Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
Тексты Писания: Деян. 2:14-47
Воспроизведение Христа и церковная жизнь
В Деян. 2:22-36 Пётр свидетельствует о Человеке Иисусе в Его работе, смерти, воскресении и вознесении. В стихе 36 Пётр провозглашает: «Итак, пусть твёрдо знает весь дом Израиля, что Бог сделал Его и Господом, и Христом, — этого Иисуса, которого вы распяли». Иисус был сделан Господом, чтобы владеть всеми, и Он был сделан Христом, чтобы выполнить Божье поручение. Как Бог, Господь Иисус уже был Господом, и в Его божественности Ему не нужно было, чтобы Он был сделан Господом. Тем не менее в Его вознесении Бог сделал Его как человека Господом всех. Бог сделал Иисуса Господом всех, чтобы Он владел всем, включая нас.
Господь Иисус был также Христом ещё от вечности. Кроме того, Он родился Христом (Лк. 2:11). Однако в Своём вознесении Он был официально сделан Христом Божьим. Это означает, что в Его вознесении Бог официально ввёл Его в должность Христа. Ранее Бог уже назначил Его, но в Его вознесении Он всё равно ввёл Его в Его должность как Христа для выполнения Божьего поручения. Пусть все мы глубоко осознаем тот факт, что в 2:36 слово «Господь» указывает на владение, а слово «Христос» указывает на поручение.
В повествовании, записанном в 2:14-47, делается акцент на говорении Петра о Христе. Пётр говорил о Христе, и он даже изрекал Христа. Это первый случай, когда верующие говорили о Христе. В своём говорении Пётр представляет нам Человека Иисуса и свидетельствует нам о Нём. В частности, Пётр говорит о Господе Иисусе в Его работе, смерти, воскресении и вознесении.
В своём говорении о Христе в Деян. 2—5 Пётр не называет Его Сыном Божьим. Пётр делает здесь акцент не на том, что Иисус — это Сын Божий. Напротив, в этих главах Пётр подчёркивает, что Господь Иисус — это человек. Он делает этот акцент потому, что иудеи распяли Христа как человека, рассматривая Его просто как презренного человека, назарянина, представителя низкого сословия. Поэтому Пётр сказал, что Тот, кого иудеи считали низким назарянином, был одобрен Богом во всём, что Он сделал.
Как мы увидим, говорение Петра о Христе породило воспроизведение Христа. В день Пятидесятницы это воспроизведение включало в себя три тысячи душ, которые были спасены. Такое воспроизведение стало результатом, итогом, говорения Петра о Христе. Отсюда мы видим, что говорение о Христе, несомненно, приводит к воспроизведению Христа в тех, кто верит в Него. Кроме того, верующие как воспроизведение Христа становятся церковью. Таким образом, во второй главе мы видим, что говорение о Христе произвело в Иерусалиме церковь. В этой главе мы видим как воспроизведение Христа, так и церковную жизнь.
Наставление и увещевание, обращённые к тем, кого затронул Дух
После того как Пётр сказал о Господе Иисусе в Его работе, смерти, воскресении и вознесении, он стал наставлять и увещевать тех, кого затронул Дух, чтобы они покаялись, крестились и спаслись (ст. 37-41). В Деян. 2:37-38 говорится: «И, услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и остальным апостолам: Что нам делать, братья? — И Пётр говорит им: Покайтесь и пусть каждый из вас будет крещён на имени Иисуса Христа для прощения ваших грехов, и получите дар Святого Духа». Здесь Пётр сначала велел людям покаяться. Покаяться — значит изменить свой образ мыслей с вытекающим отсюда сожалением, совершить поворот в том, что касается целей. Греческое слово, переводимое как «покаяться», буквально означает «передумать», то есть изменить образ мыслей. Покаяться — значит изменить свой образ мыслей, испытав сожаление в отношении прошлого и совершив поворот в отношении будущего. С отрицательной стороны, покаяться перед Богом — значит не только покаяться в грехах и неправильных поступках, но также покаяться в мире и его растлении, захватывающих и растлевающих людей, которых Бог сотворил для Себя, и покаяться в своей богоотступнической жизни в прошлом. С положительной стороны, покаяться — значит повернуться к Богу во всех отношениях и во всём для исполнения Его замысла при сотворении человека. Таким образом, покаяние — это покаяние к Богу (20:21).
О крещении на имени Иисуса Христа
Пётр также дал наставление тем, кого затронул Дух, креститься на имени Иисуса Христа. Крестить людей — значит погружать их в воду, погребать их в воде, которая обозначает смерть. Повеление о том, чтобы кающийся был крещён, показывает, что он не годен ни на что, кроме погребения. Таким образом, крещение означает, что старому человеку положен конец, чтобы в воскресении Христос как Животворитель осуществил новое начало. Крещение в Библии подразумевает смерть и воскресение. Когда человека погружают в воду, это значит, что он помещён в смерть и погребён. Когда человека поднимают из воды, это значит, что он воскрешён из смерти.
В Мф. 28:19 воскрешённый Христос велел ученикам идти и сделать учениками все народы, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Цель крещения — перевести покаявшихся людей из их старого состояния в новое, заканчивая их старую жизнь и порождая их новой жизнью Христа. После того как Господь Иисус совершил Своё служение на земле, прошёл процесс смерти и воскресения и стал животворящим Духом, Он велел Своим ученикам крестить людей, которых они сделают учениками, в Триединого Бога. Это крещение имеет два аспекта: видимый аспект крещения водой и невидимый аспект крещения Святым Духом (Деян. 2:38-41; 10:44-48). Видимый аспект является выражением невидимого аспекта, его свидетельством, а невидимый аспект является действительностью видимого аспекта. Без невидимого аспекта, осуществляемого Духом, видимый аспект, осуществляемый водой, является напрасным, а без видимого аспекта, осуществляемого водой, невидимый аспект, осуществляемый Духом, является абстрактным и непрактичным. Поэтому необходимы оба аспекта.
Вскоре после того как Господь Иисус велел ученикам осуществлять это крещение, Он крестил их и всю церковь в Святом Духе (1 Кор. 12:13) в день Пятидесятницы (Деян. 1:5; 2:4) и в доме Корнилия (11:15-17). Затем ученики на этом основании крестили новообращённых, погружая их не только в видимом аспекте в воду, но также в невидимом аспекте в смерть Христа (Рим. 6:3-4), в Самого Христа (Гал. 3:27), в Триединого Бога (Мф. 28:19) и в Тело Христово (1 Кор. 12:13). Воду, обозначающую смерть Христа с Его погребением, можно считать могилой, в которой заканчивается история тех, кого крестят. Поскольку смерть Христа включена в Христа и поскольку Христос — это само воплощение Триединого Бога, который един с Телом Христовым, крестить новых верующих в смерть Христа, в Самого Христа, в Триединого Бога и в Тело Христово — значит делать лишь одно: с отрицательной стороны класть конец их старой жизни, а с положительной — порождать их новой жизнью, вечной жизнью Триединого Бога, для Тела Христова. Поэтому крещение, предписанное Господом Иисусом, переводит людей из их жизни в жизнь Тела.
В Мк. 16:16 Господь Иисус сказал Своим ученикам: «Кто уверует и будет крещён, тот будет спасён». Уверовать — значит принять Господа (Ин. 1:12) не только для прощения грехов (Деян. 10:43), но и для возрождения (1 Пет. 1:21, 23), чтобы те, кто уверовал, стали детьми Бога (Ин. 1:12-13) и членами Христа (Эф. 5:30) в органическом союзе с Триединым Богом (Мф. 28:19). Быть крещённым — значит в подкрепление этого быть погребённым, чтобы благодаря смерти Христа положить конец старому творению, и быть воскрешённым, чтобы благодаря воскресению Христа быть Божьим новым творением. Такое крещение — это нечто гораздо большее, чем то крещение покаяния, которое проповедовал Иоанн (Мк. 1:4; Деян. 19:3-5). Уверовать и быть крещённым — это две части одного целого шага к получению Божьего полного спасения. Быть крещённым и не уверовать — значит просто совершить пустой обряд; уверовать и не быть крещённым — значит быть спасённым только внутренне, без внешнего подкрепления внутреннего спасения. Одно должно сопровождаться другим. Более того, крещение в воде должно сопровождаться крещением в Духе, так же как дети Израиля были крещены в море (вода) и в облаке (Дух — 1 Кор. 10:2; 12:13).
В Деян. 2:38 Пётр говорит о крещении «на имени Иисуса Христа». Имя обозначает личность. Здесь Пётр говорит, чтобы люди были крещены на имени Господа.
В Новом Завете для описания связи между крещением и Господом употребляются три различных предлога. Первый из этих предлогов — «эн», то есть «в» (в чём-либо — Деян. 10:48). Быть крещённым в имени Иисуса Христа — значит быть крещённым в сфере имени Иисуса Христа, внутри которой находится действительность крещения. Второй предлог — «эйс», то есть «в» (во что-либо — Мф. 28:19; Деян. 8:16; 19:5; Рим. 6:3; Гал. 3:27). Быть крещённым в имя Отца, и Сына, и Святого Духа или в имя Господа Иисуса — значит быть крещённым в духовный союз со всеобъемлющим Христом, который есть воплощение Триединого Бога. Быть крещённым в имя Господа Иисуса — значит быть крещённым в личность Господа, быть отождествлённым с распятым, воскрешённым и вознесённым Христом, вступить в органический союз с живым Господом. Третий предлог, употребляемый для описания связи между крещением и Господом, — «эпи», то есть «на» (на чём-либо), употреблённый в Деян. 2:38. Быть крещённым на имени Иисуса Христа — значит быть крещённым на основании того, что стоит за именем Иисуса Христа. За ним стоит всё то, чем является личность Иисуса Христа, и всё, что Он совершил. Из этих двух частей складывается то, во что мы верим, — вера Божьего новозаветного домостроительства. Верующие в Христа крестятся именно на этом основании.
Согласно Деян. 2:38, крещение на имени Иисуса Христа было необходимо для прощения грехов. Прощение грехов основано на искуплении Христа, которое было совершено посредством Его смерти (10:43; Эф. 1:7; 1 Кор. 15:3). Это начальное и основополагающее благословение Божьего полного спасения. Основываясь на нём, благословение Божьего полного спасения идёт дальше и завершается получением дара Святого Духа.
В 2:38 Пётр говорит, чтобы люди покаялись, крестились для прощения грехов, и они получат дар Святого Духа. Дар Святого Духа — это не какой-то из даров, распределяемых Духом, таких как упоминаемые в Рим. 12:6; 1 Кор. 12:4 и 1 Пет. 4:10, а дар, которым является Сам Святой Дух, данный верующим в Христа от Бога в качестве единого дара, производящего все дары, упомянутые в Рим. 12; 1 Кор. 12 и 1 Пет. 4.
Святой Дух в Деян. 2:38 — это всеобъемлющий Дух приготовленного Триединого Бога в Его новозаветном домостроительстве, как сущностный для жизни, так и домостроительный для силы, который даётся верующим при уверовании в Христа (Эф. 1:13; Гал. 3:2) как всеобъемлющее благословение Божьего полного благовестия (Гал. 3:14), чтобы они наслаждались всем богатством Триединого Бога (2 Кор. 13:14).
Апостолы проповедовали и преподносили Христа. Но когда их слушатели каялись и верили в Него, они получали этого чудесного Духа Триединого Бога. Это подразумевает, что этот Дух есть просто Сам воскрешённый и вознесённый Христос. Получение Духа является здесь и сущностным, и домостроительным в общем и всеобъемлющем смысле в отличие от получения Духа в Деян. 8:15-17 и 19:2-6, которое представляет собой частный случай получения Духа, когда Он пал на верующих домостроительно.
В 2:39 Пётр продолжал: «Ибо вам это обещание, и вашим детям, и всем, кто далеко, кого бы ни призвал Господь, наш Бог». В этом стихе слово «вам» относится к иудеям, а слово «обещание» обозначает Святого Духа. «Все, кто далеко» — это язычники, которые входят в понятие «всякая плоть» (ст. 17). «Все, кого бы ни призвал Господь, наш Бог» — это те, кто был избран и предопределён Богом в вечности (Эф. 1:4-5) и призван Им в новозаветном веке (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2).
Спасение от этого испорченного поколения
В Деян. 2:40 говорится: «И многими другими словами он твёрдо свидетельствовал и увещевал их, говоря: Спаситесь от этого испорченного поколения». Здесь говорится, что Пётр свидетельствовал и увещевал. Чтобы свидетельствовать, требуются определённые переживания: нужно что-то увидеть, в чём-то участвовать и чем-то насладиться. Это не то же самое, что просто учить.
Пётр увещевал людей, говоря: «Спаситесь от этого испорченного поколения». Греческий глагол употреблён в форме повелительного наклонения страдательного залога. Повелительное наклонение указывает на побуждение к действию; страдательный залог указывает на пассивность; таким образом, слово, переведённое как «спаситесь», имеет активно-пассивное значение. Спасение должно быть осуществлено Богом, но человек должен и сам проявить активность и принять то, что намеревается сделать Бог. Ко времени Пятидесятницы всё, что связано с Божьим полным спасением, было приготовлено, и Святой Дух был излит как применение и полное благословение Божьего спасения, готовый к тому, чтобы человек принял Его. В этом отношении Бог ждёт человека, и человеку нужно проявить инициативу. Мы не можем сами спасти себя, но мы должны иметь желание быть спасёнными Богом. Бог желает и готов спасти нас, однако нам нужно спастись, то есть нам нужно проявить инициативу, чтобы принять Божье спасение.
В 2:40 Пётр увещевал людей спастись от этого испорченного поколения. В заключение своего сообщения Пётр не сказал: «Спаситесь от Божьего осуждения» или «Спаситесь от вечной гибели»; он сказал: «Спаситесь от этого испорченного поколения». Под испорченным поколением понимаются извращённые иудеи того века, которые отвергли Божьего Христа (ст. 36) и которых Бог рассматривал как «нынешний злой век» (Гал. 1:4). Чтобы испорченные иудеи спаслись от своего нынешнего злого века, требовалось истинное покаяние в своей испорченности по отношению к Богу и настоящее обращение к Богу. Отсюда видно, что им нужно было обратиться к Богу не только от своих грехов, но и от своего поколения, от своего иудейского общества, в том числе от своей иудейской религии. В результате такого спасения они входили не на небо — они входили в новое поколение — в церковь. Таким образом, спасённые были отделены от иудейского общества как церковь. Такое спасение подразумевает спасение от Божьего осуждения и вечной гибели для вечного замысла Бога и Его отрады (Эф. 3:11; 1:9).
В Деян. 2:41 говорится: «Тогда те, кто принял его слово, были крещены, и прибавилось в тот день около трёх тысяч душ». Эти люди были крещены водой (10:47-48). В этом стихе слово «души» обозначает людей, сотворённых Богом (Быт. 2:7).
Согласно 2:41, около трёх тысяч душ приняли слово Петра и были крещены. Это, несомненно, было хорошим откликом на говорение Петра о Христе. Однако те, кто принял это слово и был крещён, составляли лишь небольшой процент от находившихся в то время в Иерусалиме. Из многих тысяч иудеев в этом городе только три тысячи были спасены в день Пятидесятницы. Это показывает, что иудейский народ по-прежнему был очень упрямым. В Иерусалиме жило очень много иудеев, и большое число иудеев пришло в город для празднования праздника Пятидесятницы. Поэтому число тех, кто был спасён в день Пятидесятницы, было относительно небольшим. В этом мы видим упрямство того испорченного поколения. Поэтому неудивительно, что Пётр сказал: «Спаситесь от этого испорченного поколения».