Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 13

Жизнь, не полностью соответствующая и не полностью посвящённая Божьему новозаветному домостроительству

(1)

  Тексты Писания: Иак. 1:1, 17-18, 21, 25; 2:2, 9-10; 3:13, 17; 4:4-5

  В Евангелии от Марка мы видим жизнь — жизнь Господа Иисуса, — полностью соответствующую и полностью посвящённую Божьему новозаветному домостроительству. В противоположность этому в Послании Иакова мы видим жизнь, не полностью соответствующую и не полностью посвящённую Божьему новозаветному домостроительству. В этом сообщении, а также в следующем сообщении мы рассмотрим ряд положений в Послании Иакова, которые указывают на смесь новозаветного домостроительства с ветхозаветным устроением.

  Иаков был очень благочестивым человеком, и, с человеческой точки зрения, он был довольно мудрым. Но в целом ряде мест мы видим, что Иаков был слишком поглощён ветхозаветными темами. Несомненно, он был пропитан, насыщен оттенком, привкусом и атмосферой Ветхого Завета. В отношении Иакова мы не можем найти весомого указания на то, что он прошёл через ветхозаветное устроение и полностью вошёл в новозаветное домостроительство. Вероятно, Иаков был крещён. Однако, судя по тому, что он пишет, я не думаю, что он когда-либо пережил полное прекращение существования и погребение самого себя вместе со всем, что было связано с его прошлым, — и хорошим, и плохим.

По-прежнему признаются двенадцать колен ветхозаветного устроения

  В своём Послании Иаков по-прежнему признаёт двенадцать колен ветхозаветного устроения. Это видно из того, как Иаков начинает эту книгу: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, — двенадцати коленам в рассеянии» (1:1). То, что Иаков адресует своё Послание двенадцати коленам в рассеянии, возможно, показывает, что он недостаточно ясно видел различие между христианами и иудеями, между Божьим новозаветным домостроительством и ветхозаветным устроением. Возможно, Иаков не видел, что в Новом Завете Бог избавил и отделил иудейских верующих в Христа от иудейского народа. Таким образом, выражение «двенадцать колен» в 1:1 является слишком старым. Это нечто, относящееся к ветхозаветному устроению.

  Согласно тому, что пишет Павел, иудейские верующие в Христа призваны Богом из старого устроения. В Послании к галатам Павел даже рассматривает иудаизм как нынешний злой век: «Который отдал Себя за наши грехи, чтобы избавить нас из нынешнего злого века согласно воле нашего Бога и Отца» (1:4). Судя по контексту всего Послания к галатам, под нынешним злым веком в Гал. 1:4 понимается религиозный мир, религиозное течение мира, иудейская религия. Подтверждение этому мы видим в Гал. 6:14-15, где обрезание рассматривается как часть мира — религиозного мира, который для апостола Павла был распят. Поэтому Павел показывает в Послании к галатам, что Христос отдал Себя за наши грехи, чтобы избавить нас из иудейского религиозного мира, из нынешнего злого века.

  «Нынешний злой век» в Гал. 1:4 — это то же самое, что «испорченное поколение» в Деян. 2:40. В день Пятидесятницы Пётр сказал людям, чтобы они спаслись от «этого испорченного поколения». Как же такой благочестивый человек, как Иаков, мог адресовать своё Послание, написанное христианам из иудеев, двенадцати коленам в рассеянии? Разумеется, это противоречило Божьему новозаветному домостроительству.

Обладать божественной жизнью посредством божественного рождения

  В 1:17 и 18 Иаков говорит: «Всякое доброе даяние и всякий совершенный дар — свыше, сходит от Отца светов, у которого нет ни изменения, ни тени, падающей от обращения. Он породил нас словом истины, замыслив, чтобы мы были неким начатком Его тварей». Эти стихи показывают, что Отец светов породил нас, чтобы мы были начатком Его тварей. Имеется в виду божественное рождение, наше возрождение (Ин. 3:5, 6), которое осуществляется согласно Божьему вечному замыслу. То, что мы порождены словом истины, означает, что слово — это семя жизни, которым мы возрождены (1 Пет. 1:23). Таким образом, Иаков показывает, что мы обладаем божественной жизнью посредством божественного рождения.

  С одной стороны, Иаков адресует своё Послание двенадцати коленам. С другой стороны, он говорит о божественной жизни, полученной посредством божественного рождения. Двенадцать колен — это нечто, относящееся целиком и полностью к Ветхому Завету, а божественная жизнь, полученная посредством божественного рождения, — это, разумеется, нечто из Нового Завета. Какую смесь мы видим в том, что пишет Иаков! Он смешивает Ветхий Завет с Новым Заветом. Как можно продолжать называть «двенадцатью коленами» тех, кто возрождён Богом, рождён от Него? Как Иаков мог обращаться к двенадцати коленам, а потом говорить, что Бог породил их, чтобы они были неким начатком Его тварей? Тем не менее именно это Иаков делает в этой книге. Как двенадцать колен могли быть порождены Богом, чтобы быть неким начатком? Сравнивая 1:1 с 1:17 и 18, мы видим, в каком «тумане», судя по этому Посланию, находился Иаков.

  Здесь я хотел бы сказать, что не следует давать привлечь себя человеку лишь по той причине, что он благочестив. На протяжении столетий многие благочестивые люди пребывали в «тумане» в смысле понимания Божьего домостроительства. Они были окутаны туманом, находясь под покрывалом своего благочестия. Может получиться так, что мы будем введены в заблуждение каким-нибудь благочестивым человеком так же, как Павел был введён в заблуждение благочестивым Иаковом в Деян. 21. Нелегко избежать влияния ситуации, «затуманенной» в духовном смысле.

  В Деян. 21 Павел согласился с предложением Иакова пойти в храм с несколькими людьми, имевшими на себе обет, и оплатить их расходы. Мы можем подумать, что, сделав это, Павел проявил широкий подход и поступил в соответствии с тем, что он говорил коринфянам: «И для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто под законом, — как тот, кто под законом (хотя сам я не под законом), чтобы приобрести тех, кто под законом» (1 Кор. 9:20). Однако в Деян. 21 Господь не проявил такой же широкий подход, какой, на первый взгляд, проявил Павел. В последний, седьмой, день обета началось волнение и Павел был схвачен. Если мы внимательно прочитаем Деян. 21, мы увидим, что Господь не был согласен с тем, что происходило в Иерусалиме, и Он вмешался, чтобы повлиять на происходящее.

Принять посаженное в нас слово

  В 1:21 Иаков говорит: «Поэтому, отложив всякую грязь и избыток злобы, в кротости примите посаженное в вас слово, которое может спасти ваши души». В этом стихе Иаков уподобляет слово Божье живому растению, которое посажено в наше существо и растёт в нас, чтобы принести плод для спасения наших душ. Разумеется, это нечто замечательное. Но и это смешано с ветхозаветными элементами в Послании Иакова.

Соблюдение совершенного закона свободы в ветхозаветной практике

  В 1:25 Иаков говорит: «Но тот, кто вникнет в совершенный закон, закон свободы, и пребудет в нём, став не забывчивым слушателем, а исполнителем дела, — тот будет блажен в своём исполнении». Совершенный закон, закон свободы, — это нечто превосходное. Это закон жизни, написанный на наших сердцах (Евр. 8:10), нравственные нормы которого соответствуют нормам конституции царства небес, провозглашённой Господом на горе (Мф. 5—7). Хотя соблюдение совершенного закона свободы — это нечто очень положительное, Иаков говорит о соблюдении этого закона в ветхозаветной практике. Это видно из того, что он говорит в 1:26 и 27: «Если кто-нибудь думает, что он религиозен, но не обуздывает свой язык, а обманывает своё сердце, то его религия суетна. Вот что есть чистая и неосквернённая религия перед нашим Богом и Отцом: посещать сирот и вдов в их скорби и хранить себя незапятнанным от мира». Здесь мы видим, что Иаков повелевает верующим соблюдать совершенный закон свободы в связи с тремя вещами: с обуздыванием языка, посещением сирот и вдов и сохранением себя незапятнанным от мира. Ничто из этого не является ключевым элементом в Божьем новозаветном домостроительстве. Отсюда мы видим, что Иаков велит соблюдать совершенный закон свободы не в новозаветной практике. Напротив, повелевая нам обуздывать язык, посещать сирот и вдов и хранить себя незапятнанными от мира, он говорит о ветхозаветной практике.

  Читая первую главу Послания Иакова, мы видим, что Иаков держался за мысль о соблюдении совершенного закона. В 1:22 он говорит, что мы должны становиться исполнителями слова, а не только слушателями. Затем в 1:25 он говорит, что тот, кто вникнет в совершенный закон и пребудет в нём, будучи исполнителем дела, будет блажен в своём исполнении. Иаков ясно говорит, что мы должны быть исполнителями закона. Согласно Иакову, исполнитель закона — это тот, кто соблюдает закон. Однако он не показывает нам новозаветного пути для соблюдения совершенного закона свободы. Новый Завет учит, что мы соблюдаем закон свободы посредством того, что живём и ходим согласно Духу. Весь Новый Завет предназначен не для того, чтобы мы соблюдали его сами по себе; он предназначен для того, чтобы мы жили Духом и тем самым соблюдали его. Если мы просто соблюдаем что-то, то мы делаем это сами по себе, но если мы живём, то мы живём посредством обитающего внутри нас Духа, который находится в нашем возрождённом духе. Сейчас нам не нужно пытаться соблюдать закон самостоятельно, и нам не нужно быть его исполнителями посредством собственных усилий. Нам нужно ходить согласно Духу. Это значит, что, вместо того чтобы делать что-то самостоятельно, нам нужно жить Духом. Есть большая разница между тем, кто соблюдает закон самостоятельно, и тем, кто живёт согласно Духу.

  В Послании Иакова немногое соответствует концепции Нового Завета. Наоборот, в большой степени содержащаяся в этом Послании концепция — это концепция Ветхого Завета. Да, Иаков говорит о законе свободы, но он говорит о нём в ветхозаветном смысле — в смысле соблюдения закона букв. Иаков, возможно, считал, что Моисеев закон был неполным, несовершенным, но что новозаветное учение совершенно. Иаков, возможно, понимал, что новозаветное учение совершенно и даёт свободу. Поэтому, по мысли Иакова, нам нужно соблюдать его; нам нужно быть его исполнителями. Его представление о том, как исполнять закон, не находится в точном соответствии с Новым Заветом. Он подходил к закону в соответствии с ветхозаветным принципом, состоящим в том, чтобы соблюдать и исполнять своими силами, а не в соответствии с новозаветным принципом, состоящим в том, чтобы жить, ходить, поступать и существовать согласно Духу.

  Некоторые читатели Послания Иакова, возможно, думают, что нет ничего плохого в том, чтобы быть исполнителем совершенного закона. Они могут сказать: «Иаков правильно говорит, что мы должны быть исполнителями закона. Конечно же, все мы должны быть исполнителями совершенного закона свободы». Если мы так читаем Библию, то мы читаем её в соответствии с природным пониманием, а не в соответствии с озарением Духа. Фактически все новозаветные учения — это определения того, как всеобъемлющий Дух живёт и обитает внутри нас. Пытаться соблюдать эти учения или исполнять их самостоятельно — это не то, что нам нужно. Нам нужно ходить согласно обитающему внутри нас Духу и ходить этим Духом. Когда мы ходим согласно Духу и ходим Духом, мы живём совершенный закон, закон свободы; мы живём весь Новый Завет. Мы соблюдаем Новый Завет не своими усилиями; мы живём Духом, чтобы соблюдать его. Если мы что-то исполняем, то мы делаем это самостоятельно, но если мы живём, то мы живём Святым Духом. Вот почему Павел говорит в Гал. 2:20: «Я распят с Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос». Новозаветная концепция такова: «Уже не я, а Христос живёт во мне». В Послании Иакова в этом вопросе нет ясности. Иаков знал, что мы рождены от Бога, что Бог породил нас словом истины. Тем не менее его концепция относительно жития Божьего народа и, в частности, относительно практического христианского совершенства, похоже, основана на концепции Ветхого Завета.

Смесь новозаветного домостроительства с практикой восстановленного ветхозаветного устроения

  Иаков смешивал практику новозаветного домостроительства с практикой восстановленного ветхозаветного устроения. На это указывает использование Иаковом слова «синагога» в 2:2. Мы уже увидели, что слову «синагога» соответствует греческое слово сюнагоге́, состоящее из двух частей: сюн означает «вместе»,аго означает «приводить». Отсюда — значения «собирание», «собрание», «сбор». Оно стало обозначать место собрания и использовалось в Новом Завете применительно к собранию (Деян. 13:43; 9:2; Лк. 12:11) и месту собрания (Лк. 7:5) иудеев. В Иерусалиме было много синагог для различных групп иудеев (Деян. 6:9).

  Синагоги не существовали до вавилонского пленения детей Израиля. После того как был разрушен храм, образовались синагоги. Иудеи приходили в синагогу, чтобы искать знания Бога, изучая Святые Писания (Лк. 4:16-17; Деян. 13:14-15). Возвратившись из плена, иудеи принесли в свою страну эту практику собрания в синагогах. Это была практика восстановленного ветхозаветного устроения после возвращения иудеев из Вавилона. В Иерусалиме были синагоги для иудеев, возвратившихся их различных областей и имевших свои собственные языки и обычаи. После возвращения в Иерусалим они создавали синагоги в соответствии с этими языками и обычаями. Именно по этой причине среди иудеев в Иерусалиме были различные синагоги.

  В 2:1 и 2А Иаков говорит: «Братья мои, храните веру нашего Господа Иисуса Христа славы без лицеприятия. Ибо если войдёт в вашу синагогу…». В 2:1 Иаков говорит о вере нашего Господа Иисуса Христа, а в стихе 2 — о синагоге. Это ясно указывает на смесь Божьего новозаветного домостроительства с практикой ветхозаветного устроения после возвращения из Вавилона. Создаётся впечатление, что Иаков не имел представления о различии между христианами и иудеями. То, как Иаков использует слово «синагога», возможно, показывает, что он рассматривал собрание и место собрания иудейских верующих как одну из синагог среди иудеев, может быть, как христианскую синагогу. Это, возможно, показывает, что он считал иудейских христиан по-прежнему частью еврейского народа, избранным Божьим народом с точки зрения Ветхого Завета. Если он действительно так считал, то это показывает, что у него отсутствовало ясное видение в отношении различия между Божьим избранным народом в Ветхом Завете и верующими в Христа в Новом Завете. Как серьёзна такая смесь!

Продолжение соблюдения ветхозаветного закона букв

  В главах второй и четвёртой Послания Иакова мы видим, что Иаков продолжал соблюдать ветхозаветный закон букв. Например, в 2:9 и 10 он говорит: «А если оказываете лицеприятие, то совершаете грех, будучи обличаемы законом как преступники. Ибо кто соблюдёт весь закон, но преткнётся в одном, тот стал виновным во всём». Из сказанного здесь видно, что Иаков всё ещё занимался соблюдением ветхозаветного закона. Это перекликается со словами в Деян. 21:20, сказанными Павлу Иаковом и старейшинами в Иерусалиме. Многие тысячи верующих из иудеев по-прежнему придерживались смеси христианской веры и Моисеева закона. Иаков и другие даже посоветовали Павлу следовать этой полуиудаистской смеси (Деян. 21:17-26). В Деян. 21 Иаков призывал Павла соблюдать закон. Он не сознавал, что устроение закона полностью закончено и что следует полностью подчиниться устроению благодати, а также что любое пренебрежение различием между этими двумя устроениями будет идти вразрез с Божьим устроительным управлением и нанесёт большой вред Божьему домостроительному плану по созиданию церкви как выражения Христа. Таким образом, Послание Иакова было написано под «облаком» полуиудаистской смеси.

Поступать по мудрости с ветхозаветным привкусом

  В своём Послании Иаков подчёркивает важность мудрости. В 1:5 он говорит: «А если кому-нибудь из вас недостаёт мудрости, пусть просит у Бога, который всем даёт щедро и не укоряет, и будет дано ему». Иаков понимал, что мудрость Божья нужна для практического христианского совершенства. В 3:13 Иаков говорит о кротости мудрости: «Кто среди вас мудрый и понимающий? Пусть покажет благим образом жизни свои дела в кротости мудрости». Судя по контексту третьей главы, под кротостью мудрости здесь понимается сдержанность речи. Далее, в 3:17, Иаков говорит о мудрости свыше: «А мудрость свыше, во-первых, чиста, потом мирна, снисходительна, податлива, полна милости и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна». Эта мудрость включает в себя кротость в стихе 13 и те человеческие добродетели, о которых говорится в стихе 17. Всё это — отличительные черты практического христианского совершенства согласно представлению Иакова.

  То, что Иаков говорит о мудрости, имеет ветхозаветный привкус. В соответствии с пониманием Иакова, мудрость свыше, возможно, была весьма сходна с той мудростью, которую Бог дал Соломону. Мудрость Соломона пришла не снизу, не из мира, не из Египта; его мудрость пришла свыше, от Бога.

  Мудрость, о которой говорит Иаков, — это мудрость для человеческого поведения. Эта мудрость имеет ветхозаветный привкус и не имеет ничего общего с новозаветной мудростью. В Новом Завете мудрость Божья связана с тем, чтобы жить Христа, обладать Христом как всем. В 1 Кор. 1:30 Павел говорит, что Христос стал мудростью нам от Бога. Кроме того, новозаветная мудрость Божья предназначена не для созидания нашего характера или христианского совершенства; она предназначена для созидания церкви, Тела Христова. Если вы прочитаете 1 Кор. 1 и 2, Эф. 1 и 3 и Кол. 2, вы увидите, какая большая разница существует между этими двумя видами мудрости — мудростью Ветхого Завета для человеческого поведения и мудростью Нового Завета для обладания Христом как всем ради созидания церкви.

  Многие христиане ценят тот вид мудрости, который показан в Послании Иакова. Они ценят этот вид мудрости по той причине, что они не видят ключевых вопросов — они не видят Христа как жизнь и созидание церкви. Среди сегодняшних христиан редко можно услышать сообщения о наслаждении Христом как всем для созидания церкви, Тела Христова. Зато верующие высоко ценят Послание Иакова. Однако мы видим, что есть большое расхождение между мудростью в Послании Иакова и мудростью Божьей, раскрытой в Посланиях Павла.

Иметь обитающего внутри нас Духа только для преодоления мира

  В 4:4 и 5 Иаков говорит: «Прелюбодейки, разве вы не знаете, что дружба с миром — это вражда с Богом? Поэтому кто решит быть другом мира, тот становится врагом Бога. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „До зависти жаждет Дух, которому Он дал обитать в нас“»? Это единственный случай, когда Иаков говорит об обитающем внутри нас Духе Божьем, причём он говорит о Духе в отрицательном плане, в связи с тем, чтобы устранить дружбу с миром, а не в положительном плане, в связи с тем, чтобы жить Христа для созидания Тела Христова. Таким образом, хотя Иаков и говорит об обитающем внутри нас Духе, он говорит о Духе только применительно к преодолению мира.

  Что касается Духа, то между Посланием Иакова и Посланиями Павла существует большая разница. Павел много говорит об обитающем внутри нас Духе. Например, в Рим. 8 благодаря обитающему внутри нас Духу мы имеем жизнь в нашем духе, в нашем разуме и впоследствии даже в нашем смертном теле. Таким образом благодаря обитающему внутри нас Духу наше трёхчастное существо полностью пропитывается божественной жизнью. Разумеется, в Гал. 5 Павел также говорит о борьбе Духа против плоти: «Плоть вожделеет против Духа, а Дух — против плоти» (ст. 17). В другом месте Послания к галатам Павел говорит о Духе Сына: «А так как вы сыновья, то Бог послал в наши сердца Духа Своего Сына, восклицающего: „Авва, Отец!“» (4:6). Мы получили Духа Сына, чтобы Христос образовался в нас (Гал. 4:19). Как это важно — чтобы Христос образовался в нас! Таким образом, Дух Сына предназначен не просто для того, чтобы мы побеждали плоть и преодолевали мир, а для того, чтобы в нас образовался Христос. Здесь мы видим положительный акцент на теме Духа, которого нет в Послании Иакова.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках