Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 10

Практические добродетели христианского совершенства

(10)

  Тексты Писания: Иак. 4:6-17

  В предыдущем сообщении мы рассмотрели три крупные проблемы, о которых говорится в Иак. 4:1-10. Этими проблемами являются удовольствия, мир и дьявол. В этом сообщении мы пойдём дальше и рассмотрим, что Иаков говорит в 4:6-17.

Бoльшая благодать

  В стихе 6 Иаков говорит: «Но Он даёт бо́льшую благодать; поэтому оно говорит: „Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”». Под словом «оно» в этом стихе имеется в виду Писание в стихе 5. Последняя часть стиха 6 представляет собой цитату из Прит. 3:34 по тексту Септуагинты. В этом стихе говорится: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Судя по контексту, имеется в виду наша гордость по отношению к Богу, которая побуждает Его противиться нам. Смирение тоже проявляется нами по отношению к Богу и побуждает Его давать нам благодать, что Он и хочет делать.

  Нам нужно научиться приближаться к Богу (ст. 8), чтобы получать бо́льшую благодать. Вместо того чтобы быть гордыми и противящимися Богу, мы должны принимать в кротости посаженное в нас слово. Гордый человек не может принять посаженное в нём Божье слово. Если мы будем смиренными, мы будем принимать посаженное в нас слово и мы также будем получать бо́льшую благодать.

Подчиниться Богу

  В стихе 7 Иаков продолжает: «Итак, подчинитесь Богу; но противостойте дьяволу, и он убежит от вас». Подчиниться Богу — значит быть смиренным по отношению к Богу (ст. 10; 1 Пет. 5:6).

  Быть гордым по отношению к Богу — значит принять сторону Божьего врага, дьявола; быть смиренным по отношению к Богу, то есть подчиниться Богу, — значит противостоять дьяволу, стоять против него. Это лучшая стратегия для борьбы с Божьим врагом; она всегда вынуждает его бежать от нас.

  Плоть, подразумеваемая в стихе 1, мир в стихе 4 и дьявол в стихе 7 — это три главных врага верующих. Они связаны друг с другом: плоть противостоит Духу (Гал. 5:17), мир — Богу (1 Ин. 2:15), а дьявол — Христу (1 Ин. 3:8). Плоть предаётся удовольствиям, любя мир, а мир захватывает нас для дьявола. Тем самым Божий вечный замысел в отношении нас превращается в ничто.

  В стихе 8 Иаков продолжает: «Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники, и очистите сердца, двоедушные!» Здесь, как и в 1:8, Иаков использует слово «двоедушный», означающее «с раздвоенными мыслями». В 1:8 двоедушие связано с сомнениями в молитве. Бог создал человека как одну душу, с одним разумом и одной волей. Когда верующий во время молитвы сомневается, он делается двоедушным, подобным кораблю с двумя рулями, то есть движущимся в неопределённом направлении. В 4:8 под двоедушием понимается такое состояние, при котором сердце человека поделено между двумя — между Богом и миром. Это делает людей прелюбодейками (ст. 4) и грешниками, теми, кому нужно очистить сердца и омыть руки, чтобы приблизиться к Богу и чтобы затем Бог приблизился к ним.

  В стихе 9 Иаков говорит: «Терпите несчастье, скорбите и плачьте. Смех ваш пусть обратится в скорбь, а радость — в уныние». Этот стих представляет собой суровое вразумление для Божьей прелюбодейной супруги, которая предаётся плотским удовольствиям, любя мир и будучи захвачена дьяволом.

  В стихе 10 Иаков делает заключение к этому разделу: «Смиритесь перед Господом, и Он возвысит вас». Эти слова, будучи заключением к этому разделу (ст. 1-10), представляют собой увещевание, направленное против сражений и желаний, о которых говорится в стихах 1-3.

Не говорить против братьев

  В стихах 11 и 12 Иаков обращается к нам со словами о том, что не следует говорить против братьев: «Не говорите друг против друга, братья. Кто говорит против брата или судит своего брата, тот говорит против закона и судит закон. А если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, а судья. Один есть Законодатель и Судья, который может спасти и уничтожить. А кто ты, судящий ближнего?» Обратите внимание на то, что в этих стихах Иаков четыре раза упоминает закон. В стихе 12 он называет Бога Законодателем. Сказанное Иаковом здесь и в 2:8-11 о ветхозаветном законе и сказанное им в 1:25 и 2:12 о совершенном законе свободы, возможно, означает, что, на его взгляд, нет никакого различия между тем, чтобы соблюдать ветхозаветный закон, и тем, чтобы жить совершенным законом свободы, внутренним законом жизни. Но согласно божественному откровению во всём Новом Завете, между этими двумя вещами есть чёткое, ясное различие. Соблюдение ветхозаветного закона всего лишь делает нас правыми перед Богом и людьми, чтобы мы были оправданы законом. Но жить внутренним законом жизни (Евр. 8:10-11; Рим. 8:2) — значит жить Христа и возвеличивать Его (Флп. 1:20-21) для созидания Его Тела, которое будет выражать Его (Эф. 1:22-23), и для созидания Божьего дома, который будет удовлетворять Бога (1 Тим. 3:15). Это позволяет достигнуть вечной цели Бога согласно Его новозаветному домостроительству. Хотя мы и становимся совершенными, соблюдая ветхозаветный закон, мы всё равно не можем достигнуть Божьей вечной цели. Это становится возможным только в том случае, если мы живём внутренним законом жизни. Подобное житие естественно и автоматически исполняет больше, чем требуется в ветхозаветном законе (Рим. 8:4), и даже достигает уровня конституции царства, который показан в Мф. 5—7.

Полагаться не на собственную волю, а на Господа

  К настоящему моменту мы рассмотрели девять аспектов практических добродетелей христианского совершенства, которые заключаются в том, чтобы: терпеливо переносить испытания при помощи веры (Иак. 1:2-12), сопротивляться искушению как те, кто рождён Богом (Иак. 1:13-18), жить богобоязненной жизнью при помощи посаженного в нас слова согласно совершенному закону свободы (Иак. 1:19-27), не оказывать лицеприятия среди братьев (Иак. 2:1-13), быть оправданными делами в отношениях с верующими (Иак. 2:14-26), обуздывать язык (Иак. 3:1-12), поступать в мудрости (Иак. 3:13-18), побеждать удовольствия, мир и дьявола (Иак. 4:1-10) и не говорить против братьев (Иак. 4:11-12). В следующем разделе (Иак. 4:13-17) мы видим ещё одну добродетель практического христианского совершенства, которая заключается в том, чтобы полагаться не на собственную волю, а на Господа.

  В стихе 13 Иаков говорит: «Теперь послушайте вы, те, кто говорит: „Сегодня или завтра мы пойдём в такой-то город, и проведём там год, и будем торговать, и получим прибыль”». Этот стих начинается словами: «Теперь послушайте». Иаков использует это выражение во второй раз в 5:1, где он обращается к богатым.

  Читая стих 13, нам нужно обратить внимание на волеизъявление, выраженное в словах «пойдём», «проведём», «будем торговать» и «получим». Если человек сражается за плотские удовольствия (ст. 1), дружит с миром (ст. 4), говорит против брата, то есть судит закон (ст. 11), идёт торговать по собственной воле и хвалится в высокомерии (ст. 16), то всё это указывает на нечестивую и самонадеянную уверенность человека, который забыл о Боге. Основой для учения Иакова в отношении всех этих вопросов был, вероятно, его взгляд на практическое христианское совершенство.

  Я хотел бы ещё раз отметить контраст между акцентом на практическом христианском совершенстве в Послании Иакова и акцентом на переживании Христа для произведения церкви в Посланиях Павла. Если мы будем ясно представлять себе это различие, мы увидим необходимость перейти с человеческого уровня, на котором делается акцент в Послании Иакова, на божественный уровень, на котором делается акцент в Посланиях Павла. На божественном уровне мы знаем Христа, переживаем Христа и обладаем Христом для созидания церкви, Его Тела, в качестве Его выражения. Я надеюсь, что Послание Иакова поможет нам увидеть это различие.

  В стихах 14 и 15 Иаков продолжает: «Тогда как вы не знаете завтрашнего — какой будет ваша жизнь; ибо вы пар, который ненадолго появляется, а потом исчезает. Вместо этого вы должны говорить: „Если Господь захочет, мы и жить будем, и сделаем это или то”». Эти слова Иакова также напоминают по стилю Ветхий Завет (см. Пс. 89:4-10). В любом случае его слова заставляют бояться собственной воли и приучают полагаться на Бога, как показано в стихе 15.

  В 4:16 и 17 Иаков делает заключение: «Но теперь вы хвалитесь в своём высокомерии; всякая такая похвала зла. Итак, для того, кто знает, как делать добро, и не делает, — для него это грех». Слово, переведённое как «высокомерие» в стихе 16, также означает «заносчивость», «тщеславие».

  Слово «итак» в стихе 17 указывает на то, что в этом стихе содержатся заключительные слова ко всем повелениям, содержащимся в предыдущих стихах. Эти заключительные слова показывают, что если написанное Иаковом поможет адресатам этого Послания, но они не сделают так, как он написал, то для них это грех.

Афоризм

  Многие христиане ценят 4:13-17, особенно слова Иакова в стихах 14 и 15. В стихе 14 Иаков говорит: «…вы пар, который ненадолго появляется, а потом исчезает». Это высказывание можно считать пословицей. Затем в стихе 15 Иаков призывает нас говорить: «Если Господь захочет, мы и жить будем, и сделаем это или то». Здесь Иаков говорит, что вместо того, чтобы провозглашать, что сегодня или завтра мы пойдём в такой-то город, проведём там какое-то время, будем торговать и получим прибыль, мы должны просто говорить: «Если Господь захочет…»

  Сказанное Иаковом в стихе 15 очень напоминает афоризм. В молодости я думал о том, чтобы сделать табличку с этим афоризмом, чтобы она напоминала мне, что я всегда должен говорить: «Если Господь захочет». Хотя я до сих пор ценю это высказывание, я признаю, что оно имеет ветхозаветный оттенок.

  Христиане иногда используют этот стих в своих письмах и сообщают, что они куда-то поедут или что-то сделают, «если Господь захочет». Я знаю из собственного опыта, что эта фраза может быть для нас защитой. Например, меня пригласили куда-то и я принял приглашение. Но, принимая это приглашение, в своём письме я добавляю эту фразу: «Если Господь захочет». Это защищает меня в том смысле, что, если потом я не смогу поехать туда, как я планировал, меня не смогут осудить за то, что я не приехал. Таким образом, когда мы говорим: «Если Господь захочет», это может быть нашей защитой.

Водимый Духом

  Сказанное Иаковом в этих стихах отличается по своему оттенку от того, что мы видим в других местах Нового Завета, особенно в Посланиях Павла. Вероятно, вы можете вспомнить некоторые стихи, написанные Павлом, которые сходны со словами Иакова в 4:15. Тем не менее основной оттенок Посланий Павла иной, потому что Павел велит нам ходить согласно Духу. Например, в Гал. 5:16 Павел говорит: «Но я говорю: ходите Духом, и вы ни в коем случае не будете исполнять вожделение плоти». Затем в Гал. 5:25 Павел продолжает: «Если мы живём Духом, то будем и ходить Духом». Кроме того, в Рим. 8:4 Павел говорит: «Чтобы праведное требование закона было исполнено в нас, ходящих не согласно плоти, а согласно духу».

  В Деяниях мы видим, что Павел был водим Духом и ходил в духе. В Деян. 16:6 говорится, что «…Святой Дух запретил им говорить слово в Азии». Затем в стихе 7 говорится, что Дух Иисуса не позволил им отправиться в Вифинию. Здесь мы видим, что, когда Павел совершал путешествия с целью благовествования, его ограничивал и направлял Дух. В других случаях Павел раздражался в духе (Деян. 17:16), был тесним в духе (Деян. 18:5) и намеревался в духе (Деян. 19:21).

  Говорить: «Если Господь захочет» — это нечто довольно объективное, и по своему оттенку это весьма соответствует Ветхому Завету. Но быть водимым Духом, ходить в Духе и делать то, что нас понуждает делать наш дух, — это нечто субъективное, и это в гораздо большей степени соответствует Новому Завету.

  У меня, разумеется, нет намерения принижать Иакова и его Послание. Однако я должен честно отметить, что после многих лет изучения этой книги я усвоил, что это Послание носит ярко выраженный иудейский характер и сильно напоминает по колориту, оттенку, вкусу и атмосфере Ветхий Завет. Если бы у нас не было четырнадцати Посланий Павла, мы, возможно, были бы склонны вернуться к иудаизму под влиянием Послания Иакова. Хотя для нас ценно и необходимо то, что Иаков делает акцент на практическом христианском совершенстве, нам, тем не менее, нужно очень ясно осознавать, что большая часть этого Послания имеет оттенок, колорит и атмосферу Ветхого Завета.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках