Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучения Псалмов»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 24

Набожные излияния псалмистов, исходившие из их сложных эмоций во время их наслаждения Богом в Его доме

Псалмы 52—67

(1)

  Тексты Писания: Пс. 52, Пс. 53, Пс. 54, Пс. 55, Пс. 56, Пс. 57

  В божественном откровении в Псалмах существуют вехи откровения о Христе. Последняя рассмотренная нами на данный момент веха — это Псалом 45, а следующая веха — это 68-й Псалом. Между 45-м и 68-м Псалмами расположены двадцать два псалма. Как мы увидели, в Псалмах 46—48 рассматривается город, а в Псалмах 49—51 рассматриваются три категории людей в связи с наслаждением Богом в Христе. Прежде чем перейти к 68-му Псалму, нам нужно пройти через шестнадцать псалмов, и мы посвятим этим псалмам три сообщения. Псалмы 52—67 изображают «болото», «вязкую» обстановку, через которую нам трудно пройти. Несмотря на это нам нужно пройти через эти шестнадцать псалмов. В этом сообщении мы рассмотрим Псалмы 52—57.

  В древности Божьи люди ценили эти псалмы; каждым из них они дорожили как «жемчужиной». Иначе эти шесть псалмов не были бы включены в книгу Псалмов. Некоторые люди восхищаются этими псалмами, но на меня они не производят особого впечатления. Кроме того, поскольку эти псалмы очень похожи, мне трудно увидеть, чем они отличаются друг от друга. Более того, трудно сказать, о чём в них говорится. Без сомнения, эмоции в этих псалмах сильные, смешанные и сложные. Следовательно, можно расценивать эти псалмы как набожные излияния псалмистов, исходившие из их сложных эмоций во время их наслаждения Богом в Его доме. Давайте теперь рассмотрим эти псалмы по порядку.

I. Псалмист осуждает порочного и наслаждается Богом в Его доме

  В заглавии к 52-му Псалму говорится: «Маскил Давида, когда пришёл Доик, эдомитянин, и известил Саула, и сказал ему: Давид пришёл в дом Ахимелеха». Слово «маскил», возможно, подразумевает, что это — псалом-наставление.

  В первых семи стихах псалмист осуждает порочного, а в последних двух стихах псалмист говорит о своём наслаждении Богом в Его доме.

A. Псалмист осуждает порочного

  «Почему ты хвалишься злом, сильный? Божья любовная забота пребывает постоянно» (ст. 1). Кто этот сильный? Почему, указав на сильного человека, псалмист сразу же говорит о Божьей любовной заботе? Может показаться, что они никак не связаны.

  Судя по всему, в стихах со 2 по 7 Давид, псалмист, полон ненависти к этому сильному. Давид не говорит, что Бог проклянёт этого человека, но он говорит: «Бог тоже сокрушит тебя навсегда; Он возьмёт тебя, и вырвет тебя из твоего шатра, и выдернет тебя с корнем из земли живых» (ст. 5). Слова Давида здесь очень резкие. Как мог благочестивый человек молиться таким образом об одном из своих гонителей?

Б. Псалмист наслаждается Богом в Его доме

  В стихах 8 и 9 Давид продолжает: «А я, как пышная маслина в доме Божьем, полагаюсь на Божью любовную заботу во веки и веки. Я буду благодарить Тебя вовеки, ибо Ты действовал; и буду надеяться на Твоё имя в присутствии Твоих верных, ибо оно благо». Если Давид пышно цвёл в Божьем доме и если он полагался на Божью любовную заботу, зачем ему надо было так резко молиться о сильном человеке?

  Как нам оценивать Давида? Можем ли мы, прочитав подобный псалом, и дальше считать его совершенно духовным? В молодости я высоко ценил Давида, но после многолетнего изучения Библии моя оценка Давида понизилась. С одной стороны, Давид наслаждался Богом в Его доме, даже как маслина, пышно цветущая в жилище Бога; с другой стороны, в своей молитве он осуждал порочного, говоря, что Бог выдернет его с корнем из земли живых. Как мог Давид одновременно наслаждаться Богом и в высшей степени ненавидеть одного из своих врагов? Несомненно, такая смесь ненависти к врагу и хвалы Богу за его наслаждение Богом в Его доме неправильная. Как мог благочестивый человек смешивать ненависть к своему врагу и хвалу Богу в одном и том же псалме? Но именно это сделал Давид в 52-м Псалме.

II. Среди всех сыновей человеческих нет делающего добро, а псалмист хочет наслаждаться Богом в Его спасении из Божьего дома

  В заглавии 53-го Псалма сказано: «Начальнику хора: на махалат. Маскил Давида». Что касается слова «махалат», смысл еврейского текста не ясен. Возможно, имеется в виду некая печальная мелодия. Этот псалом-наставление относится к тому времени, когда на Давида нападали язычники.

A. Среди всех сыновей человеческих нет делающего добро

  В стихах с 1 по 5 говорится, что среди всех сыновей человеческих нет делающего добро. Здесь Давид говорит, что среди язычников нет делающего добро. Этот псалом помещает всех язычников в «канаву», а евреев возвышает до небес.

  В стихе 1 говорится: «Глупец сказал в своём сердце: „Нет Бога“. Они растленны и совершают мерзкие дела; нет делающего добро». Этот стих относится к язычникам, а не к евреям, и глупец здесь — это язычник. Павел процитировал этот стих вместе со стихами 2 и 3 в Рим. 3:10-12, имея в виду всех людей.

  Далее, в стихе 4, Давид говорит: «Неужели они не знают — творящие беззаконие, которые съедают мой народ, как съедают хлеб, и не призывают Бога?» Здесь Давид как бы говорит, что это — Божье слово язычникам.

Б. Псалмист хочет наслаждаться Богом в Его спасении из Божьего дома

  Из стиха 6 мы видим, что псалмист хотел наслаждаться Богом в Его спасении из Его дома, когда Бог обратил плен Своего народа. В этом стихе говорится: «О, если бы пришло с Сиона спасение Израиля! Когда Бог обратит плен Своего народа, Иаков будет ликовать, Израиль будет радоваться». Спасение здесь предназначено только для евреев.

III. Псалмист просит Бога уничтожить его врагов, а сам стремится участвовать в Боге в Его помощи, поддержке и спасении

  Псалом 54 относится к той же категории, что и 52-й и 53-й Псалмы. Здесь псалмист просит Бога уничтожить его врагов, а сам стремится участвовать в наслаждении Богом в Его помощи, поддержке и спасении. Трудно поверить, что Богочеловек мог молиться о таком.

  В стихе 1 псалмист говорит: «Боже, Твоим именем спаси меня и Твоим могуществом соверши суд для меня». Над кем нужно было совершить суд? По словам псалмиста, его нужно было совершить над его врагами, которые были язычниками.

  Далее, в стихах 2 и 3, говорится: «Боже, услышь мою молитву; обрати ухо к словам моих уст. Ибо чужие восстали на меня и устрашающие ищут моей жизни; они не ставят Бога перед собой». Чужие здесь — это язычники. То, что язычники не ставят Бога перед собой, означает, что они не боятся Бога. Для них Бога нет.

  Далее, в стихе 4, псалмист говорит: «Вот, Бог — мой Помощник; Господь — среди поддерживающих мою душу». Те, кто поддерживал душу псалмиста, помогая Богу спасти Давида, вероятно, были евреями.

  В стихе 5 псалмист молится об уничтожении своих врагов, говоря: «Он возвратит зло подстерегающим меня. Уничтожь их в Твоей верности». Псалмист не просит Господа быть милостивым к ним в Его верности; вместо этого он молится, чтобы Бог уничтожил их. Это не соответствует духовности псалмиста Давида. Если рассматривать Давида как прообраз Христа, сражающегося Победителя, Давид имел право просить Бога уничтожить его врагов. Но если рассматривать его духовное житие, он был совершенно не прав в том, что ненавидел своих врагов и просил Бога уничтожить их. Это противоречит природе духовной жизни Божьих избранных людей и даже Божьему святому слову в Ветхом Завете в Прит. 25:21-22, которое апостол Павел цитирует в Рим. 12:20. Следовательно, мы не можем признать духовность Давида совершенной.

  Затем псалмист говорит: «Я принесу Тебе добровольное приношение; я буду хвалить Твоё имя, Иегова, ибо оно благо. Ибо Он избавил меня от всякого бедствия, и мой глаз смотрит торжествующе на моих врагов» (ст. 6-7). Что это — молитва духовного человека или высказывание человека в его природном представлении? Можем ли мы, прочитав такой псалом, по-прежнему быть высокого мнения о Давиде?

  В процессе изучения я осознал, что понимать Библию совсем не просто. В частности, непросто получить надлежащее понимание такого псалма, как 54-й. При изучении этого вопроса мне помогло то, как Джон Нельсон Дарби использует слово «эмоции» применительно к Псалмам. Дарби говорит, что Псалмы представляют собой излияния эмоций святых. Относительно Псалмов 52—57 я бы сказал, что здесь мы видим не просто эмоции псалмистов, а их сложные эмоции. Их эмоции представляют собой смесь. Несомненно, полагаться на Бога правильно, и часть 54-го Псалма представляет излияния того, что Давид полагался на Бога. Но как можно оправдать молитву Давида в том же псалме об уничтожении его врагов? Он настолько ненавидел их, что просил Бога уничтожить их. Мы должны признать, что в этом псалме присутствует смесь и что эмоции псалмиста сложные.

IV. Псалмист стремится переживать Божье спасение, в то же время, будучи угнетаем своим врагом, просит Бога расправиться с его врагом

  В 55-м Псалме псалмист стремился переживать Божье спасение. В то же время, будучи угнетаем своим врагом, он просил Бога расправиться с его врагом.

A. Псалмист стремится переживать Божье спасение

  Из стихов 1-2, 4-8, 16-18А, 22 и 23Б мы видим, что псалмист стремился переживать Божье спасение. В стихе 22, «золотом» стихе, говорится: «Возложи твоё бремя на Иегову, и Он поддержит тебя; Он никогда не даст праведному поколебаться». Этот стих заверяет нас, что с Богом мы в безопасности, ибо Он, Поддерживающий, не позволит ничему поколебать нас. Может быть, у вас есть какое-нибудь бремя? Может быть, вы до сих пор несёте его сами? Вам нужно возложить ваше бремя на Иегову, и Он поддержит вас.

Б. Псалмист, будучи угнетаем своим врагом, просит Бога расправиться с его врагом на основании принципа добра и зла

  Будучи угнетаем своим врагом, псалмист просил Бога расправиться с его врагом (ст. 3, 9-15, 18Б-21, 23А). Его просьба была основана не на принципе милости и благодати, а на принципе познания добра и зла. Его молитва о враге была основана на принципе дерева познания добра и зла.

В. Пророчествует о том, что Иуда предаст Христа

  В стихе 13 содержится пророчество о том, что Иуда предаст Христа (41:9; Ин. 13:18). Отсюда следует, что в набожных излияниях псалмиста было заключено пророчество о Христе, которое рассматривает Иуду, предавшего Христа, в качестве Его врага. Это касается отрицательной стороны пророчества. Давид был прообразом страдающего Христа. В своих набожных излияниях сложных эмоций о своих страданиях из-за врагов он произнёс это пророчество, из чего следует, что, когда Иуда предал Христа, это было частью страданий Христа.

Г. Псалмист, будучи преследуем своим врагом, вспоминает о своём наслаждении вместе с другими людьми в доме Божьем

  Будучи угнетаем и преследуем своим врагом, псалмист вспоминал о своём наслаждении Богом вместе с толпой в доме Божьем (Пс. 55:14). Это, возможно, относится к наслаждению празднествами, которые народ Израиля устраивал три раза в год (Исх. 23:14-17).

V. Псалмист просит Бога повергнуть его врагов, в то время как он полагается на Бога и наслаждается Богом в том, что Он избавил его от смерти и преткновения

A. Псалмист просит Бога повергнуть его врагов

  «Весь день они извращают мои слова; все их мысли — против меня во зло. Они собираются, притаиваются, наблюдают за моими шагами, так как они ждут, чтобы забрать мою жизнь. Неужели при их беззаконии им будет избавление? В гневе повергни народы, Боже» (Пс. 56:5-7). С одной стороны, псалмист полагался на Бога; с другой стороны, полагаясь на Бога, он просил Бога повергнуть его врагов. Многие из нас делают то же самое. Молясь о том, чтобы Господь подкрепил и поддержал нас, мы просим Его принять меры в отношении людей, которые мешают нам, например наших супругов или соседей по комнате. Разве вы не молились такими молитвами? Иногда внутри нас бывают такие эмоции, но мы на самом деле не высказываем их Господу в своей молитве.

Б. Псалмист полагается на Бога и наслаждается Богом в том, что Он избавил его от смерти и преткновения

  Псалмист полагался на Бога и наслаждался Богом в том, что Он избавил его от смерти и преткновения (ст. 1-4, 8-13). В стихе 8 псалмист говорит: «Ты исчислил мои скитания. Положи мои слёзы в Твой сосуд. Разве не в Твоей книге они?» Сказанное здесь Давидом о его слезах и Божьем сосуде — это поэтическое образное выражение, которое он употребил в качестве самоутешения под Божьей заботой. Некоторые люди, читая этот стих, возможно, применяли слова Давида к себе и получали от них утешение.

VI. Псалмист радуется несчастью своих врагов, в то время как он полагается на Бога и наслаждается Богом в Его спасении, любовной заботе и верности

  В Пс. 57:6 псалмист радовался несчастью своих врагов. Псалмист делал это даже тогда, когда он полагался на Бога и наслаждался Богом в Его спасении, любовной заботе и верности (ст. 1-5, 7-11). С одной стороны, он полагался на Бога и наслаждался Им; с другой стороны, он был рад видеть, что его враги страдали.

  Когда я читаю эти псалмы, меня беспокоит то, что в них нет и намёка на то, что Давид извлёк какой-либо урок из своих страданий под нападками своих врагов. Нет никакого указания на то, что Давид сказал: «Боже, почему Саул гонит меня? Почему некоторые люди нападают на меня? Господь, я хочу узнать причину и извлечь урок».

  Суть в следующем: молитвы Давида в этих псалмах целиком и полностью отличаются от того, чему учит Новый Завет. Например, когда Павел страдал от «жала в плоти» (2 Кор. 12:7), он трижды умолял Господа, чтобы оно отступило от него (ст. 8). В конечном итоге Господь сказал ему: «Моей благодати достаточно для тебя, ибо Моя сила становится совершенной в слабости» (ст. 9А). Господь как бы говорил Павлу: «Я не уберу жало, и Я не сделаю ничего, чтобы уменьшить твои страдания. Без жала ты можешь превознестись от гордости из-за откровений, полученных тобой от Меня. Итак, Я оставлю жало, чтобы у тебя была возможность узнать, что Моя благодать достаточна для тебя». Если бы Давид извлёк подобный урок, он не молился бы о том, чтобы Господь уничтожил его врагов.

  У многих сегодняшних христиан-читателей Псалмов нет и мысли о том, что им следует извлекать уроки. Они видят в этих псалмах в основном только две вещи: во-первых, что Давид был хорошим, что он был верным и полагался на Господа; во-вторых, что Бог был хорошим и верным в том, чтобы слушать Давида и отвечать ему. Они не видят изъянов и недостатков Давида, показанных в каждом из псалмов, которые мы рассмотрели в этом сообщении. Давид не извлёк никакого урока и не решил проблему своих изъянов Божьей милостью и благодатью. Вместо этого он молился, чтобы его враг был вырван и выдернут с корнем из земли живых.

  При чтении этих псалмов нам нужно получить озарение в отношении своего собственного состояния. Без сомнения, мы должны полагаться на Бога. Разумеется, Он будет опекать нас согласно Своей любовной заботе и верности. Но нам также нужно извлекать уроки из Божьего воспитательного наказания. Нам нужно выяснять причину противостояния, с которым мы сталкиваемся в своём окружении, поскольку оно является Божьими воспитательными мерами с целью исправить, сокрушить и принизить нас. Нам не следует молиться о том, чтобы Бог поверг других; наоборот, Богу нужно принизить и сокрушить нас. У нас не должно быть недостатка, показанного почти во всех псалмах и состоящего в том, что человек не научился извлекать уроки из Божьего воспитательного наказания.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках