Тексты Писания: Кол. 3:1-4; Рим. 8:30, Рим. 8:19, Рим. 8:21; Флп. 3:21
В начале этого сообщения я хотел бы сказать ещё несколько слов о пути креста. Для этого я попросил бы вас обратиться к диаграмме, изображённой на последней странице данного сообщения.
В вечности в прошлом существовал только Бог. Затем, во времени, Он сотворил все. В определённый момент этот творящий Бог, Творец всего, стал человеком. Этот важный шаг называется воплощением. Посредством воплощения Бог облёкся в человека, а также во все творение, поскольку человек является главой творения. Господь Иисус, Бог во плоти, прожил на земле тридцать три с половиной года. Когда Он был распят, все творение было распято вместе с Ним. Отсюда видно, что на крест взошёл не только Христос; сам человек, после того как Бог облёкся в него и во все творение, взошёл на крест вместе с Богом. Таким образом, смерть Христа на кресте была всеобъемлющим распятием. После Своего распятия Христос был похоронен в гробнице. Человек и творение, которые были распяты со Христом, тоже были похоронены в этой гробнице. Через три дня Христос восстал из мёртвых в Своём воскресении. Посредством воскресения и в воскресении Он стал животворящим Духом. Более того, в Своём вознесении на третье небо Он был увенчан и стал Главой и Господом над всем. Затем Он сошёл на Своё Тело как всеобъемлющий Дух.
Поскольку Бог после завершения работы творения прошёл через воплощение, человеческую жизнь, распятие, воскресение, вознесение и сошествие, Его можно назвать приготовленным Богом. На диаграмме изображён процесс, через который Он прошёл. Посредством воплощения, распятия и воскресения Он стал животворящим Духом. После того как Он вознёсся на третье небо, где Он воссел на престол, был увенчан и сделан Главой и Господом всего, Он сошёл на церковь, на Своё Тело. В Своём сошествии Он является животворящим Духом. Этот всеобъемлющий Дух сошёл на Божьих избранных, из которых состоит церковь.
Когда Христос воплотился и родился в яслях в Вифлееме, Он облёкся в человечество. Это человечество включало в себя нас, а также все творение. Таким образом, ещё до того, как мы родились, Христос уже облёкся в нас. Когда Христос проходил через человеческую жизнь, мы проходили через неё вместе с Ним. Затем, когда Он взошёл на крест и был распят, мы были распяты с Ним. После этого мы были похоронены с Ним в гробнице. По сути, там было похоронено все творение. Вот почему гробница Христа была всеобъемлющей гробницей. Также мы воскресли и вознеслись со Христом. Теперь, в то самое время, когда мы участвуем в церковной жизни, мы сидим с Ним на небесах. С одной стороны, мы находимся в церкви на земле; с другой стороны, мы находимся во Христе на небесах. Между небесами и церковью происходит интенсивное сообщение, скорость которого превышает скорость света. На самом деле, говорить о подобном сообщении — значит смотреть на вещи с человеческой точки зрения. С точки зрения Бога, небеса и церковь представляют собой единое целое. Поэтому быть в церкви — значит быть на небесах.
Следует также отметить, что всеобъемлющий Дух является реальностью составного мира, о котором говорится в Исх. 30. Будучи составным миром, Дух содержит в себе уже не только Дух Божий, прообразом которого служит оливковое масло, но и различные аспекты смерти и воскресения Христа, показанные в прообразах благовоний. После того как оливковое масло смешивалось с благовониями, масло превращалось в состав, в миро. Раньше оливковое масло состояло из одного вещества, из одного элемента. Но после того как его смешали с благовониями, к нему добавились новые элементы. Миро, полученное в результате добавления четырёх благовоний в оливковое масло, символизирует всеобъемлющего Духа.
В вечности в прошлом Дух Божий содержал только один элемент, а именно элемент божественности. Однако при воплощении Христа Бог облёкся в человечество. За тридцать три с половиной года человеческой жизни Христа на земле к божественному элементу добавилось ещё кое-что. Кроме того, в результате Его распятия к Нему добавился элемент Его всеобъемлющей действенной смерти. То же самое можно сказать и о Его воскресении. По мере того как Христос совершал эти важные шаги, Бог проходил процесс приготовления, в Его состав добавлялось человечество. Как в прообразе в оливковое масло добавлялись благовония, так и в Дух Божий были добавлены действенность и сладость смерти Христа, а также действенность и сила Его воскресения. Поэтому теперь наш Бог — это приготовленный Бог, который сходит как всеобъемлющий Дух на Своих избранников и входит в них, чтобы сделать их церковью.
Согласно Новому Завету, у Христа было два рождения. Первое рождение произошло при Его воплощении, второе — в Его воскресении. Церковь возникла в результате Христова воскресения. В Своём втором рождении первородный Сын Божий родился вместе со всеми Своими братьями, которые являются членами Его Тела, церкви. Таким образом, церковь родилась в воскресении, то есть во втором рождении Христа. Сейчас церковь продолжает существовать во всеобъемлющем Духе.
В предыдущем сообщении мы сказали, что в Божьем домостроительстве есть только одна Личность, Христос, и только один путь, крест. Наша диаграмма, по сути, изображает эту одну Личность и этот один путь. Для таких вещей, как гностицизм и аскетизм, здесь нет места. Учения Платона, Сократа и Конфуция, а также правила аскетизма находятся вне Христа и за пределами пути креста. Все религии, включая иудаизм и христианство, находятся за пределами той линии, которая изображена на диаграмме. Но мы в Господнем восстановлении возвращаемся к одной Личности и одному пути. Нам всем нужно вернуться от всевозможных «измов», философий и правил к этой единственной линии, ко Христу и кресту. Сегодня и Христос, и крест находятся во всеобъемлющем Духе. Поэтому вернуться ко Христу и кресту — значит вернуться к всеобъемлющему животворящему Духу.
В наших повседневных христианских переживаниях нам нужно знать разницу между следованием аскетизму и следованием пути креста. Идти по пути креста ни в коем случае не означает заставлять себя мучаться тем или иным образом. Некоторые святые могут сказать, что переживать крест — значит, используя веру, применять то, что Христос совершил на Голгофе, к нашей ситуации. Но даже это может быть аскетизмом в скрытой форме. После того как я стал христианином, первые годы мне нравилась книга «О подражании Христу». В конечном итоге я обнаружил, что многое из того, что предлагается в этой книге, на самом деле является аскетизмом.
Если мы хотим применять крест к нашей ситуации, нам нужно соприкасаться со всеобъемлющим Духом. Действенность смерти Христа заключена в этом Духе, как действенность лекарства заключена в таблетке. Когда человек принимает таблетку, он ощущает действенность данного лекарства. Сегодня всеобъемлющий Дух представляет собой всеобъемлющую таблетку. В этой таблетке заключены действенность смерти Христа и сила Его воскресения. Кроме того, во всеобъемлющем Духе также содержится воскрешенное и возвышенное человечество Христа.
В Новом Завете всеобъемлющий Дух называется просто «Дух», как если бы речь шла о чем-то уникальном. В Ин. 7:39 говорится, что Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен. Это означает, что в Дух Божий ещё не были добавлены те необходимые компоненты, которые делают его «Духом», то есть всеобъемлющим Духом. Однако когда Иисус был прославлен, процесс составления завершился, и появился Дух. Сегодня на нас сходит именно этот Дух; именно Он входит в нас, чтобы обитать в нашем духе. В этом Духе мы имеем действенность смерти Христа.
Если мы хотим применять крест Христа, нужно открываться Духу, соприкасаться с Духом и позволять Духу свободно действовать в нас. Тогда Дух будет естественно применять к нам действенность смерти Христа. Вот что значит применять смерть Христа. Более того, когда мы откроемся Духу и позволим Ему применить смерть Христа к нашей ситуации, это переживание смерти Христа принесёт нам Христа в воскресении. Таким образом, переживая смерть Христа, мы переживаем и Его воскресение. Чем больше мы это переживаем, тем больше мы способны сказать вместе с Павлом: «Для меня жить — это Христос» (Флп. 1:21).
Под влиянием традиций мы зачастую используем правильные термины неправильно. Сами термины правильны, но понимаем мы их ошибочно. Один из таких терминов — «крест». Когда мы говорим, что применяем крест к нашей ситуации, нам нужно правильно понимать, что это значит. Нам нужно понимать, что действенность смерти Христа заключена во всеобъемлющем Духе. Реальность креста Христова заключена в Духе. Поэтому если мы откроемся Духу и позволим Ему свободно двигаться в нас, Он потечёт внутри нас. Это внутреннее течение принесёт нам действенность смерти Христа. Более того, это применение смерти Христа принесёт нам Христа в воскресении. Тогда мы, как умершие со Христом, будем жить с Ним в воскресении. Именно в этот момент Христос на деле становится нашей жизнью. Мы умерли со Христом на кресте, и мы были воскрешены со Христом. Теперь, в воскресении, у нас есть Христос как наша жизнь. Если мы подольше поизучаем диаграмму, нам будет легче понять, каким образом мы обладаем Христом как нашей жизнью.
В 3:1 Павел говорит: «Итак, если вы воскресли вместе со Христом, то ищите того, что наверху, где пребывает Христос, сидя по правую руку от Бога». Слово «воскресли» указывает здесь на аспект воскресения в крещении, полную противоположность аскетизму. Мы были воскрешены вместе со Христом. Теперь мы находимся там же, где Христос; мы сидим на небесах. Поэтому мы не должны заниматься на земле тем, что делают аскеты. Мы должны искать того, что на небесах.
Мы не должны жить началами мира — мы должны жить Христом на небесах. Умерев со Христом для земного, особенно для всего, что связано с аскетизмом, крестившись в Его смерть (Рим. 6:3) и воскреснув вместе со Христом, мы должны жить на небесах. Но как это сделать? Диаграмма поможет нам ответить и на этот вопрос. На диаграмме мы видим, что небеса соединены с церковью; поэтому жить на небесах — значит просто жить в церкви, так как церковь и небеса составляют единое целое. Вот почему в церкви не должно быть никаких начал мира. Сегодня быть в церкви — значит быть на небесах, а быть на небесах — значит быть в церкви. В нашей христианской жизни церковь и небеса — это одно целое. Участвуя в церковной жизни, я чувствую, что я на небесах. Многие христиане говорят о том, как они отправятся на небо в будущем, но мы находимся на небесах каждый день. О, сегодня церковь находится на небесах! Здесь, в этой небесной сфере, нет места началам мира.
В 3:3 Павел продолжает: «...ибо вы умерли и ваша жизнь скрыта со Христом в Боге». Поскольку наша жизнь (не природная, а духовная жизнь, т. е. Христос) скрыта со Христом в Боге, который на небесах, мы уже не должны беспокоиться о том, что на земле. Сферой, в которой мы живём, должен быть Бог на небесах. Со Христом мы должны жить в Боге.
В стихе 4 Павел продолжает: «Когда будет явлен Христос, жизнь наша, тогда и вы будете явлены с Ним во славе». Наша жизнь — не в нашем «я» и не в нашей душе, а в Боге, во Христе. Сейчас эта жизнь скрыта, но она будет явлена. Тогда вместе с этой жизнью будем явлены и мы во славе.
Многие христиане читают 3:3 и не задумываются над тем смыслом, который заложен в этом стихе. Что значит, что наша жизнь скрыта со Христом в Боге? Объяснить это непросто, но диаграмма поможет нам понять кое-что. В результате показанного на диаграмме процесса Бог, человек, небеса и церковь соединились. Я понимаю, что некоторые знатоки Библии не согласятся с тем, что Бог, человек, небеса и церковь соединились. В данном вопросе нам нужно все богатство полной убеждённости понимания. Глядя на диаграмму, сначала мы можем сказать, что мы в Боге. Бог был приготовлен, и поэтому мы, верующие во Христа, находимся теперь в Боге. Также мы находимся на небесах и в церкви. Быть в Боге — значит быть на небесах, а быть на небесах — значит быть в церкви. Можно также сказать, что быть в церкви — значит быть на небесах, а быть на небесах — значит быть в Боге. Слава Господу за то, что мы в Боге, на небесах и в церкви. Если мы поймём это, понимание того, что наша жизнь скрыта со Христом в Боге, само придёт к нам. Мы со Христом, и нас невозможно отделить от Него. В Боге мы со Христом, на небесах мы со Христом, и в церкви мы со Христом. Мы умерли со Христом, мы воскресли со Христом, и мы скрыты в Боге со Христом. Все это стало возможным благодаря тому, что мы стали одним целым со Христом. Теперь для нас жить — Христос.
Более того, в 1 Кор. 12:12 говорится, что Христос — это Тело. Поскольку Тело Христово — это мы, верующие, это указывает на наше единство со Христом. Мы поистине со Христом. Где Христос, там и мы. Со Христом наша жизнь скрыта в Боге.
В Боге и по правую руку от Бога
В стихах 1, 3 есть один момент, который заслуживает нашего внимания. В стихе 1 говорится, что Христос по правую руку от Бога, но, согласно стиху 3, Христос в Боге. Так где же Христос: по правую руку от Бога или в Боге? Интересно, как ответили бы на этот вопрос те, кто специализируется на аналитическом богословии? Здесь сколько ни анализируй, разум наш слишком ограничен, чтобы это понять. Триединый Бог безграничен, Он выходит далеко за рамки нашего понимания. Не пытайтесь понять Его своим ограниченным умом. Христос одновременно по правую руку от Бога и в Боге. Просто мы со своим ограниченным разумом не в силах совместить эти два факта.
В подобных вопросах мы не следуем традиционным учениям так называемой «исторической церкви»; мы следуем чистому Слову Божьему. Многие верующие претендуют на знание Библии, а на самом деле в своём понимании Писаний они ослеплены традиционными учениями, олицетворением которых являются символы веры, например, Никейский символ веры. Мы, как уже было сказано, следуем чистому и полному Слову Божьему. Согласно Библии, Христос — по правую руку от Бога, и в то же время Он скрыт в Боге. Возможно, мы не в состоянии увязать эти два положения, но мы верим в них, потому что так сказано в Библии.
Скрыты со Христом и явлены с Ним
Мне нравится слово «скрыта» в 3:3. Сегодня наша жизнь скрыта со Христом в Боге, но однажды Христос будет явлен, и мы будем явлены вместе с Ним во славе. В будущем мы будем явлены вместе со Христом, но сейчас мы должны быть скрытыми. Поэтому нам не следует себя афишировать.
Я заново глубоко ощутил важность скрытой жизни, когда работал над биографией брата Ни. Эта книга закончена, но пока что я не получил от Господа ответа, хочет ли Он, чтобы она была опубликована. Моя нерешительность объясняется тем, что очень сложно напечатать биографию человека, не выставив его при этом напоказ. Это как бы противоречит принципу скрытой жизни. Сегодня жизнь христианина должна быть скрытой.
В настоящее время даже Христос скрыт. Задумайтесь над тем, с какой критикой, враждебностью и нападками Ему приходится сталкиваться. Люди бунтуют против Него до такой степени, что уже почти кажется, что Его не существует. Христос страдает от подобных нападок и бунтов, но Он продолжает молчать, оставаясь скрытым.
В христианстве это не принято, но наша жизнь не должна выставляться напоказ. Мы должны делать много того, о чем другие не знают. Наша христианская жизнь должна быть скрытой жизнью, жизнью, которая скрыта со Христом в Боге. Наша церковная жизнь тоже должна быть скрыта в Боге и на небесах. В сегодняшнем христианстве принято афишировать людей и их работу и тем самым добиваться популярности. Мягко говоря, такие методы можно назвать вавилонскими. Церковная жизнь — это жизнь, скрытая со Христом в Боге и на небесах. Если мы скрыты, мы со Христом в Боге, на небесах и в церкви. Но стоит начать афишировать и рекламировать себя, и мы оказываемся вне Христа и без Него. Когда явится Христос, тогда и мы явимся вместе с Ним. Вот тогда наступит время нашего явления со Христом, а сейчас для нас время оставаться скрытыми и страдать.
Согласно Рим. 8, однажды мы будем прославлены со Христом. В Рим. 8:19 говорится, что «творение, напряжённо всматриваясь, ожидает откровения сыновей Божьих», когда оно «будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих» (ст. 21). Что за чудесный день это будет, когда мы явимся с нашим Христом во славе! Тогда даже наше уничижённое тело преобразится в прославленное тело. Но в ожидании этого чудесного дня мы должны оставаться скрытыми со Христом в Боге, на небесах и в церкви.