Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(29)
Тексты Писания: Деян. 24:1-27
В этом сообщении мы переходим к стихам 1-27 из 24-й главы. В этом разделе Деяний Павел обвиняется представителем иудеев (ст. 1-9), защищается перед Феликсом (ст. 10-21) и содержится под стражей по распоряжению несправедливого и растленного римского политика (ст. 22-27).
Обвиняется представителем иудеев
В Деян. 24:1 говорится: «А спустя пять дней пришёл первосвященник Анания с несколькими старейшинами и неким ритором Тертуллом; и они представили правителю сведения против Павла». Ритор Тертулл был представителем, адвокатом, который был знаком с римским судопроизводством.
Далее, в стихах 2-4, говорится: «И когда был вызван Павел, Тертулл начал обвинять его и сказал: Поскольку благодаря тебе мы обрели прочный мир и поскольку для этого народа проводятся преобразования благодаря твоей предусмотрительности и во всех отношениях, и повсюду, то мы приветствуем это, превосходнейший Феликс, со всей благодарностью. Но чтобы более не задерживать тебя, умоляю тебя выслушать нас кратко в твоей снисходительности». Слова Тертулла продемонстрировали его низость, отсутствие у него каких бы то ни было нравственных норм.
В 24:5 Тертулл сказал о Павле: «Ибо мы нашли, что этот человек — зараза, и зачинщик мятежей среди всех иудеев по всей обитаемой земле, и вожак секты назарян». Здесь мы видим тройное обвинение. Во-первых, Тертулл обвинил Павла в том, что он является заразой. Зараза — это нечто полное порочных «микробов». Однако Павел был полон положительных «микробов» — «микробов» воскрешённого Христа для воспроизведения Христа путём вкладывания Его в других людей. Мы все должны быть такой «заразой».
Во-вторых, Тертулл дал Павлу название «зачинщик». Он обвинил Павла в том, что он является зачинщиком мятежей среди всех иудеев по всей обитаемой земле.
В-третьих, Тертулл утверждал, что Павел является вожаком секты назарян. Слово «секта» здесь имеет примерно такой же оттенок значения, как и в сегодняшнем языке. Слова Тертулла показывают, что иудеи рассматривали верующих в Господа Иисуса как назарян. В одиннадцатой главе Деяний сказано, что в Антиохии верующие были впервые названы христианами. Христиане — это люди, соединённые с Христом, те, кто живёт Христа. Здесь адвокат иудеев даёт верующим ещё одно прозвище — «назаряне». Использование этого прозвища показывает, что верующих считали последователями назарянина, то есть Иисуса.
В 24:10 Павел начинает свою защиту перед Феликсом: «И Павел, когда правитель кивнул ему, чтобы он говорил, ответил: Зная, что многие годы ты был судьёй этому народу, я с радостью защищаю то, что касается меня самого». Мы уже увидели, что в противоположность тому, как Господь Иисус противостоял Своим противникам, Павел должен был защищаться и применять свою мудрость, спасая свою жизнь от гонителей, чтобы до конца пройти путь своего служения.
Служит Богу и поступает согласно Писаниям
Далее, в стихах с 11 по 14, Павел говорит: «Поскольку ты можешь понять, что прошло не более двенадцати дней с тех пор, как я пришёл для поклонения в Иерусалим. И не нашли они меня ни в храме с кем-либо спорящим, ни приводящим в возбуждение толпу, ни в синагогах, ни по всему городу. Не могут они и доказать тебе то, в чём сейчас обвиняют меня. Но признаюсь тебе в том, что согласно Пути, который они называют сектой, так я служу Богу наших отцов, веря всему, что написано в Законе и в Пророках». Здесь мы видим, что то, что противостоящие Павлу иудеи называли сектой, Павел называл Путём. Как мы уже отмечали, слово «Путь», упоминаемое в Деяниях несколько раз (9:2; 18:25-26; 19:9, 23; 22:4), обозначает Господне полное спасение в Божьем новозаветном домостроительстве.
В стихе 14 Павел свидетельствовал, что согласно Пути, который противники называли сектой, он служил Богу их отцов. Греческое слово, переведённое как «служу», буквально означает «служу в качестве священника». Служа Богу, Павел шёл путём новозаветного домостроительства. Таким образом, его путь служения был не такой, как у других иудеев.
В стихе 14 Павел также говорит, что он верил всему, что написано в Законе и в Пророках. Здесь Павел говорит, что он действовал в соответствии с Ветхим Заветом, состоявшим из Закона и Пророков. Таким образом, Павел доказывал, что он человек, поступающий согласно Писаниям.
Воскресение праведных и неправедных
В 24:15 Павел говорит о воскресении: «Имея надежду по отношению к Богу, — которой они и сами ожидают, — что должно быть воскресение и праведных, и неправедных». Воскресение праведных произойдёт перед тысячелетием при возвращении Господа (1 Кор. 15:23; 1 Фес. 4:16). Это будет воскресение жизни (Ин. 5:28-29А; Дан. 12:2). Воскресение жизни — это воскресение спасённых верующих, которое произойдёт перед тысячелетием. При возвращении Господа Иисуса мёртвые верующие будут воскрешены, чтобы наслаждаться вечной жизнью. Вот почему это воскресение называется воскресением жизни. Это также воскресение воздаяния (Лк. 14:14), время, когда Бог наградит святых (Отк. 11:18) при возвращении Господа (1 Кор. 4:5).
Воскресение праведных, то есть воскресение жизни, также включает в себя первое, или лучшее, воскресение (Отк. 20:4-6). В Отк. 20:5-6 говорится о первом, или лучшем, воскресении. Первое воскресение — это лучшее воскресение. Это не только воскресение жизни, но и воскресение воздаяния, «извоскресение», то есть особое воскресение, к которому стремился апостол Павел (Флп. 3:11), воскресение царствования как награда победителям, позволяющее им царствовать в качестве царей с Христом в тысячелетнем царстве (Отк. 20:4, 6). «Часть в первом воскресении» (Отк. 20:6) будут иметь не только воскрешённые победители, такие как ребёнок мужского пола в Отк. 12:5 и поздние мученики в Отк. 15:2, но и восхищенные живые победители, такие как начаток в Отк. 14:1-5.
В Флп. 3:11 Павел называет первое, или лучшее, воскресение особым воскресением, «извоскресением»: «Не достигну ли я особого воскресения из мёртвых». Это особое воскресение, сверхвоскресение, которое будет наградой побеждающим святым. При возвращении Господа все верующие, умершие в Христе, будут участвовать в воскресении из мёртвых (1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:52). Но побеждающие святые насладятся «сверхдолей», особой долей этого воскресения. В Евр. 11:35 это называется «лучшим воскресением».
Достижение «извоскресения» подразумевает постепенное и постоянное воскрешение всего нашего существа. Сначала Бог воскресил наш омертвевший дух (Ин. 5:25; Эф. 2:5-6); затем от нашего духа Он переходит к воскрешению нашей души (Рим. 8:6) и смертного тела (Рим. 8:11), пока Его жизнь полностью не воскресит собой всё наше существо — дух, душу и тело — из нашего старого существа. Это процесс, осуществляемый при помощи жизни, который мы должны пройти, и состязание, в котором мы должны бежать, пока не достигнем «извоскресения» — нашей награды. Таким образом, «извоскресение» должно быть конечной целью нашей христианской жизни. Достигнуть этой цели можно, только сообразовываясь со смертью Христа (Флп. 3:10), живя распятой жизнью. В смерти Христа мы при помощи воскресения проходим процесс, превращающий нас из старого творения в новое.
Мы подчеркнули, что в Деян. 24:15 Павел говорит, что будет воскресение и праведных, и неправедных. Воскресение неправедных произойдёт после тысячелетия (Отк. 20:5). Это будет воскресение суда (Ин. 5:29) и воскресение вечного поругания и посрамления (Дан. 12:2Б). Это воскресение суда будет воскресением неверующих, которые погибли; оно произойдёт после тысячелетия (Отк. 20:5, 12). Все мёртвые неверующие будут воскрешены после тысячелетия, чтобы предстать на суд у великого белого престола (Отк. 20:11-15). Вот почему это воскресение называется воскресением суда. В Отк. 20:12 слово «стоящие» показывает, что мёртвые воскрешены. Это воскресение будет предназначено для суда вечной гибели над неправедными после тысячелетия. Именно об этом суде апостол Павел предупреждал неправедного Феликса в 24:25.
Все неспасённые будут участвовать в воскресении суда. Поскольку они будут осуждены на вечную гибель, их воскресение будет воскресением вечного поругания и посрамления. Павел в своей мудрости упомянул об этом воскресении в качестве предостережения Феликсу. Сказанное Павлом подразумевает, что Феликс должен приготовиться встретить грядущее воскресение суда. Как мы увидим, позднее Павел непосредственно говорил с Феликсом о грядущем суде.
Павел упражняет себя, чтобы иметь совесть без преткновений
В 24:16 Павел сказал Феликсу: «Поэтому и сам я упражняю себя, чтобы всегда иметь совесть без преткновений по отношению к Богу и людям». Павел произнёс похожие слова, когда защищался перед синедрионом: «Я во всей доброй совести вёл себя перед Богом до этого дня» (23:1). Мы уже увидели, что то, что Павел вёл себя во всей доброй совести перед Богом, было великим возвращением от человеческого падения к Богу. Павел сказал эти слова, чтобы оправдать себя перед теми, кто обвинял его в беззаконии и даже в безрассудстве. Свидетельство Павла в 23:1 и 24:16 о его совести показывало высокий уровень его нравственности, противопоставляемой лицемерию иудейских приверженцев религии и испорченности римских политиков. Продолжая рассматривать Деян. 24, мы увидим нечто ещё в отношении растленности римской политики.
Содержится под стражей по распоряжению несправедливого и растленного римского политика
В Деян. 24:22-23 говорится: «Но Феликс, точнее зная то, что касалось Пути, дал им отсрочку, сказав: Когда придёт тысяченачальник Лисий, я решу ваши дела. И он отдал распоряжение сотнику, чтобы его содержали под стражей, и чтобы он имел послабление, и чтобы никто не препятствовал его близким служить ему». Греческое слово, переведённое как «послабление» в стихе 23, также означает «облегчение», «успокоение».
Согласно стиху 24, «спустя несколько дней Феликс, прибыв со своей женой Друзиллой, которая была иудейкой, послал за Павлом и слушал его о вере в Христа Иисуса». Друзилла была дочерью царя Ирода Агриппы. Феликс, увлёкшись ей, убедил её бросить мужа и выйти замуж за него. В этом проявилась невоздержанность и растленность Феликса, римского политика. Он был безнравственным человеком, лишённым воздержания.
В стихе 24 говорится, что Феликс слушал Павла о вере в Христа Иисуса.
Рассуждает о праведности, воздержании и грядущем суде
В Деян. 24:25 говорится: «И когда он рассуждал о праведности, воздержании и грядущем суде, Феликс испугался и ответил: Сейчас иди, а когда у меня будет удобный случай, я тебя вызову». Греческое слово, переведённое как «рассуждал», буквально означает «полностью излагал», «обсуждал» (в споре или увещевании), «спорил». Это же слово употреблено в 17:2; 18:4, 19.
Осознавая неправедность Феликса (ст. 26-27) и его невоздержанность, апостол рассуждал с Феликсом о праведности и о воздержании, то есть об умении сдерживать страсти и желания; в данном случае речь идёт, в первую очередь, о чувственных желаниях. Грядущий суд связан с воскресением неправедных, которое апостол проповедовал в стихе 15. Апостол рассуждал с Феликсом и о грядущем суде; это было для Феликса предостережением. Из-за этого Феликс испугался.
Феликс, безусловно, был неправедным политиком. Как показывает стих 26, он надеялся получить от Павла деньги. Он ждал взятки, то есть неправедной выплаты денег. Основываясь на этом факте, Павел рассуждал с ним о праведности.
Мы увидели, что Феликсу также недоставало воздержания. Из-за неумеренной похоти Феликса Павел, чтобы показать греховность Феликса, рассуждал с ним также и о воздержании.
Затем в своём рассуждении с Феликсом Павел подошёл к вопросу будущего суда, ведущего к гибели. Проповедуя язычникам, и Пётр в 10:42, и Павел здесь и в 17:31 делали акцент на грядущем Божьем суде. При Своём возвращении перед тысячелетием воскрешённый Христос будет Судьёй живых на Своём престоле славы (Мф. 25:31-46). Это связано с Его вторым пришествием (2 Тим. 4:1). После тысячелетия Он будет Судьёй мёртвых на великом белом престоле (Отк. 20:11-15).
Сказанное Павлом Феликсу было серьёзным предостережением. Феликс испугался, но не был поколеблен. Отослав Павла, он сказал: «Сейчас иди, а когда у меня будет удобный случай, я тебя вызову» (ст. 25).
И действительно, Феликс несколько раз посылал за Павлом. Об этом в 24:26 говорится: «В то же время также надеясь, что Павел даст ему денег. Поэтому он также чаще посылал за ним и беседовал с ним». В этом проявилась растленность римского политика. Он посылал за Павлом не из желания услышать благовестие, а с целью получить деньги.
В заключение в стихе 27 говорится: «А когда исполнилось два года, Феликса сменил Порций Фест; и, желая приобрести благосклонность у иудеев, Феликс оставил Павла в узах». Порций Фест был преемником Феликса на посту правителя Иудеи. В том, что Феликс оставил Павла в узах, ещё раз проявилась растленность римской политики.
Лука не сообщает, что делал апостол в течение этих двух лет в Кесарии. Возможно, Павел использовал это время, чтобы пребывать с Господом для Его движения на земле. Если так, то это, возможно, повлияло на Послания, которые он написал в ожидании решения по своей апелляции в Риме: Послания к колоссянам, к эфесянам и к филиппийцам — самые таинственные, самые глубокие и богатые божественным откровением.
Картина лицемерия и растленности
В этих главах Деяний мы видим картину лицемерия в религии и растленности в политике. Какое лицемерие было в иудаизме! Иудеи делали вид, что служат Богу, угождают Богу и прославляют Бога, но совершали множество порочных поступков. В этих главах изобличается порочность иудейского народа. Они были религиозными в порочном смысле; они даже составляли заговоры, чтобы убить Павла. Несмотря на то что они были порочными, они всё равно делали вид, что они поклоняются Богу и угождают Ему. Таким образом, в иудаизме было лицемерие.
В римской политике мы видим растленность и неправедность. Феликс знал, что Павел не сделал ничего плохого. Следовательно, по справедливости Феликс должен был отпустить Павла. Однако, чтобы приобрести благосклонность у иудеев, а также в надежде получить деньги от Павла и его друзей, он два года держал Павла под стражей. Феликс позволил друзьям Павла посещать его, но он сделал это с целью получить деньги. В результате Павел неправедно содержался в узах в течение двух лет. В следующем сообщении мы рассмотрим, что Павел мог делать на протяжении этих лет.