Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания к филиппийцам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 28

Превосходные свойства христианской жизни

(2)

  Тексты Писания: Флп. 4:5-9

  В предыдущем сообщении мы начали рассматривать некоторые превосходные свойства христианской жизни. Мы отметили, что в 4:5-9 показано выражение жизни, живущей Христа. Из стихов 5 и 6 мы увидели, что такая жизнь проявляет снисходительность и лишена забот и беспокойств. В этом сообщении, которое продолжает предыдущее, мы перейдём к рассмотрению шести направляющих аспектов жизни, живущей Христа.

ІІІ. Наконец

  Павел даёт нам эти направляющие аспекты в стихе 8: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».

А. Что истинно

  Первым направляющим аспектом жизни, живущей Христа, является то, «что истинно». Слово «истинно» здесь означает то, что истинно с точки зрения нравственности, а не просто соответствует фактам. В выражении жизни, живущей Христа, не может быть фальши, лжи. Всё, что мы делаем или говорим, должно быть правдивым, истинным. Никто из тех, кто живёт Христа, не должен делать ничего ложного. Жизнь, являющаяся выражением Христа, — это правдивая, истинная жизнь.

Б. Что честно

  Второй аспект — «что честно». Греческое слово, переведённое как «честно», означает почётно, достойно, благородно, уважаемо (1 Тим. 3:8, 11; Тит. 2:2), оно содержит в себе мысль о достоинстве, которое внушает и вызывает почтение. Жизнь, живущая Христа, будет почётной, благородной, почтенной, солидной, весомой и достойной.

  Не следует думать, что только пожилые люди должны быть солидными. У всех молодых людей тоже должно быть достоинство, даже если они ещё подростки. Даже у молодого брата, который ещё учится в школе, должно быть чувство достоинства, так как внутри него есть Бог. Он — сосуд, содержащий Бога как свою ценность, вес и достоинство.

  Иметь достоинство — не значит вести себя с важностью; это значит жить Бога. Шкатулка, в которой лежит бриллиант, обладает достоинством не потому, что она хороша сама по себе, а потому, что в ней лежит бриллиант. Достоинство шкатулке придаёт бриллиант. Так же и мы являемся сосудом, содержащим Христа. Если мы будем жить Его, у нас появится истинное достоинство. Люди, увидев в нас такое достоинство, будут глубоко уважать нас. Достоинство, которое подразумевается в греческом слове, переведённом как «честно», всегда внушает глубокое уважение. Такое достоинство — второй направляющий аспект выражения жизни, живущей Христа.

В. Что справедливо

  В стихе 8 Павел также говорит о том «что справедливо». Здесь речь идёт о том, что правильно (а не справедливо) перед Богом и человеком. Делать то, что правильно, — ещё один направляющий аспект, связанный с житием Христа.

Г. Что чисто

  Слово «чисто» в выражении «что чисто» значит прямо, честно, недвусмысленно с точки зрения намерений и действий, без какой-либо смеси. Быть чистым, в этом смысле, — значит не притворяться. Чистота также является направляющим аспектом жизни, живущей Христа.

Д. Что любезно

  Ещё одним руководящим аспектом такой жизни является то, «что любезно». Слово «любезно» значит мило, приятно, что внушает любовь.

Е. Что достославно

  Затем Павел упоминает то, «что достославно». Это слово означает то, что пользуется доброй славой, внушает расположение, привлекает, очаровывает. Греческое слово означает «благозвучно».

  В стихе 8 Павел не упоминает доброту, терпение или святость. Вместо этого он упоминает шесть составляющих, которые являются направляющими аспектами жизни, живущей Христа. Если мы живём Христа, безусловно, у нас будет жизнь, выражающая все эти аспекты. В нашем житии не будет фальши, небрежности, легкомыслия. Вместо этого наше житие будет почётным, чистым, правильным, любезным и достославным. Из многих-многих христианских добродетелей Павел выбрал эти шесть в качестве направляющих.

  Здесь я хочу отметить, что все человеческие добродетели были сотворены Богом. Согласно Книге Бытия 1:26, мы были созданы по образу Божьему. Наши человеческие добродетели — это сосуд, созданный для того, чтобы содержать божественные добродетели, точно так же как перчатка сделана по образу руки, чтобы содержать руку. Библия раскрывает, что образ Бога — Христос (Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4). Следовательно, если человек был создан по образу Бога, значит он был создан по образу Христа. Человек был сотворён по Христу, чтобы содержать Христа и выражать Его. Перчатка создаётся по образу руки, чтобы содержать руку. Точно так же человек был задуман Богом, чтобы нести образ Христа. Когда Христос входит в человека, человек становится сосудом, содержащим Христа.

  В Послании к Римлянам 9 говорится, что мы — сосуды для содержания славы Божьей. Слава Божья означает выражение Бога, и это выражение есть Христос. Такие человеческие добродетели как правдивость, достоинство, чистота и любезность являются аспектами человека как сосуда для содержания Христа как реальности.

  На основании слов Павла «для меня жизнь — Христос» (1:21) мы можем по праву сказать, что добродетели в 4:8 являются аспектами выражения жизни, живущей Христа. Поскольку сам Павел жил Христа, конечно, он не стал бы призывать святых жить что-то, кроме Христа. Поэтому добродетели, которые он упоминает в 4:8, несомненно, являются выражением реальности, которую жил и Павел, и другие святые. Эта реальность — Сам Христос.

  Более того, во второй главе мы видим Христа как образец, а в третьей главе — стремление к Христу с намерением обрести Его. Чтобы обрести Христа, Павел почёл всё за сор. Как же он мог превозносить человеческие добродетели в четвёртой главе? Это ещё одно указание на то, что добродетели в этой главе не что-то отделённое от Самого Христа. Напротив, эти добродетели — выражение Христа, которого живут верующие.

  Если мы внимательно рассмотрим добродетели, перечисленные в 4:8, нам придётся признать, что сами по себе мы не можем жить такой жизнью. Нравственные учения Конфуция очень высоки, но они ниже наставлений Павла в Послании к Филиппийцам. Я изучал труд Конфуция «Высшая учёность», но он не сравним с добродетелями, которые перечисляет Павел. Сами по себе мы, безусловно, не можем иметь жизнь с таким выражением. Поэтому мы должны перейти к 4:13, где Павел говорит: «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Все добродетели в 4:8 — это выражение Самого Христа, в котором Павел мог всё. На основании всего контекста Послания к Филиппийцам мы можем сказать, что шесть добродетелей в 4:8 являются выражением жития Христа. Это не просто человеческие добродетели, которые можно развить, как тому учил Конфуций. Эти добродетели — выражение самого Христа, которого мы живём.

Ж. Что только добродетель и похвала

  В конце 4:8 Павел изменяет построение своей фразы и говорит: «Что только добродетель и похвала [или: если есть какая добродетель и похвала — греч.]». Греческое слово, переведённое как «добродетель», здесь значит «доблесть», то есть нравственная энергия, проявляющаяся в выдающихся поступках. «Похвала» здесь — это нечто, достойное похвалы, что сопровождает добродетель. Первые шесть качеств входят в категорию «что»; последние два — в категорию «что только», или «если есть какая» (греч.). Из этого следует, что последние два качества обобщают первые шесть качеств, в каждом из которых есть какая-то добродетель или доблесть и что-то, достойное похвалы.

  Добродетель и похвала — это не два дополнительных аспекта, но смысл шести уже упомянутых аспектов. Добродетель — это общий термин, а не особый аспект. Существуют такие добродетели как истинность, достоинство, чистота, любезность, справедливость и достославность. Тот же принцип относится к похвале: во всех шести аспектах христианской жизни есть что-то, достойное похвалы.

  Как превосходно выражение жизни, живущей Христа! Шесть аспектов в стихе 8, конечно, являются превосходными свойствами христианской жизни. Превосходно быть истинным, уважаемым, праведным, чистым, любезным и достославным. В каждом из этих превосходных аспектов есть какая-то добродетель и что-то, достойное похвалы. Нам следует «о том помышлять», то есть мы должны думать об этих аспектах, размышлять над ними, рассматривать их.

ІV. Чему научились, что приняли, слышали и видели в апостоле

  В стихе 9 Павел делает вывод: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте». Верующие должны не только помышлять о том, что упомянуто в стихе 8, они должны также исполнять то, чему научились, что приняли, услышали и увидели в апостоле. Безусловно, Павел жил, выражая все аспекты, перечисленные в стихе 8. Поэтому верующие научились у него, приняли от него и услышали от него и увидели что-то в нём. По этой причине Павел повелел им вслед за ним исполнять всё это.

  Стих 9 завершается словами: «И Бог мира будет с вами». Это и благословение, и обещание. Бог мира — источник всего, что упомянуто в стихах 8 и 9. Через общение с Ним и Его присутствие с нами все эти добродетели проявятся в нашей жизни.

  В стихе 7 Павел говорит о мире Божьем, а в стихе 9 — о Боге мира. Сначала он говорит, что мир Божий будет стоять на страже наших сердец и помышлений, а потом — что Сам Бог мира будет с нами. В действительности мир Божий и Бог мира едины. Когда Бог с нами, мир тоже с нами. Подлинный мир, которым мы наслаждаемся, — это Сам Бог. Наслаждаться Богом мира мы можем, молясь для общения с Ним.

  Без этих стихов в Послании к Филиппийцам 4 о выражении жизни, живущей Христа, мы не знали бы, какова эта жизнь. Образец такой жизни был установлен Господом Иисусом в течение тех лет, что Он жил на земле. Если вы внимательно прочитаете четыре Евангелия, вы увидите, что Господь жил жизнью совершенно вне религии, культуры и философии. Кроме Господа Иисуса не было другого человека, чья жизнь была бы столь чистой и свободной от влияния религии, культуры и философии. В Своём житии Господь был полностью захвачен Отцом. Он ни в чём не был занят элементами религии, культуры, философии, привычек, обычаев, традиций. В Его душе — в Его разуме, чувствах и воле — не было места для религии, культуры и философии. Всем Его внутренним существом владел Бог Отец. Поэтому Господь мог жить жизнью, свободной от всего, что связано с религией, культурой и философией. Его жизнь была полным выражением божественной жизни. По этой причине Он мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), а также: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). В Своей жизни на земле Господь Иисус жил Отца и выражал Его.

  Я призываю вас перечитать четыре Евангелия в этом свете. В них говорится о жизни, житии Господа Иисуса, которое было занято исключительно Богом Отцом. Когда говорил Господь Иисус, Он изрекал Бога Отца. Всё, что делал Господь Иисус, было выражением конкретных качеств Отца. Господь никогда не выражал ничего, связанного с религией, культурой или философией. Он не выражал привычек, обычаев и традиций. Наоборот, Он был занят Отцом, жил Отца и выражал Отца.

  Жизнь Господа Иисуса установила для нас образец. Если мы будем жить согласно этому образцу, мы почтём тщетой, даже сором, всё религиозное, культурное и философское. Более того, мы почтём тщетой то, что относится к привычкам, обычаям и традициям, чтобы Христос занял нас полностью. Тогда всем, что мы будем выражать своей жизнью, будет Христос и только Христос.

  Много лет тому назад я, как и многие другие христиане, считал Послание к Филиппийцам 4:5-9 просто увещеванием об этике и поведении. Я слышал много проповедей по этим стихам, которые трактовали их с этической точки зрения. Даже неверующие цитируют слова Павла с одобрением. Слова Павла, безусловно, замечательны, они гораздо лучше всего, что сказал Конфуций или Сократ. Но даже в молодости меня что-то беспокоило, когда эти стихи цитировали применительно к этике или принципам поведения. И только много лет спустя я обрёл надлежащее понимание этих стихов.

  Однажды Господь указал мне, что в 4:5-9 находится не что иное, как выражение жизни, живущей Христа. Согласно контексту всего Послания к Филиппийцам, эти стихи нужно толковать именно так. Как мы указали, в 1:21 Павел говорит: «Жизнь — Христос». Во второй главе он представляет Христа как наш образец. Затем из третьей главы мы видим, что должны почесть всё тщетой и сором, чтобы достичь цели и обрести Христа в высшей степени. В конце Послания Павел свидетельствует, что может всё в Том, кто укрепляет его. Между словом о стремлении к Христу и словом об укреплении Христом Павел указывает, что у нас должно быть житие, выражающее Христа. Безусловно, это выражение должно быть не просто выражением человеческой этики и морали. Наоборот, оно должно быть выражением самого Христа, которого мы выражаем своей жизнью.

  Представьте, что у нас есть какая-то снисходительность, молитва, чтобы справиться с беспокойством, а также шесть удивительных человеческих добродетелей, упомянутых в стихе 9, но у нас внутри нет Христа. В таком случае мы всё равно пусты и у нас совершенно нет реальности.

  Конечно, было бы нелогичным, если бы Павел, столько сказав о переживании Христа, в четвёртой главе упомянул бы человеческие добродетели исключительно с точки зрения этики. Превосходные свойства христианской жизни, приведённые в этих стихах, — это, несомненно, больше, чем человеческие природные качества: это само выражение Христа, живущего в нас.

  Как мы сказали, эти превосходные свойства можно сравнить с перчаткой, выражающей руку, а Христа — с рукой, которая входит в эту перчатку как её содержание. Человеческие добродетели были сотворены Богом как «перчатка», чтобы содержать божественные качества как реальность. Иными словами, человеческие добродетели — это сосуд для содержания Христа как божественного содержимого. У нас есть такие добродетели как снисходительность, истинность и достоинство. Но это тени, а не реальность; это сосуды, или контейнеры, а не содержимое. Божественная снисходительность, истинность и достоинство являются реальностью и субстанцией человеческих снисходительности, истинности и достоинства. Наши добродетели — пустой сосуд, пустая перчатка до тех пор, пока Христос не войдёт в нас и не займёт все части нашего существа. После того как Христос займёт нас внутренне, заполнив все части нашего внутреннего существа, «перчатка» заполнится живой «рукой». Перчатка без руки пуста и безжизненна. В перчатке нет ничего живого; нет даже видимости жизни. Но когда в перчатку входит рука, перчатка, оставаясь перчаткой, начинает содержать в себе что-то живое. После того как рука входит в перчатку, у перчатки появляется выражение чего-то живого. В принципе, то же можно сказать и о наших добродетелях. Если наши добродетели не заняты Христом и не выражают Его, они пусты и лишены истинной жизни. Но когда их занимает живой Христос, они наполняются реальностью и становятся Его выражением.

  Важно увидеть разницу между житием, которое соответствует этическим учениям, и житием, которое является выражением Христа. Самые лучшие этические учения — это, наверное, учения Конфуция, учившего людей культивировать, развивать свои человеческие добродетели. Но Конфуций ничего не мог добавить к людям. Всё, что он мог, — это учить их развивать добродетели, которыми они уже обладали.

  Несомненно, мы, люди, сотворённые Богом, обладаем определёнными добродетелями. Самую лучшую из этих добродетелей Конфуций назвал «яркой добродетелью». Он узнал, что внутри человека есть добродетель, яркая и сияющая. Согласно его учению, высшая учёность заключается в культивировании и развитии этой яркой добродетели.

  Как это отличается от Божьего домостроительства! Домостроительство Божье состоит не в том, чтобы развивать наши добродетели, а в том, чтобы добавлять к нам Христа. Когда к нашим добродетелям добавляется Христос, они уже не пусты, они наполнены Христом как своим содержимым и реальностью. Мы ещё раз подчёркиваем, что человеческие добродетели — это сосуд, контейнер для выражения Христа как реального содержимого.

  Рассказывая обо всём этом, я особенно забочусь о молодёжи. Молодые люди не осознают, насколько они благословлены, что слышат такие слова о христианской жизни. Более пятидесяти лет тому назад многие из нас искренне стремились к Господу, но у нас не было возможности услышать слова, которые вы слышите сегодня. Будь у нас такая возможность, мы бы заплатили любую цену за такие слова. Но проходили годы, а я собирал почти одну только шелуху. Молодые люди, как же вы благословлены! Даже знание термина «органический союз» — это благословение. В молодости я не знал о христианской жизни ничего органического.

  Как удивительно осознавать, что в 4:5-9 показано ясное выражение жизни, живущей Христа! В этой картине мы видим, что нам нужна снисходительность, а также противоядие против забот и беспокойств. Кроме того, нам нужны шесть направляющих аспектов жизни, живущей Христа. Поистине изумительно видеть всё это! Надеюсь, что многие из нас, особенно молодежь, будут молиться об этих вопросах, молитвенно читать соответствующие стихи, общаться о них и свидетельствовать о них друг другу. Здесь, в Послании к Филиппийцам, перед нами лежат огромные пространства, которые надо исследовать, и неисследимые богатства, которые надо отыскать и пережить.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках