Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучения Псалмов»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 9

Представление Давида о человеке и о царском статусе Давида перед Богом, опирающееся на соблюдение закона и на принцип добра и зла

  Тексты Писания: Пс. 17, Пс. 18, Пс. 19, Пс. 20, Пс. 21

  В этом сообщении мы переходим к Псалмам 17—21. Можно сказать, что эти пять псалмов — «одного поля ягоды». В этих псалмах одинаковые вкус, запах, дух и настрой.

  В предыдущем сообщении мы увидели линии, принципы и дух Библии. Две линии Библии — это линия дерева познания добра и зла и линия дерева жизни. Мы увидели, что Каин был на линии познания, а Авель — на линии жизни. Мы можем оказаться либо в группе Каина, либо в группе Авеля.

  В 1-м Псалме нет никакого намёка на то, что Давид был с Авелем. В этом псалме все аспекты и положения указывают на то, что Давид был с Каином на линии познания. Однако в первых шестнадцати псалмах есть также вехи, где Давид был с Авелем на линии жизни. Эти вехи — это 2-й, 8-й и 16-й Псалмы. Это выдающиеся и значительные псалмы; в них раскрывается секрет центральности и универсальности Христа в Божьем домостроительстве. Мы видим, что после первых шестнадцати псалмов Давид несколько продвинулся вперёд и в его представлениях виден прогресс.

  В Псалмах 17—21 Давид несколько раз «соскакивал» с линии познания. В этих псалмах у Давида появился по крайней мере небольшой вкус к линии жизни. Псалмы 22—24 — это четвёртая веха в Псалмах на линии жизни. В этих трёх псалмах раскрывается Христос. В 22-м Псалме раскрывается смерть Христа, в 23-м Псалме раскрывается пастырство Христа в Его воскресении, а в 24-м Псалме показано, что Христос будет побеждающим и приходящим Царём в веке воссоздания.

  Псалмы 17—21 раскрывают представление Давида о двух моментах — о человеке перед Богом и о царском статусе Давида перед Богом. Его представление опиралось на соблюдение закона и на принцип добра и зла. Мы видим это в свете божественного откровения в Библии, особенно в Новом Завете.

  Божественное откровение в Библии развивается поступательно. В Гал. 2:20 Павел сказал: «Я распят с Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос». В Флп. 1:21А Павел сказал: «Ибо для меня жить — это Христос». В этих стихах раскрыт большой шаг в поступательном развитии божественного откровения. Во всех тридцати девяти книгах Ветхого Завета мы не найдём ни слова о том, что Христос живёт в нас, и о том, что мы живём Христа. Представление Давида в 1-м Псалме заключалось в том, что человек, вдумывающийся в закон, блажен, но Павел сказал: «Ибо для меня жить — это Христос». Если мы хотим получить благословение, о котором говорится в 1-м Псалме, то мы примитивные и отсталые. Наше понимание божественного откровения Библии должно развиваться.

  В Ветхом Завете мы не найдём тех таинственных выражений, которые использовал Павел, потому что служение Павла состояло в том, чтобы завершить слово Божье, тайну Христа и церкви (Кол. 1:25-26). Если бы из Библии убрали четырнадцать Посланий Павла, мы бы ничего не знали о Божьем домостроительстве (1 Тим. 1:4), о тайне Божьей, Христе (Кол. 2:2), и о тайне Христа, церкви (Эф. 3:4; 5:32). В Ветхом Завете нигде не сказано: «Для меня жить — это Христос». Когда мы подходим к Псалмам, мы должны видеть их в свете полного откровения о Божьем новозаветном домостроительстве.

I. Представление Давида о человеке перед Богом

  В Псалмах 17—19 мы видим представление Давида о человеке перед Богом.

А. Прогресс в представлениях Давида

  В 17-м Псалме показан прогресс в представлениях Давида. В представлениях Давида виден прогресс: от своей собственной праведности (ст. 1-6) он переходит к тому, что Бог являет любовную заботу и скрывает его в тени Своих крыльев (ст. 7-9).

  В стихе 3 Давид сказал: «Ты испытал меня — Ты ничего не нашёл. Я решил, что мои уста не будут преступать». Давид сказал, что его уста не будут преступать и что его молитва совершалась «не губами обмана» (ст. 1). В Новом Завете Иаков сказал, что нам труднее всего управлять своими устами (Иак. 3:1-12). Но в 17-м Псалме Давид сказал Богу, что он достиг успеха в управлении своими устами. В стихе 5 Давид сказал: «Мои шаги твёрдо держались Твоих стезей; мои стопы не скользили». Давид сказал, что он по-прежнему был на Божьих стезях, как локомотив, который по-прежнему стоит на рельсах.

  В стихах 7-9 представление Давида повернулось от его праведности к Божьей чудной любовной заботе и к тому, что Бог скрывал его в тени Своих крыльев. В стихе 8 он молился: «Береги меня, как зрачок Твоего глаза; в тени Твоих крыльев скрой меня». Давид наслаждался тенью Божьих крыльев и даже наслаждался тем, что Бог берёг его как зрачок Своего глаза.

  В первых шести стихах он был сосредоточен на своей праведности. Он хвалился своей праведностью. Иаков пишет, что никто не может управлять своими устами, но Давид сказал, что Бог исследовал его и ничего не нашёл. Однако в стихах 7-9 он вышел из своей праведности. Он вошёл в глаз Бога и пришёл под Его крыло, чтобы наслаждаться тенью. Его похвала собственной праведностью была на линии познания, а Божий глаз и Божьи крылья находятся на линии дерева жизни. Это показывает прогресс в представлении Давида.

  Но сразу же после этого Давид обратил своё внимание на своих врагов. Стихи 10-14 — это его обвинение в адрес его врагов. Говоря, что он наслаждался в Божьем глазу и под Божьими крыльями, он не забывал своих врагов. Если мы обвиняем своих врагов и просим Бога низвести их (ст. 13А), это нельзя назвать молитвой согласно Божьему домостроительству. В Божьем домостроительстве Бог велит нам любить своих врагов (Мф. 5:44).

  В конце 17-го Псалма мы видим прогресс Давида: он насыщается Божьим подобием (то есть присутствием), однако Давид по-прежнему остаётся перед Богом в своей праведности (ст. 15). Как мог Давид хвалиться своей праведностью, когда он совершил такой греховный поступок, взяв себе Вирсавию и убив её мужа, Урию? Бог простил Давиду этот великий грех, но Он не забыл того, что сделал Давид. В 3 Цар. 15:5 говорится, что Давид делал угодное пред очами Господа во все дни своей жизни, кроме поступка с Урией хеттеянином. Позже, в Новом Завете, в родословии Христа в Евангелии от Матфея говорится: «Давид родил Соломона от той, что прежде была женой Урии» (1:6).

  Библия говорит, что в Новом Завете Бог прощает наши грехи и больше не помнит о них (Евр. 8:12). Почему в таком случае Бог записал ошибку Давида в родословии Христа? Это свидетельствует о том, что понять Библию нелегко. В 51-м Псалме показано, что Бог простил Давида, но в 1-й главе Евангелия от Матфея Бог, тем не менее, упоминает Урию; это означает, что Бог не забыл об этом. Урия был хеттеянином, язычником. В Мф. 1:6 говорится, что Давид родил Соломона «от той, что прежде была женой Урии», чтобы подчеркнуть великий грех Давида, показывая тем самым, что Христос, царственный Спаситель, имеет отношение не только к язычникам, но и к грешникам.

  Несмотря на свой великий грех в Пс. 17:15 Давид сказал: «Я же буду в праведности созерцать Твоё лицо». Он всё ещё оставался в своей праведности перед Богом, однако по крайней мере в одном деле он не был праведным. Иаков сказал: «Ибо кто соблюдёт весь закон, но преткнётся в одном, тот стал виновным во всём» (Иак. 2:10). Как мы отмечали, одним своим проступком Давид нарушил последние пять заповедей, потому что он убил, совершил прелюбодеяние, украл, лжесвидетельствовал и желал чужого (Исх. 20:13-17). Давиду следовало сказать, что он будет созерцать лицо Бога по причине Божьей милости и любовной заботы. Божья любовная забота противостоит праведности Давида. Что надёжнее: праведность Давида или Божья любовная забота? Как мы сможем стоять, если Бог будет исследовать нас до самой глубины? Мы не сможем стоять перед лицом Бога в своей праведности. Мы должны скрыться под тенью Его крыльев.

  В 17-м Псалме мы видим человеческое представление Давида, однако мы также видим прогресс в его представлении. Мы видим продвижение от «Давида-Каина» к «Давиду-Авелю».

Б. Псалом, в котором Давид выражает своё представление

  Псалом 18 — это псалом, в котором Давид выражает своё представление. В заглавии этого псалма говорится, что Давид беседовал с Иеговой словами этой песни после того, как Бог избавил его от всех его врагов и от Саула. Этот псалом не просто молитва или хвала, это — беседа с Богом.

  Я хочу спросить вас, есть ли у вас время, когда вы беседуете с Господом? Беседовать — значит открываться и высвобождать все свои мнения. Была ли у нас когда-нибудь такая беседа с Господом Иисусом? Псалом 18 — это человеческая беседа с божественным Богом. Это замечательно. Просто иметь возможность и привилегию беседовать с Богом — это большое благословение. Беседа с кем-либо подразумевает тесные отношения. Мы должны сидеть со своим собеседником лицом к лицу и смотреть ему в глаза. Нам нужна такая близкая, человеческая беседа с божественным Богом. Давид начал свою беседу с Богом так: «Я люблю Тебя, Иегова, моя крепость» (ст. 1). Это очень сладкая беседа.

  В 18-м Псалме раскрывается прогресс в представлении Давида: он наслаждается спасающим Богом как своей крепостью, своим утёсом, своей твердыней, своим Избавителем, своим Богом, своей скалой, своим щитом, своим рогом спасения и своим высоким прибежищем, в котором он находил убежище (ст. 1-5). Утёс — это крутая, неровная скала. Давид сказал, что Иегова был его утёсом, его скалой, в котором он находил убежище. Давид любил Иегову, потому что Иегова был для него столь многим. Он наслаждался Иеговой как своим спасающим Богом.

  В стихе 6 Давид осознал, что Бог услышал его голос из Своего храма не по причине его праведности. Это — прогресс: раньше Давид полагался на то, чем он являлся и чем он обладал, теперь же он полагался на то, чем является Бог и чем Он обладает.

  Даже хотя Давид осознал, что Бог услышал его голос из Своего храма, он изображал Бога не пребывающим в Его храме, а пребывающим в Его ярости и Его ужасающем величии (ст. 7-15). Из этого следует, что в представлениях Давида был прогресс, но после этого он вернулся к своему природному представлению.

  В стихах 16-28 Давид вернулся к теме своих праведности и чистоты, по причине которых Бог избавил его от его врагов. Верите ли вы, что Бог избавил Давида от его врагов по причине его праведности и чистоты? Давид был не прав, думая так. Бог благ к нам не по причине нашей праведности. Он благ к нам по причине Своего сострадания. Нам не только нужна Его милость — нам также нужно, чтобы Его далеко идущее сострадание сохраняло нас.

  В любом случае Давид осознавал, что Бог был Тем, кто укреплял его, был его щитом, поддерживал его и давал ему способность вести войну, Тем, кто сделал его ноги как ноги лани и чья снисходительная мягкость сделала его великим (ст. 29-36). Бог превосходен, но Божья мягкость снисходительна. Бог находится на престоле, но Он показывает нам Свою мягкость тем, что Он сходит к нам. Таким образом, Давид свидетельствовал, что при помощи такого Бога он одержал верх над своими врагами и уничтожил ненавидящих его (ст. 27-42). Это снова показывает нам смесь в представлении Давида.

  В итоге Давид хвалил Бога за то, что Бог избавил его от распрей народа и сделал его главой племён, которые служили ему, слушались его и раболепствовали перед ним; и он благословлял Бога, свою скалу, и превозносил Бога своего спасения, который превознёс его над его врагами (ст. 43-49). С одной стороны, мы видим здесь большой прогресс в представлении Давида. С другой стороны, мы видим смесь в его представлении.

  В заключение 18-го Псалма говорится, что Бог возвеличил спасение Давиду, Божьему царю, и сотворил любовную заботу ему, Божьему помазаннику, и его семени вовеки (ст. 50). Божье возвеличивающееся спасение Давиду не только спасло его, но и сделало его царём. В своей праведности Давид не был достоин быть Божьим помазанником. Но Бог помазал его из Своей любовной заботы. Семенем Давида, которое наследует завет, заключённый Богом с Давидом, является Христос.

В. Хвала Давида свидетельству говорения вселенной и его одобрение закона привели его к более глубокому исканию совершенства перед Иеговой

  Псалом 19 — это хвала Давида свидетельству говорения вселенной и его одобрение закона, которые привели его к более глубокому исканию совершенства перед Иеговой.

  Стихи 1-6 — это хвала Давида говорению вселенной, сотворённой Богом. В этих стихах Давид, несомненно, находился на линии жизни. Вся вселенная говорит каждый день и даже каждое мгновение. «Небеса возвещают славу Бога, и пространство провозглашает дело Его рук» (ст. 1). В стихах 4Б-5 солнце обозначает Христа как жениха и как могучего человека. Мы знаем, что в прообразе солнце обозначает Христа, потому что Давид называет солнце женихом. Христос — это Жених с невестой. Восхождение Христа, показанное в прообразе солнца, — это обращение вокруг земного шара, и ничто не скрыто от Его тепла (ст. 6). Слово «обращение» указывает здесь на то, что земля круглая.

  После своей хвалы говорению вселенной в стихах 1-6 Давид снова высоко оценивает закон в стихах 7-11. В стихах 1-6 он был «Авелем»; в стихах 7-11 он был «Каином». Мы должны «записать» на «счёт» Давида его пребывание на линии жизни и «списать» с его «счёта» пребывание на линии познания добра и зла.

  Давид высоко ценил закон. В стихе 7 говорится: «Закон Иеговы совершенен, восстанавливает душу; свидетельство Иеговы верно, умудряет простого». Закон Бога — это Его свидетельство (Исх. 31:18; 32:15). В стихе 11 Давид сказал, что в соблюдении Божьих заповедей большая награда. Это представление не соответствует божественному представлению Божьего новозаветного домостроительства.

  В 1-м Псалме Давид сказал, что человек, который находит отраду в законе, будет как дерево, посаженное при потоках вод (ст. 2-3). Но в Евангелиях Иоанн Креститель сказал: «И уже топор у корня деревьев лежит. Итак, всякое дерево, не приносящее хорошего плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10). В Лк. 13:6-9 Господь рассказал притчу, указав, что Бог пришёл в Сыне искать плода от еврейского народа, который был уподоблен смоковнице. Если они не покаются и не принесут плода, они будут отсечены. Израиль был подобен дереву, посаженному у закона как вод, но Бог отсечёт их, если они не покаются и не примут Христа. Мы увидели, что дух Библии не превозносит закон. Он превозносит только Христа. Во всей Библии нет другого отрывка, в котором закон превозносится так высоко, как в Пс. 19:7-11.

  После того как Давид превознёс закон, он принёс молитву Иегове, своей скале и своему Искупителю (ст. 12-14). В стихе 12 он просил Бога затронуть его тайные ошибки. У всех нас есть тайные ошибки, о которых знаем только мы. Кроме того, Давид молился о том, чтобы Бог удержал его от дерзких грехов (ст. 13). Быть дерзким — значит быть необдуманно смелым.

  Давид молился о том, чтобы быть приемлемым перед Иеговой в его словах внешне и в его раздумьях внутренне (ст. 14). Иногда вы бываете приемлемыми только внешне, в своих словах. Но что можно сказать о ваших внутренних раздумьях? Такая молитва указывает на то, что Давид стремился соблюдать закон до такой степени, что был готов к тому, что Бог затронет его тайные прегрешения, его дерзкие грехи, слова его уст и раздумья его сердца. Он хотел быть совершенным и чистым.

