Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 14

Жизнь, не полностью соответствующая и не полностью посвящённая Божьему новозаветному домостроительству

(2)

  Тексты Писания: Иак. 4:15; 5:7, 13-20; Деян. 21:15-24

  В предыдущем сообщении мы начали отмечать, что в Послании Иакова мы видим жизнь, которая не полностью соответствует и не полностью посвящена Божьему новозаветному домостроительству. Пока мы рассмотрели восемь отличительных черт такой жизни, показанных в этой книге: человек, живущий такой жизнью, по-прежнему признаёт двенадцать ко-лен ветхозаветного устроения, обладает божественной жизнью посредством божественного рождения, принимает посаженное в него слово, соблюдает совершенный закон свободы в ветхозаветной практике, смешивает новозаветное домостроительство с практикой восстановленного ветхозаветного устроения, продолжает соблюдать ветхозаветный закон букв, поступает по мудрости с ветхозаветным привкусом и имеет обитающего внутри него Духа только для преодоления мира.

  В этом сообщении мы рассмотрим некоторые другие отличительные черты жизни, которая не полностью соответствует и не полностью посвящена Божьему новозаветному домостроительству.

Двигаться как ветхозаветные святые

  Согласно 4:15, Иаков хотел бы, чтобы мы говорили: «Если Господь захочет, мы и жить будем, и сделаем это или то». Многим христианам нравятся стихи с 13 по 17 из четвёртой главы Послания Иакова. В 4:13 Иаков даёт понять, что нам не следует говорить: «Сегодня или завтра мы пойдём в такой-то город, и проведём там год, и будем торговать, и получим прибыль». Затем в стихе 14 Иаков продолжает: «Тогда как вы не знаете завтрашнего — какой будет ваша жизнь; ибо вы пар, который ненадолго появляется, а потом исчезает». Поэтому мы должны говорить: «Если Господь захочет…». Однако такой образ жизни соответствует тому, как поступали ветхозаветные святые. Новозаветные святые, напротив, должны быть водимы Духом. В Рим. 8:14 Павел говорит: «Ибо все, которые водимы Духом Божьим, те — сыновья Божьи». Быть водимыми Духом Божьим — это нечто весьма отличное от того, чтобы говорить, что мы сделаем это или то, «если Господь захочет». Новозаветные святые — это те, кто водим Духом в своём повседневном житии. Предположим, какой-нибудь брат говорит: «Если Господь захочет, я буду любить свою жену», или какая-нибудь сестра скажет: «Если Господь захочет, я буду в подчинении у своего мужа». Это не новозаветный путь. Человек, следующий ветхозаветным путём, может говорить: «Если Господь захочет, завтра я пойду за покупками. Но если Господь не захочет, что ещё мне делать, кроме как оставаться дома?» Вместо этого мы все должны учиться в своём житии быть водимыми Духом. Ежедневно и даже ежеминутно мы должны быть водимы обитающим в нас Духом.

Смешение с иудеями ветхозаветного устроения

  Мы уже увидели, что Иаков в своём Послании, похоже, не проводит ясного различия между христианами и иудеями, между Божьим новозаветным домостроительством и ветхозаветным устроением. Он адресует это Послание двенадцати коленам (1:1) и даже употребляет слово «синагога» (2:2) для обозначения места собраний иудейских христиан. Затем в отступлении от основной темы (5:1-6) Иаков, похоже, говорит, обращаясь к богатому сословию в целом среди иудеев. Поэтому мы говорим, что здесь мы видим смешение с иудеями ветхозаветного устроения.

Ожидать пришествия Господа с долготерпением ветхозаветных пророков и терпением ветхозаветных святых

  В 5:7 Иаков говорит: «Итак, будьте долготерпеливы, братья, до пришествия Господа». Ожидать пришествия Господа с долготерпением — это чудесно и это, разумеется, нечто, относящееся к Новому Завету. Однако, говоря об ожидании возвращения Господа, Иаков не придерживался новозаветного представления. Вместо этого он использует пророков в качестве примера долготерпения и Иова в качестве примера терпения: «В пример того, как терпеть зло и проявлять долготерпение, братья, возьмите пророков, которые говорили в имени Господа. Вот, мы называем блаженными тех, кто вытерпел. Вы слышали о терпении Иова и видели его конец от Господа — что Господь весьма милосерден и сострадателен».

