Тексты Писания: Пс. 146, Пс. 147, Пс. 148, Пс. 149, Пс. 150
В этом сообщении мы рассмотрим последние пять псалмов, Псалмы 146—150. Поскольку каждый из этих псалмов начинается и заканчивается словом «аллилуйя», эти пять псалмов называются псалмами восклицаний «аллилуйя». В Септуагинте говорится, что Псалмы 146—149 были написаны Аггеем и Захарией после их возвращения из плена. Возвращение Божьего народа из плена было великим освобождением и воссозданием.
Некоторые толкователи говорят, что пять книг Псалмов соответствуют пяти книгам закона, написанным Моисеем: Бытию, Исходу, Левиту, Числам и Второзаконию. Другие толкователи говорят, что Псалмы — это экстракт всей Библии. Третьи превозносят Псалмы 146—150. Однако Божье домостроительство и раздаяние раскрыты в этих псалмах очень незначительно, потому что во время их написания «духовная цивилизация» была ещё довольно примитивной. С тех пор как были написаны Псалмы, божественное откровение в Писаниях продвинулось далеко вперёд. Поэтому Псалмы 146—150 невозможно сравнивать с Посланием к эфесянам.
I. Завершающая хвала соответствует хвалам в конце откровения
Я озаглавил это сообщение по Псалмам 146—150 следующим образом: «Завершающая хвала». Эта завершающая хвала соответствует хвалам в конце Откровения. В Отк. 19:1 говорится: «Аллилуйя! Спасение, и слава, и сила принадлежат нашему Богу». Здесь Бог восхваляется за Его спасение, славу и силу. В стихе 6 говорится: «Аллилуйя! Ибо воцарился Господь, наш Бог Всемогущий».
II. Восхваление Иеговы за Его царствование с Сиона
Псалом 146 посвящён восхвалению Иеговы за Его царствование с Сиона.
А. Он является помощью Своим святым
Стихи 3-5 представляют собой хвалу Иегове за то, что Он является помощью Своим святым. В стихах 3 и 4 приводится предыстория этого псалма. В стихе 3 говорится: «Не полагайтесь на князей, на сына человеческого, у которого нет спасения». Аггей и Захария, родившиеся в плену, видели царей Вавилона и Персии, именно поэтому они призывают нас не полагаться на князей. В стихе 4 о сыне человеческом сказано следующее: «Выходит его дыхание; он возвращается в свою землю; в тот день гибнут его замыслы». Замыслы Вавилонских и персидских царей погибли. Далее, в стихе 5, говорится: «Блажен тот, чей помощник — Бог Иакова, чья надежда — на Иегову, его Бога». Автор знал, что возвратившиеся пленники были блаженными людьми.
Б. Он сотворил небеса, землю и всё
В стихе 6 говорится, что Иегова создал небеса, землю и море и всё, что в них, и что Он хранит веру вовеки.
В стихах 7 и 8 говорится, что Иегова совершает суд для угнетённых, даёт пищу изголодавшимся, освобождает узников, открывает глаза слепых, поднимает поникших и любит праведных. Согласно стиху 9, Он также сохраняет пришельцев и поддерживает сироту и вдову, а путь порочных Он расстраивает.
Г. Он будет царствовать во веки и веки
Стих 10 в заключение провозглашает, что Иегова будет царствовать во веки и веки.
Псалом 146 — это хороший псалом. Однако автор по-прежнему придерживался принципа добра и зла и писал согласно познанию добра и зла. Здесь мы не видим ничего о Христе, Духе, жизни и церкви. Нам нужно увидеть, что сегодня Христос — это Дух в нашем духе и что благодать Христа также находится в нашем духе.
III. Хвала Иегове за повторное построение Иерусалима
Псалом 147 — это хвала Иегове за повторное построение Иерусалима. В стихе 2А говорится: «Иегова созидает Иерусалим».
А. Он собирает изгнанников Израиля
Иегова собирает изгнанников Израиля. Сбор изгнанников — это освобождение пленников и возвращение их в Иерусалим для повторного построения Иерусалима. Кроме того, Иегова исцеляет сокрушённых сердцем и перевязывает их раны. Он возвышает смиренных и принижает порочных — Вавилонян и персов, пленивших изгнанников, — до земли (ст. 2Б-6).
Б. Он даёт пищу скоту и птицам, и Ему угодны боящиеся Его и надеющиеся на Его любовную заботу
Иегова даёт пищу скоту и птицам (ст. 9). Ему не отрадна ни сила коня, ни ноги человека, но Ему «угодны боящиеся Его, надеющиеся на Его любовную заботу» (ст. 10-11).
В. Он восстанавливает Иерусалим
Иегова восстановил Иерусалим, укрепил его засовы и благословил его народ миром и обильным обеспечением (ст. 12-18).
Г. Он возвещает Своё слово Иакову, Свои постановления и предписания — Израилю
«Он возвещает Своё слово Иакову, Свои постановления и Свои предписания — Израилю. Он не поступал так ни с каким другим народом; и Его предписаний — они не знали их» (ст. 19-20). Аггей и Захария могли сравнивать себя с язычниками и хвалиться тем, что у них, в отличие от язычников, были Божьи предписания. Сегодня у нас, верующих в Христа, нет постановлений и предписаний, но у нас есть животворящий Дух и божественное раздаяние. То, что было у Аггея и Захарии, не идёт ни в какое сравнение с тем, что есть у нас в Новом Завете.
IV. Хвала Иегове за Его возвышенное имя и за Его всепревосходящую славу
Псалом 148 — это хвала Иегове за Его возвышенное имя и за Его всепревосходящее величие.
А. Все небесные вещи и существа должны хвалить Его с небес
В стихах 1-6 содержится повеление всем небесным вещам и существам хвалить Иегову с небес. В отношении этого в стихе 5 говорится: «Пусть они хвалят имя Иеговы; ибо Он повелел, и они были сотворены».
Б. Все земные вещи и существа должны хвалить Его с земли
Далее, в стихах 7-13, говорится, что все земные вещи и существа должны хвалить Иегову с земли. В отношении этого в стихе 13 говорится: «Пусть они хвалят имя Иеговы, ибо одного Его имя возвышено; Его слава — над землёй и небесами».
В. Весь Его народ должен хвалить Его
Согласно стиху 14, весь Его народ, Его святые, дети Израиля, народ, который близок к Нему, должен хвалить Его.
V. Хвала Иегове за то, что Ему угоден Его народ, Израиль, и за то, что Он украшает смиренных спасением
Псалом 149 — это хвала Иегове за то, что Ему угоден Его народ, Израиль, и за то, что Он украшает смиренных спасением.
А. Новой песней в собрании святых
В стихе 1 содержится призыв петь новую песню Иегове и Его хвалу в собрании святых.
Б. Израиль радуется своему Создателю, дети Сиона ликуют о своём Царе
В стихе 2 говорится: «Пусть радуется Израиль своему Создателю; пусть дети Сиона ликуют о своём Царе». В стихе 3 даётся повеление хвалить Его имя с плясками и пением псалмов Ему под бубен и лиру. Иегове угоден Его народ, и Он украшает смиренных спасением (ст. 4). Поэтому в стихах 5 и 6 говорится, что верные должны ликовать в славе и звонко восклицать на своих постелях, с высокими хвалами Богу в своих устах и с обоюдоострым мечом в своей руке.
В. Совершить отмщение над племенами и наказание среди народов
В стихах 7-9А говорится, что святые должны совершить отмщение над племенами и наказание среди народов, сковать царей народов кандалами и их вельмож — железными цепями и совершить над ними написанный суд. Эта честь — для всех Его верных (ст. 9Б).
Псалом 150 — это хвала Иегове Богу.
Стих 1 — это повеление хвалить Иегову в Его святилище и в пространстве, являющем Его силу.
В стихе 2 содержится повеление хвалить Бога за Его могущественные деяния и по Его огромному величию.
В стихах 3-5 содержится повеление хвалить Бога под звук трубы, под арфу и лиру, с бубном и плясками, под струнный инструмент и свирель, под звучные кимвалы и под кимвалы громко звенящие. Сегодня наш дух является лучшим «инструментом»; он лучше, чем любой инструмент, упомянутый в этих стихах. Если мы будем упражнять свой дух, мы сыграем хорошую «музыку».
Наконец в стихе 6 говорится, что всё, в чём есть дыхание, должно хвалить Иегову.
VII. Дух, действительность и отличительная черта божественного откровения в Псалмах
В Отк. 19:10 говорится, что дух пророчества в Откровении — это свидетельство Иисуса. На основании этого принципа можно сказать, что духом, действительностью, отличительной чертой божественного откровения в Псалмах является Христос (Лк. 24:44) как центральность и универсальность вечного домостроительства Божьего. Чтобы быть таковым, Христос прежде всего является воплощением Триединого Бога, затем домом, жилищем, Божьим (который обозначен храмом), царством Божьим (которое обозначено городом Иерусалимом) и Правителем всей земли, правящим из дома Божьего и в царстве Божьем. Таким образом, Он есть всё во всём во всей вселенной. Это божественное откровение не отличается от раскрытого во всём Святом Писании. Единственная особенность божественного откровения в книге Псалмов состоит в том, что такое высокое откровение, более того вершина божественного откровения, пророчески показано в излияниях эмоций древних благочестивых святых. Поэтому оно смешано с их утешением в страданиях и с развитием благочестия; однако центром, действительностью, духом высочайшего откровения является не утешение в страданиях и не развитие благочестия, а Христос Божий, который является всем во всём согласно Божьему желанию и для Божьей отрады.
Завершённостью этого высочайшего божественного откровения является город Новый Иерусалим как знамение жилища, скинии, Бога (Отк. 21:1-3), через которое Триединый Бог будет явлен и выражен во всеобъемлющем Христе.
Бог хочет получить органическое жилище на земле, и это жилище представляет собой совокупность живых святых, которых Бог обрёл в результате кладущей конец смерти и порождающего воскресения всеобъемлющего Христа. Они будут вечным явлением и выражением приготовленного и завершённого Триединого Бога, а Он будет всем для них в Своём всеобъемлющем Христе. Триединый Бог будет царствовать на новой земле через такой организм в новой вселенной. Это — дух, суть, книги Псалмов.