  Здесь важно не то, мог ли Давид достичь такого совершенства. Даже если бы он мог быть совершенным, был бы Бог доволен этим? Когда мы размышляем об этом, мы должны обратить внимание на весь принцип Библии. Весь принцип Библии показывает, что Богу не нужно ничего исходящего только от человека. Какой бы хорошей ни была та или иная вещь, если она только человеческая, Бог отложит её в сторону. Богу нужен не хороший человек и даже не совершенный человек, а Богочеловек. Желание Бога состояло в том, чтобы воплотиться в человеке по имени Иисус, умереть на кресте, быть воскрешённым и в воскресении стать животворящим Духом, чтобы обитать в нас, жить в нас и, живя в нас, выражать Себя. Когда Христос живёт через нас, нашим поведением является не что-то хорошее в нас, а Христос. «Для меня жить — это Христос». Мы должны толковать 19-й Псалом с видением всего принципа Библии.

  Если Давид смог бы стать совершенным человеком, его превознесли бы очень высоко. Но Библия не превозносит никого, кроме Христа. У Христа должно быть первенство во всём. Вот почему Павел сказал: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос» (Гал. 2:20А). Мы видим, что, согласно божественному представлению, Давид был не прав. Бог принял Авеля не потому, что Он затронул его тайные ошибки и его дерзкие грехи, а потому, что Авель осознал, что он был грешником. Он нуждался в том, чтобы Христос был его приношением. Он принёс Богу не то, чем он сам являлся, а Христа. Поэтому Бог принял его в Христе. Бог принял его не в нём самом, не в том, что он сделал, и не в том, что он вырастил, а исключительно в Христе. Однако в конце 19-го Псалма Давид был не на линии Авеля, а на линии Каина.

  Скорее всего, мы не соглашались с тем, что сделал Каин в 4-й главе Бытия, но мы, несомненно, соглашались с молитвой Давида в конце 19-го Псалма. Это очень глубокая молитва. Более пятидесяти лет назад я молился молитвой Давида в 19-м Псалме каждое утро на протяжении долгого времени. Мы молимся такой молитвой, но никто не может достичь уровня этой молитвы. В стихах 12-14 Давид молится: «Кто может распознать свои заблуждения? Очисти меня от моих тайных прегрешений. Также и от дерзких грехов удержи Твоего слугу; пусть они не господствуют надо мной; тогда я буду безукоризненным и очищенным от великого преступления. Да будут слова моих уст и раздумье моего сердца приемлемы перед Тобой, Иегова, моя скала и мой Искупитель». Эта молитва кажется чудесной, но на самом деле Давид здесь находился на линии Каина. Подобно Каину, он изо всех сил старался принести произведение своего урожая Богу. Другими словами, он приносил свои дела, свои свершения и свои результаты Богу, откладывая Христа в сторону. Однако в 51-м Псалме Давид применил Христа в высшей степени, потому что он осознал, что он совершил великий грех и ему был нужен Христос.

II. Представление Давида о его царском статусе перед Богом

  В Псалмах 20 и 21 раскрывается представление Давида о его царском статусе перед Богом.

А. Благословение Давида в его царском статусе

  В 20-м Псалме показано благословение Давида в его царском статусе. В стихах 1-9 Давид благословил свой народ. Согласно принципу Библии, больший благословляет меньшего (Евр. 7:7).

  Давид благословил свой народ тем, что Иегова ответит им, поставит их на высоте, поможет из святилища, поддержит с Сиона, вспомнит все их хлебные приношения и примет их всесожжение (ст. 1-3). Он благословил их тем, что Иегова даст им по желанию их сердца и исполнит все их намерения, и тем, что они будут победоносно восклицать при Его спасении и поднимут знамя именем своего Бога (ст. 4-5). У Давида была уверенность, что Иегова спасает Своего помазанника (царя Давида) и ответит ему со Своего святого неба могущественным спасением от Своей правой руки (ст. 6).

  Далее Давид сказал, что мы хвалимся именем Иеговы, нашего Бога, а не колесницами и конями и что мы, а не наши враги встали и стоим прямо (ст. 7-8). Заключительной частью его благословения является стих 9, в котором говорится: «Иегова, спаси! Да ответит нам царь, когда мы воззовём». В этом стихе слово «царь» относится к Давиду.

  Бол́ьшая часть благословения Давида была нормальной, но мы видим, что до определённой степени он по-прежнему оставался в своём старом представлении. Тем не менее из 20-го Псалма следует, что по сравнению с тремя предыдущими псалмами у Давида был прогресс и продвижение в его представлении. Когда человек благословляет, это выше, чем когда он молится. Человеку, который благословляет людей, требуется более высокий статус, больший рост в жизни. Маленькие дети не могут благословлять других людей. Маленькая девочка не может сказать отцу: «Папа, я благословляю тебя», но она может сказать: «Папа, я буду молиться за тебя». Дети могут молиться, и они молятся за своих родителей. Но ребёнок не может благословить своих родителей, потому что для благословения требуется определённый рост в жизни.

  Мы должны расти в жизни, чтобы прийти к мере роста, с которой мы сможем благословлять других. Тот факт, что Давид мог благословлять людей, означает, что у него был рост в жизни. После того как Иаков стал Израилем и достиг преклонного возраста, он спустился в Египет и благословлял людей. Его руки были не работающими руками, а благословляющими руками (Быт. 47:7, 10; 48:15, 20). Чем старше вы становитесь, тем больше вы можете благословлять людей. Но для того чтобы иметь способность благословлять других, требуется не только возраст, но и рост в жизни. Благословение также выше, чем благодарение и хвала. Маленький мальчик может хвалить Бога, но он не может благословлять других людей.

  Благословение Давида в 20-м Псалме касалось его самого, Бога и его народа. Это означает, что в 20-м Псалме он выше, глубже и Богаче, чем в предыдущих псалмах. В представлении Давида в отношении его царского статуса виден прогресс: он перешёл от своей праведности к Божьему святилищу, горе Сион, хлебным приношениям и всесожжению Богу, к Божьему могущественному спасению и Божьему имени. В его благословении ничего не сказано о его праведности. Если мы стоим на своей праведности, мы можем молиться, но не можем благословлять. Для того чтобы благословлять людей, мы должны стоять на всём, чем является Бог. Мы не можем благословлять людей своей праведностью. Мы должны благословлять их тем, чем является Бог и чем Он обладает.

Б. Хвала Давида Иегове за его царский статус и Божью яростную расправу с его врагами

  В 21-м Псалме Давид хвалит Иегову за свой царский статус и говорит о Божьей яростной расправе с его врагами. Давид хвалил Иегову за свой царский статус, полученный им благодаря Его укреплению, спасению, благословениям, возложению венца, продлению жизни, великой славе, величию и великолепию и любовной заботе (ст. 1-7). Здесь Давид не упомянул свою праведность. Если мы полагаемся на свою праведность, наш царский статус не может созидаться. Стремление соблюдать закон делает нас рабами, а не царями. Согласно 4-й главе Послания к галатам, дети, рождённые посредством закона, являются рабами (ст. 24-25). Но дети, рождённые благодатью, становятся царями. Если мы полагаемся на Божью любовную заботу, это созидает наш царский статус.

  В стихах 8-12 Давид говорил о Божьей яростной расправе с его врагами: Он поглощает их и уничтожает их потомков. Это — представление Давида. В отношении своего царского статуса он полагался на Божью любовную заботу. Однако в отношении своих врагов он обращался к Божьей яростной расправе.

  В стихе 13 Давид благословил Иегову, чтобы Он был возвышен в Своей силе, чтобы Давид как царь со своим народом пел и возносил псалмы Его могуществу. Этот стих показывает человека, который благословляет не только свой народ, но и Бога. Как царь, он благословил свой народ. Как Божий помазанник, он благословил помазывающего Бога. У 21-го Псалма очень хорошее завершение.

  В этих пяти псалмах мы видим большой прогресс Давида. Если сравнить 17-й Псалом и конец 21-го Псалма, мы увидим постепенный прогресс. Этот прогресс подводит нас к 22-му Псалму, в котором говорится о смерти Христа, к 23-му Псалму, в котором говорится о пастырстве Христа в Его воскресении, и к 24-му Псалму, в котором говорится о правлении Христа как приходящего Царя.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках