Жизнь святых в единении со Христом: мир Христов управляет святыми, слово Христово обитает в них
Тексты Писания: Кол. 3:12-17; Эф. 5:19-20
После вступительных слов в 1:1-8 Послание к Колоссянам показывает Христа как первенствующего и всеобъемлющего, как центральность и универсальность Бога (1:9—3:11). В этом разделе Послания к Колоссянам Христос раскрывается во всей полноте. Здесь Павел не говорит, что Христос — это Агнец Божий, манна и живая вода. Нет, он говорит нам, что Христос — это удел святых, образ невидимого Бога, Первородный всего творения, Первородный из мёртвых, тайна Божьего домостроительства, обитающая в нас надежда славы, тайна Божья и Тот, в ком скрыты все сокровища мудрости и знания. Рассматривая все эти аспекты Христа, мы осознаем, что откровение о Христе, показанное в Послании к Колоссянам, является из ряда вон выходящим и совершенно отличным от того, что открывается в других книгах Писаний.
В 3:12—4:6 Павел переходит к новой теме — жизнь святых в единении со Христом. В 3:12-15 он говорит о том, что мир Христов должен управлять нами, а в стихах 16-17 — что слово Христово должно богато обитать в нас. Жить в единении со Христом — значит не отделяться от Христа в своей жизни. В Евангелии от Иоанна Господь говорит, чтобы мы пребывали в Нём, потому что без Него мы не можем сделать ничего. В глазах Бога все, что мы делаем без Христа, не имеет никакой ценности. Поэтому, если мы отделены от всеобъемлющего Христа, который раскрывается в Послании к Колоссянам, мы не можем ничего делать. Святые должны жить в единении со Христом. Иначе говоря, в своей жизни мы должны быть едины с Ним.
В 3:10-11 мы видим, что в новом человеке все и во всем — Христос. Христос — все члены и во всех членах. В новом человеке нет места природному человеку. Каждый — Христос, и в каждом — Христос. Когда мы говорим, что в новом человеке все и во всем — Христос, это значит, что мы едины со Христом, а Христос един с нами. Можно даже сказать, что Христос — это мы, а мы — это Он. Это указывает на наше единение со Христом. Поэтому жизнь, которой живут святые, должна быть жизнью в единении со Христом, жизнью отождествления с Ним. Если мы живём такой жизнью, то мы и Христос, Христос и мы едины. Мы живём, и в том, как мы живём, живёт Христос.
Мы должны быть едины с Господом Иисусом так же, как Он един с Отцом. В Ин. 14:10 Господь сказал: «Слова, которые Я говорю вам, Я говорю не от Себя — Отец, пребывающий во Мне, совершает Свои дела». Отсюда видно, что Отец работает в том, что говорит Сын. Отец и Сын — это две Личности, но у Них одна жизнь и одно житие. Жизнь Отца — это жизнь Сына, а житие Сына — это житие Отца. С одной стороны, жизнь Отца — это жизнь Сына. С другой стороны, житие Сына — это житие Отца. Таким образом, у Отца с Сыном одна жизнь и одно житие. Тот же самый принцип действует в отношении Христа и нас. Сегодня у нас со Христом одна жизнь и одно житие. Жизнь Сына становится нашей жизнью, и наше житие становится Его житием. Вот что значит жить в единении со Христом.
В подобном единении мы и Христос, Христос и мы едины. Можно без всякого преувеличения сказать, что Христос — это мы, а мы — это Христос, потому что мы живём как единое целое. Его жизнь — это наша жизнь, а наше житие — это Его житие. Таким образом, в нашем житии живёт Христос. Такова нормальная христианская жизнь, жизнь, которая соответствует Божьим меркам и удовлетворяет требованиям Его домостроительства.
Что касается нашей жизни в единении со Христом, то Павел говорит, что мир Христов должен быть судьёй в наших сердцах, а слово Христово должно богато обитать в нас. Павел не говорит об этом ни в одном другом из своих Посланий. И мир Христов, и слово Христово уже даны нам. Нам просто нужно позволить им действовать в нас. Нам нужно позволить миру Христову быть судьёй в нас, а слову Христову — обитать в нас. Проблема заключается не в мире Христовом и не в слове Христовом. Проблема заключается в нас, а именно в том, что мы не позволяем им работать в нас.
I. Облечься в духовные добродетели
Прежде чем рассмотреть более подробно стихи 15-17, взглянем на некоторые моменты в стихах 12-14. В стихах 12-13 Павел говорит: «Итак, облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, во внутренность, исполненную сострадания, в доброту, смирение, кротость, долготерпение, терпя друг друга и прощая друг друга, если кто-то на кого-то имеет жалобу; как и Господь простил вас, так и вы прощайте». Облекшись в нового человека, нам также нужно облечься в духовные добродетели, перечисленные в этих стихах. В стихе 12 Павел называет верующих Божьими избранными, святыми и возлюбленными. Новый человек — это Божьи избранные. Более того, новый человек свят. Это значит, что новый человек не является ни осквернённым, ни мирским; он отделён для Бога. Кроме того, новый человек — возлюбленный. Согласно этому стиху, новый человек — избранный, святой и возлюбленный.
Как новый человек, мы должны облечься во все необходимые духовные добродетели: в сострадание, доброту, смирение, кротость и долготерпение. Смирение, которому учил Павел наравне с кротостью и долготерпением, отличалось от того самовольного смирения, за которое ратовали еретические учителя в Колоссах.
В стихе 13 Павел добавляет, что нам нужно терпеть друг друга и прощать друг друга. Прощающий Господь является нашей жизнью, и Он живёт внутри нас. Умение прощать — это одно из положительных свойств Его жизни. Когда мы принимаем Его как свою личность и живём Им, умение прощать становится естественной добродетелью нашей христианской жизни.
II. Облечься в любовь, которая есть связь совершенства
В стихе 14 Павел продолжает: «А поверх всего этого облекитесь в любовь, которая есть связь совершенства». Греческое слово, переведённое как «совершенство», можно также перевести как «завершённость». Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). Любовь — это сама суть Божьего существа, сама сущность божественной жизни. Поэтому облечься в любовь — значит облечься в элемент Божьей жизни. Такая любовь является связующим звеном в сочетании совершенства, завершённости и зрелых добродетелей.
III. Позволить миру Христову быть судьёй в наших сердцах
В стихе 15 Павел говорит: «И пусть будет судьёй в ваших сердцах мир Христов, к которому вы и призваны были в одном Теле; и будьте благодарны». Греческое слово, переведённое как «будет судьей», означает также «решать», «распоряжаться», «царить как правитель и распорядитель над всем». Мир Христов, выступающий в наших сердцах в качестве судьи, заставляет бесследно исчезнуть жалобы, о которых говорится в стихе 13.
Мы были призваны к миру Христову в едином Теле Христовом. Для полноценной жизни Тела нам нужно, чтобы в наших взаимоотношениях с членами Тела Христова мир Христов был судьёй, наводил порядок и принимал решения по всем вопросам в нашем сердце. То, что мы были призваны к миру Христову, также должно побудить нас принять этот мир в качестве судьи в наших сердцах.
В этом стихе Павел также призывает нас к благодарности. Мы не только должны позволить миру Христову быть судьёй в наших сердцах, но мы также должны быть благодарны Господу. В жизни Тела наше сердце должно всегда находиться в состоянии мира по отношению к членам и испытывать благодарность по отношению к Господу.
Когда Павел писал, что мир Христов должен быть для нас судьёй, он, несомненно, исходил из собственного практического опыта. Если мы посмотрим на свой опыт, мы поймём, что у нас, христиан, всегда присутствуют внутри две-три стороны, которые спорят между собой. Поэтому нам нужен судья, который их рассудит. Когда между сторонами возникают разногласия и споры, чтобы уладить их, всегда нужен судья. По какому-то конкретному вопросу одна сторона может склоняться в пользу чего-то одного, другая сторона может склоняться в пользу чего-то совсем другого. Кроме того, третья сторона может сохранять нейтралитет. Зачастую мы ощущаем, что внутри нас есть три стороны: одна — за, другая — против, третья — воздерживается. Мы, христиане, устроены сложнее, чем неспасённые люди. До своего спасения мы находились под контролем у сатанинской стороны. Мы могли предаваться мирским удовольствиям и развлечениям, не испытывая при этом никакого внутреннего сопротивления. Теперь же, когда мы спаслись, одна сторона призывает нас делать одно, а другая — совсем другое. Поэтому нужен внутренний судья, который уладил бы все разногласия внутри нас. Нам нужен кто-то или что-то, чтобы председательствовать на совещаниях, которые происходят внутри нашего существа. Согласно стиху 15, этим председателем, этим судьёй является мир Христов.
Не забывайте об историческом фоне Послания к Колоссянам. Церковь в Колоссах была захвачена различными философскими течениями и всевозможными «измами». Я не думаю, что все святые в Колоссах придерживались одних и тех же философских взглядов. Напротив, я думаю, одни из них ценили чистую философскую мысль Греции, тогда как другие предпочитали египетскую или вавилонскую философию. Я полагаю, что даже в вопросе аскетизма у святых не было единогласия. Ничто не вызывает столько разделений и разногласий, как мнения по поводу аскетизма. В церкви в Колоссах не было реального разделения, но там, несомненно, были разногласия. Святые не были по-настоящему едины, и, как следствие, у них не было мира.
Написав о всеобъемлющем Христе и о новом человеке, в котором все и во всем — Христос и где не может быть грека, иудея, каких-либо других культурных различий, Павел говорит святым, чтобы они заботились о мире Христовом. У каждого из нас внутри есть нечто, что называется миром Христовым. Это тот самый мир, о котором Павел говорит в Эф. 2:15, где сказано, что Христос сотворил в Себе две категории людей как одного нового человека. Сотворив иудеев и язычников как одного нового человека, Христос установил мир. Именно об этом мире и идёт речь в Кол. 3:15.
Верующие с различным культурным прошлым, верующие различной национальности были сотворены как один новый человек. Единство нового человека породило подлинный мир. Вне Христа и церкви люди разных рас и национальностей не могут быть по-настоящему едины. Мы в Господнем восстановлении едины потому, что мы во Христе и в церкви. Мы в новом человеке, где нет грека, иудея, обрезания, необрезания. В новом человеке нет разных рас, классов и национальностей. Напротив, здесь царит единство, потому что все и во всем — Христос. Это единство — наш мир. Мир Христов в Кол. 3:15 — это просто мирное единство в новом человеке.
Вопрос о мире Христовом следует понимать в свете исторического фона Послания к Колоссянам. В церковную жизнь вошли различные аспекты культуры. Некоторые иудейские верующие выступали за соблюдение субботы. Также они выступали за соблюдение предписаний, связанных с пищей. Верующие из греков, разумеется, были равнодушны к подобным вещам. Однако они, в свою очередь, привнесли свою любимую философию. Иудейские верующие, естественно, её не приняли. В результате в своих переживаниях они утратили мир Христов. В результате среди верующих царил уже не мир Христов, а греческие философские воззрения и иудейские обычаи. Таким образом, в Колоссах существовали по крайней мере две противоборствующие стороны: философская и иудейская. Поэтому был необходим судья. Этим судьёй был не какой-то брат в церкви; им был сам мир Христов, то есть единство нового человека, Тела.
Мы уже неоднократно указывали, что в новом человеке не может быть грека и иудея. Нельзя было привносить в него греческую философию и иудейские обычаи. В новом человеке все и во всем — Христос. Кроме того, необходимо поддерживать единство нового человека, то есть мир Христов.
Мы должны позволить миру Христову быть судьёй в наших сердцах. Все стороны должны прислушаться к голосу судьи. Осознаете ли вы, что внутри вас есть судья? Послание к Колоссянам ясно показывает, что мир Христов — это наш внутренний судья. Этот судья должен уладить все споры внутри нас. Предположим, кому-нибудь из китайских братьев захотелось сходить в Чайна-таун. Так они и поступили, но вместо мира они испытывают внутреннее несогласие. Следовательно, этим братьям нужно прислушаться к судье, к миру Христову, который председательствует в них. Каждый раз, когда мы чувствуем, что в нашем существе спорят или ругаются разные стороны, мы должны дать возможность миру Христову председательствовать в нас и позволить этому миру, который есть единство нового человека, править внутри нас. Пусть этот мир, это единство скажет последнее слово.
IV. Позволить слову Христову обитать в нас
В стихе 16 Павел продолжает: «Пусть слово Христово богато обитает в вас во всей мудрости: учите и вразумляйте друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, благодатью пойте в сердцах своих Богу». Слово Христово — это слово, которое говорит Христос. В Своём новозаветном домостроительстве Бог говорит в Сыне, а Сын говорит не только Своими собственными устами в Евангелиях, но и через Своих членов — апостолов и пророков — в Деяниях, в Посланиях и в Откровении. Все это говорение можно считать Его словом.
В этом отрывке наполнение духовной жизни, которая изливается в восхвалении и пении, связано со словом, а в параллельном отрывке, Эф. 5:18-20, наполнение духовной жизни связано с Духом. Отсюда видно, что слово — это Дух (Ин. 6:63Б). Нормальная христианская жизнь должна быть жизнью, наполненной словом, чтобы Дух вырывался из верующих в виде восхвалений и хвалебных песен.
Центром Послания к Колоссянам является Христос как наша Глава и жизнь. Он осуществляет Своё главенство и преподносит нам Своё богатство посредством Своего слова. Поэтому здесь акцент делается на слове Христовом. Тема Послания к Эфесянам — церковь как Тело Христово. Чтобы жить нормальной церковной жизнью, нам нужно наполняться в духе ко всей полноте Божьей, поэтому там акцент делается на Духе. В Послании к Эфесянам неоднократно подчёркивается как Святой Дух, так и наш дух; даже слово там рассматривается как Дух (Эф. 6:17). В Послании к Колоссянам же Святой Дух упоминается только один раз (1:8), и один раз упоминается человеческий дух (2:5). В Послании к Эфесянам слово предназначено для того, чтобы смывать нашу природную жизнь (5:26) и бороться с врагом (6:17), а в этой книге слово предназначено для того, чтобы раскрывать Христа (1:25-27) в Его первенстве, центральности и универсальности.
Как мы уже сказали, в Послании к Эфесянам акцент делается на Духе, а в Послании к Колоссянам — на слове. В Послании к Эфесянам главное — как мы живём, а в Послании к Колоссянам главное — откровение о Христе. В Послании к Колоссянам главная цель Павла — преподнести откровение о Христе к познанию. Для этого нам необходимо слово Христово.
Слово Христово включает в себя весь Новый Завет. Нам нужно наполниться этим словом. Иначе говоря, нам нужно позволить слову Христову обитать в нас, вселиться в нас, устроить себе в нас дом. Греческое слово, переведённое как «обитает», означает «находиться в доме», «населять». Слово Господа должно получить достаточно места в нас, чтобы действовать и раздавать богатство Христово в наше внутреннее существо. Более того, слово Христово должно обитать в нас богато. Богатство Христово (Эф. 3:8) заключено в слове Христовом. Когда это богатое слово обитает в нас, оно должно обитать в нас богато. Слову Христову ничто не должно мешать в нас. Нельзя просто принять его и затем запереть его в какой-то маленькой части своего существа. Нет, ничто не должно мешать ему действовать в нас. Тогда слово будет обитать в нас и устроит в нас свой дом.
Мне очень нравится, как Павел пишет. Он делает акцент, с одной стороны, на мире Христовом, а с другой стороны — на слове Христовом. Кто-то среди нас, возможно, думает, что если дух у нас живой, значит, все в порядке. Возможно, вы раньше не понимали, что мир Христов должен быть судьёй внутри вас, а слово Христово должно устроить себе дом в вашем сердце. Если мы позволим миру Христову работать в нас, а слову Христову — обитать в нас, мы будем такими, какими должны быть христиане. На смену нашим предпочтениям придёт судейство Христа. Наши мнения, представления, мысли и оценки сменятся словом Христа.
Некоторые святые любят Библию и читают её каждый день. Однако в жизни в них движется не слово Христово, а их собственные представления, мнения и философия. Они изучают Библию, но они не дают слову Христову обитать в них. Они не позволяют ему двигаться, действовать и существовать в них. В результате господствует в их существе не слово Христово, а их собственная философия. Они читают Библию, но Божье слово остаётся вне их. Очень важно позволить слову Христову войти в нас, вселиться в нас и вытеснить наши представления, мнения и философские воззрения. Нам нужно молиться: «Господь Иисус, я готов отбросить свои представления. Я хочу, чтобы Твоё слово заняло меня. Я готов забыть своё мнение и философию. Я хочу, чтобы Твоё слово господствовало во мне. Я не хочу, чтобы во мне продолжали господствовать мои представления».
Слово Христово неотделимо от Его судейства. Судья решает разногласия тем, что говорит своё слово. Нам нужно принести нашу тяжбу судье и выслушать его слово. Иначе говоря, нам нужно позволить миру Христову быть судьёй в нас, а слову Христову — обитать в нас. Тогда мы наполнимся пением и благодарением.
Согласно стиху 16, когда слово Христово будет богато обитать в нас, мы будем учить и вразумлять друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, благодатью поя в своих сердцах Богу. И научение, и вразумление, и пение связаны с глаголом «обитать». Следовательно, если мы хотим, чтобы слово Господа богато обитало в нас, нужно учить, вразумлять и петь. Учить и вразумлять нужно не только словами, но также псалмами, гимнами и духовными песнями.
V. Все делайте в имени Господа Иисуса
В стихе 17 Павел говорит: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте в имени Господа Иисуса, благодаря Бога Отца через Него». Имя обозначает личность. Личность Господа — это Дух (2 Кор. 3:17А). Делать что-то в имени Господа — значит действовать в Духе, то есть жить Христа.
Мы увидели, что, будучи новым человеком, мы едины со Христом и должны жить в единении со Христом. Чтобы так жить, нужно позволить миру Христову быть судьёй внутри нас. Этот мир должен говорить последнее слово и принимать окончательное решение. Позволяя миру Христову распоряжаться внутри нас, мы должны одновременно позволять слову Христову обитать в нас и свободно работать внутри нас. Если мир Христов будет судьёй внутри нас, а слово Христово будет обитать в нас, мы будем жить надлежащей повседневной жизнью, описанной в 3:18—4:1. Мы будем хорошими мужьями, жёнами, родителями, детьми, рабами и господами. Сегодня нам нужно жить в единении со Христом, руководствоваться миром Христовым и позволять слову Христову обитать в нас.