(1)
Тексты Писания: Рим. 7:1-6
В Рим. 5:12-21 мы увидели, что дар во Христе превосходит наследие в Адаме. В главе 6 открывается наше отождествление со Христом. Для того чтобы по-настоящему переживать отождествление со Христом, мы должны уделить внимание двум отрицательным вещам, о которых говорится в главе 7, — закону и плоти. Глава 7 показывает узы закона в нашей плоти. Несмотря на то, что мы отождествились со Христом через крещение, срослись вместе с Ним в подобии Его смерти и сейчас растём с Ним в подобии Его воскресения, закон и плоть продолжают существовать. Мы можем предоставить себя в рабы Богу и наши члены в оружия праведности, чтобы мы были освящены и наслаждались богатствами божественной жизни, но все же Божий закон вне нас и наша плоть внутри нас по-прежнему существуют.
Почему Павел в главе 7 говорит так подробно о законе и о плоти? Потому что в 6:14 говорится: «Вы не под законом, но под благодатию». В главах 5 и 6 Павел ясно объяснил, что сейчас мы под благодатью, а не под законом. Однако он не объяснил, каким образом мы оказались не под законом. Поскольку в 6:14 Павел сказал: «Вы не под законом», теперь он должен написать ещё одну главу, чтобы объяснить, почему мы не под законом. Без главы 7 это осталось бы для нас неясным. Закон продолжает существовать, но мы теперь не под ним; мы больше не имеем с ним ничего общего. Может, Бог отменил закон? Может, Он его упразднил, аннулировал? Нет, Он этого не делал. Как же мы можем тогда говорить, что мы не под законом? Как объяснить то, что мы не находимся под законом и не обязаны его выполнять? Как же мы можем быть освобождены от закона? Ответ на эти вопросы находится в главе 7, особенно в первых шести стихах. Эта часть Слова даёт нам полное определение и объяснение того, почему мы больше не под законом. Если мы поймём стихи 7:1-6, мы будем знать, почему мы не обязаны выполнять закон.
Если мы хотим понять, как мы были освобождены от закона, нам нужно знать, что говорится в главе 7 Послания к Римлянам о двух мужьях. В главе 5 показаны два человека, два поступка, два результата и четыре царствования. В стихах 7:1-6 говорится о двух мужьях, а в стихах 7:7-25 — о трёх законах. Что же это за два мужа в главе 7?
Будучи молодым христианином, я стремился познать Библию. Особенно тяжело оказалось узнать, кто же является первым мужем в главе 7. Я постарался собрать лучшие толкования Писаний. Однако я по-прежнему не смог определить, кто в главе 7 является первым мужем. Может, это закон или плоть? Я наводил справки у знатоков Писаний, но никто из них не имел об этом ясного представления. Одни говорили, что первый муж — это закон, в то время как другие говорили, что это плоть. Я перечитывал главу 7 раз за разом, стараясь изо всех сил найти ответ. Я годами продолжал изучать этот вопрос. Двадцать два года назад я проводил тщательное изучение Послания к Римлянам, но даже в то время я не был абсолютно уверен по поводу первого мужа. Сейчас, в результате многолетнего изучения и опыта, этот вопрос ясен.
Кто является первым мужем в главе 7? Мы должны рассматривать этот вопрос в контексте всей Библии, потому что один стих Библии следует понимать в соответствии со всей Библией. Давайте рассмотрим с этой точки зрения вопрос о первом муже в главе 7.
А. Первоначальное положение человека — положение жены
В Божьем творении первоначальным положением человека было положение жены. В Книге пророка Исаии 54:5 говорится, что Бог, наш Творец, является нашим мужем. Итак, согласно Божьему творению, человеку отведено положение жены. Будучи женой Богу, мы должны зависеть от Него и воспринимать Его как своего главу. Таково было наше первоначальное положение.
Б. Самовольно присвоенное положение падшего человека
Когда человек пал, он занял другое положение, самовольно присвоенное положение ветхого человека. Падший человек присвоил себе положение мужа. Человек, созданный Богом, был женой; падший человек стал мужем. Присвоив себе положение мужа, падший человек стал независим от Бога и сделал себя главой в качестве мужа. До своего спасения вы никогда не считали себя женой. Даже если вы женщина, вы, возможно, считали себя ещё сильнее, чем мужчины. Среди падших людей и мужчины, и женщины считают себя мужьями. Многие жены говорят: «Почему я должна подчиняться своему мужу? Это он должен подчиняться мне. Почему он должен быть главой? Я хочу быть главой». Итак, падший человек стал сильным и отвратительным мужем.
Поскольку падший человек захотел быть мужем, Бог дал ему закон. Закон предназначен не для жены, а для падшего мужа. Таким образом, этот закон становится законом ветхого человека, законом мужа (7:2). Однако в намерения Бога не входило, чтобы ветхий человек соблюдал закон, потому что ветхий человек не может его соблюдать. Закон был дан, чтобы ветхий человек был обличён. Люди делают большую ошибку, когда думают, что Бог дал человеку закон, чтобы он его соблюдал. Напротив, Бог дал человеку закон, чтобы он его нарушал и был таким образом полностью обличён. Если вы стараетесь соблюдать закон, вы поступаете неверно; если вы нарушаете закон, вы поступаете правильно. Закон был дан человеку не для того, чтобы тот соблюдал его, а для того, чтобы тот его нарушал.
Эта мысль подтверждается Писанием. В Послании к Римлянам 3:20 говорится: «Законом познается грех». Закон даёт нам познание греха. Если бы у человека не было закона, он бы продолжал совершать грехи, не считая их таковыми. Человек оправдывал бы свои греховные дела, используя для них благовидные названия. Однако закон определяет грех как грех. Более того, в Послании к Римлянам 4:15 говорится: «Где нет закона, нет и преступления». Вы, возможно, думаете, что закон предотвращает преступление, но в этом стихе говорится, что закон обличает преступление. Кроме того, в Послании к Римлянам 5:20 говорится: «Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление». Вопреки нашему природному представлению и мышлению, закон пришёл не для того, чтобы уменьшить или ограничить преступление. Павел говорит, что закон пришёл, чтобы преступление умножилось, то есть, чтобы оно многократно возросло. Таким образом, в Библии показано, что закон был дан не для того, чтобы мы его соблюдали, а для того, чтобы мы его нарушали.
Вы можете сказать: «Я не буду стараться нарушать закон». Хотите вы нарушать закон или нет, это не имеет значения, потому что вы все равно его нарушите. Вы не можете не нарушать закон. Закон говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Вы можете постараться любить своего ближнего, но у вас ничего не получится. Даже дети в школе не могут любить своих одноклассников, как самих себя. Все, читающие это сообщение, нарушали и продолжают нарушать как минимум одну из десяти заповедей. Кто может соблюсти закон? Никто. Закон пришёл, чтобы умножилось преступление.
Согласно стиху 7:7 мы не узнали бы грех иначе, как посредством закона. В этом стихе Павел говорит, что он не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: «Не пожелай». Вкратце это можно описать так: закон работает, чтобы умножилось преступление. Когда преступление умножается, закон обличает его как грех. Таким образом закон ведёт нас к познанию греха.
Г. Положение возрождённого человека — подобающее ему положение жены
Положение возрождённого нового человека — это подобающее ему положение жены. Возрождение возвращает нас в наше первоначальное положение.
Первый муж в Послании к Римлянам 7:2-3 — это не плоть и не закон, а ветхий человек из 6:6, который был распят со Христом. Если мы внимательно прочитаем 7:1-6, мы увидим, что эти стихи соответствуют стиху 6:6.
Для многих христиан оказалось нелегко понять значение первого мужа, упомянутого в главе 7, потому что большинство из них оставили без внимания тот факт, что мы, верующие, после своего спасения имеем два статуса — ветхий и новый. В результате падения мы имеем ветхий статус, а в результате возрождения — новый. По причине падения мы являемся ветхим человеком, а по причине возрождения — новым. Будучи ветхим человеком, мы были мужем, а будучи новым человеком, мы — жена. Следовательно, мы имеем два статуса.
Давайте исследуем это глубже, рассмотрев 7:1-6 в свете Послания к Римлянам 6:6 и Послания к Галатам 2:19-20. В Послании к Римлянам 7:1 говорится: «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Этот стих не представляет трудности. В 7:2 говорится, что «замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества». Пожалуйста, заметьте, что там говорится не «если умрёт жена», а «если умрёт муж». Если муж умирает, жена освобождается от закона замужества. В 7:3 говорится, что, если при живом муже жена выходит замуж за другого, она называется прелюбодейкой. Однако, если муж умрёт, она освобождается от закона и может выйти замуж за другого.
Следующие три стиха в главе 7 представляют некоторое затруднение. Критический момент содержится в 7:4. Давайте очень внимательно исследуем этот стих. «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым». Мы умерли не в результате самоубийства, а телом Христа, то есть мы умерли на кресте Христа. Выражение «телом Христовым» грамматически связано с глаголом «умерли»; оно показывает, какой именно смертью мы умерли. Это было не самоубийство, а сораспятие со Христом. Когда Христос был распят, мы умерли вместе с Ним. Следует сравнить это с 6:6, где говорится: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним». Разве вам не кажется, что этот стих, где сказано, что наш ветхий человек был распят с Ним, согласуется с 7:4, где говорится, что мы умерли телом Христа? Мы должны признать, что эти два утверждения согласуются друг с другом. Без сомнения «вы», которые «умерли для закона телом Христовым» в 7:4 — это «ветхий наш человек», который был «распят с Ним» в 6:6. Проще говоря, «вы» в 7:4 — это «ветхий человек» в 6:6.
В 6:6 говорится, что ветхий человек был распят с Ним, чтобы было упразднено греховное тело. Был распят ветхий человек, а не тело. Если вы говорите, что было распято ваше тело, то вам нужны похороны. Что же тогда случилось с телом? Тело было упразднено, оно сделалось бесполезным. Ветхий человек был распят, но тело осталось. Ветхий человек был распят, и поэтому тело оказывается без работы. Однако дальше в 6:6 говорится: «Дабы нам не быть уже рабами греху». Ветхий человек был распят, но мы по-прежнему живы. Мы не должны больше быть рабами греху.
Давайте теперь обратимся к Посланию к Галатам 2:19. В этом стихе сказано: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога». Так мёртвые мы или живые? Сколько нас: двое или один? Благодаря этому стиху мы можем увидеть, что мы имеем два статуса, что существуют два «я» — ветхое «я» и новое «я». Ветхое «я» умерло, чтобы новое «я» могло жить. Это не моё истолкование, я цитирую Послание к Галатам 2:19. В этом стихе говорится, что я умер, чтобы я жил. Если я не мёртв, я никогда не смогу жить. Чтобы жить, мне нужно быть мёртвым. Я умираю, чтобы жить. Для чего я мёртв? Согласно Посланию к Галатам 2:19, я мёртв для закона.
Стих заканчивается утверждением: «Я сораспялся Христу», которое очевидно согласуется с Посланием к Римлянам 6:6 и 7:4. Эти три стиха согласуются друг с другом. В Послании к Галатам 2:19-20 говорится: «Я сораспялся Христу, и... живу». Как же мы можем быть распятыми и продолжать при этом жить? Мёртвые мы или живые? И то, и другое. Я мёртв как ветхий человек, но как новый человек я жив. Я живу; впрочем, не я, а живёт во мне Христос. Мне нравятся эти три слова: «но», «впрочем» и «а». Если мы сосредоточимся на этих трёх словах, мы получим ясное представление о нашем двойном статусе. Я сораспялся Христу, но живу; впрочем, не я, а живёт во мне Христос. Изумительный стих! Это и есть то учение, на котором делается акцент в Библии. Дальше в 2:20 говорится: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». В этом стихе открывается, что верующий имеет два статуса — статус ветхого человека и статус возрождённого нового человека.
Нам не давал покоя вопрос о старом муже в Послании к Римлянам 7:4, потому что мы не уделяли внимания двойному статусу христианина. Будучи ветхим человеком, мы были мужем; будучи новым человеком, мы являемся женой.
Теперь мы возвращаемся к Посланию к Римлянам 7:4. «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мёртвых, да приносим плод Богу». В этом стихе Павел объединяет похороны и свадьбу. С одной стороны, мы были похоронены; с другой стороны, мы вышли замуж. Мы были преданы смерти, чтобы выйти замуж за другого. В Послании к Римлянам 7:4 мы умерли, чтобы выйти замуж; в Послании к Галатам 2:19 мы умерли, чтобы жить. Разве было бы это возможно, не имей мы двух статусов? Мы умерли согласно своему ветхому статусу, чтобы выйти замуж за другого согласно своему новому статусу. Согласно своему новому статусу, мы выходим замуж за Воскресшего из мёртвых, чтобы приносить Богу плод.
Теперь мы переходим к 7:5-6. В стихе 5 говорится: «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти». В этом стихе говорится о том, какими мы были. В стихе 6 сказано: «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве». Когда мы были в плоти (ст. 5), мы были старым мужем. Когда мы освободились от закона (ст. 6), мы стали женой. Мы освободились от закона старого мужа, умерев для того, чем были связаны.
Теперь нам должно быть совершенно ясно, кто является старым мужем. Старый муж — это наш ветхий человек. Жена — это наш возрождённый новый человек. Как ветхий человек мы мертвы, как новый человек мы живы. Будучи старым мужем, мы были мертвы, но сейчас, будучи женой, мы живы. Как мы увидим, жена занимается двумя вещами — приносит плод Богу и служит в новизне духа.
2. Освобождён от закона ветхого человека
Теперь, когда ветхий человек распят, возрождённый человек свободен от закона ветхого человека (Рим. 7:3, 4, 6; Гал. 2:19). Закон был дан ветхому человеку, но ветхий человек, старый муж, мёртв. Поскольку мой старый муж мёртв, я как его жена освобождаюсь от его закона. Павел говорит, что закон мужа имеет силу для жены, только пока её муж жив. Однако когда муж умирает, жена становится свободной. Нашим старым мужем был наш ветхий человек. Теперь мы — возрождённый новый человек. Поскольку закон был дан ветхому человеку и поскольку тот умер на кресте, мы освобождены от его закона. Вот почему мы больше не под законом.
3. Замужем за Христом, новым мужем
Теперь мы замужем за Христом, нашим новым мужем. Как мы уже увидели, в Послании к Римлянам 7:4 говорится, что мы замужем за Христом, «Воскресшим из мёртвых». Во Втором послании к Коринфянам 11:2 Павел также говорит, что он обручил нас единому мужу, Христу. Христос — наш новый муж.
Будучи возрождёнными, верующие, и мужчины, и женщины, являются частью жены. Поскольку Христос — наш муж, мы должны зависеть от Него и воспринимать Его как своего Главу (Эф. 5:23). Поступая так, мы принесем Богу плод в воскресении (7:4) и будем служить Господу в новизне духа (7:6). Мы будем уже не в плоти, а в новизне духа.
Глубокая мысль, которая содержится здесь, соответствует глубине Божьего оправдания, которое можно увидеть на примере Авраама. Бог в Своём оправдании призвал Своих избранных людей вернуться ото всего, что не является Богом, назад к Нему. Он призвал их вернуться из их падшего состояния назад к Нему, чтобы Его призванные и избранные люди жили, не полагаясь на самих себя, а во всем завися от Бога. Это значит, что, возвращаясь к Богу, они принимают Его как мужа. Принять Бога как своего мужа — значит положить конец всему, чем мы являемся, что имеем и что делаем, и довериться Богу во всем. Принятие Христа как мужа также означает, что мы веруем во Христа. Отныне мы должны жить не сами по себе, а Христом. Мы должны позволить Христу жить за нас. Следовательно, глубокая мысль в Послании к Римлянам 7:1-6 соответствует глубокой мысли относительно оправдания в главе 4: намерение Бога состоит в том, чтобы вернуть нас к Себе и заставить нас полностью довериться Ему. Отныне мы не должны жить сами по себе, действовать самостоятельно или быть кем-либо сами по себе. С нами должно быть полностью покончено, наши головы должны быть полностью покрыты. Мы уже не муж. Мы как ветхий человек были полностью распяты. Теперь наш муж — Христос.
Во время свадебной церемонии голова невесты всегда покрыта. Таким образом, в свадьбе участвуют два человека, но только одна голова. Голова жены покрыта мужем, главой является муж. Что же произошло с женой? Она уже не обладает независимостью. Она уменьшилась до того, что сама по себе является ничем. Вам нравится это? Мне нравится. Мне нравится это не потому, что я муж, а потому, что я — часть жены. Я полностью исчез, я — никто. Христос — это мой муж и мой глава. Собственной головы у меня нет. Моя голова покрыта.
Христос — не только мой глава, Он также и моя личность. Жены должны принимать мужей и как свою личность, а не только как своего главу. Мы должны принимать Христа даже как свою жизнь. Христос — это наш муж, наш глава, наша личность и наша жизнь. С нами было покончено, мы стали никем. Христос живёт в нас и за нас. Я был полностью призван из всего остального в Него. Я верю в Него и полностью доверяюсь Ему. Христос — это все для меня. Он — мой муж, мой глава, моя личность и моя жизнь. Следовательно, я полностью нахожусь под благодатью и совершенно не под законом. Закон не имеет ко мне никакого отношения, и я не имею никакого отношения к закону. «Законом я умер для закона» (Гал. 2:19). Теперь я в благодати жив для Бога. Вы по-прежнему нагружены всякими старыми учениями, требующими от вас делать так много вещей? Всякий раз, когда вы стараетесь делать что-либо сами по себе, это значит, что вы снова как ветхий человек обращаетесь к Агари. Все, что вы сможете произвести, — это Измаил. Не соединяйтесь с Агарью, разведитесь с ней. Оставьте её и скажите ей, что вы не имеете к ней никакого отношения. Затем как новый человек придите к Сарре, Божьей благодати, и в союзе с ней вы произведёте Исаака, Христа. Вы будете переживать Христа и наслаждаться Им. Это не только правильно с точки зрения доктрины, но и чудесно подтверждается нашим опытом.
Давайте немного подробнее рассмотрим Послание к Галатам 4:21-26. В этом отрывке Павел представляет Агарь и Сарру как иносказание относительно двух заветов: Агарь как завет закона, а Сарру как завет благодати. Из этого становится ясно, что Агарь — это прообраз завета закона, а Сарра — прообраз завета благодати. Таким образом, Измаил был порождён делом закона, а Исаак появился на свет посредством благодати. В Послании к Галатам 4:31 сказано: «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». Это значит, что мы — дети не закона, а благодати. Следовательно, приходя к Агари, мы обращаемся к закону, а приходя к Сарре, обращаемся к благодати. Мы все должны прийти к Сарре и пребывать под благодатью, чтобы у нас было все больше переживаний Христа.
Как жена мы приносим Богу плод. Что это означает и почему Павел упоминает это в Послании к Римлянам 7:4? Когда мы были в плоти, то есть когда мы были старым мужем, все, что было связано с нами, было смертью. Единственное, что мы могли произвести, — это смерть. Все, что мы порождали, было плодом смерти, приносимым смерти. Теперь, будучи возрождены, то есть, будучи женой, мы приносим плод Богу. Это просто значит, что все, что мы теперь делаем, связано с Богом. Раньше все, чем мы были, и все, что мы делали, было смертью. Таким образом, в этих стихах мы видим яркий контраст между смертью и Богом, между приношением плода смерти и приношением плода Богу. Это доказывает, что когда мы были ветхим человеком и старым мужем, когда мы были связаны законом, все, чем мы были и что делали, было смертью. Результатом был плод, приносимый смерти. Теперь, когда мы стали новым человеком и женой, вышедшей замуж за нового мужа, все, чем мы являемся и что делаем, связано с Богом. Мы приносим Богу плод. Что означает выражение «приносить плод Богу?» Оно означает, что рождаемое есть Бог, что Бог порождается как плод. Таким образом, все, чем мы являемся и что делаем, должно быть живым Богом. Мы должны порождать Бога, будучи переполняемы Богом. Благодаря этому мы получаем живого Бога как свой плод и приносим плод Богу.
6. Служить Господу в новизне духа
Как жена мы должны также служить Господу в новизне духа, а не в ветхости буквы. Слово «дух» в этом стихе обозначает наш возрождённый человеческий дух, в котором обитает Господь как Дух (2 Тим. 4:22). Мы можем служить в новизне духа, потому что Бог обновил наш дух. Наш возрождённый, обновлённый человеческий дух служит источником новизны для всего нашего существа. В нашем возрождённом духе все ново, и все, что из него выходит, тоже ново. Ветхость не в нашем возрождённом духе, она в ветхом законе, ветхих предписаниях и ветхих буквах. Поэтому мы служим Господу не в ветхости буквы, а в новизне нашего возрождённого духа.
Мы все должны научиться упражнять свой дух. Приходя на собрания церкви, не упражняйте свою память. Упражняйте свой дух. Если вы будете упражнять свой дух, у вас будет что-нибудь новое, что вы сможете предложить братьям и сёстрам. Это относится и к сообщениям. Если я заполню свою память огромным количеством информации и постараюсь сделать сообщение в соответствии с этим заученным материалом, это сообщение будет ветхим, наполненным ветхостью мёртвых знаний. Однако, если я забуду про свою память и буду упражнять свой дух во время сообщения, наружу вырвется что-то новое. У меня был подобный опыт во время конференции в Эри в 1969 году. На одном собрании я встал, чтобы выступить, но что я скажу в этом сообщении, я ещё до конца не знал. Я встал верой, упражняя свой дух. И тут же пришёл свет в отношении семи Духов в Откровении. Все, кто слышал это сообщение, могут засвидетельствовать, что оно было новым, свежим, сильным и живым. Тогда впервые пришёл свет по вопросу семикратно усиленного Духа. После этого я вернулся в Лос-Анджелес и провёл летнюю конференцию 1969 года по этой самой теме. Для Господнего восстановления в этой стране это лето имело большое значение и стало крупным поворотным моментом.
Нам нужно постоянно упражнять свой дух, потому что наш возрождённый дух — это источник новизны. Господь, божественная жизнь и Святой Дух — все это находится в нашем возрождённом духе. Все в нашем возрождённом духе ново. Забудьте закон, потому что в законе нет ничего, кроме ветхости. В нашем возрождённом духе нет ничего, кроме новизны.
Как возрождённые люди, вышедшие за Христа как за нового мужа, мы должны приносить Богу плод. Все, что мы делаем, чем являемся и что имеем, должно быть Самим Богом. Мы должны также служить Господу в новизне духа, а не в ветхости буквы, не в ветхости закона. Мы больше не имеем никакого отношения к закону. Мы от него освободились. Сейчас мы находимся под благодатью, живя со своим новым мужем, живя посредством своего нового мужа, Христа.