Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(1)
Тексты Писания: Деян. 2:1-13
Рассмотрев введение (Деян. 1:1-2) и подготовку (Деян. 1:3-26), теперь мы подходим к третьему разделу Деяний — очень длинной части книги, которая начинается в Деян. 2:1 и заканчивается в Деян. 28:31. В этом разделе речь идёт о воспроизведении. Мы уже увидели, что тема Деяний — воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении посредством Духа через учеников для произведения церквей — царства Божьего. Воспроизведение воскрешённого Христа начинается в Иерусалиме, а затем распространяется в Иудею, Самарию и на весь мир. В главе 2 мы видим начало воспроизведения в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников.
В Деяниях показаны две группы служения: Пётр со своими спутниками и Павел со своими спутниками. В главах 2—12 мы видим служение, осуществляемое Петром и его соработниками. Затем, в главах 13—28, мы видим служение, осуществляемое Павлом и его соработниками. Обе группы осуществляли воспроизведение воскрешённого Христа в Его вознесении.
В ходе этого воспроизведения в первую очередь произошло излияние Святого Духа. Это излияние было крещением в Святом Духе, которое небесный Глава совершил над Своим Телом.
В отношении этого вопроса — крещения в Святом Духе — есть множество различных учений. На протяжении столетий эти учения вызывали путаницу среди христиан. Поэтому, касаясь крещения в Святом Духе, нам нужно вернуться к чистому Слову, отложить в сторону другие учения и обратить внимание на откровение в святом Слове Божьем.
Пятидесятый день после воскресения Господа
В Деян. 2:1 говорится: «И когда исполнялся день Пятидесятницы, все они были собраны в одном месте». Это был пятидесятый день после Господнего воскресения; считая со второго дня (первого дня недели — Лк. 23:54-56; 24:1) после Пасхи, во время которой был распят Господь (Ин. 19:14), прошло семь недель. Это было исполнением праздника Седмиц (Втор. 16:10), который также назывался праздником Жатвы (Исх. 23:16) и отсчитывался со дня принесения снопа с начатками жатвы до дня, следующего за седьмой субботой (Лев. 23:10-11, 15-16). Сноп с начатками, который приносили Богу, был прообразом воскрешённого Христа, который был принесён Богу в день Своего воскресения (Ин. 20:17), то есть на следующий день после субботы (Ин. 20:1). С того дня до дня Пятидесятницы прошло ровно пятьдесят дней.
Праздник Жатвы — это прообраз наслаждения богатым урожаем, который принёс воскрешённый Христос. Этим богатым урожаем является всеобъемлющий Дух приготовленного Триединого Бога, которого Он дал Своим избранным людям как благословение благовестия (Гал. 3:14), чтобы они наслаждались всеобъемлющим Христом (самим воплощением Триединого Бога) как своей доброй землёй. Это означает, что верующие, получив в день Пятидесятницы обильного Духа, не только вошли в добрую землю, но и приобщились к обильному богатству всеобъемлющего Христа (Эф. 3:8) в Его воскресении и вознесении как полному уделу Бога в Его новозаветном домостроительстве.
Мы увидели, что Пятидесятница была пятидесятым днём после воскресения Господа. Воскресение Господа произошло через три дня после Его смерти. Однако это не были три полных дня в том смысле, в каком мы считаем дни. В случае с этими тремя днями небольшая часть дня считалась целым днём. Это означает, что первый из этих трёх дней, пятница, был днём, в который Господь Иисус был распят. Господь был на кресте с девяти часов утра до трёх часов дня. Затем, вечером, Он был снят с креста и погребён. Согласно иудейскому способу исчисления дней, остальная часть этого дня считалась целым днём. Таким образом, три дня отсчитывались от последней части первого дня. Кроме того, согласно иудейскому способу счёта дней, день начинался не утром, а вечером. Например, в Быт. 1:5 говорится: «И был вечер, и было утро: день один».
Если считать часть дня целым днём, то с вечера пятницы, когда Господь Иисус был погребён, до утра Его воскресения получится три дня. Последняя часть пятницы — это один день; вся суббота — это второй день, а часть того дня, который сегодня называется воскресеньем, — это третий день. Однако фактическое время, в течение которого Господь находился в могиле, составляло, возможно, менее сорока часов. В начале третьего дня, возможно, менее, чем через сорок часов после Своей смерти, Господь Иисус был воскрешён.
День воскресения Господа, день Господень, был первым днём после субботы. Иудейская суббота соблюдалась, разумеется, в субботу. Господь был воскрешён в первый день недели, то есть в день, наступивший после субботы. Если считать от второго дня после Пасхи, во время которой Господь был распят, то Пятидесятница была пятидесятым днём после Его воскресения. Таким образом, прошло семь недель со дня воскресения Господа до Пятидесятницы, которая тоже приходилась на день Господень, первый день недели.
Пятидесятница была исполнением праздника Седмиц, а этот праздник также назывался праздником Жатвы (Исх. 23:16). Пятидесятница очень тесно связана с жатвой, со сбором богатого урожая доброй земли. Пятидесятница наступала через пятьдесят дней после принесения снопа с начатками жатвы. Относительно снопа с начатками жатвы в Лев. 23:10-11 говорится: «Говори детям Израиля и скажи им: Когда вы войдёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать её жатву, то принесите сноп с начатками вашей жатвы священнику; и он будет потрясать снопом перед Иеговой, чтобы вы были приняты; в день после субботы священник будет потрясать им» (евр.). После этого народ должен был отсчитать семь суббот со дня принесения снопа с начатками жатвы: «И отсчитайте себе от дня после субботы; от дня, в который вы принесли сноп потрясания, пусть будет семь полных суббот. Отсчитайте пятьдесят дней до дня после седьмой субботы» (Лев. 23:15-16, евр.). Согласно Лев. 23, сноп с начатками жатвы приносили Господу как потрясание на следующий день после субботы. Этот сноп с начатками был прообразом Христа как начатка в воскресении (1 Кор. 15:20, 23). В Ветхом Завете, когда созревала жатва, сноп с начатками этой жатвы приносили Богу. Этот сноп является прообразом воскрешённого Христа, принесённого Богу в день Его воскресения.
Принесение Христа как начатка в воскресении связано с Его тайным вознесением к Отцу. Когда Мария хотела коснуться Его, Он сказал ей: «Не касайся Меня, ибо Я ещё не взошёл к Отцу; а иди к Моим братьям и скажи им: Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). В день Своего воскресения Господь взошёл к Отцу. Это было тайное вознесение, произошедшее за сорок дней до Его открытого вознесения, которое произошло на глазах у Его учеников. В день воскресения рано утром Он взошёл, чтобы удовлетворить Отца. Свежесть Его воскресения была предназначена прежде всего для наслаждения Отца, как и в прообразе начаток жатвы приносили сначала Богу.
Многие христиане не понимают, что Христос тайно взошёл к Отцу рано утром в день Своего воскресения. Разумеется, сорок дней спустя Он взошёл открыто. В день Своего воскресения Господь отправился на небеса, чтобы принести Себя как начаток Божьей жатвы для удовлетворения Бога Отца. Это было тайное вознесение. День Пятидесятницы наступил пятьдесят дней спустя.
Наслаждение богатством воскрешённого Христа
Как мы уже отмечали, праздник Пятидесятницы был исполнением праздника Седмиц, который также назывался праздником Жатвы. Праздник Жатвы — это прообраз наслаждения богатым урожаем, который принёс воскрешённый Христос. Не многие читатели Библии уделяют достаточно внимания тому, что Пятидесятница фактически указывает на жатву и что жатва — это прообраз наслаждения всем богатством воскрешённого Христа. Этим богатым урожаем фактически является всеобъемлющий Дух.
Знаете ли вы, что произошло в день Пятидесятницы? В этот день был излит всеобъемлющий Дух. Этот Дух является богатым урожаем приготовленного Триединого Бога, который Он дал Своим избранным людям как благословение благовестия. Относительно этого в Гал. 3:14 говорится: «Чтобы благословение Авраама пришло к язычникам в Христе Иисусе, чтобы мы получили обещанного Духа через веру». Отсюда видно, что уникальное благословение благовестия — это не небо и даже не прощение грехов; уникальное благословение благовестия — это Дух, всеобъемлющий Дух приготовленного Триединого Бога. Этот Дух как благословение благовестия даётся нам, чтобы мы наслаждались всеобъемлющим Христом — воплощением Триединого Бога — как нашей доброй землёй.
В системе прообразов мы видим как праздник Пасхи, так и праздник Пятидесятницы, который называется праздником Седмиц, а также праздником Жатвы. Праздник Жатвы — это прообраз наслаждения Христом в Его воскресении, а Пасха — это прообраз Христа как Агнца Божьего в Его распятии. Таким образом, Пасха указывает на распятие Христа. Распятие Христа стало праздником, который называется праздником Пасхи. Во время этого праздника мы наслаждаемся Христом в Его распятии как искупающим Агнцем. Через три дня после Своего распятия Христос воскрес из мёртвых. Спустя пятьдесят дней вознесённый Христос излил Себя на Своих верующих как всеобъемлющего Духа, то есть как окончательную завершённость Триединого Бога. Это излияние Духа представляет собой наслаждение жатвой.
В Ветхом Завете мы видим Пасху, принесение снопа с начатками жатвы, а затем праздник Жатвы, Пятидесятницу. Во время Пасхи Христос был распят для нашего искупления, чтобы мы наслаждались Им. Затем, спустя три дня, в день Своего воскресения, Он принёс Себя Богу как начаток. Он не хотел, чтобы Мария касалась Его потому, что Он должен был отправиться к Отцу, чтобы принести Себя в свежести Своего воскресения для наслаждения Отца. В день Своего воскресения Господь отправился на небеса, а также явился вечером ученикам. Показав Себя ученикам, Он вдохнул в них Себя как животворящего Духа.
В день воскресения Христа был исполнен прообраз начатка жатвы. Затем, спустя пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, было наслаждение жатвой богатого урожая доброй земли. Это был прообраз Христа, который стал полным наслаждением для Его искупленных людей как животворящий Дух, излитый на них с небес. Через излияние Духа Божьи люди могут наслаждаться всеобъемлющим Христом как своей доброй землёй. То, что они получили обильного Духа в день Пятидесятницы, показывает, что они не только вошли в добрую землю, но и приобщаются к обильному богатству всеобъемлющего Христа в Его воскресении и вознесении как полному уделу Бога в Его новозаветном домостроительстве.
В Исх. 23:19А говорится: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». Мы уже увидели, что сноп с начатками — это прообраз Христа в Его воскресении. Как начаток, Христос новый и свежий. Утром в день Своего воскресения Он намеревался отправиться непосредственно к Отцу и предстать перед Отцом как начаток. Однако Его задержала Мария, которая насладилась Им как «снопом» в воскресении. Ещё до того как воскрешённым Христом насладился Бог Отец, Мария в некоторой степени насладилась Им таким образом.
Наслаждаться Христом как начатком и как жатвой
Нам нужно глубоко осознать тот факт, что в отношении вознесения Христа существует тайный аспект, а также открытый аспект. Тайное вознесение Христа произошло утром в день Его воскресения. Его открытое вознесение произошло сорок дней спустя, когда Он был вознесён с горы Элеон на глазах у Своих учеников. Тайное вознесение Христа было предназначено для того, чтобы Он предстал перед Отцом как начаток в Своём воскресении. Потом, в тот же день, Он возвратился к ученикам и вдохнул Себя в них. Таким образом они приобщились к наслаждению Христом как снопом с начатками жатвы.
Насладившись Христом как начатком, ученики затем насладились Им как жатвой в день Пятидесятницы. Наслаждаться сущностным Духом — значит наслаждаться снопом с начатками, а наслаждаться домостроительным Духом — значит наслаждаться Христом как жатвой открыто, всенародно.
Мы не должны недооценивать наслаждение Христом как жатвой. Возможно, кто-то хочет быть таким, как Мария, которая встретилась с Господом утром в день Его воскресения, или, по крайней мере, как ученики, которые встретились с Ним вечером. Нам всем нужно полное наслаждение Христом как праздником Жатвы.
Наслаждение Христом стало полным лишь тогда, когда Он, как Глава церкви, излил Себя как домостроительного Духа на Своё Тело. Благодаря этому излиянию в день Пятидесятницы наслаждение Христом стало полным. Такое полное наслаждение Христом как жатвой — это фактически всеобъемлющий животворящий Дух как завершённость приготовленного Триединого Бога, который достигает нас. Кроме того, как сказано в Гал. 3:14, этот Дух является благословением благовестия.
В Флп. 1:19 Павел говорит об обильном снабжении Духа Иисуса Христа. Снабжение, которое мы получаем как начаток жатвы, свежее, но не обильное. Обильное снабжение у нас есть только тогда, когда у нас есть жатва. Это означает, что, только после того как Дух был излит домостроительно на Тело Христово, Господни люди имеют полное наслаждение Христом. Когда домостроительный Дух был излит на Тело Христово в день Пятидесятницы, наслаждение Христом стало обильным. Теперь снабжение — это обильное снабжение Духа Иисуса Христа, и этот Дух является благословением благовестия. Благословение благовестия — это фактически Триединый Бог, который был приготовлен и стал всеобъемлющим животворящим Духом, достигающим всех верующих. Таково обильное наслаждение Христом в Его вознесении.