Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 34

Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников

(26)

  Тексты Писания: Деян. 12:1-24

Отступление от основной темы

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 1 по 24 из 12-й главы — отступление от основной темы, посвящённое Петру в его служении.

  Почему здесь необходимо сделать отступление от основной темы, такое как стихи с 1 по 24 из 12-й главы? Все авторы Нового Завета по вдохновению Духа выбирали для составления повествования надлежащий материал, чтобы написанное ими достигло цели. Основываясь на этом принципе, нам нужно задуматься, почему Лука, автор Деяний, вставил в этом месте эпизод, записанный в 12:1-24. Несомненно, у Святого Духа внутри Луки должна была быть какая-то цель, когда Он это делал.

  В 11:1-18 Пётр рассказал тем, кто был в Иерусалиме, как была открыта дверь для входа язычников в царство Божье. Согласно 11:18, те, кто услышал это, умолкли и прославили Бога. Они могли лишь сказать: «Значит, и язычникам Бог дал покаяние к жизни». В остальной части одиннадцатой главы (ст. 19-30) Лука рассказывает о распространении благовестия в Финикию, на Кипр и в Антиохию через рассеявшихся учеников, а также о связи между церковью в Антиохии и церквями в Иудее. Варнава был послан из Иерусалима посетить те места, куда распространялась Господня работа. Прибыв в Антиохию, он понял, что там существует нужда в служении. Поэтому он привёл в Антиохию Савла, чтобы помочь восполнить там эту нужду. Именно благодаря этому Савл был введён в службу, осуществлявшуюся в церкви, а также вступил в своё служение.

  Проповедь Савла в Дамаске была в значительной степени победоносной, и у него даже были ученики. Но для него ещё не пришло время полностью вступить в новозаветное служение. Можно сказать, что проповедь Савла в Дамаске была чем-то, что он делал сам по себе.

  К Савлу имели особое отношение три брата: Стефан, Анания и Варнава. Через Стефана Савл впервые услышал благовестие. Через Ананию он был приведён в отождествление с Телом. Затем через Варнаву Савл был приведён в общение в Иерусалиме. Хотя тогда он был приведён в общение, он ещё не был приведён в служение. Тогда он ещё не вступил полностью в новозаветное домостроительство. Спустя некоторое время после того, как Савл ушёл из Иерусалима в Тарс, настало подходящее время, чтобы Варнава нашёл его и привёл в Антиохию. Савл был полностью введён в службу для церквей лишь после того, как он был приведён Варнавой в Антиохию. Мы видим это в том, что ученики в Антиохии отправили свой материальный дар братьям в Иудее рукой Варнавы и Савла. Здесь мы видим, что Варнаве и Савлу было дано поручение принести дары из Антиохии, чтобы помочь святым в Иудее. Таким образом Савл был введён в службу, которая была признана всеми церквями. Кроме того, после возвращения Варнавы и Савла из Иерусалима в Антиохию Савл полностью вошёл в новозаветное служение. Таким образом, вступление Савла в службу церквям и его полное вступление в новозаветное служение происходили в период, о котором говорится в 11:19—12:25, а стихи с 1 по 24 из 12-й главы являются вставленным в повествование отступлением от основной темы, которое связано не с Савлом, а с Петром.

  Похоже, что ко времени, показанному в 11:18, служение Петра сошло на нет. Затем, в 11:19, мы видим, как начинает полностью вступать в действие служение Савла. Это вступление завершается в 12:25. Затем, как мы увидим, в 13:1 его служение начинается в полном объёме.

Соображения, по которым было вставлено это отступление от основной темы

  Теперь нам нужно рассмотреть, из каких соображений Лука вставил раздел о Петре. Фактически этот раздел никак не связан со служением Петра. Он повествует о чуде, благодаря которому Пётр был избавлен из тюрьмы. Из каких соображений сделана эта вставка? С какой целью Лука повествует об этом?

Чтобы подкрепить положительное впечатление о Петре и его служении

  Предположим, что повествование о Петре и его служении окончилось бы в 11:18. Какое впечатление у нас осталось бы о Петре? Пётр не проявил смелости, рассказывая о том, что произошло в доме Корнилия. Если бы Пётр проявил смелость, он, возможно, сказал бы: «Братья, Господь Иисус сказал нам, что мы должны быть Его свидетелями до края земли. Что же плохого было в том, что я пошёл в дом римского сотника в Кесарии?» Но вместо того чтобы проявить смелость, Пётр проявил очень большую осторожность. В Гал. 2 подтверждается тот факт, что у Петра были трудности в том, что касалось сообщения между верующими из иудеев и верующими из язычников. В этом вопросе он не был сильным. Поэтому когда его спросили об этом, он не был смелым в своём ответе.

  В Деян. 1:8 Господь Иисус произнёс пророчество и заповедь, сказав: «Будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли». Возможно, Павел стремился исполнить это слово, когда он намеревался пойти в Испанию. Может быть, в его сердце была мысль, что, если он сможет пойти в Испанию, он достигнет края земли. Павел намеревался исполнить заповедь, данную Господом в Деян. 1:8.

  Пётр должен был помнить слово, сказанное Господом в 1:8, когда он говорил с теми, что из обрезанных, в Деян. 11. Это слово дало бы ему основание проявить смелость в его говорении. Однако Пётр не представил смелого свидетельства. Наоборот, он говорил гладко, осторожно и даже использовал шестерых братьев для своего прикрытия.

  Если бы в повествование не были вставлены стихи с 1 по 24 из 12-й главы, у нас, возможно, не сложилось бы приятного впечатления о Петре и особенно о его служении. Может быть, у нас были бы сомнения насчёт его. Поэтому когда Лука писал о начальном этапе служения Павла, он взял на себя бремя вставить что-нибудь для подкрепления того положительного впечатления, которое он создал у своих читателей относительно Петра. Я полагаю, что это первое соображение, исходя из которого была сделана эта вставка.

Чтобы показать два источника гонения

  Второе соображение, исходя из которого была сделана эта вставка, состоит в том, что необходимо показать, что гонение на церковь и на апостолов исходило не только из источника иудейской религии, но и из римской политики. В Деян. 12:1-2 говорится: «А примерно в то время царь Ирод наложил руки на некоторых из церкви, чтобы причинить им зло. И он убил мечом Иакова, брата Иоанна». Здесь имеется в виду Ирод, Агриппа I, преемником которого был царь Агриппа (II) в 25:13. Ни тот ни другой не является тетрархом Иродом в 13:1. До сих пор церковь подвергалась гонению только со стороны иудейской религии. Теперь языческие политики начали участвовать в гонении совместно с иудейской религией (ст. 11). Иудейская религия объединилась с римским правительством, чтобы казнить Господа Иисуса. Здесь, в двенадцатой главе Деяний, Лука показывает, что теперь гонение исходит не только от иудейской религии, но и от римской политики. На это указывают вставленные Лукой стихи с 1 по 24 из 12-й главы.

  Согласно Деян. 12, Ирод причинил зло некоторым святым. В частности, он убил Иакова, брата Иоанна. «И, увидев, что это угодно иудеям, он к тому же взял и Петра… которого он и схватил и посадил в тюрьму, отдав его четырём четвёркам воинов, чтобы охраняли его… Итак, Петра стерегли в тюрьме» (ст. 3-5). Когда Петра и других апостолов схватил синедрион, их поместили во внешнюю тюрьму. Однако Ирод поместил Петра во внутреннюю тюрьму, где его охраняли четыре четвёрки воинов. Намерение Луки состоит в том, чтобы показать, что римская политика объединилась с иудейской религией, чтобы гнать церковь.

Чтобы представить Петра как героя

  Кроме того, изложенное Лукой в 12:1-24 показывает Петра героем. Этот христианин-герой подвергся гонению как со стороны иудейской религии, так и со стороны римской политики. Это создаёт у нас очень положительное впечатление о Петре. При чтении двенадцатой главы у нас складывается впечатление, что Пётр был героем.

  В 12:5Б-19А мы видим, что Господь избавил Петра чудесным образом. Ирод использовал свою власть, чтобы поместить Петра во внутреннюю тюрьму, где он был прикован цепями к двум стражникам: один был справа от него, а другой слева. Ирод ждал окончания Пасхи, чтобы вывести Петра к иудейскому народу (ст. 4), так как он думал, что это будет очень угодно иудеям. «А когда Ирод собирался вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, связанный двумя цепями; а стражники перед дверью стерегли тюрьму. И вот, возле него встал ангел Господень, и в темнице засиял свет; и, ударив Петра в бок, он разбудил его и сказал: Вставай скорее. — И у него упали цепи с рук» (ст. 6-7). Когда Пётр вышел и следовал за ангелом, «он не знал, что происходящее благодаря ангелу — действительность, а думал, что видит видение» (ст. 9). Ангел провёл Петра мимо стражников и через железные ворота, «которые сами собой открылись перед ними. И, выйдя, они прошли один переулок; и сразу же ангел удалился от него» (ст. 10). Тогда Пётр понял, что происходящее с ним — это не видение, а действительность. «И Пётр, придя в себя, сказал: Теперь я истинно знаю, что Господь послал Своего ангела и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал иудейский народ. И, осознав это, он пошёл к дому Марии, матери Иоанна по прозвищу Марк, где собрались и молились довольно многие» (ст. 11-12).

  Когда служанка по имени Рода узнала голос Петра и сообщила находившимся в доме, что Пётр стоит перед входом, они сказали: «Это его ангел» (ст. 13-15). Ангел был не только у апостола Петра — даже маленькие среди верующих имеют ангелов (Мф. 18:10). Ангелы — это слуги верующих, наследующих Божье спасение. Наконец, когда находившиеся в доме увидели Петра, они были вне себя (ст. 16). «И он, дав им рукой знак молчать, рассказал им, как Господь вывел его из тюрьмы, и сказал: Сообщите об этом Иакову и братьям» (ст. 17). Отсюда видно, что Иаков был ведущим среди апостолов и среди иерусалимских старейшин (см. 15:13; 21:18; Гал. 1:19; 2:9, 12).

  В Деян. 12:18-19Б говорится: «А когда наступил день, среди воинов было немалое волнение, так как они не знали, что стало с Петром. И когда Ирод стал разыскивать его и не нашёл, он допросил стражников и приказал увести их на казнь». Всё было готово для того, чтобы вывести Петра из тюрьмы и представить народу, кроме одного: узник исчез. Какой это был позор для Ирода! Ирод разгневался и велел казнить стражников.

  Несмотря на то что Ирод был посрамлён избавлением Петра из тюрьмы, он всё равно был заносчив и всё равно возвышал себя. В повествовании сказано, что «он был в гневе на тирян и сидонян. И те в единодушии пришли к нему и, уговорив Власта, царского постельничего, просили мира, потому что их страна питалась от царской страны» (ст. 20). Поскольку страна Ирода была богата и снабжала продовольствием Тир и Сидон, жители этих городов боялись Ирода. Они опасались, что их продовольственное снабжение прекратится, и они предприняли некоторые шаги, чтобы угодить Ироду. «И в назначенный день Ирод, облёкшись в царское одеяние и сев на судейском месте, всенародно обратился к ним с речью. А народ восклицал: Голос бога, а не человека! — И тут же его поразил ангел Господень за то, что он не воздал славу Богу; и он, изъеденный червями, испустил последний вздох» (ст. 21-23). Похоже, что Ирод умер не сразу после того, как его поразил ангел Господень. Этот заносчивый человек, оскорблявший Бога, был изъеден червями.

  Повествование о судьбе Ирода, записанное в 12:19Б-23, связано со страданиями Петра и с тем, что он представлен как герой. Я полагаю, что Лука вставил в повествование этот раздел с тем намерением, чтобы у нас не сложилось отрицательного впечатления о Петре. Наоборот, наше впечатление о нём должно быть очень положительным, потому что повествование о нём и о его служении заканчивается таким чудом. Это подтверждает, что, хотя служение Петра сходило на нет, Господь всё равно был с ним и за него.

  Поскольку повествование о Петре заканчивается на героической ноте, нам ни в коем случае нельзя принижать Петра или его служение. Хотя мы не согласны с Римско-католической церковью в том, что она возвышает Петра как папу, мы признаём, что он и его служение были очень хорошими. Повествование о его служении — это повествование о герое, одобренном Богом. Поэтому мы не должны возвышать Павла и принижать Петра. Если мы сделаем это, мы будем подобны коринфянам, потому что в этом случае мы будем говорить, что мы Павловы, а не Петровы. Поскольку Пётр поистине был героем в Господнем движении, нам нужно относиться к нему с почтением.

Битва между Богом и Сатаной

  В стихах с 1 по 24 в 12-й главе есть ряд других вопросов, которые нам нужно рассмотреть. Во-первых, когда Пётр был в тюрьме, «церковь ревностно совершала молитву Богу о нём» (ст. 5). Это показывает, что в это время скрытно шла битва между духовными силами, битва между Богом и Его врагом Сатаной. На первый взгляд, противостояние было между Иродом и Петром, но на самом деле оно было между Богом и Его врагом. Несомненно, Ирод был подстрекаем Сатаной. Сатана стоял за его спиной и даже был внутри него. Поэтому церковь вела битву вместе с Богом против Сатаны, лукавого.

  Эта битва велась не плотью, а молитвой. Церковь молилась, и оружием, которое использовала церковь, чтобы нанести поражение Ироду и духовной силе, стоящей за его спиной, было не оружие плоти, а оружие Духа.

Сёстры ведут за собой других в молитве

  Во-вторых, в 12:12 мы видим, что в доме Марии собрались и молились довольно многие. Это показывает, что молитва о Петре возносилась главным образом в доме одной из сестёр. Отсюда мы видим, что в церковной жизни сёстры должны вести за собой других в вопросе молитвы. Согласно основополагающему принципу в Слове, деятельность должна осуществляться братьями, а сёстры в основном должны незаметно выполнять вспомогательную работу. Главная вспомогательная работа состоит в том, чтобы молиться. Именно так всё происходило в случае с Петром. После своего освобождения он пошёл к дому Марии, где многие святые продолжали молиться.

  В Деян. 12 мы видим, что Господь истинно является Господом; Он Правитель царей. Царь Ирод был заносчив, но Правитель Иисус был над ним. Господь Иисус применил Своё господство и послал ангела, чтобы устранить Ирода — того, кто был спровоцирован, захвачен и использован Сатаной. Здесь мы ясно видим, что Господь вёл битву и победил.

Слово Божье растёт и умножается

  Наконец, в 12:24 говорится: «А слово Божье росло и умножалось». В предыдущем стихе говорится, что Ирод, изъеденный червями, испустил последний вздох. Затем этот стих начинается со слова «а». Ирод испустил последний вздох, а слово Божье росло. Слово Божье — это фактически Сам Господь, потому что слово — это вместилище Господа. Таким образом, если говорится, что слово Божье росло, это фактически означает, что рос Господь.

  В Деян. 12:24 говорится, что слово Божье не только росло, но и умножалось. Слово растёт и умножается не само по себе. Напротив, слово растёт вместе с верующими и умножается вместе с церковью. Когда растут верующие, слово растёт внутри них. Когда умножаются церкви, слово умножается внутри церквей. Тот факт, что слово Божье росло и умножалось, показывает, что в древние времена верующие и церкви были наполнены словом и были едины со словом. Это верный признак победы Господа в Его битве с лукавым.

  Рост и умножение слова в 12:24 были результатом, итогом, служения Петра. Таким образом, этот стих показывает, что служение Петра завершилось победно. Последнее, что сказано о его служении в Деяниях, — это то, что слово Божье росло и умножалось. Это славное и победное окончание служения Петра.

  Кроме того, этот стих является провозглашением о Господнем движении на земле из Иерусалима через Самарию в языческий мир. Господне движение со второй главы до конца двенадцатой главы одержало полную победу над существовавшей ситуацией. Движение Господа в Его служении для воспроизведения воскрешённого Христа одержало победу не только над иудейской религией, но и над римской политикой.

  Поскольку повествование о служении Петра в Деяниях завершается победно, мы не должны умалять Петра. Новый Завет ясно говорит, что Пётр был назначен только для обрезанных, а Павел был назначен для необрезанных. Они находились в двух областях новозаветного служения. Стихи с 1 по 24 из 12-й главы, являясь вставкой в повествование, подтверждают, что Божье движение одерживает победу во всех обстоятельствах.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках