Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к римлянам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 22

Божье избрание, наша судьба

(1)

  Тексты Писания: Рим. 9:1-33; 10:1-3

  Мы разобрали главы с 1 по 8 Послания к Римлянам. Главы с 9 по 11 можно рассматривать как некое отступление, а главу 12 — как продолжение главы 8. Подобный взгляд возможен, если нас интересует жизненный процесс или жизненная практика; однако я не думаю, что по замыслу Павла эти главы служили отступлением, потому что в них есть некоторые элементы, служащие связующим звеном между главами 1—8 и 12—16. Таким образом, эти три главы, с одной стороны, являются отступлением, но, с другой стороны, они служат связующим звеном между главами 8 и 12 Послания к Римлянам.

І. От призывающего Бога

  Божье избрание — это наша судьба. Наша судьба в вечности была полностью определена Божьим избранием. Это избрание и судьба — от призывающего Бога, а не от творящих дела. Наше избрание было целиком и полностью от призывающего Бога. Чтобы понять этот момент, нужно прочитать 9:1-13.

  «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом». Этот стих доказывает, что совесть является частью человеческого духа. Мы уже увидели, что Святой Дух свидетельствует с нашим духом (8:16). Однако в этом стихе нам говорится, что наша совесть свидетельствует в Святом Духе. Следовательно, поскольку Святой Дух свидетельствует с нашим духом, а наша совесть свидетельствует со Святым Духом, наша совесть должна быть частью нашего духа.

  Совесть Павла свидетельствовала о великой печали и непрестанном мучении в его сердце (ст. 2). Павел мучительно желал, чтобы его сородичи спаслись.

  «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (ст. 3). Это серьезная молитва. Павел молился таким серьёзным образом, потому что он хотел, чтобы Израиль спасся. Молиться о спасении Израиля было необходимо, но молиться о том, чтобы быть отлучённым, выходило за рамки разумного. Какими бы духовными мы ни были, как бы мы ни были в духе, наша молитва все равно может быть не от Господа. Я не думаю, что, когда Павел молился о том, чтобы быть отлучённым от Христа, это было от Господа. Неужели вы полагаете, что это Господь побуждал Павла молиться о том, чтобы быть отлучённым от Христа? Я не думаю, что Господь от него этого требовал. Тогда что же заставило Павла молиться подобным образом? Его горячее желание. Он молился так из-за огромной любви к своим сородичам.

  Часто мы страстно желаем чего-либо, и это желание заставляет нас впадать в крайность, когда мы молимся. Иногда у какого-нибудь брата серьёзно болеет жена, и он начинает отчаянно молиться всеми возможными способами и даже поститься при этом. Господь может ответить на его молитву, но неожиданным для него способом. Так было и в случае с молитвой Павла в стихе 3. Он молился, страстно желая, чтобы Бог отлучил и проклял его, если при этом спасутся его братья. Бог ответил на его молитву, но не так, как хотел Павел.

  «То есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования» (ст. 4). Слово «усыновление», или «сыновство», означает право наследования. А что такое слава, которая упомянута в этом стихе? Божья слава являлась народу Израиля как минимум дважды: в пустыне, когда была установлена скиния (Исх. 40:34), и в Иерусалиме, при постройке и освящении храма (2 Пар. 5:13-14). В обоих случаях израильтяне видели Божью славу. Под заветами имеются в виду заветы Бога с Авраамом (Быт. 17:2; Деян. 3:25; Гал. 3:16-17) и с детьми Израиля на горе Синай (Исх. 24:7; Втор. 5:2) и в земле Моавитской (Втор. 29:1, 14). Израильтяне дорожат этими заветами (Эф. 2:12). Законоположение означает закон (Втор. 4:13; Пс. 147:8), который дорог израильтянам. Упоминаемое в этом стихе богослужение — это, несомненно, священническое или левитское служение, потому что все служение, связанное со скинией, находилось в руках священников и левитов. Обетования — это те обетования, которые Бог дал Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду (Рим. 15:8; Деян. 13:32).

  В стихе 5 говорится: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь». Отцы — это Авраам, Исаак, Иаков и другие. Христос тоже, по Своей человеческой природе, вышел из детей Израиля. Павел говорит, что Христос «над всем, Бог благословенный во веки». Когда Павел дошел до этого места в своём Послании, он был так наполнен славной Личностью Христа, что излил своё сердце в словах «Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Мы все должны глубоко прочувствовать, полностью осознать и оценить по достоинству тот факт, что наш Господь Иисус Христос — это Сам Бог, сущий над всем и благословенный вовеки. Хотя по плоти Он вышел из иудейского рода, Он — Сам бесконечный Бог. Поэтому в Книге пророка Исаии 9:6 и говорится: «Ибо младенец родился нам... и нарекут имя Ему: ... Бог крепкий». Мы славим Его за Его божество и мы вовеки поклоняемся Ему как Самому Богу.

  «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (ст. 6). В стихе 3 Павел молился, побуждаемый желанием, чтобы его сородичи спаслись. В стихе 6 он уже говорит о Божьем домостроительстве. В стихе 3, когда он молился, им двигало отчаяние, он даже был готов быть отлучённым от Христа». В стихе 6 он сказал: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля». Согласно Божьему домостроительству, не все, кто от Израиля, то есть не все, рождённые от Израиля, — истинные израильтяне. Все иудеи родились от Израиля, но не все из них были избраны Богом. Все они исповедуют иудаизм, но не все из них спасены, хотя внешне у них есть все хорошее, включая и Христа, обещанного Богом в Его Святом Слове.

  «И не все дети Авраама, которые от семени его; но сказано: „в Исааке наречётся тебе семя“» (ст. 7). В стихах 6 и 7 Павел находится в свете Божьего домостроительства и имеет ясное видение. Призвана была только та часть семени Авраама, которая в Исааке. Кроме Исаака у Авраама был ещё другой сын по имени Измаил. Хотя Измаил и родился от Авраама, ни он, ни его потомки, арабы, не были избраны Богом. Они — плотские дети и не могут быть признаны детьми Бога. Только Исаак и часть его потомков избраны Богом и признаются Божьими детьми.

  Стих 8 продолжает: «То есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя». Согласно Божьему домостроительству, детьми Божьими являются не плотские дети, а дети обетования, которые признаются за семя. Не все семя Авраама является детьми Божьими. Природного рождения недостаточно для того, чтобы сделать их детьми Божьими; им необходимо родиться заново (Ин. 3:7). Слова «дети обетования» указывают на второе рождение, потому что только родившись второй раз они могут стать детьми обетования и таким образом быть признаны за семя.

  «А слово обетования таково: „в это же время приду, и у Сарры будет сын“. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; ибо, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: „Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел“» (ст. 9-13). Эти стихи открывают нам тот факт, что Божье избрание зависит не от дел человека, а целиком и полностью от Божьего выбора. Здесь говорится, что Ревекка от одного и того же человека, Исаака, зачала и родила двух сыновей: Исава и Иакова. Ещё прежде чем дети родились и успели сделать что-то хорошее или плохое, Бог сказал Ревекке, что больший, то есть Исав, будет в порабощении у меньшего, то есть у Иакова. Это служит доказательством того, что Божье избрание зависит от Его симпатий и антипатий. Поэтому Бог и сказал: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал. 1:2-3). Это сказано очень резко. Мы думаем, что Бог только любит и никогда не ненавидит, но здесь говорится, что Бог возненавидел. «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел». Только те, кто любимы и избраны Богом, признаются как семя. Божье избрание зависит от Него Самого, призывающего по Своему предпочтению; оно не зависит от дел человека. Хотя Бог и сказал: «В Исааке наречётся тебе семя» (Быт. 21:12), но из двух сыновей Исаака только один был избран Богом. Это открывает тот факт, что Божье избрание также не зависит и от рождения человека. Бог избирает людей не в зависимости от чего-то, а исключительно по Своей воле.

ІІ. По Божьей милости

  «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: „кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею“» (ст. 14-15). Когда Бог говорит про что-то: «Я сделаю это», нам не следует с Ним спорить. Мы не Бог, и мы не обладаем Его верховной властью. Если мы начнём пререкаться с Ним и говорить: «Почему Ты любишь Иакова и ненавидишь Исава?» Бог, возможно, ответит: «Не спорь со Мной. Я так хочу. Я помилую тех, кого помилую. Все зависит от Моей воли».

  Слово, переведённое здесь как «жалеть», означает также «проявлять сострадание». В чем же разница между милостью и состраданием? Это трудно определить. Сострадание очень близко по значению к милости, но я бы сказал, что сострадание глубже, тоньше и обильнее, чем милость. Одновременное упоминание сострадания и милости в этом стихе подчёркивает тот факт, что Бог милостив.

  «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ст. 16). Милость простирается дальше, чем благодать. Если вы дарите мне что-то, когда у меня все складывается хорошо и моё положение соответствует вашему, то это благодать. Однако, если вы дарите мне что-то, когда я нахожусь в плачевном состоянии и моё положение далеко от вашего, то это милость. Если я — ваш близкий друг, я прихожу к вам в гости, и вы дарите мне Библию, то это благодать. Но если я жалкий грязный нищий, который не в состоянии себя обеспечивать, и вы даёте мне десять долларов, то это уже не благодать, а милость. Таким образом, милость простирается дальше, чем благодать. Благодать распространяется только на те ситуации, которые ей соответствуют, но милость идёт намного дальше, простираясь и на те плачевные ситуации, которые не стоят благодати. По своему природному положению мы были очень далеки от Бога и совершенно недостойны Его благодати. Мы были вправе получить только Его милость. Поэтому в 9:15 не говорится: «Кому дать благодать, тому дам». Нет, там говорится: «Кого миловать, помилую». Вы, возможно, считаете, что в Иакове не было ничего хорошего, что он был просто-напросто хитрец и пройдоха, а Исав был намного лучше его. И вы правы. Именно так Бог и явил Свою милость. Иаков был жалок, и Бог смилостивился над ним. Божья милость не является следствием хорошего состояния человека; она, напротив, проявляется, когда человек в жалком состоянии. Она простирается дальше, чем Божья благодать.

  Именно Божья милость достигла всех нас. Ни один из нас не был в состоянии, соответствующем Его благодати. Мы были настолько жалки и несчастны, что было необходимо, чтобы Божья милость послужила мостом через пропасть, отделяющую нас от Бога. Именно Божья милость привела нас в Его благодать. Как нам нужно понимать это и поклоняться Богу за Его милость! Даже сейчас, будучи спасены и разделяя богатства Его жизни, мы по-прежнему в отдельных случаях нуждаемся в том, чтобы Божья милость пролегла мостом через пропасть. По этой причине в Послании к Евреям 4:16 и говорится, что сначала нам нужно получить милость, и тогда мы сможем обрести благодать для благовременной помощи. О, как нам нужна Его милость! Мы должны дорожить Божьей милостью так же, как мы ценим Его благодать. Именно Божья милость всегда даёт нам право на Его благодать.

  Итак, «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Мы привыкли считать так: кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот найдёт. Если бы это действительно было так, то Божье избрание зависело бы от наших усилий и труда. Но это не так. Оно всецело зависит от милующего Бога. Нам не нужно ни желать, ни подвизаться, потому что Бог милостив к нам. Если мы знаем Божью милость, мы не будем полагаться на свои усилия; мы также не будем разочарованы своей неудачей. Надеждой в нашем жалком состоянии является Божья милость.

  «Ибо Писание говорит фараону: „для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле“» (ст. 17). Бог показал над фараоном Свою силу, а не Свою милость, чтобы Его имя было проповедано по всей земле. Это показывает, что Бог использует даже Своих врагов для исполнения Своего замысла. «Итак, — говорится в стихе 18, — кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Что же мы скажем на это? Нам не нужно ничего говорить, нам нужно поклоняться Божьему пути. Все зависит от того, что Он хочет делать. Он — Бог!

ІІІ. По Божьей верховной власти

  Павел продолжает: «Ты скажешь мне: „за что же ещё обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?“ А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Мы все должны понимать, кто мы такие. Мы — Божьи творения, а Он — наш Творец. Как Его творения мы не должны спорить с Ним, Творцом. Поэтому Павел спрашивает: «Изделие скажет ли сделавшему его: „зачем ты меня так сделал?“ Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?» (ст. 19-21). Бог — это горшечник, а мы — куски глины. Как горшечник Бог обладает властью над глиной. Если Он захочет, Он может сделать один сосуд для почётного употребления, а другой — для низкого. Это не зависит от нашего выбора — это зависит от Его верховной власти.

  В Послании к Римлянам 9:21 раскрывается Божий замысел при сотворении человека. Этот стих уникален по своему откровению Божьего замысла при сотворении человека. Без этого стиха нам было бы трудно понять, что целью Бога при сотворении человека было сделать его Своим сосудом, чтобы человек содержал Его в себе. Все мы должны в полной мере осознать, что мы — вместилище для Бога, а Бог — наше содержимое. Во Втором послании к Коринфянам 4:7 говорится, что «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Мы — глиняные сосуды, а Бог — это наше сокровище и содержимое. Бог в Своём верховенстве сотворил нас, чтобы мы согласно Его предопределению были Его вместилищем.

  Второе послание к Тимофею 2:20-21 высказывает ту же мысль, говоря, что мы являемся сосудами в чести. Поэтому нам нужно очиститься от всего постыдного, чтобы быть освящёнными и пригодными для Господа. Однако мы — сосуды в чести не по собственной воле, а по верховенству Бога. Бог в Своём верховенстве являет Свою славу, сотворив сосуды милосердия, чтобы они содержали Его в себе. Это глубокий момент. Верховная власть Бога является основой для Его избрания. Его избрание зависит от Его верховной власти.

  «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?» (ст. 22). Что нам на это сказать? Нам нечего сказать. Он — горшечник, Он властен сделать так. Люди — это просто глина.

  «Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников» (ст. 23-24). Все зависит от Божьей власти. Бог властен сделать нас — тех, кого Он избрал и призвал не только из иудеев, но и из язычников, — сосудами милосердия, чтобы мы содержали Его в себе, чтобы явить богатство Его славы. Согласно Своей верховной власти, Он предуготовил нас к этой славе. Его верховной властью мы были предопределены быть Его вместилищем, сосудом в чести, выражающим в славе все, чем является Бог. Это происходит не только по Его милости, но также и по Его верховной власти.

  Божье избрание имеет цель — чтобы многие сосуды содержали в себе Бога и вечно выражали Его. Очень многие из нас упустили суть Божьего замысла, думая, что Он спас нас только затем, чтобы показать Свою любовь. Да, Он любит нас. Однако Его любовь явлена не только в том, что Он спас нас, но и в том, что сделал нас Своими сосудами. Бог сотворил нас таким образом, что мы способны принять Его в себя и содержать Его в себе в качестве нашей жизни и жизненного снабжения, с тем чтобы мы были едины с Ним и выражали все, чем Он является, и чтобы Он был прославлен в нас и с нами. Такова вечная цель Божьего избрания. Это также наша вечная судьба.

  Это место в Слове также раскрывает, в каком качестве мы наиболее полезны Богу, — не в качестве слуг, священников или царей, а как сосуды, содержащие и выражающие Его. Чтобы использовать нас как Свои сосуды, Бог, разумеется, должен соединиться с нами. Мы — Его вместилище и Его выражение, Он — наше содержимое и наша жизнь. Он живёт в нас, чтобы мы жили Им. Он и мы, мы и Он, в конечном итоге будем едины и по жизни, и по природе. Такова цель Его избрания согласно Его верховной власти. Это также наша судьба согласно с Его избранием, судьба, которая полностью раскроется в Новом Иерусалиме.

  Стихи 25 и 26 представляют собой цитаты из Книги пророка Осии и подтверждают тот факт, что некоторые язычники были избраны и призваны Богом, чтобы стать Его людьми.

  Стихи с 27 по 29 являются цитатами из Книги пророка Исаии и подтверждают тот факт, что не весь Израиль был избран и спасся только остаток, семя, оставленное Господом.

ІV. По праведности веры

  Божье избрание осуществляется также по праведности веры. «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры» (ст. 30). Язычники получили праведность, хотя и не искали её. Это праведность не от закона, а от веры. Язычники получили возможность разделять Божье избрание по Божьей праведности, которая от веры.

  «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: „вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится“» (ст. 31-33). Мы не можем достигнуть праведности, ища закон праведности. Израильтяне пытались утвердить собственную праведность, но они преткнулись о «камень преткновения», то есть о Христа, о «камень соблазна». Тем не менее, «всякий, верующий в Него, не постыдится».

  В связи с этим нам также нужно прочитать первые три стиха из главы 10. «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Можно быть чрезвычайно ревностным по отношению к Богу и в то же время не иметь достаточного знания Его пути. Иудеи упустили и продолжают упускать суть Божьего избрания, потому что они, не зная Божьей праведности, пытались утвердить собственную праведность, стараясь соблюдать закон, и не покорились праведности Божьей, которая есть Сам Христос. Поэтому они упустили Божье спасение. Любые попытки соблюдать закон или творить добро, чтобы угодить Богу, представляют собой человеческие усилия утвердить собственную праведность и приводят к тому, что человек упускает путь Божьего спасения.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках