Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 9

Практические добродетели христианского совершенства

(9)

  Тексты Писания: Иак. 4:1-10

  В этом сообщении мы рассмотрим, что Иаков говорит в 4:1-10 о необходимости побеждать удовольствия, мир и дьявола. Но прежде чем мы будем рассматривать эти вопросы, я хотел бы сказать дополнительное краткое слово о различии между мудростью, показанной в Послании Иакова, и мудростью, показанной в Посланиях Павла.

Два уровня мудрости

  В 1:5 Иаков говорит: «А если кому-нибудь из вас недостаёт мудрости, пусть просит у Бога, который всем даёт щедро и не укоряет, и будет дано ему». Затем в 3:13 Иаков говорит: «Кто среди вас мудрый и понимающий? Пусть покажет благим образом жизни свои дела в кротости мудрости». Затем в 3:17 Иаков говорит: «Мудрость свыше, во-первых, чиста, потом мирна, снисходительна, податлива, полна милости и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна». Всё это — отличительные черты практического христианского совершенства согласно представлению Иакова, на которое, видимо, в некоторой степени повлияли ветхозаветные предписания, связанные с поведением, нравственностью и этикой человека (Прит. 4:5-8). То, что Иаков говорит о мудрости, находится на уровне человеческого характера. Подобная мудрость не может сравниться по высоте с той мудростью, которая связана со скрытой тайной Божьего новозаветного домостроительства в отношении Христа и церкви (1 Кор. 2:6-8; Эф. 3:9-11).

  Когда Иаков пишет о мудрости, он не говорит ни слова о Христе как жизни и о созидании церкви посредством переживания богатства Христова для выражения Христа. Кроме того, во всём Послании Иакова Дух Божий упоминается только один раз (4:5), причём в отрицательном контексте. Человеческий же дух вообще не упоминается. Отсюда видно, что Иаков в своём Послании не касается трёх важных тем: Христа как жизни, созидания церкви посредством богатства Христова и человеческого духа. Святого Духа Божьего Иаков упоминает лишь один раз в связи с борьбой против вожделения (4:5). Из-за недостаточного видения этих тем Иаков не может сравниться по высоте с той мудростью, которую мы видим в Посланиях Павла.

  В своём Послании Иаков, похоже, преподносит мудрость как что-то, данное нам Богом раз и навсегда. У Павла гораздо более высокое понимание мудрости. Согласно Павлу, мудрость — это фактически Сам Христос, воплощение Бога, который внедрён в нас и сейчас постоянно передаётся в нас. Внедрение произошло раз и навсегда, но передача не происходит раз и навсегда — она происходит непрерывно. В качестве иллюстрации можно использовать электричество. Электричество проводится в здание раз и навсегда. Но после того как электричество было проведено, должна происходить непрерывная передача электричества от электростанции в здание.

  Мудрость, которой учит Иаков, — это что-то, данное Богом. Но мудрость, которой учит Павел, — это Христос, который непрерывно передаёт Себя в нас. Эта божественная передача является божественным раздаянием. То, что электричество передаётся в здание, означает, что оно раздаётся в здание, чтобы люди, находящиеся в здании, использовали его для различных целей. Этот же принцип применим к Христу как мудрости.

  Христос как воплощение Триединого Бога внедрён, «проведён», в наше трёхчастное существо, для того чтобы Он постоянно передавался, раздавался, в нас, в результате чего мы будем вести жизнь, которая выражает Христа, и будет созидаться церковь, Тело Христово, как полнота Христа. Каких высот достигает Павел, когда пишет о Христе как нашей мудрости от Бога!

  По всевластию Господа Послание Иакова располагается после четырнадцати Посланий Павла. В Посланиях Павла мы видим мудрость наивысшего уровня. В Послании Иакова мы видим мудрость другого уровня — уровня человеческого жития.

  Рассматривая картину этих двух уровней мудрости, мы поймём, где мы должны быть. Мы должны быть в Божьем домостроительстве и в практическом христианском совершенстве. С одной стороны, мы должны стоять за Божье домостроительство. Божье домостроительство состоит в том, чтобы раздавать Христа как воплощение Триединого Бога в нас для созидания церкви как полноты Христа. Практическое христианское совершенство связано с совершенством и целостью в наших поведении, характере и поступках с целью обретения положительного свидетельства перед другими людьми и даже в глазах ангелов и бесов. Если у нас будет такое практическое христианское совершенство, никто не сможет упрекнуть нас. Для Божьего домостроительства нам необходимо быть людьми, обладающими практическим христианским совершенством, которое Иаков показал в своём Послании. Теперь мы видим, почему в Новом Завете раскрываются эти два уровня мудрости: один в Посланиях Павла, а другой в Послании Иакова.

Удовольствия, мир и дьявол

  В 4:1-10 Иаков говорит о необходимости побеждать удовольствия, мир и дьявола. Кого-то может обеспокоить то, что мы используем слово «удовольствия» в отрицательном смысле. В нашей церковной жизни у нас нет удовольствий — у нас есть наслаждение. Фактически, наша церковная жизнь — это и есть наслаждение. Это наслаждение является чем-то очень положительным, но мирские удовольствия являются крайне отрицательными. В 4:1-10 Иаков ставит удовольствия в один ряд с миром и дьяволом. Одна из добродетелей христианского совершенства состоит в том, чтобы побеждать удовольствия, мир и дьявола.

Войны, сражения и убийство

  В 4:1 Иаков говорит: «Откуда войны и откуда сражения среди вас? Разве не отсюда — не от ваших удовольствий, воюющих в ваших членах?» Под удовольствиями здесь понимаются удовольствия плоти.

  Сказанное Иаковом в главе 4 представляет собой довольно большую смесь, и понять это не просто. Например, в стихе 1 Иаков говорит о войнах и сражениях среди получателей его Послания.

  Неужели вы верите, что в древности среди иудейских верующих в Иерусалиме и среди тех, кто был рассеян по языческому миру, были войны и сражения? Я, по крайней мере, частично, в это не верю. Как верующие могли сражаться, воевать друг с другом? Иаков говорит, что эти войны и сражения идут от удовольствий, воюющих в наших членах.

  В 4:2 Иаков продолжает: «Вы вожделеете — и не имеете; вы убиваете и ревнуете — и не можете обрести; вы сражаетесь и воюете. Вы не имеете, потому что вы не просите». Здесь слово «вожделеете» может также означать «желаете чужого». Как понимать этот стих? В стихе 1 Иаков говорит о двух видах войн: о войнах между святыми и о войнах в наших членах. Затем в стихе 2 он говорит: «Вы сражаетесь и воюете». Кроме того, он говорит: «Вы убиваете и ревнуете». Меня беспокоит то, что Иаков говорит в стихе 2. Я думаю, что это ощущение беспокойства возникает из-за той смеси иудаизма с новозаветными учениями, которая присутствует в Послании Иакова. Иаков был пропитан идеями, представлениями, учениями, предписаниями и практиками иудейской религии. Он был насыщен элементом этой религии и долгое время прожил в сфере и атмосфере этой религии. Более того, он ценил то, что относилось к иудаизму. Тем не менее Иаков испытал на себе глубокое влияние новозаветных учений. Это означает, что Иакову присущи два элемента, две сферы и две атмосферы. Результатом этого является смесь в его мысли — смесь иудаизма с учениями Нового Завета.

  Хотя я изучал 4:1-10, мне очень трудно прямо разрезать эти стихи, разделить их должным образом. Слова Павла во 2 Тим. 2:15 о том, что нужно прямо разрезать слово истины, указывают на то, что мы не должны разделять Слово зигзагообразно. Но когда мы подходим к Посланию Иакова, мы просто не можем разрезать или разделить Слово по прямой. В качестве примера такой трудности я хотел бы обратить ваше внимание на слово «убиваете» в 4:2. Это слово очень сильно беспокоит меня, и я не могу понять, что Иаков подразумевал под этим словом. Разумеется, Иаков не имеет в виду, что верующие на самом деле убивали друг друга. Но как истолковать здесь слово «убиваете» в духовном смысле? Мы можем легко понять, что имеет в виду Павел в Рим. 8:13, когда говорит об умерщвлении дел тела, но кто может понять, что Иаков подразумевает под словом «убиваете» в этом стихе? Кто кого убивал?

  Проследить ход мысли Иакова в этих стихах нелегко. Он говорит, что те, кому он пишет, убивают и ревнуют, не могут обрести, а также воюют и сражаются. Очевидно, эти сражения происходили между определёнными людьми. Затем в конце стиха 2 Иаков говорит: «Вы не имеете, потому что вы не просите». С одной стороны, Иаков говорит: «Вы убиваете», а с другой стороны, он даёт понять, что они должны просить. Значит ли это, что убийца может просить или что убийца может молиться? Я могу лишь представить этот стих вам и попросить вас проанализировать и истолковать его.

  В стихе 3 Иаков продолжает: «Вы просите — и не получаете, потому что просите со злом, чтобы потратить на свои удовольствия». Словосочетание, переведённое как «на свои удовольствия», в буквальном переводе с греческого означает «в своих удовольствиях». Как понять этот стих в связи с предыдущими стихами? Похоже, что здесь нет «тропинки», которая позволила бы нам проследить ход мысли Иакова.

Дружба с миром

  В стихе 4 Иаков говорит: «Прелюбодейки, разве вы не знаете, что дружба с миром — это вражда с Богом? Поэтому кто решит быть другом мира, тот становится врагом Бога». Здесь Иаков делает поворот от темы удовольствий к теме дружбы с миром и вражды с Богом. Язык Иакова здесь замечателен; он высказывается очень образно. В стихе 4 Иаков ясно говорит, что быть другом мира — значит стать врагом Бога.

  В стихе 4 Иаков использует слово «прелюбодейки». Бог и Христос являются нашим Мужем (Ис. 54:5; 2 Кор. 11:2). Мы должны быть чисты и всем своим существом любить только Его (Мк. 12:30). Если из-за любви к миру наше сердце разделяется, мы становимся прелюбодейками.

  В стихе 4 Иаков использует слова «дружба» и «друг» по отношению к миру. Дружба с миром — это любовь к миру ради удовольствий плоти. Мир — это сатанинская система, которая есть вражда с Богом. Греческое слово ко́смос, переведённое как «мир», употребляется для обозначения различных понятий в Новом Завете. В Мф. 25:34; Ин. 17:5; Деян. 17:24; Эф. 1:4 и Отк. 13:8 оно обозначает материальную вселенную как сотворённую Богом систему. В Ин. 1:29; 3:16 и Рим. 5:12 оно обозначает падший человеческий род, который Сатана, растлив и захватив, сделал составной частью своей порочной системы мира. В 1 Пет. 3:3 оно обозначает украшение. Здесь, в Иак. 4:4, как и в 1 Ин. 2:15; Ин. 15:19 и 17:14, оно обозначает порядок, установленные правила, упорядоченное устроение, т. е. упорядоченную систему, устроенную Сатаной, противником Бога. Отсюда мы видим, что слово «мир» не обозначает землю. Бог сотворил человека, чтобы тот жил на земле для исполнения Его замысла. Но Его враг, Сатана, чтобы захватить человека, образовал на земле противостоящую Богу систему мира, встроив человека в систему, состоящую из религии, культуры, образования, промышленности, торговли и развлечений, посредством падшей природы людей в их вожделениях, удовольствиях, стремлениях и даже в их злоупотреблении тем, что необходимо им для жизни: пищей, одеждой, жильём и транспортом. Согласно тому, что Иаков говорит в 4:4, любовь к миру делает человека, который любит Бога, Божьим врагом.

Обитающий в нас Дух

  В 4:5 Иаков продолжает: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „До зависти жаждет Дух, которому Он дал обитать в нас”»? Когда Бог обрёл нас в качестве Своей супруги, Он поместил в нас Своего Духа, чтобы соединить нас с Собой (16-17, 1 Кор. 6:19). Он ревнивый Бог (Исх. 20:5), и Его Дух ревнует нас ревностью Божьей (2 Кор. 11:2), жаждая, т. е. ревниво желая, чтобы мы не становились друзьями Его врага и в то же время любили Его.

  Стих 5 — это единственный случай, когда Иаков упомянул обитающего в нас Божьего Духа, причём он упомянул Его с отрицательной стороны, в связи с прекращением дружбы с миром, а не с положительной стороны, не в связи с созиданием Тела Христова.

  Греческое слово, переведённое как «обитать» в 4:5, можно также перевести как «устроить Себе дом». Обитающий в нас Дух устраивает Себе дом в нас, чтобы занять всё наше существо для Бога (см. Эф. 3:17), побуждая нас полностью принадлежать нашему Мужу.

  В 4:5 Иаков ссылается на то, что «говорит Писание». Однако я не знаю, на какой стих в Писаниях ссылается Иаков. По-моему, ни один исследователь Библии до сих пор не смог определить этот конкретный стих в Писаниях.

  Среди переводчиков есть разные мнения о том, как переводить греческую фразу, переведённую как «до зависти жаждет Дух, которому Он дал обитать в нас». Я полагаю, что перевод «до зависти жаждет» является самым точным. Он жаждет по причине любви. Например, муж, любящий свою жену, жаждет её; он исполнен этого чувства, и он стал бы испытывать чувство зависти, если бы она любила кого-то другого. Он не хочет, чтобы она любила кого-то ещё кроме него.

  В стихах 4 и 5 Иаков использует брак для иллюстрации наших отношений с Богом. Бог — это муж, а мы Его пара. Будучи парой Бога, мы должны любить Его. Если мы любим что-либо или кого-либо вместо Него, мы становимся прелюбодейками. Обитающий внутри нас Дух, которого Бог вложил в нас, жаждет сохранить нас исключительно для Себя. Когда мы не отдаём себя полностью Ему, а любим мир, этот обитающий в нас Дух не только оскорбляется, но и испытывает зависть. Таково правильное понимание того, что имеет в виду Иаков, когда он говорит: «До зависти жаждет Дух, которому Он дал обитать в нас».

  В 4:6 Иаков неожиданно переходит к благодати: «Но Он даёт бо́льшую благодать; поэтому оно говорит: „Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”». Говоря логически, между стихами 5 и 6 не просматривается никакой связи. В стихе 6 мы видим цитату из Прит. 3:34 по тексту Септуагинты.

  В стихах с 7 по 10 Иаков говорит, что мы должны подчиниться Богу, противостоять дьяволу, приблизиться к Богу, омыть руки, очистить сердца, терпеть несчастье, скорбеть и плакать; он говорит: «Смех ваш пусть обратится в скорбь, а радость — в уныние», и он говорит, что мы должны смириться перед Господом.

  Рассматривая 4:1-10, мы видим, что Иаков неожиданно переходит от одной темы к другой. Из-за этого трудно проследить ход его мысли. Кроме того, трудно прямо разрезать Слово в этом отрывке.

Прелюбодейки, враги и грешники

  Хотя трудно проследить ход мысли Иакова от стиха к стиху, мы ясно видим, что в 4:1-10 Иаков рассматривает три главные темы, которые представляют для нас проблему: удовольствия (ст. 1), мир (ст. 4) и дьявола (ст. 7). Всё это нужно бесповоротно победить. Иначе мы будем прелюбодейками, врагами и грешниками. Разумеется, мы, любящие Господа, не хотим быть прелюбодейками, врагами Бога и грешниками. Однако, если проблемы удовольствий, мира и дьявола не будут решены, в конечном итоге мы можем стать прелюбодейками, врагами и грешниками.

  Я обеспокоен тем, что некоторые среди нас, возможно, уже стали прелюбодейками и врагами Бога. Те, о ком здесь говорится, являются частью Божьего народа, они принадлежат Богу и рождены от Бога. Тем не менее в действительности они враги Бога. Врагами Бога они являются по той причине, что в них слишком много мира. Они построили крепкую дружбу с миром — сатанинской системой, организованной врагом Бога, Его противником. (То, что Сатана — не только враг Бога, но и Его противник, означает, что он является врагом внутри Божьей сферы и, следовательно, противником.)

  Если кто-то из детей Божьих любит мир и заводит дружбу с миром, мир заставляет его стать врагом Бога. Такой верующий становится врагом Бога, потому что он встаёт на сторону Божьего врага, любя мир, сатанинскую систему. Можно почти без преувеличения сказать, что такой человек желает быть включённым в сатанинскую систему мира. Поэтому в глазах Бога он становится врагом. Более того, он также становится грешником. Отсюда мы видим, что с точки зрения своего действительного состояния кто-то из детей Божьих может быть прелюбодейкой, врагом Бога и грешником.

Удовольствия и вожделение

  Чтобы не стать прелюбодейками, врагами и грешниками, нам необходимо победить удовольствия, мир и дьявола. Удовольствия связаны с вожделением. Если бы у нас не было вожделения, нам было бы не нужно удовольствие. Однако радость не связана с вожделением. Бог — это радостный Бог, и радость предназначена для нашего существа, а не для нашего вожделения. Если мы радостны, то это правильно, но если мы предаёмся удовольствиям, связанным с вожделением, то это неправильно.

  Люди, ищущие удовольствия, — это люди, потворствующие своему вожделению. Во всём мире воскресенье превратилось в день удовольствия. В целом этот день уже не считается Днём Господним — днём, в который народ Господа общается с Ним, пребывает с Ним, поклоняется Ему, наслаждается Им и покоится в Нём. По воскресеньям мирские люди стремятся потворствовать своим вожделениям ради удовольствий. Часто в разговорах в школе или на работе в понедельник утром идёт речь о чём-то греховном и мирском, чем люди занимались в выходные. Сегодня люди в мире потворствуют своим вожделениям, предаваясь самым разным удовольствиям.

  Это вожделение есть и в нас. Если мы не будем жить в духе, у нас не будет возможности победить потворство вожделениям. Нам нужно, чтобы наш дух питался посаженным в нас словом. Каждое утро, а также в течение дня нам нужно питаться, касаясь посаженного в нас слова, чтобы наш дух был силён противостоять вожделению и даже побеждать его.

  Иаков, благочестивый человек, не хотел, чтобы верующие у него на глазах погружались в удовольствия, состоящие в потворстве вожделениям. Он знал, что такие удовольствия сделают их прелюбодейками, врагами Бога и даже грешниками. Он знал, что все эти удовольствия связаны с миром. Использовать выходные для поиска удовольствия — значит любить мир. Верующий, который таким образом проводит выходные, в духовном смысле опустится очень низко. Может даже показаться, что ему нужен огромный «подъёмный кран», чтобы вновь поднять его.

Порочная троица

  Согласно 4:1-10, удовольствия связаны с миром, а мир смыкается с дьяволом. Здесь мы видим порочную троицу, которая противостоит божественной Троице. Мы, христиане, имеем Триединого Бога и сталкиваемся с триединой проблемой. Этой триединой проблемой является дьявольская троица — вожделение, мир и дьявол. Эта троица противостоит божественной Троице — Отцу, Сыну и Духу. В Новом Завете ясно раскрывается, что вожделения плоти противостоят Духу, что мир противостоит Отцу и что дьявол противостоит Сыну. В Гал. 5 говорится, что плоть с её вожделениями противостоит Духу; в Иак. 4 и в 1 Ин. 2 раскрывается, что мир противостоит Богу Отцу, а в 1 Ин. 3 показано, что дьявол, Сатана, противостоит Сыну, который пришёл, чтобы уничтожить дела дьявола. Отсюда видно, что Триединый Бог борется с триединой проблемой, что божественная Троица — Отец, Сын и Дух — противостоит миру, дьяволу и плоти. Если мы будем видеть в общих чертах 4:1-10, мы увидим, что в этих стихах рассматриваются три крупные темы — удовольствия, мир и дьявол.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках