Путь воссоздания — превозносить Христа
Псалмы 77—83
Тексты Писания: Пс. 77:7-13; 78:65-66, 68-69; 79:1; 80:14-15, 17-19; 82:8; 83:2-5, 12, 18
Все псалмы расположены в очень хорошей последовательности. Эта последовательность соответствует либо истории, либо доктрине. В божественном устроении псалмы, которые мы будем разбирать в этом сообщении, с 77-го по 83-й, образуют группу, порядок которой можно рассматривать и согласно истории, и согласно доктрине. Эти псалмы показывают разорение трёх святых мест: святого храма, святого города и святого народа. В частности, в этих псалмах раскрыт путь воссоздания; они показывают нам, что путь воссоздания состоит в том, чтобы возвышать Христа. Чем больше мы возвышаем Христа, тем больше будет воссоздания.
Эти семь псалмов были написаны Асафом, левитом, служившим в храме. Тот факт, что в этих псалмах говорится о разорении храма, города Иерусалима и народа, указывает на то, что они были написаны после того, как дети Израиля были уведены в плен в Вавилон.
Согласно истории, описанной в этих псалмах, однажды Божий Ковчег был захвачен и в итоге он, вероятно, был потерян. В первый раз он был захвачен до того, как был построен храм. Об этом говорится в Пс. 78:60-61: «И покинул Он скинию в Силоме, шатёр, в котором Он обитал среди людей; и отдал Он в плен Свой Ковчег и Свою славу в руку противника». Ковчег находился в скинии в Силоме. Однажды, когда народ Израиля пошёл сражаться против филистимлян, они взяли с собой Ковчег завета (1 Цар. 4:1-5). В этом сражении народ Израиля потерпел поражение и филистимляне захватили Божий Ковчег (ст. 11). Однако Бог пришёл, чтобы защитить Ковчег, и он был возвращён (1 Цар. 5, 1 Цар.6). В конечном итоге Давид поразил врагов Израиля и приготовил место и материалы для построения храма и даже передал чертежи храма своему сыну, Соломону. При Соломоне храм был построен и в него был помещён Ковчег. Тот храм просуществовал четыреста лет, пока в 606 году до Р. Х. Вавилоняне не разрушили его. В то время Ковчег бесследно пропал. Это — часть истории, записанной в этих псалмах, которые мы сейчас рассмотрим один за другим.
I. Божий путь — в святилище, и Его путь — в море, и Его стези — в великих водах
В 77-м Псалме говорится, что Божий путь — в святилище, и Его путь — в море, и Его стези — в великих водах.
А. Из-за своей немощи псалмист озадачен и жалуется Богу, из-за того что Бог на какое-то время отбросил Свой народ
Псалмист был озадачен и жаловался Богу, из-за того что Бог на какое-то время отбросил Свой народ (ст. 1-9). В стихах 7 и 8 он сказал: «Неужели Господь навеки отбросит нас и никогда больше не будет благосклонен к нам? Неужели навсегда прекратилась Его любовная забота? Неужели закончилось обещание на все поколения?» Библия говорит, что Бог никогда не покинет нас (Втор. 31:6; Иис. Н. 1:5; Евр. 13:5), но в нашем переживании нам иногда кажется, что Он покидает нас. Бог избрал нас, и Он никогда не покинет нас. Бог может позволить нам ненадолго отойти от Него. Потом Он касается нас, и мы возвращаемся к Нему.
В Пс. 77:10А псалмист сказал: «Это моя немощь». Здесь он признаёт, что он был озадачен и жаловался Богу, из-за того что Бог на какое-то время отбросил Свой народ, из-за своей немощи.
Б. Псалмист вспоминал прошлое и размышлял о Божьих чудесных делах для Его народа
В стихах 10Б-20 псалмист вспоминал прошлое и размышлял о чудесных делах Бога для Его народа. «Но я вспоминаю годы правой руки Всевышнего. Я буду приводить на память дела Иеговы, ибо я буду вспоминать Твои чудеса издревле. И буду обдумывать всё, что Ты сделал, и размышлять о Твоих деяниях» (ст. 10Б-12). Слово «размышлял» содержит мысль о сладости, даже наслаждении. Когда псалмист не мог спать ночью, он размышлял о великих делах, которые Бог сделал для Своего народа.
Далее псалмист рассказал историю того, как Бог спас Израиля из Египта, вспомнив то, как Бог сделал Свою силу известной среди народов и искупил Свой народ Своей рукой (ст. 14-15). Он вспомнил, что воды видели Его и боялись, что глубины трепетали, что облака изливали воду, что звук Его грома был в вихре, что молнии освещали мир, что земля трепетала и сотрясалась и что Он вёл Свой народ, как стадо, рукой Моисея и Аарона (ст. 16-18, 20). Когда псалмист вспоминал эти вещи и размышлял о них, он осознал, что он не может сказать, что Бог перестал быть милостивым и сострадательным.
Так псалмист затрагивает тему воссоздания. Храм был разрушен, город был разорён, и многие люди были либо убиты, либо уведены в плен. Это, однако, не означает, что Израилю пришёл конец, потому что однажды благодаря возвышению Христа наступит воссоздание.
В. Путь Бога скрыт в море, но раскрыт в Его святилище
Путь Бога скрыт в море, и Его стези — в великих водах, и Его следы были неведомы людям (ст. 19), но Его путь раскрыт в Его святилище (ст. 13). Мысль здесь схожа с мыслью в 73-м Псалме, где псалмист, озадаченный преуспеванием порочных и страданием ищущих святых, сказал: «Когда я размышлял об этом, чтобы понять это, это было тягостным делом в моих глазах, пока я не вошёл в святилище Божье; тогда я осознал их конец» (ст. 16-17). В святилище у псалмиста появилось ясное видение ситуации.
Если говорить духовно, сегодня Божьим святилищем для нас является наш дух и церковь. Многие христиане пренебрегают вопросом о духе. Некоторые даже не осознают, что у них есть человеческий дух. Подобным образом у многих людей нет надлежащего понимания о церкви. Если мы не обращаем внимания на наш дух и на церковь, мы не можем знать Божий путь, который раскрыт в Его святилище. Я благодарю Господа за то, что мы в Господнем восстановлении знаем и дух, и церковь. Когда мы собирались в зале Элден-холл, у нас был лозунг: «В духе и на почве». В этом лозунге слово «дух» указывает на наш возрождённый человеческий дух, а слово «почва» указывает на почву церкви. Сегодня у нас есть двойное святилище: личное святилище — дух и общее святилище — церковь.
Многие из нас могут засвидетельствовать, что определённые секреты в Библии были нам неизвестны, пока мы не вошли в это двойное святилище. Когда мы упражняем свой дух и живём в церкви, Божий путь становится ясным для нас.
В качестве иллюстрации можно использовать брак. В ранние годы своего служения я предлагал много принципов людям, которые советовались со мной о том, с кем им вступить в брак. Однако я обнаружил, что это не помогает им, и в итоге я изменил свою практику в этом вопросе. Сейчас, когда молодые люди спрашивают меня о браке, я не предлагаю им никаких принципов; вместо этого я воодушевляю их упражнять свой дух и ходить на собрания церкви. Если люди, которых интересует вопрос брака, войдут в Божье святилище посредством того, что они будут упражнять свой дух и жить в церкви, они поймут, что им делать. Основное положение в 77-м Псалме состоит в том, что Божий путь раскрывается в Его святилище.
II. Ошибка человека и воссоздание Бога
Тема 78-го Псалма — ошибка человека и воссоздание Бога.
А. Воспоминание о прошлых ошибках Израиля
В стихах 1-58 псалмист вспоминает прошлые ошибки Израиля. В стихе 2 говорится: «Я открою в притче мои уста; изреку загадки из древности». Эти слова цитируются в Мф. 13:35 в связи с тем, что Христос говорил в притчах. Далее псалмист говорит, что то, что рассказывали им их отцы, будет рассказано следующему поколению, в особенности «о хвалах Иеговы, и о Его силе, и о Его чудесных делах, которые Он сделал» (ст. 4).
В стихах 59-64 описан итог ошибок Израиля. Бог сильно возгнушался Израилем, покинул скинию в Силоме, отдал Свой Ковчег в плен и Свою славу в руку противника и предал Свой народ мечу (ст. 59-62).
