Тексты Писания: Рим. 11:5; 11, 9:12; Эф. 1:4-5; 15, Рим. 9:16; 11:6
В 1:9 Павел говорит, что он служит Богу в евангелии Его Сына. Это евангелие включает в себя много замечательных моментов: сыновство, определение, воскресение, оправдание, освящение, преобразование, сообразование, прославление и проявление. В этом сообщении мы рассмотрим ещё один момент — избрание благодати. Если мы хотим до конца знать евангелие Сына Божьего, нам нужно видеть, что в него входит ещё и Божье избрание. Это избрание является избранием благодати. Как говорит 11:5: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Мирское избрание зависит от происхождения человека, его воспитания, образования и успеха в мире. Божественное избрание происходит совершенно иначе. Мы были избраны ещё до своего рождения. На самом деле это произошло ещё до основания мира. Человеческое избрание зависит от того, что люди из себя представляют. Хорошие, подающие надежды, преуспевающие люди имеют больше шансов быть избранными. Божье избрание, напротив, не зависит от того, что мы из себя представляем; оно полностью зависит от Бога и Его желания.
В главе 9 Павел использовал случай с Иаковом и Исавом в качестве иллюстрации к Божьему избранию. Ещё до того как они родились, Бог сказал Ревекке: «Больший будет в порабощении у меньшего» (9:12). Божий выбор был сделан ещё до рождения детей, до того как они успели сделать что-либо хорошее или плохое. Благодаря этому «изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего» (ст. 11-12). Тем не менее, будучи в утробе, Иаков боролся за то, чтобы родиться первым. По Божьей милости у него это не получилось. Если бы ему удалось сделать это, он бы не получил Божьего избрания.
В реальности каждый из нас является Иаковом, борющимся за право первенства. С самого рождения мы привыкли считать, что если мы хотим чего-то добиться, мы должны за это бороться. Мы можем раз за разом терпеть неудачу, но все равно продолжаем бороться. Мы очень похожи на Иакова, проныру, которому Бог предопределил быть вторым, но который все же боролся за то, чтобы быть первым. Слава Богу за удерживающую руку Его милости, которая помешала нам добиться успеха в наших стараниях! Он удерживает нас, потому что Он уже избрал нас задолго до нашего рождения.
Избрание, предопределение и призвание
Божье избрание связано с Его предопределением и призванием. Из этих трёх вещей первым происходит избрание, за ним следуют предопределение и призвание. Сначала Бог избрал нас. Затем Он нас отметил, то есть предопределил. Как избрание, так и предопределение произошли до нашего рождения. Затем в определённый момент нашей жизни появился Бог и призвал нас.
Послание к Эфесянам 1:4-5 подтверждает, что Божье избрание и предопределение произошли в вечности в прошлом: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас в Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Ещё до возникновения вселенной Бог избрал нас и предопределил нас к сыновству. Нам нужно упражнять свой дух в вере и верить этим словам Писания. В день, назначенный Богом, мы родились. Мы спаслись тоже тогда, когда это было определено для нас Богом. Даже если мы не собирались верить в Господа Иисуса, мы уверовали в Него, потому что мы были избраны и предопределены Богом. Это избрание благодати, в котором явлена Божья милость. Как говорит Павел в 9:16: «Не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Если мы оглянемся на своё прошлое, мы поклонимся Господу. Мы поймём, что мы шли не сами по себе — нас вёл Господь. Ещё до нашего рождения Он избрал и предопределил нас, а также продумал все необходимое, включая время и место нашего рождения. Более того, Он расписал все наши дни, где и когда мы должны быть. Согласно Божьему устроению, я родился в двадцатом веке. Более того, я родился там, где было легко встретить кого-нибудь из христиан. Все было устроено Богом. Более того, моя жизнь с Господом доказывает, что Он определяет наш путь. Мой опыт подтверждает, что дело не в том, кто хочет или стремится, — всё зависит от Того, Кто милует. Все, что происходит с нами, служит проявлением божественной милости.
Доказательство Божьего избрания
Я не хотел бы вступать в богословскую дискуссию о том, как ответственность человека стыкуется с Божьим всевластием. Я просто хотел бы подчеркнуть факт Божьего избрания. Мы все стали христианами вследствие этого избрания. Многие из нас даже не знают, почему мы вообще стали христианами. Некоторые из нас, возможно, даже пытались перестать верить в Господа, но у них ничего не вышло. С одной стороны, чудесно быть христианином; с другой стороны, это чрезвычайно тяжело. Христианин — это не только Иаков, но ещё и Иов. Благодаря Божьему избранию у нас не было другого выбора, кроме как стать христианами. Теперь, когда мы уверовали в Господа Иисуса, мы просто не можем избавиться от Него. Это доказывает, что мы были избраны Богом.
Внутри нас есть что-то, что заставляет нас верить в Господа, хочется нам этого или нет. Это исходит от избрания благодати. Даже если мы захотим «развестись» с Господом, Он откажется подписать свидетельство о разводе. Бог не боится, что мы попытаемся сбежать от Него. Он знает, что как бы мы ни старались, мы не сможем уйти. Это самое веское доказательство того, что мы были избраны Богом. Как чудесно божественное избрание благодати!
Божье избрание и благовествование
Мы видим Божье избрание на практике, когда благовествуем. Группа неверующих приходит на одно и то же собрание и слушает одно и то же сообщение, однако откликается только часть из них. Это трудно объяснить. Мы можем только отнести это на счёт Божьего избрания, предопределения и призвания.
Я вспоминаю историю, рассказанную Д. Л. Муди. Один студент беспокоился, что через его благовествование спасётся кто-нибудь, кто не был избран Богом. Муди сказал, чтобы он не беспокоился, а просто продолжал благовествовать. Более того, Муди сказал, что возможность принять Господа нужно давать любому, кто захочет уверовать. Ещё Муди сказал, что на небесных вратах написаны слова: «Желающий пусть приходит», но когда человек заходит, с обратной стороны он видит слова: «Избран прежде создания мира».
Чтобы надлежащим образом служить Богу в евангелии Его Сына, нужно знать, что евангелие включает в себя избрание благодати. Евангелие полностью зависит от Божьей верховной милости. Много лет назад у меня было некоторое осознание этого, но сегодня я осознаю это гораздо яснее. За долгие годы я явственно и глубоко осознал, что все, что происходит с нами, устроено Богом. Всё зависит от Божьей милости. Чем больше мы будем видеть это, тем больше мы будем ощущать свою ответственность перед Господом, тем лучше мы будем самопроизвольно исполнять свои обязанности перед Ним.
Даже осознание ответственности приходит по Божьей милости. Почему некоторые верующие признают свою ответственность, а другие — нет? Потому что это зависит от Божьей милости. В 9:15 Павел цитирует слова Господа: «Кого миловать, помилую». Вследствие Божьей милости, проявившейся в Его избрании благодати, мы откликнулись на евангелие, когда другие не отозвались; мы приняли слово о Христе как нашей жизни, когда другие отвергли его; мы пошли по пути Господнего восстановления сегодня, когда другие сошли с этого пути. Некоторые из тех, кто сегодня находится в Господнем восстановлении, могут засвидетельствовать, что те, кто привёл их на этот путь, не пошли по нему сами.
В том, что касается восстановления, Бог милует того, кого милует. Мы оказались в Господнем восстановлении не потому, что мы умнее других или ищем Господа больше, чем другие. Мы здесь всецело благодаря милости Божьей. Если вы вспомните, каким образом Господь привёл вас в церковную жизнь в Господнем восстановлении, вы поклонитесь Ему за Его милость. Я верю, что мы в Господнем восстановлении входим в остаток по избранию благодати (11:5). В том, что касается евангелия, служения жизни и церковной жизни в Господнем восстановлении, Бог помиловал нас. Как мы должны славить Его за Его верховную милость!
Нам не следует полагаться на самих себя или думать, что мы находимся здесь благодаря своим достоинствам или заслугам. Сегодня мы в Господнем восстановлении не потому, что желали или подвизались; это — от Бога милующего. Какая милость, что мы спасены и хотим идти по Господнему пути! Более того, это милость, что мы хотим быть отделены от сегодняшнего лукавого века! Мир привлекает и завлекает. Тем не менее я могу засвидетельствовать, что меня просто не интересуют мирские вещи. Я покрыт чем-то вроде божественной изоляции, которая защищает меня от системы мира. Это ещё один аспект Божьей милости.
Поклоняться господу за его милость
Чтобы служить Господу, нужно знать Дух, жизнь в Духе и Божью праведность. Кроме того, нужно знать Божью милость в избрании благодати. В прошлом я мечтал о том, чтобы развернуть обширную работу в северном Китае, даже в районах внутренней Монголии и Манчжурии. Но этой мечте не суждено было исполниться, и вместо этого по Господней милости я нахожусь сегодня в Америке. Я обращаюсь к Господу, чтобы Он глубоко запечатлел в нас понимание Его милости в избрании нас. Не полагайтесь на то, что вы можете или собираетесь сделать. Вместо этого склонитесь перед Господом и возблагодарите Его за милость. Чем больше вы будете поклоняться Господу за Его милость, тем больше это вас возвысит. Вместо того чтобы, выбиваясь из сил, нести на себе ответственность, вы обнаружите, что Господь по Своей милости Сам несёт вас. Нам всем нужно узнать Господа с этой стороны. Какая милость, что Он избрал нас, предопределил, призвал и привёл нас в Своё восстановление! Во всем, что связано с нашим будущим, мы полагаемся не на самих себя, а на Него и на Его чудесную милость. Все, что имеет отношение к нам, было задумано Господом. Все — от Него; ничто не исходит от нас. Я могу засвидетельствовать, что чем больше мы поклоняемся Богу за Его милость, тем глубже мы проникаем в Его сердце и тем больше наше единство с Ним.
Не старайтесь сами нести ответственность. Вместо этого поклоняйтесь Богу за Его избрание. Если вы будете делать это, Он Сам будет нести вас в несении ответственности. Чем больше мы будем пытаться быть ответственными сами по себе, тем больше мы будем страдать внутренне. Внутри у нас появится вкус горечи. Но если мы будем поклоняться Господу за Его милость и переживать то, как Он несёт нас в нашем несении ответственности, внутри мы будем ощущать сладкий вкус мёда. Одной из причин, почему я так счастлив день за днем, является то, что я научился полагаться на милость Господа и поклоняться Ему за неё. Много лет назад я часто просил Господа сделать что-нибудь для меня. Но сейчас, когда я молюсь, я благодарю Его за Его милость. Он сказал, что Он помилует, кого помилует, и пожалеет, кого пожалеет. Если мы будем наслаждаться милостью Господа и поклоняться Ему за Его избрание, наша жизнь будет сплошным наслаждением.
Как пойдёт наша жизнь с Господом дальше, зависит не от нашего желания или стремления, а от Божьей милости. Наше желание ничего не меняет, наше стремление тщетно. Божья милость, однако, действует чудесным образом. Мы изменчивы, непостоянны. Что касается нас, то, похоже, наше духовное состояние подобно погоде, которая все время меняется. Поэтому нам нужно видеть, что избрание благодати зависит не от нас, а от избрания нас Богом до создания мира. То, что мы переживаем сегодня, связано с Божьим избранием в вечности в прошлом. Если мы увидим это, мы не будем смотреть на самих себя и на свои обстоятельства, а будем неизменно взирать на Него.
Евангелие, в котором мы служим Богу, — это евангелие благодати, а не евангелие дел. Как говорит 11:6: «Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию». Однако тот факт, что Божье избрание происходит исключительно по Его благодати, не значит, что мы вольны делать все, что нам захочется. Если мы занимаем такую позицию, это значит, что мы либо не были избраны Богом, либо отреклись от Божьего избрания. Забудем себя и своё состояние и будем взирать только на Господа. Вновь и вновь, давайте говорить: «Господь, мы славим Тебя за Твоё избрание благодати. О Господь, мы поклоняемся Тебе за Твою милость». Таково евангелие, раскрытое в Послании к Римлянам.