Тексты Писания: 1 Кор. 6:1-11
В 6:1-11 Павел рассматривает проблему обращения в мирской суд. Читая эту часть Первого послания к коринфянам, нам нужно углубляться в эти стихи и не только обращать внимание на то, что написано чёрным по белому, но и касаться того бремени, которое было в духе Павла, когда он писал это.
Третья проблема, которая рассматривается в этом Послании, — это то, что один брат судится с другим. Это не такой грех, как разделение, к которому побуждает душа, и не такой тяжкий грех, как кровосмешение, совершаемое похотливым телом. Это случай, когда человек настаивает на своих законных правах, не желая остаться обиженным, не желая усвоить урок креста.
Мы уже отмечали, что в этой книге Павел рассматривает по крайней мере десять разных проблем. Первая проблема — проблема разделения, а вторая — проблема тяжкого греха кровосмешения. Третья проблема, которую он рассматривает, — это проблема брата, который подаёт на другого брата в мирской суд. Почему Павел ставит этот вопрос на третье место среди рассматриваемых проблем, а не на второе и не на четвёртое? Если мы хотим ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть в глубины этой книги.
Когда Павел писал это Послание, его бремя состояло в том, чтобы решить проблему замен Христа. Коринфские верующие заменяли Христа своей греческой культурой, философией и мудростью. Всё это было чем-то хорошим; это были высшие достижения общества. Если у нас не будет культуры, мы будем необузданными. Если у нас не будет философии и мудрости, мы будем неразумными. Каждому человеку нужны культура, мудрость и философия. Проблема среди верующих в Коринфе состояла в том, что эти хорошие вещи заменяли Христа. Поэтому в духе у Павла было бремя в отношении того, чтобы возвратить этих верующих к Христу — Божьему единственному центру.
Божье намерение — внедрить Христа в Своих избранных людей, чтобы Христос стал их жизнью и всем для них и чтобы они жили Христа и благодаря этому становились в своём переживании членами Христа. Так Христос получит Тело, церковь. Именно это видение было в духе Павла, когда он писал Первое послание к коринфянам. В этом Послании Павел сначала рассматривает проблему разделения. Источник разделения кроется в душе, в частности, в разуме. Поэтому Павел затрагивает философский разум коринфских верующих. После этого он переходит к рассмотрению проблемы тяжкого греха. Такая последовательность показывает, что, если христиане живут не Христом, а душой и культурой, это открывает дверь для похотей плоти.
Среди сегодняшних христиан многие принимают различные душевные вещи в качестве замен Христа. Это открывает путь для входа похотей плоти. Поэтому среди Божьих искупленных людей существуют проблемы души и похотей плоти.
Душевные вещи являются более утончёнными, чем похоти плоти. Культура позволяет людям стать утончёнными. Быть культурным — значит просто быть утончённым. Похоти плоти, напротив, представляют собой нечто некрасивое и грубое. Тем не менее, когда люди живут в душе, это широко открывает дверь для похотей плоти. Действительно, во многих случаях самые греховные и похотливые поступки совершают наиболее культурные люди. Часто если люди не очень культурные, то они и не очень грешные в своём житии. Как показывают факты, во многих случаях те, кто больше всего упражняет свою душу, — это очень грешные люди. С одной стороны, они живут душевной жизнью; с другой стороны, они потворствуют похотям плоти. Многие из сегодняшних христиан тоже следуют этой тенденции.
Мы увидели, что после рассмотрения проблемы души и похотливой плоти Павел переходит к вопросу обращения в мирской суд. Здесь речь идёт о том, что человек настаивает на своих правах и не готов потерпеть утрату. Когда мы душевные и плотские, мы всегда настаиваем на своих правах. Мы не готовы терпеть обиду от кого-либо. Именно поэтому Павел ставит на третье место в этом Послании рассмотрение проблемы того, что человек настаивает на своих личных правах. Эта проблема существовала среди верующих в Коринфе.
Проблема того, что мы настаиваем на своих правах, существует не только в обществе и в церкви, но и в супружеской жизни. Если муж и жена будут жить в душе и согласно своим похотям, то оба будут настаивать на своих правах. Никто не будет готов уступить другому. Только когда мы живём в духе, мы готовы уступать и не настаивать на своих правах. Когда мы будем жить слитым духом, мы не будем настаивать на каких-либо правах для себя. Нам будет казаться, что у нас нет никаких прав, чтобы на них настаивать. Мы настаиваем на своих правах именно по той причине, что мы не живём слитым духом, а живём в душе и в плоти. Из-за того что среди верующих в Коринфе преобладала душевная жизнь и была открыта дверь для похотей плоти, среди них были судебные дела. Последовательность здесь такова: сначала душевная жизнь, затем похоти плоти, а затем настаивание на своих правах.
В 6:1 Павел спрашивает: «Смеет ли кто-нибудь из вас, кто имеет тяжбу против другого, судиться перед неправедными, а не перед святыми?» Неправедные — это неверующие, которые несправедливы перед Богом.
В стихе 2 Павел продолжает: «Или вы не знаете, что святые будут судить мир? И если вами судится мир, то неужели вы недостойны малейших судов?» В грядущем веке царства побеждающие святые будут править народами мира (Евр. 2:5-6; Отк. 2:26-27). Будучи царями вместе с Христом, эти побеждающие святые будут судить мир в грядущем веке. Поскольку святые будут судить мир, они конечно же достойны малейших судов. Это суды, проводимые несколькими святыми, которые решают тяжбы между собой. Решение таких тяжб — пустяк по сравнению с правлением над миром. Здесь Павел как бы говорит: «Если вы будете способны судить нечто великое, разве вы не способны судить сегодня малое? Почему вы не позволяете святым судить ваши тяжбы? Почему вы приносите ваши тяжбы на суд неверующим?«
В стихе 3 говорится: «Разве вы не знаете, что мы будем судить ангелов, не говоря уже о делах этой жизни?» Выражение «дела этой жизни» указывает на то, что суд святых над ангелами произойдёт в будущем, а не в этом веке. Вероятно, речь идёт о суде над ангелами, который показан во 2 Пет. 2:4 и в Иуд. 6. Ангелы, о которых идёт речь в этих стихах, а также те, о которых говорится в Эф. 2:2; 6:12 и Мф. 25:41, — это, судя по всему, злые ангелы. Таким образом, в будущем мы, верующие Христа, будем судить не только человеческий мир, но и ангельский.
В стихе 4 Павел говорит: «Итак, если у вас проводятся суды по делам этой жизни, то вы сажаете судьями тех, кто ничего не значит в церкви?» Речь идёт о неверующих, которые ничего не значат в церкви. Таким образом, здесь осуждаются тяжбы перед неверующими.
Далее, в стихе 5, Павел говорит: «К стыду вашему говорю. Так неужели нет среди вас ни одного мудрого, который сможет рассудить между своими братьями?» В 4-й главе Павел сказал, что он не хочет устыдить святых. Но здесь он говорит, что он пишет к их стыду. Он был совершенно не согласен с тем, что брат судился с братом, притом перед неверующими (ст. 6).
В стихах 7 и 8 Павел говорит: «Итак, это уже всецело поражение для вас, что вы имеете судебные дела друг с другом. Почему бы вам лучше не оставаться обиженными? Почему бы вам лучше не оставаться обманутыми? Но вы обижаете и обманываете, притом своих братьев». Когда Павел говорит, что, если верующие имеют судебные дела друг с другом, это уже поражение для них, он имеет в виду, что это слабость; подразумевается недостаток, изъян, ущербность, несоответствие (в отношении наследования царства Божьего — ст. 9). Готовность оставаться обиженным или обманутым — это готовность потерпеть утрату, усвоить урок креста, сохранить добродетель Христа, пожертвовав чем-либо. Следовательно, Павел спрашивает, почему верующие не готовы оставаться обманутыми, почему они не готовы усвоить урок креста. Вместо того чтобы потерпеть утрату, они фактически обижали и обманывали других. Безусловно, Павел говорит здесь очень резкие слова.
Я хочу ещё раз отметить, что рассматриваемая здесь проблема связана с настаиванием на наших правах. Настаивание на своих правах исходит от похоти плоти, а похоть плоти — это результат того, что человек живёт в душе. Таким образом, когда мы живём в душе, появляются похоти, а когда появляются похоти, мы отстаиваем свои права и настаиваем на них. Не может быть сомнений в том, что Павел намеренно рассматривал первые три проблемы в определённой последовательности. Первой по порядку он рассматривает проблему разделения, которое исходит от душевной жизни. Второй по порядку он рассматривает проблему тяжкого греха, который исходит от похоти плоти. Третьей по порядку он рассматривает проблему настаивания на своих правах.
Как в церковной жизни, так и в семейной жизни у нас есть эта проблема — настаивание на своих правах. Бывает, что между двумя братьями возникает проблема и каждый настаивает на своих правах в этом вопросе. В 6:1-11 Павел ощущал бремя в отношении такого настаивания на личных правах. Это скрыто в каждом из нас. У всех нас есть склонность настаивать на своих правах в тех или иных вопросах. Кто-то, возможно, скажет, что он никогда ни на кого не подавал в суд и никого не приводил к старейшинам церкви. Хотя они не делали ничего подобного, внутри у них есть намерение настаивать на своих правах. Например, они говорят про себя: «Почему этот брат так поступил со мной?» Если мы так говорим, это доказывает, что мы настаиваем на своих правах. В глазах Бога настаивать на своих правах у себя в сердце — это то же самое, что подавать на брата в суд. Такое настаивание на своих правах необходимо искоренить, и над этим необходимо тщательно поработать. В этом состояла цель Павла, когда он писал эти стихи.
В стихе 9 Павел задаёт вопрос, связанный с царством Божьим: «Или вы не знаете, что неправедные царство Божье не унаследуют?» Наследование царства в следующем веке — это награда для святых, ищущих праведности (Мф. 5:10, 20; 6:33).
Когда Павел говорит о праведности, кого он имеет в виду: того, кто обижает других, или того, кто был обижен? Мне кажется, что он имеет в виду того, кто обижает других. Если мы обижаем брата, мы неправедны. Неправедные верующие не унаследуют царство Божье. Согласно словам Господа в Евангелии от Матфея, мы должны быть абсолютно праведными, если мы хотим унаследовать грядущее царство в качестве награды. Господь даже говорит, что наша праведность должна превзойти праведность фарисеев. Поскольку Божье царство утверждено на праведности, мы должны быть праведными, чтобы унаследовать его. Поэтому мы не должны обижать или обманывать своего брата. Поступать так — значит быть неправедными, а если мы будем неправедными, мы утратим наследование царства.
В стихах 9 и 10 Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни женоподобные, ни мужеложники, ни воры, ни стяжатели, ни пьяницы, ни ругатели, ни алчные царство Божье не унаследуют». Ни один грешный или неправедный человек не может участвовать в грядущем царстве Божьем.
Примечательно, что в стихе 9 Павел говорит о наследовании царства. Слово «унаследовать» подразумевает наслаждение. Унаследовать что-либо — значит наслаждаться этим. Следовательно, унаследовать грядущее царство — значит наслаждаться царством. Грядущее царство будет радостным наследием для победителей. Согласно Евангелию от Матфея, проявление царства будет наградой побеждающим святым в качестве их наслаждения с Господом. Унаследовать царство — значит не просто войти в царство, а получить царство в качестве награды для наслаждения. Это должно быть для нас стимулом к тому, чтобы жить побеждающей жизнью, безгрешной и праведной. Если мы хотим жить такой жизнью, нам нужен праздник Бесквасного хлеба. Тогда у нас будет жизнь без закваски, жизнь без греха. Живя праведной жизнью, мы получим право унаследовать грядущее царство.
В стихе 11 Павел продолжает: «И такими были некоторые из вас; но вы были омыты, но вы были освящены, но вы были оправданы в имени Господа Иисуса Христа и в Духе нашего Бога». В отличие от омовения, освящения и оправдания, о которых говорится в 1 Ин. 1:7, Евр. 10:29 и Рим. 3:24-25, здесь омовение, освящение и оправдание не являются объективными и совершаются не посредством крови. Речь идёт о субъективном омовении возрождения, как в Тит. 3:5, о субъективном освящении Духом, как в 1 Пет. 1:2, и о субъективном оправдании в Духе, как в этом стихе. Все эти составляющие Божьего спасения были совершены в нас в имени Господа Иисуса Христа (то есть в личности Господа, в органическом союзе с Господом посредством веры) и в Духе Божьем (то есть в силе и действительности Святого Духа). Во-первых, мы были омыты от греховного; во-вторых, мы были освящены, отделены для Бога, а в-третьих, мы были оправданы Богом, приняты Им.
Нелегко понять, как мы можем быть омыты в имени Господа. Если бы Павел сказал, что мы были омыты, освящены и оправданы в драгоценной крови Христа, понять это было бы намного легче. Но что значит быть омытыми в имени Господа, а также в Духе? Кроме того, Павел использует прошедшее время и говорит, что коринфяне были омыты, освящены и оправданы. Возможно, нам трудно поверить в то, что некоторые из коринфян действительно были омыты, освящены и оправданы.
В тот момент, когда человек начинает верить в Господа Иисуса и принимает Его, он омывается в крови, а также освящается и оправдывается кровью. Однако эти омовение, освящение и оправдание являются объективными; они не субъективные. Нам также нужно переживать субъективные омовение, освящение и оправдание. И мы действительно переживали всё это сразу же после своего спасения, но лишь кратковременно. По крайней мере несколько дней мы жили чистой, беспримесной, освящённой и оправданной жизнью. Объективные омовение, освящение и оправдание осуществляются в крови Христа. Но когда мы живём чистой, освящённой и оправданной жизнью, мы переживаем нечто субъективное в отношении этих вещей. Это субъективное переживание осуществляется не в крови, а в имени Господа Иисуса и в Духе.
У меня есть уверенность в том, что каждый подлинно спасённый человек имел некоторые субъективные переживания омовения, освящения и оправдания. Разве после вашего спасения у вас не было по крайней мере в течение некоторого времени чистого и беспримесного жития? Разве вы не были святыми, освящёнными и отделёнными для Господа? Разве вы не вели такой образ жизни, который был оправданным и который не могло затронуть ничто неправедное? Однако в большинстве случаев верующие живут так не очень долго. Обычно это длится лишь несколько дней. Если вы вспомните ваши переживания после спасения, вы поймёте, что у вас действительно были субъективные омовение, освящение и оправдание в имени Господа и в Духе.
В Новом Завете выражение «в имени Господа», по сути, означает «в Самом Господе», так как это имя обозначает Личность. Если человека с тем или иным именем не существует, то это имя суетно. Но когда мы зовём живого человека по имени, этот человек откликается. Подобным образом, когда мы говорим: «Господь Иисус», мы переживаем Личность Господа. Господь — это живая Личность, а не просто имя. Поэтому всякий раз, когда мы призываем имя Господа Иисуса, мы призываем Личность Господа. Он реальный, живой, присутствующий и доступный. Когда мы призываем Его, Он откликается. Мы можем засвидетельствовать, что Господь Иисус реальный, живой и присутствующий. Когда мы призываем Его, Он приходит к нам.
В момент нашего спасения мы, возможно, призвали имя Господа непроизвольно и неосознанно; нас никто не учил делать это. В этом имени, которое является действительностью живой Личности Христа, мы были омыты, освящены и оправданы. Однако когда мы перестали призывать Господа, у нас уже не было субъективного переживания омовения, освящения и оправдания.
Согласно стиху 11, мы получаем омовение, освящение и оправдание не только в имени Господа Иисуса Христа, но и в Духе нашего Бога. Имя — это Личность, а Личность — это Дух. Мы не можем отделить имя Господа от Его Духа, потому что Дух — это Его Личность. Согласно сказанному в 14-й, 15-й и 16-й главах Евангелия от Иоанна, имя невозможно отделить от Духа. Это объясняется тем, что имя — это Личность, а Личность — это Дух. Когда мы призываем: «О Господь Иисус», Господь приходит. Но когда Он приходит к нам, Он Дух. Павел, безусловно, переживал это. Он знал, что, когда он призывает имя Господа, Господь приходит к нему как Дух. В этом имени и в Духе он переживал субъективные омовение, освящение и оправдание. Мы тоже переживаем это, когда мы призываем имя Господа и соприкасаемся с Духом, то есть с Личностью, которую обозначает это имя.
Чтобы понять сказанное Павлом в стихе 11, требуется много переживаний. Много лет назад я не знал, как применять эти слова, потому что я не был озарён в отношении значения призывания имени Господа Иисуса. Я не видел связи между именем Господа, Личностью Господа и Духом. Я не понимал, что, когда мы призываем имя Господа, приходит эта Личность и что эта Личность — Дух. Но благодаря переживаниям мы знаем, что, когда мы призываем имя Господа, мы получаем Личность Господа и что Личность Господа — это Дух. Кроме того, если мы продолжаем призывать имя Господа, наслаждаясь Его именем и Его Духом, мы ежедневно получаем омовение, освящение и оправдание. И тогда мы получаем право унаследовать грядущее царство и мы готовы унаследовать его.
Итак, мы уже увидели, что в этих главах рассматривается проблема души, проблема похотей плоти, а также проблема настаивания на своих правах. Теперь мы должны быть святыми, которые субъективно омыты, освящены и оправданы и приготовлены к тому, чтобы унаследовать грядущее царство.