Жить Христа как содержание нового человека
Тексты Писания: Кол. 3:4, 10-15; Кол. 1:25-27
Послание к Колоссянам можно разбить на четыре раздела. Первый раздел — это введение (Кол. 1:1-8), последний — заключение (Кол. 4:7-18). Второй раздел (1:9—3:11) сосредоточен на первенствующем и всеобъемлющем Христе, центральности и универсальности Бога. Этот раздел является центром Послания к Колоссянам и выражает его основную мысль. Третий раздел (3:12—4:6) рассматривает жизнь святых в единении со Христом. В этом Послании сначала мы видим полное откровение о Христе. Затем говорится, как нужно жить в единении со Христом. Если мы действительно узнаем Христа и будем переживать Его, мы будем жить в единении с Ним.
Новый человек, содержание которого — Христос
В 1:9—3:11 мы видим семь важных аспектов Христа: что Христос — это удел святых (Кол. 1:9-14), что Он — первый и в творении, и в воскресении (Кол. 1:15-23), что Он — тайна Божьего домостроительства (Кол. 1:24-29), что Он — тайна Божья (Кол. 2:1-7), что Он — тело всех теней (Кол. 2:8-23), что Он — жизнь святых (Кол. 3:1-4) и что Он — то, из чего состоит новый человек (Кол. 3:5-11). Эти аспекты Христа представлены с замечательной последовательностью. В начале мы видим, что Христос — это удел святых, а в конце — что из Него состоит новый человек. Отсюда вытекает, что когда мы наслаждаемся Христом как нашим уделом, конечным следствием этого является то, что мы переживаем Его как то, из чего состоит новый человек. Каждый раз, когда мы наслаждаемся Христом, у этого наслаждения есть определённый результат, определённое следствие. Когда мы говорим, что наслаждение Христом как уделом святых приводит к переживанию Христа, из которого состоит новый человек, это означает, что наслаждение Христом выливается в церковную жизнь. Однако, если не быть внимательными, мы рискуем принизить глубину откровения в Послании к Колоссянам. Павел не говорит нам на примитивном уровне, что, если мы будем наслаждаться Христом, появится церковь. Это, конечно, так, но подобное понимание не соответствует уровню предлагаемого здесь откровения. Христос — это всеобъемлющий удел святых, прообразом которого служит добрая земля. Если мы будем наслаждаться Христом как таким уделом, результатом будет новый человек, содержание которого — Христос. Тот Христос, которым мы наслаждаемся как своим уделом, в конечном итоге становится содержанием нового человека. В этом новом человеке все и во всем — Христос. Поэтому очень важно, чтобы мы научились жить Христа как содержание нового человека.
Если мы хотим жить Христа как содержание нового человека, мир Христов должен управлять нами (Кол. 3:12-15), а слово Христово — обитать в нас (Кол. 3:16-17). Мир Христов должен стать судьёй в нашем существе, а слово Христово — богато обитать в нас. У каждого из нас, христиан, своё прошлое и свои представления. Эти различия приводят к разногласиям среди нас, поэтому нужен судья. Этим судьёй является мир Христов. Очень важно, чтобы мир Христов получил разрешение распоряжаться в нашем сердце и говорить последнее слово по поводу любых столкновений среди нас.
Если мы вспомним исторический фон Послания к Колоссянам, мы поймём, что среди верующих в Колоссах существовали различные группировки. Одна группировка выступала за иудейские обряды, тогда как другая отдавала предпочтение гностицизму. Эти различные пристрастия послужили источником борьбы мнений. Именно поэтому Павел сказал им, что мир Христов должен быть судьёй в их сердцах. Судьёй должны быть не их мнения, представления, склонности и предпочтения; им должен быть мир Христов, к которому мы призваны в одном Теле.
Как мы уже указывали, мир Христов — это тот самый мир, о котором Павел говорит в Эф. 2:15, где сказано, что Христос «упразднил в Своей плоти закон заповедей в предписаниях, чтобы этих двоих сотворить в Себе как одного нового человека, так устанавливая мир». Этот мир есть единство нового человека, единство Тела. Упразднив предписания, Христос сотворил разные категории людей как одного нового человека. Теперь внутри нас, членов нового человека, есть нечто, что Павел называет миром Христовым. Итак, единство нового человека, образованного из разных народов, и есть мир Христов. Без работы Христа на кресте между различными категориями людей не может быть никакого единства. Но Христос Своей смертью установил мир; иначе говоря, Он создал единство. Это единство нового человека находится сейчас внутри нас. Этому единству, этому миру Христову нужно позволить быть судьёй в нашем сердце. Оно должно осуществлять функции третейского судьи, который улаживает споры между сторонами. Нам нужно отложить свои мнения, свои представления и прислушаться к словам нашего внутреннего арбитра. Не нужно спорить или высказывать собственное мнение. Нужно просто позволить миру Христову вынести окончательное решение.
Предположим, несколько молодых братьев живут вместе в одном доме. Когда в их совместной жизни возникают проблемы, им не нужно спорить. Вместо этого им нужно позволить миру Христову стать судьёй в их сердцах. Они должны дать этому миру возможность стать судьёй, принимающим окончательное решение. Тем самым они будут жить Христа как содержание нового человека.
Также нам нужно позволить слову Христову вселиться в нас, обитать в нас, устроить в нас свой дом. Мы должны быть готовы отбросить собственные представления, собственные мнения, и освободить место для слова Христова. Если мы хотим, чтобы слово Христово обитало в нас, нужно опустошить все наше внутреннее существо. Все части нашего внутреннего существа — разум, чувства, воля, сердце и дух — должны быть пусты и готовы наполниться словом Христовым. Это слово должно не просто пребывать в нас; оно должно действительно обитать в нас, устроив себе дом в каждой части нашего внутреннего существа. О, пусть в каждом уголке, в каждой частичке нашего существа живёт слово Христово!
Если мы хотим жить Христа как содержание нового человека, мир Христов должен быть судьёй в нашем сердце, а слово Христово должно быть содержанием нашего внутреннего существа. Мы молимся, чтобы все святые в Господнем восстановлении позволили миру Христову быть судьёй, а слову Христову — обитать в них.
Как мы уже указывали, целью Павла при написании Послания к Колоссянам было завершить слово Божье. Такова была его главная задача, когда он писал это Послание. В 1:25-26 Павел говорит: «...служителем которой я стал по домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье, тайну, которая была скрыта от веков и от поколений, а теперь явлена Его святым». Из этих стихов видно, что слово Божье, завершённое Павлом, — это тайна, которая теперь явлена святым. Кроме того, согласно стиху 27, эта тайна есть Христос в нас, надежда славы. Цель этой тайны — произвести церковь.
Ко времени написания Послания к Колоссянам история иудаизма насчитывала столетия, церковь к тому времени уже появилась; но хотя церковь уже появилась, слово Божье ещё не было завершено. Павел был обеспокоен положением дел в Колоссах. Иудейские и языческие верующие пренебрегали Христом и церковью; они сосредотачивались на таких вещах, как иудейские обычаи и языческая философия. И среди иудеев, и среди христиан многие утверждали, что знают Бога и поклоняются Ему. Однако при этом они забывали о Христе и оставляли истинную церковную жизнь. Поэтому Павел написал Послание к Колоссянам, чтобы завершить слово Божье.
В принципе, сегодня происходит то же самое, что происходило в Колоссах, когда Павел писал колоссянам. История иудаизма и христианства насчитывает века. У иудеев есть Ветхий Завет, у христиан есть вся Библия, но очень немногие люди по-настоящему переживают Христа для полноценной церковной жизни. О Христе и сейчас забывают, церковную жизнь и сейчас оставляют без внимания. Поэтому и сейчас существует потребность в практическом завершении слова Божьего.
Что такое завершение слова Божьего, завершение божественного откровения? Вкратце, завершать слово Божье — значит переживать Христа субъективно и наслаждаться Им в нашей повседневной жизни, чтобы могла существовать полноценная церковная жизнь, которая выражала бы Бога. Это откровение и есть завершение слова Божьего.
Сегодняшние христиане заняты тем, что всячески трудятся для Господа. Но где же переживание Христа, где практика церковной жизни? Павел знал, что ни иудаизм, ни любая другая религия не может исполнить желание Божьего сердца. Бог хочет, чтобы существовала церковная жизнь, возникающая в результате того, что Его люди лично переживают Христа. Богу нужен организм, Тело Христово, которое появляется в результате переживания Христа. Во времена Павла было много иудеев и достаточно большое количество христиан. Но Павел, глядя на сложившееся положение, мог бы спросить: «Где же переживание Христа, где церковь, которая исполнит желание Божьего сердца?» Сегодня мы должны задать те же самые вопросы.
Мы вынуждены признать, что нам самим не хватает переживания Христа. К нам пришло озарение — мы увидели, что Богу не нужно ничего, кроме Христа для церковной жизни. Однако в нашем переживании нам по-прежнему не хватает Христа. Можно без всякого преувеличения сказать, что мы тоже нуждаемся в завершении слова Божьего. Нам не хватает Христа для произведения церкви. Мы знаем, что важно только одно — Христос для церкви. Однако нам все равно не хватает Христа. Прежде чем преподносить Христа другим, нужно преподнести Его себе. Для этого нам нужно больше времени уделять молитвочтению и общению по Посланию к Колоссянам. Тогда мы будем переживать содержащееся в этом Послании богатство Христово. Тогда у нас будет достаточно переживания Христа для полноценной церковной жизни.
Поскольку у колоссян не было достаточного переживания Христа для церковной жизни, в церковь вкралось что-то ещё помимо Христа. То же самое происходит среди сегодняшних христиан. У Божьего народа есть некоторое знание Библии, эти люди в какой-то степени знают Бога. Но очень немногие переживают Христа как животворящего Духа по-живому и на деле в своей повседневной жизни. Очень важно, чтобы у нас было практическое переживание Христа, показанного в Послании к Колоссянам. Нам нужно каждый день наслаждаться первенствующим и всеобъемлющим Христом, из которого состоит новый человек. Нам всем нужно молиться о том, чтобы иметь больше настоящих и живых переживаний Христа каждый день. Если мы будем переживать Христа в своей повседневной жизни, у нас будет больше Христа, чтобы поделиться Им на церковных собраниях. В конечном итоге церковная жизнь обогатится нашим переживанием Христа.
Проблема в Колоссах была связана не с греховностью, как в Коринфе, а с культурой. Аскетизм и философия — это два выдающихся достижения культуры. Не приобщённый к культуре человек дик и совершенно лишен склонности к аскетизму. Также у малокультурных людей нет философии. Чем выше культура человека, тем больше развита его философия. У греков философия была развита очень сильно, тогда как иудеи были известны своими религиозными обычаями. Большинство религиозных обычаев направлено на сдерживание плоти и подавление собственного «я». Церковь в Колоссах состояла как из греков, так и из иудеев. В случае с греками проблема заключалась в философии, а в случае с иудеями — в религиозных обрядах. Отсюда видно, что различные культурные обычаи вторглись в церковную жизнь и заполонили её.
В 3:10-11 Павел говорит, что в новом человеке «не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, а все и во всем — Христос». То, что в новом человеке не может быть грека и иудея, означает, что в нем не может быть ни философии, ни религиозных обычаев. Если вы сравните Кол. 3:11 с такими параллельными местами, как 1 Кор. 12:13 и Гал. 3:28, вы обнаружите, что только в Послании к Колоссянам Павел упоминает варваров и скифов. Колосские верующие уделяли большое внимание культуре и не хотели уподобляться варварам или скифам. Именно поэтому Павел обращает их внимание на то, что в церкви как новом человеке нет места ни культурным людям, ни бескультурным. В ней нет места ни философии, ни аскетизму, ни обычаям. В новом человеке все и во всем — Христос. Новый человек состоит из Христа, а не из различных элементов культуры.
Колоссяне не погрязли в грехе, как некоторые из коринфян. Однако колосские верующие заменили Христа, из которого состоит новый человек, различными аспектами культуры. Одни дорожили философией, другие дорожили религиозными обычаями. Все эти вещи получили возможность проникнуть в церковь и подменить Христа. Но в новом человеке не может быть ничего, кроме Христа.
Понимание того, из чего состоит новый человек, не должно быть для нас просто доктриной. Необходимо осознавать, что у каждого из нас есть своя собственная философия и свой собственный аскетизм. Тот факт, что мы критикуем других, показывает, что мы держимся за свою собственную философию. Более того, рассуждая с человеческой точки зрения, лучше обладать философией и аскетизмом, чем быть бескультурным. В Коринфе присутствовал блуд, но в Колоссах люди были культурными и воздержанными. Однако их культура и утонченность подменили собой Христа. Какой бы высокой их культура ни была, это был не Христос.
Не думайте, что ваш аскетизм — это нечто от Христа. Можно приукрашивать свой аскетизм и уверять, что так вы несёте свой крест. Но даже то, что называется несением креста или самоотвержением, может на самом деле оказаться скрытой формой аскетизма. Допустим, какому-либо брату досаждает его жена, а он подавляет в себе злость. Это аскетизм. Это не называется нести свой крест или отвергнуть себя. Брат заставляет себя сдерживаться и говорит про себя: «Я не буду злиться. Я не буду ругаться со своей женой или спорить с ней». На первый взгляд кажется, что брат вышел из этой ситуации победителем. Но славить за эту так называемую победу нужно не Христа; славить нужно аскетизм этого брата. В данном конкретном случае вместо Христа он использовал свои философию и аскетизм.
Я на собственном опыте усвоил разницу между тем, чтобы подавлять себя, и тем, чтобы жить Христом. Теперь, вместо того чтобы подавлять себя, я обращаюсь к Господу и говорю: «Господь Иисус, Ты здесь. Мне нужно, чтобы Ты жил во мне». И тогда я уже живу не своей философией или аскетизмом, а Христом как животворящим Духом.
Христианская жизнь — это не жизнь каких-то «измов» или обычаев. Это жизнь Христа как живой Личности. В Гал. 2:20 Павел сказал: «Я распят со Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос». Когда Христос действительно живёт в нас, это очень сильно отличается от аскетизма, от подавления себя, от самоотвержения и от так называемого несения креста. Как велика разница между Божьим спасением и такими религиями, как индуизм и буддизм! В Божьем спасении главное, что Христос живёт в нас! В Божьем спасении нет места нашим усилиям и приёмам. Божье спасение основывается только на Христе. Вместо того чтобы пытаться по-религиозному отвергнуть себя и нести свой крест, нужно просто позволить живой Личности Христа жить в нас мгновение за мгновением. Если у вас возникают трудности в отношениях с женой, не пытайтесь ничего делать. Просто позвольте Христу жить в вас. Христианская жизнь целиком и полностью основывается на том, что в нас живёт эта живая Личность.
В Евангелиях сказано, что мы должны отвергнуть себя и взять крест. Однако эти слова очень просто применять на практике в соответствии со своим природным пониманием. Зато жить Христа — это противоречит природному представлению. Природному представлению присуща мысль о самоотвержении и о подавлении прихотей плоти; ему не присуща мысль о том, что Христос как всеобъемлющий животворящий Дух — это живая Личность в нашем духе. Пройдя через процесс воплощения, распятия и воскресения, Христос теперь является Духом в нашем духе, чтобы на деле быть нашей жизнью.
Можно знать как доктрину, что христианская жизнь — это когда Христос живёт в нас, но при этом в своей повседневной жизни жить согласно определённым порядкам. Вместо того чтобы жить Христа, можно стремиться отвергнуть себя или нести свой крест и, тем самым, жить фактически согласно собственной философии и аскетизму. Иначе говоря, в нашей практической повседневной жизни Христа заменяет наша личная философия и аскетизм.
В Послании к Колоссянам Павел указывает, что Христос должен быть все и во всем. В новом человеке нет места ни культуре, ни личным правилам. В Своём домостроительстве Бог стремится сделать Христа всем. Христос должен быть нашей жизнью, нашим житием, нашим терпением, нашей святостью, нашей добротой. Христос должен быть тем, как мы обращаемся со своей женой или мужем. Мгновение за мгновением в нашей повседневной жизни Христос должен быть всем, что нам нужно. Вместо того чтобы жить какими-то установленными порядками, мы должны просто жить Христа.
Примечательно, что, разобрав столько важных вопросов в Послании к Колоссянам, Павел под конец говорит, что мир Христов должен быть судьёй в наших сердцах, а слово Христово должно богато обитать в нас. Каждый раз, когда мы думаем, что наша философия лучше, чем философия других, мы начинаем относиться к людям критически. Именно это происходило среди колоссян. Между выходцами из греческой среды и выходцами из иудейской среды существовало соперничество и взаимная критика. Вот почему Павел сказал, что мир Христов должен стать судьёй в их сердцах. Он призывал святых забыть свою философию и культуру. Культура и философия не должны быть мерилом для решения споров. Судить должен мир Христов. Нужно отбросить свои культурные правила и позволить миру Христову быть судьёй в нашем сердце. Павел как бы говорил святым в Колоссах: «Пусть мир Христов распоряжается в вас. Вы, верующие в Колоссах, делаете своим мерилом философию. Вы должны сделать своим мерилом мир Христов. Вам нужно отбросить свою культуру и свою философию».
В 3:16 Павел даёт святым ещё один наказ: «Пусть слово Христово богато обитает в вас». В отрицательном аспекте нам нужно отказаться от своих культурных мерок, а в положительном аспекте нам нужно наполняться словом Христовым. Иначе говоря, мы должны позволить слову Христову наполнить наши разум, чувства, волю, мысли и суждения. Каждая частичка нашего существа должна быть занята словом Христовым.
Бог хочет, чтобы мы жили Христа мгновение за мгновением и не оставляли места для культуры и философии. Единственным нашим правилом должна быть живая Личность Самого Христа. Второе, что мы должны сделать, — это отложить свои культурные мерки. Нашим мерилом должна быть не культура в той или иной форме, а обитающий в нас мир Христов. В-третьих, нам нужно позволить слову Христову наполнить все наше существо. Нам нужно позволить всему нашему существу пропитаться и насытиться словом Христовым. Тогда мы будем автоматически переживать Христа. У нас будет не только возвышенное откровение о Христе, но и практическое переживание Его в нашей повседневной жизни.