В стихах 65-72 речь идёт о воссоздании Богом Израиля. Он избрал гору Сион, которую Он возлюбил, и «построил Он Своё святилище подобно небесным высотам, подобно земле, которую Он основал навеки» (ст. 68-69). Он избрал Давида, Своего слугу, и Давид, чудесный царь, «пас их по непорочности своего сердца и направлял их искусством своих рук» (ст. 72).
III. Воссоздание благодаря возвышению Христа
В 79-м и 80-м Псалмах раскрывается то, что воссоздание происходит благодаря возвышению Христа.
В Пс. 79:1-3 говорится о разорении Божьего храма. В стихе 1 псалмист говорит: «Боже, народы пришли в Твоё наследие; осквернили Твой святой храм; превратили Иерусалим в груды».
Б. Восклицания псалмиста к Богу о народе
Стихи 4-13 — это восклицание псалмиста к Богу о народе, его молитва о разорённом Израиле.
В. Молитва псалмиста об Израиле как Божьем стаде
В 80:1-7 содержится молитва псалмиста об Израиле как Божьем стаде. Псалмист молился о том, чтобы Пастырь Израиля обратил ухо (ст. 1). В стихах 3 и 7 он молился: «Боже, восстанови нас; и свети Твоим лицом, и мы будем спасены».
Г. Бог обращается с Израилем как со Своей лозой
В стихах 8-13 псалмист говорит о том, что Бог обращается с Израилем как со Своей лозой, которую Он вынес из Египта и посадил. Хотя однажды лоза пышно росла, в конечном итоге она пришла в запустение.
Д. Псалмист просит Бога посетить Свою лозу ради Христа как человека Его правой руки
В стихах 14-19 псалмист просит Бога посетить Свою лозу ради Христа как человека Его правой руки. «Бог воинств, молим: обратись; опусти взор с неба и посмотри и посети эту лозу — саженец, который посадила Твоя правая рука, и сына, которого Ты укрепил для Себя» (ст. 14-15). Лоза, которую Бог вынес из Египта и посадил в доброй земле, стала порочной, и Бог лишил её защиты. В результате Израиль стал добычей для языческих держав, таких как Вавилон. Однако среди Израильтян есть один человек — Господь Иисус, — который обозначен словом «сын» в стихе 15. В Ос. 11:1 говорится, что, когда Христос стал человеком, Он, Сын Божий, соединился с Израилем. Он — «сын, которого Ты укрепил для Себя» (Пс. 80:15). В то время, когда Израиль был покинут Богом, этого единственного Сына Бог укрепил для Себя.
Далее, в стихе 17, псалмист говорит: «Пусть будет Твоя рука на человеке Твоей правой руки, на сыне человеческом, которого Ты укрепил для Себя». Из этого стиха мы видим, что Христос находится по правую руку от Бога, на самом высоком месте во вселенной. Это раскрывает, что первое место, самое высокое положение, первенство, было отдано Христу. Это — возвышение Христа.
Путь воссоздания — это возвышение Христа. Когда Божий народ возвышает Христа, происходит воссоздание и оживление. Только если мы возвышаем Христа, позволяем Ему иметь первенство и отдаём Ему первое место во всём, среди нас может быть оживление. Если церковь, ставшая холодной и старой, желает оживления, она должна отдать Христу первенство, осознавая, что Он — Тот, кто находится по правую руку от Бога. Христос сейчас — по правую руку от Бога, и всякий, кто призовёт Его как такую Личность, придёт в воссоздание и оживление. Нам необходимо, чтобы Христос был по правую руку от Бога в нашей личной жизни, в нашей супружеской жизни, в нашей семейной жизни и в нашей церковной жизни. Если Он будет возвышен во всех аспектах нашего жития, воссоздание будет во всём. Возвышение Христа — это путь, которым мы достигаем оживления, воссоздания.
Приближается день, когда Израиль будет воссоздан благодаря своему возвышению Христа. Когда они покаются перед Христом и отдадут Ему первое место, они будут воссозданы.
Согласно 80-му Псалму, виноградная лоза — это Израиль, а человек по правую руку от Бога — это Христос. Мир отверг Христа и поместил Его на крест, но Бог вмешался и воскресил Его из мёртвых и посадил Его по правую руку от Себя на небесах. Сегодня, когда мы посещаем людей ради благовествования, нам нужно рассказывать им, что Христос, Сын Божий, стал человеком, умер на кресте за их грехи, воскрес и был вознесён по правую руку от Бога на небесах и что теперь им нужно призвать Его. Когда грешник призывает Господа Иисуса, в глазах Бога он возвышает Его. Когда грешник возвысит Христа, призвав Его имя, этот грешник будет возрождён.
Нам, возрождённым людям, нужно приходить на собрания церкви, чтобы возвышать Христа посредством того, что мы хвалим, поём и восклицаем. Вместо того чтобы молчать, нам нужно пользоваться своим духовным правом первородства и возвышать Христа. Мы должны провозглашать: «Господь Иисус, Ты по правую руку от Бога. У Тебя есть первенство в моей личной жизни, в супружеской жизни, в семейной жизни и в церковной жизни». Чем больше мы будем превозносить Христа, отдавая Ему первенство во всём, тем больше мы будем оживлены и воссозданы.
IV. Божье намерение состоит в том, чтобы обрести землю как наследие для Христа, а сатанинский умысел состоит в том, чтобы взять себе во владение Божью обитель
Божье намерение состоит в том, чтобы обрести землю как наследие для Христа, а сатанинский умысел состоит в том, чтобы взять себе во владение Божью обитель. Это раскрывают Псалмы 81—83.
А. Израилю дано повеление радостно восклицать Богу
Израиль должен радостно восклицать Богу и приятно петь Ему на своих праздниках (81:1-4). Согласно Божьему определению, Израиль, Божий избранник, должен жить радостной жизнью. Ежегодные праздники, а также субботний год и юбилейный год — это время радости, пения и восклицаний. «Ибо это — постановление Израиля, предписание Бога Иакова» (ст. 4).
Б. Израиль послушает Бога и будет ходить Его путями, и Бог покорит их врагов
Если Израиль послушает Бога и будет ходить Его путями, Бог покорит их врагов (народы) и накормит Израиль лучшим из пшеницы и насытит их мёдом из скалы (ст. 5-16). В стихе 10 говорится: «Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из Египетской земли; открой широко твои уста, и Я наполню их». Мы можем применить этот стих к восхвалению Бога на собраниях церкви. Если мы откроем свои уста, восхваляя Бога и восклицая, Он наполнит их.
В. Бог судит посреди судей из-за их несправедливого суда над бедным и сиротой
В Пс. 82:1-7 раскрывается то, что Бог судит среди судей (Исх. 21:6) из-за их несправедливого суда над бедным и над сиротой. В ветхозаветные времена судьями были священники, которые знали Божий закон и которые представляли Бога в суде над Божьим народом. Господь Иисус цитирует Пс. 82:6 в Ин. 10:34-35.
Г. Псалмист хочет, чтобы Христос судил землю и наследовал народы
В стихе 8 показано, что псалмист хочет, чтобы Христос судил землю и унаследовал народы: «Восстань, Боже; суди землю; ибо Ты унаследуешь все народы». В Ин. 5:22 говорится, что Бог отдал весь суд Сыну, а в Пс. 2:8 раскрыто, что Бог отдал всю землю Христу в качестве Его наследия. Следовательно, сказанное в 82:8 относится к Христу — Тому, кто назначен судить землю и кто достоин унаследовать все народы.
Д. Умысел Сатаны состоит в том, чтобы взять себе во владение Божье жилище посредством народов, которые составляют заговор против Божьих скрытых людей
Умысел Сатаны состоит в том, чтобы взять себе во владение Божье жилище посредством народов, которые составляют заговор против Божьих скрытых людей (83:2-12). В Пс. 83:3 говорится: «Они замышляют коварный совет против Твоего народа и составляют заговор против Твоих скрытых». Сегодня мы, верующие в Христа, — Божьи скрытые люди, и мирские люди не знают нас. Но когда Господь Иисус вернётся, скрытые станут явленными. Сегодня нам надлежит быть не явленными, а скрытыми.
Е. Молитва псалмиста о том, чтобы Бог расправился с народами
В конечном итоге в 83:1, 13-18 псалмист молится о том, чтобы Бог расправился с народами и чтобы они узнали, что один только Бог — Всевышний над всей землёй, и искали Его имени. Всё это произойдёт в тысячелетии, во время воссоздания.