Субъективное переживание оправдания
(1)
Тексты Писания: Рим. 4:1-25; 2 Кор. 4:4; Рим. 12:5; 14:17
Глава 4 Послания к Римлянам глубока. Не следует понимать её поверхностно. Если мы проникнем в глубины этой главы, мы увидим, как в ней раскрывается, что полноценное, живое оправдание является более глубокой работой Бога по призванию падших людей из всего, что не является Богом, и по возвращению их к Себе. Бог сотворил человека Себе и для Себя. Однако человек пал. Падение человека означает, что все, что не является Богом, удерживает человека от Бога. Человек, сотворённый для Бога, отпал от Бога и занялся другими вещами. Не имеет значения, плохие они или хорошие. Все, что не является Богом и удерживает человека от Бога, составляет падение. В Своём оправдании Бог призывает падшего человека вернуться от всего остального к Нему. Поэтому, когда Бог призвал Авраама, Он не сказал ему, куда идти — Его намерением было вернуть Авраама к Себе. Мгновение за мгновением и шаг за шагом сердце Авраама должно было держаться Бога. Ему приходилось доверяться Богу при каждом шаге, не покидая ни на мгновение Его присутствия. Другими словами, Аврааму приходилось быть единым с Богом.
Призвав Авраама из Ура Халдейского, Бог обучал его верить в Себя. Как мы увидели, верить в Бога — значит уверовать в Бога и стать единым с Богом. Веруя таким образом, человек признает, что он — ничто, что у него ничего нет и что он ничего не может. Он соглашается с тем, что ему должен быть положен конец. Таким образом, верить в Бога — значит положить себе конец и позволить Богу стать самим нашим существом, позволить Богу быть всем вместо нас. С момента нашего уверования в Него мы должны быть ничем. Мы должны полностью положить себе конец и позволить Богу стать всем в нас. Вот в чем правильное значение обрезания. Недостаточно даже просить Господа обрезать наше сердце, потому что глубокое и полноценное обрезание состоит в том, чтобы положить себе конец и позволить Богу быть всем.
Когда человек призван Богом подобным образом, живой Бог переливает Себя в него. Это слово «переливает» очень важно для описания того, что происходит при Божьем призвании. Живой Бог самопроизвольно переливает Себя в призванного. В результате этого Бог привлекает его к Себе. Незаметно в него переливается некий элемент, некая сущность живого Бога, и он реагирует, отвечает Богу, веруя в Него. Эта реакция и есть вера.
Когда вы услышали евангелие славы о Господе Иисусе, вы покаялись. Это значит, что Бог призвал вас из всего, что не является Им. В то же мгновение незаметно для вас живой Христос в Своём евангелии славы перелил Себя в вас (2 Кор. 4:4). В ваше существо проник некий элемент Христа, и вы были привлечены к Нему. В вас возникла реакция, вы ответили Ему, и вашей невольной реакцией было ваше уверование, ваша вера. Вашей верой стал Христос, переливший Себя в вас. Поэтому источник веры — не мы; она исходит от Бога. Вера неотделима от Христа, так как на самом деле — это Сам Христос, переливающий Себя в нас и вызывающий внутри нас реакцию.
Наше уверование является эхом. Может ли эхо возникнуть само по себе, без звука? Это невозможно. Христос — это звук. Когда этот звук достигает нашего сердца и духа, он вызывает реакцию, эхо. Эта реакция является нашей признательностью Господу Иисусу и верой в Него. На самом деле, эта вера — это Сам Христос внутри нас, откликающийся на евангелие. Поэтому эта вера вменяется Богом нам в праведность. Когда Христос перелил Себя в вас, внутри у вас возникла реакция — уверование. После того, как вы уверовали в Господа, Бог ответил вам, вменив вашу веру, то есть Христа, в праведность. Мы не увидим в Библии этого переживания, если будем читать поверхностно, но если мы затронем глубины Писаний, мы найдем его. Бог как бы сказал нам: «Несчастный грешник, у тебя нет праведности. Пока Я, живой Бог, говорю с тобой, Моя сущность переливается в тебя. Это вызовет в тебе реакцию веры, и Я вменю эту веру тебе в праведность». Когда Бог делает это, мы отвечаем Ему признательностью и любовью. Эта реакция и есть наша вера, которая исходит не от нас, ею является сущность живого Христа внутри нас. Эта вера возвращается к Богу, вызывая у Бога реакцию по отношению к нам: праведность Бога засчитывается как наша собственная, и мы получаем то, чего никогда не имели раньше. Таково наше переживание Бога в оправдании.
Таким образом, мы обладаем Божьей праведностью, которая есть Христос. Исаак был прообразом Христа. Авраам, наш верующий отец, получил Божью праведность и Исаака. Так же и мы получили Божью праведность и Христа, сегодняшнего Исаака. Это переживание того, как Бог называет несуществующее как существующее. Когда мы пришли к Богу в день своего спасения, у нас не было ничего. Тем не менее, Бог явился нам и назвал несуществующее как существующее. До этого мы не имели Божьей праведности, но через несколько минут мы её получили. До этого у нас не было Христа, но через несколько минут Он у нас был.
Получив переживание Божьей праведности и Христа, мы будем беречь его как бесценное сокровище. Мы будем говорить с гордостью: «У меня есть Божья праведность. У меня есть Христос». Однако придёт день, когда Бог вмешается и скажет: «Положи это на жертвенник». Вы сделаете это? Из ста христиан ни один не захочет этого делать. Вместо этого они скажут: «Господь, не проси меня сделать это. Я сделаю что угодно, только не это». Тем не менее мы должны помнить о реакциях, которыми обмениваются Бог и человек. У нас есть Божья праведность и Христос; они появились у нас как реакция Бога на нашу веру. И сейчас мы должны возвратить эту реакцию Богу, принести её Ему в жертву. Когда мы реагируем подобным образом, Бог реагирует ещё раз. Первой реакцией Бога было назвать несуществующее как существующее. Его второй реакцией будет животворить мёртвых. Это глубокий момент.
Согласно главе 4 Послания к Римлянам конечным результатом этой серии реакций является воскресший Христос. Этот воскресший Христос сейчас находится на небесах, и это служит веским доказательством того, что Бог доволен и мы оправданы. Воскресший Христос находится на третьем небе по правую руку Бога как неопровержимое доказательство того, что все Божьи требования были удовлетворены и что мы были полностью и достаточным образом оправданы. Однако этот воскресший Христос находится не только на небесах, но также и внутри нас для того, чтобы наделять нас жизнью, чтобы мы имели жизнь оправдания. Поэтому оправдание — это не только вопрос положения; оно становится и вопросом предрасположенности. Смерть Христа дала нам оправдание по положению, и доказательством тому служит воскресший Христос на небесах. Теперь воскресший Христос также живёт внутри нас, реагируя в нас и живя в нас жизнью оправдания по предрасположенности. В конечном итоге мы становимся оправданы и по положению, и по предрасположенности. Мы имеем уже не только объективное, но и субъективное оправдание. Теперь мы можем жить таким субъективным оправданием по предрасположенности.
Это оправдание является настоящим, живым обрезанием. Что такое обрезание? Пройти обрезание — значит положить себе конец и войти в Бога: обрезание кладёт нам конец и зарождает в нас Бога. Иудеи не заботятся о внутренней реальности обрезания; они заботятся только о внешней формальности, об обряде отсечения части плоти. Это не является обрезанием в глазах Бога. В глазах Бога пройти обрезание — значит отсечь самого себя, положить себе конец и позволить Богу зародиться внутри себя, чтобы Он стал вашей жизнью и чтобы у вас было новое начало. Это обрезание служит внешней печатью настоящего, внутреннего оправдания.
Авраам имел переживание Бога как Того, кто называет несуществующее как существующее. Авраам пережил это при рождении Исаака. Более того, в воскресении Исаака Авраам получил переживание Бога как Того, кто животворит мёртвых. Есть два вида Исаака: первый — это рождённый Исаак; второй — воскресший Исаак. Бог, в которого верил Авраам, обладал этими двумя аспектами. Авраам верил в Бога, называющего несуществующее как существующее и животворящего мёртвых.
Независимо от того, кем мы являемся и в каком положении мы находимся, в целом человек находится в состоянии несуществования. Это значит, что ничего не существует. Второе общее для всех и всего состояние — это мёртвость. Таким образом, общее состояние человека можно охарактеризовать двумя словами — несуществование и мёртвость. На самом деле все мы находимся в состоянии несуществования и мёртвости. Но Бог, в которого верил наш отец Авраам и в которого также верим мы, называет несуществующее как существующее. Когда мы говорим «ничто», Он говорит «нечто». Когда мы говорим «несуществующее», Он говорит «существующее». Не говорите, что церковь — плохая. Она может быть плохой в ваших глазах, но не в глазах Бога, в которого верил Авраам. Бог может вам ответить: «Ты говоришь, что ничего не существует. Через минуту я вызову кое-что к существованию». Представьте, что такого человека как Джеймс Барбер не существует. Если бы Богу понадобился Джеймс Барбер, Он бы просто позвал: «Джеймс Барбер», и тот возник бы. Это значит, что Бог называет несуществующее как существующее. Когда Бог сказал Аврааму: «Твоё семя будет как звезды небесные», никаких потомков Авраама ещё не существовало. Не было ни одного потомка. Тем не менее Бог сделал подобное утверждение о семени Авраама, и Авраам поверил. Примерно через год появился первый потомок Авраама: родился Исаак. С рождением Исаака Авраам получил переживание Бога как Того, кто называет несуществующее как существующее.
Однако это только половина переживания Бога, потому что Авраам также переживал Бога как Того, кто животворит мёртвых. Когда Авраам получил Исаака назад, после того как принёс его Богу на жертвеннике, он получил переживание того, как Бог животворит мёртвых. Скажем, в какой-то местности существует церковь, но она довольно мёртвая. Не судите на скорую руку, потому что Бог животворит мёртвых. Если церковь мертва, это предоставляет великолепную возможность Богу, в которого верил Авраам, вмешаться и дать жизнь этой мёртвой церкви.
Обычно большинство христиан понимают оправдание так: мы грешны, Бог праведен и свят, мы не можем соприкоснуться с Ним, а Он не может соприкоснуться с нами. Поэтому Христос умер на кресте и совершил искупление, пролив Свою кровь. Под Его кровью мы искуплены, и Бог может оправдать нас на праведном основании. Все это абсолютно правильно. Однако Апостол Павел не закончил раздел об оправдании, дойдя до этого момента в конце главы 3. Когда я, будучи молодым христианином, изучал Послание к Римлянам, я думал, что в главе 4 нет необходимости. Мне казалось, что к концу главы 3 оправдание полностью разобрано, что главу 5 нужно поставить после главы 3, а главу 4 — убрать. Позже я осознал, что апостол Павел не был таким поверхностным. Его интересовало нечто более глубокое, чем просто искупление, — он заботился о Божьем замысле. Искупление не является Божьим замыслом, это процесс, необходимый для его выполнения. В главе 3 Послания к Римлянам мы видим, что искупление производит Божье оправдание, но не видим Божьего замысла. Каков был Божий замысел в оправдании? Отвечая на этот вопрос, Павел использовал историю Авраама как пример, как иллюстрацию, призванную объяснить то, чего нельзя передать словами. Если мы изучим иллюстрацию в главе 4, мы поймём, что она глубже, основательнее и содержательнее, чем глава 3.
Мы думали, что оправдание связано только с грехами. Однако, читая главу 15 Книги Бытия, в которой вера Авраама была вменена Богом в праведность, мы не видим никакого упоминания о грехе. Грех здесь ни при чем. Речь идёт о семени, которому предстояло стать царством для исполнения Божьего замысла. Авраам был призван Богом не просто потому, что Бог сжалился над его греховным состоянием. Бог не сказал: «Авраам, Мне так жалко тебя. Я не хочу, чтобы ты отправился в ад. По Своей милости Я прихожу призвать тебя из твоего падшего состояния». Смысл здесь совершенно не в этом. В главе 1 Книги Бытия говорится, что Бог сделал человека по Своему образу, чтобы выразить Себя, и что этот человек был не отдельным, а совокупным. Бог сотворил совокупного человека, включающего в себя и мужчину, и женщину. Согласно Книге Бытия 5:2 и Адам, и Ева были названы Адамом, что означает, что Бог сотворил совокупного человека для Своего выражения и осуществления Своего владычества. Другими словами, Бог хотел иметь царство как сферу для выражения Своей славы. Таков был Божий замысел, но человек отпал от него. Отвернувшись от Бога, отвлекшись от Божьего замысла и будучи захвачен другими вещами, человек глубоко впал в грех. Тем не менее, в главе 15 Книги Бытия говорится не о грехе, а о том, как исполнить Божий замысел. Это вопрос не спасения, а осуществления Божьего замысла. Если вы вовлечены в исполнение Божьего замысла, вы будете спасены.
Христианство поступает поверхностно, занимаясь спасением человека, а не Божьим замыслом. Божье оправдание в первую очередь предназначено не для спасения человека, а для исполнения Божьего замысла. Почему Бог избрал вас? Он избрал вас в первую очередь не для спасения, а для Своего замысла. Почему Бог призвал вас? Он призвал вас не для неба. Он призвал вас для исполнения Своего замысла. Если вы заняты Божьим замыслом, ваше спасение надёжно. Однако если для вас важно только ваше спасение, вы можете упустить суть Божьего замысла. Спасение не является конечной целью; оно нужно для Божьего замысла. Божье оправдание предназначено для исполнения Его замысла.
В главе 15 Книги Бытия не упоминается грех. Бог сказал Аврааму: «Посмотри на небо и сосчитай звезды. Твоё семя будет как звезды небесные». Авраам поверил, и его вера была засчитана Богом как праведность. Божье оправдание Авраама не имело отношения к греху. Оно было полностью связано с Божьим замыслом, с тем, чтобы получить семя для произведения царства для исполнения Божьего замысла. Именно поэтому Апостол Павел в главе 4 Послания к Римлянам после ссылки на главу 15 Книги Бытия, где вера Авраама вменилась ему в праведность, упоминает обетование об унаследовании мира, данное Аврааму и его семени (4:13). Какое отношение имеет унаследование мира к оправданию? Почему Павел упоминает его в главе 4? Авраам со своими наследниками должны унаследовать мир ради Божьего царства, а Божье царство предназначено для Его замысла. Глава 4 Послания к Римлянам говорит нам, что Божье оправдание предназначено не для того, чтобы мы отправились на небо, и не только для того, чтобы мы спаслись. Оправдание даёт возможность Аврааму и всем его верующим наследникам унаследовать мир и осуществлять владычество Бога на этой земле, как об этом говорится в главе 1 Книги Бытия. Если бы мы знали только главу 3 Послания к Римлянам, мы бы сказали, что Божье оправдание, основанное на искуплении Христа, предназначено для нашего спасения. Однако в главе 4 ясно раскрывается, что оправдание Богом Его избранных предназначено не только для их спасения; оно предназначено для того, чтобы они унаследовали мир и осуществляли Божье владычество на земле.
Результат субъективного переживания оправдания
Согласно Книге Бытия 15:6 Авраам поверил Божьему слову о том, что его семя будет как звезды небесные, и Бог вменил веру Авраама ему в праведность. Хотя Авраам и получил тогда Божью праведность, он не очень хорошо понимал, что это такое. Эта праведность была абстрактной, а не чем-то определённым и конкретным. Для Авраама, вероятно, она была неким отвлечённым понятием.
В главе 16 Книги Бытия мы узнаем о рождении Измаила. Бог засчитал Аврааму праведность, но у Авраама не было ничего конкретного. Поэтому Сарра предложила ему завести ребёнка от Агари, и Авраам использовал свою собственную силу, чтобы произвести Измаила. С точки зрения положения Авраам обладал Божьей праведностью; с точки зрения предрасположенности у него её не было. У него был только Измаил. Поэтому Бог вмешался и как бы сказал: «Авраам, ты должен быть совершенным. Я — совершенный Бог. Ты должен верить Моему слову и доверяться Мне. Я вменил тебе твою веру в праведность. Чтобы исполнить Мой замысел, ты не должен действовать самостоятельно и производить Измаила. Не это Я вменил тебе в праведность. Та праведность, которую Я засчитал тебе, — это не Измаил. Ты должен перестать действовать самостоятельно. Я хочу, чтобы ты прошёл обрезание, пусть оно напоминает тебе об этом». Обрезание появилось просто потому, что Авраам пытался исполнить Божью праведность, действуя самостоятельно. В главе 4 Послания к Галатам говорится, что Агарь служит прообразом закона. Рождение Агарью Измаила означает совершение дел закона, дел, отличных от Божьей праведности. Аврааму нужно было научиться, каким образом можно положить себе конец и перестать полагаться на себя, полагаться на собственные силы. Он также должен был пройти обрезание.
В главе 17 Книги Бытия Бог говорит об Исааке и обещает установить с ним Свой завет. В системе прообразов Исаак служит прообразом Христа как Божьей праведности, засчитанной верующим по вере. В главе 15 Книги Бытия Авраам имел Божью праведность по положению. Когда родился Исаак, он обрёл Божью праведность по предрасположенности. У него появилось настоящее переживание Божьей праведности.
Многие христиане понимают оправдание довольно поверхностно. Они говорят: «Мы грешны. Христос умер за нас. Если мы в Него уверуем, то под Его кровью Бог даст нам Его праведность и оправдает нас». Согласно этому представлению, праведность относится только к положению и имеет только объективную сторону. Однако, исходя из нашего опыта, мы можем понять, что та праведность, которая была засчитана нам, когда мы уверовали, была Христом. Исаак — это прообраз Христа. Поскольку Исаак служит прообразом Христа, можно сказать, что Исаак был нашей праведностью. В итоге, праведность Бога становится уже не абстрактным понятием, а Личностью, воскресшим Христом. Этот воскресший Христос становится нашим сегодняшним Исааком. Хотя в день нашего уверования мы получили Божью праведность, мы не осознавали, что этой праведностью на самом деле был Христос, Сын Божий.
Сразу же после принятия Христа мы решили делать для Бога добрые дела. Это значит, что мы женились на Агари и породили Измаила. Не забывайте, что Измаил служит прообразом дел закона. Мы сделали что-то хорошее, но Бог говорит: «Прогони Измаила. Мне нужно не это. С тобой нужно покончить. Тебя нужно поместить на крест. Тебе должен быть положен конец. Ты должен быть отрезан. Ты должен быть обрезан. Тебе нужно, чтобы Мой Сын как живая Божья праведность родился в тебе и произошёл из тебя». Таким образом у нас появляется подлинное переживание Божьей праведности, и мы становимся оправданы не только по положению, но и по предрасположенности.
Когда Авраам получил своего Исаака, он был полностью доволен им. Подобным же образом мы, получая индивидуальное переживание Христа, становимся Им очень довольны и говорим: «Несколько лет назад я только знал о Божьей праведности. Я никогда не переживал того, что праведность Бога — это Сам Христос. Теперь я переживаю Христа и наслаждаюсь Христом как Божьей праведностью». Однако когда вы наслаждаетесь своим индивидуальным Христом, является Бог, подобно тому, как Он явился Аврааму, и говорит: «Принеси Исаака Мне в жертву». Возможно, Господь скажет вам идти в церковь. Вам это не нравится. Вы отвечаете: «Мне нет дела до церкви. Если у меня есть переживание Христа, разве этого недостаточно?» Подобный ответ показывает, что вы не хотите возложить своего Исаака на жертвенник. Однако если вы принесёте своего индивидуального Исаака в жертву Богу, Бог среагирует ещё раз, и к вам вернутся тысячи Исааков. Авраам принёс в жертву одного Исаака, а взамен он получил тысячи потомков. Эти потомки образовали царство, народ Израиля, чтобы осуществлять Божье владычество. Именно поэтому Павел сказал, что Авраам и его наследники унаследуют мир.
Здесь имеется в виду жизнь Тела. В главе 12 мы видим Тело: «Мы многие составляем одно Тело во Христе». В главе 14 Павел трактует Тело как царство Божье, призывая нас принимать всех братьев ради царства Божьего. В Послании к Римлянам 14:17 говорится, что царство — это праведность, мир и радость во Святом Духе. Жизнь Тела — это царство Божье для исполнения Божьего замысла.
Однажды через благовестие к нам пришёл Бог славы. Мы были привлечены, убеждены и начали испытывать к Нему чувство признательности. В это время Бог славы перелил в нас некий элемент Своего божественного существа, и мы спонтанно уверовали в Него. Тогда мы сказали: «Боже, я грешник. Я благодарю Тебя за то, что Твой Сын Иисус Христос умер за меня на кресте». Мы смогли это сказать, потому что живой Христос работал у нас внутри и был нашей способностью уверовать. После этого, если бы кто-нибудь нам посоветовал не верить во Христа, мы бы обнаружили, что не верить в Него невозможно. Ничто не может удалить из нас эту веру, потому что это на самом деле живой Христос, работающий в нас и реагирующий Богу. Сразу же после того, как мы среагировали Богу подобным образом, Он среагировал нам, оправдав нас. Тогда мы ощутили, что мы прощены и оправданы Богом. У нас появились мир и радость. Вслед за этим мы все твёрдо решили делать добро — вести себя хорошо, любить своих жён и повиноваться своим мужьям. Но получался у нас исключительно Измаил. Тогда мы осознали, что нам должен быть положен конец, мы должны пройти обрезание, позволяя Богу работать в нас для произведения сегодняшнего Исаака, которым является Христос, реальность Божьей праведности. Когда у нас будет этот Христос, мы будем должны принести Его в жертву Богу, чтобы получить Его обратно в воскресении. Результатом этого является царство, церковная жизнь. А это и есть Тело Христово.
Павел написал главу 4 Послания к Римлянам, потому что хотел показать, что Божье оправдание предназначено для исполнения Его замысла. Божий замысел состоит в том, чтобы одно Тело, которое является царством, выражало Его и осуществляло Его владычество на земле. Поэтому глава 4 Послания к Римлянам закладывает фундамент для глав 12—16, где мы видим практическую жизнь Тела, церковную жизнь и жизнь царства.