Всевозможные вещи заменили Христа
Тексты Писания: Кол. 2:2-4, 6-8, 2:6-7; 1:27; 3:3-4а; 1 Кор. 1:5, 7а, 1 Кор. 1:9, 22-24; 2:2; Гал. 1:14-16а; Гал. 2:20а; Гал. 4:19; 5:2, 4
В Послании к Колоссянам Павел выдвигает на первый план не только откровение о всеобъемлющем Христе, но и переживание Христа. Рассматривая это Послание, мы должны видеть и откровение, и переживание. В этом сообщении мы увидим, что в переживании христиан всевозможные вещи заменили Христа.
Откровение о Христе в Послании к Колоссянам является одновременно всеобъемлющим и обширным. Это Послание открывает, что Христос есть всё. Христос — Первородный ветхого творения, вселенной, и нового творения, церкви (1:15, 18). Новое творение не так обширно, как ветхое, как вселенная. Церковь всеобъемлюща, но она не обширна. То, что Христос является Первородным и первоначального творения, и нового творения, означает, что Он и обширен, и всеобъемлющ. В новом человеке есть место только для Христа; Христос — всё и во всём (3:11). Это показывает, что Он всеобъемлющ. Однако тот факт, что Он — Первородный всего творения, указывает на Его обширность. Говоря словами Эф. 3, Христос есть ширина, длина, высота и глубина.
Откровение о всеобъемлющем и обширном Христе хорошо, полно, определённо и ясно показано в Посланиях Павла и особенно в Послании к Колоссянам. В 1:25 Павел говорит, что он сделался служителем по домоправлению Божьему, чтобы завершить слово Божье. Послание к Колоссянам было написано, чтобы завершить слово Божье, завершить божественное откровение в Писаниях. Без Послания к Колоссянам божественное откровение в Писаниях было бы неполным.
Послание к Колоссянам завершает Слово Божье, показывая нам тайну Божьего домостроительства, которая есть Христос в нас, надежда славы (1:27). Это значит, что без Христа в нас как надежды славы Божье откровение не было бы законченным. Мы благодарим Господа за то, что Его откровение было закончено, записано и предоставлено нам.
На протяжении веков это откровение было в руках христиан, но ему не придавали значения. Откровение о Христе было достаточно полным, определённым, ярким и всесторонним, однако на уровне переживаний у христиан Он оказался заменён многими другими вещами. В нашей стране миллионы христиан, но мало кто уделяет достаточно внимания Христу в нас, надежде славы. То же самое происходит даже среди нас. В частности, Христа заменяет культура. В 1961 году я написал гимн «Не закон и буква, а Христос и жизнь». Но в этом гимне я ничего не сказал о культуре. Когда я писал его, я ещё не видел, что культура — это мощнейший и наиболее скрытый заменитель Христа в наших переживаниях. И всё же я ещё сорок пять с лишним лет назад видел, что Богу не нужно ничего, кроме Христа. Я вижу это очень чётко, но должен признаться, что я до сих пор не живу Христа в достаточной степени. Время от времени я отвлекаюсь от Христа и увлекаюсь чем-то другим.
Вы никогда не спрашивали себя, насколько вы живёте Христа изо дня в день? По большей части мы живём Христа только тогда, когда молимся в духе. Отсюда видно, как мало мы на самом деле живём Христа. В нашей повседневной жизни Христа заменяют другие вещи. В частности, заменителями для Христа становятся вещи, которые кажутся нам хорошими. Например, Христа может заменять наше смирение. Вы естественно и неосознанно живёте вместо Христа своё собственное природное смирение. По-природному смиренный человек внутренне может гордиться своим смирением, особенно когда сравнивает себя с другими. Но смирение, которым он хвалится, заменяет собой Христа. На самом деле подобное смирение не является в глазах Бога добродетелью. Оно заменяет Христа, и поэтому оно совершенно неугодно Богу. Изо дня в день Христос оказывается заменён многими вещами. Его могут заменять наши усердие, прямота, честность. Вместо того чтобы жить Христа, мы порой живём эти природные качества или свойства.
В Новом Завете есть три книги, в которых показаны заменители Христа: Первое послание к коринфянам, Послание к Галатам и Послание к Колоссянам. В Первом послании к Коринфянам разбираются дары и знания. В 1 Кор. 1:7 Павел говорит, что коринфяне не имели недостатка ни в каком даре. Кроме того, у них было много знаний, включая знания духовные. И всё же они были плотскими. Их знания не давали им нужной помощи, их дары не созидали их. Павел говорит им, что, когда он в первый раз приходил к ним, он решил ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и знать Его распятого (1 Кор. 2:2). Павел понимал, что коринфяне были поглощены знаниями и дарами. Поэтому он придавал особое значение распятому Христу. Это означало, что коринфским верующим нужно было жить распятой жизнью, жизнью креста.
