(2)
В этом сообщении мы переходим к Мф. 22:1-14 — притче о свадебном пире. Эта притча представляет собой продолжение ответа, данного Господом главным священникам и старейшинам народа. Отвечая на их вопрос о Его власти, Он рассказал три притчи: притчу о переходе права первородства, притчу о винограднике и притчу о свадебном пире. В притче о переходе права первородства показано, что право первородства, принадлежавшее израильскому народу, было взято у него и отдано церкви. Из притчи о винограднике мы видим, что Божье царство будет взято у Израиля и отдано церкви. Таким образом, эти две притчи похожи. Если у вас нет права первородства, то вы не можете участвовать в царстве. Отсюда следует, что право первородства и царство связаны между собой. В этих двух притчах говорится об Израиле с отрицательной стороны, поскольку и право первородства, и царство были взяты у Израиля.
Если бы Господь закончил на этом Свой ответ, то этот ответ был бы неполным. Он касался бы только отрицательной стороны и не имел бы положительного завершения. Когда мы подходим к концу 21-й главы, мы понимаем, что должно быть какое-то продолжение. Поэтому после первых двух притчей Господь в качестве завершения Своего ответа рассказал ещё притчу о свадебном пире. Тем самым Он обратился от отрицательной стороны к положительной стороне.
1. Царь устраивает свадебный пир для своего сына
В Мф. 22:2 говорится: «Царство небес стало подобно царю, который устроил свадебный пир для своего сына». Притча о винограднике в 21-й главе указывает на Ветхий Завет, в котором было царство Божье (Мф. 21:43), а притча о свадебном пире в этой главе указывает на Новый Завет, в котором есть царство небес. В этом стихе царь — это Бог, а сын — это Христос.
В предыдущей притче (Мф. 21:33-46) Господь показал, как будут наказаны иудеи и как царство Божье будет взято у них и отдано людям царства. Затем Ему потребовалась ещё одна притча, чтобы показать, какому строгому обращению подвергнутся люди царства, которые находятся в царстве небес. Обе притчи показывают, что царство — это нечто серьёзное.
В предыдущей притче Ветхий Завет был уподоблен винограднику, и акцент в ней делался в основном на труде под законом; в этой притче Новый Завет уподоблен свадебному пиру, и акцент в ней делается в основном на наслаждении под благодатью. Виноградник связан главным образом не с наслаждением, а с трудом. Однако на свадебном пире никто не трудится — там все наслаждаются. Никто не приходит на свадебный пир трудиться; все приходят туда наслаждаться. Таким образом, в притче о винограднике показан труд под законом, а в притче о свадебном пире показано наслаждение под благодатью. В Господнем восстановлении мы не трудимся под законом, а наслаждаемся под благодатью. Как сильно отличаются друг от друга эти две притчи! Сегодня мы не под законом, а под благодатью. Мы не трудимся, а наслаждаемся. Таков основной принцип, необходимый для понимания этих притчей.
2. Царь снова и снова посылает своих рабов позвать званных на свадебный пир
В стихе 3 говорится: «И он послал своих рабов позвать званных на свадебный пир, а они не хотели приходить». Под упомянутыми в этом стихе рабами понимается первая группа новозаветных апостолов. Затем, в стихе 4 говорится: «Он опять послал других рабов и сказал: Скажите званным: „Вот, я приготовил мой обед: мои быки и откормленный скот заколоты, и всё готово. Приходите на свадебный пир“». В этом стихе под рабами понимаются апостолы, которых Господь посылал позже. В этом стихе упоминаются быки и откормленный скот. И быки, и откормленный скот обозначают Христа, который был убит, чтобы Божьи избранные люди наслаждались Им как пиром. У Христа есть много аспектов, которыми мы можем наслаждаться. Как быки и откормленный скот, Он был убит и приготовлен для нашего наслаждения. Всё было приготовлено и рабы выходили снова и снова, однако люди всё равно отказались прийти и даже схватили рабов, надругались над ними и убили их (ст. 5-6).
3. Царь посылает свои войска уничтожить убийц и сжечь их город
В стихе 7 говорится: «И царь разгневался и, послав свои войска, уничтожил тех убийц, а город их сжёг». Это были римские войска под командованием Тита, которые в 70 г. по Р.Х. разрушили Иерусалим. То, что войска в этом стихе названы войсками царя, показывает, что все войска на земле принадлежат Господу. Следовательно, войско Римской империи было на самом деле Божьим войском. Бог послал римское войско как собственное, чтобы оно исполнило Его замысел и разрушило Иерусалим.
В переходный период между Ветхим и Новым Заветами старое и новое существовало одновременно. В притче о винограднике хозяин уничтожил злодеев за то, что они отвергали, гнали и убивали его слуг. Они убили даже Иисуса Христа, Сына Божьего. В притче о свадебном пире говорится, что Бог разрушит город за то, что, убив Христа, они убили и апостолов, посланных пригласить их на свадебный пир. Бог уничтожил их не сразу после того, как они убили Сына Божьего. Убив Его, они тем самым помогли приготовить откормленный скот для пира. Но после того как были отвергнуты и убиты апостолы, Господь послал римское войско под командованием Тита разрушить город Иерусалим. Тит был жесток и безжалостен — он разрушил храм и сжёг город. Как сказал Господь Иисус, в храме не осталось камня на камне. Более того, Тит убил множество иудеев, в особенности вождей. Так приведённое в этой притче пророчество Господа исполнилось в полной мере.
4. Царь посылает своих рабов на распутья позвать людей на свадебный пир
После разрушения Иерусалима Бог обратился от иудеев к языческому миру. В стихах 8 и 9 говорится: «Тогда он говорит своим рабам: Свадебный пир готов, но званные не были достойны. Итак, идите на распутья и всех, которых найдёте, позовите на свадебный пир». Из-за того что иудеи отвергли благовестие, они не были достойны наслаждаться Новым Заветом (Деян. 13:46). Поэтому проповедь Нового Завета перешла к язычникам (Деян. 13:46; Рим. 11:11). Распутья здесь обозначают языческий мир. На протяжении всех столетий благовествование в языческом мире было успешным, хотя и сталкивалось иногда с нападками и отвержением.
5. Многие — и добрые, и злые — приходят на свадебный пир
В стихе 10 говорится: «И, выйдя на улицы, те рабы собрали всех, кого нашли, — и злых, и добрых. И свадебный пир наполнился возлежащими за трапезой». Рабы действовали настолько успешно, что свадебный пир наполнился званными и приглашёнными.
6. Царь обнаруживает человека, одетого не в свадебную одежду
В стихе 11 говорится: «Но царь, войдя посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в свадебную одежду». Человек без свадебной одежды, несомненно, спасён. Как человек может ответить на Божий призыв и при этом быть неспасённым? Если мы ответили на Божий призыв, то мы спасены. В стихе 14 Господь Иисус говорит о том, что призванных много, а в Эф. 4:1 Павел показывает, что мы, спасённые, являемся призванными. Мы призваны к спасению. Человек в стихе 11 был призван и спасён, однако у него не было свадебной одежды.
Прообразом этой свадебной одежды является расшитая одежда в Пс. 44:15 кроме того, её обозначает тонкий лён в Отк. 19:8. Это та превосходящая праведность побеждающих верующих, о которой говорится в Мф. 5:20. Человек, одетый не в свадебную одежду, спасён, так как он пришёл на свадебный пир. Он принял Христа как свою праведность, чтобы быть оправданным перед Богом (1 Кор. 1:30; Рим. 3:26), но он не являл своей жизнью Христа как свою субъективную праведность (Флп. 3:9), чтобы участвовать в наслаждении царством небес. Он был призван к спасению, но не был избран для наслаждения царством небес, которое предназначено только для побеждающих верующих.
Свадебная одежда обозначает наше право участвовать в свадебном пире. В Новом Завете этот пир упоминается по крайней мере дважды: в Мф. 22 и в Отк. 19. Согласно Отк. 19, приглашённые на свадебный пир одеты в белый лён. Белый лён в Отк. 19 — это свадебная одежда в Мф. 22. Этот белый лён обозначает превосходящую праведность. В Мф. 5:20 говорится: «Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы ни в коем случае не войдёте в царство небес». Прообраз этой превосходящей праведности, которая даёт нам право участвовать в проявлении царства в грядущем веке, мы видим в Пс. 44, где говорится, что у царицы было две одежды. У нас, верующих, тоже должно быть две одежды. У всех нас есть первая одежда — одежда, которая даёт нам право быть спасёнными. Этой одеждой является объективный Христос, которого мы получили как свою праведность перед Богом. В Христе, который является нашей праведностью, мы оправданы и спасены. Но после того как мы приняли Христа, мы должны являть Его своей жизнью. Мы должны жить Христом, чтобы Христос стал нашей субъективной праведностью. Эта субъективная праведность — Христос, которого мы являем в своей повседневной жизни — является белым льном, второй одеждой, свадебной одеждой, которая даёт нам право участвовать в свадебном пире.
В притче о винограднике Господь был строг с виноградарями и требовал, чтобы их труд соответствовал определённому стандарту. Мы не должны думать, что поскольку мы под благодатью, то Господь относится к нам не строго. Многие неправильно понимают Господа и злоупотребляют Его благодатью. Большинство христиан считают, что Господь относится к нам не строго и что если у нас есть Его благодать, то всё в порядке. Однако к тем, кто под благодатью, Господь относится строже. Как в притче о винограднике, так и в притче о свадебном пире показано, что Господь строго относится к Своим людям, будь то иудеи под законом или верующие под благодатью. Не думайте, что если мы приглашены на свадебный пир, то мы можем позволить себе быть беспечными. Напротив, Господь может прийти на пир и указать на вас как на человека, у которого нет второй одежды. Да, вы приняли Христа как свою праведность и были оправданы перед Богом. Но живёте ли вы Христом? Является ли Он вашей субъективной праведностью?
В связи со второй одеждой к нам предъявляются очень высокие требования; для этого недостаточно просто соблюсти несколько заповедей или правил. Изо дня в день мы должны жить Христом и являть Христа. Важно не то, что мы делаем, а то, как мы живём. В новозаветном домостроительстве Бог обращает внимание в основном не на то, что мы делаем, а на то, как мы живём, — кем и каким образом мы живём. Мелочи в нашей повседневной жизни показывают, живём ли мы Христом. Легко усвоить доктрину о том, что мы распяты с Христом, что живём уже не мы и что в нас живёт Христос. Но переживаем ли мы это как действительность в своей повседневной жизни? Каждый раз, когда мы поступаем беспечно в своей повседневной жизни, мы не живём Христом. Если мы живём небрежно, беспечно, то у нас нет свадебной одежды.
С нашим спасением всё в порядке, поскольку мы призваны и оправданы. Но что будет с вами перед судным престолом Христа? Получите ли вы право войти на свадебный пир? Если вы верите первой части благовестия, то вы должны верить и второй части. Как нам нужно просить Господа о Его милости! Мы должны молиться: «Господь, будь милостив ко мне. Господь, я принял Тебя, но мне нужно больше благодати, чтобы жить Тобой. Господь, Ты мой Спаситель, поэтому я знаю, что я спасён навечно. Но мне нужна Твоя благодать, чтобы я жил Тобой как своей жизнью». Мы должны говорить Христом, и даже гневаться мы должны согласно Христу. Когда мы готовы выйти из себя, мы должны подумать, будем ли мы делать это Христом. Тогда мы будем надлежащими христианами, которые живут Христом.
Сегодня многие христиане пренебрегают второй одеждой. Мартин Лютер помог нам узнать о первой одежде — о Христе как праведности, благодаря которой Бог оправдывает нас. Эта истина была восстановлена более четырёхсот лет тому назад. Но сегодня в Господнем восстановлении мы перешли ко второй одежде. Нам нужна как объективная, так и субъективная праведность. Это важный момент в Евангелии от Матфея, поскольку это одно из требований царства.
7. Человек без свадебной одежды выброшен во внешнюю тьму
В стихах 12 и 13 говорится: «Друг, как ты вошёл сюда не в свадебной одежде? — И тот сделался безмолвным. Тогда царь сказал слугам: Свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во внешнюю тьму. Там будет плач и скрежет зубов». Под слугами, упомянутыми в стихе 13, видимо, понимаются ангелы (13:41, 49). Быть выброшенным во внешнюю тьму — это не значит погибнуть; это означает, что верующий подвергается устроительным мерам за то, что он не жил благодаря Христу побеждающей жизнью и не заслужил права участвовать в наслаждении царством во время тысячелетия. В тысячелетии побеждающие верующие будут с Христом в яркой славе царства (Кол. 3:4), а побеждённые верующие подвергнутся наказанию во внешней тьме.
Поскольку человека без свадебной одежды выбрасывают во внешнюю тьму, многие христианские учителя говорят, что это ложный верующий. Но как ложный верующий мог быть допущен на свадебный пир Христа в воздухе? Многие христианские учителя говорят, что этот человек неверующий, потому что они не верят, что спасённый человек может быть наказан и выброшен во внешнюю тьму. Однако, согласно Евангелию от Матфея, верующие могут подвергнуться устроительному наказанию; об этом в Евангелии от Матфея говорится неоднократно. Мало кто из христиан верит, что спасённые люди могут подвергнуться такому наказанию. Но мы более сорока лет учим тому, что мы должны быть победителями. Верующие, которые не являются победителями, будут лишены наслаждения царством во время тысячелетия и, вероятно, подвергнутся наказанию.
Мы уже увидели, что человека без свадебной одежды выбрасывают во внешнюю тьму. Обратите внимание, что Господь говорил не просто о тьме, а о внешней тьме. В Библии ясно сказано, что при Своём возвращении Господь Иисус придёт в славе. Таким образом, будет некая сфера, область, славы, и все верующие будут восхищены к Нему в Его славу. В воздухе Господь установит судный престол. После суда побеждённые верующие будут помещены во внешнюю тьму. Здесь речь идёт о тьме вне сферы Господней славы. Поэтому для описания этой тьмы Господь использовал слово «внешняя».
Быть выброшенным во внешнюю тьму — не значит подвергнуться вечной гибели. В Новом Завете показано, что если человек спасён, то он спасён навечно и не может погибнуть. Но так называемое арминианское богословие учит тому, что человек может быть спасён, а потом может снова погибнуть. Однако это противоречит Писаниям. Мы не можем погибнуть, но Бог может подвергнуть нас устроительным мерам. В прошлом некоторые не соглашались со мной и говорили: «Как Бог может наказать омытого кровью и искупленного человека?» Я отвечал: «Разве после того как вы были омыты кровью Господа и искуплены, вы не испытывали Божьего наказания за свои неправильные поступки? Разве Бог не наказывал вас?» Они знали, что Бог может наказать тех, кто грешит после спасения, поэтому они проигрывали спор. Другие в качестве аргумента говорили, что Бог наказывает нас только в этом веке, пока мы в плоти; они думают, что, после того как Господь вернётся, проблем не будет. На это я отвечал: «Отбросьте эти представления. Не думайте, что после воскресения и восхищения не может быть никаких проблем. После того как грешники умрут и будут воскрешены, они будут приведены к белому престолу для суда. Это доказывает, что воскресение не решает всех проблем. Не думайте, что смерть и воскресение автоматически избавят вас от проблем в будущем. Возможно, после вашего воскресения Бог всё равно применит к вам определённые меры. Не обманывайте себя». Сегодня многие христиане отвергают учение об устроительном наказании верующих. Поэтому многие в своей повседневной жизни ведут себя небрежно и беспечно. Вместо того чтобы бояться Божьего устроительного наказания, они говорят: «Я спасён, и кровь омыла меня. Если я сделаю что-то не так, Господь меня немного поправит. Но в будущем у меня не будет никаких проблем». Как опасно придерживаться представлений, которые противоречат чистому Божьему слову! Когда мы возвращаемся к чистому Слову, мы видим, что прийти на свадебный пир без свадебной одежды — это серьёзно.
Когда мы читаем Евангелие от Матфея, мы должны иметь трезвый разум и серьёзно относиться к его учениям. На протяжении многих столетий эта книга была погребена, однако нам Господь открыл её. Возможно, кто-то скажет, что мы недостаточно знаем Божью любовь и что мы представляем Бога очень строгим и жестоким. Но если бы любовь Бога соответствовала их представлениям, то как бы Он мог послать войска, чтобы разрушить Иерусалим? В Рим. 11 Павел говорит, что Бог добр, но в то же время суров и что нам нужно быть серьёзными в отношениях с Ним. Когда Бог добр, Он поистине добр, и когда Он суров, Он очень суров. Бог был суров с иудеями, и с нами Он тоже будет суров.
Сегодня в христианстве много «учений в сахарной оболочке». Некоторые проповедники не осмеливаются учить тому, что они видят в Библии, поскольку они боятся потерять свою аудиторию или обидеть кого-то. Поэтому они облекли многие свои учения в «сахарную оболочку». Но мы должны удалить «сахарную оболочку», вернуться к чистому Слову и увидеть, что хочет сказать Господь. Нам нужно трезвое слово из Евангелия от Матфея. Помните, однажды Господь проверит, есть ли у вас вторая одежда и вправе ли вы участвовать в свадебном пире. Готовьтесь к этому — готовьте вторую одежду, белый лён, превосходящую праведность. Для этого пусть Господь будет милостив к нам!
Моё бремя в этом сообщении состоит не в том, чтобы напугать вас, а в том, чтобы открыть чистое Слово и дать вам необходимое «лекарство» без «сахарной оболочки». Все мы обязаны читать слово Господа и тщательно обдумывать его. Притча Господа в 22:1-14 содержит в себе глубокий смысл. В притче каждое слово важно. Господь не стал бы рассказывать эту притчу, если бы то, о чём говорится в ней, не было важным.
8. Много призванных, но мало избранных
В заключение, в стихе 14, Господь говорит: «Ибо много призванных, но мало избранных». Быть призванным — значит получить спасение (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; Эф. 4:1), а быть избранным — значит получить награду. Все верующие призваны, но мало кто из них будет избран, чтобы стать победителем. Победители, избранные, получат награду и будут удостоены права участвовать в свадебном пире Агнца.