Тексты Писания: Иуд. 1:1-7
В этом сообщении мы начнём жизнеизучение Послания Иуды. Темой Послания Иуды является борьба за веру. В стихе 3 Иуда увещевает нас «усердно бороться за веру, раз и навсегда переданную святым». В этом сообщении мы рассмотрим первые семь стихов этого Послания.
Стихи 1 и 2 представляют собой введение к Посланию Иуды. В этих стихах Иуда говорит: «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова, — призванным, возлюбленным в Боге Отце и хранимым Иисусом Христом: милость вам, и мир, и любовь да умножится». И Иуда, и Иаков были братьями Господа Иисуса по плоти (Мф. 13:55). Иаков был одним из апостолов (Гал. 1:19) и одним из старейшин в Иерусалиме (Деян. 15:2, 13; 21:18); его считали столпом церкви наряду с Петром и Иоанном (Гал. 2:9). Он также написал Послание Иакова (Иак. 1:1). Иуда не был в списке двенадцати, равно как мы не видим, что он был старейшиной в церкви. Тем не менее он написал это Послание, короткую, но прекрасную книгу.
Согласно стиху 1, эта книга адресована «призванным, возлюбленным в Боге Отце и хранимым Иисусом Христом». Фразу «Иисусом Христом» можно также перевести как «для Иисуса Христа». Слова «Иисусом Христом» означают, что Иисус Христос — это сила и средство, при помощи которых верующие хранятся, а слова «для Иисуса Христа» означают, что Иисус Христос — это цель и назначение, для которых они хранятся. Все верующие даны Господу Отцом (Ин. 17:6), и они хранимы для Него и Им.
Многие исследователи Библии уверены, что это Послание, равно как и Первое и Второе послания Петра, были написаны иудейским верующим в Христа. Согласно словам Иуды, эти верующие были призванными, возлюбленными в Боге Отце и хранимыми Иисусом Христом.
В стихе 2 Иуда говорит: «Милость вам, и мир, и любовь да умножится». То, что в приветствии вместо благодати говорится о милости, возможно, вызвано деградацией церкви и её отступничеством (см. ст. 21-22). В Первом и Втором посланиях к Тимофею Павел включает Божью милость в начальное приветствие. Божья милость простирается дальше, чем Его благодать. Во время деградации церквей необходима именно Божья милость.
Будучи грешниками, мы находились в жалком состоянии. Но Божья милость достигла нас и вывела нас из этой ситуации и сделала нас способными получить Его благодать. В принципе, благодать требует, чтобы мы были в довольно хорошем состоянии. Но поскольку милость простирается дальше, чем благодать, она способна достичь тех, кто находится в самом жалком состоянии.
В стихе 3 говорится: «Возлюбленные, прилагая всякое старание, чтобы писать вам о нашем общем спасении, я счёл необходимым написать вам, увещевая вас усердно бороться за веру, раз и навсегда переданную святым». Здесь Иуда говорит о нашем общем спасении. Это спасение вообще, которое, подобно общей вере (Тит. 1:4), является общим для всех верующих и принадлежит всем верующим.
Некоторые христиане неправильно применяют слово Иуды о борьбе за веру. Они считают, что бороться за веру — значит бороться за такие вещи, как крещение и омовение ног. Некоторые спорят о покрытии головы или о том, какой хлеб использовать на Господней трапезе. Однако вера в стихе 3 не относится к таким вещам.
Вера в этом стихе — это не субъективная вера, то есть то, что мы верим, а объективная вера, то есть наше вероисповедание, то, во что мы верим, содержание Нового Завета как наша вера (Деян. 6:7; 1 Тим. 1:19; 3:9; 4:1; 5:8; 6:10, 21; 2 Тим. 2:18; 3:8; 4:7; Тит. 1:13), в которое мы верим для нашего общего спасения. Эта вера, а не какая-то доктрина, была раз и навсегда передана святым. За эту веру мы должны усердно бороться (1 Тим. 6:12).
В Ветхом Завете Бог дал Аврааму обещание. Позже через Моисея Бог дал закон детям Израиля. В Евангелии от Иоанна говорится, что, когда пришёл Господь Иисус, пришла благодать (1:17). Здесь мы видим три важные вещи: обещание, закон и благодать. Некоторые исследователи Библии говорят об устроении обещания, устроении закона и устроении благодати.
