Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 3

Подготовка Спасителя-Человека в Его человечестве с Его божественностью

(1)

  Тексты Писания: Лк. 1:5-38

  В двух предыдущих сообщениях мы рассмотрели введение к Евангелию от Луки (Лк. 1:1-4). Этим сообщением мы приступаем ко второму крупному разделу этого Евангелия — разделу, в котором идёт речь о подготовке Спасителя-Человека в Его человечестве с Его божественностью (1:5—4:13). Этот раздел охватывает ряд тем: зачатие предшественника Спасителя-Человека (Лк. 1:5-25), зачатие Спасителя-Человека (Лк. 1:26-56), рождение и юность Его предшественника (Лк. 1:57-80), рождение Спасителя-Человека (Лк. 2:1-20), Его юность (Лк. 2:21-52), Его вступление в должность (Лк. 3:1-22), Его статус (Лк. 3:23-38) и Его испытание (Лк. 4:1-13). В этом длинном разделе Евангелия от Луки мы видим полную картину, показывающую, как Спаситель-Человек был подготовлен к Своему служению. В этом сообщении мы рассмотрим сначала зачатие Иоанна Крестителя, а затем зачатие Спасителя-Человека.

Зачатие Его предшественника

Зачат от человеческого отца в человеческой матери

  В Лк. 1:5-6 говорится: «В дни Ирода, царя Иудеи, был один священник по имени Захария, из череды Авии; а жена у него была из дочерей Аарона, и её имя — Елизавета. И оба они были праведны перед Богом, ходя во всех заповедях и предписаниях Господних безукоризненно». Захария и Елизавета принадлежали к Божьему избранному народу и были сохранены под опекой закона в Ветхом Завете. Закон породил их, чтобы Бог мог с их помощью положить начало благовестию в Новом Завете.

  В 1:6 говорится, что Захария и Елизавета были праведны перед Богом. Это не противоречит Рим. 3:20. Здесь быть праведным — значит быть правым, то есть безукоризненным, в глазах Бога согласно ветхозаветным заповедям и предписаниям (Лк. 2:25; Флп. 3:6). Это не значит, что эти праведные люди не были грешными, не имели греха и грехов. Они были безукоризненными, но не были непорочными. Им всё равно нужны были непорочные жертвы за грех и жертвы повинности в прообразе (Лев. 4:28; 5:15) для умилостивления, чтобы они могли соприкасаться с Богом.

Не природной силой

  Предшественник Спасителя-Человека, Иоанн Креститель, был зачат не природной силой своих родителей, так как они были слишком стары. Относительно этого в 1:7 говорится: «И не было у них детей, потому что Елизавета была бесплодна, и оба они были в преклонных годах». Так устроил Господь в Своём всевластии. Это дало Богу возможность положить начало Своему благовестию не природной силой человека, а Своим божественным действием.

Божественной силой посредством чуда

  Захария был священником из череды Авии. Это была восьмая из двадцати четырёх черёд священнического служения, учреждённых Давидом (1 Пар. 24:10). «И когда он совершал священническое служение в порядке своей череды перед Богом, согласно обычаю священнического служения ему выпал жребий войти в храм Господень и совершить курение» (ст. 8-9). Захария совершал курение на жертвеннике курения внутри святилища (1:11; Исх. 30:6-8; 1 Цар. 2:28; 1 Пар. 23:13; 2 Пар. 29:11).

  В Лк. 1:10 говорится: «А всё множество народа в час курения молилось снаружи». Молитва Божьего народа позволяет Богу осуществлять Свой план.

  Согласно 1:11-12, Захарии явился ангел Господень. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, потому что твоё прошение услышано, и твоя жена Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его именем Иоанн» (ст. 13). Отсюда видно, что Захария молился о том, чтобы жена родила ему сына. Кроме того, отсюда видно, что наша молитва осуществляет Божье действие; подразумевается, что нашей природной силе должен прийти конец, чтобы с божественным вмешательством началось действие Бога. Это было раскрыто в случае с Авраамом и Саррой (Быт. 17:15-19) и в случае с Анной (1 Цар. 1:5-20).

  Бог вмешался, чтобы у Захарии и Елизаветы посредством чуда родился ребёнок. Следовательно, зачатие Иоанна Крестителя было зачатием божественной силой посредством чуда (ст. 19-20). В ветхозаветные времена Бог сделал это при рождении и Исаака, и Самуила. Теперь, в случае с Иоанном Крестителем, который был рождён от родителей, не способных природным образом произвести на свет ребёнка, Бог вмешался и дал им способность родить сына Его силой.

  В 1:13 мы видим, что ребёнок, который должен был родиться у Захарии и Елизаветы, должен был быть назван Иоанном. Слову «Иоанн» соответствует греческое слово «Иоаннес», что означает «Иегова благосклонен», «Иегова являет благодать» или «Иегова — Дарующий». Это имя еврейского происхождения. Первоначально «Иегоханан», сокращённая форма — «Иоханан» (4 Цар. 25:23; 1 Пар. 3:24; 2 Пар. 28:12).

Отделён для Бога как назорей и исполнен Святого Духа от чрева матери

  В Лк. 1:15 об Иоанне Крестителе говорится: «Ибо он будет велик в глазах Господа и не будет ни в коем случае пить вина и крепкого напитка. И он исполнится Святого Духа ещё от чрева матери». Из сказанного здесь о том, что Иоанн не будет пить вина и крепкого напитка, видно, что Иоанн будет назореем (Числ. 6:1-4). Он не будет пить вина, а исполнится Святого Духа; Святой Дух заменил Собой вино (Эф. 5:18).

  Иоанн Креститель родился священником, человеком, который избран Богом. Но этот избранный священник Божий в дополнение к этому стал назореем. Согласно шестой главе Чисел, назорей не является избранным человеком; напротив, назорей — это доброволец. Таким образом, у Иоанна Крестителя был двойной статус. С одной стороны, как священник он был избран Богом; с другой стороны, как назорей он был добровольцем. Иоанн добровольно отдал себя на служение Богу.

  В Лк. 1:15 говорится, что Иоанн должен был исполниться Святого Духа ещё от чрева матери. В Новом Завете «Святой Дух» — это первый божественный титул, употребляемый по отношению к Духу Божьему. В Ветхом Завете такой титул не употребляется. (В Пс. 50:13 и Ис. 63:10-11 выражение «Святой Дух» следует переводить как «Дух святости».) Этот божественный титул Божьего Духа был употреблён именно в этот момент, с целью положить начало благовестию Божьему, чтобы приготовить путь для прихода Спасителя и чтобы приготовить для Него человеческое тело. Чтобы приготовить путь для прихода Спасителя, Его предшественнику было необходимо исполниться Святого Духа ещё от чрева матери. Это позволило ему отделять людей для Бога от всего, что не есть Бог, делая их освящёнными для Него ради Его замысла. Чтобы приготовить человеческое тело для Спасителя, Святому Духу было необходимо вложить божественную природу в человечество, сделав человека освящённым для осуществления Божьего плана искупления.

  Иоанн Креститель был первым человеком в Новом Завете, который был исполнен Святого Духа. Благодаря тому что он был исполнен Святого Духа, он мог исполнить слова, сказанные о нём в стихах 16-17: «И многих из сыновей Израиля обратит к Господу, их Богу. И это он пойдёт перед Ним в духе и силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям, а непокорных — к благоразумию праведных, чтобы приготовить Господу народ подготовленный». Это было исполнение Мал. 4:5. В этом стихе содержалось пророчество о приходе Илии. Об Иоанне Крестителе было сказано, что он пойдёт перед Господом в духе и силе Илии. Поэтому в некотором смысле Иоанна можно считать «Илиёй, который должен прийти» (Мф. 11:14). Однако на самом деле пророчество в Мал. 4:5 исполнится во время великой скорби, когда настоящий Илия, один из двух свидетелей, придёт укреплять Божий народ (Отк. 11:3-12).

Зачатие Спасителя-Человека

Зачат от Святого Духа в человеческой деве

  Спаситель-Человек был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности (ст. 35) в человеческой деве с помощью человеческой сущности (ст. 27-28, 31). В 1:26-56 мы видим повествование о Его зачатии.

  В стихах 26-27 говорится: «А на шестой месяц ангел Гавриил был послан от Бога в галилейский город под названием Назарет к деве, обручённой с человеком по имени Иосиф, из дома Давида; а имя девы — Мария». Галилея была непримечательной областью, а Назарет — презираемым городом (Ин. 7:52; 1:46). Дева Мария жила в презираемом городе в непримечательной области, но была потомком царского рода царя Давида (Лк. 1:31-32; Мф. 1:16).

  Согласно 1:28-30, ангел сказал Марии, что она облагодатствованная, то есть облечённая благодатью, и что она обрела благодать у Бога.

  После этого, в стихе 31, ангел Гавриил сказал: «И вот, ты зачнёшь в чреве, и родишь сына, и назовёшь Его именем Иисус». «Иисус» — это греческий эквивалент еврейского имени «Иегошуа» (Числ. 13:17), которое означает «Иегова Спаситель» или «спасение Иеговы». Таким образом, Иисус — это не просто человек, а Иегова, и не просто Иегова, а Иегова, становящийся нашим спасением. Итак, Он наш Спаситель. Кроме того, Он наш Иисус Навин, вводящий нас в покой (Евр. 4:8; Мф. 11:28-29), которым является Он Сам как добрая земля для нас.

  В Лк. 1:35 мы ясно видим, что Спаситель-Человек был зачат от Святого Духа: «На тебя сойдёт Святой Дух, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое святое будет названо Сыном Божьим». Подобно тому, как облако осеняло учеников на горе Преображения (Мф. 17:5) и скинию (Исх. 40:34, 38), сила Всевышнего должна была осенить Марию. Согласно этому стиху, Святой Дух, на первый взгляд, должен был сойти на Марию только внешне, как сила, которая позволила бы ей зачать святого ребёнка. Однако в Мф. 1:18 и 20 говорится, что «оказалось, что она [Мария] носит в чреве от Святого Духа», и что «родившееся в ней — от Святого Духа». Отсюда видно, что божественная сущность из Святого Духа родилась в чреве Марии до того, как она родила ребёнка Иисуса. Такое зачатие от Святого Духа в человеческой деве, осуществлённое с помощью божественной и человеческой сущностей, представляло собой слияние божественной природы с человеческой, что в результате произвело Богочеловека, полного Бога и совершенного человека, обладающего божественной природой и человеческой природой так, что они различимы и при этом не образуется какой-либо третьей природы. Такова удивительнейшая и превосходнейшая личность Иисуса, Иеговы Спасителя.

  Зачатие Иоанна Крестителя по своей сути в корне отличалось от зачатия Иисуса Спасителя. Зачатие Крестителя было Божьим чудом, совершённым над состарившейся человеческой сущностью при помощи одной лишь божественной силы без участия божественной сущности. В результате этого просто родился человек, который был исполнен Духа Божьего (1:15), но не имел Божьей природы. Зачатие Спасителя было Божьим воплощением (Ин. 1:14), которое произошло не только благодаря божественной силе, но и благодаря тому, что божественная сущность была добавлена к человеческой, что произвело Богочеловека, обладающего двумя природами: божественностью и человечеством. Таким образом Бог соединился с человечеством, чтобы Он был явлен в плоти (1 Тим. 3:16) и был Спасителем-Человеком (Лк. 2:11).

  Мы сделали большой акцент на том, что Спаситель-Человек был зачат от Святого Духа с помощью божественной сущности в человеческой деве с помощью человеческой сущности. Здесь мы видим два источника двух сущностей Господа. Вполне ясно, что в зачатии Господа Иисуса были задействованы два источника: Святой Дух и человеческая дева, а также две сущности: божественная сущность и человеческая сущность.

  В зачатии Спасителя-Человека было задействовано слияние божественной сущности и человеческой сущности. Фактически, любое зачатие — это своего рода слияние. При зачатии Спасителя-Человека божественная сущность не была просто прибавлена к человеческой сущности; напротив, божественная сущность была слита с человеческой сущностью.

  В древности вокруг слова «слияние» шёл спор. Некоторые, не понимавшие вопроса слияния божественной сущности с человеческой сущностью в личности Иисуса Христа, учили ереси о том, что это слияние означает, что Христос — это и не совсем Бог, и не совсем человек, а нечто третье, обладающее третьей природой, нечто не являющееся ни Богом, ни человеком. Какая это была большая ересь!

  Из-за этого еретического учения о слиянии не многие учителя Библии осмеливались использовать это слово применительно к Господу Иисусу. Тем не менее, несмотря на то что это слово использовалось неправильно, Библия раскрывает истину о том, что Христос, наш Господь, — это слияние Бога с человеком. Однако это слияние не привело к тому, что Он утратил либо божественную природу, либо человеческую природу, и оно не произвело третьей природы. Напротив, при этом слиянии и божественная сущность, и человеческая сущность остаются различимыми и не производится никакая третья природа, никакая третья сущность.

  Нам противостояли и нас ложно обвиняли в том, что мы учим ереси, из-за того что мы учим библейской истине о слиянии божественной сущности и человеческой сущности в Христе. Это противостояние побудило нас более подробно изучить этот вопрос. Чем больше мы его изучали, тем больше мы утверждались в истине о слиянии.

  Как мы отмечали в первом сообщении этого Жизнеизучения, мы согласны с первым определением слова «mingle» [«слить»], которое даёт словарь Уэбстера (Webster’s Unabridged Dictionary): «сочетать или соединить (одно вещество с другим либо два или более веществ вместе), особенно так, чтобы в этом сочетании изначальные элементы были различимыми». Следовательно, слить — значит сочетать два или более веществ вместе так, чтобы изначальные элементы оставались различимыми.

  Безусловно, именно так обстоит дело в том, что касается личности Господа Иисуса Христа. Он был зачат от двух сущностей — божественной и человеческой. Следовательно, Он был слиянием Бога и человека. Однако и божественная сущность, и человеческая сущность остаются и являются различимыми. Эти сущности слиты в одной личности, не производя третьей природы. Господь обладает двумя природами, и в Нём каждая из них является различимой. Нам нужно глубоко осознать этот вопрос, так как это основополагающий элемент для нашего знания чудесной личности Господа Иисуса.

Рождён как Сын Божий и потомок Давида

  Поскольку Господь Иисус был зачат от Бога Духа, Он Сын Божий. В Лк. 1:32 о Нём говорится: «Он будет велик и будет назван Сыном Всевышнего». «Всевышний» — это божественный титул. В еврейском языке ему соответствует слово «Элион» (Быт. 14:18), обозначающее Бога; поэтому в греческом тексте перед этим словом нет артикля. Иисус велик, потому что Он Сын Всевышнего Бога.

  В Лк. 1:35 говорится, что «святое», рождаемое от Марии, должно было быть названо Сыном Божьим. Поскольку зачатие произошло от Святого Духа, рождаемое от этого зачатия было святым — святым по своей сути. Это был Иисус, наш Спаситель.

  Во второй части 1:32 о Спасителе-Человеке говорится: «Господь Бог даст Ему престол Давида, Его отца». Иисус, зачатый от Святого Духа и рождённый от человеческой девы, является Сыном Всевышнего Бога; и в то же время Он сын высокопоставленного человека — царя Давида (Мф. 1:1; 22:45). Его статус — и божественный, и человеческий.

  Далее, в Лк. 1:33, говорится: «И Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его царству не будет конца». В предыдущем стихе раскрывается род Иисуса, а в этом стихе раскрывается Его царство. Дом Иакова, то есть народ Израиля, будет для Иисуса центром Его царствования (Деян. 1:6; 15:16), посредством которого Он будет править всем миром как Своим царством (Отк. 11:15) — сначала в тысячелетии (Отк. 20:4, 6), а затем в новом небе и новой земле вовеки (Отк. 22:3, 5).

  В кратком слове, сказанном Марии ангелом, содержится ясное откровение о том, что Тот, кто должен родиться от неё, является и Богом, и человеком. Поскольку Он был зачат от Святого Духа, Он Сын Божий. Поскольку Он также был зачат в человеческой деве, Он Сын Человеческий. С божественной стороны Он Сын Божий; с человеческой стороны Он Сын Человеческий. С точки зрения человеческой стороны, Он был потомком Давида, который должен был унаследовать престол Давида и царствовать над домом Иакова вовеки в Своём вечном царстве.

  Поскольку Господь Иисус — это и Сын Божий, и Сын Человеческий, иногда Он давал понять людям, что Он Сын Божий, а иногда — что Он Сын Человеческий. Поскольку Он был зачат от двух сущностей — божественной и человеческой — Он и Сын Божий, и Сын Человеческий.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках