(1)
Тексты Писания: 1 Кор. 1:18-25
Брат Вочман Ни однажды сказал нам, что при чтении Библии самое важное и самое ценное — это коснуться духа автора. Когда Павел писал Первое послание к коринфянам, в его духе, несомненно, было конкретное бремя. Когда мы читаем это Послание, нам нужно углубиться в дух автора.
Чтобы коснуться духа Павла в Первом послании к коринфянам, нам необходимо знать нечто из прошлого как самого Павла, так и верующих в Коринфе. Павел был типичным религиозным иудеем, абсолютно преданным религии своих праотцев. Из-за своей абсолютной преданности иудаизму он противостоял благовестию, имени Иисуса и церкви. Как мы знаем, когда он противостоял церкви, Господь Иисус пришёл к нему, призвал его, отделил его, дал ему поручение и повелел ему проповедовать Христа. Повинуясь Господнему поручению, Павел стал проповедовать Христа.
Во время одного из путешествий служения он посетил город Коринф — город с развитой культурой в Греции, где жили многочисленные философствующие люди. Этим людям Павел проповедовал Христа Иисуса. Некоторые из философствующих греков в Коринфе приняли слово проповеди Павла, приняли Христа и были спасены. Когда они были возрождены, они получили начальные дары — вечную жизнь и Святого Духа. Эти начальные дары были посеяны в них как духовные семена. Однако, получив божественную жизнь и Святого Духа, они не стали жить посредством этих даров. Вместо того чтобы жить посредством божественной жизни и посредством Святого Духа, они по-прежнему жили в соответствии с греческой культурой. Это значит, что они жили жизнью мудрости и философии, а не жизнью Христа. Они жили в соответствии со своей философией и мирской мудростью, а не в соответствии с божественной жизнью и Святым Духом.
По причине мирской мудрости, свойственной их философии, у верующих в Коринфе были разные мысли в разуме и разные мнения. Они говорили разные вещи, и у них были разные предпочтения и разный выбор. Одни говорили: «Мне нравится Павел», другие говорили: «Я предпочитаю Кифу», а третьи говорили: «Мой выбор — Аполлос». Некоторые из коринфских верующих даже говорили: «Мне нравится Христос». Эти разные мнения и разный образ говорения открыли дверь, через которую в церковную жизнь вошли многие порочные вещи, такие как соперничество, ссоры, блуд и судебные тяжбы. Что касалось супружеской жизни, здесь тоже были путаница и различные мнения. Одни говорили, что брат должен уйти от своей жены, если она не хочет последовать за ним и уверовать в Господа. Другие выступали против этого. Таким образом, среди верующих в Коринфе были различные мнения. Хотя это были подлинные христиане, получившие божественные дары, они не жили христианской жизнью — они жили греческой жизнью. Они жили не жизнью божественности, а жизнью философии в соответствии со своей мирской мудростью. В результате среди них была путаница. Таков фон, на котором было написано это Послание.
Когда Павел писал это Послание, у него было бремя в отношении того, чтобы направить отвлёкшихся, философствующих христиан в Коринфе обратно к Христу. Эти верующие были отвлечены своей мудростью, философией и культурой. Поэтому в духе Павла было бремя в отношении того, чтобы возвратить их к тому Христу, о котором он в своё время засвидетельствовал им. Это бремя в духе Павла особенно очевидно в первых двух главах этой книги.
Первые две главы Первого послания к коринфянам очень трудно понять. Можно снова и снова перечитывать эти главы, не понимая при этом, о чём говорит Павел. Многие разные стихи могут произвести на нас впечатление, но при этом мы можем не увидеть главную мысль Павла. Главная мысль в этих главах состоит в том, что в своём духе Павел старался возвратить отвлёкшихся, философствующих верующих к Христу. Именно поэтому в этих главах Павел не делает акцента на воскрешённом Христе и вознесённом Христе, а вместо этого делает акцент на распятом Христе. В 2:2 он говорит: «Я решил не знать ничего среди вас, кроме Иисуса Христа, и Его знать распятого». Коринфянам Павел возвещал Христа распятого, Христа, который был убит.
Мы уже отмечали, что лучший путь решения проблем среди людей состоит в том, чтобы положить конец всем вовлечённым в проблему сторонам. Человеческий же путь решения проблем — это переговоры. Божий путь, напротив, состоит не в том, чтобы вести переговоры, а в том, чтобы положить конец вовлечённым сторонам. Когда всем положен конец, наступает тишина. Самый лучший путь к тому, чтобы принести тишину и простоту, состоит в том, чтобы иметь Христа, который был распят. Павел как бы говорил коринфянам: «Я свидетельствовал вам о Христе, который был распят. Когда я пришёл к вам в первый раз, я проповедовал вам о распятом Христе. Жизнь Господа на земле закончилась смертью посредством распятия».
Тот факт, что Христос был распят, подразумевает многое. Он подразумевает, что Христос был презрен, отвергнут и побеждён. Невозможно распять кого-либо, если прежде он не будет отвергнут и побеждён. Через распятие Христос претерпел отвержение со стороны человека. Он был способен избежать смерти посредством распятия, но Он не стал избегать её. Его смогли распять только потому, что Он был готов отдать Себя на смерть. Распятие Христа заставило замолчать всю вселенную и упростило крайне осложнённую ситуацию во вселенной.
Глубоко в своём духе Павел жаждал отчётливо представить отвлёкшимся, философствующим христианам в Коринфе этого распятого Христа. Среди этих святых были смуты и неприятности. Многие голоса говорили разное: «Я Аполлосов», «Я Кифин», «Я Павлов», «Я Христов». Что могло заставить замолчать все эти голоса? Павел знал, что их может заставить замолчать только распятый Христос. Поэтому в духе Павла было бремя возвратить этих верующих к Христу, которого он в своё время проповедовал им и о котором он свидетельствовал им. Павел мог бы сказать: «Христос, которого я проповедовал вам, был безмолвным Христом; это был Христос, готовый быть распятым без единого слова. Он был готов к тому, чтобы Его презрели, отвергли и предали смерти. Именно такого Христа я преподносил вам, когда пришёл к вам. Теперь я хочу, чтобы вы знали, что такой Христос является Божьей силой. Только распятый Христос может спасти вас. Божья спасающая сила — это не сильный Христос, а распятый Христос, не сражающийся Христос, а побеждённый Христос». Повторю: в духе Павла было стремление возвратить этих соперничающих, философствующих христиан к простоте и безмолвию распятого Христа.
Кроме того, в 1:17 Павел сказал, что он благовествовал «не в мудрости речи, чтобы не сделался пустым крест Христов». В этом стихе под «мудростью речи» понимаются философские рассуждения. В 2:1 Павел говорит: «И я, когда пришёл к вам, братья, пришёл не согласно превосходству речи или мудрости, возвещая вам тайну Божью». Греческое выражение, переведённое как «согласно превосходству», можно также перевести как «согласно возвышению». Павел пришёл в Коринф не для того, чтобы демонстрировать свою превосходную речь или философскую мудрость, возвещая тайну Божью. Напротив, Павел избегал философских рассуждений и превосходства речи и проповедовал простое слово о кресте. Слово о кресте является простым; оно не имеет никакого отношения к превосходству речи.
Когда Павел преподносил коринфянам Христа, он не применял философскую мудрость, так как он понимал, что коринфяне — это философствующие люди, родившиеся в философской среде и выросшие под её влиянием. Целью Павла было избавить коринфян от философии, в которой они родились. Павел как бы говорит: «Вы родились в философии и мирской мудрости. Но я пришёл к вам не с философией, а с Христом и с крестом. Я проповедовал Христа не согласно превосходству ваших философских рассуждений. Вместо этого я проповедовал вам Христа простыми словами, говоря вам, что Он был распят. Христос был готов к тому, чтобы Его презрели и отвергли. Он принял отвержение со стороны человека. Когда Его схватили, Он не сопротивлялся. Когда Его поместили на крест, Он не сражался. Он молчал, потому что Он был готов к тому, чтобы Его распяли. Именно такого Христа я проповедовал вам».
Проповедь Павла в корне противоречила принципу греческой философии. С точки зрения философии греков проповедь распятого Христа Павлом была лишена как логики, так и философского содержания. Здесь Павел как бы говорит коринфянам: «Я проповедовал не согласно философии или мирской мудрости. Тем не менее вы приняли мою проповедь и моё свидетельство, вы обогатились в Христе всяким словом и всяким знанием, и по благодати вы получили начальные дары — божественную жизнь и Святого Духа. Однако вы не жили в соответствии с тем, что вы получили от Господа. Начальные дары, которые вы получили, не были развиты. Они не выросли до зрелости. Напротив, вы остались на стадии младенчества. Вы до сих пор младенцы в Христе. Сейчас моё бремя состоит в том, чтобы возвратить вас к распятому Христу и к начальным дарам. Вам нужно забыть вашу греческую культуру, мудрость и философию и возвратиться к Христу, и Христу распятому». Именно таким был дух Павла, когда он писал первые две главы Первого послания к коринфянам. Павел писал с таким духом, указывая верующим на распятого Христа и говоря им слово о кресте. Он говорил им, что Христос распятый — это сила Божья для нашего спасения и мудрость Божья для исполнения Божьего плана.
В этом сообщении мы рассмотрим стихи 18-25 в 1-й главе. Наше понимание этих стихов зависит от надлежащего понимания предыдущих семнадцати стихов. Стихи 1-9 представляют собой введение в это Послание. В этой вводной части Павел говорит о начальных дарах и об участии в Христе. Затем в стихах 10-17 Павел показывает, что Христос не разделён. Он умоляет святых именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все они говорили одно и то же — говорили о Христе и кресте — и чтобы они были слаженны в одном и том же разуме и в одном и том же мнении. Далее, в стихах 18-25 Павел показывает, что Христос распятый — это Божья сила и Божья мудрость.
В стихе 18 говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих — неразумность, а для нас, спасаемых, — сила Божья». Маленькое слово «ибо» в начале этого стиха показывает, что стих 18 является объяснением стиха 17. В стихе 17 Павел провозглашает: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать — не в мудрости речи, чтобы не сделался пустым крест Христов». Крест Христов является центром в осуществлении Божьего новозаветного домостроительства, которое состоит в том, чтобы посредством Христова искупления произвести церковь. Павел проповедовал Христа распятого (ст. 23; 2:2; Гал. 3:1) и хвалился крестом Христовым (Гал. 6:14). Он не проповедовал ни закон с обрезанием, за который сражались иудеи и некоторые верующие из иудеев (Гал. 3:11; 5:11; 6:12-13), ни философию, которую распространяли греки и некоторые верующие из язычников (Кол. 2:8, 20). Крест Христов упразднил предписания закона (Эф. 2:15; Кол. 2:14), и мы, верующие, умерли для философии — одного из начал мира (Кол. 2:20). Но Сатана подстрекал иудействующих и философов проповедовать свои «-измы» мирской мудрости, чтобы крест Христов сделался пустым. Апостол Павел был настороже в этом вопросе. Рассматривая проблему разделений среди коринфских верующих, возникших главным образом на почве их прошлого — иудейской религии и греческой философии, апостол сделал акцент на Христе и Его кресте. Когда место религиозных мнений и философской мудрости будет отдано Христу и когда Его крест будет воздействовать на плоть, привязанную к тому или иному прошлому, разделениям придёт конец. Возвышение природных предпочтений и человеческой мудрости не может устоять перед Христом и Его крестом.
Павел не хотел, чтобы крест Христов сделался пустым в результате проповеди в мудрости речи, то есть в философских рассуждениях. Христос послал Павла не для того, чтобы он благовествовал в мудрости речи. Павел отказывался предаваться философским рассуждениям. Он был озабочен тем, как бы не сделался пустым крест Христов. Он понимал, что слово о кресте — это неразумность для погибающих. Они считают слово о кресте слишком простым и относятся к нему как к неразумности.
Греческое слово, переведённое в этом стихе как «слово», использовано также в стихе 5. Слово о кресте — это то, что говорится и проповедуется о кресте. Погибающие презирают такую проповедь и считают её неразумностью, а мы, спасаемые, чтим и принимаем её как силу Божью. В своём служении Павел делал акцент на кресте как центре Божьего спасения (Гал. 2:20; 3:1; 5:11, 24; 6:14; Эф. 2:16; Флп. 2:8; 3:18; Кол. 2:14).
Многие сегодняшние профессора и образованные люди относятся к слову о кресте так, как будто это неразумность. С их точки зрения, говорить о Христе, который был презрен, отвергнут и распят, — это безрассудство. Они не хотят слышать о Христе, который был убит и при этом никак не выступил в Свою защиту. Когда им преподносят слово о распятом Христе, они обычно говорят: «Это неразумность. Не говорите мне об этом. Если кто-то будет презирать меня, я буду противодействовать ему. Если кто-то отвергнет меня, я буду бороться. А уж если кто-то попытается меня убить, я буду защищаться и первым нанесу ему удар, от которого он не встанет. Даже закон моей страны гарантирует мне право на самооборону. Не нужно рассказывать мне о Христе, который был распят». Таким образом, слово о кресте до сих пор является неразумностью для погибающих, особенно для философствующих людей.
В стихе 18 Павел говорит о «нас, спасаемых». Я очень ценю слово «спасаемые». Если кто-нибудь спросит вас, спасены ли вы, может быть, вам стоит ответить так: «Я нахожусь в процессе спасения. Я спасён частично, спасён до некоторой степени. Однако я ещё не спасён в полной мере. Но я спасаемый». Для нас, находящихся в процессе спасения, слово о кресте — это сила Божья.
В стихе 19 Павел продолжает: «Ибо написано: „Уничтожу мудрость мудрых, и разумение разумных отвергну“». Здесь Павел опять ставит в начале стиха слово «ибо», показывая, что это тоже объяснение предшествующих слов. Здесь Павел отмечает, что Бога не интересует мудрость мудрых или разумение разумных. Напротив, Он уничтожит эту мудрость и отвергнет это разумение.
В стихе 19 Павел намеревался в первую очередь указать на философствующих греков. Павел как бы говорил: «Вы, греки, думаете, что вы мудрые и разумные. Вы не понимаете, что Бог уничтожит мудрость мудрых и отвергнет разумение разумных. Если вы считаете себя мудрыми, Бог уничтожит вашу мудрость. Если вы считаете, что вы разумные, Бог отвергнет ваше разумение. Считать себя мудрыми или разумными опасно, так как вы подвергаете себя риску того, что вы будете уничтожены Богом или отвергнуты Им».
В стихе 20 Павел задаёт ряд вопросов: «Где мудрый? Где книжник? Где спорщик этого века? Разве не сделал Бог неразумной мудрость мира?» Где сегодня мудрые? В Греции? В Новой Зеландии? В Америке? На Тайване? Обычно люди, имеющие определённые национальные или культурные корни, считают себя самыми мудрыми и самыми способными к философии из всех людей. Может быть, такие люди мудрее других, но они не мудрее Бога на небесах. В церковной жизни мы не должны практиковать какую-то особенную мудрость. Кроме того, в церковной жизни мы не должны быть книжниками или спорщиками. Однако ведущие братья в некоторых местах иногда гордятся собой, думая, что молодые люди, которых они обучают, — это книжники и спорщики. Однако в Библии звучит вопрос: «Где книжник? Где спорщик этого века?» Действительно, Бог сделал неразумной мудрость мира.
В стихе 21 Павел продолжает: «Ибо поскольку в мудрости Божьей мир своей мудростью не узнал Бога, Богу благоугодно было неразумностью проповеди спасти тех, кто верит». Здесь проповедь — это не то же самое, что проповедование. Проповедование — это средство преподнесения слова. Проповедь здесь — это проповедуемое, то есть весть. Богу благоугодно неразумностью проповеди, вести, проповедуемого, спасти тех, кто верит.
В этом стихе Павел говорит о неразумности вести. Когда я говорю и пишу, я намеренно использую простые выражения. Другие люди рекомендовали мне избегать такой практики, утверждая, что использование простых выражений не привлекает высокообразованных людей. Однако я не хочу использовать красноречивые выражения. Христа и крест не проповедуют таким образом. В проповеди о Христе и кресте мы должны использовать простые слова и выражения. Мы не проповедуем превосходство рассуждения. Поэтому мы должны следовать примеру Иоанна в его Евангелии. Он пишет очень просто. Например, в Ин. 1:1 говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В стихе 4 Иоанн говорит: «В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей». В стихе 14 он просто сообщает нам: «Слово стало плотью и поставило скинию среди нас».
Проповедуя Христа и крест философствующим людям, Павел говорил просто. По нашему мнению, он должен был применить свои знания, чтобы произносить превосходные слова философского рассуждения. Однако Павел намеренно избегал этого. Когда он пошёл в Коринф, чтобы проповедовать Христа и крест, он предпочёл не знать ничего из превосходной речи. Напротив, он использовал простые и короткие выражения, которые философствующие греки, наверное, считали неразумностью. Тем не менее Павел говорит, что Бог использует неразумность проповеди, чтобы спасти тех, кто верит. Когда Христос и крест проповедуются простым образом, благодаря этому люди верят и получают спасение. В результате у нас есть уверенность в том, что они верят не в наше превосходство речи, а в Христа и крест, которые мы проповедуем.
В стихе 22 говорится: «Ведь иудеи требуют знамений, а греки ищут мудрости». Знамение — это чудо, совершаемое для подтверждения того, что проповедуется (Мф. 12:38-39). Религии нужны знамения, и иудеи постоянно требовали их. Мудрость связана с философией, и её непрестанно искали греки.
В стихе 22 Павел говорит о двух типах людей: о религиозных иудеях и о философствующих греках. Религиозные люди хотят знамений, чудес, а философствующие люди стремятся к мудрости. Но когда Павел проповедовал Христа распятого, его не интересовали ни мудрость, ни знамения.
Когда Господь Иисус был на кресте, иудеи издевались над Ним и говорили: «Разрушающий храм и в три дня строящий, спаси Себя! Если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мф. 27:40). Главные священники, книжники и старейшины говорили: «Других спасал — Себя не может спасти. Он Царь Израиля; пусть сейчас сойдёт с креста, и мы поверим в Него» (ст. 42). Они подстрекали Господа к тому, чтобы Он доказал, что Он Христос, Сын Божий, избавив Себя от креста. Однако Господь оставался безмолвным; Он ничего не делал, чтобы спасти Себя. Вместо чуда и мудрости здесь были слабость и неразумность. С точки зрения человеческой мудрости отдать себя на распятие было бы в высшей степени неразумным поступком.
Говоря: «Я Павлов» или «Я Кифин», коринфяне применяли свою мудрость. Они следовали за своей философией, а не за Христом. Но Павел проповедовал им Христа распятого — преткновение для иудеев, искавших чудес, и греков, стремившихся к мудрости. Но для тех, кто призван, этот Христос является Божьей мудростью и Божьей силой.
Примечательно, что Павел не сказал коринфянам: «Мы проповедуем Христа воскрешённого». Проповедь в Деяниях сосредоточена на воскресении Христа. Согласно Деяниям, эта проповедь представляет собой свидетельство того, что Иисус Христос, Распятый, был воскрешён. Но в этом Послании Павел не делает акцента на воскресении Христа. Вместо этого он делает акцент на проповеди Христа распятого. Несомненно, и иудеи, и греки предпочли бы услышать о воскрешённом Христе. Для иудеев это было бы великим чудом. Какое это чудо, когда кто-то встаёт из могилы и восходит на небеса! Греки, наверное, сочли бы слово о воскресении чем-то очень философским. В их поиске мудрости им, возможно, было бы интересно узнать, каким образом мёртвый человек может снова ожить. Тем не менее Павел проповедовал распятого Христа — Христа, который ничего не делал, чтобы спасти Себя. Павел следовал за этим распятым Христом и проповедовал Его коринфянам. Поэтому в стихе 23 провозглашается: «Но мы проповедуем Христа распятого — для иудеев преткновение, а для язычников неразумность». То, что Павел следовал за распятым Христом, для иудеев было преткновением, а для греков — неразумностью.
В стихе 24 Павел продолжает: «Но для тех, кто призван, — и иудеев, и греков — Христа, Божью силу и Божью мудрость». Те, кто призван, — это верующие, которые были избраны Богом в вечности (Эф. 1:4) и которые уверовали в Христа во времени (Деян. 13:48). Для этих призванных распятый Христос, которого проповедовали апостолы, является Божьей силой и Божьей мудростью. Мудрость нужна, чтобы составить план, замысел; сила нужна, чтобы осуществить, совершить то, что запланировано и замышлено. В Божьем домостроительстве Христос является и силой, и мудростью. Хвала Господу за то, что для нас сегодня распятый Христос — это Божья сила и Божья мудрость!
В заключение в стихе 25 Павел говорит: «Потому что неразумность Божья мудрее людей и слабость Божья сильнее людей». Даже Божья неразумность мудрее нашей мудрости, и Его слабость сильнее нашей силы.