Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(1)
Тексты Писания: Деян. 12:25; 13:1-12
Раздел Деяний, посвящённый воспроизведению (2:1— 28:31), включает две основные части: воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников (2:1—12:24) и воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников (12:25—28:31). В этом сообщении мы в первую очередь рассмотрим начало воспроизведения в 12:25, а затем перейдём к рассмотрению стихов с 1 по 12 из 13-й главы.
В Деян. 12:25 говорится: «А Варнава и Савл возвратились из Иерусалима, завершив раздачу, и взяли с собой Иоанна по прозвищу Марк». Стихи 1-24 из 12-й главы Деяний представляют собой отступление от основной темы, повествование о том, как Пётр подвергся гонению. Стих 25 из 12-й главы Деяний является продолжением для 11:30 — стиха, который вместе с предшествующими стихами начиная с 11:22 рассказывает о том, как Павел полностью вступил в своё апостольское служение. Мы уже увидели, что Павел был спасён лично Господом (9:3-6) и был приведён в отождествление с Телом Христовым через Ананию (9:10-19). Затем он был введён в практическое общение с учениками в Иерусалиме через Варнаву (9:26-28). Затем, опять же через Варнаву, он вступил в движение Господа по распространению благовестия Его царства на языческий мир (11:25-26; 13:1-3). Отрывок с 11:19 по 12:25 описывает переход от апостольского служения Петра иудеям в главах со второй по одиннадцатую к апостольскому служению Павла язычникам в главах с тринадцатой по двадцать восьмую (см. Гал. 2:7-8).
Новый поворот в движении Господа
В 13:1-12 мы видим движение Господа среди некоторых из Его одарённых людей. Здесь речь идёт не о новом начале — речь идёт о новом повороте в движении Господа. Начало уже было положено в Иерусалиме, и поток двинулся оттуда в Антиохию. Теперь в Антиохии происходит новый поворот.
Иерусалим был центром иудейской религии. Антиохия же была одним из центров для языческого мира. Поскольку Антиохия была таким центром, она имела стратегически важное значение. Поэтому этот город был избран Господом для нового поворота в Его движении на земле, поворота к языческому миру.
В Деян. 13:1 говорится: «А в Антиохии, в поместной церкви, были пророки и учителя: Варнава, Симеон, которого называли Нигером, Луций Киренец, Манаин, совоспитанник тетрарха Ирода, и Савл». Пророки— это те, кто говорит за Бога и изрекает Бога по Божьему откровению и кто иногда произносит по вдохновению предсказания (11:27-28). Учителя — это те, кто учит истинам согласно учению апостолов (2:42) и откровению пророков. Пророки и учителя являются и вселенскими, и поместными (Эф. 4:11).
Когда течение началось со ста двадцати в Иерусалиме, в нём участвовали только типичные иудеи. Но согласно повествованию в 13:1, пророки и учителя в церкви в Антиохии происходили из нескольких разных источников. Варнава был левит, уроженец Кипра (4:36). Нигер, чьё имя переводится как «чёрный» и должно обозначать негра, вероятно, был африканцем по происхождению. Луций Киренец был из Кирены в Северной Африке. Если это тот Луций, о котором говорится в Рим. 16:21, родственник Павла, то он был иудеем. Манаин был совоспитанником Ирода и через этого правителя был связан с римлянами. Поэтому Манаин, скорее всего, вырос как человек европейского типа. Ирод в 13:1 — это тот, который убил Иоанна Крестителя (Лк. 9:7-9). Господь в Своём всевластии сделал так, что совоспитанник убийцы Иоанна Крестителя стал одним из ведущих функционирующих членов в церкви. Наконец, в 13:1 упоминается Савл — иудей, рождённый в Тарсе и обученный Гамалиилом согласно Моисееву закону (22:3).
Среди названных здесь пяти пророков и учителей были иудеи и язычники; все они отличались друг от друга по своему прошлому, образованию и положению. Отсюда видно, что церковь состоит из людей всех рас и классов независимо от их прошлого и что духовные дары и функции, даваемые членам Тела Христова, основаны не на их природном положении.
Здесь, в 13:1 Господь показал образец. Из Антиохии движение Господа повернуло, чтобы достичь языческого мира, а в языческом мире есть множество различных людей — людей различных культур, рас и положения. Поэтому в самом начале этого поворота был утверждён образец, чтобы показать, что церкви состоят из людей всех рас и классов.
Сегодня среди христиан назначаются советы и комитеты для сбора средств в поддержку тех или иных мероприятий. Кроме того, среди них очень много организации. Но в Деян. 13 ситуация совсем иная. Здесь мы не видим советов, комитетов, сбора средств и организации.
Как производятся пророки и учителя
Согласно 13:1, в церкви в Антиохии были пророки и учителя. Нам нужно выяснить, каким образом были произведены эти пророки и учителя. Там не было ни семинарии, ни рукоположения. Каким же образом были произведены Варнава, Нигер, Луций, Манаин и Савл как пророки и учителя?
В Эф. 4:11 Павел говорит, что Христос, Глава Тела, дал Телу четыре категории даров: апостолов, пророков, благовестников и пастырей и учителей. Эти дары воздвигаются Главой и даются Главой Телу. Они не производятся человеческими усилиями посредством образования, отбора или рукоположения. Напротив, среди святых, которые любят Господа и ищут Его, некоторые постепенно проявляются как благовестники, пророки или учителя. Они производятся посредством того, что проявляют себя в своей христианской жизни и в своём христианском житии. Например, в седьмой главе Стефан проявил себя как великий учитель, а в восьмой главе Филипп проявил себя как благовестник. Затем, в девятой главе, Павел проявил себя сначала как благовестник, а потом как учитель. Однако, когда он был в церкви в Антиохии, он не занимался благовестнической работой, а выполнял работу учителя. В Деян. 11:26 говорится, что он и Варнава «собирались в церкви и учили довольно большое множество». Это показывает, что и Варнава, и Савл были учителями. Вероятно, остальные трое, названные в 13:1, — Нигер, Луций и Манаин — были пророками. Разумеется, Павел также имел дар проповедовать, но в Антиохии он функционировал как учитель.
Пять человек, упомянутые в 13:1, не были произведены как дары человеческими усилиями. Напротив, они были произведены посредством того, что они постепенно проявляли себя среди святых. В конечном итоге святые признали, что у этих людей есть определённые дары. Тогда благодаря своим дарам они стали одарёнными людьми.
В Господнем восстановлении сегодня мы должны следовать образцу, показанному в Деян. 13, и не идти человеческим путём, которым производятся проповедники. Мы не идём путём человеческого отбора или организации. Вместо этого мы взираем на Господа в надежде, что Он произведёт что-то из Своего Тела. Путь, которым мы идём, — это не организация; это органический путь. Если какие-либо братья и сёстры служат Господу на полновременной основе, это должно делаться не путём организации, а органическим путём Тела.
Недавно сотни святых в Тайбэе посвятили себя, чтобы служить Господу на полновременной основе. Мы сказали этим святым, что мы не идём путём организации. Наш путь в Господнем восстановлении — это органический путь; это путь жизни. Важно то, насколько святые растут в Господе и насколько божественная жизнь развивается в них, чтобы произвести определённую способность к функционированию. Это органический путь, основанный на росте и развитии божественной жизни внутри нас. Всем нам нужно увидеть это.
Отсутствие человеческих методов сбора средств
Если бы мы оставили этот органический путь и пошли организационным путём, это было бы деградацией. Поступить так означало бы опять опуститься до практики традиционного христианства. Поэтому мы должны отбросить этот организационный путь, путь человеческого управления и методов сбора денег. Господне служение должно осуществляться вне организации и вне человеческих методов финансирования.
Недавно я сказал святым в Тайбэе, отдавшим себя для служения Господу на полновременной основе, чтобы они не обсуждали вопрос финансов и сбора средств. В 1949 году, когда соработники под руководством брата Ни решили, что я должен уехать из материкового Китая, мне не было дано никаких средств и я не знал, куда мне ехать. В конечном итоге согласно Господнему водительству я поехал на Тайвань, и я поехал туда без какой-либо материальной поддержки от людей.
Когда я приехал в Соединённые Штаты, ситуация была очень похожей. Никто не поддерживал меня в финансовом отношении, когда я приехал в эту страну. Получилось так, что некоторые братья в Соединённых Штатах думали, что меня поддерживают святые на Дальнем Востоке, а на Дальнем Востоке думали, что меня поддерживают святые в Соединённых Штатах. То, что у меня не было никакой материальной поддержки от людей, подтверждается тем фактом, что брат, помогавший мне составить декларацию о доходах в 1964 году, сказал мне, что за весь год церковь в Лос-Анджелесе пожертвовала мне в общей сложности шестьсот долларов. Вы, наверное, хотите спросить, как же я жил. Я могу просто засвидетельствовать, что я жил. Как я жил? Я жил так, как живут воробьи и лилии. Я рассказываю это для того, чтобы показать, что, служа Господу на полновременной основе, мы не должны беспокоиться о финансах. Господь не допустит, чтобы мы умерли от голода.
В тринадцатой главе Деяний не ведётся обсуждений ни по поводу сбора средств, ни по поводу того, сколько платить Варнаве и Савлу. Варнава не говорил: «Брат Павел, я непременно позабочусь о твоих средствах к существованию». Точно так же и Павел не говорил: «Братья, вы возлагаете на меня руки, но как мне быть с расходами на это путешествие? Как мне прожить? Вы посылаете меня, но кто будет меня поддерживать? Каким образом вы будете присылать мне деньги?» Путь, показанный в Деян. 13, конечно же, сильно отличается от сегодняшней практики многих христианских групп.
Позвольте мне засвидетельствовать об издательской работе в Соединённых Штатах. В 1963 году мы начали издавать небольшой журнал под названием «Поток». Мы начали эту работу, имея только двести долларов. За прошедший двадцать один год эта издательская работа значительно расширилась. Господь использовал это издательское служение, и многие люди наслаждались напечатанными материалами. Сегодня эта работа имеет три офиса: один в Анахайме, один в Ирвинге и один в Тайбэе, и многие святые работают в этом издательском служении на полновременной основе. Всё это сделал Господь; это было достигнуто без какой-либо организации и сбора средств.
Если Господь поведёт вас к тому, чтобы вы служили Ему на полновременной основе, смело идите Его путём. Не говорите о деньгах или об организации и не размышляйте о своём положении, ранге или должности. Забудьте обо всех подобных вещах и будьте уверены, что Господь позаботится обо всём.
Потребность в полновременных работниках
Для движения Господа с целью осуществления Его сегодняшнего восстановления нужно большое число полновременных работников. Это особенно касается Соединённых Штатов. В этой стране есть значительное количество церквей, наверное, около ста. Но нам не хватает полновременных работников, чтобы удовлетворить имеющуюся потребность. Господне движение сильно ограничено этой нехваткой работников. Полновременные работники действительно нужны.
Каким образом будут произведены необходимые полновременные работники? Разумеется, не методом человеческого отбора. Нет, они будут произведены посредством того, что святые будут расти в жизни, а затем проявят себя в соответствии с тем, кем они являются. Тогда Господь поведёт кого-то из них служить Ему на полновременной основе, и они примут верой Его водительство. Те, кто последует за Господом таким образом, не должны беспокоиться о своих средствах к существованию. Они должны просто предоставить это Господу. Кроме того, они не должны стремиться к определённому положению, рангу или должности. Их должно волновать только движение Господа, и они должны иметь желание быть в Его движении.
Как человек, служащий Господу на полновременной основе уже более пятидесяти лет, я могу засвидетельствовать, что такого служащего не должны волновать ни финансы, ни положение. Я могу засвидетельствовать, что с того времени, как в 1933 году я уволился с работы, чтобы служить Господу, я никогда не размышлял о своём положении, ранге или должности. За все эти годы я знал только одно: нужно трудиться день и ночь. Меня не интересует, кто я, и меня не интересуют положение, ранг или должность. Я хочу, чтобы люди называли меня просто «брат Ли». Этого имени достаточно. Я лишь трудящийся брат. Наше желание состоит в том, чтобы, следуя за Павлом, трудиться ради интересов Господа и заботиться обо всех церквях.
Я надеюсь, что те, кто прочитает это сообщение, будут молиться о потребности в полновременных работниках. Поведёт ли вас Господь служить Ему на полновременной основе? Возможно, Он поведёт вас этим путём.
Большая потребность в полновременных работниках есть не только в Соединённых Штатах, но и в Латинской Америке и Европе. Многие страны в Центральной и Южной Америке открылись для Господнего восстановления. Много церквей в Мексике и Бразилии; есть церкви и в Гватемале, Колумбии, Аргентине, Чили, Перу, Боливии, Уругвае и Парагвае. Хотя в Латинской Америке так много церквей, там очень мало полновременных работников. Конечно же, нужно большое число святых, которые были бы готовы служить Господу на полновременной основе, полагаясь на то, что Он удовлетворит эту потребность. Потребность в полновременных работниках есть также и в Европе.
Всем нам нужно принести этот вопрос Господу. Не принимайте решений легкомысленно. Напротив, молитесь, открывайтесь Господу и ищите Его воли. Пусть Господь удовлетворит потребность в полновременных работниках для сегодняшнего распространения Его восстановления по земле.