Потребность жаждущих — утоление их жажды жизнью
(2)
В пятой главе мы увидели контраст между жизнью и религией, но действительное гонение ещё не началось. Гонение началось в седьмой главе.
А. Религиозный заговор и религиозный праздник
В то время как у приверженцев был праздник, они замыслили убить Иисуса (Ин. 7:1-2). Это точная картина сегодняшней религии, ибо, в принципе, религия сегодня такая же. С одной стороны, поборники религии поклоняются Богу, тогда как, с другой стороны, они замышляют убить тех, кто по-настоящему ищет Бога. Если вы действительно тот, кто ищет жизни, вы должны быть готовы обнаружить, что религия попытается вас убить. Так было с первого века до нынешнего времени. В каждом веке те, кто по-настоящему искал жизни, подвергались гонению поборниками религии. Мадам Гийон, к примеру, была брошена в темницу приверженцами религии своего времени. Если вы следуете за Господом согласно внутренней жизни, а не согласно чему-то внешнему, религиозные люди будут вас гнать.
Господь есть Бог Творец (Ин. 1:1, 10). Однако, как человек, Он претерпевал гонение от рук Своих творений (Ин. 7:1). Творцу нелегко было терпеть гонение от Своих творений. Каким терпением Он, должно быть, обладал! Что это было за унижение! Но Господь вынес это. Даже религиозный праздник предоставил возможность для этого гонения (Ин. 7:2, 11). Приверженцы религии воспользовались религиозным праздником, чтобы гнать Господа Иисуса.
Б. Жизнь страдает от неверия человека
Преследующие иудеи искали убить Господа Иисуса (Ин. 7:1, 21, 25, 30, 32, 34). Поскольку приверженцы иудейской религии составляли заговор против Господа Иисуса, Ему нужно было быть более осторожным. Будь Он лишь чуть небрежен, Он угодил бы в их руки. Он был не в состоянии действовать свободно. Хотя Господь есть Всемогущий Бог, как человек, подвергаемый гонению, Он был ограничен в Своей деятельности. Пока, с одной стороны, поборники религии искали убить Его, с другой стороны, Его неверующие братья подбивали Его искать мирской славы (Ин. 7:3-4). Его братья, казалось, говорили Ему: «Почему бы Тебе не пойти в Иерусалим? Тебе следует создать Себе большое имя». И гонение от иудеев, и вызов от Его братьев происходили от одного врага, Сатаны. Сатана возбудил иудеев, чтобы они искали убить Господа, и он возбудил Его неверующих братьев, чтобы они подбили Его пойти в Иерусалим и сделать Себе имя, чтобы Он мог получить славу. Сегодня ситуация такая же. Иногда некоторые братья предлагают нам сделать что-то, чтобы приобрести имя и стать известными. Но быть известными и иметь имя ужасно. Если вы собираетесь иметь имя, лучше иметь плохое имя.
В. Жизнь ограничена во времени
В Ин. 7:6-9 мы видим, что Господь был ограничен во времени. Господь сказал Своим братьям: «Моё время ещё не настало, а для вас всегда время» (7:6). Хотя Господь есть вечный, бесконечный, безграничный Бог (Рим. 9:5), Он жил на земле как человек, будучи ограничен даже в отношении времени. Господь был готов потерять Свою свободу, быть связанным в отношении времени и вершить волю Отца, чтобы преподносить нам живую воду жизни. Вся седьмая глава раскрывает, как Господь действовал, будучи человеком, ограниченным во всем.
Господь есть Всемогущий Бог (Ис. 9:6), но как человек, подвергаемый гонению, Он был ограничен в Своей деятельности (Ин. 7:10). Он не мог свободно действовать. Хотя Господь — всеведущий Бог, как человек низкого происхождения Он казался неграмотным. «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (7:15). Хотя у Господа было небольшое образование, Он знал все. Он знал не только буквы, Он знал умы, сердца и дух людей. Господь искал не Своей собственной славы, а славы Богу (7:17-18).
Д. Источник и происхождение жизни — Бог Отец
Источником и происхождением Господа является Бог Отец (7:25-36; 13:3). Хотя Его источником был Бог Отец, Он пришёл как человек из Назарета Галилейского (7:27, 42, 52; 1:45-46). Довольно долгое время я был недоволен Господом из-за того, что, как мне казалось, Он был недостаточно откровенным в Евангелии от Иоанна 7. Мне казалось, что Он был как бы изворотливым. Он говорил людям, что Его источником является Бог Отец, но Он пришёл из Назарета. Здесь мы видим важный принцип: все, что касается Господа, внешне никогда не будет выглядеть хорошо, но внутреннее содержание будет чудесным. Это также верно в отношении Господнего восстановления сегодня. Если вы взглянете на восстановление согласно внешнему виду, оно не очень привлекательно. Однако внутри ситуация совершенно другая. Не беспокойтесь о внешнем виде. Люди, которые смотрели на Иисуса со стороны, видели в Нем просто назарянина. В Нем не было ни вида, ни миловидности, ни красоты, ни привлекательности. Но внутри Он Сам Бог. Временами я говорил Господу: «Господь, почему из всех, кого Ты привёл в Своё восстановление в этой стране, так мало симпатичных? Некоторые даже не одеваются на собрания соответствующим образом». Но я увидел, что в этих глиняных сосудах заключено сокровище. Господь сказал мне не заботиться о внешнем виде. У назарянина непривлекательная внешность, но превосходное и небесное содержание.
А. Последний день означает, что все наслаждение любыми успехами в человеческой жизни придёт к концу
В последний день праздника, великий день, Иисус стоял и возгласил к жаждущим (7:37-39). Последний день означает, что все наслаждение любыми успехами в человеческой жизни придёт к концу. Какого бы успеха вы ни достигли, настанет последний день. Например, ваш брак может быть чудесным, но он не будет длиться вечно.
Выражение «последний день» встречается в обеих главах — шестой и седьмой (6:39-40; 7:37). Однако это два разных вида последних дней. Последний день в шестой главе — это самый последний день в далеком будущем, когда Господь нас воскресит. Последний день в седьмой главе относится ко многим последним дням во время нашей человеческой жизни. Величайший последний день находится в будущем, но до того дня в нашей человеческой жизни существует много последних дней. Последний день настанет для одежды, которой вы дорожите; последний день настанет для вашего брака. У всего есть свой последний день. Праздник Кущей длился семь дней, но седьмой день был последним днем праздника. Последний просто означает конец. Каким бы богатым вы ни были, существует конец. Каким бы здоровым вы ни были, существует конец. Последний день наступит и для ваших богатств, и для вашего здоровья, для вашей семьи, для вашей дорогой жены или мужа, для ваших родителей, для ваших детей, для всех ваших обстоятельств — короче, последний день!
Когда мне исполнилось сорок лет, люди начали говорить мне: «Жизнь начинается в сорок». Но другие говорили мне: «Брат, ты должен понять, что после сорока жизнь находится на склоне дня. Когда ты родился, жизнь началась на рассвете. В сорок лет жизнь достигла полудня. После сорока жизнь находится на склоне дня. Вероятно, где-то после шестидесяти жизнь закончится». Рано или поздно, придёт последний день жизни.
Взгляните на картину. Израиль трудился весь год, пока они не заканчивали сбор урожая зерна и вина. Они получили все трудом своих рук. Наконец, их труд был завершён, и все, что им оставалось, это собраться вместе и семь дней наслаждаться своим урожаем. Седьмой день для них был самым большим днем, однако это был конец. Последний день был днем, когда все они расходились.
Когда люди в последний день праздника расходились, Господь встал и возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (7:37). Люди не были удовлетворены. То, чем они наслаждались в течение прошедших семи дней, не смогло утолить их жажду. Если бы они пришли и испили от Христа, из их чрева потекли бы реки живой воды. Живая вода — это Святой Дух, который потечёт из рассечённой скалы.
Как мы увидим, когда Господь сказал эти слова, Святого Духа «ещё не было», поскольку Господь ещё не был рассечён и ещё не был прославлен (7:39). Что значит для Господа быть прославленным? Это просто значит, что Он должен был воскреснуть (Лк. 24:26). Посредством Своей смерти и воскресения Господь преобразился из Своего хрупкого тела в славного Духа. До креста Господь был скалой, но Он ещё не был рассечён или распят на кресте. Когда Он был распят и воскрес, из Него в нас истекла живая вода, чтобы утолить нашу жажду. В последний день вашего праздника — в конце вашей радости и наслаждения, когда вы по-прежнему ощущаете жажду, — вы должны прийти к этому Иисусу и получить живую воду, чтобы утолить вашу жажду.
В одной очень состоятельной семье была молодая девушка. Она непрерывно искала наслаждения. Однажды она присутствовала на танцевальной вечеринке, где было высшее общество Англии. Ей очень понравилось, и она чудесно провела время. После того как вечеринка закончилась, она пришла домой. Снимая вечернее платье, она почувствовала сильную жажду. Она отбросила своё вечернее платье и туфли, воскликнув: «Как эти вещи могут мне помочь?!» Получив удовольствие от всех своих наслаждений, она по-прежнему испытывала сильную жажду. Тогда внутренний голос прошептал: «Ты должна помолиться Богу». Но она сказала себе: «Я не верю, что Бог есть; как же я могу молиться Ему?» Но голос продолжал шептать: «Просто попробуй сказать что-то Богу. Скажи: Бог, если Бог есть, просто удовлетвори меня». В итоге она так помолилась. На следующий же день вся её жизнь изменилась. Она была удовлетворена. Ее жажда была утолена живой водой, данной Господом.
Если вы изучите биографии святых, вы обнаружите множество других похожих историй. Многие люди, будучи высокообразованными, весьма преуспевающими и очень состоятельными, могли многому радоваться, но в конце концов они чувствовали, что потерпели неудачу, поскольку все для них становилось сухим. Но тогда явился призыв: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Возможно, вы наслаждаетесь многими хорошими днями, но, в конце концов, настанет последний день, когда все ваше наслаждение подойдёт к концу, и вы почувствуете жажду. Запомните, только Сам Господь Иисус может дать вам живую воду, чтобы утолить вашу жажду.
Господь Иисус сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (7:38). В 4:14 Господь сказал, что всякий, кто будет пить воду, которую Он даёт нам, будет иметь в себе источник воды, текущей в жизнь вечную. В седьмой главе Господь идёт несколько дальше, говоря, что у того, кто пьёт от Него, будет поток рек воды жизни. Господь сказал не просто об одном потоке, а о реках. Единственная река живой воды — это Святой Дух. Из этой единственной реки потекут многие реки. Эти «реки живой воды» — многие потоки различных аспектов жизни (ср. Рим. 15:30; 1 Фес. 1:6; 2 Фес. 2:13; Гал. 5:22-23) одной-единственной «реки воды жизни» (Отк. 22:1), которая есть Божий «Дух жизни» (Рим. 8:2). Одна река — это река покоя, а другие реки — это радость, утешение, праведность, жизнь, святость, любовь, терпение и смирение. Я не знаю, сколько существует рек. Эти реки живой воды истекают из глубин нашего существа. Это Христос как жизнь. По принципу, заложенному во второй главе, это течение рек живой воды тоже является превращением смерти в жизнь. Источником смерти является дерево познания, а источником жизни — дерево жизни.
Что бы произошло, приди мы на собрание и сядь там без потока живой воды? Несомненно, это было бы мёртвое собрание. Если бы всем было нечего изливать, была бы только смерть. Однако, если бы из каждого истекали реки, в конце концов, собрание лилось бы через край. Оно было бы полно жизни. Это является превращением смерти в жизнь.
Стих 39 говорит: «А сказал Он это о Духе, Которого должны были получить те, кто уверовал в Него, ибо Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен» (букв.). Многие христиане не понимают слов «ещё не» в данном стихе. Библия короля Якова добавляет слово «дан» курсивом, показывая, что переводчики были обеспокоены данным стихом. Но стих 39 не означает, что Дух «не был дан»; он означает, что Духа «ещё не было». Духа там ещё не было. Дух Божий был с самого начала (Быт. 1:1-2), но в то время, когда Господь Иисус говорил эти слова, Духа как «Духа Христова» (Рим. 8:9), «Духа Иисуса Христа» (Флп. 1:19) «ещё не было», потому что Он ещё не был прославлен. Иисус был прославлен, когда Он воскрес (Лк. 24:26). После Его воскресения Дух Божий стал Духом воплотившегося, распятого и воскресшего Иисуса Христа, и этого Духа Христос вдохнул в учеников вечером того дня, когда Он воскрес (Ин. 20:22). Теперь Дух — «другой утешитель, Дух истины», обещанный Христом перед Его смертью (Ин. 14:16-17). Когда Дух был Духом Божьим, Он имел только божественный элемент. Теперь, когда Он стал Духом Иисуса Христа через воплощение, распятие и воскресение Христа, у Него есть и божественный элемент, и человеческий элемент со всей сущностью и действительностью воплощения, распятия и воскресения Христа. Следовательно, теперь Он есть всеобъемлющий Дух Иисуса Христа, которого мы можем принимать как живую воду.
Мы увидели, что Иисус был прославлен, когда Он воскрес. В воскресении Господь стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45). Последний Адам, Христос во плоти, в воскресении стал животворящим Духом. С тех пор Дух Иисуса Христа имеет и божественный элемент, и человеческий элемент, включая в Себя действительность воплощения, распятия и воскресения Христа.
В Бытии 1 мы видим Духа Божьего. Дух Божий — это Сам Бог, пришедший, чтобы достичь Своё творение. Во времена Бытия 1 в Духе Божьем была лишь божественность. Однажды Бог воплотился, чтобы стать человеком, Иисусом Христом. Тридцать три с половиной года спустя Христос был распят. После распятия Он прошёл через воскресение и вознесение, и Дух Божий стал Духом воплощённого и воскресшего Иисуса Христа. Теперь Дух Иисуса Христа желает прикоснуться к людям. Прежде это был Дух Божий, который достигал Божьего творения только с божественностью, но теперь Дух Иисуса Христа приходит, чтобы достигать людей божественностью, человечеством, действенностью Своей всеобъемлющей смерти и элементом воскресения. До воскресения Христа такого Духа «ещё не было».
Мы можем использовать иллюстрацию со стаканом чистой воды, в которую добавляется множество других компонентов. Чистая вода проходит через одну стадию, и добавляется молоко. Она проходит через другие стадии, на которых добавляются мед, чай и соль. В конце концов, это становится всеобъемлющим напитком. До того как чистая вода прошла через все эти этапы, такого чудесного напитка «ещё не было», хотя чистая вода в стакане уже была. Теперь это всеобъемлющий напиток. Подобным образом, Дух, обещанный Господом Иисусом в 7:39 и 14:16-17 — это не Дух, содержащий только божественность, а Дух с божественностью, человечеством, всеобъемлющей смертью, воскресением и вознесением. Теперь у нас есть не только Дух Божий, но и Дух Иисуса Христа. Именно такой всеобъемлющий Дух даёт нам поток рек воды жизни.
Иногда, когда ребёнку требуется лекарство, его мудрая мама прячет лекарство в напитке. Когда ребёнок пьёт напиток, он получает лекарство. Во всеобъемлющем Духе находится лекарство. Это лекарство — убивающая смерть Христа, содержащаяся сегодня в Святом Духе. Чем больше вы говорите: «О, Господь Иисус», тем больше всеобъемлющего Духа вы получаете. Спустя несколько минут вы можете почувствовать, что Дух убивает ваш нрав, гордость, жадность и другие отрицательные вещи. Вы когда-нибудь пробовали почитать себя мёртвым согласно Посланию к Римлянам 6? Если да, то вы знаете, что чем больше считаешь себя мёртвым, тем больше ты жив. Однако внутри всеобъемлющего Духа находится убивающее действие креста. Смерть, упомянутая в Послании к Римлянам 6, теперь включена в Духа, как это раскрыто в Послании к Римлянам 8. Итак, этот всеобъемлющий Дух постоянно помещает вас на крест, как это описано в Послании к Римлянам 8:13. Убивающее действие смерти Христа происходит не просто на кресте, ибо, если бы это было так, оно не было бы действенным для нас. Убивающее действие сегодня находится в Духе Иисуса Христа. По мере того как этот Дух движется внутри нас, убивающее действие креста проникает внутрь нашего существа. Он убьет всякий отрицательный элемент в нашем существе. Кроме того, в этом всеобъемлющем напитке есть питательный компонент. В этом Духе есть все, что нам нужно.
IV. Разделение из-за внешнего вида жизни
В 7:40-52 мы видим разделение из-за внешнего вида Господа. Иисус по-настоящему был возмутителем спокойствия. Он был причиной разделений. Сегодня люди, которые ищут жизни, тоже будут нарушать спокойствие и вызывать разделения. Христос, семя Давида, родился в Вифлееме (7:42; Лк. 2:4-7), но появился Он как назарянин из Галилеи (7:52). Господь родился в Вифлееме, но вырос в Назарете, в то время презираемом городе. Он был из семени Давида, но пришёл как назарянин (Мф. 2:23). Он вырос как «росток из сухой земли», не было в Нем «ни вида, ни величия», ни «вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умалён перед людьми» (Ис. 53:2-3). Поэтому нам следует знать Его не по плоти (2 Кор. 5:16), а по Духу. Поскольку Господь вырос в Назарете, люди не считали, что Он родился в Вифлееме.
Некоторые воспринимали Христа по Его внешнему виду (7:27, 41-42, 52), принимая дерево познания, что приводило к смерти (Быт. 2:17). Послушайте их беседу. «Разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (7:41-42). Этот разговор — просто упражнение ума. Это рассуждение ума соответствует принципу дерева познания. Впрочем некоторые приняли Христа по Его внутренней действительности (7:40, 50-51), приняв дерево жизни, что привело к жизни (Быт. 2:9). Не обращайте внимания на внешний вид. Вы должны видеть, что находится внутри. Есть ли Христос внутри? Все мы должны знать Христа согласно внутренней действительности, а не согласно внешнему виду.
Евангелие от Иоанна в целом раскрывает перед нами весьма впечатляющую картину. Однажды Господь Иисус пошёл в Вифанию и остановился в маленьком доме, где были Лазарь, Марфа и Мария (Ин. 12:1-2). В Иерусалиме в то время был храм. В этом священном храме священники, одетые в свои священнические одежды, установленным образом приносили жертвы на жертвеннике и возносили курения. В храме все было привлекательным. Но в маленьком доме в Вифании не было ничего — ни священников, ни священнических одежд, ни жертвенника, ни приношений, ни курений. Там были лишь две бедные сестры и один брат. В этот момент Сам Бог был в храме или в том маленьком доме? Он был в том маленьком доме. Представьте, вы бы в то время искали Бога. Куда бы вы пошли — в тот маленький дом или в храм? Все мы пошли бы в храм. Наверное, никто из нас не пошёл бы в тот маленький дом. Однако Иисус, воплощение Самого Бога, был не в храме, а в том маленьком доме. В конце концов, среди нас возникло бы разделение, и большинство пошло бы в храм, а меньшинство — в маленький дом, где был Иисус. Те, кто пошёл в храм, посчитали бы глупым идти в тот маленький дом, чтобы найти Бога. Таким образом, мы должны научиться следовать за Господом Иисусом согласно Его внутренней действительности, а не согласно внешнему виду. Этот принцип останется навсегда. Слава Господу, что Он с умалёнными.
Пока Господь был на земле, Его внешность не была привлекательной. Сегодня в церковной жизни в Его восстановлении то же самое; привлекательный вид отсутствует. Однако, если вы вникнете в церковную жизнь в Господнем восстановлении, вы увидите там красоту Христа. Он не назарянин, Он — семя Давида. Вот Христос! Аллилуйя!