Бог таинственен. Он совершенная тайна. Но эта тайна была раскрыта с помощью Божьего говорения. Без божественного говорения Бог остался бы навеки непознаваемым. Но наш Бог уже не таинственен. Он не тайна, а повесть. Повесть Бога целиком и полностью связана с говорением. У Бога есть история, и Его история — это говорящая повесть. Мы можем рассказать повесть Бога. Повесть Бога связана с непрерывным говорением, это говорящая история.
Сначала Бог говорил через некоторых людей, которые были избраны и движимы Им. Он говорил различными способами через Адама, Авеля, Эноса, Эноха, Ноя и Авраама. После Авраама Бог говорил через Моисея и многих других избранных людей — священников, царей и пророков. Всякий, кто говорил за Бога, будь то царь или пророк, был движим Духом Божьим. Поэтому история Бога — это история говорения.
После того как Бог говорил через стольких разных людей — высокого происхождения и низкого, образованных и необразованных, царей и пастухов, — Его говорение было ещё недостаточным. Как бы эти люди ни использовались для того, чтобы говорить за Бога, их говорение не было полным. Богу нужно было говорить Самому. Поэтому Он пришёл в личности Сына. В Евр. 1:2 сказано, что Бог говорил нам в Сыне. «Развёрнутый перевод Библии» передаёт эту фразу как «в личности Сына». Это значит, что Сам Бог говорит в личности Сына. Раньше Он говорил через пророков, теперь Он говорит в Сыне. Мы должны видеть, что Сын отличается от всех пророков. Все пророки были людьми, которых Бог использовал, чтобы они говорили за Него, но Сын — это Сам Бог говорящий. В стихе 2 сказано, что Бог говорил нам в Сыне, а в стихе 8 сказано, что Сын есть Бог. Отсюда следует, что Бог говорит в Себе Самом. На основании стиха 2 можно сделать вывод, что Бог и Сын — двое, так как там сказано, что Бог говорил в Сыне. Но из стиха 8 очевидно, что Бог и Сын — одно, потому что к Сыну обращаются: «Боже». То, что Бог говорил в Сыне, означает, что Бог говорит в Себе Самом.
В четырёх Евангелиях Сын пришёл. Он пришёл говорить Бога не только прямыми словами, но и тем, чем Он был и что Он делал. Он целиком и полностью является Божьим Словом и говорением Бога. Иногда Он говорил словами, иногда — поступками. Всё, чем Он был, и всё, что Он делал, говорило Бога. «Бога никто никогда не видел; единородный Сын, сущий в лоне Отца, — Он возвестил Его» (Ин. 1:18).
Сын есть Слово — говорение, выражение и определение Бога. Когда Сын говорит, Его слово есть Дух (Ин. 6:63). В конце концов для церквей Он является говорящим Духом. В начале каждого из семи посланий в Отк. 2 и 3 говорит Сын, но в конце каждого послания церквям говорит Дух. Бог говорит в Сыне, а когда Сын говорит церквям, Он есть говорящий Дух. Благодаря Его говорению церкви станут с Ним единым целым. В конце Откровения Дух и церковь говорят как одно (Отк. 22:17). Бог говорит в Сыне, Сын становится говорящим Духом, а говорящий Дух един с церковью, говорящей за Бога. Такова говорящая история Бога, история, которая является говорящей повестью.
Эта говорящая повесть записана в Библии. Вся Библия — это история Бога. Как мы увидели, эта история — говорящая повесть. Когда Бог сотворил всё, Он сделал это говорением. Когда Он обращался к человечеству в старозаветные времена, Он делал это, говоря в пророках. Когда Он пришёл к человечеству в новозаветном веке, Он говорил в Сыне, в Личности Сына как Своего Слова. Как Он приходит сегодня в церкви? С помощью говорения, как говорящий Дух. Говоря как Дух, Он делает Себя единым с церквями. В конце концов эта говорящая повесть будет состоять не только из Него Самого, но и из всех церквей. На одном собрании за другим церковная жизнь является говорящей повестью. Мы — говорящие люди. С помощью этого говорения Бог переливается в людей. С помощью этого говорения многие люди пропитываются и пронизываются божественным элементом. Такова церковная жизнь. Таково Божье говорение.
Послание к евреям — книга Божьего говорения. Суть Послания к евреям — Божье говорение в Сыне. Бог говорит в Сыне, Сын говорит как Дух церквям, и в конечном итоге Дух говорит с церковью. Только благодаря этой говорящей повести Бог приносится в человека, а человек приносится в Бога. Бог и человек, человек и Бог становятся единым целым. Такова чудесная церковная жизнь.
Теперь мы готовы перейти к рассмотрению Сына. Первая глава Послания к евреям раскрывает две основные вещи о Сыне — Его личность и Его работу.
Автор Послания к евреям, находясь всецело под вдохновением Святого Духа, сказал с большой мудростью, что Сын — это блеск Божьей славы (1:3). Блеск Божьей славы подобен сиянию или яркости солнечных лучей. Сын — это сияние, яркость Божьей славы. Можете ли вы отделить блеск от славы? Это всё равно что отделить солнечные лучи от солнечного света. Это невозможно сделать, потому что блеск и лучи едины. Возьмите, к примеру, электрический свет. Можете ли вы сказать, что свет — это одно, а электричество — это другое? Нет. Свет представляет собой просто выражение электричества. Электричество — тайна. Видел ли кто-нибудь электричество? Хотя оно является тайной, оно, тем не менее, действительность. Как определить, есть ли в комнате электричество? Это можно сделать с помощью лампочки. Свет — это блеск славы электричества. Точно так же мы не должны считать, что Сын отделён от Бога. Сын является выражением Самого Бога.
Есть некоторые так называемые христиане, которые не верят, что Христос есть Бог. Это величайшее богохульство против Господа Иисуса. Наш Господь ни в чём не меньше Бога. Он Сам Бог. В 1950 году, когда я был в Маниле, там преобладала одна группа так называемых христиан, которые не верили в то, что Христос есть Бог. Некоторые из этих людей в итоге повернулись к Господнему восстановлению. Однажды ко мне пришли четыре представителя этой группы: два адвоката, врач и учитель. Они пришли с Библией и пытались загнать меня в угол своими вопросами. В первую очередь, они спросили: «Господин Ли, как вы можете утверждать, что Христос — Бог?» Я ответил: «А как вы можете утверждать, что Христос — не Бог? Сначала вы ответьте мне, а затем я отвечу вам. Скажите, где в Библии говорится, что Христос не Бог?» Они сказали: «Мы не можем показать вам стих, где говорится, что Христос не Бог. Но из этого не следует делать предположений о том, что Он Бог». Я ответил, что не делаю никаких предположений, и процитировал им Ин. 1:1. Они мгновенно возразили: «В этом стихе сказано, что Слово было Бог, но в нём не говорится о том, что Христос — это Бог». Я сказал им: «Что вы за люди? В своём ли вы уме? Скажите, кто по-вашему Слово?» Они ответили: «Слово — это Слово. Слово — это не Христос». Тогда я сказал: «А как же стих 14, там ведь говорится, что Слово стало плотью?» Они ответили: «Плоть — это плоть. Это не Христос». Я сказал: «У меня нет времени выслушивать подобное извращение стихов. Вы говорите вздор». Хотя они напускали на себя дьявольское смирение и просили меня быть с ними терпеливым, я сказал: «Я не желаю вас слушать. Вы говорите вздор. Вы лишены здравого смысла. Любой здравомыслящий человек понимает, что в начале было Слово, что Слово было Бог и что это Слово стало плотью, что эта плоть была названа Иисусом и что Иисус есть Бог. Но то, что говорите вы, — полный вздор». Они были изобличены и загнаны в угол. Некоторые из членов этой группы увидели, что у них нет истины, то, что они имели, было ложью.
Мы все должны осознавать, что наш Господь Иисус есть Бог. Не думайте, что Он кто-то, отличающийся от нашего Бога. Он — Бог. Поэтому в Евр. 1:3 говорится, что Он есть блеск Божьей славы.
Сын — это также отпечаток Божьей сущности (1:3). Слава — это внешнее выражение, а сущность — внутренняя субстанция. У Бога есть Его сущность, Его субстанция, а также внешний вид. Божья сущность — это его субстанция. Например, стол имеет сущность, у него есть субстанция. У него есть субстанция, которой является дерево. Дерево — сущность стола. Точно так же наш Бог имеет определённую сущность. Он имеет сущность, а также славу. Нам не хватает слов, чтобы полностью это объяснить. Мы можем только сказать, что наш Бог славен и имеет сущность. Что касается Божьей славы, Сын — блеск этой славы. Что касается Божьей сущности, Сын — отпечаток этой сущности.
Отпечаток Божьей сущности подобен оттиску печати. У печати есть некий образ. Когда на лист бумаги ставят печать, на бумаге остаётся отпечаток этого образа. Предположим, на печати стоят буквы: США. Если эту печать поставить на бумагу, на ней останется отпечаток, подобный самой печати. Сын — это не только блеск Божьей славы, но и отпечаток Божьей сущности. Отсюда следует, что Сын — это Бог, приходящий к нам. Когда я держу печать в руке, она находится в руке. Когда я ставлю печать на вас, она приходит к вам. Куда бы вы ни пошли, вы несёте на себе оттиск печати. Когда Бог не приходит к вам, Он является просто Богом. Когда Он приходит к вам, Он — Сын как оттиск Божьей сущности.
Наш Христос — это Бог, приходящий к нам. Он — наш Бог, достигающий нас. Как солнце может достигнуть нас? При помощи сияния своих лучей. Если вы считаете, что солнца нет, выйдите в полдень на пятнадцать минут на улицу. Солнце обожжёт вас, потому что его лучи достигнут вас. Это означает, что солнце достигает вас. Кто такой Сын? Сын есть Бог, достигающий нас, Бог, приходящий к нам, чтобы стать с нами единым целым. Часто люди говорят: «Пошли загорать». После солнечных ванн в них переливается элемент солнца. Это означает, что солнце достигает их. Точно так же Христос, Сын Божий, есть Сам Бог, достигающий нас и входящий в нас. У нас есть Бог, достигающий нас, Бог, приходящий к нам. Это наше спасение, великое спасение, раскрытое во второй главе. Наше великое спасение — это Бог, достигающий нас и приходящий к нам. Это Сын Божий.
В Евр. 1:8 раскрывается, что Сын, который есть блеск Божьей славы и отпечаток Божьей сущности, есть Сам Бог. В стихе 8 о Сыне говорится: «Твой престол, Боже». Отсюда видно, что Сын есть Сам Бог.
В стихе 10 говорится о том, что Сын есть Господь, Творец. «И: „Ты в начале, Господь, положил основание земли, и небеса — дела Твоих рук”». Христос, Сын Божий, есть Сам Бог, а также Господь, Творец. Не думайте, что Он отличается от Господа, Творца. Он Бог и Он Господь, Творец.
Теперь мы переходим к работе Сына. В Евр. 1:2-3 раскрыты две части работы Сына: творение и искупление.
1. Сотворил вселенную в прошлом
В первой главе Послания к евреям раскрывается, что Сын сотворил небеса и землю (Евр. 1:2, 10). Всё возникло через Сына (Ин. 1:3; Кол. 1:16; 1 Кор. 8:6). Сын — Творец вселенной.
2. Тот, кто удерживает всё в настоящем
Сотворив всё, Сын стал Тем, кто удерживает всё (1:3). Земля подвешена в воздухе. Никакие колонны её не поддерживают. После того как Христос сотворил землю, Он начал поддерживать её. Он удерживает её словом Своей силы. Если вы спросите учёных, кто держит землю, они скажут, что что-то её держит. Земля — одна из многих планет. Астрономы говорят, что все планеты движутся по своим орбитам. Если они сойдут с них, произойдёт глобальная катастрофа. Кто удерживает вселенную? Сын. Он удерживает вселенную очень легко. Он ничего не делает — Он просто говорит. Он удерживает всё словом Своей силы.
Послание к евреям посвящено слову Бога. В Евр. 11:3 сказано, что вселенная устроена по слову Божьему, а в 1:3 мы видим, что вселенная удерживается словом силы. Божественное слово исполнено смысла. Сын есть не только Творец, но и Тот, кто удерживает всё. Он сотворил и удерживает вселенную Своим словом.
В прошлом Он был Творцом, в настоящем Он Тот, кто удерживает всё, в будущем Он будет Наследником всего (Евр. 1:2). Солнце, земля, солнечная система, звёзды, галактики — всё Его. Всё для Него. Он наследует всё. В Божьем творении Он Творец, Тот, кто удерживает всё, и Наследник. Всё из Него, через Него и к Нему (Рим. 11:36).
В Божьем искуплении тоже есть три временных отрезка. Сначала Господь очистил наши грехи в прошлом (1:3). Он не только умилостивил Бога за наши грехи, но и совершил очищение грехов. Умилостивление означает покрытие, а очищение означает, что наши грехи были смыты. В ветхозаветном прообразе умилостивление могло только покрыть грехи (Пс. 31:1); оно не могло унести грехи. Поэтому умилостивляющие священники ежедневно стояли, принося одни и те же жертвы (10:11), и никогда не могли сесть. Но Сын унёс грех (Ин. 1:29) и совершил очищение грехов раз и навсегда. Поэтому Он сел навечно (10:10, 12). В глазах Бога с грехом покончено. В глазах Бога грех во всей вселенной смыт. В вас, в церкви и в вашем доме греха быть не должно. Грех был смыт, и очищение греха совершено. Сын совершил эту работу в прошлом.
2. Сидит по правую руку от Бога в настоящем
Что же Сын делает в настоящее время? Он сидит, отдыхает. Он наслаждается прекрасным видом. Он сидит по правую руку от Бога и смотрит, как те, кто любит и ищет Его, переживают совершённое Им очищение грехов. Он там ничего не делает — Он просто сидит. По крайней мере пять раз в Послании к евреям говорится, что Господь Иисус сидит (1:3, 13; 8:1; 10:12; 12:2). Ему нечего делать. Ему не надо омывать нас, так как Он уже однажды омыл нас. Ещё до того как вы исповедовались, Он омыл вас. На самом деле, Он омыл вас до вашего рождения. Сейчас Господу больше нечего делать. Это намного лучше, чем работа священников.
3. Ждёт, когда враги будут покорены в будущем
Господь ждёт, когда враги будут покорены. Единственное, чего Господу не хватает, — это подножия. У Него есть престол и венец, но у Него ещё нет подножия. Он ждёт только этого. Не сомневайтесь, однажды это подножие у Него появится.
В этой книге подчёркивается тот факт, что Христос совершил для Бога и для нас всё и нам уже не нужно делать ничего. То, что Он сидит по правую руку от Бога, означает, что Его работа завершена и что Он пребывает в покое, ожидая только одного, — чтобы Бог положил Его врагов в подножие Его ног. Он сидит на небесах, ожидая подножия, чтобы обрести полный покой.
В Ветхом Завете Бог говорил в пророках, в людях, которых носил Его Дух (2 Пет. 1:21). В Новом Завете Он говорит в Сыне, в личности Сына. Сын — это Сам Бог (ст. 8), Бог выраженный. Бог Отец скрыт; Бог Сын выражен. Бога никто никогда не видел; Сын, будучи Словом Божьим (Ин. 1:1; Отк. 19:13) и говорением Бога, возвестил Его, дав Ему полное выражение, объяснение и определение (Ин. 1:18). Сын является центром и средоточием Послания к евреям. В Божестве Он блеск Божьей славы и отпечаток Божьей сущности. В творении Он средство, при помощи которого была создана вселенная, сила, которая удерживает и несёт всё, и Наследник, которому назначено унаследовать всё. В искуплении Он совершил очищение человеческих грехов и сидит теперь по правую руку от Бога на небесах, ожидая, когда будут покорены Его враги.
Послание к евреям показывает нам контраст между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Ветхий Завет был заветом закона в буквах и формальностях, заветом человека, земным, временным, заветом, в котором человек ходил видением и который вылился в религию под названием иудаизм. Новый Завет — это завет жизни, завет духовный, небесный, постоянный, завет, в котором человек ходит верой и средоточием которого является Личность — Сын Божий.