Чтобы понять истину в Новом Завете, нам нужно увидеть, что Бог сначала дал обещание Аврааму. Можно сказать, что это обещание находилось на «основном пути», согласно которому Бог обращался с человеком. Но вследствие неведения и неверия Божьего избранного народа Бог должен был дать закон детям Израиля. В Послании к галатам Павел сравнивает закон с Агарью, наложницей Авраама, а не с Саррой, женой Авраама (Гал. 4:21-25). Это значит, что Агарь была прообразом, предызображением, закона. Следовательно, положение закона — это положение не жены, а наложницы. Теперь, в Новом Завете, Бог даёт веру вместо закона.
У веры, данной Богом, есть как субъективная, так и объективная сторона. Субъективная сторона касается того, что мы верим, а объективная — того, во что мы верим. В стихе 3 вера относится не к нашей способности верить, а к тому, во что мы верим. Поэтому под верой понимается содержание Нового Завета.
Пётр говорит в своём втором Послании, что мы получили в удел веру, равно драгоценную (2 Пет. 1:1). Эта вера — субъективная и указывает на веру, которая находится внутри нас. Она отличается от веры в Иуд. 3, поскольку вера здесь — объективная.
Вера в объективном смысле равна содержанию Божьего завещания, данного нам в Новом Завете. Закон включает содержание десяти заповедей и все второстепенные предписания. Закон был дан в Ветхом Завете, а в Новом Завете Бог даёт веру, которая включает всё, что содержится в Божьем завещании. Это завещание включает даже Триединого Бога. Однако в него не включены такие вещи, как покрытие головы, омовение ног или способы крещения. Тем не менее некоторые верующие борются за такие вещи, думая, что сражаются за веру. Но это неправильное понимание того, что имеет в виду Иуда под борьбой за веру, раз и навсегда переданную святым.
Бороться за веру — значит бороться за основополагающие и основные моменты Божьего нового завещания. Одним из этих основополагающих моментов является смерть Христа ради нашего искупления.
Предположим, модернист скажет вам, что Иисус умер на кресте не ради искупления, а потому что Он был мучеником и принёс Себя в жертву за Своё учение. Такое понимание смерти Христа еретично. Оно противоречит одному из основных положений Божьего нового завещания. Нам необходимо бороться за истину о Христовом искуплении.
Много лет назад в Китае мы боролись за истину об искуплении, когда мы сражались против книги «Только для грешников», в которой утверждалось, что грешник может быть угоден Богу или быть спасён без крови Иисуса. В Библии ясно говорится, что без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр. 9:22). Мы сражались против этой еретической книги и делали верующим «прививку» против её модернистских учений.
Мы благодарим Господа, что в США сегодня многие фундаментальные исследователи Библии также сражаются против еретических, модернистских учений. Вот что значит бороться за веру, раз и навсегда переданную святым. Эта вера была передана святым раз и навсегда, и сейчас нам необходимо бороться за неё.
В стихе 4 Иуда продолжает: «Ибо вкрались незаметно некоторые люди, о которых издавна заранее писалось для этого суда; нечестивые люди, извращающие благодать нашего Бога в разврат и отрекающиеся от нашего единого Владыки и Господа, Иисуса Христа». Стихи с 4 по 19 Послания Иуды очень сходны со 2 Пет. 2. Отсюда видно, что это Послание было написано во времена отступничества и деградации церкви.
В стихе 4 Иуда говорит, что некоторые люди «вкрались незаметно». Греческая фраза буквально означает «проникли окольным путём» и «проскользнули через боковую дверь». Это можно сравнить с выражением «тайно привносить» во 2 Пет. 2:1. Точно так же как враг прокрался, чтобы посеять плевелы среди пшеницы (см. Мф. 13), так и отступники вкрались незаметно.
Под словами «этот суд» подразумевается раскрытый в последующих стихах суд над незаметным проникновением отступников. Под судом здесь понимается осуждение на наказание; имеется в виду, что человек осуждён и должен быть наказан.
Здесь Иуда говорит о нечестивых людях, которые извращают благодать Бога в разврат и отрекаются от нашего единого Владыки и Господа, Иисуса Христа. Злодеяние еретиков-отступников заключалось в том, что они, во-первых, извращали благодать Бога в распущенность, в злоупотребление свободой (см. Гал. 5:13; 1 Пет. 2:16); и, во-вторых, отрекались от главенства и господства Господа. Одно связано с другим. Чтобы превратить Божью благодать в злоупотребление свободой для распущенности, нужно отречься от правления и власти Господа.
Исторические примеры господнего суда над отступничеством
В стихах с 5 по 7 Иуда приводит несколько исторических примеров Господнего суда над отступничеством. Первый пример — это дети Израиля: «Но хочу напомнить вам, хотя вы всё знаете раз и навсегда, что Господь, спасши народ из египетской земли, потом уничтожил тех, кто не поверил» (ст. 5). Среди тех, кого Он вывел из Египта, было отступничество. Это значит, что неверующие дети Израиля стали отступниками. В этом стихе Иуда говорит, что Господь уничтожил тех, кто не поверил.
Ангелы, которые не сберегли собственного начальства
В стихе 6 сказано: «И ангелов, которые не сберегли собственного начальства, а покинули собственное жилище, Он сберегает в вечных узах под мраком для суда великого дня». Ангелы здесь — это те же, о ком говорится во 2 Пет. 2:4 это «сыны Божьи» в Быт. 6. Греческое слово, переведённое как «начальство», это архе́. Это слово означает начало силы, первенство власти; отсюда — значение «первоначальное достоинство, связанное с высоким положением». Падшие ангелы не сохранили своего первоначального достоинства и положения, а покинули собственное жилище, находящееся на небе, и, придя во времена Ноя на землю, совершали блуд с дочерьми человеческими (Быт. 6:2; 1 Пет. 3:19). «Мрак» — это мрачные глубины тартара (2 Пет. 2:4), а под судом, вероятно, понимается окончательный суд великого белого престола.
Далее, в стихе 7, Иуда продолжает: «Как Содом и Гоморра и города вокруг них, которые подобно им предались блуду и пошли за иной плотью, открыто поставлены как пример, подвергаясь наказанию вечным огнём». Слово «как» здесь имеет большое значение и означает «точно так же как». Это слово доказывает, что ангелы в предыдущем стихе — это сыны Божьи в Быт. 6:2, которые совершали блуд с иной плотью и были осуждены Богом для суда великого дня, поскольку за этим сразу же следует суд над Содомом, Гоморрой и городами вокруг них. Относительное местоимение «которые» в стихе 7 указывает на Содом, Гоморру и города вокруг них.
Фраза «точно так же как» означает «так же как падшие ангелы совершали блуд с иной плотью». Падшие ангелы совершали блуд с другим родом, который был для них иной плотью. Мужчины Содома предавались своей похоти с мужчинами (Рим. 1:27; Лев. 18:22), с иной плотью, отличной от той, которую Бог определил согласно природе Его творения для человеческого брака (Быт. 2:18-24). В стихе 7 «иная плоть» указывает на чуждую или отличающуюся плоть, а местоимение «им» указывает на ангелов, совершавших блуд, в предыдущем стихе.
Если мы сравним Послание Иуды со Вторым посланием Петра, мы увидим, что в этих Посланиях рассматривается много одинаковых моментов. Это означает, что апостолы и ранние учителя, судя по всему, общались по этим вопросам. В противном случае, как бы могли Пётр и Иуда писать так похоже? Эти два брата, которые оба имели иудейское прошлое и несли ответственность за провозглашение истин Нового Завета, осуждали одни и те же вещи и подчёркивали то, что любой, кто пойдёт путём отступничества, претерпит Божий суд.
Отрицать Личность Господа и Его искупительную работу — это нечто крайне серьёзное. Некоторые модернисты, которые подобным образом отрицают Господа, претерпели Божий суд даже ещё при жизни. Когда в Китае было активно Оксфордское движение, или бухманизм, некоторые модернисты осмеливались даже утверждать, что Иисус Христос был не Сыном Божьим, рождённым от девы, а незаконнорождённым сыном Марии. Это уже не просто ересь, это богохульство. Какое богохульство утверждать, что наш Господь Иисус Христос был незаконнорождённым сыном Марии! В конце концов, у некоторых из тех, кто учил таким еретическим и богохульным вещам, конец жизни был нехорошим. Они будут не только судимы Богом в будущем, Бог судил их ещё при жизни. В результате, конец их жизни был совсем не хорошим.
На основании Послания Иуды и Второго послания Петра нам необходимо научиться бояться Бога и быть очень осторожными в отношении Личности Господа и Его искупительной работы. Поскольку мы живём в развращённый век, молодым людям особенно нужно быть настороже. У всех нас должно быть основополагающее понимание Слова Божьего. Это защитит нас. Как говорит Пётр, Слово будет светильником, сияющим внутри нас (2 Пет. 1:19). Тогда если мы столкнёмся с отступниками и еретиками, мы будем знать, что их учение о Личности Христа и Его искупительной работе является лживым и богохульным, и не будем слушать их. Поскольку мы сражались против модернистов, когда были в Китае, христиане там были защищены. Конечно, другие христиане тоже верно сражались против еретических учений. Сегодня нам всем нужно быть верными, чтобы бороться за истину, раз и навсегда переданную святым.