  Иаков учит об ожидании пришествия Господа совсем не так, как учат Господь Иисус и апостол Павел. В Мф. 24:42 Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день приходит ваш Господь», а в Мф. 24:44 Он говорит: «Поэтому и вы будьте готовы, потому что в час, когда не ожидаете, приходит Сын Человеческий». Здесь мы видим, что в отношении Своего пришествия Господь велит нам бодрствовать и быть готовыми. Затем в Лк. 21:36 Господь даёт нам такое повеление: «Но будьте бдительны во всякое время, моля о том, чтобы вы были в силах избежать всего того, чему предстоит произойти, и предстать перед Сыном Человеческим». В отношении пришествия Господа Павел также велит нам бодрствовать: «Итак, не будем спать, как остальные, а будем бодрствовать и будем трезвы» (1 Фес. 5:6).

  Пророки и святые Ветхого Завета очень далеко от нас. Однако сегодня мы имеем внутри себя Триединого Бога. Ветхозаветные пророки и святые, возможно, обладали долготерпением и имели терпение, но сегодня мы имеем обитающего в нас Триединого Бога, который является нашим терпением и долготерпением, пока мы ожидаем пришествия Господа Иисуса.

Практика церковной жизни с примесями

Молитва за больного верующего и помазание его в имени Господа

  В своём Послании Иаков говорит о практике церковной жизни, однако эта практика содержит примеси. Первая практика, связанная с церковной жизнью, которую Иаков рассматривает в 5:13-20, — это молитва за больного верующего путём помазания его в имени Господа: «Кто-то среди вас болен? Пусть вызовет старейшин церкви и пусть они помолятся над ним, помазав его маслом в имени Господа» (ст. 14). Мы должны признать, что молиться за больного брата и помазывать его маслом в имени Господа — это чудесно.

Молитва в соответствии с Ветхим Заветом

  Несмотря на то что Иаков говорит хорошее слово о молитве в 5:14-16, его молитва — это молитва ветхозаветных пророков. Это подтверждается тем, что он использует в качестве примера молитву Илии: «Илия был человек подобный нам по чувствам, и он усердно помолился [букв. «помолился в молитве»], чтобы не было дождя; и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И он опять помолился, и небо дало дождь, и земля проросла, дав свой плод» (ст. 17-18). Иаков говорит, что Илия помолился в молитве. Мы можем восхищаться такой молитвой и думать, что она превосходна. Однако Павел говорит не так. Павел говорит, чтобы мы всегда молились в духе (Эф. 6:18). Молиться в духе гораздо лучше, сладостнее и богаче, чем молиться в молитве. Второе — это молитва в соответствии с Ветхим Заветом; первое — это молитва в соответствии с Новым Заветом. В случае с Илиёй Господь дал ему в качестве бремени особую молитву и Илия помолился, чтобы не было дождя. Таким образом, Илия помолился в молитве, которую дал ему Господь. Но мы сегодня имеем Духа, который обитает внутри нашего духа и ходатайствует за нас (Рим. 8:26), и нам не нужна особенная молитва или особенное бремя, потому что мы можем молиться в нашем духе непрестанно (1 Фес. 5:17).

  Если мы не получим света от Господа, мы, возможно, будем высоко ценить то, что Иаков говорит о молитве. Но если Господь озарит нас, мы увидим, что та молитва, которую описывает Иаков, — это молитва в соответствии с Ветхим Заветом. Отсюда мы видим, что написанное Иаковом уводит нас от новозаветной практики и возвращает к ветхозаветной практике.

Возвращение оступившегося брата к покаянию для прощения в соответствии с Ветхим Заветом

  В 5:19-20 Иаков говорит о возвращении оступившегося брата к покаянию для прощения: «Братья мои, если кто-нибудь среди вас будет введён в заблуждение и уведён от истины, а кто-нибудь возвратит его, то пусть он знает, что кто возвратит грешника от заблуждения на его пути, тот спасёт его душу от смерти и покроет множество грехов». Даже то, что Иаков говорит о восстановлении оступившегося брата, соответствует Ветхому Завету. Его слова о покрытии множества грехов — это почти цитата из Ветхого Завета. В Пс. 31:1 говорится: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты». В Пс. 84:3 говорится: «Простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его». Кроме того, в Прит. 10:12Б говорится: «Любовь покрывает все грехи». Эти стихи ясно показывают, что в Ветхом Завете простить грех — значит покрыть его. Однако в Новом Завете простить грех — значит забыть его (Евр. 8:12). Таким образом, мы опять видим — на этот раз в отношении практики церковной жизни с примесями, — что представление Иакова о восстановлении оступившегося брата к покаянию для прощения находится в соответствии с Ветхим Заветом.

