Духовное значение Иосифа и Вениамина
(3)
Как мы неоднократно отмечали, повествование о благословении Иакова в Быт. 49 начинается с грешника и заканчивается вселенским благословением и вечным жилищем. Если у нас будет надлежащее понимание Библии, мы увидим, что итогом всей Библии является Божье вселенское благословение и Его вечное жилище. В вечности мы будем Божьим вечным жилищем под вселенским благословением. Это — новое небо и новая земля с Новым Иерусалимом. Новое небо и новая земля будут сферой вселенского благословения. Мы будем под этим благословением, чтобы быть Новым Иерусалимом. Согласно картине, показанной в 21-й и 22-й главах Откровения, обстановка нового неба и новой земли — это обстановка благословения, благословения на благословение. Всё в этой обстановке будет благословением для Нового Иерусалима, Божьего вечного жилища. Мы, Божьи избранные люди, будем этим жилищем внутри вселенского благословения и под ним. Это — окончательная завершённость откровения Библии.
Очень интересно, что краткое описание пророческого благословения Иакова заканчивается так же, как и вся Библия. В первых двух главах Бытия греха нет; он появляется на сцене в 3-й главе. Грешник в 3-й главе Бытия был действительным Рувимом. Однако в последних двух главах Библии мы видим действительных Иосифа и Вениамина. Можно сказать, что Иосиф — это знамение вселенского благословения. Все благословения — на голове того, кто был отделён от своих братьев. Вениамин — это символ Божьего вечного жилища. Аллилуйя, церковь в сегодняшнем Господнем восстановлении является миниатюрой вселенского благословения и вечного жилища! В церквях у нас есть благословение на благословение. Находясь под таким благословением, мы являемся Божьим жилищем.
Мы видим эти две вещи — благословение и жилище — в новозаветных Посланиях. Не многие христиане обратили на них внимание в Посланиях. Но эти два слова образуют краткий план Посланий, поскольку во всех Посланиях повествуется о Божьем благословении. В качестве иллюстрации посмотрите на Послание к эфесянам. В Эф. 1:3 говорится: «Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением в небесных пределах в Христе». Здесь мы видим вопрос благословений. В Эф. 1:23 говорится о Теле, а в Эф. 2:22 — о жилище; и то и другое является символом Божьего жилища. В Эф. 3:16-17 апостол Павел молился, чтобы Отец укрепил нас через Своего Духа во внутреннего человека, чтобы Христос устроил Себе дом в наших сердцах. Следовательно, в коротком Послании к эфесянам рассматриваются и благословения, и жилище. Бог благословил нас всяким духовным благословением в небесных пределах с той целью, чтобы мы стали Его жилищем.
Если бы вы попросили меня сказать, что раскрывается в Посланиях, я бы ответил, что в них раскрываются вопросы благословения и жилища. Однако чтобы увидеть это, нам нужны свет и видение. Без света и видения мы можем перечитывать Послания и видеть только то, что жёнам велено подчиняться своим мужьям, а мужьям — любить своих жён, что нужно выкупать время, быть усердными и любить своих ближних. Если мы посмотрим на Послания своим природным взглядом, без света и видения, мы увидим в основном маловажные положения и пропустим благословение и жилище в Посланиях. В Новом Завете речь идёт о благословении и жилище.
В 49-й главе Бытия раскрыты многие превосходные и удивительные положения. Как я благодарю Господа за то, что первым сыном Иакова был Рувим и что последними двумя были Иосиф и Вениамин! Если бы Иосиф и Вениамин были первыми двумя, а Рувим — последним, всё перевернулось бы с ног на голову. Слава Господу за то, что когда-то мы были Рувимами, а сегодня мы Иосифы и Вениамины! Я могу засвидетельствовать, что я сегодняшний Иосиф и Вениамин. Днём и ночью я нахожусь под Божьим благословением и являюсь Божьим жилищем. Даже молодые люди, ученики средних и старших классов, должны быть Иосифами и Вениаминами. Прежде чем мы пришли в церковь, мы не понимали значения Иосифа и Вениамина. Но если мы в Господнем восстановлении не Иосифы и не Вениамины, то кто же ими является? Разве вы не Иосиф и не Вениамин? Разве вы не находитесь под Божьим вселенским благословением и разве вы не являетесь Божьим вечным жилищем? Бог живёт во мне как сегодняшнем Вениамине, и не только во мне, но и между моими плечами.
И. Благословениями груди и чрева
В предыдущем сообщении мы рассмотрели первые восемь аспектов вселенского благословения. Благословляя Иосифа, Иаков использовал много поэтических выражений, таких как «древние горы», «вечные холмы» и «дальний предел вечных холмов». Эти особые выражения указывают на время и пространство: на всё время от древности до вечности и на всё пространство от неба до глубин земли. Следовательно, эти поэтические выражения указывают на вселенское благословение, так как время и пространство в сумме составляют всю вселенную. У нас есть благословение, которое наполняет всю вселенную. На протяжении времени и пространства мы находимся под этим благословением. Божье благословение наполняет вселенную от вечности в прошлом до вечности в будущем и от небес свыше до глубин под землёй. Везде и в любое время есть только благословение. О, мы все должны получить такое видение и осознание! Не нужно ждать прихода нового неба и новой земли, так как в сегодняшней церковной жизни мы имеем пробу этого вселенского благословения.
Хотя первые восемь аспектов благословения, которое получил Иосиф, являются вселенскими, они довольно обычные. Если вы изучите их, вы увидите, что они не связаны с жизнью и они не связаны с жилищем. Поэтому нам нужно рассмотреть последние два аспекта, один из которых включает жизнь, а другой — жилище. Помните, что 49-я глава Бытия написана поэтическим языком, а в поэзии часто используются символы. Одна картина или один символ может заменить тысячу слов. Будучи вдохновлён Богом, Иаков в 49:25 говорит о «благословениях груди и чрева». В этом поэтическом высказывании чрево обозначает произведение жизни, порождение жизни, а грудь обозначает питание жизни. В Своём творении Бог благословил только живых существ и человека (1:22, 28). Он не благословлял Свою работу, выполненную в первые четыре дня. Он не благословлял солнце, луну, звёзды и растительность на земле. Но на пятый день Бог благословил живых существ в водах и птиц в воздухе, а на шестой день Он благословил человека. Таким образом, из всего сотворённого Им Бог благословил только живых существ и человека. Это передаёт мысль о том, что Бог предназначен для жизни. Намерение Бога состоит в том, чтобы иметь порождающую жизнь. То, что Иосиф был благословлён благословениями груди и чрева, указывает на то, что он был благословлён порождающей и питающей жизнью. Эти прообразы следует применять не к животной жизни и даже не к человеческой жизни, а только к вечной жизни. Вечная жизнь — это наивысшая жизнь, самая высокая порождающая жизнь. В Новом Завете мы видим, что порождающей жизнью является не животная жизнь и не человеческая жизнь, а вечная жизнь. Сегодня в церкви мы переживаем вечную жизнь как порождающую жизнь. Многие аспекты благословения в церкви включают в себя грудь и чрево, порождающую и питающую жизнь.
Взгляните на картину, приведённую в 21-й и 22-й главах Откровения. В этих главах мы видим новое небо, новую землю и Новый Иерусалим. В Новом Иерусалиме мы видим реку воды жизни. В этой реке жизни растёт дерево жизни. В новом небе и новой земле с Новым Иерусалимом центральным аспектом является текущая жизнь. Несомненно, здесь есть и все остальные аспекты вселенского благословения, такие как благословение небес, благословение росы, благословение земли и благословение того, что под землёй. Но в 21-й и 22-й главах Откровения другие вещи не упоминаются. В этих главах упоминается только течение жизни с деревом жизни — то, что обеспечивает питание. Если вы просто прочитаете 49-ю главу Бытия, обращая внимание только на букву, вы не увидите порождающей и питающей жизни. Вы должны вникнуть в духовное значение поэтических выражений, использованных в этой главе. Аллилуйя, в церковной жизни у нас есть благословение жизни, благословение груди и чрева, благословение текущей реки!
Если у нас есть все благословения, кроме благословения груди и чрева, это означает, что у нас нет порождающей и питающей жизни. Если дело обстоит так, мы — жалкая церковь. Если убрать с земли всех порождающих животных и людей, весь смысл вселенной будет утрачен. Смысл всей вселенной связан с животной жизнью и особенно с человеческой жизнью. Предположим, в Южной Калифорнии есть трава, цветы и деревья, но нет животных и людей. Если бы ангелы увидели подобную обстановку, они сказали бы, что она полна благословения, но ей не хватает жизни. Ангелы радуются тому, что видят на земле столько живых существ. В церковной жизни мы наслаждаемся чревом и грудью, рождением и питанием. В сегодняшней церковной жизни у нас, несомненно, есть текущая жизнь. В Новом Иерусалиме у нас будет её ещё больше.
К. Благосклонностью Обитавшего в терновом кусте
Наконец, Иосиф был благословлён «благосклонностью Обитавшего в терновом кусте» (Втор. 33:16). Последний аспект вселенского благословения — это Божье жилище. У Обитавшего в кусте есть благосклонность, отрада. Если бы кто-нибудь жил в кусте, он, несомненно, надеялся бы получить дом получше. Если бы вы жили в кусте, вашей отрадой был бы хороший дом. Я не хотел бы жить с вами в кусте, но я хотел бы жить с вами в хорошем доме. Предположим, молодой человек, живущий в кусте, хочет жениться на девушке. Отрада живущего в кусте состоит в том, чтобы после свадьбы жить со своей женой в хорошем доме. Прежде чем была построена скиния, Господь обитал в кусте (Исх. 3:4). Бог вывел Свой народ, детей Израиля, из Египта с намерением, чтобы они построили для Него сначала скинию, а затем храм. Моисей увидел видение Бога в кусте, и Бог говорил с Моисеем из куста. Но в Лев. 1:1 Бог говорил с Моисеем из скинии. Бог благословил детей Израиля этой отрадой. Это — Божья отрада, которой Он благословил Свой избранный народ. Бог благословил детей Израиля лучшим благословением — иметь Его жилище. Может ли быть благословение больше этого? В конечном итоге Аарон, грешник, смог войти в Божье присутствие в Святом Святых. Может ли быть большее благословение? Наивысшее благословение — войти в Божье жилище и оставаться в присутствии Бога. Более того, мы сами становимся этим жилищем.
Здесь я хочу отметить, что мы не можем понять Библию согласно своему природному представлению. Хотя вы читаете Библию и знаете наизусть многие стихи, вы ничего не увидите, пока не придёт видение. Если вы услышите это слово о Божьем жилище, Исход станет для вас новой книгой. Исход начинается с видения Бога в кусте, который говорит с Моисеем с тем намерением, чтобы однажды Моисей вывел детей Израиля из Египта в пустыню ради построения скинии для Бога. Какое благословение! Во всём Ветхом Завете нет благословения выше, больше и сладостнее, чем благословение Божьего жилища. Псалмисты часто выражали своё желание находиться в Божьем храме. В Пс. 84:10 говорится: «Ибо день в Твоих дворах лучше тысячи; я лучше буду стоять у порога дома моего Бога, чем жить в шатрах у порочных». Никакое благословение не является таким сладостным и великим, как благословение Божьего жилища. Это окончательное благословение.
Новый Иерусалим назван Божьей скинией. Когда Господь Иисус стал плотью, Он был Божьей скинией (Ин. 1:1, 14). Он также был Божьим храмом (Ин. 2:19, 21). Вслед за Ним была воздвигнута церковь, ставшая Божьим храмом (1 Кор. 3:16). В конечном итоге весь Новый Иерусалим будет вечной скинией, центральным благословением среди Божьих благословений. Новое небо и новая земля будут благословением, но центром этого благословения будет Новый Иерусалим, Божья скиния. В Новом Иерусалиме Бог будет обитать с нами, а мы будем обитать рядом с Ним.
А. Рядом с Господом между плечами Вениамина
В Быт. 49:27 говорится, что Вениамин — хищный волк. А во Втор. 33:12 о нём говорится: «Возлюбленный Иеговой пусть обитает безопасно рядом с Ним; пусть Иегова укрывает его весь день и пусть Он обитает между его плечами». Для врага Вениамин — хищный волк. Тем не менее, согласно Второзаконию, он возлюбленный Иеговой. Как мог хищный волк быть возлюбленным Иеговой? Господь любит Вениамина, хищного волка, потому что Божье жилище находилось на территории Вениамина. Многие христиане полагают, что Иерусалим, где был построен храм, находится на территории Иуды. На самом деле он находится на территории Вениамина, недалеко от Иуды. Цари выходили из Иуды, но столица, Иерусалим, находилась в Вениамине. Столица была местом Божьего жилища. Если вы посмотрите на карту, территория Вениамина имеет форму двух плеч, а Иерусалим находится между этими двумя плечами. Следовательно, Господь обитал между плечами Вениамина.
Между двумя плечами нашего тела находится голова. Отсюда следует, что Обитавший во Втор. 33:12 является Главой. Сам Бог, который обитает в храме, является Главой. Это означает, что в Божьем жилище есть главенство, господство. Этот стих — Втор. 33:12 — написан поэтическим языком. Много лет назад этот стих был загадкой для меня. Я не понимал значения слов о том, что Бог обитал между плечами Вениамина. Но после многих лет изучения Библии и переживаний с Господом я начал понимать. Если вы рассмотрите свои переживания, вы поймёте, как реально то, что Бог, обитая между нашими плечами, становится нашим Главой. Если у нас есть Божье жилище, у нас есть главенство. Поэтому внутри города Нового Иерусалима есть престол.
Во Втор. 33:12 также говорится, что Господь укрывает Вениамина весь день. Как Господь укрывал Вениамина? Скиния была покрытием, так как в Отк. 7:15 говорится: «Тот, кто сидит на престоле, будет скинией над ними». Божье строение является скинией, а скиния — это осеняющий покров. Этой скинией являются и Христос, и церковь. Сегодня мы находимся под покрытием Христа и под покрытием церкви, так как и Христос, и церковь являются осеняющим Божьим жилищем, под которым мы обитаем.
Б. Вениамин обитает безопасно рядом с Господом
Во Втор. 33:12 говорится, что Вениамин будет обитать безопасно рядом с Господом. Вениамин будет соседом Господа. Так как он живёт рядом с Господом, он обитает безопасно. Точно так же, если мы живём рядом с Господом, мы в безопасности. У нас, возможно, ещё не очень много переживаний, но мы всё же можем засвидетельствовать, что мы сегодняшний Вениамин, что Божье жилище находится между нашими плечами и что Он осеняет всё наше существо. Он Господь, и Его царский престол находится у нас. У нас есть жилище, Он здесь, и мы обитаем рядом с Ним. Мы соседи Бога. Какое благословение!
Если вы примете это представление о Божьем жилище, которое содержится в первой книге Библии, и прочитаете в этом свете Псалмы, они станут для вас новыми. Вся книга Псалмов посвящена Божьему жилищу. Во многих стихах речь идёт о городе, храме, доме, жилище и скинии. Если мы сопоставим эти стихи, мы увидим, что в Псалмах речь идёт исключительно о Божьем жилище. Именно в одном из Псалмов Моисей сказал: «Господь, Ты был нам жилищем во всех поколениях» (Пс. 90:1). Если мы хотим принять Господа как своё жилище, сначала мы должны стать Его жилищем. Если у Бога не будет построенного на земле жилища, Он никогда не станет нашим жилищем. Но когда у Него появляется жилище на земле, Он становится нашим жилищем, а мы становимся Его жилищем. Именно это называется взаимным жилищем, которое раскрыто в 14-й и 15-й главах Евангелия от Иоанна, в частности в словах: «Пребудьте во Мне, и Я — в вас» (Ин. 15:4). «Пребудьте во Мне» — это наше жилище; «и Я — в вас» — это Его жилище. В Ин. 14:23 Господь Иисус ясно сказал: «Если кто-нибудь любит Меня, он будет соблюдать Моё слово, и Мой Отец будет любить его, и Мы придём к нему и сделаем у него обитель». Мы будем Божьим жилищем, а Он будет нашим жилищем. Если все мы будем хвалить Господа за это, мы будем с Ним в Его жилище.
