Земля обратится к Господу через Сион
Тексты Писания: Пс. 102; Пс. 103; Пс. 104; Пс. 105; Пс. 106
В начале нашего изучения Псалмов мы отмечали, что Псалмы были написаны благочестивыми святыми. Эти святые были очень близки к Богу, и у них было много мыслей и размышлений о Боге и о Божьих интересах. Многие псалмы были написаны во время страданий. Когда псалмисты, страдая, выражали определённые чувства и сложные излияния, у них появлялись некоторые высокие мысли, связанные в основном с Христом, Божьим домом, Божьим городом и Божьим восстановлением Его владения по всей земле. В Ветхом Завете это восстановление называется воссозданием и связано с тысячелетием. Божий дом указывает на Его семью, Его домашних, Божий город обозначает Его царство, а грядущее воссоздание обозначает тысячелетие. Эти четыре положения: Христос, Дом Божий, город Божий и грядущее воссоздание — являются сущностными элементами, внутренней сущностью Библии.
Можно сказать, что Псалмы — это квинтэссенция всей Библии. Библия начинается с существования Бога и далее говорит о Божьем творении, в котором есть определённые указания на Христа. Церковь, Дом Божий, исходит из Христа. Когда церковь как Дом Божий укрепляется и увеличивается, она становится городом, царством Божьим. В конечном итоге царство Божье подготовит воссоздание земли во время тысячелетия, которое завершится в новом небе и новой земле с Новым Иерусалимом — завершённостью Божьего дома и Божьего царства — в качестве центра. Такая квинтэссенция Библии в Псалмах является ключом, который открывает всю Библию.
В этом сообщении мы подходим к следующей группе псалмов, состоящей из Псалмов 102—106, которые довольно трудны для понимания. В этой группе мы прежде всего видим Христа. Псалом 102 — это Псалом о Христе. Веским доказательством этого является то, что стихи 25-27 цитируются в Евр. 1:10-12.
В заглавии 102-го Псалма говорится, что это — молитва скорбящего, того, кто страдает. Псалмист, благочестивый человек, страдал из-за разрушения и разорения Сиона с храмом и святым городом. Он страдал до такой степени, что ослабел. В этом он был похож на Иеремию, который после разрушения Иерусалима и храма сидел на холме за городом, смотрел на разорение Иерусалима и храма и писал Книгу Плача; при этом он, скорее всего, тоже ослабевал. Благочестивый человек, написавший 102-й Псалом, тоже скорбел из-за разрушения храма и города. Ослабевая из-за своих страданий, он молился Богу и изливал свою жалобу. Слово «жалоба» в заглавии этого псалма не означает, что псалмист жаловался Богу; здесь это слово подразумевает жалкое состояние — страдание по причине разрушения храма и города Иерусалима.
В 102-м Псалме три раздела. Стихи 1-11 — это первый раздел, посвящённый страданию и скорби; стихи 12-22 — это второй раздел, посвящённый повторному построению Сиона, воссозданию разрушенного храма и святого города; и стихи 2328 — это третий раздел, раскрывающий Господа как Того, кто является вечным в Своём воскресении. В Отк. 1:18 Христос, Живой, говорит: «Я стал мёртвым, и вот, Я жив во веки веков». Воскресение — это продление дней Господа; в Своём воскресении Он будет существовать во веки веков.
Согласно 102-му Псалму, воссоздание Сиона и Иерусалима обратит племена к Богу. Поэтому я озаглавил это сообщение следующим образом: «Земля обратится к Господу через Сион». Здесь имеется в виду Сион, который был повторно построен после разорения. Таким образом, вторая часть этого псалма представляет картину воссоздания разрушенного и разорённого храма и города Иерусалима. Это повторное построение обратит всю землю с народами всех племён к Господу.
В 102-м Псалме с помощью прообразов в первую очередь раскрываются страдания Христа, особенно Его смерть. Страдания Христа завершились Его смертью, и благодаря Его смерти появилась церковь, Божий дом. В конечном итоге церковь как Божий дом становится Божьим городом, Божьим царством. По этой причине в Эф. 2:19 говорится и о Божьих домашних, и о Божьем царстве.
История Израиля — это изображение истории церкви. Израиль прошёл через период разрушения и разорения, и народ Израиля был уведён в плен в Вавилон. Также в Откровении мы видим, что Вавилон Великий противостоит церкви. В конечном итоге Вавилон Великий падёт и церковь будет полностью утверждена. Это повторное построение церкви обратит все племена к Господу, и царство мира станет царством Бога и Христа (Отк. 11:15).
Псалом 102 раскрывает смерть Христа и Его существование в Его воскресении. Смерть Христа и Его воскресение произвели Сион с Божьим домом и Божьим городом. Таким образом, в 102-м Псалме мы видим смерть Христа, воскресение Христа и Сион.
Сион — это полное наименование церкви. В Гал. 4:26 говорится, что «вышний Иерусалим» — это наша мать, а в Евр. 12:22 говорится, что мы приступили к «горе Сион и к городу живого Бога, небесному Иерусалиму». Кроме того, в нашем изучении 84-го Псалма мы увидели, что «дороги на Сион», о которых говорится в этом псалме (ст. 5), — это дороги церковной жизни. В 14-й главе Откровения показано, что сто сорок четыре тысячи будут восхищены на гору Сион. Сегодня мы направляемся к Сиону, высочайшей вершине Божьих гор. Этим Сионом является церковь.
Псалом 102 очень глубокий; в нём содержатся скрытые секреты. Если мы заглянем внутрь этого псалма, мы увидим, что страдания и смерть Христа предназначены не только для искупления, но и для воссоздания. В стихах 1-11 говорится о страдании, в стихах 12-22 — о воссоздании, а в стихах 23-28 — о непрекращающемся существовании Христа в Его воскресении. Страдания Христа предназначены для искупления, а Его искупление предназначено для того, чтобы произвести церковь как Дом Божий и город Божий, которые обретут завершение в воссоздании. Церковь обретёт завершение в воссоздании в воскресении, посредством воскресения и через воскресение Христа. Смерть Христа произвела церковь, а Его воскресение продлевает существование церкви. Будучи произведена через смерть Христа, церковь непрерывно существует в воскресении Христа. Таково откровение в 102-м Псалме.
Мы не должны изучать Псалмы 102—106 поверхностно, по-природному или обращая внимание только на напечатанный на странице текст. Нам нужно изучать эти псалмы, как и все псалмы, много молясь и размышляя над святым Словом. Если мы будем изучать Псалмы таким образом, мы осознаем, что Псалмы 102—106 образуют одну группу. Основанием этой группы является 102-й Псалом, молитва скорбящего святого. Как мы подчёркивали, этот псалом показывает страдания Христа, произведённую Его страданиями церковь и непрекращающееся существование церкви в Христовом воскресении благодаря неизменному существованию Христа в Его воскресении. Как мы увидим, остальные четыре псалма в этой группе — это изложение Божьей истории и три из этих четырёх псалмов — 104, 105 и 106 — это псалмы с восклицаниями «аллилуйя». В этих трёх псалмах заложено начало всех восклицаний «аллилуйя» в Псалмах.
Сейчас мы подробно разберём 102-й Псалом, а затем рассмотрим изложение Божьей истории в Псалмах 103—106.
I. Псалом 102 — это молитва скорбящего
Заглавие 102-го Псалма звучит так: «Молитва скорбящего, когда он ослабевает и изливает свою жалобу перед Иеговой». Следовательно, этот псалом является выражением чувств псалмиста с его скорбью (ст. 1-5, 9-11), которая указывает на скорбь Христа (ст. 6-8).
II. Христос — это ключ, который обращает землю к Господу
В стихах 6-8 и 12-27 раскрывается то, что Христос — это ключ, который обращает землю к Господу и восстанавливает Божье владение всей землёй и право на землю. Это не может быть осуществлено без Христа.
То, что Христос является ключом, который обращает землю к Господу, Основано на Его страдании (ст. 6-8). В стихе 7 говорится: «Я бодрствую, и я подобен одинокому воробью на крыше». Здесь под словом «крыша» имеется в виду плоская крыша еврейского дома. Люди часто поднимались на крышу для молитвы. В Деян. 10:9 Пётр молился на крыше. Поскольку в Пс. 102:7 говорится о Христе, в этом стихе показано, что, когда Господь Иисус был на земле, Ему, вероятно, случалось бодрствовать и молиться по ночам, подобно одинокому воробью на крыше, заботясь об интересах Бога. Автор этого псалма находился в таких же обстоятельствах. Из-за разорения Сиона он не мог спать или оставаться в постели. Напротив, он поднялся на крышу, где он излил свою жалобу Богу — он просил Его посмотреть на Сион, город и храм.
В Пс. 102:7 особым образом раскрываются страдания Христа, Его скорбь. Его скорбь была связана с Его ревностью о Божьем доме (Ин. 2:17; Пс. 69:9). В Своих страданиях Христос бодрствовал, заботясь не о Своих интересах, а об интересах Божьего дома. Поэтому Он сравнивал Себя с одиноким воробьём на крыше дома. Когда Он бодрствовал ради Божьих интересов, Он был подобен одинокому воробью на крыше дома. Это был один из аспектов страдания Христа.
Как мы уже отмечали, страдания Христа были предназначены для произведения церкви. Сегодняшние христиане осознают, что страдание Христа, которое завершилось Его смертью, было предназначено для искупления, но лишь немногие осознают, что Его страдания были также предназначены для произведения церкви. Нам нужно увидеть, что смерть Христа была предназначена для искупления, чтобы произвести церковь.
Мы уже увидели, что обращение земли к Господу опирается на страдание Христа, которое производит церковь. Сейчас нам нужно увидеть, что обращение земли к Господу осуществляется через Сион, то есть через церковь. Сегодня церковь является Сионом. Мы не должны думать, что то, что мы делаем в Господнем восстановлении, — это мелочь. В глазах Бога работа в Его восстановлении очень значительна.
Церковь была произведена через смерть Христа, и затем она какое-то время существовала на земле. Однако церковь была разорена, разрушена. Сегодня мы должны быть теми, кто скорбит из-за деградации церкви. Мы должны скорбеть до такой степени, что ослабеем. Ослабев, мы должны представить Богу жалобу, говоря: «Господь, где Твой Сион? Где Твой святой город? Мы повсюду видим Вавилон Великий, но где церковь?»
Израиль является прообразом церкви. Когда мы будем изучать Книгу Иисуса Навина, Книгу судей и Книгу Руфь, мы увидим, что эти книги являются повествованием об истории Божьих избранников. С нашей точки зрения, это повествование неприятное, даже трагичное. Однако с Божьей точки зрения, это повествование приятное, потому что даже среди разорённых Божьих избранников на земле всё равно было что-то для Бога, а пока у Бога на земле есть что-то для Него, Он удовлетворён. В отношении церкви действует тот же принцип. Надлежащая церковная жизнь была полностью разорена, и повсюду мы можем видеть Вавилон Великий. Но у Бога остаётся на земле что-то для Него. Это — Господне восстановление.
История Израиля в Книге Иисуса Навина, Книге судей и Книге Руфь неутешительная, тем не менее там всё равно была линия, которая была предназначена для Бога. У Бога по-прежнему была линия. На какой-то период во времена судей эта линия состояла всего из двух людей — еврея Вооза и моавитянки Руфи. После того как они вступили в брак, они стали уникальной линией, которая привела Христа. Согласно родословию в 1-й главе Евангелия от Матфея, Вооз родил от Руфи Овида, деда Давида. Таким образом, хотя Израиль, Божий избранник, потерпел поражение, по-прежнему существовала линия, которая могла произвести Христа. Сегодня, несмотря на деградацию и разорение церкви, у Бога по-прежнему есть линия, которая была предназначена для Христа, и за это мы должны поклоняться Ему.
1. Сион как центр города Иерусалима
Сион — это центр города Иерусалима (Пс. 102:16, 21), который является прообразом церкви как центра Божьего царства (Мф. 16:18-19). В Мф. 16:18-19 слова «церковь» и «царство» употребляются взаимозаменяемо. Отсюда видно, что церковь — это царство, а царство — это церковь.
2. Камни Сиона как отрада Господних слуг и его прах, к которому они благосклонны
В Пс. 102:14 говорится: «Ибо Твои слуги находят отраду в его камнях и благосклонны к его земле». Еврейское слово, переведённое как «земля», можно также перевести как «прах». В этом стихе камни являются прообразом верующих как строительных материалов церкви (1 Пет. 2:5), а прах, земля, является прообразом почвы церкви. Находите ли вы отраду во всех членах церкви? Благосклонны ли вы к почве церкви? Мы должны быть довольны всеми членами церкви, и мы должны заботиться о почве церкви.
3. Приводить людей и царства земли к восхвалению Иеговы и к поклонению Ему
В Пс. 102:21-22 говорится: «…чтобы возвещено было на Сионе имя Иеговы и Его хвала в Иерусалиме, когда соберутся вместе народы и царства, чтобы служить Иегове». Из этих стихов следует, что именно посредством утверждённого, воссозданного Сиона — церкви — все народы и царства будут приведены к восхвалению Иеговы и к поклонению Ему. Это означает, что церковь обращает мир к Господу.
В. Благодаря Его вечному и неизменному существованию
Христос — это ключ, который обращает землю к Господу благодаря Его вечному и неизменному существованию (ст. 24-27; Евр. 1:10-12). Христос умер и воскрес, и сейчас Он живёт вечно в Своём воскресении. Существование Христа неизменно на протяжении всех поколений благодаря Его воскресению.
Смерть Христа произвела церковь. Церковь была разорена и будет воссоздана. Воскресение Христа позволит церкви продолжить своё существование.
III. Хвала Иеговы, который восстановил владение над всей землёй и право на землю через царствование Христа
Псалом 102 — это псалом о Христе, церкви и воссоздании. Псалмы 103—106 — это хвала Иеговы, который восстановил владение над всей землёй и право на землю через царствование Христа.
Если мы объединим эти четыре псалма, мы увидим, что в них излагается Божья история.
1. В Его любовной заботе и состраданиях в том, как Он прощает Своим людям грехи, исцеляет их, искупает их и заботится о них
В 103-м Псалме говорится о Божьей истории в Его любовной заботе и состраданиях в том, как Он прощает Своим людям грехи, исцеляет их, искупает их и заботится о них. Это — первая часть Божьей истории.
«Благослови, душа моя, Иегову; и всё, что внутри меня, благослови Его святое имя. Благослови, душа моя, Иегову; и не забывай всех Его благодеяний» (ст. 1-2). Эти благодеяния включают в себя прощение, исцеление, искупление и венец любовной заботы и состраданий (ст. 3-4).
Далее, в стихе 5, псалмист говорит: «Он насыщает лучшую пору твоей жизни благом, так что твоя юность обновляется, подобно орлу». Точный смысл словосочетания «лучшая пора твоей жизни» в еврейском тексте не установлен; в некоторых переводах оно передано как «твои годы». В Септуагинте употреблено слово «желание». Лучшая пора нашей жизни — это самая сильная часть нашей жизни, то есть наша молодость. Поскольку Бог насыщает самую сильную часть нашей жизни благом, наша молодость обновляется. Я могу засвидетельствовать, что, будучи пожилым человеком, я чувствую, что день за днём я обновляюсь. Это обновление позволяет мне вставать и говорить за Господа.
В стихе 7 псалмист говорит: «Он поведал Свои пути Моисею; детям Израиля — Свои дела». Это замечательно. Опытным людям Бог даёт узнать Свои пути, а более молодым людям, детям, Он даёт узнать Свои дела. Сегодня некоторые святые среди нас знают Божьи пути, в то время как другие святые знают только Божьи дела. И Его пути, и Его дела являются для нас благом.
В стихах 12-14 провозглашается: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас наши преступления. Как сострадателен отец к детям, так сострадателен Иегова к боящимся Его. Ибо Он знает наше строение; Он помнит, что мы прах». У востока и запада нет конца. Как замечательно, что как далеко восток от запада, так Бог удалил от нас наши преступления! Кроме того, как показано в стихе 14, Он знает наше строение, наше тело, гораздо лучше, чем любой доктор.
2. В Его величии в сотворении вселенной и её полноты
В 104-м Псалме говорится о величии Бога в сотворении вселенной и её полноты. Полнота в том значении, в каком это слово употреблено здесь, включает в себя всё во вселенной. В связи с Божьим величием во вселенной в стихе 24 говорится: «Как многочисленны Твои дела, Иегова! Всех их Ты создал в мудрости; земля полна Твоих тварей».
3. В том, как Он обращался с Авраамом и его потомками согласно Своему завету
Ещё одна часть Божьей истории изложена в 105-м Псалме. В этом псалме говорится о том, как Бог обращался с Авраамом и его потомками согласно Своему завету.
4. В том, как Он обращался с Израилем в пустыне и в обещанной земле со Своим благоволением согласно Своему завету
В 106-м Псалме, последнем псалме в этой группе, говорится о том, как Он обращался с Израилем в пустыне и в обещанной земле со Своим благоволением согласно Своему завету.
Б. Выливается в восклицания «аллилуйя»
Хвала Иеговы в Псалмах 103-106 выливается в восклицания «аллилуйя». Эти восклицания начинаются со Пс. 104:35 и продолжаются в Пс. 105:45 и Пс. 106:1, 48.