Смешанные излияния эмоций псалмиста в его наслаждении Богом в Божьем доме
(1)
Тексты Писания: Пс. 25, Пс. 26, Пс. 27
На данный момент мы рассмотрели четыре вехи, связанные с Христом в Псалмах. Этими четырьмя вехами являются Псалмы 2, 8, 16 и 22—24. Теперь мы подошли к последней части первой книги Псалмов, Псалмам 25—41. Общий заголовок Псалмов 25—41 звучит так: «Смешанные излияния эмоций псалмиста в его наслаждении Богом в Божьем доме». Нам нужно рассмотреть значение слова «эмоции». Эмоции человека отображают его внутреннее состояние. При написании этих псалмов у Давида было определённое внутреннее состояние. Он написал эти псалмы согласно «внутренней обстановке».
Давид не был поверхностным, мелким человеком. Он был довольно глубокомысленным. При написании этих псалмов в нём было много чувств, мыслей, размышлений. Псалмы 25—41 представляют собой смешанные излияния внутренних эмоций Давида, его внутреннего состояния, его внутренней обстановки в его наслаждении Богом в Божьем доме. Излияния — это нечто внешнее, эмоции — нечто внутреннее. У Давида в его наслаждении Богом в Божьем доме было много внутренних чувств и мыслей, поэтому он излил их.
В этих семнадцати псалмах содержится много смешанных излияний. Некоторые из них являются духовными, некоторые — божественными, некоторые — очень природными, а некоторые следует осудить. Некоторые из его излияний нужно бросить себе под ноги, тогда как другие — превознести в высшей степени. Излияния в этих псалмах либо божественные, хорошие, либо плохие. Нам необходима надлежащая проницательность, чтобы понять, относятся эти излияния к дереву жизни или к дереву познания добра и зла.
I. В стремлении к тому, чтобы Бог направлял и учил его в отношении Своих путей и стезей
В 25-м Псалме Давид изливал свои эмоции в стремлении к тому, чтобы Бог направлял и учил его в отношении Своих путей и стезей. Путь — это главная дорога, а стезя — это тропинка, или тропа, маленькая дорожка. В божественных делах Бога, в Его божественном откровении, есть пути, главные дороги, и есть стези. Нам нужно стремиться к тому, чтобы Бог направлял и учил нас в отношении Своих путей и стезей.
A. Умолял Бога, чтобы ему не быть посрамлённым и чтобы его враги не ликовали из-за него, но чтобы вероломные были посрамлены, потому что он возносил свою душу к Богу, полагался на Бога (доверял Богу) и ждал Бога
Давид умолял Бога, чтобы ему не быть посрамлённым и чтобы его враги не ликовали из-за него. Ликовать — значит сильно радоваться. Давид также хотел, чтобы вероломные были посрамлены, потому что он возносил свою душу к Богу, полагался на Бога (доверял Богу) и ждал Бога (ст. 1-3). Душа Давида была подавлена, поэтому он возносил свою душу к Богу. Это означает, что он взирал на Бога.
То, что Давид умолял Бога, чтобы ему не быть посрамлённым и чтобы его враги не ликовали из-за него, относится к дереву познания добра и зла, а не к дереву жизни. То, что он просил Бога, чтобы вероломные были посрамлены, также относится к дереву познания добра и зла.
Теперь нам нужно рассмотреть то, что Давид возносил свою душу к Богу, полагался на Бога и ждал Бога в контексте 25-го Псалма. К чему это относится: к дереву жизни или к дереву познания добра и зла? Мы не можем ответить на этот вопрос однозначно, потому что Давид искал Бога в веке и согласно веку старого завета под законом. Сегодня мы находимся в Новом Завете под благодатью. В веке старого завета то, что Давид возносил свою душу к Богу, полагался на Бога и ждал Бога, было очень хорошо, но это не соответствует стандарту нового завета. Стандарт нового завета намного выше стандарта старого завета.
Б. Просил Бога как Бога своего спасения научить и направить его посредством Его состраданий и деяний доброты
Давид также просил Бога как Бога своего спасения научить и направить его посредством Его состраданий и деяний доброты (ст. 4-6).
В. Просит Бога не вспоминать, а простить его грехи, преступления и великое беззаконие
Давид просит Бога не вспоминать, а простить его грехи, преступления и великое беззаконие (ст. 7, 11, 18Б). Это, разумеется, относится к дереву жизни, потому что в начале Нового Завета пришёл человек, который велел людям покаяться (Мф. 3:1-2). Мы входим в новозаветный век благодаря тому, что исповедуем грехи, а Бог прощает наши грехи. Это преддверие новозаветного века. Мы исповедуемся, а Бог прощает; тогда мы входим в новозаветный век.
Г. Был уверен, что Бог, будучи благим и правым, наставляет грешников о пути
Давид был уверен, что Бог, будучи благим и правым, наставляет грешников о пути (Пс. 25:8). Давид не говорит, что именно является путём. Я полагаю, что это относится к тому, что Бог наставляет грешников о пути исповеди своих грехов и о пути Божьего прощения. Вне всякого сомнения, Бог, будучи благим и правым, наставляет нас, грешников, о том, как исповедоваться и как принимать Его прощение.
Давид говорит также, что Бог направляет и учит смиренных Своему пути в правосудии и обращается с соблюдающими Его завет и Его свидетельства в любовной заботе и истине (ст. 9-10). Слово «свидетельства» в Псалмах относится к закону с Десятью Заповедями, постановлениями и предписаниями. В дополнение к Десяти Заповедям в законе Моисея имелось множество постановлений. Когда постановления сопровождаются судами, они становятся предписаниями. Предписания — это постановления с судами. Таковы три категории закона: Десять Заповедей, постановления и предписания. В целом закон — это Божье свидетельство. В излияниях Давида мы видим, что он находился в сфере, в атмосфере и даже в элементе закона, потому что он родился и жил в веке закона.
В Новом Завете Господь Иисус не учил людей соблюдать ветхозаветный закон. Согласно учению Господа Иисуса в главах с 5-й по 7-ю Евангелия от Матфея, Его внутренний закон, закон царства небес, гораздо выше и глубже, чем Десять Заповедей. Закон старого завета направлен против акта убийства (Мф. 5:21), а новый закон царства — против гнева, того, что побуждает к убийству (ст. 22). Гнев производит убийство, поэтому в Новом Завете гнев приравнивается к убийству.
Далее Давид говорит, что Бог наставляет человека, боящегося Его, о пути, который ему избрать (Пс. 25:12). Если вы такой человек, то, по словам Давида, вы будете тем, чья душа будет пребывать в преуспевании и чьё семя овладеет землёй (ст. 13). Это представление соответствует дереву познания добра и зла. Чтобы следовать за Господом в Новом Завете, мы должны оставить всё. Наслаждался ли апостол Павел каким-либо внешним преуспеванием? У него даже не было семьи. Он оставил всех и потерял всё в своём стремлении за Христом.
Давид также сказал, что Бог делает известным боящимся Его Свой сокровенный совет и Свой завет. В стихе 14 говорится: «Сокровенный совет Иеговы — боящимся Его, и Свой завет Он поведает им». Давид упоминает завет, закон, вместе с Божьим сокровенным советом. Это смешанные излияния.
Давайте задумаемся, переживали ли мы когда-нибудь сокровенный совет Бога. Многие христиане любят Псалмы, потому что они наполнены такими сладостными выражениями, как «сокровенный совет». Я переживал Божий сокровенный совет очень реальным образом, когда около пятидесяти лет назад в материковом Китае я был заключён в тюрьму японской оккупационной армией. Японская жандармерия заключала меня в тюрьму дважды, во второй раз — на тридцать дней. Я прошёл через многие страдания в течение того времени, но Бог сохранил меня. Кроме того, через сон Бог дал мне уверенность в том, что моя жизнь будет сохранена. Даже сегодня этот сон ещё исполняется. В тот период заключения Господь давал мне и другие сны. Все эти сны были очень сокровенным советом Бога во время моих страданий. С одной стороны, я страдал в тюрьме, но, с другой стороны, Господь находился во мне сокровенным образом, давая мне Свой сокровенный совет. Я также могу свидетельствовать, что я наслаждался Божьим сокровенным советом на протяжении многих лет своей христианской жизни.
Давид говорит о Божьем сокровенном совете, но смешивает это со старым заветом, законом. В смешанных излияниях Давида видны божественное представление согласно дереву жизни и человеческое представление согласно дереву познания добра и зла.
Д. Постоянно обращал свои глаза к Богу
Давид сказал, что он постоянно обращал свои глаза к Богу, чтобы Бог извлёк его ноги из сети и повернулся к нему, благоволил к нему, облегчил беды его сердца, вывел его из его невзгод и посмотрел на его скорбь и страдание (ст. 15-18А). Здесь также присутствует смесь божественного представления согласно дереву жизни и человеческого представления согласно дереву познания добра и зла.
Е. Просил Бога посмотреть на его многочисленных врагов, которые ненавидели его лютой ненавистью
Давид Просил Бога посмотреть на его многочисленных врагов, которые ненавидели его лютой ненавистью (ст. 19). Это относится к дереву познания добра и зла. Давид, несомненно, отвечал ненавистью своим врагам. Это целиком и полностью противоречит принципу Нового Завета, который велит нам любить наших врагов и молиться за них (Мф. 5:43-44).
Давид также просил Бога избавить Его, сохранив его душу, и не позволить ему быть посрамлённым, ибо он находил убежище в Боге (Пс. 25:20). Затем он просил Бога сберечь его, причём не по причине Божьего искупления и сострадания, а по причине его непорочности и правоты, ибо он ждал Бога (ст. 21). Он сказал, что ходил в непорочности, ходил в правоте и ждал Бога. Это также смешанное излияние. В его веке не было ничего неправильного в том, чтобы ждать Бога, но то, что он просил Бога сберечь его по причине его непорочности, соответствует человеческому представлению. Слово «непорочность» означает абсолютную чистоту с абсолютным совершенством. Давид, разумеется, не был полностью чистым, совершенным или правым. Он не должен был просить Бога сберечь его по причине своей непорочности и правоты. Подобная мысль относится к дереву познания добра и зла.
Ж. Просил Бога искупить Израиля из всех его бед
В стихе 22 Давид просил Бога искупить Израиля из всех его бед.
II. В просьбах к Богу судить его, исследовать его, испытать его и проверить его
Псалом 26 раскрывает смешанные излияния эмоций Давида в просьбах к Богу судить его, исследовать его, испытать его и проверить его. Просить Бога исследовать нас — это всё равно что просить кого-то прийти и исследовать труп. Что есть в нас такого, что Бог стал бы исследовать это? Мы похожи на труп, полный разложения, гниения и мерзости. Но многие читатели Псалмов любят излияния Давида, в которых он просит Бога судить его, исследовать его, испытать его и проверить его. Новый Завет называет это по-другому: «Я распят с Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос» (Гал. 2:20А). Это означает, что нам был положен конец. В этом смысле мы труп, недостойный никакого исследования. У кого есть смелость просить Бога прийти и исследовать его? Я не осмеливаюсь сделать это.
Будучи заключён в тюрьму японской оккупационной армией, я в отличие от Давида не просил Бога судить меня и убедиться, что я ходил в непорочности, или исследовать меня, потому что я вёл себя в Его истине (Пс. 26:1-3). Вместо этого я каждый день исповедовал перед Ним свои грехи, недочёты, ошибки и недостатки. Мы должны говорить Господу: «Господь, я не пригоден ни на что, кроме смерти. Но благодарю Тебя за то, что Ты распял меня на кресте и в крещении я был погребён. И теперь не я должен жить, а Ты должен жить во мне». Какая огромная разница между этим отношением, соответствующим откровению Нового Завета, и излияниями Давида в 26-м Псалме!
Кто осмелится помолиться: «Бог, приди и суди меня, исследуй меня, испытай меня и проверь меня»? Достойны ли мы того, чтобы Бог проверял нас? Внутри нас недостатки, недочёты, ошибки, обиды, преступления, проступки, пороки, порочность, грех, грехи и осквернение. Часто мы бываем не правы в своём внутреннем отношении к людям. По этой причине каждый день мне приходится исповедоваться перед Господом. Даже прежде чем говорить на собрании, я часто молюсь: «Господь, прости нас и омой нас Своей драгоценной кровью». Если я не исповедую свои грехи и своё осквернение, у меня не может быть чистой совести с сильным духом, чтобы говорить за Господа.
A. Стоял на своём хождении в непорочности и в истине, чтобы находиться в благосклонности Божьей любовной заботы
Давид стоял на своём хождении в непорочности и в истине, чтобы находиться в благосклонности Божьей любовной заботы (Пс. 26:1, 3, 11А). Это представление относится к дереву познания добра и зла.
Б. Стоял на том, что не был вместе с порочными
Давид стоял на том, что не был вместе с порочными (ст. 4-5, 9-10). В 26-м Псалме Давид говорил о своих противниках внутри и своих врагах снаружи. Он считал себя святым, отделённым, а их порочными. В глазах Бога, однако, он и его противники и враги были одинаковыми. Чем мы лучше других? Все люди грешные.
Нам нужно избавиться от своего человеческого представления и наполниться божественным представлением Нового Завета. Согласно божественному представлению, мы были распяты и погребены с Христом (Гал. 2:20А; Рим. 6:4). Теперь уже не мы должны жить, а Христос должен жить в нас. Это соответствует дереву жизни.
В. Омывал свои руки в невинности и ходил вокруг Божьего жертвенника, благодаря Бога и возвещая Его чудесные дела
Давид сказал, что он омывал свои руки в невинности и ходил вокруг Божьего жертвенника (Пс. 26:6). Когда он ходил вокруг жертвенника, он давал услышать себя голосом благодарения и возвещал Божьи чудесные дела (ст. 7). Давид считал себя невинным и чистым. Это неправильное представление. Я очень уважаю Давида, и я уверен, что он был великим человеком в руке Бога. В каком-то смысле он был очень духовным, но не во всём. Как мы видим, часто он совершенно не соответствовал стандарту Божьего домостроительства.
Стандарт закона — это не стандарт Божьего домостроительства. Стандарт Божьего домостроительства — это стандарт Нового Завета. Божье домостроительство предназначено для того, чтобы сделать нас не хорошими людьми, а Богочеловеками. Каким бы хорошим ни был человек, он не соответствует стандарту Божьего домостроительства, если не является Богочеловеком. Однако, к сожалению, почти все христиане-читатели Псалмов придерживаются стандарта, требующего от них быть хорошими людьми. Они не увидели стандарта, требующего от них быть Богочеловеками. Бог хочет, чтобы мы были Богочеловеком, а не просто хорошим человеком.
Г. Ходил в своей непорочности и просил Бога искупить его и благоволить к нему
Давид указал, что Бог должен искупить его и благоволить к нему по причине его непорочности (ст. 11). Это оскорбление для Бога. Если мы ходим в непорочности, являясь абсолютно чистыми и абсолютно совершенными, нам не требуется искупление. Богу, разумеется, не нужно искупать нас по причине нашей непорочности. Человек должен молиться: «О Боже, искупи меня, потому что я великий грешник». Павел сказал, что Христос пришёл в мир спасти грешников и что он был первым грешником из всех грешников (1 Тим. 1:15). Надлежащей будет такая молитва: «Господь Иисус, мне нужно Твоё искупление, потому что я грешный человек». Это правильное отношение. Оно, несомненно, относится к дереву жизни.
В стихе 12 Давид сказал: «Моя нога стоит на ровном месте; в собраниях я буду благословлять Иегову». Утверждать, что мы ходим в своей непорочности и что наша нога стоит на ровном месте, — значит вести себя хвастливо и гордо.
III. В том, что он полагался на Бога в отношении своей защиты и избавления от своих врагов
Псалом 27 — это смешанные излияния эмоций Давида в том, что он полагался на Бога в отношении своей защиты и избавления от своих врагов. В этом псалме он много говорил о своих врагах и верил, что будет избавлен, потому что полагался на Бога.
A. Принимал Бога как свой свет, своё спасение и крепость и твердыню своей жизни, так что он не страшился своих противников и врагов
Давид Принимал Бога как свой свет, своё спасение и крепость и твердыню своей жизни, так что он не страшился своих противников и врагов (ст. 1-3). Мысль в этих стихах относится к дереву познания добра и зла. В них мы снова видим гордость Давида.
Б. Искал Божьего лица и просил Бога не оставлять и не покидать его
Давид также сказал, что искал Божьего лица и просил Бога, Бога своего спасения, не оставлять и не покидать его, а опекать его больше, чем его отец и его мать (ст. 7-10).
В. Просил Бога научить его Своему пути и вести его по ровной стезе из-за врагов, которые подстерегали его
Давид просил Бога научить его Своему пути и вести его по ровной стезе из-за врагов, которые подстерегали его; он поверил, что увидит благость Иеговы в земле живых (ст. 11-13).
Нам нужно увидеть, что Бог сохранил и избавил Давида не по причине его непорочности. Бог сохранил Давида и избавил его для Божьего замысла. В ветхозаветном домостроительстве Богу был нужен человек подобный Давиду. Но Давид не был великим непорочным человеком. Он не был таким уж чистым. В 3 Цар. 15:5 Бог сказал, что Давид делал угодное в глазах Господа, кроме поступка с Урией хеттеянином. Давид убил Урию и лишил его жены, Вирсавии. Даже в родословии Христа в 1-й главе Евангелия от Матфея записано, что Давид родил сына от жены Урии (ст. 6). Это не очень приятное выражение. Если о человеке говорят, что он родил сына от чужой жены, то на его репутации стоит чёрное пятно. Отсюда следует, что Давид не был абсолютно чистым и абсолютно совершенным. У него не было таких качеств, и ни у кого из нас нет таких качеств. Никто, кроме Господа Иисуса, никогда не ходил абсолютно чистым и совершенным образом. В конечном итоге из-за ошибки Давида его семья погрузилась в растление и беспорядок. Среди его детей также были блуд и убийство (2 Цар. 13).
Г. Советовал людям и воодушевлял их ждать Бога и укрепиться и ободриться в своём сердце
В конце 27-го Псалма Давид советовал людям и воодушевлял их ждать Бога и укрепиться и ободриться в своём сердце (ст. 14). Это хорошо, но это целиком и полностью человеческая деятельность, которая не соответствует стандарту Божьего домостроительства. Согласно сказанному Павлом в Гал. 2:20 и Флп. 1:21А, каждый Божий избранник должен исповедать: «Я распят с Христом. И теперь уже не я живу, а живёт во мне Христос. Даже теперь я живу не своей верой, а верой Иисуса Христа. Я живу Им как своей верой. Мне пришёл полный конец. Я ничто. Я мёртвый и погребённый труп. Я не знаю, как мне ободриться и укрепиться. Я только знаю, что был распят и что теперь Христос живёт во мне. Ибо для меня жить — это Христос». Если у нас, христиан, будет такой взгляд, такое откровение, внутри нас, наше отношение к Псалмам и наша оценка Псалмов будут совершенно другими.
В припеве Гимна 100 говорится: «О, Ты есть Дух, Господь мой! / Так дорог, близок мне! / Я восхищаюсь дивною доступностью Твоей». Господь сегодня не только достижимый, но и доступный. Если пища только достижима для нас, этого недостаточно. Пища должна быть доступна, чтобы мы могли есть её и тем самым становиться едиными с ней. Достижимость не так хороша, как доступность. Сегодня в Божьем новозаветном домостроительстве Бог не только достижим, но и доступен для нас. Господь сказал: «Я есть хлеб жизни… Тот, кто ест Меня, — он тоже будет жить благодаря Мне» (Ин. 6:35, 57). Есть — значит принимать Его, Того, кто доступен, как свою пищу. Он также сказал, что нам нужно пить Его как живую воду (Ин. 4:10, 14). В Евангелии от Иоанна все положения о Христе не просто достижимы. Все они доступны — пригодны для нашего наслаждения, то есть пригодны для того, чтобы мы ели и пили их.
Дальнейшее слово о наслаждении Богом в Божьем доме
Теперь я хотел бы сказать дальнейшее слово о наслаждении Богом в Божьем доме, которое показано в первой Книге Псалмов, состоящей из Псалмов 1—41. Некоторые моменты наслаждения Давида хорошие, но многие из них объективные и недоступные. Давид сказал, что он поднимал свои руки к внутреннему святилищу (Пс. 28:2). Это нечто целиком и полностью объективное. Давид также сказал, что все в Божьем храме говорили: «Слава!» (29:9). Если Бог является просто славой вне нас, у Него нет ничего общего с нами. Объективная слава не оказывает нам никакой помощи, но то, что мы субъективно сливаемся с Триединым Богом, очень эффективно. В припеве Гимна 222 сказано: «О, слиянье! Аллилуйя!.. Слиянье — это путь!» В Божьем новозаветном домостроительстве путём является субъективное слияние.
В Пс. 36:7-9 наслаждение Давида Богом в Божьем доме совершенно субъективное. В этих стихах изображено субъективное наслаждение доступным богатством в Божьем доме. Псалмист сказал, что мы пропитываемся тучностью, изобилием, Богатством, Божьего дома (ст. 8А). Мы можем пропитаться всей полнотой Бога в Божьем доме, вкушая Его. Я повторяю: нам нужно обратить внимание на откровение в Евангелии от Иоанна. Два ключевых слова в этом Евангелии — это слова «есть» и «пить». Поскольку Иисус — хлеб с неба, Его можно есть. Поскольку Иисус — живая вода, Его можно также пить. Если мы будем пить живую воду, она станет в нас источником воды, бьющей в вечную жизнь. Есть и пить Господа, чтобы наслаждаться Им как своим духовным жизненным снабжением, так важно, но сегодняшнее христианство упускает это из виду.
В Божьем доме мы пьём из реки Божьих удовольствий (Пс. 36:8Б). Это не просто одно удовольствие, а много удовольствий. Нам, христианам, не нужны мирские развлечения, представления, вечеринки или клубы. Наш «клуб» — это церковная жизнь. Церковь — лучший клуб на земле. Мы находим удовольствие в церкви. Нашим развлечением является река Божьих удовольствий. Мы видим картину этой текущей реки во 2-й главе Бытия, и эта река, река воды жизни в 22-й главе Откровения, будет течь вовеки.
В Пс. 36:9А говорится, что мы можем причащаться источника Божьей жизни. В Книге пророка Иеремии Бог осудил Израиля за то, что Израиль оставил Его как источник живых вод (2:13). Но в Божьем доме мы причащаемся источника Божьей жизни. В конечном итоге мы видим свет в Божьем свете (Пс. 36:9Б).
В Божьем доме у нас есть пища, река, источник жизни и свет. Эти четыре вещи совершенно не объективные. Пища предназначена для того, чтобы мы ели её, река — для того, чтобы мы пили её, источник — для того, чтобы мы причащались его, а свет — для того, чтобы мы участвовали в нём при помощи зрения. Какое это наслаждение! Наслаждение в 36-м Псалме более глубокое, более высокое и более основательное, чем наслаждение Божьим домом в 27-м Псалме. В 36-м Псалме всё доступно. Пища доступна, река доступна, источник жизни доступен, и свет доступен. Богатство в Божьем доме доступно для нашего наслаждения.
Это наслаждение в конечном итоге приведёт нас к Новому Иерусалиму. В Новом Иерусалиме мы будем пропитаны плодом дерева жизни, мы будем пить из реки воды жизни, мы будем причащаться источника Божьей жизни и мы будем также видеть свет в Божьем божественном свете (Отк. 22:1-2, 5). Это окончательное Наслаждение Богом в Божьем доме.