Последний из десяти аспектов вселенского благословения связан с жилищем. Следовательно, в конечном итоге все благословения обретают завершённость в жилище. Бог даёт нам благословение в стольких аспектах для того, чтобы мы стали Его жилищем. Зачем Бог спас вас? Для Своего жилища. Зачем Он даёт вам благодать на благодать? Для Своего жилища. Зачем Бог сегодня делает всё для вас? Всё это для Его жилища. Все благословения приводят к Божьему жилищу. Это — Божья отрада, желание Божьего сердца. Богу нужно жилище.
Это раскрыто в Ис. 66:1-2. В Ис. 66:1 мы видим, что небо — это Божий престол, а земля — подножие Его ног, но у Бога всё равно нет места покоя. Многие христиане мечтают о том, чтобы попасть на небо. На их взгляд, небо — это прекрасное место. Но Бог любит небо не так сильно, как эти христиане. Ему нужно место покоя. В Ис. 66:2 раскрывается, что местом Божьего покоя является не небо и не земля, а человек. Бог смотрит на человека. В этом стихе говорится: «Вот на кого Я посмотрю: на бедного, и сломленного духом, и трепещущего перед Моим словом». Этот стих соответствует Мф. 5:3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес». Человек, который является Божьим покоем, — это человек, нищий и сокрушённый духом. Божья отрада состоит в том, чтобы найти такого человека. Божья воля состоит в том, чтобы мы были нищими и сокрушёнными духом, пустыми для Него. Однако если наш дух наполнен чем-то кроме Бога, мы не нищие духом. Если дело обстоит так, Бог не может устроить Себе жилище в нас. Многие христиане сегодня полны в своём духе. Они наполнены столь многими вещами, даже фундаментальными вещами, что в их духе нет места для Господа. Богу нужен незанятый дух. Его желание состоит в том, чтобы ваш дух освободился для Него. Человек, нищий духом, — это человек, чей дух свободен, не занят и готов к тому, чтобы в него вошёл Господь.
Согласно Ис. 66:1 и 2, именно бедные и сломленные духом являются местом Божьего покоя. Никакое другое место во всей вселенной, на небе или на земле, не является Божьим покоем. Будучи бедными и сломленными духом, мы должны быть способны сказать: «Господь, входи. Господь, я свободен, не занят, готов для Тебя. Входи, устраивай Себе жилище и располагайся во мне». Сколько бы лет вы ни провели в церковной жизни, вам нужно молиться такой молитвой, прося Господа устроить Себе жилище в вас. В Эф. 3:16-17 апостол Павел молился, чтобы Отец укрепил нас силой через Своего Духа в нашего внутреннего человека, чтобы Христос устроил Себе дом в наших сердцах. Павел молился о том, чтобы Христос обитал в нас. Речь идёт не просто о том, что мы должны любить Господа или служить Ему, а о том, что Он должен устроить Себе дом в нас. Служение, которое мы осуществим для Господа, не удовлетворит Его так, как то, что мы станем Его жилищем. Мы все должны быть жилищем Господа. Именно этого Он желает и ищет. Это — Божья отрада. Величайшее благословение — стать Божьим жилищем. Его жилище — это также наше жилище. Когда наш Бог в покое, мы также находим покой в Его жилище.
Эту мысль о Божьем жилище и о нашем обитании с Ним мы встречаем повсюду в Ветхом и Новом Заветах. На протяжении столетий и поколений Бог желал иметь жилище. К сожалению, большинство Божьих людей не увидели этого. Но сегодня в Своём восстановлении Он снова и снова обращается к нам в связи со Своим жилищем. Я не говорю о чём-то, чего я сам не переживал. В последние двадцать пять-тридцать лет всякий раз, когда я открывал Библию, я видел главным образом только одно — Божье жилище. Во многих главах Библии раскрывается, что Богу нужно жилище. Это желание Божьего сердца, Его отрада. Если вы благословлены благосклонностью Обитавшего в кусте, вы самый благословенный человек.
В некотором смысле даже сегодня Господь всё ещё находится в кусте. Посмотрите на ситуацию на всей земле. Что там есть кроме куста? Где скиния? Многие не видят даже тени, не говоря уже о действительности. Как же мы должны поклоняться Господу за то, что в Его восстановлении мы не только видим тень, но и находимся в жилище. Мы можем сказать: «Господь, слава Тебе! В случае с нами Ты не в кусте. Ты в Своём жилище».
Мы увидели, что Господь благословил Иосифа благосклонностью Обитавшего в кусте. Кто Он, Обитавший в кусте, и что такое Его благосклонность? Если мы толкуем этот стих не так, как мы его истолковали, то как нам следует его толковать? Если прочитать всю Библию, можно обнаружить, кто был этим Обитавшим в кусте и какова Его благосклонность. Обитавшим в кусте, несомненно, был Тот, кто призвал Моисея построить для Него скинию. Он жил в кусте, но Он надеялся, что у Него будет скиния, построенная из драгоценных материалов. Это была Его благосклонность. Дети Израиля были благословлены этой благосклонностью. Неужели вы думаете, что Господь избавил детей Израиля из Египта только для того, чтобы они были спасены? Их избавление было предназначено не просто для их спасения, а для Божьего жилища. Всё, что Бог сделал с ними и для них, было сделано ради того, чтобы среди них была воздвигнута скиния. После того как скиния была поставлена, Божья слава сошла и наполнила её (Исх. 40:34). В то время дети Израиля были самым благословенным народом на земле, благословлённым благосклонностью Обитавшего в кусте, Того, кто теперь обитал в скинии. Таким образом, скиния стала величайшим благословением для детей Израиля.
То же самое происходит сегодня. Отрада Господа состоит в том, чтобы обрести церковь. Поскольку мы в церкви, мы самые благословенные люди. Прежде чем появилась церковь, Господь, несомненно, был в кусте. С практической точки зрения, прежде чем в эту местность пришла церковь, Господь был в кусте. Он, разумеется, не был в скинии. Но сегодня здесь есть церковь и мы можем сказать: «Слава Господу! Он больше не в кусте. Теперь Он в скинии и мы здесь вместе с Ним. Мы с Богом соседи. Мы — сегодняшний Вениамин, обитающий безопасно рядом с Господом. Аллилуйя!» Что может быть лучше? Если только у меня есть жилище Господа и я нахожусь в нём, этого достаточно. Это переживание Вениамина, младшего брата Иосифа.
Вениамин хорошо дополняет Иосифа. Точно так же церковь хорошо дополняет Божье благословение. Многие годы Бог благословлял вас. Вы просто не можете отрицать, что вы были под Его благословением. Но цель Его благословения связана с благосклонностью Обитавшего в кусте, и эта благосклонность состоит в том, чтобы получить церковную жизнь как Его жилище. Сегодня Бог может похвалиться перед Своим врагом — Сатаной: «Сатана, посмотри, сегодня у Меня есть место покоя. Моё место покоя — это церковь. Однажды Я сказал, что небо — Мой престол, а земля — подножие Моих ног, но Мне пришлось спросить, где Мой покой. Сатана, Я говорю тебе, что сегодняшняя церковь является местом Моего покоя. Я удовлетворён, и Мои избранные люди тоже удовлетворены».
Многие из нас могут засвидетельствовать, что со дня своего спасения мы никогда не были так удовлетворены в своём духе, как в сегодняшней церковной жизни. Это не означает, что церковная жизнь совершенна. Нет, она не совершенна. Но здесь, в церковной жизни, мы удовлетворены. Мы прошли по многим местам, не получив удовлетворения. Мы не нашли удовлетворения, пока не пришли в церковь. В тот день мы сказали: «Это — дом. Я удовлетворён». Причина, по которой мы чувствуем, что мы дома и что мы удовлетворены, заключается в том, что церковь — это Божья скиния, Божье жилище. Господь больше не в кусте, а в скинии. Как я рад, что мы находимся под вселенским благословением и что мы являемся Божьим жилищем!
Это благословение является вселенским, а жилище — вечным. Церковная жизнь будет длиться вечно. Старое небо и старая земля, включая старое окружение, будут уничтожены, но церковная жизнь, в которой мы находимся сегодня, будет длиться вечно. Это вечное жилище. Я уверяю вас, что, когда вы войдёте в вечность, вы вспомните своё переживание в церковной жизни. Возможно, вы скажете: «О, я никогда не забуду того, что пережил в церковной жизни». Подождите, и вы увидите, что это — правда. Глубоко внутри у нас есть полная уверенность, что церковная жизнь вечна.