Тексты Писания: 1 Кор. 11:2-16
В этом сообщении мы рассмотрим стихи 2-16 из 11-й главы, где Павел рассматривает проблему покрытия головы.
В 11:2 Павел говорит: «Но хвалю вас, потому что вы во всём помните меня и удерживаете то, что я передал, как я и передал это вам». Здесь Павел хвалит коринфян, потому что они во всём помнят его и потому что они удерживают то, что он передал, как он и передал это им. Слово, переведённое в этом стихе как «то, что я передал», обозначает наставления, переданные устно или письменно (2 Фес. 2:15).
В стихе 3 Павел говорит: «Но хочу, чтобы вы знали, что глава каждого мужчины — Христос, а глава женщины — мужчина, а глава Христа — Бог». В стихах 3-16 рассматривается седьмая проблема — проблема, касающаяся покрытия головы. Первые шесть проблем, рассмотренные в главах с 1-й по 10-ю, можно отнести к одной группе. Они касаются различных вопросов из сферы человеческой жизни. Последние пять проблем, рассматриваемые в главах с 11-й по 16-ю, составляют другую группу. Они касаются различных вопросов из сферы Божьего управления. Первая проблема в этой второй группе касается главенства Христа и Бога в божественном управлении. В Эф. 1:22-23 показано, что главенство Христа над всем — для Его Тела, то есть для церкви. Здесь главенство Христа над каждым человеком относится к отдельным людям. Христос — это Глава Тела, церкви, совокупно и Глава верующих по отдельности. Он Глава каждого из нас непосредственно. Когда апостол рассматривал проблемы коринфян, связанные с Божьим управлением, его в первую очередь заботило главенство Христа и Бога.
В стихе 3 Павел отмечает, что глава женщины — мужчина. В силу божественного правительственного установления женщина находится под главенством мужчины. Бог сотворил женщину таким образом (Быт. 2:18-24; 1 Тим. 2:13). Согласно сотворённой Богом природе (1 Кор. 11:14), женщина находится в подчинении у мужчины.
Павел также говорит в стихе 3, что глава Христа — Бог. Христос — это Помазанник Божий, Тот, кто назначен Богом. Следовательно, Он находится под Богом, и Бог, будучи Начинателем, является Его Главой. Это связано с отношениями между Христом и Богом в божественном правлении.
Рассматривая проблему покрытия головы, апостол использовал в качестве прочного основания для своих наставлений главенство Бога, главенство Христа и главенство мужчины. Его наставления относительно покрытия головы были основаны не на какой-либо религиозной практике и не на каком-либо человеческом обычае, а на главенстве в Божьем правительственном управлении. Такое прочное основание не оставляет места для споров по вопросу о покрытии головы.
Вскоре после своего спасения я слышал очень много разговоров о покрытии головы. Некоторые утверждали, что Павел говорил о покрытии головы, потому что в его время среди людей существовал такой обычай. Позже в результате тщательного исследования стало ясно, что такого обычая не было ни среди греков, ни среди иудеев. На самом деле, согласно иудейскому обычаю, покрывать головы должны были священники. Учение Павла в 11-й главе Первого послания к коринфянам не основывается на каком-либо обычае, существовавшем в Средиземноморье. Напротив, его учение соответствует божественному откровению.
Покрытие головы нужно нам в церкви по той причине, что покрытие головы связано с главенством Бога. По этой причине в 11:3 Павел говорит именно так — он говорит, что он хочет, чтобы мы знали, что глава каждого мужчины — Христос, что глава женщины — мужчина и что глава Христа — Бог. Таким образом, покрытие головы связано с главенством в Божьем правительстве. Во вселенной, особенно в Божьем правительственном управлении, существует порядок. Бог — глава над Христом, Христос — глава над каждым мужчиной, а мужчина — глава над женщиной. Поэтому на церковных собраниях сёстры должны носить головное покрывало в знак того, что мы признаём власть Бога и чтим Его главенство и что мы не народ, бунтующий против Бога. Напротив, мы полностью подчиняемся Ему и в знак этого носим головное покрывало. Но несмотря на то что мы практикуем это уже более пятидесяти лет, мы никогда никого не принуждали участвовать в этой практике. Мы не хотим превращать покрытие головы в пустую внешнюю формальность. Но фактически в Библии раскрывается, что церковь должна иметь такой знак, провозглашая тем самым, что мы народ, подчиняющийся Божьему главенству.
Далее, в стихе 4, Павел говорит: «Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, позорит свою голову». Слово «пророчествующий» означает здесь «говорящий за Бога». Поскольку мужчина имеет главенство над женщиной и является образом и славой Бога (ст. 7), его голова должна всегда быть видна, открыта, непокрыта, когда он касается престола Божьего управления, молясь Богу или говоря за Него. В противном случае он бесчестит, или срамит, свою голову.
Мы не должны думать, что молиться или говорить за Бога пророчествуя — это нечто незначительное. Говорить за Бога — это нечто очень важное. И наша молитва, и наше говорение за Бога связаны с Божьим управлением. Они связаны с властью и главенством Бога. Поэтому мужчины, которые являются образом и славой Бога, не должны покрывать свои головы, когда они молятся или пророчествуют. Покрывать голову в этом случае — значит срамить свою голову.
В стихе 5 Павел продолжает: «А всякая женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, позорит свою голову; ибо это одно и то же по сравнению с обритой». Поскольку женщина находится под главенством мужчины, её голова должна всегда быть покрыта, а не обнажена, когда женщина касается божественного управления, молясь Богу или говоря за Бога. В противном случае она позорит, или срамит, свою голову, как если бы её голова была обрита, потому что она отвергает божественное правительственное установление, обнажая свою голову перед наблюдающими ангелами (ст. 10) в тот момент, когда она касается Божьей власти.
Павел говорит, что женщина, которая позорит свою голову, — это одно и то же по сравнению с обритой. Это убедительно показывает, что женщине стыдно брить голову или стричь волосы (ст. 6).
В стихе 6 говорится: «Ибо если женщина не покрывается, то пусть и стрижётся; а если женщине стыдно быть остриженной или обритой, то пусть покрывается». Это показывает, что головное покрывало — это покрывало в дополнение к длинным волосам. Если женщина носит длинные волосы, не обривая голову, это означает, что она не отвергает Божье правительственное установление; если же женщина в дополнение к длинным волосам носит головное покрывало, то это показывает, что она говорит «аминь» божественному установлению.
Одно из обоснований покрытия головы содержится в стихе 7: «Ибо мужчина не должен покрывать себе голову, так как он образ и слава Бога; а женщина — слава мужчины». Мужчина был создан по Божьему образу (Быт. 1:26), чтобы выражать Бога и прославлять Его. Поскольку мужчина имеет образ и славу Бога и представляет Бога, он не должен покрывать свою голову. Если он сделает это, то образ и слава Бога будут скрыты. Поскольку женщина — это слава мужчины, она должна не обнажать свою голову, а покрывать её. Она должна выражать не себя, а мужчину, которому она подчинена. Апостол использовал и это в качестве основания для своего учения о покрытии головы.
Когда мужчина молится или пророчествует, касаясь престола Божьей власти, его голова не должна быть покрыта. Но когда женщина молится или пророчествует, она должна быть покрыта.
В стихе 8 Павел представляет второе обоснование покрытия головы: «Ибо не мужчина из женщины, а женщина из мужчины». Будучи ребром, взятым из мужчины, женщина была создана из мужчины (Быт. 2:21-23). Бог не сотворил женщину. Он образовал мужское тело из земного праха и вдохнул в это тело дыхание жизни. В результате человек по имени Адам стал живой душой. Бог навёл на человека глубокий сон, а затем открыл его бок, взял из него ребро и использовал это ребро, чтобы построить женщину. Таким образом, женщина не была сотворена — она вышла из мужчины. Это показывает, что место женщины — рядом с мужчиной.
Однако мужчина не должен гордиться своим положением по отношению к женщине. Обратите внимание на то, что говорит Павел в стихах 11 и 12: «Однако и женщина не без мужчины, и мужчина не без женщины в Господе. Ибо как женщина из мужчины, так и мужчина через женщину; а всё из Бога». В Господнем плане, в том, как Господь всё устроил, и женщина не без мужчины, и мужчина не без женщины. Мужчина — это источник существования женщины. Поэтому женщина — из мужчины. Но женщина — это средство, через которое мужчина рождается. Поэтому мужчина — через женщину.
В том, что касается отношений между мужчиной и женщиной, Павел высказывается уравновешенно. С одной стороны, он говорит, что женщина — из мужчины, потому что она была создана из ребра, взятого из Адама. С другой стороны, Павел говорит, что мужчина — через женщину, потому что мужчина появляется на свет через свою мать. Мы тоже должны быть уравновешены, то есть должны осознавать как то, что женщина — из мужчины, так и то, что мужчина — через женщину.
В стихе 9 говорится: «Ибо и не мужчина был сотворён ради женщины, а женщина ради мужчины». Здесь апостол использовал Божий замысел при сотворении мужчины и женщины в качестве ещё одного прочного основания для своего учения о покрытии головы. Это учение основывается не на каком-либо обычае, который создан человеком, а на божественном замысле при сотворении. Женщина была создана для того, чтобы у мужчины была пара (Быт. 2:18, 24).
В стихе 10 Павел продолжает: «Поэтому женщина должна иметь на голове знак повиновения власти ради ангелов». Под знаком повиновения власти здесь понимается головное покрывало, которое обозначает главенство мужчины над женщиной.
В этом стихе мы видим ещё одно основание для учения о покрытии головы. Покрытие головы тесно связано с Божьим главенством, Божьей властью. Архангел вместе с теми, кто был подчинён ему, взбунтовался против Божьего главенства (Иез. 28:13-18; Ис. 14:12-15; Мф. 25:41), основав своё царство тьмы (Мф. 12:26; Кол. 1:13), и стал Сатаной, противником Бога. После того как Бог сотворил человека, Сатана соблазнил человека последовать за ним и взбунтоваться против Бога. Тогда Бог послал Своего Сына, чтобы уничтожить Сатану, избавить человека от его власти и вернуть его в Божье царство (1 Ин. 3:8; Евр. 2:14; Кол. 1:13). Теперь, когда верующие поклоняются Богу, молясь Ему или говоря за Него, им необходимо иметь определённые знаки, которые означают, что они находятся под главенством Бога, под божественной властью, и показывают ангелам (см. 1 Кор. 4:9), наблюдающим за этим, что они (верующие) соблюдают установленный Богом порядок в Его управлении. Для этого сёстры должны иметь на голове знак, покрывало.
Примечательно, что Павел говорит, что женщина должна иметь на голове знак повиновения власти ради ангелов. Сатане, главному ангелу, в своё время было поручено управлять вселенной за Бога. Но он взбунтовался, и за ним последовали некоторые ангелы. Разумеется, довольно многие ангелы остались верны Богу. Бог сотворил человека, чтобы он покончил со взбунтовавшимися ангелами. Но Сатана соблазнил человека, и человек последовал за ним. Тогда Бог сделал шаг в искуплении, чтобы возвратить Себе падшего человека. Теперь Божьи искупленные люди — это церковь. Мы как церковь должны провозглашать ангелам, как бунтующим, так и покорным, что мы, будучи Божьими искупленными людьми, не бунтуем против Божьего главенства. Напротив, мы остаёмся под Божьим главенством. Мы не только будем находиться под Божьим главенством в грядущем веке царства и в вечности; мы подчиняемся Его власти даже в этом веке бунта. Покрывало на голове у сестёр является знаком, который провозглашает это ангелам.
В стихе 13 Павел спрашивает: «Рассудите сами в себе: подобает ли женщине непокрытой молиться Богу?» Здесь Павел даёт понять, что, если судить в соответствии с теми обоснованиями, которые он привёл, женщине не подобает непокрытой молиться Богу.
В стихах 14 и 15 говорится: «Разве даже сама природа не учит вас, что если мужчина имеет длинные волосы, то для него это бесчестие, а если женщина имеет длинные волосы, то для неё это слава, потому что длинные волосы даны ей вместо покрывала?» Говоря здесь о природе, Павел имеет в виду наш природный состав в соответствии с Божьим творением. Сама природа говорит нам, что у мужчины волосы не должны быть длинными, а у женщины — должны. Женщина в силу своего женского состава осознаёт, что иметь длинные волосы для покрытия головы — это слава. Это также является прочным основанием для учения апостола о покрытии головы.
Какой бы смелой ни была сестра, она не будет чувствовать себя спокойно, если займёт позицию власти над своим мужем. Нет необходимости учить её чувствовать себя неловко относительно этого. В силу своего природного состава, сотворённого Богом, она знает, что она не должна занимать позицию власти над своим мужем. Не может быть никаких сомнений в том, что женский состав отличается от мужского. Таким образом, даже то чувство, которое есть у нас по причине нашего природного состава, подкрепляет учение Павла о покрытии головы.
В стихе 15 Павел говорит, что длинные волосы у женщины даны ей вместо покрывала. Некоторые из тех, кто ведёт споры о покрытии головы, утверждают, что в 11-й главе под головным покрывалом понимаются просто длинные волосы у женщины. По их мнению, если у женщины длинные волосы, значит у неё есть головное покрывало. Но если мы внимательно прочитаем эти стихи, мы увидим, что головное покрывало — это нечто дополнительное к длинным волосам у женщины. Если женщина носит длинные волосы, это показывает, что она признаёт власть Бога над собой. Когда она надевает головное покрывало, это показывает, что она говорит «аминь» Божьему правительственному порядку.
В стихе 16 Павел завершает раздел о покрытии головы: «А если кто-нибудь кажется склонным к состязаниям, то мы такого обычая — быть таковыми — не имеем, и церкви Божьи — тоже». Под обычаем здесь понимается обычай состязаться, спорить и дискутировать. Ни апостолы, ни церкви не терпели никаких споров об учении апостолов. Кроме того, то, что слово «церкви» стоит в этом стихе во множественном числе, показывает, что все поместные церкви независимы друг от друга, но при этом все они действуют одинаково согласно учению апостолов.
Когда мы говорим о покрытии головы, наша цель состоит не в том, чтобы сёстры приняли некую внешнюю практику лишь на доктринальном уровне. С того времени как Господне восстановление пришло в Соединённые Штаты, я никогда не делал сообщения, в котором я бы повелевал сёстрам покрывать голову. Если бы я сделал такое сообщение, я бы тем самым просто дал стимул к соблюдению некой формальности. Мы не хотим видеть какую-то внешнюю форму. Ношение женщинами головного покрывала широко практикуется в католичестве. Среди арабов женщин также учат носить покрывало на голове. Однако я думаю, что в таких случаях у людей нет никакого понимания того, что означает покрытие головы. Когда сестра надевает на голову покрывало, она должна понимать значение покрытия головы.
Главенство Христа — это вопрос, касающийся всех святых, как братьев, так и сестёр. В 11:3 Павел говорит: «Но хочу, чтобы вы знали, что глава каждого мужчины — Христос, а глава женщины — мужчина, а глава Христа — Бог». Прежде всего братьям необходимо осознать, что они должны быть под главенством Христа. В частности, если старейшины поместной церкви не находятся под главенством Христа, они не должны ожидать, что сёстры или кто-то ещё будут под их главенством. В стихе 3 Павел сначала говорит, что глава каждого мужчины — Христос, а затем отмечает, что глава женщины — мужчина. Более того, он показывает, что покрытие головы начинается от Самого Бога как главы Христа.
Нам нужно связывать сказанное Павлом в 11:2-16 о покрытии головы со всем Откровением. В Откровении мы видим, что Христос, закланный Агнец, абсолютно подчинён главенству Бога для осуществления Божьего управления. В 4-й и 5-й главах Откровения показана картина того, что закланный, воскрешённый и вознесённый Агнец находится сейчас на небесах и осуществляет Божье управление под Божьим главенством.
Недавно мы опубликовали ряд сообщений о небесном служении Христа. Христово небесное служение связано с небесным управлением божественного правительства. Христос — это Управляющий, который осуществляет Божье управление посредством Своего подчинения Божьему главенству.
Согласно сказанному в 4-й и 5-й главах Откровения, на небесах, перед престолом Божьим, нет никакого бунта. Вместо этого, как мы уже показали, закланный, воскрешённый и вознесённый Агнец первым подчиняется главенству Бога на небесах. Однако земля наполнена бунтом. Сатана первым из всех бунтует против Бога. Но хвала Господу за то, что посреди всего этого бунта есть Тело, состоящее из тех, кто был искуплен и крещён в Триединого Бога! Крещение — это не формальность. Мы были крещены в имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Согласно сказанному в Рим. 6:3 и Гал. 3:27, мы были крещены в Христа. Крещение в Христа как животворящего Духа органически приводит нас в Тело. Таким образом, на земле есть организм, Тело, состоящий из тех, кто был искуплен и крещён в Триединого Бога. Это Тело Того, кто находится на небе и подчиняется Божьему главенству. И теперь на земле это Тело должно отражать Христово подчинение на небесах.
Тело Христово на земле должно отражать Христа как Главу, который подчиняется главенству Бога. Мы должны быть небесным «телевидением», которое выражает на земле то, что происходит на небесах. Христос — это Тот, кто стал человеком, кто был убит за наши грехи и кто был воскрешён, став животворящим Духом, чтобы мы имели жизнь. Теперь Он на небесах подчиняется Божьему главенству для осуществления божественного управления. Поскольку мы члены Тела, внутри у нас есть небесное «телевидение», посредством которого мы можем видеть то, что происходит на небесах. Теперь мы должны быть «телевидением» — отражать то, что происходит на небесах, чтобы другие смогли увидеть в нас то, что происходит там. Это значит, что церковь в каждом городе должна отражать небесное видение и выражать Христово подчинение главенству Бога для осуществления Его управления.
Есть ли небесное «телевидение» в церкви в вашем городе? Отражает ли ваша поместная церковь Христово подчинение на небесах? Мы воздаём Господу хвалу за то, что во многих местах есть надлежащее отражение Христова подчинения главенству Бога. Хотя земля наполнена бунтом, мы должны быть людьми под Божьим главенством, отражающими через наше подчинение Христу Его подчинение Богу.