В 1 Кор. 1:22 Павел говорит: «…ведь иудеи требуют знамений, а греки ищут мудрости». Для иудеев распятый Христос был преткновением, для греков Он был безумием. Ни иудеев, ни греков такой Христос не интересовал. Распятому Христу они предпочитали величественного Христа. Но Павел сказал им, что среди них он не хотел знать ничего, кроме Христа, и знать Его распятого.
В Первом послании к Коринфянам Павел в конце концов показывает, что для церковной жизни нам нужно переживать Христа распятого. Церковная жизнь должна быть распятой жизнью. Коринфским верующим нужно было жить распятого Христа, а не сосредоточиваться на знаниях и духовных дарах.
В Коринфе Христа заменили знания и дары. В сегодняшнем харизматическом движении Христос тоже заменён дарами. Где на харизматических собраниях Христу уделяется достаточно внимания, где есть должное понимание Христа? Сегодня Христа по-прежнему заменяют знания и дары. Разумеется, Его также заменяют различные религиозные формальности, обряды и предписания.
В Послании к Галатам мы видим, что Христа заменил иудаизм. Иудаизм был религией, в которой люди поклонялись истинному Богу согласно Его святому Слову. Эта религия включала в себя закон, данный Богом через Моисея, а также обрезание, предписания и традиции. Павел преуспевал в этой религии и превзошёл своих сверстников. Но однажды по дороге в Дамаск ему явился Господь Иисус. При этом Бог открыл живого Христа в Павле (Гал. 1:16А). Итак, в Послании к Галатам мы видим ясный рассказ о том, как Христа заменила иудейская религия с её законом, обрезанием и традициями.
Когда писалось Послание к Галатам, не только иудеи заменили Христа такой религией, но даже многие святые, поддавшись чужому влиянию, обратились от Христа к закону и обрезанию. Согласно Гал. 5:2, если мы обрезываемся, нам не будет никакой пользы от Христа. Те, кто стремится оправдаться законом, на самом деле превращаются в ничто, будучи отделены от Христа (ст. 4). Иначе говоря, если мы попытаемся стать праведными, соблюдая закон, то мы окажемся отрезаны от Христа и Он станет для нас бесполезным. Отсюда ясно видно, что закон может заменить Христа и отделить Божий народ от Христа. Более того, обрезание упраздняет Божью благодать.
Закон был дан Богом, обрезание и многие обряды были установлены Богом. На первый взгляд, иудеи использовали всё это для Бога. Однако закон, обрезание и предписания, эти составные части иудейской религии, заменяли Христа и использовались для того, чтобы отвлекать верующих от Христа. Святые в Галатии отвлекались от Христа из-за некоторых данных Богом и предписанных Богом вещей. В их случае Христа заменила религия.
Согласно Посланию к Колоссянам, Христа заменяет культура. Любая культура представляет собой сочетание определённых компонентов. Скажем, западная культура — это сочетание еврейской религии, греческой философии и римской политики. Когда писалось Послание к Колоссянам, культура в той области, где находились Колоссы, включала в себя еврейскую религию, греческую философию, аскетизм, мистицизм и гностицизм. И хотя само слово «культура» в данном Послании не употребляется, здесь всё же содержится явное указание, или явный намёк, на культуру. В 3:11 Павел говорит, что в новом человеке не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, варвара и скифа. Эти понятия описывают религиозные и культурные различия. Обрезание и необрезание — это понятия, связанные с религией, а варвар и скиф — связанные с культурой. Итак, Послание к Колоссянам показывает, что последнее, что заменяет Христа, — это наша культура.
Рассматривая эти три Послания: Первое послание к Коринфянам, Послание к Галатам и Послание к Колоссянам, — мы видим много заменителей Христа. Христа заменяют знания и дары, религия с её законом и предписаниями, а также культура. Среди коринфян Христа заменили знания и духовные дары. То же самое происходит среди христиан и сегодня. Некоторым харизматические собрания кажутся очень живыми. Но благодаря чему эти собрание живые: благодаря Христу или благодаря чему-то ещё? Если мы не будем внимательны, могут прийти различные вещи, которые заменят Христа в наших переживаниях. Если Христа не заменяют знания и дары, Его могут заменить религия или культура. Мы можем использовать какой-либо созданный человеком закон или предписание, чтобы заменить Его. Какие-то «измы» могут прийти и стать заменой для Него. Культура, которую мы сами себе создали и навязали, тоже может заменять Христа в нашей повседневной жизни. Существует очень много различных заменителей для Христа, и поэтому можно сказать, что в переживаниях христиан на протяжении веков Христос оказывался заменён всевозможными вещами.
Христа заменили наши природные качества
В нашей повседневной жизни Христа часто заменяют наши природные качества. Предположим, есть два брата: один торопливый, другой медлительный. Торопливый брат автоматически живёт согласно своей природной торопливости, медлительный — согласно своей природной медлительности. Торопливый часто ошибается, медлительного часто приходится ждать. В первом случае Христа заменяет торопливость, во втором — медлительность. Независимо от того, кто вам нравится: торопливый или медлительный, факт остаётся фактом — и наша природная торопливость, и наша природная медлительность заменяют собой Христа.
Недавно на одном собрании один брат встал и заявил, что хочет отказаться от своей культуры. Позже я сказал, что попытка отказаться от своей культуры всего лишь породит другой вид культуры — культуру отказа от культуры. Нам не нужно отказываться от своей культуры. Нам нужно увидеть, что культура — это заменитель Христа и что мы должны жить Христа. Чем больше мы будем жить Христа, тем больше наша культура будет заменяться Христом. Раньше наша культура была заменителем Христа. Теперь же, когда мы живём Христа, Христос будет заменять нашу культуру Собой.
То, что Христос полностью раскрыт в Библии, — это несомненно. Но кто среди Господнего народа по-настоящему живёт Христа? Нам нужно спросить, в какой степени мы живём Христа. Иногда святые говорят о том, как лучше всего проводить церковные собрания. Но нас должно волновать не то, как нам проводить собрания, а то, как нам жить Христа. Что для нас важнее: на деле жить Христа или просто проводить какие-то собрания? Собрания церкви не должны быть представлением, притворством, — они должны являть то, как мы живём в повседневной жизни.
Мы благодарим Господа за всё, что Он показал нам в отношении содержащегося в Послании к Колоссянам откровения о Христе. Теперь нам нужно идти дальше, теперь нам нужно переживать Христа и жить Его. Нам нужно не больше доктрины, а больше переживания Христа. Снова и снова нас нужно призывать жить Христа изо дня в день. Где бы мы ни были: дома, в школе, на работе, — нам нужно жить Христа. Павел мог сказать: «Для меня жить — это Христос» (Флп. 1:21). Многие ли из нас могут выступить с таким же свидетельством? Когда Господь проверяет нас в этом, нам нужно смириться и признать, что мы не очень много живём Христом. Как нам нужна благодать, чтобы жить Христа день за днём! Если мы будем жить Его последовательно и в достаточной мере, все заменители Христа исчезнут.
Если у нас есть свет в отношении того, что в нашей повседневной жизни Христос оказывается заменён, мы исповедуем Господу, что мы живём не Его, а многое другое. Возможно, мы скажем Ему: «Господь, я исповедую, что я не очень много жил Тобой. Я живу чистой жизнью, даже безупречной жизнью, но я не живу Христа. Я стараюсь не грешить и не делать людям зла, но я не живу Тебя». Раньше я много времени проводил, исповедуя свои ошибки и проступки, но тогда я не исповедовался в том, что мало живу Христа. Но в последнее время главное место в моей исповеди занимает только одно — то, что я мало живу Христа. Нам всем нужно исповедаться в этом перед Господом.
В Новом Завете для неверующих есть одна-единственная заповедь: покайся и веруй в Господа Иисуса. Те, кто погибнет, погибнут из-за того, что не верят в Господа. Для неверующих есть только одна заповедь, и точно так же для верующих есть только одна заповедь: живи Христа. Если ты неверующий, тебе нужно покаяться и веровать в Христа. Если же ты веришь в Христа, тебе нужно жить Его. Неверующие делают много разных вещей вместо того, чтобы уверовать в Христа. Верующие тоже делают много разных вещей вместо того, чтобы жить Христа. У неверующих единственный грех — их неверие, их отказ веровать в Христа. У верующих же единственный грех — это то, что они не живут Христа. Нам нужно исповедовать этот грех и осудить его. Мы можем быть смиренными, честными, искренними, верными, старательными; по многим вопросам мы можем следовать Писанию. Однако если мы не живём Христа, мы по-прежнему находимся под Божьим осуждением. Богу не нужны честные, искренние люди — Ему нужно, чтобы мы были «христочеловеками», то есть людьми, живущими Христа. Истинный христианин должен быть «христочеловеком», а не просто добродетельным человеком.
Очень важно понять, что в нашей жизни ничто не должно заменять Христа. В частности, из Послания к Колоссянам мы видим, что Христа не должна заменять никакая культура. Культура сильна в каждом их нас — культура, которую мы унаследовали, и культура, которую мы сами создали и навязали себе. Жить этой культурой — значит жить не Самим Христом, а чем-то другим. Когда мы живём своей культурой, мы можем не делать ничего греховного. Напротив, наш образ жизни может быть очень хорошим, но это не Христос. Мы должны осудить привычку жить не Христом, а смирением, любовью, старательностью и так далее. Бог хочет, чтобы мы жили Христа.
Христос обитает в нас субъективно
Послание к Колоссянам показывает как объективный аспект Христа, так и субъективный. С одной стороны, это Послание раскрывает обширного, всеобъемлющего Христа объективно. С другой стороны, здесь есть чёткое указание на то, что Христос обитает в нас субъективно. Мы уже упоминали 1:27, где Павел говорит, что Христос в нас — это надежда славы. Обширный, всеобъемлющий Христос действительно живёт в нас. Как это субъективно! Согласно словам Павла, Христос, который есть тайна Божьего домостроительства, — это не только Христос, сидящий по правую руку от Бога на небесах; это ещё и Христос, который внутри нас. Согласно Божьему домостроительству, Христос должен раздаваться в нас для нашего субъективного переживания. Если бы Он был только на престоле на небесах, мы не могли бы переживать Его. Мы могли бы обращаться к Нему, полагаться на Него, молиться Ему и надеяться на Него, но мы не могли бы переживать Его. Слава Господу, что обширный Христос живёт в нас как наша надежда славы! Это средоточие Божьего домостроительства, центр Божьего раздаяния.
Некоторые христиане не верят в то, что Христос в нас. Они утверждают, что Он сидит на престоле и что Он представлен в нас Святым Духом. Это искажение Божьего святого Слова, в котором ясно сказано, что Христос в нас. По какому праву говорят, что Христос находится только на небесах, но не в верующих? На каком основании Божье Слово искажают, уверяя, что Христос всего лишь представлен в нас Духом? Люди, которые отрицают тот факт, что Христос действительно живёт в нас, критикуют нас за учение о том, что сегодня Христос — это животворящий Дух (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:17). В Библии чётко и ясно сказано, что Христос в нас. Если бы Христос не был животворящим Духом, как бы Он мог жить в нас и быть нашей жизнью?
В 3:3-4 Павел говорит: «Ибо вы умерли и ваша жизнь скрыта со Христом в Боге. Когда будет явлен Христос, жизнь наша, тогда и вы будете явлены с Ним во славе». В Кол. 3:3 сказано, что наша жизнь скрыта с Христом в Боге. То, что мы с Христом в Боге, означает, что мы едины с Христом. Говоря словами 1 Кор. 6:17, тот, кто соединяется с Господом, есть один дух. Мы с Христом в Боге, потому что мы субъективно едины с Христом.
Послание к Колоссянам 3:3 — это глубокий, таинственный стих. Вместе с Христом мы скрыты в Боге. Разве это не тайна, что мы с Христом и что мы скрыты в Боге? Это не просто нечто объективное — это также очень субъективно.
В 3:4 Павел также говорит, что Христос — наша жизнь. Нет ничего субъективнее для нас, чем наша жизнь. На самом деле, наша жизнь — это мы сами. Разве можно отделить человека от жизни этого человека? Это невозможно! Жизнь человека — это сам человек. Следовательно, из того, что Христос — наша жизнь, вытекает, что Христос становится нами. Это в высшей степени субъективно.
В 2:6-7 Павел говорит: «Итак, как вы приняли Христа, Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и созидаемы в Нём». После принятия Христа мы должны ходить в Нём. Иначе говоря, мы должны жить, действовать, поступать и существовать в Нём. Это тоже нечто субъективное. Если бы Христос только сидел на престоле, как мы могли бы ходить в Нём на земле? Мы способны ходить в Христе, только если Он субъективен для нас в наших переживаниях.
В Кол. 2:7 говорится, что мы укоренены и созидаемы в Христе. Укоренённость и созидание связаны с нашим хождением в Христе. Мы ходим в Нём, будучи укоренены и созидаемы в Нём. Здесь подразумевается, что мы — растения, чьи корни находятся в Христе. Нам нужно получше увидеть, что это значит — быть укоренённым и созидаемым в Христе. Тогда мы сможем ходить в Нём.
В данном сообщении наша забота — указать, что Павел написал Послание к Колоссянам ради того, чтобы помочь святым осознать, что ничто не должно заменять Христа. Наоборот, Христос должен заменить всё. Христос находится в нас как наша жизнь, и нам нужно ходить в Нём. Если мы укоренены в Христе и если мы созидаемся в Нём, мы будем ходить в Нём. Мы будем жить, поступать и существовать в Нём. Вот что такое жить Христа.