(2)
Тексты Писания: Рим. 10:4-21
В Послании к Римлянам 10:4 говорится: «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». Христос — это конец закона. Это значит, что Он завершил закон и положил ему конец. Он пришёл, чтобы исполнить закон (Мф. 5:17). Исполнив закон, Он покончил с ним. Христос стал концом для закона, и благодаря этому Божья праведность даётся всякому, кто верует во Христа. Когда Христос умер на кресте, Он завершил закон и положил ему конец. Закон закончился с Ним. Поскольку Христос покончил с законом на кресте, нам не нужно больше под ним находиться. Мы просто можем принять Божью праведность, уверовав во Христа.
Иудеи дорожили законом и старались его соблюдать, чтобы утвердить собственную праведность перед Богом. Они не понимали, что закон был полностью завершён и уничтожен Христом. Если бы они это поняли, они бы оставили свои попытки соблюдать закон. Они бы больше не пытались утвердить собственную праведность перед Богом, а приняли бы Христа в качестве своей праведности.
Тот же принцип остаётся верным сегодня в отношении очень многих христиан. После спасения они твёрдо решают творить добро, чтобы угодить Богу. В результате они невольно создают себе правила, которые можно рассматривать как их собственные законы, и стараются исполнять их, чтобы быть угодными Богу. Как и иудеи, они не понимают, что Христос — это конец, окончание всех правил и что им следует принять Его как свою жизнь, чтобы жить праведно перед Богом. Более того, им нужно понять, что подлинной праведностью перед Богом является Христос, Тот, кто положил конец закону, чтобы стать живой праведностью для всех, кто верит в Него. В главе 10 Послания к Римлянам Христос показан так обширно, чтобы мы знали, как участвовать в Нем и наслаждаться Им как своей настоящей и живой праведностью перед Богом.
Б. Христос воплощённый и воскрешённый
Нам нужно прочитать стихи с 5 по 7: «Моисей пишет о праведности от закона: „исполнивший его человек жив будет им“. А праведность от веры так говорит: „не говори в сердце твоём: кто взойдёт на небо?“ то есть, Христа свести; Или: „кто сойдёт в бездну?“ то есть, Христа из мёртвых возвести». Слова Павла очень глубоки. На первый взгляд в этих стихах не упоминается ни воплощение, ни воскресение Христа, но на самом деле в этом отрывке есть и то, и другое. Павел хотя и не использует слова «воплощение» и «воскресение», он, тем не менее, думал о них, когда писал эту часть Послания к Римлянам. Павел цитирует Книгу Второзакония 30:12: «Не говори в сердце твоём: кто взойдёт на небо?» Затем он указывает, что значит «Христа свести», а это подразумевает воплощение Христа, так как Христос сошёл с небес в Своём воплощении. Далее Павел говорит, что нам не следует спрашивать: «Кто сойдёт в бездну?» «Сойти в бездну» — значит «Христа из мёртвых возвести», а подразумевает воскресение Христа. Сойти в бездну — значит умереть и войти в ад. Когда Христос умер, Он сошёл в бездну, а в воскресении Он был поднят из мёртвых, то есть из бездны. Христос — это Тот, кто прошёл через воплощение и воскресение. Поэтому мы можем сказать, что Он — «приготовленный» Христос, Христос воплощённый и воскрешённый.
Христос прошёл через долгий процесс от воплощения до воскресения. При этом процессе Он исполнил все требования Божьей праведности, святости и славы и сделал все необходимое, чтобы мы могли причащаться от Него. Он был Богом, воплощённым в человеке, и как человек Он преобразился через воскресение в животворящего Духа (1 Кор. 15:45). Теперь в воскресении как животворящий Дух Он для нас так доступен, что мы можем получать и принимать Его когда угодно и где угодно.
