Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(18)
Тексты Писания: Деян. 19:23-41; 20:1-12
В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 19:23 по 20:12. В 19:23-41 мы видим повествование о большом волнении в Эфесе. В 20:1-12 мы видим описание путешествия Павла через Македонию и Грецию в Троаду.
В Деян. 19:23 говорится: «И примерно в то время произошло немалое волнение вокруг Пути». Как мы уже отмечали, в Деяниях слово «путь» обозначает Господне полное спасение в Божьем новозаветном домостроительстве.
Борьба Сатаны против распространения Божьего царства
Далее, в стихах 24-26, говорится: «Ибо некто по имени Димитрий, серебряных дел мастер, делавший серебряные святилища Артемиды, предоставлял ремесленникам немалый заработок. Собрав вместе их и работников подобных занятий, он сказал: Мужи, вы знаете, что от этого заработка у нас есть наше благосостояние. И вы видите и слышите, что не только в Эфесе, но и почти во всей Азии этот Павел убедил и совратил довольно большое множество людей, говоря, что боги, делаемые руками, — вообще не боги». Димитрий, упомянутый в стихе 24, — это не тот Димитрий, о котором говорится в 3 Ин. 1:12. Этот Димитрий был серебряных дел мастер, делавший серебряные святилища эфесской богини Артемиды. У римлян эта богиня называлась по-латински Диана. Изготовление этих серебряных святилищ было грязным и бесовским ремеслом. Те, кто занимался таким ремеслом, содействовали бесам, помогали им завладевать людьми и захватывать их для злого царства Сатаны (Мф. 12:26). За идолослужением стояли бесы, которые устроили волнение против апостола, чтобы помешать и воспрепятствовать благовествованию. Так Сатана боролся против распространения Богом Его царства на земле.
В Эфесе проповедь Павла была победоносной и вызвала среди людей в этом городе разговоры об идолах. Ремесленники опасались, что их ремесло подвергнется порицанию (ст. 27). В результате началось большое волнение. Те, кого собрал Димитрий, исполнились ярости и «стали кричать: Велика Артемида эфесян! — И город наполнился смятением; и они единодушно устремились в театр, схватив македонцев Гаия и Аристарха, спутников Павла» (ст. 28-29). Гаий, упомянутый в стихе 29, — это не Гаий из Дервии в 20:4, не Гаий из Коринфа в 1 Кор. 1:14 и Рим. 16:23 и не тот Гаий, к которому обращается Иоанн в 3 Ин. 1. Имя «Гаий» было очень распространённым в те времена.
Нарушение спокойствия в результате победоносного служения
В Деян. 19:23-41 мы видим один важный принцип. Этот принцип состоит в том, что, если мы остаёмся жить в какой-либо местности довольно продолжительное время, мы должны иметь победоносное служение, служение, способное пробудить других людей. В некотором смысле, когда Павел находился в Эфесе, он был нарушителем спокойствия. До того как он прибыл туда, город мирно поклонялся идолу — Артемиде. Однако присутствие Павла в Эфесе в конечном итоге привело к большому волнению. Он не нападал на Артемиду, называя её по имени. Напротив, он осуществлял победоносное служение, и это служение пробудило весь город, оказав влияние на общество. Отсюда видно, что, если мы остаёмся жить в каком-либо месте, наше служение должно быть настолько победоносным, что оно должно привести в движение ситуацию в этом месте в правильном направлении.
В 19:23-41 мы видим ещё один образец — образец нарушения спокойствия в результате победоносного служения. Если мы будем следовать этому образцу, мы будем нарушать спокойствие в результате победоносного благовествования. До нашего прибытия в то или иное место люди могут жить мирно и поклоняться идолам. Но после того как мы пробудем там какое-то время, этот город может быть охвачен волнением из-за нашего победоносного служения.
Некоторые детали, связанные с волнением в Эфесе, находятся на грани смешного. В этом отрывке говорится, что «одни кричали одно, другие — другое; ибо собрание было в смятении и большинство не знало, ради чего они сошлись» (ст. 32). Кроме того, они «выдвинули из толпы Александра, так как иудеи вытолкнули его вперёд; и Александр, дав знак рукой, хотел произнести защитительную речь перед народом. Но когда они поняли, что он иудей, из уст всех около двух часов раздавался единый голос и они кричали: Велика Артемида эфесян!» (ст. 33-34). Вероятно, Александр не был обращён благодаря проповеди Павла. И это был не тот Александр, о котором говорится в 1 Тим. 1:20 и 2 Тим. 4:14. По поводу этого волнения городской секретарь сказал: «Ибо мы же в опасности, что за сегодняшнее происшествие нас обвинят в мятеже, так как для него нет никакой причины; и в связи с ним мы не сможем дать отчёт относительно этого сборища» (ст. 40). Из этих стихов мы видим, каким большим было волнение, вызванное победоносным служением Павла.
Читая повествование о волнении в Эфесе, некоторые могут сказать: «Когда я отправляюсь куда-либо работать для Господа, я не хочу, чтобы там было такое волнение». Тем не менее если ваша работа действительно будет победоносной, то в конечном итоге такая победоносная работа затронет сердце силы тьмы. В Эфесе сердцем силы тьмы был храм богини Артемиды. Чем больше эфесяне становились верующими в Господа, тем меньше становилось влияние этого храма. На первый взгляд это волнение было вызвано какими-то ремесленниками. На самом деле оно было поднято бесами, стоявшими за этими событиями.
Наше служение состоит в том, чтобы воспроизводить воскрешённого Христа как Божье царство. Но сегодня каждый город является царством дьявола. Поэтому победоносное служение для воспроизведения Христа — это борьба, битва, за Божье царство. Вся земля — это царство тьмы. Если мы будем очень добрыми и мягкими в осуществлении нашей работы и будем пытаться угодить всем, не возникнет никакого противодействия, как бы долго мы ни жили в том или ином месте. Если наше служение действительно победоносно, должно быть противодействие.
Однако мы не должны делать ничего сами по себе, чтобы нарушать спокойствие, думая, что это является доказательством того, что наше служение сильное и победоносное. Если мы сделаем нечто подобное, это будет ужасно, потому что это будет использовано силой тьмы. Тогда, вместо того чтобы быть частью воспроизведения Христа для Божьего царства, мы на практике будем частью царства тьмы.
Нам всем нужно осознать, что между Богом и Сатаной идёт битва. Поэтому мы должны быть уверены, что всё, что мы делаем, целиком и полностью находится на стороне царства Божьего и что мы ничем не связаны с царством тьмы.
Из-за того что между Богом и Сатаной идёт битва, мы должны быть готовы к нападкам врага. Если мы будем осуществлять победоносное служение, в конечном итоге мы подвергнемся нападкам. На нас будут нацелены бесовские «стрелы». Но вместо того, чтобы страшиться этого, мы, подобно Павлу, должны воодушевиться.
Павел решительно противостоял нападкам. Он не бежал от этого бесовского волнения в Эфесе. Более того, он даже намеревался войти в толпу, но ученики не позволяли ему (ст. 30). «И также некоторые из асиархов, которые были ему друзьями, послав к нему, умоляли его, чтобы сам он не пытался идти в театр» (ст. 31). Эти асиархи были видными людьми из провинции Азия. Здесь мы видим, что даже друзья Павла в политических кругах беспокоились о его безопасности. Если бы Павел попытался войти в театр, иудеи, противодействовавшие ему, могли бы воспользоваться этой возможностью, чтобы убить его.
В Деян. 19:35-41 описывается, как была успокоена толпа. Городской секретарь, успокоив толпу, распустил собрание (ст. 41). В этом проявилось всевластие Господа, благодаря которому Его апостол был спасён от бесовского волнения.
Господь всевластно сохраняет Павла
В своём служении Павел постоянно боролся против силы тьмы. Как мы уже отмечали, эта сила тьмы стояла за идолослужением в Эфесе. С человеческой точки зрения, у людей в Эфесе не было причин вести себя так неразумно — кричать, не зная, что они делают. Их поведение было спровоцировано бесами. Бесы в идолослужителях подстрекали их делать что-то против Божьего служения воспроизведения. По всевластию Господа это волнение произошло в конце трёхлетнего пребывания Павла в этом городе. Как сказано в 20:1, «после того как волнение прекратилось, Павел, послав за учениками и наставив их, простился с ними и вышел, чтобы идти в Македонию».
Через Македонию и Грецию в Троаду
В 20:1-3 мы можем яснее увидеть, в каком положении находился Павел. В стихе 1 говорится, что он простился с учениками и вышел в Македонию. Именно там Павел написал своё второе Послание церкви в Коринфе (2 Кор. 2:13; 7:5-6; 8:1; 9:2, 4). Первое Послание Павла церкви в Коринфе (1 Кор. 16:3-10, 19) было написано в Эфесе во время, о котором говорится в 19:22. Мы также увидели, что во время, о котором говорится в 18:5, Павел написал своё первое Послание к фессалоникийцам. Вероятно, что его второе Послание к фессалоникийцам было написано вскоре после этого. Кроме того, в это время Павел, возможно, написал Послание к галатам.
Согласно Деян. 20:2-3, пройдя Македонию, Павел пришёл в Грецию и провёл там три месяца. Во время этого пребывания в Коринфе апостол написал своё Послание святым в Риме (Рим. 15:22-32; ср. Деян. 19:21; 1 Кор. 16:3-7).
Читая главы Деяний с восемнадцатой по двадцатую, мы видим, что Павел имел по крайней мере четырёхстороннее бремя: бремя о церкви в Коринфе, бремя о церкви в Эфесе, ещё большее бремя о ситуации в Иерусалиме, а также бремя о церкви в Риме. В одном из предыдущих сообщений мы подчёркивали то, что сердце Павла было обращено к Иерусалиму. Он вознамерился в духе идти в Иерусалим, а потом увидеть Рим. По причине своего бремени Павел написал два Послания к коринфянам и Послание к римлянам. Хотя он был тяжело обременён работой в области Средиземного моря, он также имел очень большое бремя в отношении ситуации, в которой находилась церковь в Иерусалиме.
В Деян. 20:3 говорится: «И провёл там три месяца. А когда против него иудеями был составлен заговор, в то время как он собирался отплыть в Сирию, он решил возвращаться через Македонию». Первоначально Павел намеревался идти в Иерусалим через Сирию из Ахайи в Греции (19:21; 1 Кор. 16:3-7). Из-за того что иудеи составили против него заговор, он изменил свой маршрут и пошёл на север, в Македонию. Оттуда он возвратился в Иерусалим. Он знал, что иудеи составляют заговоры против него и что он пострадает из-за этого (Деян. 20:19). Поэтому он умолял святых в Риме молиться за него в связи с его возвращением в Иерусалим (Рим. 15:25-26, 30-31). Возможно, именно поэтому, идя в Иерусалим, он был связан в духе (Деян. 20:22). В конце концов, после возвращения в Иерусалим он был схвачен иудеями (21:27-30), которые стремились убить его (21:31; 23:12-15).
Павел проявлял большую осторожность в отношении иудеев, которые составляли против него заговор. Когда он узнал об этом заговоре, он мудро изменил свой маршрут. Отсюда мы видим, в каком трудном положении оказался Павел. Несмотря на то что он был в таком положении, он всё равно имел бремя заботиться об интересах Господа во вселенском масштабе — не только в Коринфе и Македонии, но также в Иерусалиме и в Риме. Нам очень важно видеть четырёхстороннее бремя Павла о Коринфе, Эфесе, Иерусалиме и Риме.
Согласно 20:5-6, Павел и его спутники пришли в Троаду, где они пробыли семь дней. «И в первый день недели, когда мы собрались, чтобы преломить хлеб, Павел беседовал с ними, так как на следующий день он должен был отправиться в путь; и он продолжал своё слово до полуночи» (ст. 7). Первым днём недели был день Господень (Отк. 1:10). Павел пробыл в Троаде семь дней, но только в первый день недели они собрались, чтобы преломить хлеб в воспоминание о Господе. Отсюда видно, что в то время апостол и церковь считали первый день недели днём, когда нужно собираться для Господа.
В Новом Завете не говорится прямо, что в Троаде была церковь. Однако, читая этот короткий отрывок Слова, мы можем легко понять, что там была хорошая церковь. Хотя Павел был очень занят, он пробыл со святыми в Троаде семь дней, и в день Господень он воспользовался случаем, чтобы преподносить им слово до поздней ночи. Отсюда мы видим, что Павел поистине имел бремя о Господнем Теле.
Во время собрания со святыми в Троаде в день Господень Павел продолжал своё слово до полуночи. Затем, после того что случилось с юношей, который упал из окна, они преломили хлеб (ст. 8-11А). После этого, «проговорив довольно долго, до рассвета, [Павел] тогда ушёл» (ст. 11Б). Отсюда видно, что Павел был полностью поглощён бременем о Божьем новозаветном домостроительстве.
Забота Павла о ситуации в Иерусалиме
Нам нужно видеть «портрет» апостола Павла, представленный в этих главах Деяний, а также в таких Посланиях, как Послания к галатам, к римлянам и 1-е и 2-е Послания к коринфянам. Изучая эти разделы Нового Завета, мы можем увидеть, что Господь обрёл в Павле превосходный сосуд. Павел был человеком, имевшим в своём составе исключительно Божье новозаветное домостроительство. Поскольку он имел такой состав, у него было бремя в отношении церкви в Иерусалиме.
На самом деле церковь в Иерусалиме и церкви в Иудее не были поручены Павлу, чтобы он имел бремя о них. В Гал. 2:8 Павел ясно говорит, что Господь поручил Петру быть апостолом к обрезанным, включая церкви в иудейской земле, а Павлу Он поручил быть апостолом к необрезанным, то есть к язычникам. Поэтому Павлу, похоже, было бы достаточно нести бремя всех церквей из язычников от Антиохии до Азии и от Македонии до Рима. На первый взгляд Павлу не нужно было иметь бремя об Иерусалиме. Тем не менее он уже увидел сложившуюся там ситуацию. Поскольку Павел уже увидел эту ситуацию и поскольку он был верен, он не мог иметь мир в отношении Иерусалима. Павел опасался, что «отрава» из источника, из «родника», в Иерусалиме заразит всё Тело Христово.
Даже в древние времена в области, расположенной вокруг Средиземного моря, происходило интенсивное передвижение людей. Римское правительство построило множество дорог. В частности, происходило передвижение людей из многих разных городов в Иерусалим, особенно во времена праздников. В результате этого передвижения религиозная смесь, существовавшая в Иерусалиме, могла легко распространиться на языческий мир.
Как мы уже увидели, Пётр и Иаков должны были решить проблему в Иерусалиме. Однако они проявили некоторую слабость и боязнь и не приняли мер в отношении этого вопроса. В результате этого в конечном итоге бремя принять меры в отношении ситуации в Иерусалиме появилось у Павла.
В пятнадцатой главе Деяний Павел и Варнава пошли в Иерусалим специально, чтобы решить проблему, связанную с обрезанием. Проблема была решена, но это решение не было абсолютным. Из-за компромиссного решения эта проблема не была искоренена. Напротив, было допущено, чтобы её корень остался. Поэтому у Павла не было мира в отношении ситуации в Иерусалиме.
Иаков шёл на компромисс, Пётр был слаб, и в Иерусалиме продолжала существовать жалкая ситуация. Поэтому Павел, верный служитель Господа, был обременён очень тяжёлой заботой. У Павла не было мира в отношении дальнейшего движения в своём служении в языческом мире, потому что отрава из источника в Иерусалиме вытекала в направлении Азии, Европы и даже Рима. По этой причине у Павла не было мира, уверенности и спокойствия в отношении дальнейших шагов по осуществлению Божьего новозаветного домостроительства в языческом мире. Его сердце было обращено к Иерусалиму, и он вознамерился в духе идти туда, чтобы очистить источник смеси.
Павел пошёл в Иерусалим в пятнадцатой главе, а затем ещё раз в восемнадцатой главе, в конце своего второго путешествия служения (ст. 22). Завершив своё второе путешествие служения, Павел прибыл в Кесарию. В соответствии с маршрутом путешествия он должен был возвратиться непосредственно в Антиохию. Однако он намеренно пошёл в Иерусалим, чтобы предпринять какие-нибудь постепенные шаги для удаления отравы, которая была там. Теперь Павел вознамерился в духе ещё раз пойти в Иерусалим.
Размышляя над картиной, изображённой в Деяниях, мы видим, что, трудясь в заботе о Господнем движении в области, расположенной вокруг Средиземного моря, Павел, тем не менее, имел бремя в отношении Иерусалима, потому что Иерусалим был источником отравы, которая распространялась на языческий мир. Поэтому, не имея мира в отношении продолжения своей работы в Европе и Азии, он постарался в своей верности пойти в Иерусалим, чтобы покончить с источником отравы — религиозной смеси, которая вытекала из Иерусалима в языческий мир.