Тексты Писания: Кол. 1:27; Ин. 14:17, 20, 23; 15:4-5; Рим. 6:3; 8:9-11; 1 Кор. 1:30; 6:17; 2 Кор. 13:5; 2 Тим. 4:22а
Божье домостроительство заключается в том, чтобы внедрить в наше существо удивительную Личность. Этой Личностью является всеобъемлющий Христос, который есть реальность всего положительного во вселенной. Христос — это Первородный всего творения. Он — и Бог, и человек, потому что в определённый момент вечный Бог воплотился. Таким образом, Христос — это истинный Бог и истинный человек. Он обладает всеми божественными качествами и человеческими добродетелями. Он — реальность любви, жизни, света, благодати, смирения, терпения, милости, мудрости, праведности и святости.
Христос для нашего наслаждения и переживания
Христос имеет самое прямое отношение к творению. В Кол. 1:16 говорится: «...потому что в Нём было сотворено все: на небесах и на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; все сотворено через Него и к Нему». Далее, в стихе 17 сказано: «Всё в Нём скрепляется». Как спицы в колесе скрепляются в ступице, так все творение скрепляется во Христе.
Сначала завершилась работа творения. Затем Христос стал человеком, и это был первый шаг в длительном процессе, через который Он прошёл. Как человек Он прожил на земле тридцать три с половиной года. Как это удивительно — бесконечный Бог жил в доме плотника в маленьком городке! Тем самым Бог был ограничен и скован. Пройдя через человеческую жизнь с её страданиями, испытаниями и искушениями, Христос взошёл на крест и был распят. Его смерть была удивительной и всеобъемлющей. После того как Его погребли, Он проделал путешествие по области смерти и затем явился в воскресении. После Своего воскресения Христос вознёсся на небеса, где Он воссел на престоле, получил венец и был сделан Господом и Главой всего.
В Своём воскресении Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45Б). Все, через что Христос прошёл, все, чем Он является, и все, что Он совершил, приобрёл и чего Он достиг, — все эти составляющие были добавлены в Него как всеобъемлющего Духа. Как всеобъемлющий Дух, Он сошёл на Своё Тело в день Пятидесятницы. В этом Духе мы имеем Бога, человека, воплощение, человеческую жизнь, искупление, действенность смерти Христа, силу Его воскресения, жизнь воскресения, вознесение, воцарение, главенство и господство. Такова всеобъемлющая Личность, которую Бог хочет внедрить в нас для осуществления Своего домостроительства. Это раздаяние всеобъемлющего Христа в нас служит выполнению Божьего замысла и вечного плана. Таков наш Христос, которого мы любим и которым мы наслаждаемся.
В Библии раскрывается, что Бог триедин: Он — Отец, Сын и Дух. Если мы внимательно почитаем Библию, мы увидим, что Отец в Сыне (Ин. 14:10) и что Сын даже назван Отцом (Ис. 9:6). Кто видел Сына, тот видел Отца. Кроме того, Сын стал Духом истины, Духом реальности. Отсюда видно, что Сын реализуется как Дух. Когда Триединый Бог достигает нас, Он — всеобъемлющий Дух. Сегодня наш Христос является этим Духом для нашего переживания и наслаждения.
В 1 Кор. 1:30 сказано, что от Бога мы — во Христе Иисусе. Раньше, по рождению, мы были в Адаме. Но Бог, Отец, перенёс нас из Адама во Христа. Вот почему, уверовав во Христа, мы крестились. Говоря словами Рим. 6:3, мы крестились во Христа Иисуса.
То, что мы теперь во Христе, — это замечательный и славный факт, однако это затрагивает лишь наше положение. Такое положение даёт нам право и привилегию приобщиться ко всему, чем является Христос. Но, имея такое право и привилегию, мы должны переживать то, как Христос живёт в нас. Теперь, когда мы во Христе, Христос хочет жить в нас. Это затрагивает уже не положение, а переживание и наслаждение. То, что мы во Христе, — это вопрос положения; то, что Христос в нас, — это вопрос переживания и наслаждения. Насколько Христос живёт в нас, настолько мы и наслаждаемся Им.
Если бы мы не были во Христе, Христос не смог бы быть в нас. Согласно Новому Завету, Христос находится в нас на основании того факта, что мы находимся в Нём. В Ин. 15:4 Господь Иисус сказал: «Пребудьте во Мне, а Я в вас». Если мы пребудем во Христе, Он пребудет в нас. Опять же, мы видим, что быть во Христе — это вопрос положения, а иметь Христа в себе — это вопрос переживания и наслаждения. В данном сообщении моя забота состоит не в том, чтобы рассказывать вам, что мы во Христе. Я хочу показать, что Христос в нас. Знание того, что мы во Христе, само по себе не даёт нам переживания Христа или наслаждения Христом. Однако это положение даёт нам право и привилегию требовать наслаждения Христом и переживания Христа.
Мы должны быть в состоянии твёрдо сказать, что мы абсолютно, целиком и полностью во Христе. Что касается нашего положения во Христе, то мы можем быть уверены, что мы полностью в Нём. Например, любой американский гражданин является гражданином абсолютно, целиком и полностью. Его гражданство не может быть частичным или условным. Однако насколько этот человек наслаждается Америкой зависит от того, насколько Америка проникла внутрь него. Он в Америке, но сколько Америки в нем? Человек может приехать в Америку из другой страны, натурализоваться и стать гражданином Америки. Тем самым, с точки зрения гражданства, он становится полностью американцем. Однако внутри у него, возможно, осталось ещё очень много от его родной страны. Таким образом, мы видим, что сам он в Америке, но Америка пока что ещё не вошла в него. Внутренне он по-прежнему любит многое, что связано с его родиной. Точно так же мы находимся во Христе полностью, но Его нахождение в нас относительно и условно. На самом деле, с точки зрения наших переживаний, в нас не очень много Христа. В очень большой степени мы по-прежнему заняты и захвачены своей культурой. Возможно, мы находимся в церковной жизни в Господнем восстановлении уже много лет, но церковь могла бы занимать в нас гораздо больше места. То же самое можно сказать и о Христе. Мы во Христе уже долгое время, но с точки зрения переживаний в нас ещё не очень много Христа.
Нам нужно ясно понимать, что мы имеем в виду, когда противопоставляем Христа и культуру. Христос в нас, но мы захвачены не столько Христом, сколько культурой. Нас наполняет множество вещей, которые не есть Христос. К этим вещам относятся наши симпатии и антипатии, наши предпочтения и склонности, наш грех и наша привязанность к миру. Чем больше Христа как благодати в нас вкладывают, тем больше эти захватившие нас вещи выходят из нас. Многие греховные и мирские вещи выходят довольно легко, но наша культура остаётся, сколько бы благодати в наше существо не вкладывали.
Все, что находится в нас и не является Самим Христом, мешает нам по-настоящему переживать Христа и наслаждаться Им. Особенно это касается культуры внутри нас. За те годы, что мы провели в церковной жизни, по мере того как в нас добавлялась благодать, многое вышло из нашего существа. Но в нас осталась одна очень незаметная вещь, а именно культура.
Распознать в себе культуру и осудить её непросто. Мы не осознаем, что такое культура на самом деле, и поэтому нам нелегко распознать её. Мы осуждаем в себе греховные и мирские проявления, но вряд ли мы осуждаем свою культуру. Бывает так, что культура в нас очень сильна, а мы этого не осознаем. Мы даже думаем, что не находимся под влиянием культуры. Но у каждого живого человека есть культура. Если вы живой человек и уже не младенец, значит, у вас есть культура.
Культура собственная и культура унаследованная
В нас присутствует не только культура нашей страны, но и наша собственная культура. Бессознательно и подсознательно мы создаём свою собственную культуру. Эта культура состоит не только из определённых правил, которым мы следуем в повседневной жизни; она становится для нас нормой жизни. Когда у нас появляется такая норма, мы сразу попадаем под влияние культуры. Культура — это не просто то, как мы едим. Культура прежде всего подразумевает определённые нормы. Внутри мы представляем себе, какими мы должны быть. Это и есть наша собственная культура, то есть норма, которую мы создали для своей повседневной жизни.
Когда Бог призвал Авраама, Он не дал Аврааму карту. Нет, Господне присутствие было для Авраама живой картой. Однако большинство сегодняшних христиан предпочитает иметь какую-нибудь «карту», которая каждый день показывала бы, куда им идти. Они рисуют эту «карту» неосознанно в соответствии с нормами, которые они установили для своей жизни. Изо дня в день они «едут» согласно этой «карте». Как только у нас появляется такая «карта», мы сразу же откладываем в сторону Господа, потому что Его место занимают наши нормы. Если мы создали себе нормы для христианской жизни, то уже незачем искать Господа, прикасаться к Нему, полагаться на Него. Можно просто жить в соответствии со своими нормами. Некоторые, возможно, скажут, что каждый день молятся Господу и просят Его о помощи. Да, они молятся Господу о помощи, но помощь, которую они просят, нужна им для того, чтобы соответствовать своим нормам. Это в корне отличается от ситуации, когда человек просит, чтобы Господь вёл его так, как Ему угодно. Мы же устанавливаем свои нормы и затем просим, чтобы Господь помог нам соблюдать их. Это и называется — жить по собственной культуре.
Помимо собственной культуры у нас есть культура, которую мы неосознанно накапливаем под влиянием окружения и нашего прошлого. Многих людей с детства приучают быть честными, скромными, вежливыми и добрыми. Эта культура становится частью их существа, и они автоматически живут ей. Люди с подобной культурой могут любить Господа и быть в церковной жизни. Но при этом они не живут Христа — они живут своей культурой. Иногда мы живём культурой, которую мы унаследовали, иногда — культурой, которую мы сами себе создали. В обоих случаях наше существо захвачено и занято не Христом, а культурой.
Мы считаем свою культуру хорошей и поэтому не осуждаем её. Кто станет осуждать свои нормы для хорошей супружеской жизни? Мы не осуждаем свою культуру, а ценим и превозносим её. Мы дорожим всем тем добром, которое мы унаследовали. Мы непроизвольно живём своей культурой. Благодать, которую нам преподносят в церковной жизни, заставляет многое выйти из нас, но наша культура все равно остаётся. Сатана, лукавый, пользуется нашей культурой, чтобы помешать нам наслаждаться Христом и переживать Его. Теперь, когда Христос вошёл в нас и живёт в нас, нам нужно решительно осудить унаследованную и собственную культуру, которая мешает нам переживать Его. Свою культуру нужно осуждать точно так же, как мы осуждаем все греховное и мирское. Поскольку культура является частью нашего внутреннего состава, нам нужно, чтобы небесный свет воссиял на нас и обличил нас. Когда свет воссияет, мы скажем: «Сатана, я осуждаю твоё лукавство. До того как Христос вошёл в меня, мне нужно было жить культурой. Но теперь мне нужно жить Христом. Я ненавижу и осуждаю культуру внутри себя, потому что она не даёт мне наслаждаться Христом».
Очень важно увидеть, что Богу не нужно ничего, кроме Христа. Если у нас будет это видение, мы отложим свои нормы в сторону и будем стараться ежесекундно быть едиными с Господом в нашем духе. Всеобъемлющий Христос находится сейчас в нашем духе. В 1 Кор. 6:17 сказано, что тот, кто соединяется с Господом, есть один дух. Во 2 Тим. 4:22 Павел говорит: «Да будет Господь с твоим духом». Нашей нормой должна быть не унаследованная культура и не собственная культура. Нашей нормой должно быть единство с Господом в нашем духе. Не пытайтесь стать хорошей женой или мужем. Лучше просто будьте одним духом с Господом. Тогда вы будете жить Христа, потому что Христос действительно будет жить в вас.
Бог поместил нас во Христа. Если мы увидим, что наша культура мешает нам переживать обитающего в нас Христа, мы поймём, что Господь, как всеобъемлющий животворящий Дух, обитает в нашем духе и что мы один дух с Ним. Нам нужно жить этим слитым духом; он должен стать для нас нормой. Если день за днем мы будем позволять Христу жить в нас, мы автоматически будем жить Им. Тогда Христос займёт место нашей культуры.
Не культурные нормы, а Христос
Беда колосских святых была в том, что большинство из них были введены в заблуждение и похищены, уведены от Христа к философии и религиозным обычаям. Они сделали эту философию и эти обычаи своими нормами и жили ими. Эта норма не давала им наслаждаться Христом и переживать Его. Вот почему Павел предупреждает их, чтобы никто не обманывал их, считая их недостойными награды (2:18).
В принципе, сегодня происходит то же самое. Враг, который находится внутри нас, хитёр. У нас есть определённые нормы, которые мы или унаследовали, или сами себе создали. Из-за того что эти нормы хороши, мы их не осуждаем. Однако эти хорошие нормы не есть Сам Христос. Богу не нужно, чтобы мы создавали что-то хорошее, — Ему нужен Христос и только Христос. Для Бога ценность имеет только Христос. Бог хочет внедрить Христа в нас, чтобы мы наслаждались им в полной мере. Когда ничто внутри нас не будет мешать Христу становиться нашим наслаждением и переживанием, с нашей культурой будет покончено.
Настал час, чтобы у нас в церквях все услышали это сообщение, увидели это видение и осудили свои культурные нормы. Тогда мы поймём, что Богу нужен Христос и что сегодня Христос — животворящий Дух, слитый с нашим духом. Нам не нужно жить по какой-то норме — нам нужно просто жить Христом, обитающим в нашем духе. Мы должны, живя в духе, делать так, чтобы ничто не мешало Христу во всем нашем существе. Тогда мы будем наслаждаться Им и переживать Его. Тогда мы избавимся от своей культуры.