Необходимо сказать несколько слов о «бездне», упомянутой в стихе 7. «Бездна» — это перевод греческого слова «абиссос». Это слово используется в Евангелии от Луки 8:31, где оно обозначает место, в котором живут бесы. Оно также встречается в Откровении 9:1, 2, 11, где оно обозначает место, откуда выйдет «саранча», возглавляемая царём по имени Аполлион; в Откровении 11:7 и 17:8, где оно относится к тому месту, откуда выйдет зверь, то есть антихрист; и в Откровении 20:1, 3, в отношении места, в которое будет низвержен и где будет заключён Сатана в течение тысячелетнего царства. В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, это слово используется в Книге Бытия 1:2. Здесь, в Послании к Римлянам 10:7 оно обозначает место, в котором побывал Христос после Своей смерти и до Своего воскресения, место, которым, согласно Деяниям 2:24, 27, является ад. В Деяниях 2:24, 27 открывается, что Христос после Своей смерти сошёл в ад и поднялся оттуда в Своём воскресении. Итак, в Библии слово «бездна» всегда подразумевает место, полное смерти и сатанинской тёмной силы, в которое сошёл Христос после Своей смерти как в преисподние места земли (Эф. 4:9), которое Он покорил и из которого Он вознёсся в Своём воскресении.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что говорит Павел в стихе 8: «Но что говорит Писание? „Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём“, то есть слово веры, которое проповедуем». Воскресший Христос как живое Слово находится близко к нам, в наших устах и в нашем сердце. В этом стихе Павел неожиданно использует понятия «Слово» и «Христос» как взаимозаменяемые синонимы, тем самым давая понять, что это Слово — это, безусловно, Христос. Христос в воскресении как животворящий Дух является живым Словом. Это соответствует откровению Нового Завета о том, что Слово есть Дух. Если вы прочитаете стих 6:18 из Послания к Эфесянам на греческом языке, вы увидите, что Дух — это Слово. Поэтому Христос в Своём воскресении является и Духом, и Словом. Он — Дух, к которому мы можем прикасаться, и Слово, которое мы можем понимать. Мы можем принимать Его и как Духа, и как Слово. Воскресший Христос как животворящий Дух является живым Словом, которое так близко к нам. Он в наших устах и в нашем сердце. Наши уста нужны, чтобы призывать, а наше сердце — чтобы верить. Таким образом, мы можем призывать Его своими устами и верить в Него своим сердцем. Когда мы призываем Его, мы спасены; когда мы веруем в Него, мы оправданы.
Будучи приготовлен посредством воплощения и воскресения, Христос сегодня — это и Господь, сидящий на Божьем престоле в небесах, и животворящий Дух, движущийся по земле. Поэтому Он нам близок и доступен. Он так близок, что Он даже в наших устах и в нашем сердце. Никто не может быть ближе, чем Он. Он так доступен, что всякий, кто верует в Него своим сердцем и призывает Его своими устами, приобщается к Нему. Он уже все совершил и прошёл через все процессы. Теперь Он движется по земле, готовый и доступный любому, кто хочет принять Его.
Г. Христос, в которого верят и которого призывают
Нам нужно прочитать стихи с 9 по 13. «Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: „всякий, верующий в Него, не постыдится“. Здесь нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо „всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся“». Павел говорит, что «сердцем веруют к праведности». Греческий предлог, переведённый здесь как «к», часто используется при обозначении результата действия. Следовательно, результатом уверования сердцем является праведность, в то время как результатом исповедования устами является спасение. Если мы хотим быть оправданы, то есть получить Божью праведность, мы должны уверовать в Господа Иисуса. Если мы хотим спастись, нам нужно исповедовать Господа Иисуса, то есть призвать Его имя.
В Послании к Римлянам 9:21, 23 говорится, что по Божьему избранию мы, призванные, были сделаны сосудами милосердия к чести и славе. Однако при этом мы должны понимать, что сами по себе эти сосуды пусты. Сосудам нужно содержимое. Глава 9 Послания к Римлянам говорит нам, что мы — сосуды, но не указывает, каким образом мы можем наполниться. Быть сосудом милосердия к чести и славе замечательно, но быть пустым очень плохо. Нам нужно наполниться. А как можно наполниться, рассказывает глава 10. У каждого сосуда есть отверстие — рот. Если у него нет отверстия, то это не сосуд. У инструментов: молотков, ножей, топоров рта нет. Но мы — сосуды, а раз так, то у нас есть отверстие — наш рот. Знаете, зачем вам дан рот? Вам дан рот, чтобы вы могли наполниться богатствами Христа. Наш рот был создан для того, чтобы призывать имя Господа Иисуса. Господь так богат! Он так богат для всех, призывающих Его. В Псалтире есть стих, в котором говорится: «Открой уста твои, и Я наполню их» (80:11). Нам нужно широко раскрыть свои уста, подобно пустым сосудам с отверстием, чтобы наполниться богатствами Господа.
Чтобы спастись, нам нужно призвать имя Господа. Однако призывание Его имени служит не только для спасения, посредством него мы также получаем богатства Христа. Господь богат для всех, призывающих Его. Когда мы призываем Его, мы разделяем Его богатства и наслаждаемся ими. Вы хотите разделять богатства Христа и наслаждаться ими? Если да, то не молчите — откройте свои уста и призовите Его. В последнее время Господь открыл нам очень многое в отношении призывания Его имени. Ещё десять лет назад мы об этом почти ничего не знали. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам это. Нам нравится глава 10 Послания к Римлянам, особенно стих 12: «Здесь нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его». Стих 13 очень часто использовали при благовествовании. Но мы также должны пользоваться им вместе со стихом 12 не для благовествования, а для наполнения пустых сосудов богатствами Божества. Если вы широко откроете свои уста и призовёте Господа, то богатства божественности станут вашей долей. Теперь мы знаем, как наполнить пустые сосуды. У нас есть уста, чтобы призывать Его и наполняться Им, и у нас есть сердце, чтобы верить в Него и хранить Его.
Библия ясно показывает, что призывание Господа даёт возможность приобщиться Господа и наслаждаться Им. В Книге Второзакония 4:7 говорится, что Господь «близок к нам,.. когда ни призовём Его». В Псалтири 144:18 говорится: «Близок Господь ко всем призывающим Его». В Псалтири 17:7 и 117:5 говорится, что в беде Давид призывал Господа. В Псалтири 49:15 Господь говорит нам, чтобы мы призвали Его в день скорби, и в 85:7 Давид так и сделал. В 80:8 говорится, что дети Израиля делали то же самое (Исх. 2:23) и что Господь сказал им: «Открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:11). В 85:5 говорится, что Господь благ, милосерден и многомилостив ко всем, призывающим Его. В Псалме 114:3-4 говорится: «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне». В 115:4 говорится: «Чашу спасения приму, и имя Господне призову». Чтобы взять чашу спасения, то есть разделять Господне спасение и наслаждаться им, нужно призвать имя Господа. В Книге пророка Исаии 12:2-6 говорится, что Господь — это наше спасение, наша сила, наше пение, и что мы можем в радости черпать воду из источников Его спасения. Черпать воду из источников Господнего спасения, то есть наслаждаться Господом как нашим спасением, можно славя Его, призывая Его имя, поя Ему, веселясь и радуясь. В Книге пророка Исаии 55:1-6 мы видим чудесный призыв Бога, обращённый к людям. Он призывает жаждущих прийти к водам и наслаждаться приготовленными Господом богатствами: вином, молоком, хорошей пищей и туком. Для этого нужно искать Господа и «призывать Его, когда Он близко». Из Книги пророка Исаии 64:7 видно, что призывание Господа побуждает нас крепко держаться за Него.
В Книге Плач Иеремии 3:55-57 ясно сказано, что, когда мы призываем Господа, Он приближается к нам и что наше призывание Его является нашим дыханием, нашим криком. Отсюда видно, что призывать Господа — значит не только кричать Ему, но также и переживать духовное дыхание (Исх. 2:23), при котором мы выдыхаем все, что у нас внутри: муки, боль, страдания и тому подобное. Иеремия делал это, призывая Господа из глубокой ямы, то есть из темницы. Всякий раз, когда мы оказываемся в духовной «темнице» или «яме», под каким-либо гнётом, мы можем призвать Господа, выдыхая изнутри тяжесть, и выбраться таким образом из этой глубокой ямы. Подобное призывание Господа не только позволяет нам выдохнуть все отрицательное, что есть внутри нас, но также вдыхать Самого Господа со всеми Его богатствами как нашу силу, наслаждение, утешение и покой. Таким образом мы приобщаемся к богатствам Господа. Поэтому здесь, в Послании к Римлянам 10:12, Павел и говорит нам, что Господь «богат для всех призывающих Его». Сегодня в воскресении Господь приготовлен и доступен для того, чтобы мы приобщались к Нему, и богат для того, чтобы мы наслаждались Им. Нам просто нужно постоянно призывать Его. Призывая Его, мы разделяем все Его богатства и наслаждаемся ими.
Призывать Господа — это не то же самое, что просто молиться Ему. Греческое слово, переведённое как «призывать», означает звать кого-то по имени. Молиться Господу можно и про себя, но призывать Его нужно громко или хотя бы вслух. Древнееврейское слово, переведённое как «призывать» в Книге Бытия 4:26, прежде всего означает «восклицать» или «взывать» к кому-либо. Из Книги пророка Исаии 12:4, 6 видно, что призывать имя Господа нужно громко. В Книге Плач Иеремии 3:55, 56 тоже показано, что призывать имя Господа — значит кричать Господу. Поэтому Давид и сказал: «Я призвал Господа, и к Богу моему воззвал» (2 Цар. 22:7). Призывать Господа — значит взывать к Нему.
Согласно Писанию, призывать имя Господа человечество начало в третьем поколении. Начиная с Еноса «начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Затем Авраам (Быт. 12:8), Исаак (Быт. 26:25), Иов (Иов. 12:4), Моисей (Втор. 4:7), Иавис (1 Пар. 4:10), Самсон (Суд. 16:28), Самуил (1 Цар. 12:18), Давид (2 Цар. 22:4; 1 Пар. 21:26), Иона (Иона 1:6), Илия (3 Цар. 18:24), Елисей (4 Цар. 5:11), Иеремия (Плач. 3:55) — все они практиковали призывание имени Господа. Более того, в Книге пророка Иоиля 2:32, Книге пророка Софонии 3:9 и Книге пророка Захарии 13:9 содержатся пророчества о том, что люди будут призывать имя Господа.
В день Пятидесятницы новозаветные верующие тоже призывали имя Господа, чтобы принять излитого Духа в исполнение пророчества Иоиля (Деян. 2:17-21). Бог излил Своего Духа, и верующие открыли свои уста, чтобы принять Духа, призывая имя Господа. Дух уже излит Богом, но нам нужно принять Его. Принять Его можно, открыв свои уста и призвав Господа. Поэтому новозаветные верующие, например Стефан (Деян. 7:59), занимались этим. Их призывание показывало, что они — последователи Господа (Деян. 9:14). Когда Павел был ещё Савлом, гонителем церкви, он собирался арестовывать верующих, узнавая их по призыванию имени Господа. После того как он был обращён, ему посоветовали смыть свои грехи (главным из которых было преследование призывающих имя Господа), самому призвав Его имя (Деян. 22:16). Призывание Господа, несомненно, было распространено среди ранних святых.
Обращаясь в своём послании к церкви в Коринфе, Павел написал: «Со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:2). Это показывает, что все ранние верующие практиковали призывание. В своём Втором послании к Тимофею Павел наказал ему держаться духовного «со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2:22). Так что и мы должны это практиковать. Ветхозаветные святые призывали Господа ежедневно (Пс. 87:10) в течение всей жизни (Пс. 114:2). Нам следует делать это чаще, призывая Господа «от чистого сердца» (2 Тим. 2:22) и «чистыми устами» (Соф. 3:9). Если мы будем это практиковать, мы обязательно приобщимся к богатствам Господа и будем наслаждаться ими. Призывание Господа служит не только для спасения, но также и для наслаждения Господом и всеми Его богатствами.
Первое послание к Коринфянам начинается с призывания имени Господа. Это указывает на то, что эта книга посвящена наслаждению Господом. В ней говорится о том, что Христос является нашей мудростью и силой (1 Кор. 1:24) и что Он сделался нашей праведностью, освящением, искуплением (1:30) и ещё очень многим для нашего наслаждения. В конечном итоге, в воскресении Он стал животворящим Духом, которого мы можем пить (1 Кор. 15:45; 12:13). Пить Его как животворящего Духа можно, призывая Его имя. Поэтому в 12:3 и сказано, что стоит нам призвать: «Господь Иисус!», как мы сразу же оказываемся в Духе. Сказать «Господь Иисус» — значит призвать имя Господа. Иисус — это имя Господа, а Дух — это Его личность. Когда мы призываем имя Господа, к нам приходит Его личность. Когда мы призываем: «Господь Иисус!», к нам приходит Дух. Когда мы призываем имя Господа, чтобы получить Духа, это является не только духовным дыханием, но и духовным питием. Когда мы призываем имя Господа, мы вдыхаем Его как дыхание жизни и пьём Его как живую воду. В одном из наших гимнов есть такие слова:
В Имени Твоём, Спаситель, Я черпаю жизнь Твою, Я вдыхаю Твоё Имя, Я живую воду пью!
Только так мы сможем приобщиться к Господу и наслаждаться Им. Нам всем нужно это делать. Да благославит нас на это Господь. Да возродится полностью призывание Его имени.
Д. Христос, которого проповедуют и о котором слышат
В стихах 14 и 15 Павел говорит: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: „как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!“». Чтобы призвать Господа, нужно уверовать в Него; чтобы уверовать в Него, нужно услышать о Нем, а чтобы услышать о Нем, нужно, чтобы кто-то проповедовал благую весть. Чтобы благая весть была проповедована, кто-то должен быть послан Богом. Посланные Богом проповедуют благую весть, чтобы люди могли услышать, уверовать, призвать имя Господа и спастись. После того как мы уверовали в Господа и призвали Его, мы также должны Его проповедовать. Христос был проповедан по всему миру, о Нем услышали повсюду. Он был проповедован посланными. О Нем услышали и иудеи, и язычники. Многие из них уверовали к праведности и призвали ко спасению.
Е. Христос принятый и отвергнутый
В стихах с 16 по 21 мы видим Христа принятого и отвергнутого. С одной стороны, Христос был принят язычниками; с другой стороны, Он был отвергнут Израилем.
Главы 9 и 10 Послания к Римлянам посвящены одному и тому же — Божьему избранию. Божье избрание является нашей судьбой. Это избрание от Бога призывающего, по Божьей милости и Его верховной власти, по праведности от веры и посредством Христа.
Из всего Послания к Римлянам глава 10 больше всего говорит о Христе. В 10:4 Христос назван «концом закона». Во всем Новом Завете не найдётся ещё одной главы, которая бы называла Христа так. Итак, глава 10 Послания к Римлянам даёт нам очень важное определение Христа: конец закона. Этот Христос воплотился, сойдя с небес, и воскрес, поднявшись из бездны. Пройдя через этот процесс, Христос, который есть конец закона, стал живым Словом. Он близок к нам, Он даже в наших устах и в нашем сердце. Слова «в устах твоих и в сердце твоём» указывают на то, что Христос подобен воздуху. Только воздух может быть в наших устах и в нашем сердце. Воскресший Христос — это живое Слово, которое есть Дух; Он подобен воздуху, который мы вдыхаем. Единственное, что нам нужно сделать, — это воспользоваться своими устами, чтобы вдохнуть Его, своим сердцем, чтобы принять Его, и своим духом, чтобы содержать Его. Если мы это сделаем, мы спасёмся и будем получать все Его богатства, призывая Его имя. Нам также нужно проповедовать Его. Когда мы будем проповедовать Его и люди услышат о Нем, некоторые из них уверуют, а другие отвергнут.
В главе 10 Послания к Римлянам даётся великолепное описание и определение того Христа, к которому мы можем приобщаться. Нам не только нужно верить в Него своим сердцем, но и призывать Его своими устами. Нам нужно призывать Его не только для того, чтобы спастись, но также для того, чтобы наслаждаться Его богатствами. Мы были созданы сосудами, чтобы содержать Его; мы были избраны и предопределены быть Его вместилищем. Это требует нашего содействия — мы должны принять Его и позволить Ему войти в нас. Для этого нам нужно открыться всем нашим существом и призвать Его своими устами из глубины нашего духа. Итак, в главе 9 нам показаны сосуды, а в главе 10 — каким образом их можно наполнить богатствами Христа. Таково домостроительство Божьего избрания, цель Его сердечного желания.