Основная структура Посланий Петра и Иуды
(1)
Тексты Писания: 1 Пет. 1:2-3, 11; 2:1-3, 9; 3:4; 4:14; 5:10; 2 Пет. 1:14; 3:18; Иуд. 1:3, 20-21
В этом сообщении я хотел бы сказать ещё кое-что о центральной мысли в Посланиях Петра и Иуды.
Очень удивительно, даже поразительно, что такой необразованный рыбак из Галилеи, как Пётр, смог написать два Послания — Первое и Второе послания Петра. В своих писаниях Пётр охватывает все моменты, относящиеся к Божьему вечному домостроительству, то же самое, что Павел рассматривает в своих Посланиях. Конечно, Павел был высокообразованным человеком. Он был обучен Писаниям Ветхого Завета, и он также получил образование в области греческой и римской культуры. Однако Пётр не получил такого образования. Тем не менее он написал два замечательных Послания.
Пётр даже использовал некоторые термины и выражения, которыми Павел не пользовался. Например, Пётр говорит о том, что мы причастники божественной природы (2 Пет. 1:4). Это глубокое выражение невозможно найти в писаниях Павла. Пётр не только использует глубокие выражения, в своих Посланиях он также рассматривает несколько значительных подробностей. Что касается количества, Пётр написал намного меньше Павла, но в некоторых моментах его можно считать богаче Павла. Поэтому нам необходимо уделить достаточно времени изучению двух Посланий Петра, чтобы увидеть важные моменты и детали.
Первый основной момент, который рассматривает Пётр в своих писаниях, это Триединый Бог. Пётр показывает, что Бог, в которого мы верим, это Триединый Бог. Во вступительном слове к Первому посланию Петра можно увидеть Триединого Бога: «Согласно предузнанию Бога Отца в освящении Духа к послушанию и кроплению крови Иисуса Христа» (ст. 2). Здесь говорится о предузнании Бога Отца, освящении Духа и послушании и кроплении крови Иисуса Христа. Бог Отец возродил нас (1 Пет. 1:3), Христос совершил искупление Своей драгоценной кровью, а Дух применяет Божье полное спасение к Его избранным людям. Здесь мы видим Триединого Бога в совершении полного спасения.
Пётр также открывает тот факт, что этот Триединый Бог является нашей долей. Этот факт показан словом «причастники» во 2 Пет. 1:4. Согласно этому стиху, мы стали причастниками божественной природы. Это показывает, что Триединый Бог сейчас является нашей долей. Если бы Бог не был нашей долей, мы не могли бы причащаться Его природы.
Средство, при помощи которого мы можем причащаться Бога
В своих писаниях Пётр также раскрывает, как причащаться Триединого Бога как нашей доли. Это включает скрытого человека сердца, и этим скрытым человеком является наш дух (1 Пет. 3:4). В своих Посланиях Павел много говорит о духе, но он не использует выражение «скрытый человек сердца». Этот скрытый человек, наш человеческий дух, есть средство, при помощи которого мы наслаждаемся Триединым Богом как своей долей.
Хотя Пётр говорит о Божьем Духе всего несколько раз, его терминология чудесна. В 1 Пет. 4:14 он говорит: «Если вы поносимы в имени Христа, блаженны вы, потому что Дух славы и Бога покоится на вас». Буквально греческая фраза здесь означает «тот Дух, который Дух славы, и тот, который Дух Бога». Дух славы — Дух Бога. Пётр также говорит о Духе Христа (1 Пет. 1:11). Наш человеческий дух как скрытый человек сердца и Божий Дух как Дух славы и как Дух Христа — это средства, при помощи которых мы причащаемся Бога как своей доли.
Приготовленный Триединый Бог, становящийся нашим наслаждением
Мы уже указывали, что Послания Петра посвящены теме Божьего правительства, в особенности Божьих правительственных мер, применяемых через суд. Это центральная тема этих двух книг. Тем не менее структура Первого и Второго посланий Петра — это Триединый Бог, который был приготовлен, чтобы стать нашей долей, чтобы мы участвовали в Нём, причащались Его и наслаждались Им через Его Духа — Духа Христа и Духа славы — и при помощи упражнения нашего духа.
Я призываю вас изучать все детали в Посланиях Петра. Однако, когда вы будете изучать эти детали, не отвлекайтесь от центральной мысли и основной структуры Божьих Святых Писаний в целом и Посланий Петра в частности. Основная структура — это Триединый Бог, приготовленный, чтобы стать нашей всеобъемлющей долей. Мы наслаждаемся Им, упражняя наш дух, чтобы взаимодействовать с божественным Духом и ответить Ему. Мы никогда не должны забывать эту основную структуру или отвлекаться от неё. Если мы будем твёрдо держаться основной мысли и основной структуры при изучении всех остальных положений в писаниях Петра, мы будем обогащены и будем иметь богатое, абсолютное и подробное переживание Триединого Бога.
Три послания: Первое и Второе послания Петра и Послание Иуды — рассматривают много моментов. Но основная структура этих трёх Посланий — это Триединый Бог, действующий в Своих избранниках, чтобы они были принесены в полное наслаждение Триединым Богом. И Пётр, и Иуда решительно показывают, что Триединый Бог прошёл через процесс, чтобы сделать многое для нас и стать всем для нас, и тогда мы сможем причащаться Его для нашего наслаждения.
Триединый Бог становится нашей благодатью
Пётр начинает своё первое Послание словом о трёхкратном действии Триединого Бога над Своими избранными людьми, чтобы привести их в участие в Нём и наслаждение Им. В начале своего Второго послания Пётр говорит о божественном обеспечении. Он говорит нам, что божественная сила даровала нам всё и даже наделила нас всем, относящимся к жизни и благочестию, чтобы мы причащались божественной природы. Более того, согласно первой главе Второго послания Петра, божественное обеспечение даёт нам не только божественную жизнь, но и божественный свет (ст. 19).
В конце своего первого Послания Пётр говорит: «Но Бог всякой благодати, Тот, кто призвал вас в Свою вечную славу в Христе Иисусе, после того как вы недолго пострадаете, Сам усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит вас» (5:10). Здесь Пётр показывает, что мы будем упрочены в Самом Боге. Затем в конце своего Второго послания Пётр говорит: «А растите в благодати и знании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа» (3:18). Здесь знание нашего Господа — это то же, что и истина, действительность, того, чем Он является. Поэтому в этом стихе Пётр повелевает нам расти в благодати и истине, действительности. Хотя Пётр рассматривает много моментов в своих Посланиях, основная структура его писаний — это Триединый Бог, который становится нашей благодатью, чтобы мы наслаждались Им, росли в жизни и благодаря росту в жизни были усовершенствованы, утверждены, укреплены и упрочены в Триедином Боге.
При изучении деталей Посланий Петра и Иуды нам нужно помнить, что все подробности помогают нам решить наши проблемы, чтобы мы вернулись к наслаждению Триединым Богом. Поэтому нам нельзя рассматривать детали по отдельности. Каждый момент помогает нам решить наши проблемы, чтобы мы не отвлекались ещё больше от наслаждения Триединым Богом, а возвращались к этому наслаждению.
Бороться за веру и жить в Триедином Боге
Почти в самом начале своего Послания Иуда повелевает нам бороться за веру: «Возлюбленные, прилагая всякое старание, чтобы писать вам о нашем общем спасении, я счёл необходимым написать вам, увещевая вас усердно бороться за веру, раз и навсегда переданную святым» (ст. 3). Мы уже увидели, что вера — это новозаветное наследие, которое становится вещественным и действительным для нас. Мы уже указывали в Жизнеизучении Второго послания Петра, что этим наследием в действительности является Триединый Бог, приготовленный, чтобы быть нашей долей.
Ближе к концу своего Послания Иуда говорит: «Но вы, возлюбленные, созидая себя на вашей святейшей вере, молясь в Святом Духе, храните себя в любви Божьей, ожидая милости нашего Господа Иисуса Христа к вечной жизни» (ст. 20-21). Слово Иуды о созидании себя на святейшей вере — это то же самое, что и слово Петра о созидании нас как духовного дома в святое священство (1 Пет. 2:5). Затем Иуда переходит к житию в Триедином Боге. Это показано словами Иуды о молитве в Святом Духе, сохранении себя в любви Божьей и ожидании милости нашего Господа Иисуса Христа.
Иуда заканчивает стих 21 словами «к вечной жизни». Здесь предлог «к» указывает на итог или результат. Фраза указывает на наслаждение Триединым Богом. Вечная жизнь — это Триединый Бог, а фраза «к вечной жизни» подразумевает полное наслаждение тем, чем является Триединый Бог.
У нас должен отложиться тот факт, что эти три Послания были написаны с основной структурой, и этой структурой является Триединый Бог, приготовленный, чтобы стать всеобъемлющим животворящим Духом для нашего наслаждения. Эта структура построена согласно Божьему домостроительству и полностью соответствует тому, что раскрывается в писаниях Павла. Я надеюсь, что это слово будет служить вам напоминанием. Рассматривая положения Божьего правительства и исторические примеры Его мер в Его суде, не следует отвлекаться на эти вещи. Напротив, всё это должно возвращать вас к основной структуре этих Посланий — Триединому Богу как нашему полному наслаждению. Более того, вам нужно заботиться о своём духе как скрытом человеке сердца и понимать, что внутри вас находится божественный Дух, Дух славы и Дух Христа. Тогда вы будете наслаждаться Триединым Богом и выражать Его как благочестие, которое завершится в славе.
В первых полутора главах Первого послания Петра мы видим ясную картину того, как Бог в вечности в прошлом избрал нас согласно Своему предузнанию, чтобы мы были Его избранными людьми. Слава Ему, что Он избрал нас из миллиардов людей! Бог избрал нас для замысла, и этот замысел заключается в том, чтобы Бог вложил в нас Себя как нашу жизнь, чтобы мы росли с Ним, становясь строением, Его жилищем. Этим строением является Божий дом, место, где Он живёт. Кроме того, это строение становится Божьим выражением, чтобы «возвещать добродетели Того», кто призвал нас из тьмы в Свой удивительный свет (1 Пет. 2:9). Возвещать Божьи добродетели — значит выражать то, чем Он является. Это Божий замысел. Это также Божья цель.
Чтобы Бог мог исполнить Свой замысел и достичь Своей цели, Ему необходимо применить к нам то, что Он решил в вечности в прошлом. Чтобы сделать это, Богу необходимо быть Духом. Именно Дух применяет к нам всё, что решил Бог. Кроме того, поскольку Его избранные люди пали, Богу необходимо было совершить искупление. Поэтому Бог пришёл в Личности Сына, чтобы совершить искупление. Господь Иисус пролил Свою кровь, чтобы мы были окроплены и искуплены для Бога.
В Первом послании Петра мы видим, что Дух применяет к нам Божье решение, Сын искупает нас, а Отец возрождает нас. Поэтому Пётр говорит: «Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, согласно Своей великой милости возродивший нас к живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мёртвых» (1 Пет. 1:3). Это значит, что Бог вошёл в нас как божественная жизнь, содержащая божественные «гены», чтобы возродить нас. Теперь, когда мы возрождены, мы можем вкусить, что благ Господь (1 Пет. 2:3).
В результате вкушения Господа у нас есть желание отложить своё природное существо. Поэтому в 1 Пет. 2:1 Пётр говорит о том, чтобы отложить «всякую злобу, и всякую хитрость, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие». Здесь Пётр говорит о пяти вещах: злобе, хитрости, лицемерии, зависти и злословии. Результатом злобы является хитрость, хитрость связана с лицемерием и завистью, а результатом является злословие. У тех, у кого есть злоба, также будет и хитрость. Эта хитрость заставит их притворяться и завидовать другим. В результате этой зависти они начнут злословить других.
В Рим. 1 Павел перечисляет более тридцати положений, относящихся к греховному человечеству. Но Пётр здесь использует пять вещей, чтобы выразить всё состояние падшего человека. Вне всякого сомнения, слово Петра в 2:1 было написано на основании его переживания в церковной жизни.
После того как мы были возрождены и вкусили, что благ Господь, мы наверняка захотим отложить эти пять отрицательных вещей. Мы захотим отложить всю злобу, поскольку мы никак не будем согласны со злобой. Одновременно с этим у нас будет любовь к Слову Божьему и аппетит, чтобы принимать Слово как наше питание. Пётр говорит об этом в 2:2: «Как новорождённые младенцы, жаждайте бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему вы выросли к спасению». Будучи рождены посредством возрождения (1:3, 23), верующие становятся младенцами, которые могут, питаясь духовным молоком, бесхитростным словесным молоком, молоком Слова, расти в жизни, причём целью этого является Божье строение. Рост связан с жизнью и происходит в жизни. Мы получаем божественную жизнь посредством возрождения, и теперь нам нужно расти в этой жизни и этой жизнью, питаясь молоком, передаваемым нам в Слове Божьем.
Я могу засвидетельствовать, что, после того как я был спасён, у меня появилось глубокое стремление к Слову Божьему и желание получать питание через Слово. Однако я был уведён в сторону желанием знать Библию. Вместо того чтобы быть ведомым к средоточию божественного откровения, я был отвлечён другими к стремлению за библейским знанием. Много лет я встречался с группой верующих, которые были известны своим знанием Библии. Эти верующие часто говорили о Божьем предузнании и избрании, а также о Христе как о драгоценном камне, отвергнутом людьми, но избранном Богом. Они также предостерегали нас о том, что Божий суд начинается с Его дома, и учили о могущественной руке Божьей. Нас увещевали смиряться под могущественную руку Божью. Хотя это учение было хорошим, оно не помогло мне увидеть Божий замысел. Я слышал много учений, основанных на Посланиях Петра, но я не видел Божьей цели и не знал, чего Бог ищет. Я был отвлечён хорошим библейским знанием от средоточия божественного откровения.
В конечном итоге в Своей милости Господь сделал так, что я увидел основную структуру Посланий Петра и Иуды. В частности, я начал видеть рост жизни, преобразование и созидание. Рост в жизни приводит к преобразованию, а преобразование предназначено для созидания.
В Посланиях Петра и Иуды мы можем увидеть Божье домостроительство. В этих Посланиях мы также видим Божий замысел и цель. Божий замысел был образован в вечности в прошлом, а Божья цель будет достигнута в полноте в вечности в будущем. Цель Бога состоит в том, чтобы Он обрёл Своё строение в качестве Своего выражения, и Он достигает этой цели благодаря нашему росту в божественной жизни.