Сыновство в Послании к римлянам
Тексты Писания: Рим. 1:9, Рим. 1:3-4; Пс. 2:7; Рим. 3:20
В 1:9 Павел сказал, что он служит Богу в евангелии Его Сына. Это показывает, что нам всем следует служить Богу в евангелии Христа. Для этого, однако, нам нужно знать, что такое евангелие.
Евангелие включает в себя не только такие составляющие, как искупление, прощение, оправдание, примирение, очищение и возрождение. Все это — аспекты Божьего спасения. Но Божье спасение имеет цель, и эта цель — сыновство. Это значит, что искупление, прощение, оправдание, примирение, очищение и возрождение — все это предназначено для исполнения Божьего желания иметь многих сыновей как Своё выражение.
Вечное намерение Бога состоит в том, чтобы Он был выражен через Тело, составленное из прославленных сыновей. Первоначально у Бога был только один Сын, Его единородный Сын. Но сейчас, когда совершилось воскресение Иисуса Христа, у Него много сыновей. Через смерть и воскресение Христа миллионы грешников были сделаны сыновьями Божьими. Таков Божий вечный замысел. Поэтому Послание к Римлянам раскрывает, что целью евангелия является сыновство, произведение многих сыновей Божьих.
Первые четыре стиха Послания к Римлянам чрезвычайно важны. В самом первом стихе Павел говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию». Тот факт, что Послание к Римлянам открывается словами о Божьем евангелии, указывает, что темой этого Послания является евангелие. Евангелие Бога рассказывает не о религии, не о доктрине и не о формах; более того, оно не рассказывает просто об искуплении, прощении или оправдании. Как ясно говорит стих 3, евангелие Бога говорит о Сыне Божьем, Иисусе Христе, Господе нашем. Это показывает, что евангелие говорит о сыновстве. Удовольствие, желание, наслаждение Отца связаны с Его Сыном. Произвести многих сыновей, сообразованных с образцом, моделью Первородного, — таково Его намерение. Через Первородного, в Нем и с помощью Него производятся многие сыновья. Таким образом, евангелие Бога говорит об этом произведении многих сыновей, сообразованных с образом Христа.
Христос определён Сыном Божьим
В Своём воплощении Христос пришёл как семя Давида по плоти (1:3). В Библии слово «плоть» не несёт положительной окраски. Однако Евангелие от Иоанна говорит, что Слово стало плотью (1:14). Евангелие Бога говорит о Сыне Божьем, который стал плотью, который стал семенем человека по плоти. В Послании к Римлянам мы видим, что эта плоть была определена Сыном Божьим! Через это определение Христос, который уже был Сыном Божьим до Своего воплощения, стал Сыном Божьим по-новому. До Своего воплощения Он был определён Сыном Божьим, имеющим только божественность. Но теперь, через Своё воскресение, Он был объявлен Сыном Божьим и как имеющий божественность, и в Своём человечестве. Если бы Христос не облёкся в человеческую природу, то Ему не понадобилось бы определяться Сыном Божьим, так как в Своей божественности Он и так был Сыном Божьим ещё от вечности.
Послание к Римлянам 8:3 говорит, что Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти. Это показывает, что Христос не имел греховности плоти; Он имел только подобие греховной плоти. В этом отношении Он был подобен медному змею, поднятому на знамени в пустыне (Числ. 21:8-9). Медный змей имел форму змеи, но у него не было ядовитой змеиной природы. По такому же принципу Христос имел форму, облик, подобие греховной плоти, но не имел греховной природы плоти.
Поскольку Христос, Сын Божий, облёкся в плоть, Ему было нужно, чтобы Его человеческая природа была определена Сыном Божьим в силе посредством воскресения. В Адаме смерть ужасна, но смерть Христа прекрасна. Его смерть прекрасна, потому что она положила конец всему отрицательному и проложила путь воскресению. Через воскресение Христос был преображён и определён Сыном Божьим.
В Псалме 2:7 говорится: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Почему же Христу нужно было родиться в качестве Сына Божьего — ведь Он уже был Сыном Божьим? В Деяниях 13:33, где цитируется Псалом 2:7, указано, что Христос родился как Сын Божий в день Своего воскресения. Но разве Он уже не был Сыном Божьим до этого дня? Конечно, был. Тем не менее, Ему все же нужно было родиться посредством воскресения, потому что он облёкся в человечество. Что касается Его божественности, Ему не было необходимости рождаться. Но что касается Его человечества, такая необходимость была. В день воскресения плоть Христа была возвышена и преображена в славную субстанцию. Это рождение в силе посредством воскресения. Это рождение также является определением. Таким образом Иисус, Человек во плоти, был рождён и определён Сыном Божьим.
Стих 4 говорит, что это определение произошло по Духу святости. Иллюстрация с семечком гвоздики поможет нам понять, что это значит. Когда гвоздичное семя сажают в землю, оно умирает. Но эта смерть прокладывает путь воскресению. В конечном итоге семя прорастает и вырастает в зрелое цветущее растение. Когда гвоздика расцветает, она определяется. Цветок гвоздики служит отличительным признаком, определением гвоздичного семени. Гвоздичное семя определяется как гвоздика не посредством того, что его снабжают этикеткой, а посредством того, что его хоронят в земле и оно вырастает в цветущую гвоздику. Это показывает, что гвоздичное семя определяется согласно жизни, которая находится внутри него, то есть оно определяется по жизни. Если я закопаю в землю камень, то ничего не произойдёт, потому что в камне нет жизни. Но когда сажают в землю гвоздичное семя, оно определяется по жизни внутри него.
По такому же принципу, когда Христос был воскрешён из мёртвых, Он был определён в силе посредством воскресения по Духу святости, который был в Нем. Теперь Он как Сын Божий прекраснее, чем прежде, так как сейчас Он имеет и божественную природу, и воскрешённую, преобразованную, возвышенную, прославленную и определённую человеческую природу.
Как Сын Божий, имеющий и божественность, и человечество, Христос является сейчас образцом и моделью для серийного производства многих сыновей Божьих. Мы уже увидели, что Бог не хочет иметь только одного Сына, единородного Сына; Он желает иметь много сыновей, которые все были бы серийным производством, копиями Первородного. В главе 1 мы видим образец, а в главе 8 — серийное производство. Глава 8 ясно показывает, что единородный Сын стал Первородным среди многих братьев.
Откуда появляются многие сыновья
Теперь следует рассмотреть, откуда появляются эти многие сыновья. Ключ к пониманию этого содержится в 1:3 и 4. В этих стихах есть ряд ключевых понятий: «по плоти», «по Духу», «Дух святости», «сила», «воскресение» и «Сын Божий». В некотором смысле, все Послание к Римлянам строится вокруг этих понятий. Стихи 3 и 4 главы 1 на самом деле служат обобщением всего Послания. Послание к Римлянам — это рассказ о том, как грешники в плоти становятся сыновьями Божьими в силе и посредством воскресения. В 3:20 мы читаем, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть». Это показывает, что положение плоти, то есть падшего человека, безнадёжно. Глава 7 раскрывает, как безобразна плоть и сколько неприятностей она нам доставляет. Затем глава 8 описывает полную неспособность плоти соблюдать Божий закон. До нашего спасения мы были просто плотью; мы были безнадёжны и слабы. Но Христос сделался подобием греховной плоти, и в Своём распятии Он принёс эту плоть на крест и покончил с ней.
Мы не можем быть определены сыновьями Божьими по плоти. Мы можем стать сыновьями Божьими только по Духу святости. Будучи верующими во Христа, мы имеем как плоть, которую мы получили от своих природных родителей, так и Духа святости, который был дан нам Богом. Подобно Господу Иисусу мы тоже имеем две природы: человеческую и божественную. Теперь мы можем смело сказать: «Господь Иисус, Ты имеешь две природы, и мы тоже имеем две природы. Ты сделался плотью, и мы тоже есть плоть. Внутри Тебя был Дух святости, и внутри нас тоже есть Дух святости». О, внутри мы имеем Духа святости, который на самом деле есть чудесная Личность Самого Христа! Святость — это субстанция, сущность, элемент, природа Бога. Эта святая природа Бога абсолютно отлична и отделена от всего остального. Понятие «Дух святости» указывает на саму сущность Бога. Таким образом, имея Духа святости, мы имеем внутри себя Божью сущность. По этому Духу мы определяемся сыновьями Божьими.
Будучи верующими, мы привиты ко Христу. Предположим, ветвь с плохого дерева прививают к хорошему дереву. Через этот процесс прививания плохая ветвь становится хорошей, становится частью хорошего дерева. Будучи привиты ко Христу и к подобию его смерти, мы сейчас проходим через процесс воскресения. Согласно Первому посланию Петра 1:3 мы были возрождены воскресением Христа. Это значит, что мы родились заново, когда был воскрешён Христос. Именно так: мы были рождены заново ещё до того, как родились. Сейчас мы переживаем воскресение того, что уже было воскрешено, и высвобождение того, что уже было высвобождено. По этой причине можно сказать, что мы находимся в процессе воскресения.
Эта мысль содержится в главе 8 Послания к Римлянам. Воскресивший Христа из мёртвых даёт нам жизнь Своим Духом, живущим в нас (ст. 11). Это показывает, что сейчас мы проходим через процесс воскресения.
С одной стороны, быть воскрешённым — значит предать смерти все отрицательное; с другой стороны, это значит высвободить все положительное, возвысить то, что было предано смерти и воскрешено. Строго говоря, в Божьем домостроительстве отсутствуют внешние исправления, улучшения и поправки. В нем есть только воскресение, которое является уничтожением отрицательного и высвобождением положительного.
Предположим, кто-то из братьев очень гордится собой. Согласно религии его нужно учить смирению. Но Бог поступает иначе. Согласно божественному домостроительству этого гордого человека нужно привить ко Христу и позволить смерти Христа работать внутри него и, в конечном итоге, положить ему конец. Тогда смерть Христа даст силе воскресения возможность высвободить изнутри этого брата что-то от Христа. Таким образом жизнь Христа поглотит его гордую природу. Это не исправление — это воскресение.
В ранние годы моего служения у меня была привычка поправлять других, указывать им на их недостатки. Но со временем я усвоил, что Бог в Своём домостроительстве действует иначе. Благодаря тому, что мы имеем в себе Духа святости, во внешних исправлениях нет необходимости. Если мы обратимся к Господу и прикоснёмся к Нему, мы испытаем на себе Его смерть и воскресение. Это воскресение происходит по Духу святости. Аллилуйя, в нас есть жизнь воскресения и сила воскресения!
Как нелепо было бы пытаться помочь цветку расти, исправляя его внешне! Его нужно просто поливать. Точно так же и нам следует поливать друг друга. Как сказано в Первом послании к Коринфянам 3:6: Павел насадил, Аполлос поливал, но взращивает Бог. Мы должны поливать братьев и сестёр и питать их. Тогда внутренняя жизнь вырастет, и в конечном итоге появится прекрасный «цветок». Таково воскресение.
В действительности, Божьим детям не нужно знать так много доктрин. Нам нужны Слово и сила воскресения внутри нас. Ни одно учение, ни одна доктрина не сможет заменить собой воскресения. Мы определяемся сыновьями Божьими по силе воскресения.
Когда мы определяемся, это подразумевает, что мы освящаемся. Святость — это сущность, а освящение — это процесс, делающий вас святым. Некоторые христиане считают, что святость — это просто безгрешность. Другие полагают, что святость обозначает отделение, изменение положения. Ни одно из этих определений не является достаточно полным. Святость включает в себя как безгрешность, так и отделение, но, кроме того, она включает в себя изменение предрасположенности.
Рассмотрим снова пример с завариванием чая. Когда чай кладут в воду, вода «очаивается». Это служит иллюстрацией к освящению. Христос — это небесный «чай», а мы — «вода». Чем больше божественного «чая» добавляется к нам, тем больше мы «очаиваемся». Чем больше Христа добавляется к нам, тем больше мы освящаемся. Освящение — это не просто изменение положения, но и изменение предрасположенности. В примере с завариванием чая предрасположенность воды и даже её сущность изменяются, когда вода «очаивается».
Освящение связано с преобразованием. Когда вода «очаивается», она также преобразовывается. Таким образом, воскресение, освящение и преобразование связаны между собой.
Преобразование предназначено для сообразования. Согласно стиху 8:29 мы все будем сообразованы с образом Христа. Посредством сообразования мы приходим в реальность сыновства. Когда мы родились заново, у нас была только маленькая доля сыновства. Теперь сыновство должно распространяться внутри нас до тех пор, пока оно не пропитает все наше существо. В конечном итоге, при возвращении Господа даже наше физическое тело будет пропитано сыновством. Таким образом, пропитывание нашего тела сыновством является искуплением нашего тела.
Сегодня наш дух находится в сыновстве, но наше тело — ещё нет. По духу мы — сыновья Божьи, но по своему физическому телу мы ещё не вступили в сыновство. Преображение, искупление нашего тела при возвращении Господа будет последней ступенью сыновства. Тогда мы будем полностью и окончательно приведены в сыновство. В каждой части нашего существа — в духе, душе и теле — мы будем истинными сыновьями Божьими. Тогда мы будем прославлены. Слава Господу, что сегодня мы проходим через процесс сыновства, процесс, делающий нас сыновьями Божьими.
Внутри нас в качестве предвкушения есть Дух сыновства. Когда мы взываем «Авва, Отче», мы испытываем сладкое наслаждение Святым Духом в качестве предвкушения. Этот Дух сыновства сейчас воскрешает, освящает, преобразовывает и сообразовывает нас с образом Христа.
Эти многие братья, многие сыновья Божьи, являются членами Тела Христова. Поскольку Тело может созидаться только из сыновей Божьих, но не из грешников в плоти, сначала упоминается сыновство и только потом — Тело. Глава 12 Послания к Римлянам является прямым продолжением главы 8. Только после того как мы будем сообразованы с образом Христа, мы можем иметь реальность Тела, членами которого мы все являемся.
Цель евангелия, как показано в Послании к Римлянам, — преобразовать грешников в плоти в сыновей Божьих в духе для образования Тела Христова. Апостол Павел служил Богу в этом евангелии. Сегодня мы тоже должны научиться служить Богу в этом евангелии. Бог утверждает нас по евангелию, раскрытому в Послании к Римлянам (14:24). Это евангелие предназначено не только для неверующих, но и для верующих. Бог утверждает верующих по евангелию о Сыне Божьем, который стал человеком во плоти и который в Своём человечестве был определён Сыном Божьим по Духу святости в силе посредством воскресения. Послание к Римлянам 1:3 и 4 — это краткое изложение евангелия, а все остальное Послание к Римлянам — это полное изложение евангелия. В этом евангелии Бог преобразовывает грешников в плоти в сыновей Божьих в силе посредством воскресения и по Духу святости.