала та же опасность, что и еврейским верующим, чтобы они не оказались отделёнными от Христа, будучи совращены к закону иудейской религии, потому что тогда они отпали бы от благодати Божьей, то есть от Самого Христа. Мы должны не отпадать от благодати, а иметь благодать (ст. 28), утверждаться благодатью (13:9) и стоять в благодати (Рим. 5:2). И Послание к галатам, и Послание к евреям заканчиваются благословением благодати (Гал. 6:18; Евр. 13:25).
Согласно греческому тексту, быть отделёнными от Христа — значит быть отсечёнными от Него подобно тому, как ветвь отсекают от дерева. У всех нас было такое переживание. Много раз мы были отсечены от общения с живым Христом, и также мы ощущали, что мы были отделены от благодати. И, наоборот, когда мы находимся в тесном общении с нашим дорогим Господом, у нас появляется глубокое чувство, что мы в благодати, мы получаем благодать для нашей силы и наслаждения и для любой нашей нужды. Если нам нужна жизнь, благодать — это жизнь. Если нам нужны сила и утешение, благодать — наши сила и утешение. Так из своих переживаний, а не из доктрины, мы видим, что благодать — это Сам Христос.
А. Для еврейских верующих отпасть от благодати Божьей — значит отказаться от наслаждения Христом на новозаветном пути и вернуться к своей старой религии
Для еврейских верующих отпасть от благодати Божьей — значит отказаться от наслаждения Христом на новозаветном пути и вернуться к своей старой религии. У жертвенника мы наслаждаемся Христом как нашими жертвами, а у умывальника мы наслаждаемся Им как животворящим Духом, который омывает нас. У стола хлебов предложения мы наслаждаемся Христом как нашим ежедневным снабжением, у светильника мы наслаждаемся Им как нашим светом жизни, а у жертвенника курения мы наслаждаемся Им как благоуханием воскресения, благодаря которому Бог принимает нас. Затем у Ковчега Свидетельства внутри святого святых мы наслаждаемся Христом как скрытой манной, проросшим жезлом и законом жизни. Таково наслаждение Христом согласно новозаветному пути. Если бы еврейские верующие отказались от этого пути, они бы отпали от благодати. Наше понимание 12:15 не должно быть поверхностным. Если мы углубимся в Послание к евреям, мы увидим, что автор, говоря о том, что нельзя отпадать от благодати Божьей, имел в виду, что нельзя отказываться от новозаветного пути наслаждения Христом. Другими словами, автор словно говорил: «Еврейские верующие, не возвращайтесь в иудаизм. В противном случае вы откажетесь от пути наслаждения Христом как своей благодатью и вы отпадёте от благодати Божьей».
Б. Еврейские верующие остаются на новозаветном пути, имея благодать, утверждаясь благодатью и стоя в благодати
В стихе 28 сказано: «Будем иметь благодать, которой будем благоугодно служить Богу с благоговением и страхом». Еврейские верующие могли оставаться на новозаветном пути, только имея благодать. Я предпочитаю перевод «брать благодать», а не «иметь благодать», поскольку слово «иметь» в этом стихе равно по значению слову «брать». Мать часто говорит детям: «Бери еду» или «Бери молоко». Подобным образом, всем нам следует брать благодать и помогать друг другу брать благодать. Если жена собирается начать ссору, скажите ей, чтобы она взяла благодать. Оставаться на новозаветном пути — значит брать благодать. Каждый раз когда мы берём даже немного благодати, вся ситуация меняется. Иногда, когда брат с женой сидят за обеденным столом, всё мрачно. В такой ситуации я бы посоветовал жене первой взять благодать. Если она сделает это, обеденный стол засияет, и её муж скажет: «Слава Господу!» Благодать, безусловно, — это самая здоровая пища.
В 13:9 Павел призывает нас утверждаться благодатью, а в Рим. 5:2 он говорит, что мы должны стоять в благодати. Поскольку все мы получили благодать, мы должны стоять в ней. Как только мы возьмём благодать и утвердимся в ней, мы сможем стоять в благодати.
III. Причина отпадения от благодати Божьей
А. Корень горечи — иудействующий
В стихах 15 и 16 Павел говорит: «Наблюдая за тем, чтобы кто-нибудь не отпал от благодати Божьей; чтобы какой-нибудь корень горечи, прорастая, не беспокоил вас и не были через него осквернены многие; чтобы не было какого-нибудь блудника или нечестивого, как Исав, который за одно кушанье отдал собственное право первородства». В этих стихах мы видим три причины отпадения от благодати: горький корень, блудник и нечестивый. Контекст всей книги подразумевает, что корень горечи — это, судя по всему, кто-то из иудействующих, кто мог совратить еврейских верующих от благодати Божьей к обрядам иудаизма и из-за кого они могли оскверниться в глазах Бога, проявив пренебрежение к Божьей святости. Этот корень горечи беспокоил еврейских верующих, убеждая их вернуться в иудаизм, из-за чего они бы осквернились в обыденной религии вместо того, чтобы освятиться для Святого Бога. Иудействующие пытались убедить еврейских верующих, что новозаветный путь неправилен, а ветхозаветный путь правилен. В принципе некоторые корни горечи были и в церквях в Господнем восстановлении. Такой корень горечи говорит, что в церквях есть ересь. Недавно был такой корень горечи в одной из церквей, и некоторые дорогие святые были отравлены. Как только в человека попадает этот яд горечи, его уже нелегко удалить. Я наблюдал подобное не только в Соединённых Штатах, но и на Тайване и в материковом Китае.
Мы не должны слушать корней горечи, так как их цель — повредить Господне восстановление. Корень горечи может вызвать наше отпадение от благодати Божьей. У меня есть полная уверенность, что сегодня Господне восстановление — лучшее место для наслаждения благодатью. Если вы покинете Господне восстановление, вы, несомненно, отпадёте от благодати Божьей. Глубоко в своём духе мы знаем, что до того, как мы пришли в церковь, мы никогда так не наслаждались благодатью, как сегодня. Не обращайте внимания на слова противников, смотрите на свои переживания. Противники изо всех сил пытаются взбудоражить ваше мышление, подобно тому, как змей взбудоражил разум Евы. Возбудив ваш разум, чтобы вы начали всё обдумывать, они отравят вас своими разговорами. В результате вы либо покинете Господне восстановление, либо станете холодными или отрицательно настроенными по отношению к нему.
Вторая причина отпадения от благодати Божьей — это блудник. Когда Павел писал стих 16, он, возможно, имел в виду Рувима, первого сына Иакова, который был повреждён своим плотским вожделением и из-за этого потерял право первородства (Быт. 49:3-4; 1 Пар. 5:1). Из-за вожделения плоти блудник не может наслаждаться Христом в Божьем новом завете. Ничто так не разрушает Божьих людей, как блуд. Мы должны убегать от него. Блудник, подобно Рувиму, потеряет благословение первородства из-за осквернения своим вожделением.
Третья причина — нечестивый. Нечестивый — это человек, который любит мир и мирское, кто пленён физическими развлечениями. Он подобен Исаву, который продал своё право первородства за одно кушанье (Быт. 25:29-34). Принадлежавшее Исаву, как первенцу Исаака, право первородства включало в себя двойную долю земли, священство и царствование. Из-за нечестивости Исава, отдавшего своё право первородства, двойная доля земли была передана Иосифу (1 Пар. 5:1-2), священство перешло к Левию (Втор. 33:8-10), а царствование было назначено Иуде (Быт. 49:10; 1 Пар. 5:2). В стихе 17 в связи с Исавом сказано: «Ибо вы знаете, что и после, желая унаследовать благословение, он был отвергнут; ибо он не нашёл места покаянию, хотя искал его со слезами». Слова «не нашёл места покаянию» не означают, что у Исава не было оснований каяться; они означают, что у него не было основания, то есть возможности, изменить путём покаяния результат того, что он сделал.
Мы, христиане, будучи рождены от Бога, являемся «начатком Его тварей» (Иак. 1:18), который Он пожал в Своём творении. В этом смысле мы первородные сыновья Бога. Поэтому церковь, состоящая из нас, называется церковью первородных (12:23). Будучи первородными сыновьями Бога, мы имеем право первородства. Это включает в себя наследование земли (2:5-6), священство (Отк. 20:6) и царствование (Отк. 20:4), которые будут главными благословениями в грядущем царстве и которых при возвращении Господа лишатся нечестивые христиане, которые любят мирское и ищут мирского. В конечном итоге это право первородства будет наградой для побеждающих христиан в тысячелетнем царстве. Любое мирское наслаждение, даже одно кушанье, может привести к тому, что мы лишимся своего права первородства. Если бы еврейские верующие после такого серьёзного предостережения всё равно предпочли упиваться «одним кушаньем» своей старой религии, они упустили бы полное наслаждение Христом и лишились бы покоя царства со всеми его благословениями.
На самом деле то, чем нам позволено наслаждаться в Христе, является, по сути, пробой благословений в грядущем царстве. Надлежащее наслаждение этой пробой приведёт нас к полному наслаждению благословениями царства. Если мы не будем сегодня наслаждаться Христом как нашей доброй землёй, то как мы сможем войти в Его покой в царстве и унаследовать с Ним землю? Если мы не будем осуществлять своё священство сегодня, соприкасаясь с Ним и молитвенно служа Ему, то как мы сможем исполнять свои священнические обязанности в царстве? Если мы не будем упражнять дух сегодня, имея от Бога власть править своим «я», своей плотью, всем своим существом и врагом со всей его силой тьмы, то как мы сможем быть царями с Христом и править с Ним народами в Его царстве (Отк. 2:26-27)? Когда мы сегодня наслаждаемся Христом и осуществляем священство и царствование, это готовит нас и даёт нам право на то, чтобы завтра участвовать в царстве Христа.
В Быт. 1 мы видим, что Бог сотворил человека по Своему образу, чтобы человек выражал Его. Согласно глубокой мысли Послания к евреям, выражение Бога связано со священством. Чтобы сегодня на новозаветном пути иметь священство, необходимо позволить закону жизни внедрять Бога в наше существо, чтобы мы стали Его выражением и свидетельством. Вот что значит быть священством, выражающим Божий образ. С самого начала человеку было суждено стать священником. Более того, человеку, сотворённому по Божьему образу, было вверено Божье владычество, чтобы он правил над всем сотворённым. Это царствование. Выражение Бога в Его образе — это священство, а правление над всем сотворённым с Божьим владычеством и властью — это царствование. Следовательно, человек с самого начала обладал и священством, и царствованием. Более того, Бог дал человеку землю, чтобы он завладел ею и наполнил её через распространение Божьего выражения и владычества. Таким образом, в Быт. 1 мы видим священство, царствование и землю — три вещи, которые Бог предписал человеку в качестве его судьбы.
После того как Адам пал, Бог избрал в качестве Своего народа другой род, род Авраама. Читая Ветхий Завет, мы видим, что Божье намерение в отношении детей Израиля было таким же, что и Его первоначальное намерение в отношении всего человечества. Бог намеревался дать детям Израиля священство, чтобы они выражали Его, и власть, чтобы они представляли Его. Также Бог дал им самый лучший участок земли на свете. Таким образом, у детей Израиля были священство, царство и земля. Однако большая часть детей Израиля стала падшей. Хотя Рувим, первый сын Иакова, должен был обладать правом первородства, он потерял его из-за своего падения и осквернения своим плотским вожделением. В результате право первородства было разделено. Земля отошла к Иосифу — его два сына разделили двойную долю земли; священство отошло к Левию, а царствование — к Иуде.
Когда мы подходим к Новому Завету, мы видим, что Божье намерение состоит в том, чтобы все церковные люди выражали Бога через священство, представляли Его с царствованием и овладели землёй, чтобы вести надлежащую человеческую жизнь. Сегодня ни у кого на земле нет надлежащей человеческой жизни. У неверующих её нет, потому что они остаются падшими, и у нас, христиан, хотя мы и спасены, её тоже нет, потому что сейчас мы должны терять свою душу и страдать за Божье свидетельство. Согласно Посланию к евреям, однажды мы получим три аспекта права первородства. Во второй главе упомянута будущая обитаемая земля. В будущем обитаемая земля будет дана нам, человеческим сотоварищам Христа. В следующем веке мы будем обладать всей землёй, будем править ею и будем священством. В течение грядущего тысячелетнего царства у нас будет надлежащая человеческая жизнь. Это будет полное восстановление того, что было потеряно в Быт. 3. Когда в грядущем веке царства все победители будут владеть обитаемой землёй, выражать Бога как священники и править народами как цари, всё, данное человеку в Быт. 1, будет восстановлено. Это будет надлежащая человеческая жизнь. Таково Божье желание.
Поскольку не все Божьи люди заботятся о Его намерении, Он сделал его наградой для тех, кому оно не безразлично. Мы уже рассмотрели вопросы награды и приобретения души. Приобрести душу — значит иметь надлежащую человеческую жизнь с надлежащим человечеством. Мы не можем жить такой жизнью сегодня, потому что земля ещё не очищена. Но в грядущем веке царства вся земля будет очищена и мы вступим во владение ею и будем Божьим священством, чтобы выражать Его, и Его царством, чтобы представлять Его. Тогда мы будем надлежащим человечеством, которое живёт Иисусом, надлежащим человеком, для исполнения Божьего замысла. В то время Быт. 1 исполнится. Вся земля будет во владении надлежащего человечества, которое будет выражением Бога в священстве и представительством Бога в царствовании. Это Божье намерение в Его вечном замысле, которое было назначено нашим мудрым Богом и Отцом нашей долей и наградой. Во время грядущего века царства мы будем в совершенстве и прославлении и мы приобретём свою душу, чтобы наслаждаться надлежащей человеческой жизнью с надлежащим человечеством. В этом цель Божьего намерения, награды и права первородства.
Поскольку именно в этом заключается наше право первородства, мы должны использовать его. Мы должны упражнять свой дух, чтобы выражать Бога, представлять Бога и наслаждаться Христом, нашей действительной землёй. Если мы не будем делать эти три вещи сегодня, как сможем мы делать их во время грядущего века царства? Сегодня мы должны на практике осуществлять священство и царствование, и мы должны наслаждаться и полностью овладевать нашей доброй землёй. Если мы будем делать это, мы будем полностью готовыми к тому, чтобы с радостью вступить во владение будущей обитаемой землёй и осуществлять священство и царствование. В то время мы получим награду и насладимся правом первородства. Такова Божья цель.