Выражение эмоций святых перед Иеговой с разных сторон
Тексты Писания: Пс. 135, Пс. 136, Пс. 137, Пс. 138, Пс. 139
В этом сообщении мы рассмотрим Псалмы 135—139. Прежде чем мы перейдём к этим псалмам, я хочу сказать о порядке ста пятидесяти псалмов.
В первых ста девятнадцати псалмах говорится о законе. И в 1-м Псалме, и в 119-м Псалме говорится о законе. Что касается закона, 1-й Псалом — это отличное начало, а 119-й Псалом — это отличное завершение. В связи с законом в 119-м Псалме используются семь синонимов слова «закон»: свидетельство или свидетельства, слово, постановления, предписания, повеления, суды и заповеди. Итогом этих семи синонимов является путь.
В 119-м Псалме, в частности, говорится о законе как Божьем свидетельстве. Согласно Библии, это свидетельство является свидетельством того, чем является Бог. Закон — это прообраз, символ, Христа как свидетельства Божьего. Для того чтобы понять это, нам нужно рассмотреть другой прообраз Христа — Ковчег Свидетельства (Исх. 25:10-11, 16, 21-22). Ковчег Свидетельства был помещён в Святое Святых в скинии, которая называлась Скинией Свидетельства (Исх. 38:21). В Библии не сказано, что в Ковчег поместили закон; нет, в ней сказано, что в Ковчег поместили Свидетельство (Исх. 40:20). Закон, который хранится в Ковчеге, или скрыт в нём, называется Свидетельством.
За 119-м Псалмом следуют пятнадцать псалмов, которые называются Песнями восхождений (Пс. 120—134). Оставшиеся шестнадцать псалмов можно разделить на три группы: Псалмы 135—139, Псалмы 140—145 и Псалмы 146—150. Псалмы 135 и 146—150 — это псалмы, отличительным признаком которых является восклицание «аллилуйя», так как каждый из них начинается и заканчивается словом «аллилуйя». Однако, как мы увидим, природа содержания 135-го Псалма отличается от природы содержания Псалмов 146—150. Эти шесть псалмов являются псалмами восклицаний «аллилуйя», но у них различное содержание.
В этом сообщении мы рассмотрим Псалмы 135—139. В каждом из этих псалмов есть выдающееся положение, или значение. Выдающимся положением 135-го Псалма является хвала Иеговы за Его добродетели. Выдающимся положением 136-го Псалма является вечная любовная забота Иеговы. Во второй половине каждого стиха этого псалма говорится: «Ибо Его любовная забота — вовеки». Выдающимся положением 137-го Псалма является то, что святые вспоминают о Сионе и не забывают Иерусалим. Псалмист сказал, что пленники плакали у рек Вавилона, когда они вспоминали Сион (ст. 1). Далее псалмист сказал, что он не мог забыть Иерусалим (ст. 5). Выдающимся положением 138-го Псалма является благодарение Иегове в поклонении, направленном к Его святому храму. В 139-м Псалме говорится о том, что Бог всеведущий и вездесущий. Однако выдающимся положением этого псалма является не то, что Бог всеведущий, или то, что Он вездесущий, а то, что псалмист просил Бога о том, чтобы Он исследовал и испытал его. Здесь псалмист как бы говорит: «О Иегова, исследуй меня и испытай меня, чтобы увидеть, что есть во мне. Только Ты можешь так исследовать меня, потому что только Ты всеведущий и вездесущий. Только Ты имеешь право исследовать и испытать меня».
Люди, которые расположили Псалмы именно в таком порядке, сделали это согласно их содержанию. В этом порядке мы видим Псалмы 1—119, в которых говорится о законе, Псалмы 120—134, в которых говорится о подъёме, о восхождении на Сион, и последние шестнадцать псалмов, Псалмы 135—150. Псалом 135, псалом восклицаний «аллилуйя», стоит отдельно, тогда как Псалмы 146—150, остальные пять псалмов восклицаний «аллилуйя», собраны в одну группу.
В Псалмах 136—145 нет ничего выдающегося, ничего особо важного. Некоторые, услышав это, спросят о 137-м Псалме: «Разве то, что святые вспоминают Сион и не забывают о Сионе, не является чем-то выдающимся?» Что касается плена, это, возможно, выдающееся положение. Однако что касается Божьего домостроительства, эти вещи не так важны. То, что они плакали и повесили лиры на ивы, не имеет никакого отношения к Божьему домостроительству. Таким образом, когда мы говорим, что в этих псалмах нет ничего выдающегося, это основано на принципе Божьего домостроительства.
Это сообщение по Псалмам 135—139 озаглавлено следующим образом: «Выражение эмоций святых перед Иеговой с разных сторон». Особым положением в этих псалмах было не выражение эмоций святых, а тот факт, что авторы были людьми, близкими к Богу. Таким образом, эти псалмы являются выражениями эмоций авторов, которые были очень близки к Богу. Эти эмоции выражены с различных сторон. Например, 137-й Псалом был написан со стороны человека, сидящего у рек Вавилона, тогда как 139-й Псалом был написан со стороны Божьего исследования и испытания. В 139:23-24 Давид молился: «Исследуй меня, Боже, и узнай моё сердце; испытай меня и узнай мои беспокойные мысли; и посмотри, нет ли во мне губительного пути, и веди меня по пути вечному». Такую молитву может произнести только тот человек, который очень близок к Богу, который пребывает лицом к лицу с Ним.
Псалмы 135—139 были написаны с разных сторон, чтобы выразить эмоции псалмистов перед Богом. В этих псалмах нет ничего выдающегося в отношении Божьего домостроительства. Тем не менее в этих псалмах раскрывается, что их авторы были очень близки к Богу. Нам нужно помнить об этом при рассмотрении каждого из этих пяти псалмов.
I. Повеление священникам, служащим Иегове в Его доме, во дворах Его дома, хвалить Его
Тема 135-го Псалма — повеление священникам, служащим Иегове в Его доме, во дворах Его дома, хвалить Иегову за Его добродетели. Такой псалом мог написать только человек, который был близок к Господу и заботился о Господних интересах и о служащих священниках. Я думаю, что автор этого псалма был не священником, а обычным гражданином среди Израильтян. Поскольку он был близок к Господу и поскольку у него была личная забота о поклонении Богу и о священниках, он повелевал священникам поклоняться Богу.
Сегодня в церковной жизни действует тот же принцип. У нас есть соработники, полновременные служащие и полновременные обучающиеся. Некоторые святые в церкви, которые очень близки к Господу, заботятся об этих людях, наблюдают за ними и молятся за них. Например, соработник служит Господу на полновременной основе, но у него мало отчаяния по отношению к Господу. Однако некоторые из старших святых, которых беспокоит эта ситуация, молятся об этом соработнике.
«Аллилуйя! Хвалите имя Иеговы; хвалите Его, слуги Иеговы, стоящие в доме Иеговы, во дворах дома нашего Бога. Хвалите Иегову, ибо Иегова благ; пойте псалмы Его имени, ибо это приятно» (ст. 1-3). Здесь содержится повеление священникам хвалить Бога за Его благость.
Б. За то, что Он избрал себе Иакова, Израиля — Своим собственным сокровищем
«Ибо Иегова избрал Себе Иакова, Израиля — Своим собственным сокровищем» (ст. 4). У Исаака было два сына: Исав, у которого не было проблем с поведением, и Иаков, который вёл себя беспутно. Исаак избрал Исава, который делал всё, чтобы угодить ему, а Бог избрал Себе Иакова. Для Божьего домостроительства требовался этот беспутный человек. Без него Божье домостроительство не было бы исполнено.
В стихе 4 говорится, что Бог избрал Иакова для Себя, а также что Он избрал Израиля Своим собственным сокровищем. Когда Иаков был преобразован в Израиля, князя Божьего, он стал Божьим собственным сокровищем. Бог избрал Иакова для Себя, однако Он избрал Израиля Своим сокровищем.
В. За Его величие над всеми богами
В стихе 5 псалмист говорит: «Ибо я знаю, что Иегова велик и что наш Господь выше всех богов». Далее, в стихах 15-18, он объясняет: «Идолы народов — обычные серебро и золото, изделие человеческих рук. У них есть уста, но они не говорят; у них есть глаза, но они не видят. У них есть уши, но они не обращают уха; и нет дыхания в их устах. Делающие их, все, кто полагается на них, будут подобны им». Здесь проводится сравнение между нашим Богом, который является особенным, и Богами, идолами, которые не могут ни говорить, ни видеть, ни слышать. Наш Бог могущественнее, чем боги, и выше всех богов.
Г. За то, что Он, будучи могущественным, делает всё, что Ему угодно, на небе, на земле и в морях
В стихах 6 и 7 показано, что священникам также было дано повеление хвалить Бога за Его творение: «Всё, что угодно Иегове, Он делает на небе и на земле, в морях и всех глубинах. Он заставляет пары восходить от края земли; Он делает молнии для дождя; Он выводит ветер из Своих сокровищниц». Он управляет атмосферой по всему земному шару ради всех живых существ — растений, животных и людей, потому что всем им нужны облака, ветер и дождь.
Д. За Его чудесные дела в Египте над первородными от человека и до скотины, над фараоном и всеми его слугами
В стихах 8 и 9 говорится, что священники должны были хвалить Бога за Его чудесные дела в Египте над первородными от человека и до скотины, над фараоном и всеми его слугами.
Е. За то, что Он поразил великие народы и убил всех царей Ханаана, в частности царя Сигона и царя Ога
В стихах 10-12 говорится о том, что Иегова поразил великие народы и убил всех царей Ханаана, в частности Сигона, царя аморреев, и Ога, царя Васана. Эти цари были двумя привратниками бесовского и идолопоклоннического Ханаана. Иегова сразил народы и царей, чтобы отдать их земли в наследие Израилю, Своему народу. Псалмист повелел священникам хвалить Бога за всё, что Он сделал в то время, когда Он привёл Израиля в Ханаан и убил всех царей, чтобы Его народ завладел землёй.
Ж. За то, что Он совершил суд для Своего народа и явил сострадание Своим слугам ради Своего имени
В стихах 13 и 14 псалмист повелевает священникам хвалить Иегову за то, что Он совершил суд для Своего народа, и за то, что Он явил сострадание Своим слугам ради Своего имени, которое является Его напоминанием на протяжении поколений.
З. Повелевает дому Израиля, дому Аарона и дому Левия благословлять Иегову
Стихи 19 и 20 представляют собой повеление дому Израиля, дому Аарона и дому Левия, которые были боящимися Иеговы, благословлять Иегову. Благословлять Бога — значит произносить о Нём благие слова. Каждый псалом — это благословение в адрес Бога, потому что каждый псалом — это говорение благих слов о Боге.
И. Благословение Иеговы с Сиона, обитающего в Иерусалиме
Стих 21 — это слово о благословении Иеговы с Сиона, обитающего в Иерусалиме. Это — заключение этого повеления, данного священникам обычным человеком, который был близок к Богу и заботился о Его интересах.
II. Повеление народу благодарить Иегову за Его вечную любовную заботу
Тема 136-го Псалма — повеление народу благодарить Иегову за Его вечную любовную заботу. Многие подробности этого псалма похожи на подробности 135-го Псалма.
В стихе 1 сказано, что народ должен благодарить Иегову за то, что Он благ.
Б. За то, что Он является Богом богов и Господом господ
В стихах 2-4 даётся повеление благодарить Бога богов и Господа господ, Того, кто один делает великие чудеса.
В. За сотворение небес, земли над водами и великих светил
Далее псалмист повелевает народу благодарить Бога, Того, кто разумением создал небеса, кто разостлал землю над водами и кто создал великие светила: солнце для управления днём и луну и звёзды для управления ночью (ст. 5-9).
Г. За то, что Он вывел Израиля из Египта и провёл их шествием по пустыне
В стихах 10-16 даётся повеление благодарить Бога, Того, кто поразил Египет в их первородных, кто вывел Израиля из их среды могущественной рукой и простёртой мышцей, кто разделил Красное море пополам, перевёл Израиля посреди него и стряхнул фараона и его войско в него и кто провёл Свой народ шествием по пустыне.
Д. За то, что Он поразил великих царей Ханаана, чтобы отдать их землю Израилю в наследие
Стихи 17-22 — это повеление благодарить Иегову за Его вечную любовную заботу, выразившуюся в том, что Он поразил великих царей и убил величественных царей, а потом отдал их землю в наследие Израилю, Своему слуге.
Е. За то, что Он вспомнил Израиля в их приниженности и избавил их от их противников
Иегова вспомнил Свой народ в их приниженности и избавил их от их противников (ст. 23-24). Иногда они терпели поражение от окружающих язычников, из-за которых они оказывались в приниженности. Поэтому им требовалась Божья милость, чтобы Он вспомнил их и избавил их. Псалмист повелевал им благодарить Иегову за это.
Ж. За то, что Он даёт пищу всякой плоти
В стихе 25 показано, что любовная забота Иеговы выражается в том, что Он даёт пищу всякой плоти.
Наконец в стихе 26 псалмист повелевает народу благодарить Бога небес.
В этом псалме нет никаких выдающихся положений. Тем не менее, для того чтобы написать такой псалом, псалмист должен был быть человеком, который очень близок к Богу и который заботится о Божьих интересах. Только такой человек мог написать подобный псалом.
III. Вспоминают Сион и не забывают Иерусалим в плену
Что касается темы 137-го Псалма, там речь идёт о том, что Израиль вспоминал Сион и не забывал Иерусалим, находясь в плену.
А. Плачут, когда вспоминают Сион
Когда они сидели у рек Вавилона и вспоминали Сион, они плакали (ст. 1).
Они повесили свои лиры на ивы посреди него, ибо там пленившие их требовали от них песен и их мучители требовали от них веселья, говоря: «Спойте нам из песен Сиона» (ст. 2-3).
В. Спрашивают о том, как им петь песню Иеговы в чужой земле
Они говорили: «Как нам петь песню Иеговы в чужой земле?» (ст. 4). Далее псалмист продолжил: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть моя правая рука забудет свой навык. Пусть мой язык прилипнет к моему нёбу, если я не буду помнить тебя, если я не поставлю Иерусалим выше моей главной радости» (ст. 5-6). Здесь мы видим, что псалмист не мог забыть Иерусалим, а ставил его выше своей главной радости.
Г. Просят Иегову вспомнить зло Эдома против Иерусалима и наказать его
«Приведи на память, Иегова, против детей Эдома день Иерусалима, против говоривших: „Обнажите его! Обнажите его до его основания!“» (ст. 7). Здесь псалмист просил Иегову вспомнить зло Эдома против Иерусалима и наказать его. Эта просьба соответствовала принципу добра и зла.
«Дочь Вавилона, которая должна быть разорена, счастлив будет тот, кто отплатит тебе воздаянием за то, как ты поступила с нами. Счастлив будет тот, кто схватит твоих маленьких детей и разобьёт о скалу» (ст. 8-9). Так псалмист проклинал Вавилон. Псалмист не просил Бога проклясть Вавилон; напротив, он сам непосредственно делал это. То, как он проклинал его, также соответствует принципу добра и зла.
Что нам сегодня делать в отношении тех, кто противостоит Господнему восстановлению? Мы не должны проклинать их или просить Бога наказать их, потому что в новозаветном устроении нам не позволено этого делать. В Новом Завете говорится, что, вместо того чтобы проклинать других людей, мы должны благословлять их (Рим. 12:14). Кроме того, нам дано повеление молиться за тех, кто гонит нас (Мф. 5:44). Наш Бог праведный, и Он защитит Себя, Своё восстановление и Свои истины. Однако псалмисты находились в устроении закона, и они обращались с другими людьми согласно принципу добра и зла.
IV. Благодарение Иегове в поклонении, направленном к Его святому храму
Тема 138-го Псалма — благодарение Иегове в поклонении, направленном к Его святому храму.
А. За его любовную заботу и истину в том, что Он возвеличил Своё слово обещания над всем в Своей великой славе
В стихе 1 псалмист сказал: «Я буду благодарить Тебя всем моим сердцем; перед Богами я буду петь Тебе псалмы». Затем псалмист поблагодарил Иегову за Его любовную заботу и истину в том, что Он возвеличил Своё слово обещания над всем в Своей великой славе (ст. 2-5).
Б. За то, что Он смотрит на приниженного, сохраняет его живым в беде и спасает его от его врагов
В стихе 6 псалмист провозглашает, что, хотя Иегова высок, Он смотрит на приниженного. Он был уверен, что посреди беды Иегова сохранит его и что Он спасёт его от его врагов (ст. 7).
На первый взгляд в этом псалме нет ничего значительного, но в нём раскрывается что-то драгоценное в отношении близости псалмиста к Богу. Для того чтобы написать такой короткий псалом, псалмист должен был быть человеком, который был пропитан Богом и который находился в Божьем присутствии. Лишь в этом случае он мог обладать необходимыми качествами, чтобы написать такой глубоко личный псалом Тому, кого он любил.
V. Просьба к Иегове, чтобы Он исследовал и испытал его
Тема 139-го Псалма — просьба псалмиста к Иегове о том, чтобы Он исследовал и испытал его.
В стихах 1-6 говорится о Божьем всеведении. Например, псалмист сказал, что Иегова понимал его мысль издалека и был знаком со всеми его путями. Иегова знает всё.
Далее, в стихах 7-12, псалмист говорит о Божьей вездесущности. Бог не только всё знает — Он также присутствует всюду.
В. Ценит то, что он сотворён Богом
Из стихов 13-18 следует, что псалмист ценил то, что он был сотворён Богом. Рассказав о Божьем творении, псалмист провозгласил: «Как драгоценны для меня Твои мысли, Боже! Как велико всё их число! Стань я считать их, они были бы многочисленнее песка. Когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобой» (ст. 17-18).
Г. Ненавидит и презирает порочность порочных согласно принципу добра и зла
В стихах 19-22 описывается, что псалмист ненавидел и презирал порочность порочных согласно принципу добра и зла.
Д. Ищет того, чтобы бог вёл его по вечному пути
Наконец в стихах 23-24 псалмист просил Бога исследовать его и испытать его, а затем вести его по вечному пути. Он мог написать такие личные слова, потому что он был близок к Богу и у него были личные отношения с Ним.
Я думаю, что, когда люди, определявшие порядок расположения псалмов, поставили эти псалмы в одну группу, они сделали это с целью показать, что они были написаны людьми, у которых были глубоко личные отношения с Богом. Когда я читаю эти псалмы, я получаю утешение и помощь в вопросе благочестия. Подобно авторам этих псалмов, я стремлюсь быть человеком, близким к Богу, имеющим глубоко личные отношения с Богом, живущим и ходящим не просто в Божьем присутствии, а в Самом Боге.