Вдохновенность Писаний

  Рассмотрев все аспекты Послания Иакова, которые показывают нам жизнь, не полностью соответствующую и не полностью посвящённую Божьему новозаветному домостроительству, мы должны перейти к рассмотрению одной важной проблемы, а именно проблемы вдохновенности Писаний. Поскольку мы отметили так много недостатков в Послании Иакова, некоторые могут задаться вопросом, вдохновлено ли это Послание Богом, является ли оно богодухновенным. Во 2 Тим. 3:16 Павел говорит: «Всё Писание богодухновенно». Поэтому нам нужно подробно объяснить, каково наше отношение к вдохновенности Писаний в связи с Посланием Иакова.

  Во-первых, мы твёрдо верим, что всё Писание богодухновенно, то есть вдохновлено Богом. Мы верим, что каждое слово в каждой книге Библии выдохнуто Богом.

  Во-вторых, несмотря на то что каждая строка и каждое слово в Писании вдохновлены Богом, это не значит, что каждое слово в этой святой Книге — это слово Бога, но мы должны проявлять большую осторожность в понимании этого вопроса. В Библии есть очень много слов, которые не являются словами Бога. Можно привести несколько примеров, чтобы прояснить этот вопрос.

  В Быт. 3:1, 3-5 мы видим слова, произнесённые змеем. Сначала змей спросил женщину: «Подлинно ли сказал Бог: „Не ешьте ни от какого дерева в раю“?» (ст. 1). Затем змей сказал: «Нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (ст. 4-5). Эти слова, сказанные змеем, на самом деле являются словами, изречёнными Дьяволом, Сатаной.

  В книге Бытия мы также видим слова, сказанные злыми людьми. Например, в Быт. 4:23-24 Ламех хвалился перед своими жёнами: «Послушайте голоса моего; жёны Ламеховы! Внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина будет отомщено всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». На протяжении Ветхого Завета много других слов было сказано людьми, которые делали зло и были врагами Бога и Его народа. Разумеется, никакие из этих слов не являются Божьими словами.

  Можно привести ещё несколько примеров из книги Иова и из Псалмов. В книге Иова много говорят Иов и его друзья, которые все были благочестивы. Юноша Елиуй тоже был благочестивым человеком. В конечном итоге Сам Бог начал говорить и опроверг многое из того, что было сказано Иовом и его друзьями. Бог не признал многие из слов, сказанных этими благочестивыми людьми, за Свои слова. Многие из слов, сказанных Иовом и его друзьями, были не Божьим словом, а всего лишь человеческим. Кроме того, в Псалмах некоторые слова являются всего лишь высказываниями людей, а другие поистине являются словом Бога.

  В Новом Завете мы также находим слова, не являющиеся словом Бога. Согласно Евангелию от Матфея, первосвященник потребовал, чтобы Господь Иисус сказал тем, кто допрашивал Его, Он ли Христос, Сын Божий (Мф. 26:63). После того как Господь ответил, первосвященник объявил: «Он произнёс богохульство! Какая ещё нам нужда в свидетелях? Вот, теперь вы слышали богохульство» (ст. 65). Кроме того, люди кричали: «Распни! Распни!» (Ин. 19:6). Разумеется, несмотря на то что Евангелия были выдохнуты Богом, вдохновлены Богом, слова первосвященника и слова людей — это не Божьи слова.

  Согласно повествованию в Евангелиях, Пётр также говорил нечто, не являющееся словом Бога. Получив откровение от Отца, в Мф. 16:16 Пётр провозгласил: «Ты Христос, Сын живого Бога». Однако, после того как Господь вслед за этим сказал о Своей смерти, Пётр, отведя Его в сторону, начал возбранять Ему и говорил: «Да будет Бог милостив к Тебе, Господь! Ни в коем случае не будет этого с Тобой!» (Мф. 16:22). Разумеется, сказанное здесь Петром не было словом Бога. Это подтверждается тем, что Господь, повернувшись, сказал Петру: «Встань позади Меня, Сатана! Ты для Меня преткновение, ибо ты обращаешь свой разум не к Божьему, а к человеческому» (ст. 23). Фактически то, что сказал Пётр, было даже не его собственным словом — это было слово, исходившее от Сатаны.

  В Мф. 17:4 мы видим ещё один пример слова, сказанного Петром, которое не является словом Бога: «Господь, хорошо нам здесь быть. Если хочешь, я сделаю здесь три шатра: один Тебе, один Моисею и один Илии». В данном случае Пётр сказал нечто несуразное и его слово, разумеется, не было словом Бога.

  Другие примеры слов, сказанных Петром, которые не являются словами Бога, можно найти в Мф. 26:33, 70, 72 и 74. После того как Господь Иисус сказал ученикам, что все они преткнутся из-за Него, Пётр сказал: «Даже если все преткнутся из-за Тебя, я никогда не преткнусь» (ст. 33). Однако, когда его спросили о том, был ли он с Иисусом, он отрицал это и сказал: «Я не знаю, о чём ты говоришь!» (ст. 70). Потом он опять отрицал с клятвой: «Я не знаю этого человека!» (ст. 72). Наконец «он начал произносить проклятия и клясться: Я не знаю этого человека!» (ст. 74). Эти слова были сказаны Петром, но они были спровоцированы Дьяволом, лукавым. Несмотря на то что эти слова записаны в Евангелиях и были выдохнуты Богом, они не являются словом Бога.

  Перейдём к книге Деяний. Несомненно, когда Пётр встал в день Пятидесятницы, всё, что он говорил, было словом Бога. Но в Деян. 21 мы видим запись слов, которые не являются Божьим словом. В Деян. 21:20 и 21 Иаков и другие старейшины сказали Павлу: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших среди иудеев; и все они ревнители закона. И им стало известно о тебе, что ты учишь всех иудеев по всем народам отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей и не ходили согласно обычаям». Обратите внимание, что Иаков подчёркивает, что все эти иудеи были ревнителями закона. Затем Иаков и другие пошли дальше и предложили Павлу следующее: «У нас есть четыре человека, имеющие на себе обет; возьми их, и очистись с ними, и оплати их расходы, чтобы они обрили себе голову. И все узнают, что в том, что им стало известно о тебе, нет ничего правдивого; напротив, ты и сам ходишь как положено, соблюдая закон» (ст. 23-24). Чьё это слово? Это слово Бога? Нет, это слово, сказанное благочестивыми старейшинами, ведущим из которых был Иаков. Мы не должны думать, что лишь потому, что эти люди были благочестивы, сказанное ими здесь является словом Бога.

  В 1 Кор. 7 Павел говорит: «А относительно дев я заповеди Господней не имею, а подаю своё мнение как тот, кто получил от Господа милость быть верным» (ст. 25). Выразив своё мнение по этому вопросу, Павел сделал вывод: «Я думаю, что я также имею Духа Божьего» (1 Кор. 7:40). Здесь мы видим, что сначала Павел высказал собственное мнение. После этого он имел смелость сказать: «Я также имею Духа Божьего». Как вы думаете, могли бы Иаков и другие старейшины в Иерусалиме сказать нечто подобное в Деян. 21? Неужели после того как они указали Павлу, сколько тысяч иудейских верующих являются ревнителями закона, и после того как они посоветовали ему пойти в храм с людьми, имевшими на себе обет, Иаков и другие старейшины осмелились бы сказать: «А я думаю, что мы также имеем Духа Божьего»? Нет, они, разумеется, не могли бы так сказать. Сказанное Иаковом и другими старейшинами в Деян. 21 было не словом Бога, а словом благочестивых людей.

  И в Деян. 21, и в Послании Иакова мы видим слова, сказанные Иаковом — благочестивым человеком. Если мы поймём сущность двадцать первой главы Деяний, мы будем знать, какое положение занимает Послание Иакова. В Деян. 21 и в Послании Иакова мы видим слова благочестивого человека. Соблюдать закон — это нечто благочестивое, и исполнять обет и оплачивать расходы других людей — это тоже нечто благочестивое. В своём Послании Иаков писал в благочестивой манере о многих вещах: о том, что нужно посещать сирот и вдов, хранить себя незапятнанным от мира, исполнять совершенный закон свободы, говорить: «Если Господь захочет» в отношении будущего, побуждать верующих молиться по примеру Илии. Слово Иакова относительно всего этого, возможно, является благочестивым, но это не Божье слово. Тем не менее такая книга включена в число святых писаний, которые были выдохнуты Богом, вдохновлены Богом.

  Как первая и вторая главы Бытия были выдохнуты Богом, так же и третья глава Бытия была выдохнута Богом. Несмотря на то что некоторые слова в Быт. 3 не являются Божьими словами, вся эта глава была выдохнута Богом. Бог не напрасно вдохновил это повествование. Если бы у нас не было повествования о том, что говорил змей, какое мы видим в Быт. 3, мы не смогли бы узнать хитрость змея. Таким образом, Бог выдохнул это повествование, чтобы изобличить хитрость врага.

  Этот же принцип применим к словам, которые Пётр сказал Господу Иисусу в Мф. 16:22. Если бы эти слова не были записаны, мы не смогли бы узнать, каким образом такой верующий, который любил Господа больше всего и получил от Отца высокое откровение о Нём, мог, тем не менее, поддавшись на провокацию врага, Сатаны, сказать нечто, противоречившее Божьему домостроительству. Разумеется, слово Петра в этом стихе — это не слово Бога. Но это повествование было выдохнуто Богом с целью показать нам злую провокацию и хитрость Божьего врага.

  Подобным образом, хотя некоторые слова в Послании Иакова — это слова Иакова, а не слова Бога, Бог, тем не менее, вдохновил написание этого Послания с определённой целью. Частично эта цель состоит в том, чтобы мы поняли, что даже благочестивый человек может находиться под покрывалом, мешающим ему увидеть Божье новозаветное домостроительство. Если бы Послание Иакова не было частью Писаний, в Библии был бы пробел, пропуск. Без двадцать первой главы Деяний и без Послания Иакова никто из нас, наверное, никогда бы не подумал, что благочестивый человек может быть в такой степени закрыт покрывалом в отношении Божьего домостроительства. Если бы у нас не было двадцать первой главы Деяний и Послания Иакова, мы бы никак не смогли представить себе, что благочестивый человек может испытывать такой недостаток в отношении ясного видения новозаветного домостроительства Божьего. Поэтому мы должны быть благодарны за то, что мы имеем Послание Иакова, помогающее нам понять, что недостаточно просто быть благочестивым, святым, правильным с точки зрения Писания, духовным и победоносным. Возможно, этого было достаточно, чтобы быть одним из святых в Ветхом Завете, но этого не достаточно для того, чтобы нам быть новозаветным членом Христа, подлинным сыном Бога, который возрождён Богом. Это должно помочь нам понять, почему Послание Иакова включено в Писания, выдохнутые Богом. Это Послание было включено в Писания с целью показать нам, что благочестивый человек может находиться далеко от Божьего новозаветного домостроительства.

  Я понимаю, что, говоря откровенно о недостатках Послания Иакова в отношении Божьего новозаветного домостроительства, я рискую быть несправедливо обвинённым в том, будто я не верю, что каждое слово в Библии богодухновенно, вдохновлено Богом. Однако если внимательно прочитать все эти сообщения в жизнеизучении Послания Иакова, особенно это сообщение, то станет ясно, что для таких утверждений нет никаких оснований. У нас нет ни малейших сомнений в божественной вдохновенности Библии. Напротив, у нас есть надлежащее понимание относительно вдохновенности Писаний. Мы верим, что вся Библия, каждое слово в Писании, богодухновенны. Тем не менее не каждое слово в Библии — это слово Бога. Как мы уже увидели, многие слова, записанные в Писаниях, — это слова Сатаны, злых людей, противников Бога и даже несуразное говорение благочестивых людей. Кроме того, все слова Писаний были выдохнуты Богом и записаны с определённой целью. В Быт. 3 эта цель состоит в том, чтобы изобличить хитрость врага. В Деян. 21 и в Послании Иакова цель состоит в том, чтобы показать нам, что благочестивому человеку может не хватать ясного, небесного взгляда на Божье новозаветное домостроительство. Слава Господу за то, что всё, что содержится в Библии, — это Божье дыхание и что всё записано, чтобы служить определённой цели! Мы благодарим Бога за Писания, выдохнутые Им.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках